Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Правила заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов Заявление на ввоз товаров и уплате косвенных налогов

Главная задача государства - обеспечение устойчивого развития общества на основе внутренних экономических ресурсов. Базовым инструментом в сфере экономической деятельности государства является система налогообложения. Уплата обязательных платежей в бюджеты всех уровней власти осуществляется в виде налогов, сборов и пошлин. Взаимосвязь между налогоплательщиком и объектом, на который начисляется налог, определяет, к какой группе налогов относится платеж:

  • прямой;
  • косвенный.

Прямой налог - уплачивает в бюджет то же лицо, которому принадлежит объект налогообложения. Классический пример - налог, начисляемый на доходы физических лиц. Косвенный налог - платеж, взимаемый в сфере товарооборота. Сумма косвенного налога обычно закладывается в конечную цену товара или услуги. Один из случаев косвенного налогообложения - импорт товаров из стран Евразийского экономического союза.

Обратите внимание! Так, на всех импортерах лежит обязанность уведомить ФНС о ввозе вещей и уплате косвенных налогов посредством подачи заявления. Мера принята с целью обмена информацией о суммах налоговых отчислений между налоговыми органами ЕАЭС.

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов

Как полагается оформлять заявление о ввозе товаров в 2018 году

В электронном виде, с приложением четырех бумажных экземпляров. Альтернативный вариант - один электронный экземпляр, в обязательном порядке удостоверенный посредством электронной цифровой подписи. Бланк заявления и правила его заполнения четко регламентированы. Корректность заполнения документов и достоверность сведений напрямую влияют на объем налоговых обязательств импортера. Соблюдение установленных правил гарантирует, что проблем с законом не возникнет.

Структурно бланк состоит из 3 разделов. Раздел 1 содержит сведения о продавце и покупателе, а также импортируемом товаре. На основании указанных данных производится расчет налога.

Как заполнить раздел 1 заявления:

  • В графах 1-2 указать наименование или ФИО поставщика и получателя товара;
  • В графах 3-4 указать коды стран поставщика и получателя (643);
  • В графе 5 указать дату заключения контракта и его номер.

Как заполнить таблицу раздела 1:

  • Столбец 1 - порядковый номер записи;
  • Столбец 2 - наименование;
  • Столбец 3 - десятизначный код согласно товарной номенклатуре ВЭД, если товар не подакцизный столбец не заполняется;
  • Столбец 4 - единица измерения продукции, указанная в сопроводительных документах;
  • Столбец 5 - объем поставляемой продукции;
  • Столбец 6 - стоимость;
  • Столбец 7 - код валюты, указанной в договоре;
  • Столбец 8 - обменный курс, установленный ЦБ РФ на момент взятия товара на учет покупателем, если расчет происходит в рублях - столбец не заполняется;
  • Столбец 9 - 12 - серия, номер, дата товаросопроводительного документа и счета-фактуры;
  • Столбец 13 - дата принятия покупателем на учет;
  • Столбец 15 - стоимость в рублях;
  • Столбец 18 - ставка НДС;
  • Столбец 20 - сумма налога, вычисляется путем перемножения столбцов 15 и 18. Столбец не заполняется, если на товар не распространяется НДС.

Обратите внимание! Для товаров из категории подакцизных следует указать объем налоговой базы в столбце 14, ставку акциза в 16-17 столбце и размер акциза в столбце 19.

Раздел 2 предназначен для отметки о регистрации документа в ФНС. Его следует оставить незаполненным. Необходимые отметки в него внесут специалисты налоговых органов.

Раздел 3 подлежит заполнению в случаях если:

  • покупка происходит через посредника либо поверенного;
  • договор поставки заключен между лицом - налогоплательщиком страны ЕАЭС и лицом - налогоплательщиком иной страны;
  • реализация предполагается на территории государства, не облагающего его косвенным налогом.

Важно! Если в поставке принимает участие более 3 сторон, дополнительно заполняется и оформляется Приложение к заявлению, в котором указываются сведения о комитентах и принципалах сделки.

Оформление документа в 1С

Что входит в пакет документов

Помимо заявления налогоплательщик должен предоставить для рассмотрения в налоговый орган:

  • контракт на поставку;
  • товаросопроводительные документы, например документ о страховке груза;
  • счета-фактуры с реквизитами продавца;
  • банковскую выписку, отражающую факт уплаты НДС.

