Валютные резервы. Резерв

Введение.

Финансовые резервы – особая форма финансовых ресурсов, обособляемых органами государственного и муниципального управления и хозяйствующими субъектами на случай возникновения непредвиденных расходов и специфических потребностей, обусловленных необходимостью ликвидации отрицательных последствий случайных, неожиданно возникших событий и обстоятельств. Предназначены для финансирования текущих и капитальных затрат либо вообще не предусмотрены финансовыми планами, либо предусмотрены в меньших объемах, либо не обеспечены финансовыми источниками из – за недопоступления запланированных доходов.

Формирование финансовых резервов объективно предусмотрено потребностями общественного воспроизводства, нуждающегося в бесперебойном финансировании даже при наступлении непредвиденных событий и различного рода случайностей. Оно происходит на стадии распределения финансовых ресурсов по фондам целевого назначения: фондовая форма функционирования финансовых резервов обусловлена необходимостью их целевого использования. Расходуются финансовые резервы только при наступлении событий, на случай возникновения которых они были предусмотрены, и только на цели, связанные с неблагоприятными последствиями наступивших событий. Если же случайных, непредвиденных событий не происходит, «сэкономленные» (оставшиеся неизрасходованными) финансовые резервы выступают источником накопления финансовых ресурсов, повышая устойчивость финансовой системы. Процессы функционирования финансовых резервов и финансовых ресурсов тесно взаимосвязаны: от величины финансовых ресурсов во многом зависит своевременность и полнота формирования финансовых резервов; использование финансовых резервов по их прямому назначению восстанавливает нормальное течение воспроизводственного процесса даже при наступлении неблагоприятных событий, приводя к бесперебойному формированию финансовых ресурсов.

Финансовые резервы: виды финансовых резервов.

Финансовые резервы подразделяются на: бюджетные, страховые, золотовалютные, резервные фонды хозяйствующих субъектов, специальные резервные фонды некоторых министерств и ведомств. Эта классификация финансовых резервов обуславливается группировкой финансовых отношений, их местом и ролью в процессе воспроизводства. В соответствии с ней бюджетные резервы способствуют ликвидации диспропорций и временных нарушений хода социально – экономических процессов; страховые резервы и резервные фонды хозяйствующих субъектов обеспечивают в нужных масштабах и пропорциях непрерывность процесса воспроизводства на микро- и макроуровне даже при возникновении неожиданных обстоятельств и разного рода случайностей; золотовалютные резервы гарантируют устойчивость национальной валюты; специальные резервные фонды министерств и ведомств и бюджетные резервы позволяют финансировать новые возникающие в течение финансового года потребностей, обусловленных научно - техническими достижениями и открытиями; благодаря специальным фондам министерств создаются возможности для резервирования части финансовых ресурсов в рамках отдельных министерств.

В зависимости от функционального назначения выделяют финансовые резервы для:

    осуществления непредвиденных расходов, потребность в которых возникает в ходе выполнения производственно – финансовых планов – частично используются бюджетные резервы (резервные фонды Президента РФ, Правительства РФ, органов исполнительной власти в субъектах РФ, фонды непредвиденных расходов и др.) и резервные фонды хозяйствующих субъектов, а также специальные резервные фонды министерств;

    обеспечения стабильного исполнения бюджетов всех уровней – используются все виды бюджетных резервов, а в случае необходимости и золотовалютные резервы страны;

    обеспечения отраслевых расходов (связанных с новыми научно – техническими достижениями и открытиями, оказанием финансовой помощи предприятиям и т. п.) – используются отраслевые фонды министерств и ведомств, резервные фонды Президента и Правительства РФ, формируемые на федеральных и региональных уровнях;

    покрытия убытков и иного ущерба, вызванного стихийными бедствиями, неблагоприятными погодными условиями, несчастными случаями и др. обстоятельствами – используются разнообразные страховые фонды, страховые резервы, резервные (страховые) фонды хозяйствующих субъектов и (частично) бюджетные резервы.

Финансовые резервы подразделяются также на: стратегические, связанные с освоением новых месторождений полезных ископаемых, укреплением границ государства и т. п. (используются средства Резервного фонда Президента РФ и резервных органов исполнительной власти); оперативные, предназначенные для ликвидации сбоев в воспроизводственном процессе у хозяйствующих субъектов (за счет страховых фондов) или внутригодовых кассовых разрывов в бюджетах органов власти разных уровней (за счет оборотной кассовой наличности). Группировка финансовых резервов может осуществляться и в зависимости от уровня их формирования (централизованные и децентрализованные), методов образования (бюджетные, страховой, самострахование) и др. В рыночных условиях хозяйствования, как и при переходе к рынку, финансовые резервы играют важную роль в качестве стабилизатора экономики; при этом чем тяжелее экономическая обстановка в стране, тем большее значение приобретают финансовые резервы, от наличия и объема которых подчас зависит судьба страны, ее положение в общемировом хозяйстве. В России значительная часть финансовых резервов формируются в распоряжении государственных и муниципальных органов управления. Сюда относятся: различные виды бюджетных резервов, создаваемых в федеральных и местных бюджетах; золотовалютные резервы России; резервные фонды в составе государственных внебюджетных фондов и др. Вместе с тем законы рыночной экономики, как показывает мировой опыт, диктуют необходимость увеличения объема и обеспечения большего разнообразия форм децентрализованных финансовых резервов, образуемых хозяйствующими субъектами.

В данной же работе хотелось бы рассмотреть классификацию финансовых резервов на: бюджетные, страховые, золотовалютные.

Резервные фонды бюджетов.

Резервные фонды бюджетов – обособленная часть денежных средств в бюджетах всех уровней, получившая форму целевых бюджетных фондов, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования как предусмотренных ранее затрат, так и непредвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный или случайный характер. Резервные фонды бюджетов призваны: обеспечивать бесперебойное финансирование предусмотренных по бюджету мероприятий даже в тех случаях когда бюджетные поступления оказываются ниже запланированной величины; способствовать сохранению баланса между доходами и расходами бюджета, непосредственно влияя на его устойчивость; выступать одним из источников возмещения ущерба, причиняемого государственной и муниципальной собственности стихийными силами природы; маневрировать денежными средствами в целях устранения внутригодовых кассовых разрывов; удовлетворять вновь появляющиеся неотложные нужды, устранять возникающие в ходе исполнения бюджета диспропорции.

Будучи разновидностью финансовых резервов, резервные фонды бюджета характеризуются специфическими чертами: они относятся к централизованным резервам общества и имеют широкую сферу применения; их отличает масштабность влияния на процесс воспроизводства, поскольку они способствуют устойчивости экономики страны в целом, поддержанию стабильного функционирования ее отраслей при наступлении чрезвычайных и непредвиденных событий; их образование всегда носит обязательный, законодательно оформленный характер; они универсальны по направлениям использования, т. к. призваны обеспечивать любую дополнительную потребность в средствах, возникающую в бюджете любого уровня в связи с наступлением непредвиденных и чрезвычайных событий.

