Что государственный социализм. "государственный социализм"
Теоретическое обоснование и отражение экономической системы, сложившейся в СССР, а затем и в других странах Европы и Азии, где установился коммунистический режим, официально именовалось марксистско-ленинской концепцией социализма (в СССР и его европейских сателлитах с 30-х по начало 50-х гг. «марксистско-ленинская» заменялась на «ленинско-сталинскую», а в послевоенном Китае - на «маоистскую») За пределами коммунистическою мира эта теория называлась концепцией государственного социализма.
Экономической основой социалистического общества была объявлена государственная собственность. На первых порах когда и странах, где пришли к власти коммунисты, еще существовала многоукладная экономика, а государстве рассматривалось как форма диктатуры пролетариата, государственная собственность истолковывалась как собственность рабочего класса Когда же многоукладность была практически ликвидирована, а государство объявлено выражающим интересы всего народа, государственная собственность была отождествлена с общенародной.
Владимир Ильич Ленин (1870-1924), заложивший основы экономической теории государственного социализма, отвергал как противоречащую марксизму идею передачи собственности на фабрики и заводы коллективам работников этих предприятий. Неприемлемой была объявлена и «синдикализация» собственности, т е передача ее профсоюзам или любым другим объединениям производителей.
По Ленину, только государство становится верховным субъектом общественной собственности и потому неизбежно принимает на себя функции непосредственного управления экономикой. Будучи единым собственником, государство получает реальную возможность планомерной организации производства и распределения в масштабе страны. Такая планомерная организация означает в принципе устранение диспропорций в хозяйстве и недопущение их возникновения в будущем, максимально эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, возможность сосредоточения сил и средств на наиболее важных и перспективных участках.
Централизованное плановое управление устраняет стихию рынка с его конкуренцией, ликвидирует цикличность развития экономики и кризисы перепроизводства.
Поскольку на смену множеству частных собственников приходит единый собственник, купля-продажа устраняется. Товарно-денежные отношения сменяются плановым распределением благ. В.И.Ленин считал возможным существование товарно-денежных отношений в период перехода к социализму, когда сохраняются еще мелкие собственники - крестьяне и ремесленники, а также утерявшие господствующее положение капиталистические предприятия. При этом даже для этого периода, по мнению Ленина, предпочтительней был бы безденежный товарообмен как переходная форма от капиталистической торговли к социалистическому продуктообмену. Но для отсталой России, особенно в условиях разрухи, безденежный товарообмен он считал нереальным. Что касается отношений между отдельными объектами государственной собственности, то они, не будучи товарными по существу, сохраняют на некоторое время товарно-денежную форму. Деньги служат для учета и контроля движения ресурсов и произведенных продуктов. Некоторые российские экономисты марксистской школы шли дальше и предлагали в начале 20-х гг. отказаться от денежного учета и перейти к прямому учету в трудовых единицах, сокращенно - в «тредах».
В последний период своей жизни В.И.Ленин существенно изменил взгляд на социализм. Это касалось прежде всего отношения к кооперации производителей. Раньше он полностью разделял представления К. Маркса о производственной кооперации как переходной форме от капиталистического способа производства к социалистическому. Теперь Ленин объявляет кооперативную собственность социалистической, но лишь в том случае, если кооперативы существуют на земле, принадлежащей государству, и при господстве государственной собственности на основные средства производства.
Видный теоретик марксизма Николай Иванович Бухарин (1888-1938) также придерживался в 20-е гг. концепции бестоварного социализма, использования прямого продуктообмена. Однако в начале 30-х гг. он эволюционирует в сторону признания торговли при социализме. Поскольку в 1929-1933 гг. в деревне в СССР была осуществлена сплошная коллективизация, в стране сложились две формы собственности, признаваемые социалистическими: в городе преобладала государственная (кооперативная была здесь представлена объединениями ремесленников-кустарей), а на селе - кооперативная в виде колхозов (государственная здесь в форме совхозов играла вторую скрипку). Согласно Бухарину, рынок принципиально изменился. Торговля из инструмента связи между социалистической промышленностью и множеством индивидуальных крестьянских хозяйств превратилась в инструмент связи государственных и кооперативных единиц, направляемых в их развитии единой «организующей централизованной волей». Товарооборот перестал быть синонимом рыночной стихии.
В 30-х, 40-х и в начале 50-х гг. теоретическое обоснование государственного социализма, анализ его экономического механизма и перспектив дальнейшего развития были связаны с именем Иосифа Виссарионовича Сталина (1879-1953), хотя в действительности многие сталинские положения были заимствованы им, в том числе и у политических противников, чьи труды были изъяты из обращения.