После регистрации документов в ФНС, когда информация поступает в базу данных, три экземпляра заявления возвращаются заявителю. После чего он направляет два экземпляра документа контрагенту.

Срок подачи заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов

Отчет о ввезенных товарах и уплаченных налогах следует приложить к налоговой декларации и приурочить к уплате НДС: до 20 числа месяца следующего за месяцем, в котором покупатель примет товары на учет.

Ошибки и неточности в заявлении

Важно! При обнаружении недостоверных сведений налоговый комитет откажет в регистрации обращения. Представит рекомендации по их устранению. Налогоплательщик вправе также самостоятельно отозвать заявление и, исправив недочеты, повторно направить документы в налоговый орган. Рассмотрение обращения происходит в течение 2 недель. После чего в раздел 2 заявления проставляются необходимые отметки: подпись уполномоченного лица, дата и печать.

Как не допустить ошибок в заявлении

Перед сдачей пакета документов в ФНС не лишним будет удостовериться в правильности указанных в нем сведений:

  • отсутствие расхождений между данными представленными в заявлении и в декларации по косвенным налогам;
  • верность вычислений относительно налоговой базы;
  • точное соответствие данных электронного заявления и бумажных экземпляров;
  • и наконец, своевременную и в полном объеме уплату НДС.

Как действуют налоговые льготы

Обязанность уплатить непрямой налог лежит на всех лицах и не зависит от применяемого ими режима налогообложения. Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость распространяется лишь на три категории импортируемых товаров:

  • товары, которые не подлежат налогообложению в государстве принимающей стороны;
  • товары, перемещение которых с территории одного государства ЕАЭС на территорию другого государства ЕАЭС происходит в рамках одной организации;
  • товары, которые физические лица импортируют для личных нужд.

Оформить необходимые документы можно в соответствующих бухгалтерских программах.

14.05.2015

О новых документах при экспорте товаров с территории ЕАЭС

Приказом ФНС России от 06.04.2015 № ММВ-7-15/139@ утверждена форма документа, который называется «Перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов». Вместе с формой документа утверждены также Порядок заполнения и формат представления этого перечня в электронном виде.

Указанные выше документы приняты в рамках правоотношений Договора о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) от 29.05.2014, в котором сторонами являются следующие государства: Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Армения и Кыргызская Республика.

О взимании косвенных налогов

Напомним, порядок взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (выполнении работ, оказании услуг) в отношении государств — членов ЕАЭС регламентируется соответствующим Протоколом — Приложение № 18 к Договору ЕАЭС. В частности, в Разделе II данного Протокола закреплены правила при экспорте товаров. Установлено, что налогоплательщик государства — члена ЕАЭС при экспорте товаров на территорию другого государства — члена применяет нулевую ставку НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов.

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки и (или) освобождения от уплаты акцизов налогоплательщик, с территории которого вывезены товары, обязан представить в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией следующие документы (их копии):

  • договоры (контракты), заключенные с налогоплательщиком другого государства — члена ЕАЭС или с налогоплательщиком государства, не являющегося членом ЕАЭС;
  • выписку банка, подтверждающую фактическое поступление на счет налогоплательщика-экспортера выручки от реализации экспортированных товаров;
  • заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов с отметкой налогового органа государства — члена, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств);
  • транспортные (товаросопроводительные) документы.

Под пунктом 3 вместе с самими заявлениями о ввозе товаров предусмотрен также документ, именуемый «перечень заявлений», форма которого и утверждена опубликованным приказом ФНС.


Обратите внимание

Рассматриваемый Перечень заявлений подается в налоговые органы Российской Федерации, и заполняется он налогоплательщиком, осуществившим операции по реализации товаров, вывезенных с территории Российской Федерации на территорию государства — члена Евразийского экономического союза (т. е. экспорт с территории РФ).


Важно помнить: сведения, включенные налогоплательщиком в Перечень заявлений, будут проверяться в налоговом органе на соответствие тем данным, которые получены налоговиками в рамках международного межведомственного обмена информацией, предусмотренного Протоколом от 11.12.2009 (в редакции от 31.12.2014) «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов».

Если сведения, представленные налогоплательщиком, не соответствуют данным налогового органа, налоговики вправе будут взыскать сумму косвенных налогов с пенями.

