Краткое содержание экономика ссср в 1953 1964. Сельскохозяйственная политика Хрущёва

Подробное решение параграф § 40 по истории рабочая тетрадь для учащихся 9 класса, авторов Данилов А. А., Косулина Л. Г. 2016

  • Гдз по Истории за 9 класс можно найти

Задание 1

Из речи Председателя Совета Министров СССР Г. М. Маленкова на V сессии Верховного Совета СССР.

До сих пор у нас не было возможностей развивать лёгкую и пищевую промышленность такими же темпами, как тяжёлую промышленность. В настоящее время мы можем и, следовательно, обязаны в интересах обеспечения более быстрого повышения материального и культурного уровня жизни народа всемерно форсировать развитие лёгкой промышленности.

Правительство и Центральный Комитет партии считают необходимым значительно увеличить вложения средств на развитие лёгкой, пищевой и, в частности, рыбной промышленности, на развитие сельского хозяйства и поправить в сторону значительного увеличения задания по производству предметов народного потребления; шире привлечь к производству предметов потребления машиностроительные и другие предприятия тяжёлой промышленности...

Для того чтобы обеспечить крутой подъём производства предметов народного потребления, мы прежде всего должны позаботиться о дальнейшем развитии и подъёме сельского хозяйства, снабжающего население продовольствием, а лёгкую промышленность сырьём...

В этой связи Правительство и Центральный Комитет партии сочли необходимым пойти на значительное снижение норм обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников, решили... изменить систему обложения колхозников сельскохозяйственным налогом, снизить денежный налог примерно в два раза с каждого колхозного двора и снять полностью оставшуюся недоимку по сельскохозяйственному налогу прошлых лет...

Правительство и Центральный Комитет партии решили также серьёзно поправить и изменить неправильное отношение, сложившееся у нас, к личному подсобному хозяйству колхозников.

Важное значение имеет повышение материальной заинтересованности колхозов и совхозов в росте урожайности сельскохозяйственных культур и развитии общественного животноводства. В этих целях Совет Министров СССР и Президиум Центрального Комитета партии признали необходимым повысить существующие в настоящее время заготовительные и закупочные цены на продукты животноводства, картофель и овощи... Важно вместе с тем отметить, что розничные цены на продукты животноводства, картофель и овощи не повышаются, а, наоборот, ежегодно снижаются. Линия на снижение розничных цен на предметы потребления будет проводиться и впредь.

Из доклада первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущёва на XX съезде КПСС. 1956 г.

Нашлись «мудрецы», которые начали противопоставлять лёгкую промышленность тяжёлой индустрии, уверяя, что преимущественное развитие тяжёлой индустрии необходимо было лишь на ранних ступенях советской экономики, а теперь нам осталось только форсировать развитие лёгкой промышленности.

Только неисправимые хвастуны могут закрывать глаза на то, что в экономическом отношении мы ещё не перегнали наиболее развитые капиталистические страны, что уровень производства у нас пока ещё недостаточен для обеспечения зажиточной жизни всех членов общества, что в стране ещё много недостатков и неорганизованности в хозяйственном и культурном отношении.

На определённом этапе общественное хозяйство колхозов достигнет такого уровня развития, когда станет возможным за счёт его ресурсов полностью удовлетворять потребности колхозников. На этой основе личное подсобное хозяйство постепенно себя изживёт экономически...

1. Что общего в экономической стратегии, предложенной Г.М. Маленковым и Н.С. Хрущёвым в 1953 г.?

2. В чём, на ваш взгляд, заключается принципиальная разница в подходах к развитию промышленного производства, предложенных Г. М. Маленковым и Н.С. Хрущёвым?

3. В чём вы видите принципиальную разницу в подходах этих политиков к развитию сельского хозяйства?

4. Есть ли разница в отношении Г.М. Маленкова и Н.С. Хрущёва к личному подсобному хозяйству крестьян?

5. За счёт каких источников Н.С. Хрущёв предполагал обеспечить крупные капиталовложения в сельское хозяйство, погасить долги колхозов государству и сохранить и даже снизить розничные цены на сельскохозяйственную продукцию? Реалистичны ли были эти проекты, если учесть ситуацию в продовольственном снабжении начала 1960-х гг.? Почему?

1. Улучшение экономического положения колхозов. Введение личных подсобных хозяйств.

2. Маленков говорил о форсированном развитии легкой промышленности, Хрущев – о продолжении развития тяжелой промышленности.

3. Маленков предложил снизить налоговую нагрузку на колхозы и списать все недоимки. Хрущев – только повысить закупочные цены.

4. Маленков – отношение к личному подсобному хозяйству неправильное, его нужно менять. Хрущев – личное подсобное хозяйство – это необходимость при переходе к коммунизму. Со временем оно само себя изживет.

5. Повысить существующие в настоящее время заготовительные и закупочные цены на продукты животноводства, картофель и овощи... И быстрое расширение посевных площадей. Для этого предлагалось использовать целинные земли. Все решалось административными мерами. Проекты были реалистичны до наступления продовольственного кризиса, когда пришлось закупать зерно из-за границы. Кризис был спровоцирован недальновидной политикой руководства страны.

Задание 2

Проанализируйте приведённые данные и ответьте на вопросы.

18 млн га 37 млн га

1955 г. 1962 г.

1. Чем вы можете объяснить приоритетное расширение посевов кукурузы в эти годы?

2. Какие последствия для развития сельского хозяйства имела «кукурузная кампания»?

1. Во всем быть лучше других стран, в частности США.

2. Снижение сбора зерновых более чем в 2 раза. Как следствие – закупка зерна за границей рост цен на продовольствие.

Задание 3

Проанализируйте документы и ответьте на вопросы.

Из обращения участников Московского собрания комсомольцев и молодёжи, изъявивших желание поехать на освоение целины. Январь 1955 г.

Будем достойны доверия и заботы нашей родной матери - Коммунистической партии! Порадуем Родину новыми успехами в борьбе за покорение миллионов гектаров целинных и залежных земель! Даём нерушимое комсомольское слово Центральному Комитету партии и Советскому правительству - будем честно и самоотверженно трудиться на новых землях.

Из воспоминаний целинника

Ясно видятся мне недостатки в организации грандиозной целинной эпопеи, неразумность иных решений, непродуманность составляющих стратегии, которые впоследствии во многом свели на нет достигнутые итоги. У нас на глазах приходила в негодность техника, стянутая на целину со всей страны. Сбивались с ног тысячи людей, не успевая собрать урожай с гигантских площадей. На корню гибли посевы, негде было хранить зерно. Происходила колоссальная растрата миллиардных сумм, материально-технических средств, живого труда. Целина дорого обошлась стране. Сегодня я думаю, что все тогдашние затраты могли бы принести большую отдачу при ином подходе к решению зерновой проблемы. Но иной подход был в то время невозможен.