Источник формирования резервных фондов бюджета – средства, аккумулированные в бюджетах всех уровней. Образование бюджетных резервов отражается в расходной части бюджета, в отдельных случаях показывается за балансом доходов и расходов бюджета. Однако включение бюджетных резервов в расходную часть бюджета не означает, что они являются обычным бюджетным расходом поскольку резервные бюджетные фонды представляют собой своеобразный запас бюджетных ресурсов, которые мобилизованы в бюджет, но зарезервированы на случай необходимости в дополнительном финансировании, связанном с возникновением в процессе исполнения бюджета незапланированных расходов. В отличии от обычных расходов бюджета, постепенно и непрерывно осуществляемых в течении бюджетного года, резервные фонды бюджетов используются только в период наступления определенного рода непредвиденных событий и обстоятельств. Если же в течении бюджетного года таких событий не возникает, то эти фонды остаются невостребованными и должны переходить на следующий год как элемент национального богатства.

В федеральном и региональном бюджетах создаются резервные фонды органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, в местных бюджетах – резервные фонды органов местного самоуправления. Создание в расходной части бюджетов всех уровней резервных фондов законодательных органов и депутатов этих органов публичной власти запрещено законом, поскольку такое резервирование средств противоречит экономической природе резервных фондов. Поскольку резервные фонды бюджетов создаются на случай непредвиденных или чрезвычайных расходов, появляющихся в ходе исполнения бюджета, то их финансирование – прерогатива исполнительных, но отнюдь не законодательных органов власти. Круг вопросов, решаемых органами законодательной власти, заранее планируется, не носит случайного или стихийного характера, а потому должен финансироваться в законодательно установленном порядке через соответствующие показатели утвержденного бюджета.

Общая величина резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать (согласно ст. 81 Бюджетного кодекса РФ) 3% утвержденного объема бюджетных расходов; размер резервных фондов в бюджетах субъектов РФ устанавливается органами законодательной власти субъектов РФ при утверждении региональных бюджетов на очередной финансовый год. Использование средств резервных фондов бюджетов происходит на основе решений тех органов государственной власти и органов местного самоуправления, в распоряжении которых они были созданы; средства направляются на финансирование непредвиденных затрат, в т. ч. на проведение аварийно – восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем году; расходование резервных фондов бюджетов осуществляется в тех же формах, которые используются согласно ст. 69 Бюджетного Кодекса РФ для предоставления бюджетных средств юридическим лицам и другим возможным бюджетополучателям. Форма расходования средств резервных фондов бюджетов определяется функционированным назначением выделяемых ресурсов.

Порядок расходования средств резервных фондов бюджетов устанавливается нормативно - правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Органы исполнительной власти федерального и регионального уровня, а также органы местного самоуправления обязаны ежеквартально информировать соответствующие органы законодательной власти и местного самоуправления о расходовании средств резервных фондов бюджетов. Благодаря такой информации на всех уровнях бюджетной системы РФ осуществляется текущий контроль со стороны законодательной органов власти и местного самоуправления за целевым и рациональным использованием средств резервных фондов бюджетов.

Функционирование резервных фондов бюджетов в бюджетах всех уровней бюджетные системы, многофункциональность их назначения требует создания разнообразных видов резервных фондов бюджетов. Это объясняется различными по составу полномочиями, возложенными на каждый уровень власти, от которых зависит потребность в резервах и с чем связана дифференциация видов и целей использования. Кроме того, существование множества видов бюджетных резервов вызвано большим количеством непредвиденных событий и обстоятельств, обслуживание которых на них возложено. В России в состав резервных фондов бюджета входят: Резервный фонд Президента РФ, резервные фонды президентов республик в составе РФ, резервные фонды органов исполнительной власти. В качестве резерва может использоваться также превышение доходов над расходами, образовавшиеся в процессе исполнения бюджета.

Резервные фонды бюджета по функциональному назначению подразделяются на: стратегические, страховые, оперативные. Стратегические бюджетные резервы предназначены для финансирования расходов крупномасштабного характера, рассчитанного на перспективу: развития перспективных наукоемких производств, освоения вновь открытых месторождений полезных ископаемых, укрепления обороноспособности страны. На эти цели частично используются средства резервного фонда Президента РФ и резервного фонда Правительства РФ.

Страховые бюджетные резервы позволяют обеспечить бесперебойное развитие экономики и жизнедеятельности населения при возникновении крупномасштабных стихийных бедствий и катастроф, восполняют ущерб, нанесенный такими чрезвычайными обстоятельствами. К ним, прежде всего относятся Резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, который выполняет функции централизованного страхового фонда. Аналогичные фонды могут создаваться в бюджетах субъектов РФ. На практике страховую функцию, как правило, выполняют бюджетные резервы исполнительных органов государственной власти.

Оперативные бюджетные резервы формируются с целью финансирования непредусмотренных мероприятий неотложного характера, ликвидации внутригодовых кассовых разрывов и т. п. Для решения этих задач в бюджетах создаются фонды непредвиденных расходов, оборотная кассовая наличность и др.

Механизм коммерческой организацииРеферат >> Финансы

Привлеченными инвесторами посредством самострахования, т. е. созданием финансовых резервов , диверсификации инвестиционного портфеля и коммерческого страхования... капиталов; · резервы как одна из форм финансовой гарантии платежеспособности хозяйствующего...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

В рыночных условиях хозяйствования, как и при переходе к рынку, финансовые резервы играют важную роль в качестве стабилизатора экономики. При этом чем тяжелее экономическая обстановка в стране, тем большее значение приобретают финансовые резервы, от наличия и объема которых подчас зависит судьба страны, ее положение в общемировом хозяйстве.

Актуальность работы. В настоящее время очень актуальны вопросы управления финансовыми резервами государства. Однако традиций управления финансовым резервом как капиталом в России просто нет. В прошлые эпохи государство в лучшем случае располагало запасом. Сегодня государство преодолело рубеж, отделяющий такую заначку от капитала, который должен работать и приносить прибыль. Но этот фундаментальный факт еще не осознан обществом и не нашел должного отражения в политике государства, поэтому исследования, проводимые в рамках данной работы, носят элементы новизны.

В последние годы бюджетный процесс в России реформируется, и изменения в нем очевидны и положительны. Наличие среди источников дохода бюджета страны в качестве значительной составляющей доходов от природных ресурсов, таких как нефть, газ, цветные металлы, ставит перед правительством РФ ряд острых вопросов. Во-первых, проблема сбережений для будущих поколений - долгосрочная задача создания механизма перераспределения существующих доходов от ресурсов между текущим моментом и будущим, когда ресурсы будут исчерпаны. Во-вторых, стабилизационный мотив - задача выравнивания в краткосрочном периоде государственных расходов и, в целом, экономического развития страны при резких колебаниях цен на мировых товарных рынках. Долгосрочное планирование бюджетных параметров и направлений фискальной политики необходимо для обеспечения динамичного развития экономики. Все это делает работу по теме «Финансовые резервы, их динамика и проблемы развития в современной России» особенно актуальной.

Цель работы - изучить финансовые резервы и их значение.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

Определить сущность и назначение финансовых резервов.

Изучить формы существования финансовых резервов на макро- и микроуровне

Рассмотреть резервные фонды исполнительных органов государственной власти в РФ, их назначение, порядок формирования и использования

Проанализировать порядок формирования, назначение и использование Фонда благосостояния РФ и Резервного фонда РФ

Исследовать проблемы формирования и перспективы развития фондов

Объект работы - отношения в сфере формирования и использования финансовых резервов Российской Федерации.

Предмет работы - процессы формирования, использования и совершенствования управлением финансовыми резервами РФ.