Сталин целиком разделял ленинскую концепцию государственного социализма. Признавая кооперативную собственность социалистической, он подчеркивал ее «второсортность» ввиду более низкого уровня обобществления средств производства. Последовательно социалистической признавалась только государственная форма собственности. Со второй половины 40-х гг. теоретическое представление о социалистической неполноценности кооперативной собственности начинает на- х одить практическое воплощение: промысловая кооперация в СССР административно-волевым решением ликвидируется, а ее предприятия объявляются государственной собственностью. В работе «Экономические проблемы социализма в СССР» (1951) Сталин утверждает, что колхозная собственность становится тормозом развития производительных сил и должна быть превращена в общенародную. Если в 30-40-е гг. предполагалось, что слияние двух форм собственности произойдет на высшей фазе развития, когда социализм перерастет в коммунизм, то в начале 50-х гг. провозглашается такое слияние еще при социализме.
Товарно-денежное обращение Сталин связывает с наличием двух форм собственности. Внутри государственного сектора отношения между предприятиями лишь формально носят товарный облик. Эго - форма без содержания. Товарное производство есть производство на свободный рынок. Средства производства, изготовляемые государственными предприятиями, распределяются по плану. Рынок не диктует этим предприятиям ни цен, ни размеров выпуска, ни поставщиков сырья и полуфабрикатов. Поэтому эти средства производства товаром не являются, и закон стоимости здесь по существу не действует. К концу жизни Сталин склонился к выводу, что и в отношениях между государственными и кооперативными предприятиями можно и нужно отказаться от торговли и перейти к прямому продуктообмену. Торговля, по его мнению, препятствует слиянию двух форм собственности при социализме. Таким образом, с одной стороны, необходимость товарно-денежных отношений при социализме выводилась из наличия двух форм собственности, а с другой стороны, ликвидация этих отношений должна была предшествовать устранению дуализма собственности при социализме.
Регулятором производства при государственном социализме является не рынок, а жесткий всеохватывающий народнохозяйственный план. По Сталину, в социалистической экономике действует объективный, от воли и желания людей не зависящий закон планомерного, пропорционального развития хозяйства. Разрабатываемые государственной администрацией планы должны соответствовать требованиям этого закона, т.е. обеспечивать полную сбалансированность отраслей хозяйства, производственных нужд и ресурсов, выпуска продукции и каналов ее распределения, производства и потребления и т. п. Именно в централизованно устанавливаемой планомерности и пропорциональности виделось важнейшее экономическое преимущество государственного социализма.
Элемент стихийности, неподвластности плану допускался только в сфере распределения предметов личного потребления через торговлю.
Сталин внес своеобразный вклад в теорию спроса: закономерностью социализма он объявил постоянное превышение платежеспособного спроса населения над предложением потребительских товаров. Такое соотношение, утверждал он, будет стимулировать расширение производства, причем непосредственно, а не через механизм цен, поскольку цены при социализме устанавливаются в централизованном порядке и стабильны (государство с определенной периодичностью проводит общий пересмотр цен, как правило, в сторону снижения). Иными словами, дефицит потребительских благ провозглашался закономерной и притом положительной чертой социалистического общества.
Поскольку государственная собственность была объявлена собственностью всего рабочего класса, а впоследствии - всего народа, отношения найма рабочей силы отрицались. Из теории исключалась проблема цены труда как фактора производства. Вся выпущенная продукция - достояние государства. Какая часть ее пойдет на расширение производства, образование страховых запасов, содержание армии, народное просвещение и другие социальные нужды, а какая часть поступит в распределение между работниками, определяется только высшими государственными органами. В своих решениях они исходят исключительно из соображений целесообразности. В теорию были введены понятия «продукт для себя» и «продукт для общества», однако в самой концепции государственного социализма исключалась возможность как-то нормировать, объективно обосновать количественное соотношение продуктов для себя и для общества.
В первые годы советской власти одни российские марксисты следовали утверждению Ф. Энгельса, что в социалистическом обществе распределение будет осуществляться только по количеству труда. Другие настаивали на уравнительном распределении как более справедливом. Ими был выдвинут лозунг: «Ударность в труде, уравнительность в потреблении». Но все они делали особый упор на моральные стимулы к труду. Исходя из практики, уже В.И. Ленин пришел к выводу о необходимости оплаты труда не только по его количеству, но и по качеству, т. е. с учетом квалификации работника, его индивидуального мастерства. Однако в концепции государственного социализма остался расчет на энтузиазм, на социалистическое соревнование (оно рассматривалось как эффективная замена конкуренции).