1. Чем вы можете объяснить необходимость освоения целинных и залежных земель?

2. Существовали ли иные пути решения проблемы обеспечения страны зерном?

3. В чём вы видите причины колоссальных издержек в освоении целины?

4. Согласны ли вы с утверждением целинника о том, что «иной подход был в то время невозможен»? Почему?

1. Увеличение посевных площадей.

2. Программа Маленкова, которая была отвергнута.

3. Неграмотная организация освоения целины: отсутствие складов для хранения зерна, необходимость другой техники для распахивания новых земель, гигантские площади, на которых не смогли организовать сбор урожая.

4. Возможно, что другой поход потребовал бы больше времени.

Задание 4

Проанализируйте документы, ответьте на вопросы и выполните задание.

Из Программы КПСС, принятой на XXII съезде. 1961 г.

В итоге второго десятилетия (1971-1980) будет создана материально-техническая база коммунизма, обеспечивающая изобилие материальных и культурных благ для всего населения; советское общество вплотную подойдёт к осуществлению принципа распределения по потребностям, произойдёт постепенный переход к единой общенародной собственности. Таким образом, в СССР будет в основном построено коммунистическое общество... КПСС намечает увеличить объём промышленной продукции: в течение ближайших 10 лет примерно в два с половиной раза и превзойти уровень промышленного производства США; в течение 20 лет не менее чем в шесть раз и оставить далеко позади нынешний общий объём промышленного производства США...

Партия торжественно провозглашает: нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!

Из доклада Н. С. Хрущёва на XXII съезде КПСС. 1961 г.

Буржуазные критики дружно, словно по команде, закричали: «Программа невыполнима!» Вновь замелькали на страницах реакционных газет знакомые ещё по первым советским пятилеткам заклинания: «утопия», «мираж», «иллюзия». Может быть, у противников нашей Программы есть цифры, расчёты, факты? Ничего подобного. У нас в Программе обосновано каждое положение. У них только крикливые заявления. У нас рассчитана и доказана каждая цифра. Они боятся цифр, как чёрт ладана. У нас дан точный, научный анализ тенденций исторического развития. У них кликушеские заклинания, бесплодные гадания на кофейной гуще...

1. Из чего исходило руководство КПСС, представляя Программу построения коммунизма в СССР к 1980 г.?

2. Как вы относитесь к прогнозам западных средств массовой информации о невозможности выполнения Программы КПСС? На чём были основаны их прогнозы угасания темпов экономического роста в СССР?

1. КПСС намечает увеличить объём промышленной продукции: в течение ближайших 10 лет примерно в два с половиной раза и превзойти уровень промышленного производства США; в течение 20 лет не менее чем в шесть раз и оставить далеко позади нынешний общий объём промышленного производства США

2. По мере роста экономической мощи СССР темпы развития экономики будут затухать.

Задание 5

Проанализируйте документ и ответьте на вопросы.

Из проекта Конституции СССР 1962-1964 гг.

Статья 7. Государственная собственность есть общее достояние всех трудящихся города и деревни.

В собственности государства находятся земля, её недра, воды, леса и другие природные богатства, заводы, фабрики, шахты, рудники, электростанции, железнодорожный, водный, воздушный и автомобильный транспорт, сельскохозяйственные предприятия, производимая на государственных предприятиях продукция, жилые дома, торговые, коммунальные и иные предприятия, банки, средства связи.

В собственности государства может находиться и любое другое имущество...

Статья 31. Граждане имеют право на личную собственность, на трудовые доходы и сбережения, на жилой дом и подсобное хозяйство, на предметы домашнего хозяйства и обихода, личного потребления и удобства, равно как право наследования личной собственности...

Личная собственность граждан имеет потребительское назначение... Не допускается использование личной собственности для извлечения нетрудовых доходов, а также в иных противоречащих интересам общества и государства целях.

1. Как вы считаете, какие из приведённых положений были внесены в проект Конституции 1962-1964 гг. впервые (в сравнении с предыдущими конституциями страны)?

2. Как вы можете прокомментировать отношения собственности, зафиксированные в проекте Основного закона страны?

3. Как вы понимаете, что такое «потребительский характер» личной собственности граждан при социализме?

4. Можете ли вы назвать какие-либо природные и экономические объекты, не зафиксированные в Конституции как относящиеся к государственной собственности?

5. Какова была эффективность существовавшей в СССР экономической системы?

6. Что нужно было сделать, на ваш взгляд, для повышения эффективности советской экономической системы?

1. Государственная собственность есть общее достояние всех трудящихся города и деревни. Положение о частной собственности. Право наследования.

2. Гражданам разрешено было иметь личную собственность, подсобные хозяйства и передавать их по наследству.

4. Космический корабль.

5. Эффективность была низкой, так как шла не интенсификация имеющихся мощностей, а строительство тысячи новых предприятий.

6. Равномерное развитие всех отраслей экономики, а не только тяжелой промышленности.

Задание 6

Задание 7

Подготовьте диспут в классе на тему «Были ли альтернативные пути экономического развития СССР после войны?». Перечень вопросов составьте самостоятельно.

1. В чем заключалась суть альтернативного от курса Сталина развития промышленности и сельского хозяйства?

2. Экономическая программа Маленкова.

3. Экономическая программа Хрущева.

Задание 8

На основании приведённых ниже данных объясните идею увеличения посевов кукурузы. Сделайте вывод о последствиях «кукурузной кампании».

Рост посевных площадей под кукурузу в 1955-1962 гг.

1955 г. - 18 млн га

1962 г. - 37 млн га

Посевные площади кукурузы были увеличены в 2 раза.

Проанализируйте данные и выполните задание.

Темпы роста промышленного производства в СССР в 1951-1965 гг.

1951-1955 гг. - 85%

1956-1960 гг. - 64,3%

1961-1965 гг. - 51%

Темпы роста сельскохозяйственного производства в СССР в 1951-1965 гг.

1951-1955 гг. - 20,5%

1956-1960 гг. - 30%

1961-1965 гг. - 11%

Предложите мероприятия по предотвращению падения темпов роста экономики.

1. Проводить интенсификацию имеющихся мощностей.

2. Освободившиеся от отказа строительства новых предприятий деньги направить на улучшение материальной базы и науку.

3. Развивать легкую и пищевую промышленность.