Глава 1. Теоретические основы формирования и использования финансовых резервов

финансовый резерв исполнительный государственный

1.1 Понятие и назначение финансовых резервов

В условиях перехода к рыночной экономике всем институтам финансовой системы придается большое значение, т. к., они вносят определенный вклад в развитие экономики государства. Усовершенствование финансовых отношений - главное условие функционирования рыночной экономики.

Финансы являются неотъемлемой частью экономики, помогающей осуществить методы государственного регулирования путем формирования различных фондов денежных средств.

Финансы как научное понятие обычно ассоциируются с теми процессами, которые на поверхности общественной жизни проявляются в разнообразных формах и обязательно сопровождаются движением (наличным или безналичным) денежных средств.

Распределение и перераспределение стоимости с помощью финансов обязательно сопровождается движением денежных средств, принимающих специфическую форму финансовых ресурсов.

Субъектом государственных финансовых ресурсов является само государство.

Объектом государственных финансовых ресурсов являются финансовые отношения в результате действий, которых образуются целевые денежные фонды: доходы бюджетов всех уровней и доходы внебюджетных фондов.

Финансовые ресурсы выступают материальными носителями финансовых отношений. Они выступают объектом реального денежного оборота, являются источниками финансирования расширенного воспроизводства.

Главным материальным источником денежных фондов выступает национальный доход страны - вновь созданная стоимость. Он распределяется на стоимость необходимого и прибавочного продукта. Необходимый продукт и часть прибавочного - это фонд воспроизводства рабочей силы. Остальное - это фонд накопления. У хозяйствующих субъектов основными денежными фондами являются фонд накопления, фонд потребления и фонд финансовых резервов.

Таким образом, финансовые резервы (англ. contingency funds) - особая форма финансовых ресурсов, обособляемых органами государственного и муниципального управления и хозяйствующими субъектами на случай возникновения непредвиденных расходов и специфических потребностей, обусловленных необходимостью ликвидации отрицательных последствий случайных, неожиданно возникших событий и обстоятельств.

Формирование финансовых резервов объективно предопределено потребностями общественного воспроизводства, нуждающегося в бесперебойном финансировании даже при наступлении непредвиденных событий и различного рода случайностей. Оно происходит на стадии распределения финансовых ресурсов по фондам целевого назначения: фондовая форма функционирования финансовых резервов обусловлена необходимостью их целевого использования. Расходуются финансовые резервы только при наступлении событий, на случай возникновения, которых они были предусмотрены, и только на цели, связанные с неблагоприятными последствиями наступивших событий. Если же случайных, непредвиденных событий не происходит, оставшиеся и неизрасходованные финансовые резервы выступают источником накопления финансовых ресурсов, повышая устойчивость финансовой системы. Процессы функционирования финансовых резервов и финансовых ресурсов тесно взаимосвязаны: от величины финансовых ресурсов во многом зависит своевременность и полнота формирования финансовых резервов; использование финансовых резервов по их прямому назначению восстанавливает нормальное течение воспроизводственного процесса даже при наступлении неблагоприятных событий, приводя к бесперебойному формированию финансовых ресурсов.

Функциональное назначение финансовых резервов:

Покрывать непредвиденные расходы, потребность в которых возникает в ходе выполнения производственно-финансовых планов (резервные фонды Президента РФ, Правительства РФ, резервные фонды хозяйствующих субъектов, а также специальные резервные фонды министерств)

Обеспечивать стабильное исполнение бюджетов всех уровней (все виды бюджетных резервов, а в случае необходимости и золотовалютные резервы страны)

Обеспечивать отраслевые расходы (отраслевые фонды министерств и ведомств, резервные фонды Президента РФ и Правительства РФ, формируемые на федеральном и региональном уровнях)

Покрывать убытки и иной ущерб, вызванный стихийными бедствиями, неблагоприятными погодными условиями, несчастными случаями и другими обстоятельствами (разнообразные страховые резервы, резервные (страховые) фонды хозяйствующих субъектов и (частично) бюджетные резервы)

Формирование и использование государственных финансовых резервов в России обусловлено главным образом не достижением целей развития национальной экономики и модернизацией промышленности за счет получения нового источника финансирования, а обеспечением сбалансированности ее основных макроэкономических показателей (рис. 1).

Рис. 1. Двойственная роль государственных финансовых резервов.

Сегодня главной проблемой в реализации эффективной политики государственных финансовых резервов является поиск путей направления данных финансовых ресурсов на развитие национальной экономики и модернизацию промышленности с одновременным обеспечением сбалансированности основных макроэкономических показателей экономики России.

Исследование государственных финансовых резервов должно быть направлено на изучение групп проблем, во-первых, в области формирования этих резервов, и, во-вторых, в области их использования. В свою очередь проблемы в области использования распадаются на две подобласти: проблемы, возникающие при размещении государственных финансовых резервов, и проблемы при их расходовании. Решение проблем должно строиться на основе углубления теоретических и методологических представлений о формировании и использовании государственных финансовых резервов в целях разработки мероприятий в области обеспечения безопасности и развития экономики России.

Роль финансовых резервов весьма значительна как при переходе к рынку, так и в условиях рыночной экономики. Финансовые резервы выполняют функцию стабилизатора экономики, и значение их только увеличивается при ухудшении экономической обстановки в стране.

Таким образом, положение государства в общемировом хозяйстве, и его дальнейшая судьба напрямую зависят от наличия и объема финансовых резервов и обеспечения большего разнообразия форм децентрализованных финансовых резервов, образуемых хозяйствующими субъектами.

1.2 Формы существования финансовых резервов на макро- и микроуровне РФ

Классификация финансовых резервов:

Бюджетные резервы. Они способствуют ликвидации диспропорций и временных нарушений хода социально - экономических процессов

Страховые резервы и резервные фонды хозяйствующих субъектов. Обеспечивают в нужных масштабах и пропорциях непрерывность процесса воспроизводства на микро- и макроуровне даже при возникновении неожиданных обстоятельств и разного рода случайностей.

Золотовалютные резервы (от англ. gold and foreign exchange reserves) -- официальные централизованные запасы резервных ликвидных активов, которые используются для международных макроэкономических расчетов стран, погашения внешних долговых обязательств, регулирования рыночных валютных курсов национальных денежных единиц. Находятся во владении и распоряжении центральных банков и государственных, правительственных и финансовых органов, а также международных валютно-кредитных организаций.

Специальные резервные фонды некоторых министерств и ведомств. Они позволяют финансировать новые возникающие в течение финансового года потребностей, обусловленных научно-техническими достижениями и открытиями; благодаря специальным фондам министерств создаются возможности для резервирования части финансовых ресурсов в рамках отдельных министерств.

Эта классификация финансовых резервов обуславливается группировкой финансовых отношений, их местом и ролью в процессе воспроизводства.

В соответствии с ней бюджетные резервы способствуют ликвидации диспропорций и временных нарушений хода социально-экономических процессов; страховые резервы и резервные фонды хозяйствующих субъектов обеспечивают в нужных масштабах и пропорциях непрерывность процесса воспроизводства на микро- и макроуровне даже при возникновении неожиданных обстоятельств и разного рода случайностей:

золотовалютные резервы гарантируют устойчивость национальной валюты;

специальные резервные фонды министерств и ведомств и бюджетные резервы позволяют финансировать новые возникающие в течение финансового года потребности, обусловленные научно-техническими достижениями и открытиями;

благодаря специальным фондам министерств создаются возможности для резервирования части финансовых ресурсов в рамках отдельных министерств.