Основные требования по заполнению Перечня заявлений

Перечень заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов включает в себя титульный лист и раздел 1 «Реквизиты заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость и (или) освобождения от уплаты акцизов».

Налогоплательщик может заполнить Перечень заявлений как в бумажном, так и в электронном виде.

При любом способе формирования документа необходимо учесть некие общие правила. Например, использование сквозной нумерации страниц, запрет на исправление ошибок корректирующим средством и на применение двусторонней печати.

Если используется электронная форма документа, то тут бухгалтеру немного легче — он освобожден от части рутинной работы по заполнению документа или проверке правильности его оформления, за него это сделает программа.

При ручном оформлении документа необходимо помнить, что заполнение полей Перечня заявлений любых показателей (текстовых, числовых, кодовых) необходимо производить слева направо, начиная с первого (левого) знакоместа.

В незаполненных полях (знакоместах, «клеточках») ставится прочерк. Это относится как к полностью, так и к частично заполненным показателям.

Например, показатель «ИНН» для юридического лица следует отражать по следующей схеме: «7700123456——». Правда, есть и исключение, номера страниц заполняются без прочерков по примеру: «001», «002», «003» и т. д.

Большинство показателей Титульного листа рассматриваемого документа давно знакомы российскому налогоплательщику. Это ИНН и КПП налогоплательщика, код налогового периода и отчетный год, номер корректировки и пр. Все они заполняются как обычно.


Обратите внимание

Перечень заявлений может представить как сам налогоплательщик, так и его законный или уполномоченный представитель.


При этом в специальном разделе Титульного листа, в котором подтверждается достоверность и полнота представленных сведений, под кодом «1» может значиться следующее лицо:

  • налогоплательщик;
  • законный представитель (включая участника товарищества, доверительного управляющего, концессионера, участника договора инвестиционного товарищества, ответственного за ведение налогового учета).

Значение «2» указывается, только если документ представлен уполномоченным представителем налогоплательщика.

В этом же разделе отражаются сведения о представителе налогоплательщика (ФИО физического лица или наименование юридического лица), а также данные о документе, подтверждающем его полномочия. Ранее таким документом, как правило, являлась доверенность. Теперь список уполномоченных лиц расширен, поэтому и документы могут быть разные. В поле для указания приложений к Перечню заявлений (подтверждающих документов или их копий) надо будет в этом случае указать количество листов документа, подтверждающего полномочия любого представителя организации

Особенности заполнения в связи с реорганизацией

Приведем дополнительные правила для тех случаев, когда рассматриваемый документ заполняется организацией-правопреемником.

Правопреемник представляет Перечень заявлений (а также соответствующие декларации и иные необходимые документы) в налоговый орган по месту своего учета.

В Титульном листе факт реорганизации в первую очередь отразится в специальном поле «Форма реорганизации (ликвидации) (код)». В нем могут быть указаны следующие коды:

  • 0 — ликвидация организации;
  • 1 — преобразование одного юридического лица в другое;
  • 2 — слияние нескольких юридических лиц;
  • 3 — разделение юридического лица;
  • 5 — присоединение к другому юридическому лицу;
  • 6 — разделение с одновременным присоеди- нением.

Такие коды закреплены в Приложении 1 к Порядку заполнения Перечня заявлений.

Правопреемник должен отразить прежние данные об ИНН и КПП до реорганизации в поле «ИНН и КПП реорганизованной организации». А вот в верхней части Титульного листа и Раздела 1 необходимо указывать свои данные, то есть ИНН и КПП правопреемника.

Правила взаимосвязи

При заполнении Перечня заявлений важно учесть тот момент, что часть показателей в Перечне должна отражаться аналогично тем значениям, данные которых используются непосредственно в самих заявлениях или налоговых декларациях по НДС и акцизам, на основании сведений из которых и формируется Перечень заявлений.

Например, в Перечне заявлений и в декларации по НДС должны совпадать ИНН и КПП налогоплательщика, налоговый период, код налогового органа и пр.

Обратите внимание на показатель «Налоговая декларация (код)». В нем необходимо указывать значение кода формы по классификатору налоговой документации (код КНД) из налоговой декларации, одновременно с которой представляется Перечень заявлений. Чуть выше мы отметили, что Перечень заявлений подается в налоговый орган не сам по себе, он входит в комплект обязательных документов, подаваемых с налоговой декларацией. Это может быть декларация по НДС (код по КНД 1151001) или по акцизам (код по КНД 1151084 или 1151074).