После смерти Сталина экономические дискуссии в руководстве СССР разгорелись с новой силой. Страна нуждалась в разработке новой экономической стратегии.

В августе 1953 г. с программой экономических преобразований выступил Г. М. Маленков. Он предложил перенести центр тяжести на развитие легкой и пищевой промышленности, а также сельского хозяйства. Такой подход, по его мнению, был способен обеспечить за 2-3 года значительное улучшение снабжения населения товарами первой необходимости.

Главными задачами в области сельского хозяйства председатель Совета министров называл повышение урожайности и усиление личной заинтересованности колхозников. Для этого было намечено значительно снизить нормы обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников, уменьшить в среднем вдвое денежный налог с колхозного двора и полностью списать долги по сельскохозяйственному налогу. Реорганизации подлежала и сфера торговли.

По свидетельству современника, «газету с этим докладом в деревне зачитывали до дыр, и простой бедняк-крестьянин говорил: «Вот этот за нас».

Из доклада Н. С. Хрущева на XX съезде КПСС. 1956 г.

Нашлись «мудрецы», которые начали противопоставлять легкую промышленность тяжелой индустрии, уверяя, что преимущественное развитие тяжелой индустрии необходимо было лишь на ранних ступенях развития советской экономики, а теперь нам осталось только форсировать развитие легкой промышленности.

С отстранением Маленкова от дел постепенно прекратили действовать ипредложенные им реформы.

Сельскохозяйственная политика Хрущева.

Обеспечить подъем сельского хозяйства Хрущев предполагал путем значительного повышения государственных закупочных цен на колхозную продукцию и быстрого расширения посевных площадей. Он выдвинул идею освоения целинных и залежных земель. Программа Маленкова ориентировала на повышение урожайности, программа Хрущева - на расширение посевных площадей. Первый путь называют интенсивным, второй - экстенсивным. Дайте, исходя из этой информации, определение понятий «интенсивный путь развития», «экстенсивный путь развития».

В 1954 г. началось освоение целины. Решением ЦК в Казахстан и Западную Сибирь были направлены свыше 30 тыс. партийных работников и более 120 тыс. специалистов сельского хозяйства. За первые 5 лет трудовым героизмом советских людей было освоено 42 млн га целинных и залежных земель.

Наряду с этим были повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, списаны долги прошлых лет, в несколько раз увеличены государственные расходы на социальное развитие села. Одним из важных решений стала отмена налога на личное подсобное хозяйство и разрешение увеличить размеры самого хозяйства в 5 раз.

По инициативе Хрущева был провозглашен и начал внедряться принцип планирования снизу. Колхозы получили право вносить изменения в свои уставы с учетом специфики местных условий. Впервые были введены пенсии колхозникам. Им стали выдавать паспорта. Эти меры способствовали подъему сельского хозяйства. За 1953-1958 гг. прирост сельскохозяйственной продукции составил 34% по сравнению с предыдущим пятилетием. Таких темпов развития село не знало со времен нэпа.

Успехи вселили в Хрущева уверенность в силу административных решений. Быстрое улучшение благосостояния крестьян породило у него опасение в возможном их «перерождении» в кулачество. Да и усиление роли экономических стимулов объективно ослабляло потребность в административном вмешательстве в дела селян. Это во многом объясняет тот факт, что с конца 50-х гг. экономические стимулы начинают вытесняться административным принуждением. В 1959 г. началась реорганизация машинно-тракторных станций (МТС). Колхозы, чтобы не остаться без техники, были вынуждены выкупать ее в течение лишь одного года, причем за высокую цену. Государство таким путем сумело за один год компенсировать почти все расходы предыдущих лет на развитие сельского хозяйства. Отрицательным последствием данного мероприятия была также потеря кадров механизаторов, до этого сосредоточенных в МТС. Вместо того чтобы переходить в колхозы, многие находили работу в районных центрах, городах.

В этом же году был сделан вывод о том, что «личное подсобное хозяйство будет постепенно утрачивать свое значение», так как колхозникам выгоднее получать продукты из колхоза. По существу, началось новое наступление на подсобные хозяйства. Государственным органам поручили за 2-3 года скупить скот у рабочих совхозов, аналогичные меры рекомендовали осуществить колхозам. Результатом явилось обострение продовольственной проблемы в СССР.

Попытки решить ее с помощью «кукурузной эпопеи» успеха тоже не принесли. С 1955 по 1962 г. площади под кукурузу были увеличены более чем вдвое, порой за счет сокращения посевов пшеницы и ржи. Результат оказался прямо противоположным затраченным усилиям: произошло общее снижение сбора зерновых. Ситуация усугубилась кризисом в освоении целинных земель в 1962-1963 гг., связанным не только с погодными условиями, но и с непродуманной системой землепользования, приведшей к эрозии почв.

Кризис сельского хозяйства привел к первым за долгие годы массовым закупкам зерна за границей, ставшим позже постоянными и еще более значительными. В июне 1962 г. решением правительства были «временно» повышены на 30% цены на мясо и на 25% цены на масло. Это вызвало массовое недовольство и даже открытые выступления в рабочей среде. Наиболее серьезными стали события в Новочеркасске, где против семитысячной демонстрации рабочих были выдвинуты войска, танки, имелись многочисленные жертвы. Средства массовой информации хранили об этом полное молчание, однако эхо новочеркасских событий прокатилось по всей стране. Авторитет Хрущева у простых людей стал падать.

Семилетний план (1959-1965) развития по сельскому хозяйству был провален.

Развитие промышленности.

Отказ от курса Маленкова привел к тому, что в начале 60-х гг. производство средств производства в общем объеме промышленной продукции составляло уже не 70% (как в 1953 г.), а 75%. Крен в развитии народного хозяйства достиг опасных пределов.

Особенно быстрыми темпами развивались машиностроение, промышленность стройматериалов, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика (за 1950-1965 гг. объемы их производств выросли почти в 5 раз). Предприятия группы «Б» развивались значительно медленнее (за эти же годы объемы производства здесь удвоились). В целом среднегодовые темпы прироста промышленного производства в СССР превышали 10 %. Эти показатели вселили в руководство КПСС уверенность в том, что достигнутые темпы будут не только сохранены, но и увеличены. Прогнозы же западных специалистов были иными: по их мнению, по мере роста экономической мощи СССР, как и других стран, темпы развития экономики будут «затухать».