Существует подразделение финансовых резервов на:

стратегические, связанные с освоением новых месторождений полезных ископаемых, укреплением границ государства и т.п. (используются средства Резервного Фонда Президента РФ и резернвых органов исполнительной власти);

оперативные, предназначены для ликвидации сбоев в воспроизводственном процессе у хозяйствующих субъектов (за счет страховых фондов) или внутригодовых классовых разрывов в бюджетах органов власти разных уровней (за счет оборотной кассовой наличности).

Группировка финансовых резервов может осуществляться и в зависимости от:

уровня их формирования (централизованные и децентрализованные),

методов образования (бюджетные, страховые, самострахование)

финансовых резервов, образуемых хозяйствующими субъектами.

Финансовые резервы подразделяются на:

бюджетные фонды, образуемые в государственном бюджете для бесперебойного финансирования предусмотренных мероприятий и финансового обеспечения, вновь возникающих расходов неотложного характера;

страховые резервы, часть имущества страховщика.

В отличие от обычной компании, у которой все имущество находится в ее полном распоряжении, имущество страховой компании делится на две части: средства страховых резервов и так называемые «собственные средства» страховщика.

Собственными средствами страховщик может распоряжаться по своему усмотрению, а возможности распоряжения средствами резервов строго регламентированы.

По существу, возможности страховщика по распоряжению средствами резервов состоят в следующем:

страховщик выплачивает из этих средств страховое возмещение или обеспечение;

по окончании действия договора страхования часть резервов, соответствующая этому договору, переходит в состав собственных средств страховщика и при этом переходе облагается налогом на прибыль; размер этой части рассчитывается по специальной формуле и зависит от того произошла или не произошла выплата по этому договору и от других причин;

средства, которые не израсходованы на выплаты и не перешли в состав собственных средств вкладываются в различные объекты инвестиций с целью получения прибыли; говорят, что эта часть средств резервов «размещается». Другими способами распоряжаться средствами резервов страховщик не может.

Группировка финансовых резервов может осуществляться и в зависимости от уровня их формирования (централизованные и децентрализованные), методов образования (бюджетный, страховой, самострахование) и др.

В рыночных условиях хозяйствования, как и при переходе к рынку, финансовые резервы играют важную роль в качестве стабилизатора экономики; при этом чем тяжелее экономическая обстановка в стране, тем большее значение приобретают финансовые резервы, от наличия и объема которых подчас зависит судьба страны, ее положение в общемировом хозяйстве. В России значительная часть финансовых формируется в распоряжении государственных и муниципальных органов управления. Сюда относятся:

различные виды бюджетных резервов, создаваемых в федеральных, региональных и местных бюджетах;

золотовалютные резервы России;

резервные фонды в составе государственных внебюджетных фондов и др.

Вместе с тем законы рыночной экономики, как показывает мировой опыт, диктуют необходимость увеличения объема и обеспечения большего разнообразия форм децентрализованных финансовых резервов, образуемых хозяйствующими субъектами.

1.3 Резервные фонды исполнительных органов государственной власти в РФ

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов : органов исполнительной власти; органов местного самоуправления.

Резервные фонды бюджетов - обособленная часть денежных средств в бюджетах всех уровней, получившая форму целевых бюджетных фондов, предназначенных для обеспечения бесперебойного финансирования как предусмотренных ранее затрат, так и непредвиденных расходов, возникших внезапно и имеющих чрезвычайный или случайный характер.

Резервные фонды призваны:

обеспечивать бесперебойное финансирование предусмотренных по бюджету мероприятий даже в тех случаях, когда бюджетные поступления оказываются ниже запланированной величины;

способствовать сохранению баланса между доходами и расходами бюджета, непосредственно влияя на его устойчивость;

выступать одним из источников возмещения ущерба, причиняемого государственной и муниципальной собственности стихийными силами природы;

маневрировать денежными средствами в целях устранения внутригодовых кассовых разрывов;

удовлетворять вновь появляющиеся неотложные нужды, устранять возникающие в ходе исполнения бюджета диспропорции.

Будучи разновидностью финансовых резервов, резервные фонды бюджета характеризуются специфическими чертами:

они относятся к централизованным резервам общества и имеют широкую сферу применения;

их отличает масштабность влияния на процесс воспроизводства, поскольку они способствуют устойчивости экономики страны в целом, поддержанию стабильного функционирования ее отраслей при наступлении чрезвычайных и непредвиденных событий;

их образование всегда носит обязательный, законодательно оформленный характер;

они универсальны по направлениям использования, т. к. призваны обеспечивать любую дополнительную потребность в средствах, возникающую в бюджете любого уровня в связи с наступлением непредвиденных и чрезвычайных событий.

Источник формирования резервных фондов - средства, аккумулированные в бюджетах всех уровней. Образование бюджетных резервов отражается в расходной части бюджета, в отдельных случаях показывается за балансом доходов и расходов бюджета. Однако включение бюджетных резервов в расходную часть бюджета не означает, что они являются обычным бюджетным расходом, поскольку представляют собой своеобразный запас бюджетных ресурсов, которые мобилизованы в бюджет, но зарезервированы на случай необходимости в дополнительном финансировании, связанном с возникновением в процессе исполнения бюджета незапланированных расходов.

В отличие от обычных расходов бюджета, постепенно и непрерывно осуществляемых в течение бюджетного года, используются только в период наступления определенного рода событий и обстоятельств. Если же в течение бюджетного года таких событий не возникает, то эти фонды остаются невостребованными и должны переходить на следующий год как элемент национального богатства.

В федеральном и региональном бюджетах создаются резервные фонды органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ, в местных бюджетах - резервные фонды органов местного самоуправления.

В расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) - резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций (согласно ст. 81 Бюджетного кодекса РФ).

Общая величина резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3% утвержденного объема бюджетных расходов; размер резервных фондов в бюджетах субъектов РФ устанавливается органами законодательной власти субъектов РФ при утверждении региональных бюджетов на очередной финансовый год.

Поскольку резервные фонды бюджетов создаются на случай непредвиденных или чрезвычайных расходов, появляющихся в ходе исполнения бюджета, то их финансирование - прерогатива исполнительных, но отнюдь не законодательных органов власти. Круг вопросов, решаемых органами законодательной власти, заранее планируется, не носит случайного или стихийного характера, а потому должен финансироваться в законодательно установленном порядке через соответствующие показатели утвержденного бюджета. Использование средств резервных фондов бюджетов происходит на основе решений тех органов государственной власти и органов местного самоуправления, в распоряжении которых они были созданы; средства направляются на финансирование непредвиденных затрат, в т. ч. на проведение аварийно - восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имевших место в текущем году; расходование резервных фондов бюджетов осуществляется в тех же формах, которые используются согласно ст. 69 Бюджетного Кодекса РФ для предоставления бюджетных средств юридическим лицам и другим возможным бюджетополучателям. Форма расходования средств резервных фондов бюджетов определяется функционированным назначением выделяемых ресурсов.

Порядок расходования средств резервных фондов бюджетов устанавливается нормативно - правовыми актами Правительства РФ, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Органы исполнительной власти федерального и регионального уровня, а также органы местного самоуправления обязаны ежеквартально информировать соответствующие органы законодательной власти и местного самоуправления о расходовании средств резервных фондов бюджетов. Благодаря такой информации на всех уровнях бюджетной системы РФ осуществляется текущий контроль со стороны законодательной органов власти и местного самоуправления за целевым и рациональным использованием средств резервных фондов бюджетов.