Проблема земельной ренты в теории государственного социализма неоднократно пересматривалась. Во второй половине 20-х гг. некоторые марксисты признавали существование при социализме абсолютной ренты. Они опирались на положение К. Маркса, что присвоение ренты есть форма реализации собственности на землю, причем это необязательно должна быть частная собственность. При государственной собственности на землю абсолютная рента присваивается государством. После выступления Сталина в 1929 г. против признания абсолютной ренты при социализме она была исключена из теории. Что касается дифференциальной ренты, то большинство экономистов в 20-е гг. признавало ее существование при социализме. В 30-е гг. официальной стала обратная точка зрения: поскольку рыночные отношения в сельском хозяйстве и в добывающих отраслях заменяются плановым началом, а ни колхозы, ни совхозы, ни горнодобывающие предприятия не являются собственниками земли, рентные отношения устраняются. Затем наступил новый поворот: отрицание дифференциальной ренты при социализме было признано ошибкой.
После смерти Сталина и критики культа его личности на XX съезде коммунистической партии Советского Союза некоторые элементы модели государственного социализма подверглись пересмотру. Сдвиги произошли главным образом в сторону признания большей роли товарных отношений. В этом отношении теория шла в ногу с экономической политикой: была разрешена продажа орудий производства колхозам, введены элементы оптовой торговли средствами производства. Прибыль признавалась стимулом для государственных предприятий. По существу, была «реабилитирована» норма прибыли (под именем нормы рентабельности) как показатель эффективности производства. Однако основные положения концепции государственного социализма остались неприкосновенными.
государственный социализм
концепция, в которой социализм сводится к вмешательству государства в экономику и социальные отношения (Л. Блан, К. И. Родбертус-Ягецов, Ф. Лассаль, катедерсоциализм). "Левая" разновидность - "военно-казарменный" социализм. См. "Казарменный коммунизм".
Государственный социализм
«Государственный социализм», буржуазно-реформистская и оппортунистическая концепция, в которой сущность и источник социализма сводятся к вмешательству государства в экономику и социальные отношения. В понятии «Г. с.», по характеристике Ф. Энгельса, не содержится никакого истинного, социалистического смысла (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 35, с. 140); оно возникло как результат буржуазной фальсификации, называвшей «социализмом» любые попытки государства ограничить свободную конкуренцию, и, с другой стороны, как плод мелкобуржуазных иллюзий утопических социалистов, ожидавших от правительства и господствующих классов «введения» социализма. В качестве образчика такого лжесоциализма, существовавшего на практике, Ф. Энгельс указывал на систему государственной колониальной эксплуатации, созданную на основе общинного строя голландским правительством на Яве (см. там же, т. 36, с. 78≈79, 96≈97).
В истории социальной мысли концепция «Г. с.» выдвигались Л. Бланом (Франция), К. Родбертусом-Ягецовом, Ф. Лассалем (Германия). Они полагали, что творцом социализма является не пролетариат, а буржуазное государство. Взгляды, согласно которым всякое огосударствление средств производства, усиление экономической роли буржуазного государства уже есть отрицание капитализма, его «социалистическая трансформация», были затем систематизированы апологетами прусского буржуазно-юнкерского государства в катедер-социализме. В период действия исключительного закона против социалистов в Германии в конце 19 в. «Г. с.» был единственной формой «социализма», дозволенной прусским правительством и даже поощрявшейся им. В 1877≈1882 издавался еженедельник «Государственный социалист». «Г.с.» прусского правительства явился «...всего лишь феодальной реакцией, с одной стороны, и предлогом для выколачивания денег ≈ с другой, а его косвенная цель ≈ превратить возможно большее число пролетариев в зависимых от государства чиновников и пенсионеров и организовать наряду с дисциплинированной армией солдат и чиновников такую же армию рабочих» (Энгельс Ф., там же, т.35, с. 140). К. Маркс и Ф. Энгельс вскрыли буржуазно-реформистскую сущность идей «Г. с.», охарактеризовали имевшие место в герм. социал-демократии попытки сочетать их с марксизмом как «...одну из детских болезней пролетарского социализма...» (Энгельс Ф., там же, т. 39, с. 184). В. И. Ленин показал новую роль концепций «Г. с.» в империалистическую эпоху как орудия апологетики монополистического и государственно-монополистического капитализма (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 33, с. 68). Понятие «Г. с.» используется теоретиками «демократического социализма» для подкрашивания «социалистической» фразеологией государственно-монополистического регулирования современного капиталистического производства.