Одним из рычагов ускорения развития промышленности власти считали научно-технический прогресс. Наиболее зримых результатов в его использовании удалось добиться лишь в военно-промышленном комплексе и некоторых смежных областях. Важнейшим итогом научно-технического развития страны в эти годы стало создание первых в мире ракетно-космических комплексов. В 1957 г. в СССР был осуществлен запуск первого в мире искусственного спутника Земли. 12 апреля 1961 г. Ю. А. Гагарин открыл человечеству дорогу в космос.

Радикально изменился топливный баланс страны за счет использования нефти и газа. Мощными темпами росла химическая промышленность, широко освоившая выпуск искусственных материалов. На транспорте паровозы заменялись тепловозами и электровозами.

Однако в целом промышленность продолжала развиваться по привычному пути: не за счет интенсификации имеющихся мощностей, а за счет строительства тысяч новых предприятий.

Не менее важным направлением в своей экономической политике Хрущев считал реформу управления народным хозяйством. Стремясь сломать ведомственные барьеры, мешавшие развитию производства, он в 1957 г. вместо центральных отраслевых министерств начал создавать территориальные советы народного хозяйства (совнархозы). Свыше 3,5 тыс. предприятий были переданы из общесоюзного в республиканское подчинение, а местные Советы получили все права на производство и распределение продукции местной промышленности. Эти меры, с одной стороны, укрепили экономические права местных властей, но с другой - больно ударили по единой технической и технологической политике, а в итоге - по планам внедрения в производство достижений научно-технического прогресса.

Очень скоро оказалось, что хозяйственная самостоятельность предприятий внутри регионов ведет к нарушению связей между ними. Выход из этого положения был найден в создании новых управленческих структур - республиканских совнархозов и Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). Это сопровождалось значительным увеличением армии управленцев. Но темпы экономического развития неуклонно снижались. Если в 1951-1955 гг. промышленность выросла на 85 %, а сельское хозяйство - на 20,5 % , то в 1956-1960 гг. соответствующие показатели составили 64,3% и 30%. В 1961-1965 гг. рост составил 51 % по промышленности и 11% по сельскому хозяйству.

Тем не менее взятые в целом показатели экономического развития страны в конце 50-х - начале 60-х гг. позволяют сделать вывод о завершении к этому времени построения в СССР основ индустриального общества. Переход к последующей стадии развития при сохранении старого хозяйственного механизма был невозможен.

Социальная политика.

Экономическая политика Хрущева носила ярко выраженную социальную направленность. В середине 50-х гг. была разработана программа мер, нацеленная на улучшение жизни населения. Регулярно повышались оклады в промышленности (только за 1961-1965 гг. на 19%). Росли доходы колхозников, с 1964 г. им стали выплачивать пенсии. Был принят закон о пенсиях для рабочих и служащих, по которому их размер увеличивался вдвое, а пенсионный возраст снижался. Были отменены все виды платы за обучение, с 48 до 46 ч была сокращена продолжительность рабочей недели.

Одним из наиболее значительных завоеваний социальной политики этого периода стало начало широкого жилищного строительства. Городской жилищный фонд с 1955 по 1964 г. увеличился на 80 %. Это дало возможность справить новоселье 54 млн человек (каждому четвертому жителю СССР). При этом менялся сам жилищный стандарт: семьи все чаще получали не комнаты, а отдельные, пусть и небольшие, квартиры. Укрепилась материальная база науки, образования, здравоохранения, культуры. Радиовещание впервые охватило всю страну. С 1953 по 1958 г. число телевизоров увеличилось с 200 тыс. до 3 млн. В то же время на рубеже 50-60-х гг. по мере ухудшения экономической ситуации все более отчетливой становилась тенденция решать возникающие проблемы за счет трудящихся. Почти на треть были снижены тарифные расценки на производстве, а цены на продукты повседневного спроса выросли на 25-30%.

В руководстве страной все отчетливее становилось понимание необходимости более радикального реформирования экономики с использованием методов экономического стимулирования.

Сельское хозяйство.

Результатом сталинской экономической политики стал серьезный аграрный кризис. Для его преодоления Хрущев предложил ряд мер, которые стимулировали бы развитие сельского хозяйства.

Были увеличены закупочные цены на сельхозпродукцию, списаны долги прошлых лет, увеличены госрасходы на социальное развитие села, увеличилась доля денежной оплаты труда крестьян. Впервые были введены пенсии для колхозников, им стали выдавать паспорта.

Кроме того, было разрешено увеличить личное подсобное хозяйство в пять раз. При этом налог на подсобное хозяйство был отменен. Стало поощряться разведение крестьянами птицы, мелкого домашнего скота. Во многих хозяйствах появились коровы, что давно уже было немыслимо для колхозника. Благодаря всем этим мерам колхозники были избавлены от угнетающих оков сталинской системы, получили новые стимулы к труду, почувствовали заинтересованность в его результатах.

Одновременно в 1954 году началось освоение целины в Казахстане и Западной Сибири. За пять лет было освоено 42 миллиона гектаров целинных и залежных земель.

Все эти меры принесли впечатляющий результат. За 1953-1958 годы прирост сельхозпродукции составил 34% по сравнению с предыдущей пятилеткой.

Однако успехи были лишь в первые годы. Урожайность зерновых культур на вновь освоенных землях оставалась низкой, освоение земель происходило при отсутствии научно-обоснованной системы земледелия. Сказывалась и традиционная бесхозяйственность. Не к сроку были построены зернохранилища, не созданы резервы техники, горючего. Приходилось перебрасывать технику со всей страны, что удорожало стоимость зерна, а следовательно, мяса, молока и т.д.

Но самое главное, бурные перемены не коснулись командно-бюрократической системы управления. Наоборот, успехи первых лет убедили Хрущева в том, что администрирование – важное условие развития. Господствовала непреклонная уверенность в абсолютном совершенстве колхозно-совхозной системы, находящейся под пристальной опекой партийно-государственных органов. С другой стороны, быстрое улучшение благосостояния крестьян породило в Хрущеве опасение, что колхозники могут «переродиться» в кулаков. И наконец, его беспокоило и то, что с усилением роли экономических стимулов снижалась потребность в чутком административном руководстве сверху.

Все эти соображения и опасения привели к резкому развороту в аграрной политике страны. С конца 50-х годов экономические стимулы вновь начали вытесняться административным принуждением. В 1959 началось новое наступление на личные подсобные хозяйства. Было запрещено иметь скот горожанам, что ударило по жителям маленьких городов. Затем гонению подверглись и хозяйства сельских жителей. За четыре года поголовье скота в личном подворье сократилось в два раза. Это был настоящий разгром только начавшего оправляться от сталинщины крестьянства. Снова зазвучали лозунги, что главное - общественное, а не личное хозяйство, что главным врагом являются "спекулянты и тунеядцы", торгующие на рынках. Колхозники были изгнаны с рынков, а настоящие спекулянты начали вздувать цены.