Функционирование резервных фондов бюджетов в бюджетах всех уровней бюджетные системы, многофункциональность их назначения требует создания разнообразных видов резервных фондов бюджетов. Это объясняется различными по составу полномочиями, возложенными на каждый уровень власти, от которых зависит потребность в резервах и с чем связана дифференциация видов и целей использования. Кроме того, существование множества видов бюджетных резервов вызвано большим количеством непредвиденных событий и обстоятельств, обслуживание которых на них возложено.

В России в состав резервных фондов бюджета входят:

Резервный фонд Президента РФ

Резервные фонды президентов республик в составе РФ

Резервные фонды органов исполнительной власти.

В качестве резерва может использоваться также превышение доходов над расходами, образовавшиеся в процессе исполнения бюджета.

Резервные фонды бюджета по функциональному назначению подразделяются на:

Стратегические - предназначены для финансирования расходов крупномасштабного характера, рассчитанного на перспективу: развития перспективных наукоемких производств, освоения вновь открытых месторождений полезных ископаемых, укрепления обороноспособности страны. На эти цели частично используются средства резервного фонда Президента РФ и резервного фонда Правительства РФ.

Страховые - позволяют обеспечить бесперебойное развитие экономики и жизнедеятельности населения при возникновении крупномасштабных стихийных бедствий и катастроф, восполняют ущерб, нанесенный такими чрезвычайными обстоятельствами. К ним, прежде всего относятся Резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, который выполняет функции централизованного страхового фонда. Аналогичные фонды могут создаваться в бюджетах субъектов РФ. На практике страховую функцию, как правило, выполняют бюджетные резервы исполнительных органов государственной власти.

Оперативные - формируются с целью финансирования непредусмотренных мероприятий неотложного характера, ликвидации внутригодовых кассовых разрывов и т. п. Для решения этих задач в бюджетах создаются фонды непредвиденных расходов, оборотная кассовая наличность и др.

В ходе написания первой главы, посвященной изучению теоретической основы формирования и использования финансовых резервов, было определено, что финансовыми резервами называется особая форма финансовых ресурсов, обособляемых органами государственного и муниципального управления и хозяйствующими субъектами на случай возникновения непредвиденных расходов и специфических потребностей, обусловленных необходимостью ликвидации отрицательных последствий случайных, неожиданно возникших событий и обстоятельств. Подробно рассмотрено функциональное назначение финансовых резервов, к которым относится: покрывать непредвиденные расходы, обеспечивать стабильное исполнение бюджетов всех уровней, обеспечивать отраслевые расходы, покрывать убытки и иной ущерб. В процессе написания было выявлено, что поиск путей направления финансовых ресурсов на развитие национальной экономики и модернизацию промышленности, является наиболее важной и актуальной проблемой в реализации эффективной политики государственных финансовых резервов.

Проанализировав научные источники, которые показывают, куда именно исследование государственных финансовых резервов должно быть направлено: на изучение групп проблем (в области формирования этих резервов и в области их использования), мы пришли к выводу, что их решение должно строиться на основе углубления теоретических и методологических представлений о формировании и использовании государственных финансовых резервов. В ходе написания было также подчеркнуто, что положение государства в общемировом хозяйстве, и его дальнейшая судьба напрямую зависят от наличия и объема финансовых резервов и обеспечения большего разнообразия форм децентрализованных финансовых резервов, образуемых хозяйствующими субъектами. Также была рассмотрена классификация финансовых резервов, анализ которой показал, что она обуславливается группировкой финансовых отношений, их местом и ролью в процессе воспроизводства. Было выявлено, что существуют подразделения финансовых резервов (стратегические и оперативные), а более подробное изучение показало, что группировка финансовых резервов может осуществляться в зависимости от уровня их формирования, методов образования и финансовых резервов, образуемых хозяйствующими субъектами. Во время изучения теоретической основы формирования и использования финансовых резервов было выявлено, что в расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов. Также, было проанализировано, почему так необходимы резервные фонды и что именно входит в их состав. Изучено как подразделяются резервные фонды бюджета по функциональному назначению (стратегические, страховые и оперативные) и какую цель преследует тот или иной фонд.

Глава 2. Резервный фонд и фонд национального благосостояния РФ

2.1 Назначение, порядок формирования и использования Резервного фонда РФ

Резервный фонд Российской Федерации сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния России.

Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

Резервный фонд РФ представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учёту и управлению в целях осуществления нефтегазового трансферта в случае недостаточности нефтегазовых доходов для финансового обеспечения указанного трансферта.

Резервный фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

Фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Резервный фонд формируется за счет:

нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённую на соответствующий финансовый год величину нефтегазового трансферта при условии, что накопленный объём Резервного фонда не превышает его нормативной величины (начиная с 2008 года, нефтегазовые доходы учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета);

доходов от управления средствами Резервного фонда.

Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. Средства Резервного фонда могут размещаться в иностранную валюту и ряд финансовых активов, номинированных в иностранной валюте. Также предполагается возможность инвестировать средства Резервного фонда в облигации иностранных центральных банков.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);

вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

вывозных таможенных пошлин на газ природный;

вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.

После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2015 г. нормативная величина Резервного фонда не определяется, нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Другим источником формирования Резервного фонда являются доходы от управления его средствами.

С 1 января 2010 г. до 1 февраля 2016 г. доходы от управления средствами Резервного фонда не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета. Средства нефтегазовых доходов Резервного фонда учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации. С 1 января 2010 г. до 1 января 2015 г. обособленный учет средств нефтегазовых доходов федерального бюджета не осуществляется.

Целями управления средствами Резервного фонда являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.

Управление средствами Резервного фонда осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации.

Управление средствами Резервного фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно) :

путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;

путем размещения средств Фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в иностранной валюте, перечень которых определен законодательством Российской Федерации.

Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Резервного фонда в соответствии с первым способом, то есть путем размещения средств на валютных счетах в Центральном банке Российской Федерации, следующим образом. Согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Резервного фонда в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из финансовых активов, в которые могут размещаться средства Резервного фонда, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда. В целях повышения эффективности управления средствами Резервного фонда Министерство финансов Российской Федерации уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Резервного фонда в пределах соответствующих долей, установленных Правительством Российской Федерации.

Использование средств Резервного фонда на формирование нефтегазового трансферта осуществляется без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в случае недостаточности для этих целей нефтегазовых доходов федерального бюджета, поступивших за соответствующий финансовый год.

Предельный объем использования средств Резервного фонда для финансового обеспечения нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Использование средств Резервного фонда на финансирование нефтегазового трансферта в периоды неблагоприятной конъюнктуры мировых цен на энергоносители позволяет проводить сбалансированную бюджетную политику, обеспечивать стабильное социально-экономическое развитие страны, снижая его зависимость от колебаний на мировых товарно-сырьевых рынках.