«Левой» разновидностью «Г. с.» выступает «военно-казарменный» социализм, в основе которого лежит мелкобуржуазная иллюзия, будто единственный источник социалистической организации труда ≈ власть, исполнение команд «сверху». Противники научного социализма, особенно анархисты, не оставляют попыток изобразить его как одну из систем «Г. с.», предполагающего бюрократическую организацию производства по полувоенному образцу, направляемую велениями мессии, стоящего у кормила государственной власти. Подобные попытки лишены всякого основания. В. И. Ленин подчеркнул, что «социализм не создается по указам сверху. Его духу чужд казенно-бюрократический автоматизм; социализм живой, творческий, есть создание самих народных масс» (там же, т. 35, с. 57). Опыт развития социалистического общества показал, что социализм предполагает демократическую организацию государства, он невозможен без широкой демократии для трудящихся масс, руководимых рабочим классом во главе с марксистско-ленинской партией.
Лит.: Маркс К., Критика Готской программы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19; Энгельс Ф., Социализм г-на Бисмарка, там же, с. 176≈84: его же, Анти-Дюринг, там же, т. 20, с. 288≈95; его же, [Письмо] Э. Бернштейну, 12 марта 1881, там же, т. 35; его же, [Письмо] А. Бебелю, 16 мая 1882, там же; его же, [Письмо] Э. Бернштейну, 22 авг. 1884, там же, т. 36; его же, [Письмо] А. Бебелю, 6 ноября 1892, там же, т. 38; Ленин В.И., Луиблановщина, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 31; его же, Государство и революция, там же, т. 33; Плеханов Г. В., Экономическая теория Карла Родбертуса-Ягецова, Соч., т. 1, М. ≈ П., 1923; Блан Л., Организация труда, пер. с франц., Л., 1926; Лассаль Ф., Гласный ответ Центральному Комитету, учрежденному для созыва общегерманского Рабочего Конгресса в Лейпциге, Соч., т. 2, М.. 1925.
Е. Г. Панфилов.
Википедия
Государственный социализм
Госуда́рственный социали́зм , в истории экономических учений и политологии - классификационная группа, в которую относятся теории перехода к социализму осуществляемого путём частных реформ, активного вмешательства государства в экономику и социальные отношения, огосударствления средств производства и т. п., не предполагая изменения основ реформируемого строя.
Историография связывает начало разработки концепций государственного социализма с именами Л. Блана, К. Родбертуса и Ф. Лассаля. В России это направление поддерживали и развивали И. И. Янжул и его ученик и преемник по университетской кафедре И. Х. Озеров.
Государственный социализм (советология)
Госуда́рственный социали́зм , - классификационная группа теорий перехода к социализму.
«Государственный социализм»Сама концепция «государственного социализма» впервые появилась в середине XIX века. Именно её придерживался основатель первой политической организации немецких рабочих Ф. Лассаль. К ней же позже склонялись влиятельные лица в руководстве Германской социал-демократической рабочей партии. Основное течение «государственного социализма» видело выход в том, чтобы добиться решающей помощи рабочим ассоциациям со стороны германского государства (в то время ещё даже не вполне буржуазного). В те годы правительство канцлера Бисмарка стало обращать в собственность государства некоторые предприятия и даже целые отрасли национального хозяйства, создавая госмонополии. Приверженцы «государственного социализма» горячо аплодировали таким мероприятиям. Они считали, что этот курс может, в конце концов, привести страну к социализму. Появилось множество публикаций с теоретическим обоснованием этой первой практики «государственного социализма» и предложениями по её дальнейшему развитию. Видными теоретиками «государственного социализма» выступили, в частности, К. Родбертус-Ягецов и Е. Дюринг. Именно взгляды последнего и критиковал Энгельс в своей известной книге «Анти-Дюринг».
Рассматривая то, что капиталистическое государство вынуждено брать на себя управление крупнейшими корпорациями, Энгельс отмечал: «Я говорю «вынуждено», так как лишь в том случае, когда средства производства или сообщения действительно перерастут управление акционерных обществ, когда их огосударствление станет экономически неизбежным, только тогда – даже если его совершит современное государство – оно будет экономическим прогрессом, новым шагом по пути к тому, чтобы само общество взяло в свои владения все производительные силы. Но в последнее время, с тех пор как Бисмарк бросился на путь огосударствления, появился особого рода фальшивый социализм, выродившийся местами в своеобразный вид добровольного лакейства, объявляющий без околичностей социалистическим всякое огосударствление, даже бисмарковское. Если государственная табачная монополия есть социализм, то Наполеон и Меттерних несомненно должны быть занесены в число основателей социализма».