Результатом этих действий стало обострение продовольственной проблемы в стране. Была предпринята попытка решить ее с помощью увеличения посевов кукурузы. Началась кукурузная эпопея. После визита в США Хрущев пришел к выводу, что для решения мясной проблемы надо вместо травополья перейти к широким и повсеместным посевам кукурузы, которая дает и зерно, и зеленую массу на силос для скота. Там же, где кукуруза не растет, решительно заменять руководителей, которые "сами засохли и кукурузу сушат". Хрущев с большим рвением стал внедрять кукурузу в советское сельское хозяйство. Ее продвигали вплоть до Архангельской области. С 1955 по 1962 год площади под кукурузу были увеличены почти вдвое, порой за счет сокращения посевов пшеницы и ржи. В результате произошло снижение сбора зерновых. Ситуация усугубилась кризисом в освоении целины в 1962-1963 годах: непродуманная система землепользования привела к эрозии почв.

Сельское хозяйство оказалось на грани кризиса. Семилетний план (1959-1965) развития аграрного сектора был провален.

Неизбежным результатом кризиса и дефицита стал рост цен. В 1962 году решением правительства цены на мясо, масло, молоко были повышены на 25-30%. Это вызвало массовое недовольство в стране. Самое серьезное выступление было организовано в Новочеркасске, где на демонстрацию протеста вышли семь тысяч рабочих. Выступление было жестоко подавлено войсками.

А между тем перебои возникали не только с мясо-молочными продуктами, но и с хлебом. Длинные очереди с ночи выстраивались у хлебных магазинов. Чтобы решить хлебную проблему, советское руководство было вынуждено закупать зерно за границей. Эти закупки были объявлены временной мерой, но стали постоянной практикой во все последующие годы существования СССР.

Экономика.

В 50-е годы экономика СССР развивалась бурными темпами. Среднегодовые темпы прироста промышленного производства составляли 10%.

Наиболее активно развивалась тяжелая промышленность – и в первую очередь промышленность стройматериалов, машиностроение, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика. Объем их производства за годы правления Хрущева вырос в 4-5 раз. СССР превратился в могучую промышленную державу.

Значительно медленнее развивалась легкая промышленность. К тому же ее доля в общем объеме производства уменьшилась, составив лишь 25%. Однако и здесь объемы производства за 1950-1965 годы увеличились в два раза.

В ряде отраслей экономики активно внедрялись достижения научно-технического прогресса. В первую очередь это касалось военно-промышленного комплекса и космической отрасли. В СССР были созданы первые в мире ракетно-космические комплексы. В 1957 запущен первый искусственный спутник Земли. А в 1961 гражданин СССР Юрий Гагарин первым на планете полетел в космос.

В 1957 году была предпринята попытка реформировать систему управления народным хозяйством. Существовавшие сверхцентрализованные отраслевые министерства, по мнению Хрущева, были не в состоянии обеспечить быстрый рост промышленного производства. Вместо них были учреждены территориальные управления - советы народного хозяйства (совнархозы). Тысячи предприятий были переданы из общесоюзного в республиканское подчинение, а местные Советы получили все права на производство и распределение продукции местной промышленности. С одной стороны, эти меры укрепили экономические права местных властей. Но с другой стороны, они больно ударили по единой технической и технологической политике. Хозяйственная самостоятельность предприятий привела к нарушению связей между ними. Замедлилось внедрение достижений научно-технического прогресса в производство. Таким образом, реформы не только не привели к дальнейшему развитию экономики – они дали обратный эффект. И темпы роста экономики с каждым годом только снижались. Если в 1951-1955 годах промышленность выросла на 85%, а сельское хозяйство на 20,5%, то в 1961-1965 годах эти показатели составляли уже 51% и 11% соответственно.

Теме не менее к началу 60-х годов в СССР было построено индустриальное общество. Его экономика вошла в число ведущих экономик планеты, что позволило ему упрочить свое положение в мире.

Состояние экономики в послевоенный период. Экономическая политика партийно-государственного аппарата в послевоенный период характеризовалась возвратом к модели 30-х годов. В качестве приоритетных направлений рассматривались развитие тяжелой промышленности и ускорение процесса преобразований сельского хозяйства в сторону все более огосударствленных, «социалистических» форм собственности (совхозы). Сталин возражал против любой уступки рынку, заменив денежные платежи колхозам продуктообменом, снижая розничные цены, что обрекало сельских производителей на убыточность. В итоге темпы роста объема сельскохозяйственного производства после 1947 года значительно снизились. Продолжение подобной политики начало приводить к экономическим потрясениям, резко ухудшившим в 1951 — 1953 гг. все хозяйственные показатели. Перемены в руководстве страной, вызванные смертью Сталина, поставили на повестку дня необходимость пересмотра стратегии экономического развития советского общества.

Планы развития экономики Г.М Маленкова и Н.С. Хрущева. Новый курс во внутренней политике СССР был провозглашен в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета Союза. На сессии глава правительства Г.М. Маленков впервые поставил вопрос о повороте экономики лицом к человеку, о подъеме производства продовольствия и предметов потребления. Такой подход предполагал, по его мнению, значительное увеличение инвестиций в развитие легкой и пищевой промышленности, а также сельское хозяйство. Он должен был, по мнению Маленкова, обеспечить за два-три года значительное улучшение снабжения населения продовольственными и промышленными товарами. В области сельского хозяйства он предложил считать главным направлением повышение урожайности (т.е. интенсификацию производства) и включение фактора личной заинтересованности колхозников. Для этого, по мнению Маленкова, необходимо было снизить нормы обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников, уменьшить в среднем в два раза денежный налог с каждого колхозного двора и полностью снять оставшуюся недоимку по сельскохозяйственному налогу прошлых лет. Реорганизации подлежала и сфера торговли.

При казалось бы едином политическом курсе партийно-государственного руководства, позиция Первого секретаря ЦК Н.С. Хрущева отличалась от стратегического замысла Маленкова. Приоритет в его политике был отдан сельскому хозяйству. Она предполагала, в частности, значительное повышение государственных закупочных цен на продукцию колхозов, быстрое расширение посевных площадей за счет целинных и залежных земель (что означало, по сути, продолжение экстенсивного развития сельского хозяйства). Выступая на сентябрьском (1953 г.) пленуме ЦК КПСС с программным докладом о развитии сельского хозяйства, Хрущев поддержал как исходный тезис Маленкова о перенесении центра тяжести с тяжелой промышленности на подъем производства товаров народного потребления. Но это не помешало ему в последующем, на январском(1955 г.) Пленуме ЦК, осудить Маленкова, а наXX съезде партии — и сам этот курс. С приходом к власти в стране Хрущева началось осуществление его концепции экономического развития СССР.

Научно-технический прогресс и реформы. В системе экономических преобразований было отведено значительное, но явно недостаточное место научно-техническому прогрессу. В специальном майском постановлении, а затем в июле 1955 г. на пленуме ЦК КПСС заявляется о необходимости ускорения НТП, внедрения в народное хозяйство передового опыта и достижений науки и техники. Тогда же образуется Госкомитет Совета министров СССР по новой технике. К концу 50-х гг. в стране было создано и освоено производство свыше 5 тыс. новых типов машин и оборудования.

Своеобразным символом научно-технического прогресса СССР стал штурм космоса. В октябре 1957 г. был запущен первый искусственный спутник Земли. А в апреле 1961 г. Советский Союз первым в мире осуществил запуск человека в космос.

Перестройка управления экономикой. В качестве главного направления реформ, предпринятых руководством Хрущева, рассматривалась перестройка хозяйственного механизма, системы управления экономикой. Хрущев полагал, что одним из главных факторов, сдерживающих экономическое развитие страны, является неоправданно большее количество чиновников: при общей численности рабочих и служащих в 1954 г. — 444,8 млн. чел., свыше6,5 млн. составлял административно-управленческий аппарат.

Для преодоления факторов, сдерживавших реформу, в 1954 г. было принято специальное постановление, результатом которого стало сокращение численности различных управленческих структур. Это дало ежегодную экономию свыше 5 млрд. руб.

В марте 1955 г. предпринимается попытка реформы планирования сельскохозяйственного производства, исходившая из сочетания централизованного государственного руководства с местной хозяйственной инициативой, расширением прав колхозов и совхозов. В 1956 г. в продолжение курса на децентрализацию управления ряд союзных министерств был преобразован в союзно-республиканские. Тогда же в ведение республик передается управление почти 15 тыс. промышленных предприятий. В 1957 г. реформа управления экономикой была продолжена. В мае сессия Верховного Совета одобрила решение февральского пленума ЦК об упразднении отраслевых министерств и создании территориальных органов управления — советов народного хозяйства. Авторам этих решений казалось, что благодаря разрушению ведомственной монополии будет решена задача максимального использования ресурсов, имеющихся на местах.

Состояние промышленности, социальной сферы. Несмотря на то, что правительство Хрущева увеличило финансирование сельского хозяйства, производства товаров народного потребления, упор по-прежнему делался на производство средств производства (предприятия группы «А»), которое составило к началу 60-х гг. почти 3/4 общего объема промышленного производства.

Предприятия группы «Б» (прежде всего легкая, пищевая, деревообрабатывающая промышленности) развивались значительно медленнее. Однако и их рост был двухкратным. В целом среднегодовые темпы промышленного производства превышали 10%. Столь высокие темпы позволяют сделать вывод о завершении к началу 60-х гг. построения в СССР индустриального общества.

Это обстоятельство обусловило и весьма серьезные позитивные сдвиги в социальной сфере: к середине 60-х гг. значительно выросла заработная плата рабочих и служащих (за 1961—1965 гг. — на 19%), увеличились доходы колхозников (в 1964 г. им были впервые введены пенсии), на 40% за годы семилетки вырос жилой фонд страны, укрепилась материальная база науки, образования, здравоохранения, культуры. Указанные достижения породили у Хрущева и его окружения эйфорию и уверенность в скором построении коммунизма. В 1959 г. на XXI съезде КПСС была поставлена задача в кратчайший срок «догнать и перегнать» ведущие капиталистические страны по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения. А в 1961 г. программа КПСС, принятая на XXII съезде, провозгласила, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме» уже к началу 80-х гг.

Нарастание трудностей в экономике, кризис хрущевских реформ. Практическое решение грандиозной задачи построения коммунизма столкнулось с несовершенством существовавшего хозяйственного механизма. В начале 60-х гг. экономическая ситуация в стране вновь осложнилась. Давали о себе знать не только объективные причины, но и многочисленные управленческие эксперименты в экономике, субъективизм и волюнтаризм руководства, значительное увеличение расходов на военные нужды, новая волна политизации и идеологизации управления экономикой.

Вновь нарушается принцип материальной заинтересованности как колхозников, так и рабочих промышленных предприятий. Были ограничены возможности ведения крестьянами подсобных хозяйств, что породило острую нехватку продовольствия в1962—1964 гг.. В промышленном производстве роль материальных стимулов сводится на нет введенной системой морального стимулирования новаторов производства.

К этому же времени относится и «кукурузная эпопея» Хрущева. Стремясь увеличить производство кормовых культур, он настоятельно рекомендовал решить эту задачу путем расширения посевов кукурузы.С1955 по1962 гг. площади под нее были увеличены более чем вдвое (с 18 до 37 млн. га). Результатом этих мероприятий стало общее снижение сбора зерновых. Ситуация усугубилась и кризисом в освоении целинных земель в 1962-1963 гг., связанным как с неблагоприятными погодными условиями, так и с непродуманной системой землепользования, приведшей к эрозии почв.

Кризисные явления в развитии сельского хозяйства привели к первым за долгие годы массовым закупкам зерна за границей, ставшим затем традиционными. В городах не хватало даже хлеба, за которым с раннего утра выстраивались огромные очереди. С 1 июня 1962 г. решением правительства были «временно» повышены на 30 % цены на мясо и на 25 % на масло. Это вызвало массовое недовольство, а в ряде случаев, и открытые выступления в рабочей среде. Наиболее серьезными стали события 1-2 июня 1962 г. в Новочеркасске, где против семитысячной демонстрации рабочих были выдвинуты войска. Волнения и столкновения с милицией в эти же дни имели место в городах Донбасса и Кузбасса.

С целью снижения напряженности правительство приняло ряд социальных мер. В частности, была повышена зарплата в госсекторе (на 35%), удвоился размер пенсий и снижен пенсионный возраст. Продолжительность рабочей недели сокращается с 48 до 46 часов. Руководство отменило введенные еще в 20-е гг. обязательные государственные займы. Начал решаться и жилищный вопрос. Городской жилищный фонд с 1955 по 1964 гг. увеличился на 80%.

Все это свидетельствовало о том, что по сравнению с первыми послевоенными годами вторая половина 50-х гг. и даже начало 60-х гг. стали периодом значительного улучшения материального положения населения.