Действующая налоговая декларация по НДС утверждена . Декларация по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, утверждена приказом ФНС России от 14.06.2011 № ММВ-7-3/369@, по табачным изделиям — от 14.11.2006 № 146н.

Напомним о самих заявлениях, сведения из которых должны отражаться в Разделе 1 Перечня. Форма заявления закреплена в Приложении № 1 к Протоколу от 11.12.2009 «Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов».

Итак, из заявлений в Перечень заносятся такие данные:

  • номер отметки о регистрации заявления;
  • дата отметки о регистрации заявления.

Оба показателя берутся из раздела 2 заявления. Номер отметки и дата проставляются в заявлении налоговым органом импортера при подтверждении уплаты косвенных налогов.

Далее отражается показатель «Идентификационный код (номер) покупателя», в котором указывается код или номер покупателя, которым выступает налогоплательщик-импортер, заполнивший заявление, по которому налоговым органом импортера подтверждена уплата косвенных налогов (или освобождение от налогообложения).

В поле «Раздел заявления, в котором располагаются реквизиты продавца» указывается номер раздела заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, по которому налоговым органом импортера подтверждена уплата косвенных налогов (или освобождение от налогообложения). Этим разделом заявления может быть только первый или третий, именно в них содержатся сведения о реквизитах (ИНН) налогоплательщика-экспортера, то есть продавца.

При этом в Разделе 3 заявления отражаются сведения о сделках налогоплательщика — налогового агента. Продавцом в этом случае выступает комитент, доверитель или принципал. В Разделе 1 заявления указываются сведения по сделкам обычного налогоплательщика косвенных налогов, которые были осуществлены по контрактам на поставку товаров, по договорам лизинга, переработки давальческого сырья, а также в случае заключения договора о приобретении товара у физического лица, не являющегося предпринимателем.

Все указанные выше показатели являются обязательными к заполнению.

Дополнительно напомним коды стран, участвующие в Евразийском экономическом союзе, которые тоже придется отражать в Разделе 1 Перечня заявлений:

  • 051 — код Республики Армении;
  • 112 — код Республики Беларусь;
  • 398 — код Республики Казахстан;
  • 417 — код Кыргызской Республики;
  • 643 — код Российской Федерации.

В заключении приведем пример заполнения рассматриваемого документа. Примем, что Перечень заявлений сформирован по данным российского юридического лица по операциям экспорта, произведенным в апреле текущего года. Товары реализованы в Республику Казахстан. Документ заполнялся в электронном виде (прочерки в незаполненных знакоместах не проставлялись.

Консультант по налогам И.М. Акиньшина , для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»

Приложение 2

к Протоколу об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств-членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов

Правила заполнения заявления о ввозе товаров

и уплате косвенных налогов

Настоящие Правила определяют порядок заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - Заявление) по форме Приложения 1 к Протоколу об обмене информацией в электронном виде об уплаченных суммах косвенных налогов между налоговыми органами государств-членов таможенного союза.

1. Заявление представляется налогоплательщиком (плательщиком) (далее – налогоплательщик), в налоговый орган по месту постановки на учет на бумажном носителе в четырех экземплярах и в электронном виде.

Один экземпляр Заявления остается в налоговом органе, три экземпляра возвращаются налогоплательщику с отметкой налогового органа, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме (освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость (далее - НДС) и (или) акцизов или иной порядок уплаты в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза ввезены на территорию этого государства без уплаты косвенных налогов). Два экземпляра Заявления с отметкой налогового органа подлежат направлению налогоплательщиком налогоплательщику государства-члена таможенного союза, с территории которого вывезены товары, реализованные со ставкой НДС в размере 0 процентов (освобождением по акцизам).

2. Заявление состоит из трех разделов и приложения к нему.


Первый и третий разделы Заявления и приложение к нему заполняет налогоплательщик, второй раздел – налоговый орган.

В строках «Продавец/Покупатель» Заявления указываются:

для налогоплательщиков Республики Беларусь – УНП (учетный номер плательщика), для налогоплательщиков Республики Казахстан – РНН (регистрационный номер налогоплательщика) либо БИН (бизнес-идентификационный номер) либо ИИН (индивидуальный идентификационный номер), для налогоплательщиков Российской Федерации – ИНН/КПП (идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет);

наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя ;

код страны, адрес местонахождения (места жительства) юридического лица (индивидуального предпринимателя).