В 1881 году Энгельс писал известному немецкому социал-демократу Э. Бернштейну следующее:
«(...) Это чисто корыстная, манчестерски-буржуазная фальсификация - называть «социализмом» всякое вмешательство государства в свободную конкуренцию: покровительственные пошлины, гильдии, табачную монополию, огосударствление отдельных отраслей промышленности, прусский государственный банк, королевский фарфоровый завод. Мы должны подвергать это критике, а не принимать на веру. Если же мы сделаем последнее и построим на этом теоретическую систему, то она рухнет вместе со своими предпосылками, рухнет при простом доказательстве, что этот мнимый социализм является всего лишь феодальной реакцией, с одной стороны, и предлогом для выкачивания денег - с другой, а его косвенная цель - превратить возможно большее число пролетариев в зависимых от государства чиновников, пенсионеров и организовать наряду с дисциплинированной армией солдат и чиновников такую же армию рабочих. Принудительные выборы под наблюдением назначенного государством начальства вместо фабричных надсмотрщиков - хорош социализм! Но к этому непременно придешь, если поверишь буржуазии в том, чему она сама не верит, а только прикидывается, что верит: будто государство - это социализм!»
«(...) Из этой книги (Дж.-В.-Б. Мани «Ява, или как управлять колонией», Лондон 1861, 2 тома. – ред. ЛП ) видно, как голландцы на основе древнего общинного коммунизма организовали производство государственным путем и обеспечили людям вполне удобное, по их понятиям, существование. В результате народ удерживают на ступени первобытной тупости, а в пользу голландской государственной казны поступает 70 миллионов марок ежегодно (теперь, наверное, больше). Случай в высшей степени интересный, и из него легко извлечь практические уроки. Между прочим, это - доказательство того, как первобытный коммунизм на Яве, как и в Индии, и России, образует в настоящее время великолепную и самую широкую основу для эксплуатации и деспотизма (пока его не встряхнет элемент современного коммунизма). В условиях современного общества он оказывается столь же кричащим анахронизмом (который должен либо быть устранен, либо же получить дальнейшее развитие), как и независимая община - марка старых кантонов».
Под влиянием Энгельса в конце 1880-х гг. в Германской социал-демократической рабочей партии развернулась борьба против приверженцев «государственного социализма». Опираясь на критику классика и осознав последствия расширения контрреволюционной практики «госсоциализма» руководство партии даже записало следующий пункт в Проект Эрфуртской Программы 1891 г.: «Социал-демократическая партия не имеет ничего общего с так называемым государственным социализмом, системой огосударствления в фискальных целях, которая ставит государство на место частного предпринимателя и тем самым объединяет в одних руках силу экономической эксплуатации и политического угнетения рабочего» . Этот пункт, разумеется, целиком был одобрен Энгельсом. В результате борьбы на самом Эрфуртском съезде влиятельные сторонники «государственного социализма» оказались в меньшинстве, и не смогли навязать партии свои взгляды. Но делегаты съезда решили не включать этот пункт в Программу, чтобы предотвратить возможный раскол.
Компромиссное решение немецких эс-деков отрицательно сказалось на идейных основах РСДРП. Ведь в начале своего пути российская партия марксистов во многом равнялась именно на германскую социал-демократию и её партийную программу. Отсутствие такого предупредительного программного пункта стало одной из причин того, что большевики эволюционировали в направлении новой «госсоциалистической» практики, положив начало крайнему течению «государственного социализма». После Великого Октября его приверженцы, разрушив старое государство, создали новое с полным огосударствлением промышленности и значительного сектора сельского хозяйства. Так сомкнулись две практики «госсоца» - контрреволюционно-эволюционистская бисмаркского типа и радикально-революционная большевиков. На место частного предпринимателя стало Советское государство...
Таким образом, именно «государственный социализм» оказался востребован рабоче-крестьянской революцией в капиталистически неразвитой России. А также других подобных странах, оказавшихся перед необходимостью революционной экспроприации мелких собственников в пользу ускоренно создаваемой государством крупной национальной индустрии. Именно фракция «государственных социалистов» в РКП(б) лихо разгромила все другие фракции и стала безраздельно определять курс партии и всего СССР. Причем, показательно, что борьба с левыми и правыми оппозициями в РКП(б)-ВКП(б) далась им относительно легко. В большинстве партийных дискуссий 1920-х годов, когда у большевиков разгорелась решающая борьба фракций, оппозиционеры обычно набирали не более 5 % голосов. Политическая революция рабочих и крестьян стала жить и развиваться по законам «государственного социализма»...