Подводя итоги параграфу, можно заключить, что результаты преобразований были достаточно противоречивыми: с одной стороны, выросли темпы промышленного и сельскохозяйственного производства, улучшилось материальное положение населения, с другой стороны, уже в начале 60-х годов наметились кризисные явления в социально-экономической сфере, руководство не смогло добиться поставленных задач. В современной науке вплоть до настоящего времени продолжаются споры относительно оценок характера и итогов хрущевских реформ.

Оценка экономических реформ. Несмотря на некоторые положительные сдвиги, общая цель реформ, нашедшая выражение в лозунге «Догнать и перегнать Америку!» не была достигнута. Отставание СССР от наиболее развитых капиталистических стран Запада продолжало оставаться значительным. Построение в СССР индустриального общества современного типа требовало замены не только прежнего хозяйственного механизма, но и устаревшей политической системы. Сломав репрессивную систему, реформы не тронули ее основу — систему административно-командную. Поэтому уже через пять-шесть лет многие из преобразований начали сворачиваться усилиями, как самих реформаторов, так и мощным административно-управленческим аппаратом. Новая общественная модель должна была ориентироваться на построение в СССР постиндустриального общества. Однако этого не произошло ни в начале 60-х гг., ни позже.

Экономический курс Маленкова. После смерти Сталина экономические дискуссии в руководстве СССР разгорелись с новой силой. Страна нуждалась в разработке новой экономической стратегии.

В августе 1953 г. с программой экономических преобразований выступил Г. М. Маленков. Он предложил ускорть темпы развития лёгкой и пищевой промышленности, а также сельского хозяйства. Такой подход, по его мнению, был способен обеспечить за 2-3 года значительное улучшение снабжения населения товарами первой необходимости.

Главными задачами в области сельского хозяйства председатель Совета министров называл повышение урожайности и усиление личной заинтересованности колхозников. Для этого было намечено значительно снизить нормы обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников, уменьшить в среднем вдвое денежный налог с колхозного двора и полностью списать долги по сельскохозяйственному налогу. Реорганизации подлежала и сфера торговли.

По свидетельству современника, «газету с этим докладом в деревне зачитывали до дыр, и простой бедняк-крестьянин говорил: «Вот этот за нас».

С отстранением Маленкова от дел постепенно прекратили действовать и предложенные им реформы.

Сельскохозяйственная политика Хрущёва. Обеспечить подъём сельского хозяйства Хрущёв предполагал путём значительного повышения государственных закупочных цен на колхозную продукцию и быстрого расширения посевных площадей. Он выдвинул идею освоения целинных и залежных земель.

  • Программа Маленкова ориентировала на повышение урожайности, программа Хрущёва - на расширение посевных площадей. Первый путь называют интенсивным, второй - экстенсивным. Дайте, исходя из этой информации, определение понятий «интенсивный путь развития», «экстенсивный путь развития».

В 1954 г. началось освоение целины. Решением ЦК в Казахстан и Западную Сибирь были направлены свыше 30 тыс. партийных работников и более 120 тыс. специалистов сельского хозяйства. За первые 5 лет трудовым героизмом советских людей было освоено 42 млн га целинных и залежных земель.

Наряду с этим были повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию, списаны долги прошлых лет, в несколько раз увеличены государственные расходы на социальное развитие села. Одним из важных решений стала отмена налога на личное подсобное хозяйство и разрешение увеличить размеры самого хозяйства в 5 раз.

По инициативе Хрущёва был провозглашён и начал внедряться принцип планирования снизу. Колхозы получили право вносить изменения в свои уставы с учётом специфики местных условий. Впервые были введены пенсии колхозникам. Им стали выдавать паспорта.

Эти меры способствовали подъёму сельского хозяйства. За 1953-1958 гг. прирост сельскохозяйственной продукции составил 34% по сравнению с предыдущим пятилетием. Таких темпов развития село не знало со времён нэпа.

Успехи вселили в Хрущёва уверенность в силу административных решений. Быстрое улучшение благосостояния крестьян породило у него опасение в возможном их «перерождении» в кулачество. Да и усиление роли экономических стимулов объективно ослабляло потребность в административном вмешательстве в дела селян.

Это во многом объясняет тот факт, что с конца 1950-х гг. экономические стимулы начинают вытесняться административным принуждением.

В 1959 г. началась реорганизация машинно-тракторных станций (МТС). Колхозы, чтобы не остаться без техники, были вынуждены выкупать её в течение лишь одного года, причём за высокую цену. Государство таким путём сумело за один год компенсировать почти все расходы предыдущих лет на развитие сельского хозяйства. Отрицательным последствием данного мероприятия была также потеря кадров механизаторов, до этого сосредоточенных в МТС. Вместо того чтобы переходить в колхозы, многие находили работу в районных центрах, городах.

В этом же году был сделан вывод о том, что «личное подсобное хозяйство будет постепенно утрачивать своё значение», так как колхозникам выгоднее получать продукты из колхоза. По существу, началось новое наступление на подсобные хозяйства. Государственным органам поручили за 2-3 года скупить скот у рабочих совхозов, аналогичные меры рекомендовали осуществить колхозам. Результатом явилось обострение продовольственной проблемы в СССР.

Попытки решить её с помощью «кукурузной эпопеи» успеха тоже не принесли. С 1955 по 1962 г. площади под кукурузу были увеличены более чем вдвое, порой за счёт сокращения посевов пшеницы и ржи. Результат оказался прямо противоположным затраченным усилиям: произошло общее снижение сбора зерновых. Ситуация усугубилась кризисом в освоении целинных земель в 1962-1963 гг., связанным не только с погодными условиями, но и с непродуманной системой землепользования, приведшей к эрозии почв.

Кризис сельского хозяйства привёл к первым за долгие годы массовым закупкам зерна за границей, ставшим позже постоянными и ещё более значительными.

В июне 1962 г. решением правительства были «временно» повышены на 30% цены на мясо и на 25% цены на масло. Это вызвало массовое недовольство и даже открытые выступления в рабочей среде. Наиболее серьёзными стали события в Новочеркасске, где против семитысячной демонстрации рабочих были выдвинуты войска, танки, имелись многочисленные жертвы. Средства массовой информации хранили об этом полное молчание, однако эхо новочеркасских событий прокатилось по всей стране. Авторитет Хрущёва у простых людей стал падать.

Семилетний план (1959-1965) развития по сельскому хозяйству был провален.