Использование средств Резервного фонда на досрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации ориентировано на снижение долговой нагрузки федерального бюджета за счет незапланированных доходов федерального бюджета и экономию средств федерального бюджета за счет сокращения расходов на обслуживание долговых обязательств Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации вправе до 1 января 2015 г. без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете направлять средства Фонда на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства, сокращение заимствований и обеспечение сбалансированности федерального бюджета, в том числе с превышением общего объема расходов федерального бюджета в случае и в пределах увеличения бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов в целях обеспечения сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Совокупный объем средств Резервного фонда (приложение, таб.1)

Совокупный объем средств Резервного фонда, выраженный в российских рублях и долларах США, соответствует сумме остатков на счетах Федерального казначейства в Центральном банке Российской Федерации по учету средств Резервного фонда, пересчитанных по официальным курсам иностранных валют, установленным Центральным банком Российской Федерации на дату, предшествующую отчетной, и кросс-курсам, рассчитанным на основе указанных курсов. С 12 ноября 2008 г. по 17 января 2011 г. в указанный совокупный объем включались также средства Резервного фонда, размещенные в резервную позицию Российской Федерации в Международном валютном фонде.

Указанный показатель не учитывает расчетных сумм процентного дохода за истекшую часть процентного периода по счетам в иностранной валюте, а также процентов, начисленных на средства Резервного фонда, размещенные в резервную позицию МВФ.

2.2 Назначение, порядок формирования и использования Фонда национального благосостояния РФ

Фонд национального благосостояния является частью средств федерального бюджета. Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу.

Фонд национального благосостояния России сформирован 1 февраля 2008 года, после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. На 1 октября 2015 года по данным Минфина объём средств фонда национального благосостояния России составляет 4 878,80 млрд. рублей.

Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Как и Резервный фонд, Фонд национального благосостояния формируется за счёт:

нефтегазовых доходов федерального бюджета в объёме, превышающем утверждённый на соответствующий финансовый год объём нефтегазового трансферта, в случае, если накопленный объём средств Резервного фонда достигает (превышает) его нормативную величину;

доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния.

Нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния после наполнения Резервного фонда до размера 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта.

Другим источником формирования Фонда национального благосостояния являются доходы от управления его средствами.

С 1 января 2010 г. до 1 февраля 2014 г. доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Средства нефтегазовых доходов федерального бюджета и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством в Центральном банке Российской Федерации.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. обособленный учет средств нефтегазовых доходов федерального бюджета не осуществляется.

Расчеты и перечисления средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.

С 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. порядок проведения расчетов и перечислений средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Фонда национального благосостояния приостановлен.

С 1 января 2010 года до 1 февраля доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния не зачисляются в Фонд, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период.

Средства Фонда национального благосостояния могут быть использованы на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Объем средств Фонда национального благосостояния, направляемых на указанные цели, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год и плановый период.

Порядок софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации определен в Федеральном законе от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Правительство Российской Федерации вправе до 1 января 2014 г. без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете направлять средства Фонда на осуществление выплат, сокращающих долговые обязательства, сокращение заимствований и обеспечение сбалансированности федерального бюджета, в том числе с превышением общего объема расходов федерального бюджета в случае и в пределах увеличения бюджетных ассигнований федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов в целях обеспечения сбалансированности бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.

Целями управления средствами Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности средств Фонда и стабильного уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе. Управление средствами Фонда в указанных целях допускает возможность получения отрицательных финансовых результатов в краткосрочном периоде.

Управление средствами Фонда национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда национального благосостояния могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. В случае привлечения специализированных финансовых организаций для осуществления отдельных полномочий по управлению средствами Фонда национального благосостояния порядок привлечения указанных организаций, а также требования, предъявляемые к ним, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Управление средствами Фонда национального благосостояния может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):

путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте (долларах США, евро, фунтах стерлингов) в Центральном банке Российской Федерации. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк Российской Федерации уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;

путем размещения средств Фонда в иностранную валюту и финансовые активы, номинированные в российских рублях и разрешенной иностранной валюте (далее - разрешенные финансовые активы).

Министерство финансов Российской Федерации управляет средствами Фонда национального благосостояния в соответствии с первым способом, то есть путем размещения средств на валютных счетах в Центральном банке Российской Федерации следующим образом. Согласно утвержденному Министерством финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из финансовых активов, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния, требования к которым утверждены Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации устанавливает предельные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Фонда национального благосостояния. В целях повышения эффективности управления средствами Фонда национального благосостояния Министерство финансов Российской Федерации уполномочено утверждать нормативные доли разрешенных финансовых активов в общем объеме размещенных средств Фонда национального благосостояния в пределах соответствующих долей, установленных Правительством Российской Федерации.

Разрешенные финансовые активы, определенные БК РФ

Предельные доли, установленные Правительством РФ

Нормативные доли, утвержденные Минфином России

В иностранной валюте

Долговые обязательства иностранных государств

Долговые обязательства иностранных государственных агентств и центральных банков

Долговые обязательства международных финансовых организаций, в том числе оформленные ценными бумагами

Депозиты и остатки на банковских счетах в банках и кредитных организациях

Депозиты в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

Депозиты и остатки на банковских счетах в ЦБ РФ

Долговые обязательства юридических лиц

Акции юридических лиц и паи инвестиционных фондов

Министерство финансов РФ ежемесячно публикует сведения о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, величине активов Фонда национального благосостояния на начало отчетного месяца, зачисления средств в указанный фонд, их размещении и использовании в отчетном месяце.

Министерство финансов РФ в составе отчетности об исполнении федерального бюджета представляет в Правительство РФ ежеквартальный и годовой отчет о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, формировании и использовании средств Фонда национального благосостояния, а также ежеквартальный и годовой отчет об управлении средствами указанного фонда.

Правительство РФ в составе отчетности об исполнении федерального бюджета представляет в Государственную Думу Федерального Собрания РФ и Совет Федерации Федерального Собрания РФ ежеквартальный и годовой отчет о поступлении и использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета, формировании и использовании средств Фонда национального благосостояния, а также ежеквартальный и годовой отчет об управлении средствами указанного фонда.

В процессе исполнения федерального бюджета Счетная палата РФ проводит контрольные мероприятия с целью проверки формирования, использования и управления средствами Фонда национального благосостояния. Счетная палата РФ ежеквартально представляет Федеральному Собранию РФ оперативный отчет о ходе исполнения федерального бюджета, в котором приводятся фактические данные о формировании доходов и произведенных расходах, в том числе о формировании, использовании и управлении средствами Фонда национального благосостояния.

Совокупный объем средств Фонда национального благосостояния. (Приложение.таб.2.)

Совокупный объем средств Фонда национального благосостояния, выраженный в российских рублях и долларах США, соответствует сумме:

1) остатков на счетах Федерального казначейства в Центральном банке Российской Федерации по учету средств Фонда национального благосостояния;

2) средств, размещенных на депозитах во Внешэкономбанке, Банк ВТБ (ПАО) и Банк ГПБ (АО);

3) средств, размещенных в ценные бумаги.

Для расчета совокупного объема средств Фонда национального благосостояния используются официальные курсы иностранных валют, установленные Центральным банком Российской Федерации на дату, предшествующую отчетной, и кросс-курсы, рассчитанные на основе указанных курсов. Оценка стоимости ценных бумаг осуществляется по рыночной стоимости или по стоимости приобретения (приказ Министерства финансов Российской Федерации от 4 мая 2008 г. № 49н).

Показатель совокупного объема средств Фонда национального благосостояния не учитывает расчетных сумм процентного дохода за истекшую часть процентного периода по счетам в иностранной валюте в Центральном банке Российской Федерации, по депозитам во Внешэкономбанке, Банк ВТБ (ПАО) и Банк ГПБ (АО), а также доходов, выплаченных по ценным бумагам.