(state socialism) Форма социалистической организации производства и распределения, сочетающейся с государственным контролем над ресурсами. В XIX в. возникли два разных представления о будущем социалистическом обществе. Одно из них, связанное с именем Сен-Симона (Saint-Simon), полагало, что важнейшие экономические ресурсы будут сосредоточены в руках технократической элиты, обеспечивающей их рациональное распределение. В соответствии с другим представлением, идущим от Оуэна (Owen), предполагало создание небольших социалистических общин, связанных отношениями братства. В работах Маркса (Marx) и Энгельса (Engels) конфликт между этими противоречащими друг другу взглядами разрешен не был. Ленин, веривший, по его словам, в коллективную форму социализма ("Государство и революция" служит красноречивым выражением этой точки зрения), способствовал созданию крайней формы государственного социализма. Отчасти это объяснялось необходимостью защиты революционного государства от внутренней контрреволюции и иностранной интервенции. Но главная причина заключалась в экономической наивности Ленина, возлагавшего слишком большие надежды на возможность создания промышленности и сельского хозяйства и верившего в то, что западный тип корпоративного управления может служить моделью для централизованной плановой экономики. Тем не менее возможность выбора сохранялась вплоть до расправы Сталина над Бухариным. Эта проблема была вновь драматически поставлена Мао Цзэдуном (Mao Zedong) в 1958 г., но в Китае, как и в России, сильный государственный аппарат не допустил осуществления эффективных перемен. Однако идеи Мао Цзэдуна повлияли на его преемников. Проведенная ими экономическая реформа включала широкомасштабное развитие местных коммун как одной из социалистических форм, которые с 1971 г. стали – и остаются до сих пор – самым быстрорастущим сектором китайской экономики, создающим наиболее вероятную основу для обновления гражданского общества.
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛИЗМ
социализм", буржуазно-реформистская и оппортунистическая концепция, в которой сущность и источник социализма сводятся к вмешательству государства в экономику и социальные отношения. В понятии "Г. с.", по характеристике Ф. Энгельса, не содержится никакого истинного, социалистического смысла (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 35, с. 140); оно возникло как результат буржуазной фальсификации, называвшей "социализмом" любые попытки государства ограничить свободную конкуренцию, и, с другой стороны, как плод мелкобуржуазных иллюзий утопических социалистов, ожидавших от правительства и господствующих классов "введения" социализма. В качестве образчика такого лжесоциализма, существовавшего на практике, Ф. Энгельс указывал на систему государственной колониальной эксплуатации, созданную на основе общинного строя голландским правительством на Яве (см. там же, т. 36, с. 78-79, 96-97).
В истории социальной мысли концепция "Г. с." выдвигались Л. Бланом (Франция), К. Родбертусом-Ягецовом, Ф. Лассалем (Германия). Они полагали, что творцом социализма является не пролетариат, а буржуазное государство. Взгляды, согласно которым всякое огосударствление средств производства, усиление экономической роли буржуазного государства уже есть отрицание капитализма, его "социалистическая трансформация", были затем систематизированы апологетами прусского буржуазно-юнкерского государства в катедер-социализме. В период действия исключительного закона против социалистов в Германии в конце 19 в. "Г. с." был единственной формой "социализма", дозволенной прусским правительством и даже поощрявшейся им. В 1877-1882 издавался еженедельник "Государственный социалист". "Г.с." прусского правительства явился "...всего лишь феодальной реакцией, с одной стороны, и предлогом для выколачивания денег - с другой, а его косвенная цель - превратить возможно большее число пролетариев в зависимых от государства чиновников и пенсионеров и организовать наряду с дисциплинированной армией солдат и чиновников такую же армию рабочих" (Энгельс Ф., там же, т.35, с. 140). К. Маркс и Ф. Энгельс вскрыли буржуазно-реформистскую сущность идей "Г. с.", охарактеризовали имевшие место в герм. социал-демократии попытки сочетать их с марксизмом как "...одну из детских болезней пролетарского социализма..." (Энгельс Ф., там же, т. 39, с. 184). В. И. Ленин показал новую роль концепций "Г. с." в империалистическую эпоху как орудия апологетики монополистического и государственно-монополистического капитализма (см. Полное собрание соч., 5 изд., т. 33, с. 68). Понятие "Г. с." используется теоретиками "демократического социализма" для подкрашивания "социалистической" фразеологией государственно-монополистического регулирования современного капиталистического производства.