Развитие промышленности. Отказ от курса Маленкова привёл к тому, что в начале 1960-х гг. производство средств производства в общем объёме промышленной продукции составляло уже не 70% (как в 1953 г.), а 75%. Крен в развитии народного хозяйства достиг опасных пределов.

Особенно быстрыми темпами развивались машиностроение, промышленность стройматериалов, металлообработка, химия, нефтехимия, электроэнергетика (за 1950- 1965 гг. объёмы их производств выросли почти в 5 раз). Предприятия группы «Б» развивались значительно медленнее (за эти же годы объёмы производства здесь удвоились). В целом среднегодовые темпы прироста промышленного производства в СССР превышали 10%. Эти показатели вселили в руководство КПСС уверенность в том, что достигнутые темпы будут не только сохранены, но и увеличены. Прогнозы же западных специалистов были иными: по их мнению, по мере роста экономической мощи СССР, как и других стран, темпы развития экономики будут «затухать».

  • Какие аргументы вы могли бы привести в поддержку первой и второй точек зрения на перспективы экономического роста в СССР? Оцените эти аргументы.

Одним из рычагов ускорения развития промышленности власти считали научно-технический прогресс. Наиболее зримых результатов в его использовании удалось добиться лишь в военно-промышленном комплексе и некоторых смежных областях. Важнейшим итогом научно-технического развития страны в те годы стало создание первых в мире ракетно-космических комплексов. В 1957 г. в СССР был осуществлён запуск первого в мире искусственного спутника Земли. 12 апреля 1961 г. Ю. А. Гагарин открыл человечеству дорогу в космос.

Радикально изменился топливный баланс страны за счёт использования нефти и газа. Мощными темпами росла химическая промышленность, широко освоившая выпуск искусственных материалов. На транспорте паровозы заменялись тепловозами и электровозами.

Однако в целом промышленность продолжала развиваться по привычному пути: не за счёт интенсификации имеющихся мощностей, а за счёт строительства тысяч новых предприятий.

Не менее важным направлением в своей экономической политике Хрущёв считал реформу управления народным хозяйством. Стремясь сломать ведомственные барьеры, мешавшие развитию производства, он в 1957 г. вместо центральных отраслевых министерств начал создавать территориальные советы народного хозяйства (совнархозы). Свыше 3,5 тыс. предприятий были переданы из общесоюзного в республиканское подчинение, а местные Советы получили все права на производство и распределение продукции местной промышленности. Эти меры, с одной стороны, укрепили экономические права местных властей, но с другой - больно ударили по единой технической и технологической политике, а в итоге - по планам внедрения в производство достижений научно-технического прогресса.

Очень скоро оказалось, что хозяйственная самостоятельность предприятий внутри регионов ведёт к нарушению связей между ними. Выход из этого положения был найден в создании новых управленческих структур - республиканских совнархозов и Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ). Это сопровождалось значительным увеличением армии управленцев. Но темпы экономического развития неуклонно снижались. Если в 1951 -1955 гг. промышленность выросла на 85%, а сельское хозяйство - на 20,5%, то в 1956-1960 гг. соответствующие показатели составили 64,3% и 30%. В 1961-1965 гг. рост составил 51% по промышленности и 11 % по сельскому хозяйству.

Тем не менее взятые в целом показатели экономического развития страны в конце 50-х - начале 60-х гг. позволяют сделать вывод о завершении к тому времени построения в СССР основ индустриального общества. Переход к последующей стадии развития при сохранении старого хозяйственного механизма был невозможен.

Социальная политика. Экономическая политика Хрущёва носила ярко выраженную социальную направленность. В середине 50-х гг. была разработана программа мер, нацеленная на улучшение жизни населения. Регулярно повышались оклады в промышленности (только за 1961-1965 гг. на 19%). Росли доходы колхозников, с 1964 г. им стали выплачивать пенсии. Был принят закон о пенсиях для рабочих и служащих, по которому их размер увеличивался вдвое, а пенсионный возраст снижался. Были отменены все виды платы за обучение, с 48 до 46 ч была сокращена продолжительность рабочей недели.

Одним из наиболее значительных завоеваний социальной политики этого периода стало начало широкого жилищного строительства. Городской жилищный фонд с 1955 по 1964 г. увеличился на 80%. Это дало возможность справить новоселье 54 млн человек (каждому четвёртому жителю СССР). При этом менялся сам жилищный стандарт: семьи всё чаще получали не комнаты, а отдельные, пусть и небольшие, квартиры. Укрепилась материальная база науки, образования, здравоохранения, культуры. Радиовещание впервые охватило всю страну. С 1953 по 1958 г. число телевизоров увеличилось с 200 тыс. до 3 млн.

В то же время на рубеже 50-60-х гг. по мере ухудшения экономической ситуации всё более отчётливой становилась тенденция решать возникающие проблемы за счёт трудящихся. Почти на треть были снижены тарифные расценки на производстве, а цены на продукты повседневного спроса выросли на 25-30%.

Запоминаем новые слова

Предприятия группы «А» - предприятия, создающие средства производства.

Предприятия группы «Б» - предприятия, создающие предметы личного потребления.

Проверяем свои знания

  1. Какие последствия для экономической и социальной сферы могла вызвать реализация линии на преимущественное развитие сельского хозяйства, пищевой и лёгкой промышленности?
  2. Оцените реформу управления экономикой, предпринятую Хрущёвым. Покажите её положительные и отрицательные стороны.
  3. Чем можно объяснить улучшение во второй половине 1950-х гг. и ухудшение в начале 1960-х гг. снабжения населения продовольствием? С какими политическими решениями это было связано?
  4. Почему, несмотря на огромные достижения СССР в развитии науки и техники, во второй половине 1950-х - начале 60-х гг. труд рабочих и крестьян оставался по-прежнему ручным или маломеханизированным?
  5. В чём заключалась противоречивость и ограниченность экономических реформ Хрущёва?

Учимся быть историками

  1. На конкретных примерах обоснуйте вывод о завершении создания к концу 1950-х - началу 1960-х гг. основ индустриального общества в СССР.
  2. Подготовьте сообщение о строительстве одной из крупных ГЭС в СССР в 1950-1960-х гг.
  3. Посмотрите фильм «Иван Бровкин на целине». Используя дневники и воспоминания участников освоения целины, оцените достоверность фильма. Напишите рецензию о художественной и исторической ценности фильма.
  4. По воспоминаниям современников, отвечая на вопрос о том, чем он гордится более всего из сделанного за годы пребывания во власти, Н. С. Хрущёв, будучи пенсионером, называл XX съезд КПСС и массовое жилищное строительство. Предложите свои объяснения такого ответа.
Loading...Loading...