В случае заключения договора (контракта) лизинга в соответствующей ячейке проставляется отметка «Х».

В случае заключения договора (контракта) на переработку давальческого сырья в соответствующей ячейке проставляется отметка «Х».

На каждом листе Заявления налогоплательщик указывает номер и дату заполнения Заявления.

Заявление подписывается руководителем организации или ее представителем и главным бухгалтером или индивидуальным предпринимателем. Полномочия представителя должны быть подтверждены в порядке, установленном законодательством государства-члена таможенного союза.

3. Заполнение Раздела 1.

Продавец (строка 01) – лицо, заключившее договор (контракт) с Покупателем, указанным в строке 02, или с комиссионером , поверенным либо агентом, действующим в интересах Покупателя.

Покупатель (строка 02) – лицо, приобретающее товары и представляющее Заявление в налоговый орган по месту постановки на учет.

Раздел 1 заполняется Покупателем товаров (комиссионером, поверенным либо агентом, если законодательством государства-члена таможенного союза предусмотрена уплата этими лицами косвенных налогов при ввозе товаров на территорию одного государства-члена таможенного союза с территории другого государства-члена таможенного союза).

В строке 05 указываются реквизиты договора (контракта) (номер и дата договора (контракта), номера и даты спецификаций), заключенного между Продавцом и Покупателем.

При приобретении товаров через комиссионера, поверенного либо агента по договору (контракту) комиссии, договору (контракту) поручения либо агентскому договору (контракту), если законодательством государства-члена таможенного союза не предусмотрена уплата указанными лицами косвенных налогов при ввозе товаров на территорию одного государства-члена таможенного союза с территории другого государства-члена таможенного союза:

а) в строке 01 «Продавец» указывается лицо, реализующее товары лицу, являющемуся комиссионером, поверенным либо агентом по договору (контракту) с Покупателем;

б) в строке 02 «Покупатель» указывается лицо, являющееся комитентом , доверителем либо принципалом по договору (контракту) с комиссионером, поверенным либо агентом, названным в подпункте «а» настоящего пункта;


в) в строке 05 отражаются реквизиты договора (контракта) между Покупателем, указанным в подпункте «б» настоящего пункта, и комиссионером, поверенным либо агентом;

г) в строке 06 отражается, в том числе, полное наименование организации (Ф. И.О. индивидуального предпринимателя), являющейся (являющегося) комиссионером, поверенным либо агентом по договору (контракту), указанному в подпункте «д»;

д) в строке 07 отражаются реквизиты договора (контракта) между комиссионером, поверенным либо агентом, указанным в подпункте «в» настоящего пункта, и Продавцом, указанном в подпункте «а» настоящего пункта.

В случае ввоза налогоплательщиком государства-члена таможенного союза на территорию данного государства-члена таможенного союза товаров, являющихся продуктом переработки давальческого сырья, приобретенного на территории другого государства-члена таможенного союза, и переработанного на территории третьего государства-члена таможенного союза, заполняется 2 (два) Заявления, при этом:

при заполнении граф Заявления, направляемого Продавцу товаров (давальческого сырья), в графах 2 и 6 таблицы указываются соответственно наименование и стоимость давальческого сырья;

при заполнении граф Заявления, направляемого Продавцу работ по переработке давальческого сырья, в графах 2 и 6 таблицы указываются соответственно наименование товара, являющегося продуктом переработки, и стоимость работ по переработке давальческого сырья.

Для определения сумм косвенных налогов при импорте товаров налогоплательщиком заполняется таблица, в которой указываются:

в графе 2 – наименование товара на основании счета-фактуры или транспортных (товаросопроводительных) документов. В случае необходимости отражения большого количества товаров допускается вместо перечня наименований конкретных товаров отражение общего вида этих товаров (например, мебель вместо столы письменные, кровати, кресла) в одной строке Заявления и отражение по соответствующим графам этой строки Заявления сведений по всем товарам, отнесенным к указанному виду товаров;

в графе 3 – код товара (10 знаков) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза по подакцизным товарам и в случае применения пониженной ставки НДС по отдельным категориям товаров, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством государства-члена таможенного союза;

в графе 5 – количество товара в единицах измерения, указанных в графе 4;

в графах 6 и 7 – стоимость товара (работы) и код валюты на основании сведений из счета-фактуры или транспортных (товаросопроводительных) документов;

в графе 8 – установленный центральным (национальным) банком государства-члена таможенного союза курс национальной валюты к валюте, указанной в счете-фактуре или транспортном (товаросопроводительном) документе, на дату принятия на учет товаров;

в графе 9 – серия, номер транспортных (товаросопроводительных) документов;

в графе 10 – дата транспортных (товаросопроводительных) документов;

в графе 11 – номер счета-фактуры;

в графе 12 – дата счета-фактуры;

в графе 13 – дата принятия налогоплательщиком товара на учет;

в графе 14 – налоговая база по подакцизным товарам в национальной валюте лица, заполнившего Заявление. Налоговая база по подакцизным товарам на которые установлены адвалорные ставки акцизов, рассчитывается как произведение показателей граф 6 и 8. По подакцизным товарам, на которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов, налоговая база указывается исходя из объема импортируемого товара в натуральном выражении и равна показателю графы 5. По подакцизным товарам, по которым акцизы взимаются иным уполномоченным органом, сумма акцизов, уплаченная в бюджет государства-члена таможенного союза, указывается в графе 19. При этом в графах 14, 16 и 17 проставляется прочерк;

в графе 15 – налоговая база по НДС в национальной валюте лица, заполнившего Заявление. Налоговая база рассчитывается как произведение показателей граф 6 и 8 . По подакцизным товарам налоговая база по НДС определяется с учетом суммы акцизов, указанной в графе 19;

в случае, если это предусмотрено законодательством государства-члена таможенного союза, налоговая база в графе 15 рассчитывается с учетом сумм расходов, предусмотренных в законодательстве, регулирующем принципы определения цены в целях налогообложения;

в графах 16, 17 и 18 – налоговые ставки по акцизам и НДС, установленные законодательством государства-члена таможенного союза. Если законодательством предусмотрено освобождение товаров при их ввозе на территорию государства-члена таможенного союза от обложения НДС и (или) акцизов, в графах проставляется слово «льгота». По подакцизным товарам, на которые установлены твердые (специфические) ставки акцизов, в графе 16 указывается ставка акцизов, пересчитанная в национальной валюте по курсу валюты , указанному в графе 8. По подакцизным товарам, на которые установлены адвалорные ставки налога, в графе 17 указывается ставка в процентах;

в графе 19 – сумма акцизов, рассчитанная Покупателем товаров исходя из применяемых налоговых ставок, указанных в графе 16 (в случае применения твердой (специфической) ставки) либо в графе 17 (в случае применения адвалорной ставки) к налоговой базе, указанной в графе 14;

в графе 20 – сумма НДС, рассчитанная исходя из применяемых налоговых ставок, указанных в графе 18, к налоговой базе, указанной в графе 15.

Если транспортный (товаросопроводительный) документ, подтверждающий перемещение товаров с территории одного государства-члена таможенного союза на территорию другого государства-члена таможенного союза, имеет итоговую строку, допускается перенесение в одну строку Заявления сведений итоговой строки транспортного (товаросопроводительного) документа с указанием общего наименования аналогичных друг другу ввозимых товаров.

Если в транспортном (товаросопроводительном) документе указаны подакцизные товары либо приведены показатели, относящиеся к товарам, облагаемым косвенными налогами по различным ставкам, или имеющим различные единицы измерения, то в Заявление переносятся все наименования товаров (каждая позиция) из транспортного (товаросопроводительного) документа.

Если транспортный (товаросопроводительный) документ, в котором отражено несколько аналогичных друг другу товаров, не имеет итоговой строки, то показатели, отраженные в каждой из строк транспортного (товаросопроводительного) документа, переносятся в Заявление. При этом в графах 9 и 10 Заявления указываются сведения одного и того же транспортного (товаросопроводительного) документа.

Если в счете-фактуре перечислены товары, которые указаны в нескольких транспортных (товаросопроводительных) документах, то в Заявление переносятся позиции из каждого транспортного (товаросопроводительного) документа с учетом требований, изложенных выше. При этом в графах 11 и 12 Заявления повторяются данные такого счета-фактуры.

4. Третий раздел Заявления заполняется в следующих случаях:

если обороты (операции) по реализации товаров Продавцом, указанным в разделе 1 Заявления, Покупателю, указанному в разделе 1 Заявления, не являются объектом обложения косвенными налогами в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза – Продавца, так как местом реализации таких товаров не признается территория государства-члена таможенного союза – Продавца. При этом в строке 08 «Продавец (комитент, доверитель, принципал)» указывается налогоплательщик государства-члена таможенного союза, с территории которого были вывезены товары, применивший при реализации этих товаров ставку НДС в размере 0 процентов (освобождение по акцизам). В строке 12 указываются реквизиты договора (контракта) (номер и дата договора (контракта), номера и даты спецификаций), заключенного между Продавцом и Покупателем, указанным в строках 08 и 09;

при реализации товара Покупателю (строка 02) через комиссионера, поверенного либо агента. При этом в строке 12 отражаются реквизиты договора (контракта) комиссии, поручения либо агентского договора (контракта), а в строках 08 и 09 – стороны данного договора (контракта).

5. В тех случаях, когда в поставке товара участвуют более трех лиц, налогоплательщик в Приложении указывает сведения о сделках по реализации товаров (перемещении товаров) от Продавца (налогоплательщика государства-члена таможенного союза, с территории которого были вывезены товары, и представляющего в налоговый орган документы, подтверждающие правомерность применения ставки НДС 0 процентов и освобождение от уплаты акцизов) до Покупателя (налогоплательщика, представляющего Заявление) с указанием лиц – участников соответствующих сделок, а также сведений из договоров (контрактов): наименование (УНП, ИНН/КПП, РНН либо БИН либо ИИН, код страны, место его нахождения (место жительства), номер и дата договора (контракта), номера и даты спецификаций.

6. В течение десяти рабочих дней со дня поступления Заявления и документов, предусмотренных Протоколом о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе, должностное лицо налогового органа, принявшего Заявление, должно его рассмотреть и подтвердить факт уплаты косвенных налогов (освобождения либо иного способа уплаты), либо мотивированно отказать в соответствующем подтверждении и произвести соответствующие отметки в разделе 2 Заявления.

МНС информирует о возможности использования электронного заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов для применения нулевой ставки по НДС и освобождения по акцизам между плательщиками в ЕЭС.


С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор), а также Протокол о внесении изменений в Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11 декабря 2009 года (далее – Протокол от 8 октября 2014 г.)

Неотъемлемой частью Договора является Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющийся приложением № 18 к Договору (далее – Протокол о порядке взимания косвенных налогов)

Протокол о порядке взимания косвенных налогов и Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Евразийского экономического союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11 декабря 2009 года (с изменениями, внесенными Протоколом от 8 октября 2014 г., далее – Протокол об обмене информацией) наделяют плательщиков (импортеров) правом представлять в налоговый орган заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее – заявление) в электронном виде с электронной (электронно-цифровой) подписью (далее – ЭЦП).

Для реализации этого механизма в 2015 году на портале МНС реализован сервис, позволяющий белорусскому импортеру, являющемуся пользователем системы электронного декларирования, представлять в налоговый орган заявления в виде электронного документа.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ БЕЛОРУССКОГО ПОКУПАТЕЛЯ (ИМПОРТЕРА).


Белорусский импортер в электронном виде заполняет заявление по форме, установленной Протоколом об обмене информацией, подписывает его ЭЦП и представляет через портал МНС в налоговый орган, на учете в котором состоит импортер.

Документы, предусмотренные в подпунктах 2) - 8) пункта 20 раздела III Протокола о порядке взимания косвенных налогов, могут быть представлены импортером в налоговый орган как на бумажном носителе, так и в электронном виде (в виде отсканированных образов) в форме tif или pdf файлов.

Должностное лицо налогового органа, принявшего заявление в виде электронного документа, в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления и вышеуказанных документов, должно его рассмотреть, провести сверку реквизитов заявления и представленных документов, а также проверить поступление в бюджет в полном объеме сумм косвенных налогов, причитающихся к уплате на основании представленных документов.

При условии уплаты в полном объеме суммы косвенных налогов, указанной в заявлении, и отсутствия неточностей, налоговый орган Республики Беларусь заполняет раздел 2 заявления, в котором руководитель (заместитель руководителя) налогового органа по месту постановки импортера на учет проставляет отметку об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств), подписывает его ЭЦП и направляет плательщику (импортеру) в электронном виде (далее – электронное подтверждение налогового органа).

При отсутствии уплаты в полном объеме суммы косвенных налогов, указанной в заявлении, и (или) выявления неточностей в представленном заявлении (то есть несоблюдения норм Протокола о порядке взимания косвенных налогов), налоговый орган Республики Беларусь направляет в электронном виде мотивированный отказ в произвольной форме. Налоговый орган Республики Беларусь производит указанную отметку на заявлении после устранения плательщиком выявленных несоответствий.

При получении электронного подтверждения налогового органа импортер информирует об этом (на бумажном носителе или в электронном виде посредством Интернет) своего контрагента по внешнеторговому договору – плательщика государства–члена ЕАЭС путем направления копии заявления или реквизитов (регистрационного номера и даты) указанного заявления.

Одновременно МНС формирует и направляет реестр заявлений в налоговую службу государства-члена ЕАЭС, с территории которого товар был вывезен в Республику Беларусь, в электронном виде. Сведения, содержащиеся в реестре заявлений, используются указанной налоговой службой для проверки обоснованности применения нулевой ставки НДС и льготы по акцизам.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ БЕЛОРУССКОГО ПРОДАВЦА (ЭКСПОРТЕРА).

Если между белорусским экспортером (продавцом) и покупателем – плательщиком государства-члена ЕАЭС (импортером) достигнута договоренность на использование покупателем (импортером) механизма представления заявления в налоговый орган в электронном виде с ЭЦП (то есть в виде электронного документа), то импортер после получения электронного подтверждения налогового органа информирует об этом (на бумажном носителе или в электронном виде посредством Интернет) белорусского экспортера путем направления копии заявления или реквизитов (регистрационного номера и даты) указанного заявления.

Информация о регистрационных номерах и датах заявлений, содержащих электронное подтверждение налогового органа, при ее получении от налогового органа государства-члена ЕАЭС (государства - импортера) размещается на портале МНС ( , раздел «Проверка заявления для экспортера») и в «Личном кабинете плательщика».

Для проверки наличия информации на портале МНС белорусский экспортер должен набрать реквизиты (то есть регистрационный номер и дату) заявления, информацию о котором (копию которого) ему предоставил покупатель (импортер).

Белорусскому экспортеру, предоставившему налоговому органу Республики Беларусь, в котором он состоит на учете, адрес электронной почты, указанная информация направляется в виде сообщения на его электронный адрес.

При наличии информации об электронном подтверждении налогового органа государства-члена ЕАЭС (государства - импортера) на портале МНС либо на электронной почте белорусский экспортер заполняет по форме, утверждаемой постановлением МНС, Перечень заявлений, являющийся приложением к налоговой декларации по НДС (при экспорте подакцизных товаров – к налоговой декларации по акцизам), который представляется вместо заявления на бумажном носителе.

В Перечне заявлений белорусским экспортером указываются регистрационные номера и даты заявлений, содержащих электронное подтверждение налогового органа государства-участника ЕАЭС (государства-импортера). Перечень заявлений представляется белорусским экспортером одновременно с налоговой декларацией по НДС (при экспорте подакцизных товаров - налоговой декларацией по акцизам), в которой отражены обороты, облагаемые по нулевой ставке НДС (льготируемые по акцизам).

При отсутствии информации об электронном подтверждении налогового органа государства-члена ЕАЭС (государства - импортера) на электронной почте либо на портале МНС белорусский экспортер не имеет оснований представить в налоговый орган налоговую декларацию по НДС (при экспорте подакцизных товаров – налоговую декларацию по акцизам) с отражением оборотов, облагаемых по нулевой ставке НДС (льготируемых по акцизам).

В случае, когда белорусский экспортер длительный срок (более 90 дней со дня отгрузки) не получил от покупателя (импортера) сведения о составленном им заявлении, он вправе направить запрос в инспекцию МНС по месту постановки на налоговый учет с целью информирования о таком факте налоговый орган по месту постановки на учет импортера.

Если полученные от импортера сведения не соответствуют сведениям, размещенным на сайте МНС, на основании обращения белорусского экспортера налоговый орган Республики Беларусь направляет реестр запросов в налоговую службу государства-члена ЕАЭС для выяснения причин несоответствия.

Дополнительная информация.

Loading...Loading...