"Левой" разновидностью "Г. с." выступает "военно-казарменный" социализм, в основе которого лежит мелкобуржуазная иллюзия, будто единственный источник социалистической организации труда - власть, исполнение команд "сверху". Противники научного социализма, особенно анархисты, не оставляют попыток изобразить его как одну из систем "Г. с.", предполагающего бюрократическую организацию производства по полувоенному образцу, направляемую велениями мессии, стоящего у кормила государственной власти. Подобные попытки лишены всякого основания. В. И. Ленин подчеркнул, что "социализм не создается по указам сверху. Его духу чужд казенно-бюрократический автоматизм; социализм живой, творческий, есть создание самих народных масс" (там же, т. 35, с. 57). Опыт развития социалистического общества показал, что социализм предполагает демократическую организацию государства, он невозможен без широкой демократии для трудящихся масс, руководимых рабочим классом во главе с марксистско-ленинской партией.
Лит.: Маркс К., Критика Готской программы, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19; Энгельс Ф., Социализм г-на Бисмарка, там же, с. 176-84: его же, Анти-Дюринг, там же, т. 20, с. 288-95; его же, [Письмо] Э. Бернштейну, 12 марта 1881, там же, т. 35; его же, [Письмо] А. Бебелю, 16 мая 1882, там же; его же, [Письмо] Э. Бернштейну, 22 авг. 1884, там же, т. 36; его же, [Письмо] А. Бебелю, 6 ноября 1892, там же, т. 38; Ленин В.И., Луиблановщина, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 31; его же, Государство и революция, там же, т. 33; Плеханов Г. В., Экономическая теория Карла Родбертуса-Ягецова, Соч., т. 1, М. - П., 1923; Блан Л., Организация труда, пер. с франц., Л., 1926; Лассаль Ф., Гласный ответ Центральному Комитету, учрежденному для созыва общегерманского Рабочего Конгресса в Лейпциге, Соч., т. 2, М.. 1925.
Е. Г. Панфилов.
Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012
Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛИЗМ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:
- ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛИЗМ
- «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛИЗМ» в Современном толковом словаре, БСЭ:
концепция, в которой социализм сводится к вмешательству государства в экономику и социальные отношения (Л. Блан, К. И. Родбертус-Ягецов, Ф. Лассаль, … - СОЦИАЛИЗМ в Новейшем философском словаре:
1) одна из версий общественного идеала в европейской социально-философской и политической традиции 19 в.; 2) одна из моделей - тенденций … - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЯЗЫК (ОФИЦИАЛЬНЫЙ ЯЗЫК) - основной язык государства, используемый в законодательстве и официальном делопроизводстве, судопроизводстве, обучении и т.д. В конституциях стран … - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
ФЛАГ - один из основных символов государства, его официальный отличительный знак, эмблема. Может отражать общественно-политический и государственный строй данного государства. … - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГТК РФ -центральный орган федеральной исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий непосредственное руководство таможенным делом в РФ. … - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
СУД - 1) официальное название верховного суда Эстонии; 2) название специального судебного органа для рассмотрения дел о преступлениях и проступках … - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
СУВЕРЕНИТЕТ РФ - самостоятельность и независимость государственной власти при решении стоящих перед ней задач. Это значит, что государственная власть (Федеральное … - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
СУВЕРЕНИТЕТ (фр. souverainete - верховная власть) - вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории, исключающая всякую … - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
СТРОЙ - система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами конституционного (государственного) права. Понятие Гс- несколько шире, чем … - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
СТРАХОВОЙ НАДЗОР - специальный государственный орган по контролю за страховой деятельностью. Органы Г.с.н. заменили действовавшую до 1992 г систему органов … - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
СТАНДАРТ (ГОСТ) - одна из основных категорий стандартов в Российской … - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
СОВЕТ - 1) высшее законосовещательное учреждение Российской Империи в 1810-1906 гг. В 1906 г. в связи с созданием Государственной Думы … - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
СЕКРЕТАРЬ - 1) в ряде государств Европы и Америки - название высших государственный чиновников. В США Г.с. является руководителем Государственного … - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
ПЕРЕВОРОТ - в науке конституционного права - насильственное и совершенное в нарушение конституции свержение или изменение конституционного (государственного) строя либо … - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