Используются фактические значения ВВП за соответствующие годы, публикуемые Росстатом (до опубликования данных о фактическом значении объема ВВП используется прогнозируемый объем ВВП в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год).

2.3 Проблемы формирования и перспективы развития фондов

Причиной повышенного внимания экономистов, финансистов, юристов, социологов, политологов, наконец, широкой общественности не только к механизму управления Резервным фондом и Фондом национального благосостояния, но даже к самой идее их создания являются существенные расхождения, наблюдаемые в теории и практике его функционирования. Наряду с положительным позиционированием Фондов, на формирование благоприятного имиджа отрицательно влияют несколько факторов, в частности:

неэффективное правовое обеспечение;

сомнительная экономическая целесообразность;

организационные проблемы

высокий рост недовольства налогоплательщиков и психоэмоциональной напряженности в обществе.

Все предложения по оптимальному использованию средств Резервного Фонда можно классифицировать по трем направлениям.

Во-первых, это продолжение практики досрочного погашения из его средств внешнего государственного долга с параллельным досрочным (до погашения) приобретением на рынке российских еврооблигаций. Это позволит стабилизировать рынок российских еврооблигаций в период резкого падения их котировок и сэкономить на выплате процентов по ним.

Во-вторых, финансирование за счет фонда обслуживания внешнего государственного долга, а также выплаты внешних государственных долгов, у которых наступил срок погашения. Это позволит резко снизить эмиссию госбумаг. Скорость развития рынка по пирамидальному образцу будет снижена, а замещение внешнего госдолга более дорогим внутренним госдолгом приостановлено. Высвободившиеся бюджетные средства можно будет расходовать на государственные инвестиционные программы, повышение социальных выплат и т.п.

В-третьих, выдача из накоплений фонда валютных кредитов крупнейшим государственным корпорациям.

Следует также отметить, что если основной задачей Программы социально-экономического развития Российской Федерации, направленной на среднесрочную перспективу, является повышение качества жизни населения, если в Российском государстве приняты стандарты развития общества социального благосостояния, нельзя оставлять без внимания общественное мнение и психологическое состояние налогоплательщиков.

Изменения, происходящие в нашем обществе, связанные с разрушением экономики, ее правового регулирования, краха финансов повлекли за собой падение духовности, нравственности, культуры в обществе, расширения охвата населения коррупцией, несоответствия нормативно-правовой базы фондов в рамках налогово-бюджетной политики.

Ввиду того, что резервный фонд и фонд национального благосостояния представляют собой совокупность норм, они должны регулироваться нормами финансового права, в том числе нормами налогового, бюджетного и административного права.

Большой процент средств Резервного Фонда и Фонда национального благосостояния состоит из нефтяных доходов, и у чиновников есть желание вывести эти средства из страны на время или навсегда, что способствовало бы увеличению объемов, повышению стабильности и предсказуемости поставок нефти и газа на мировой рынок.

Однако рассматривается и возможность размещения этих денег в другие категории ценных бумаг, в том числе и корпоративные.

Но с другой стороны, идея размещать средства Фондов в корпоративные иностранные бумаги не самая лучшая - как с точки зрения высоких экономических рисков, так и из политических соображений. Ведь это означало бы, что наше государство будет инвестировать бюджетные средства в иностранные компании, вместо того чтобы использовать их на развитие собственной экономики.

...

Подобные документы

    Понятие и структура государственного бюджета. Сущность финансовых ресурсов, их структура и источники формирования на микроуровне и макроуровне. Денежные фонды специального целевого назначения. Источники формирования финансовых ресурсов предприятия.

    реферат , добавлен 21.04.2009

    Цели формирования финансовых резервов предприятия. Источники финансовых резервов. Фонд амортизационных отчислений основных средств. Снижение норматива оборотных средств. Инфляционный доход предприятия. Ремонтный фонд. Резервный фонд предприятия.

    курсовая работа , добавлен 01.11.2007

    Характеристика структуры и принципов формирования расходов и доходов предприятия. Исследование сущности финансовых результатов, изучение порядка их формирования. Определение основных методов и резервов повышения эффективности работы предприятия.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2017

    Характеристика форм собственных финансовых ресурсов. Нераспределенная прибыль и фонды специального назначения. Субсидии, поступления и прочие резервы. Политика формирования собственных финансовых ресурсов. Добавочный и резервный, уставный капитал.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2014

    Характеристика внебюджетных фондов социального назначения, их сущность, значение и цели. Распределительная и контрольная функции внебюджетных фондов. Анализ функционирования внебюджетных фондов. Основные проблемы реформирования внебюджетных фондов.

    курсовая работа , добавлен 25.09.2011

    Понятие, источники и рост финансовых ресурсов, их отличие от финансовых фондов. Функции финансовых ресурсов как проявление их сущности, распределение и источники финансирования. Изучение механизма управления финансами на предприятии на примере КГКП "КДП".

    курсовая работа , добавлен 28.09.2010

    Централизованные и децентрализованные финансовые ресурсы, источники их формирования. Проблемы формирования финансовых ресурсов в ООО "Фрумтрейд". Анализ состава и структуры капитала и основных фондов. Совершенствование управления финансовыми ресурсами.

    курсовая работа , добавлен 24.02.2012

    Понятие финансовых рынков; их существование в виде рынков ценных бумаг ссудных капиталов. Сущность страхования физических и юридических лиц. Рассмотрение резервных и страховых фондов Российской Федерации, изучение основ перераспределения средств.

    контрольная работа , добавлен 13.02.2014

    Изучение понятия, функций и роли внебюджетных фондов - совокупности финансовых ресурсов, либо учреждений, которые распоряжаются финансовыми ресурсами. Исследование механизма функционирования и современного состояния внебюджетных социальных фондов в РФ.

    курсовая работа , добавлен 26.04.2012

    Виды организационно-правовых форм предприятий и организаций. Особенности формирования имущества и финансирования различных форм собственности. Финансовые аспекты создания акционерных обществ, формирования уставного капитала и финансовых ресурсов.

Можете ли подробнее рассказать о создании финансовой подушки? Какой размер резерва оптимален? Что учесть в расчетах? И имеет ли смысл подушку держать в наличных долларах или евро? А то рубль то и дело обесценивается.

Владимир

Финансовая подушка - это запас денег для непредвиденных ситуаций. Например, если человек потеряет работу, эти деньги помогут продержаться до трудоустройства и первой зарплаты на новом месте. У многих такого запаса денег нет.

Евгений Шепелев

Мы считаем, что всем важно иметь финансовую подушку. Если у вас ее пока нет, то нет смысла даже задумываться об инвестициях или каких-то крупных тратах, на которые нужно долго копить. Подушка нужна для безопасности на случай внезапных трат: потери работы или болезни. Оптимальный размер подушки у каждой семьи свой. Я расскажу про общие принципы.

Сколько нужно накопить?

В идеале финансовая подушка должна обеспечивать привычный уровень жизни на период затруднений. Значит, отталкиваться нужно от размера ежемесячных расходов. В них нужно включить не только повседневные траты, например, продукты питания, связь, транспорт, но и платежи по кредитам, если они есть.

Ежемесячные отчисления в инвестиционные продукты, накопления на отпуск и т. д. не должны влиять на размер подушки. В случае серьезных трудностей это не так важно, приоритетная цель - решить проблему.

Разобраться с этим помогут наши статьи:

Хорошо, если финансового резерва хватит на 6 месяцев жизни без источников дохода. Если вы тратите 40 000 Р в месяц, резерв должен быть 240 000 Р .


Проверьте, если вас уволят

Сразу создать такой резерв сложно, нужно много времени. Поставьте цель и формируйте подушку постепенно, регулярно откладывая в нее часть доходов - хотя бы 10-20% зарплаты, лучше больше.

Сначала резерва будет хватать на полмесяца жизни, потом на месяц и т. д. Стремитесь запасти хотя бы трехмесячный резерв - это уже неплохо. Затем по возможности доведите его до шестимесячного.

Дополнительные факторы

Со временем расходы могут увеличиться из-за инфляции, переезда и других причин. Значит, хотя бы раз в год нужно проверять, хватает ли подушки на ваши средние расходы в месяц. Если нет, подушку нужно увеличить.

Если у вас несколько источников дохода, например, зарплата и плата от съемщика квартиры, размер резерва может быть меньше. А если источник дохода один или все они зависят от вашей трудоспособности, подушку лучше формировать по максимуму.

При этом, на мой взгляд, делать запас больше чем на год жизни особого смысла не имеет -

В чем хранить подушку

Удобный способ хранения резерва - это расходно-пополняемые вклады и карты с процентом на остаток, желательно в разных банках. Наличные тоже неплохой вариант, но они со временем могут обесцениться из-за инфляции. А вот ценные бумаги не подходят из-за колебаний цены и сложностей с доступом к ним.

Подушка должна быть в той валюте, на которую приходится большинство расходов. При этом можно часть подушки держать в долларах или евро. Это защитит ваш резерв от девальвации рубля.

Главное

1. Финансовая подушка должна быть у каждого человека и у каждой семьи. Эти деньги помогут решить проблемы без необходимости брать в долг, а наличие запаса средств придает уверенности.

2. При создании резерва необходимо отталкиваться от среднего размера расходов за месяц с учетом выплат по кредитам.

3. Оптимальный размер резерва - запас денег на полгода жизни. Он может быть немного меньше, если у вас несколько источников дохода.

4. Часть подушки можно держать в долларах или евро, это позволит защититься от свойственных рублю проблем.


Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите: [email protected]. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Мы живем в непредсказуемом мире. Сегодня на вас может повлиять огромная кипа негативных факторов, и это может уменьшить ваш доход, иногда, вы можете и полностью остаться без заработка. В этом случае и нужен денежный резерв, так сказать, финансовая подушка на черный день. Если у вас есть семья, то денежный резерв просто необходим, так как ваша семья нуждается в вас как в добытчике и если, с вами что-то случиться, или вас выгонят с работы, то вашей семье придется несладко.

Имея денежный резерв, вы сможете некоторое время жить без изменений, пока вы не найдете новую работу, или не поправитесь. И чем больше денежный резерв, тем больше у вас будет времени встать обратно на ноги. Я считаю, что каждый мужчина, имеющий семью, должен проконсультироваться со специалистом по поводу своей финансовой подушки. Специалисты помогут вам подобрать правильную сумму резерва, возможно для вас лучшим вариантом будут инвестиции.

Иметь финансовую страховку на сегодняшний день очень важно. Приведу простой пример. Павел работает на очень высокооплачиваемой работе, он может много себе позволить. У него есть квартира, дача, авто. Но вот случилась неприятная история, Павел получает нервный срыв и теперь он не может работать полгода. Соответственно зарплату ему тоже полгода никто платить не будет.

Перед ним стоит такой вопрос: как использовать свои активы, чтоб остаться на плаву. У него есть жена и дети. Он должен обеспечить тот же уровень жизни, что и был у него раньше. Вот тогда и приходит в помощь резервный фонд, который был у Павла.

Резервный фонд должен быть всегда под рукой, поэтому занимать эти деньги никому нельзя. А вот инвестировать его желательно. Но инструменты должны быть сверхнадежными. Например, банковский депозит в таком случае как раз подойдет. А в фондовый рынок лучше не вкладывать, так как риск слить свои деньги на этом рынке очень высок.

Также было бы неплохо иметь резервные средства в виде купленной недвижимости. Во-первых, недвижимость можно всегда продать, а во вторых можно получать денежный поток от квартирантов, которым эту недвижимость можно сдавать.

Как распорядиться резервным фондом можете только вы решить. И я обратно, советую вам, обратится к специалисту для прояснения ситуации. Возможно, часть денег нужно вложить на депозит, часть в недвижимость, а третью часть в более спекулятивные инструменты.

Да, я уверен, вы считаете, себя здоровым и вы уверены в завтрашнем дне, но застраховаться все же стоит. При хорошем резерве вы будете уверенно себя чувствовать в любых критичных ситуациях.

Распространенные резервные денежные единицы — американский доллар, британский фунт, японская иена, китайский юань. Доллар США является основной валютой, составляя около 60% от общего объема официальных международных резервов.

История

В 1944 году, в результате заключения Бреттон-Вудского соглашения между делегатами из 44 стран, резервной валютой был принят доллар США, который конвертировался в золото.

В 1971 году из-за нарастания внешнего долга, уменьшения запасов золота США прекратили обмен долларов на золото. Страны перешли на плавающий обменный курс. Доллар остался мировым валютным резервом как стабильное и ликвидное средство обмена, наряду с которым использовался британский фунт. Евро, введенный в 1999 году (с 2002 г. в наличном обороте), занимает второе место после доллара США по распространению с долей около 20% в мировой корзине валют.

Виды

Резервными активами в платежном балансе выступают:

  • наличные средства в иностранной валюте;
  • запасы золота;
  • банковские депозиты за рубежом;
  • резервные позиции в МВФ;
  • СДР, или специальные права заимствования;
  • долговые ценные бумаги (казначейские векселя, облигации).

Функции

Валютные резервы государства формируются и используются в соответствии с его монетарной политикой. Чем больше накоплено валютных резервов, тем выше способность центрального банка сокращать волатильность внутренней денежной единицы. К основным функциям международных резервов относятся:

  • обеспечение платежеспособности. Удержание валютных резервов повышает платежеспособность страны, поскольку конвертируемые активы могут применяться для погашения внешних долговых обязательств или оплаты других расходов, связанных с движением капитала. Валютные резервы позволяют поддерживать ликвидность в случае экономических кризисов, когда предложение инвалюты недостаточно для оплаты импорта;
  • воздействие на валютный курс. В режиме плавающего (рыночного) обменного курса центральные банки косвенно влияют на котировки проведением интервенций на открытом рынке. Они осуществляют покупку или продажу инвалюты для корректировки стоимости внутренней денежной единицы по отношению к иностранной. В первом случае снижается цена и покупательная способность внутренней валюты (обычно для повышения конкурентоспособности продукции на мировом рынке), во втором — увеличивается за счет повышения спроса (для предотвращения девальвации);
  • осуществление международной торговли. Страны накапливают валютные резервы для торговых операций на международном рынке, поскольку большая часть товаров, включая золото и нефть, оценивается в мировых денежных единицах. Это защищает местную валюту от неустойчивости обменных курсов. Крупные держатели международных резервов — Китай, владеющий 3,1 трлн активов в долларах США, и Япония, валютные запасы которой составляют 1,2 трлн. долл. США.
Loading...Loading...