ОРГАН - составная часть (элемент) государственного аппарата, имеющая в соответствии с законом собственную структуру, определенные властные полномочия по управлению конкретной … - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
ДОЛГ ЧИСТЫЙ - см чистый ГОСУДАРСТВЕННЫЙ … - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
ДОЛГ ВНЕШНИЙ см ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ; ВНЕШНЯЯ … - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Словаре экономических терминов:
ГИМН (греч. hymnos - торжественная песнь) - торжественная песня программного характера: поэтико-музыкальное произведение, прославляющее отечество, государство, исторические события, их героев. … - СОЦИАЛИЗМ в Большом энциклопедическом словаре:
обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, а также общественного … - СОЦИАЛИЗМ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
(франц. socialisme, от лат. socialis - общественный), 1) первая фаза коммунистической формации. Экономическую основу С. составляет общественную собственность на средства … - СОЦИАЛИЗМ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
Термин "социализма был употреблен в первый раз в 1834 г. в статье Пьера Леру (см.) "De l"individualisme et du socialisme", … - СОЦИАЛИЗМ в Современном энциклопедическом словаре:
- СОЦИАЛИЗМ
обозначение учений, в которых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, а также создание … - СОЦИАЛИЗМ в Энциклопедическом словарике:
а, мн. нет, м. 1. Общественно-политический строй, основой производственных отношений которого является госу-дарственная и коллективная собственность на средства производства, а … - СОЦИАЛИЗМ в Энциклопедическом словаре:
, -а, м. Социальный строй, в к-ром основой производственных отношений является общественная собственность на средства производства и провозглашаются принципы социальной … - СОЦИАЛИЗМ
СОЦИАЛ́ИЗМ, обозначение учений, в к-рых в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства, а также … - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
"ГОСУД́АРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛИЗМ", концепция, в к-рой социализм сводится к вмешательству гос-ва в экономику и социальные отношения (Л. Блан, К.И. Родбертус-Ягецов, Ф. … - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ГОСУД́АРСТВЕННЫЙ СОВЕТ, в ряде стран название гос. органов разл. компетенции (напр., во Франции - высший орган адм. юстиции). В Рос. … - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ГОСУД́АРСТВЕННЫЙ СОВЕТ, высш. законосовещат. орган Рос. империи с 1810; с 1906 верх. законодат. палата. Рассматривал внесённые министрами законопроекты до их … - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ГОСУД́АРСТВЕННЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР Союза ССР, см. Симфонический оркестр под управлением Евгения Светланова … - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ГОСУД́АРСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ, в нек-рых заруб. гос-вах - министр, член пр-ва. В США - глава Гос. департамента. В Рос. империи с … - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ГОСУД́АРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ НАДЗОР, контроль за соблюдением мин-вами, ведомствами, пр-тиями, учреждениями и отд. гражданами сан. норм и правил; осуществляется органами санитарно-эпидемиологической … - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ГОСУД́АРСТВЕННЫЙ РУССКИЙ ХОР, см. Русский хор … - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ГОСУД́АРСТВЕННЫЙ ОБВИНИТЕЛЬ, прокурор, поддерживающий от имени гос-ва обвинение в суде по уголовному … - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ГОСУД́АРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ (ГКО), чрезвычайный высш. гос. орган в период Вел. Отеч. войны. Обладал всей полнотой власти в стране. Образован … - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ГОСУД́АРСТВЕННЫЙ ДУХОВОЙ ОРКЕСТР Российской Федерации, осн. в 1970. Организатор и первый гл. дирижёр (до 1974) - И.В. Петров. Позднее оркестр … - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ГОСУД́АРСТВЕННЫЙ ДОЛГ, общая сумма задолженности гос-ва по непогашенным займам и не выплаченным по ним процентам. С учётом сферы размещения займов … - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ГОСУД́АРСТВЕННЫЙ ДОГОВОР о восстановлении независимой и демокр. Австрии, заключён 15.5.1955 в Вене СССР, США, Великобританией и Францией, с одной стороны, … - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ГОСУД́АРСТВЕННЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ, внешне- полит. ведомство США (с 1789), выполняющее функции Мин-ва ин. дел. Возглавляется гос. … - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ в Большом российском энциклопедическом словаре:
ГОСУД́АРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ, см. Бюджет государственный … - СОЦИАЛИЗМ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона.
- СОЦИАЛИЗМ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
социали"зм, социали"змы, социали"зма, социали"змов, социали"зму, социали"змам, социали"зм, социали"змы, социали"змом, социали"змами, социали"зме, … - СОЦИАЛИЗМ в Тезаурусе русской деловой лексики: