Контрольная работа: Инновационный фактор в развитии экономики. Факторы, влияющие на развитие инновационной деятельности Инновационные факторы развития экономики рф

Введение

Актуальность темы исследования определяется необходимостью разработки теоретических положений по повышению устойчивости и эффективности развития промышленности на основе инноваций, т.е. на основе экономики знаний. Это особенно важно в условиях ограниченности экономических ресурсов, недостаточного использования достижений научно-технического прогресса.

Сегодня экстенсивные факторы развития практически исчерпаны и необходимо повышать эффективность национального хозяйства на основе качественного совершенствования факторов производства, то есть на основе всемерного использования достижения научно-технического прогресса. От успешной реализации инновационной политики зависит конкурентоспособность страны и её место в мировой экономике. Развитие промышленности, преодоление возникшего отставания в области научных разработок и технологий – одна из основополагающих целей стратегии национальной экономической безопасности России.

Ныне в условиях ослабления государственного регулирования экономического роста, идёт процесс стихийного развития инновационной деятельности в промышленности, а многие российские технологии вытесняются зарубежными технологиями. В результате Россия намного отстаёт от развитых стран по качеству жизни, производительности труда и уровню использования экономических ресурсов. Поэтому чрезвычайно важно исследовать эту проблему, выявить формы, методики и приоритеты устойчивого развития промышленности России.

Цель дипломной работы заключается в разработке теоретических положений и рекомендаций по обеспечению устойчивого развития промышленности на основе перехода на инновационный путь развития.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

– обобщить и систематизировать основные теоретические положения, связанные с обеспечением устойчивого развития промышленности и экономики страны в целом;

– провести анализ состояния промышленности и научного потенциала РФ;

– рассмотреть методы государственного регулирования эффективного экономического роста в промышленности;

– показать необходимость и основные направления формирования национальной инновационной системы;

– выявить факторы и приоритеты устойчивого экономического развития промышленности России.

Объектом исследования является промышленность как важнейшая система научного хозяйства России.

Предмет исследования – теоретические и практические вопросы обеспечения устойчивого развития промышленности России

В работе использованы следующие методы: индукция и дедукция, экономико-статистические, балансовый, графический, монографический и другие.

Информационной базой исследования послужили данные статистической отчетности по промышленности России, концепции и разработки научных учреждений, отечественных и зарубежных ученых, нормативные и правовые акты Российской Федерации, посвященные развитию промышленности страны.

Практическая значимость работы состоит в том, что полученные в процессе исследования научные положения, выводы и предложения могут быть использованы исполнительной властью при решении стратегических задач, направленных на обеспечение устойчивого развития промышленности страны.

1. Теоретические основы обеспечения устойчивого инновационного развития промышленности России

1.1 Сущность, виды и классификация инноваций

Анализ отечественной и зарубежной литературы показал, что уровень развития и динамизм инновационной сферы является для большинства стран основным фактором экономического роста. Поэтому сегодня место страны на мировой арене определяется не столько изобилием рабочей силы и при родных ресурсов, сколько качество человеческого капитала, уровнем образования, характером практического использования знаний, инновационной активностью национальной экономики.

В современном экономическом словаре указано, что «инновации – это нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использования этих новшеств в самых разнообразных областях и сферах деятельности» .

Следует отметить, что различные ученые, в зависимости от объекта и предмета исследования, рассматривают инновации следующим образом:

– как процесс (В.С. Раппорт , Б. Санта и др.);

– как систему (В. Лапин , Й. Шумпетер );

– как изменение (О. Водачкова , Ю. Яковец и др.);

– как результат (С. Бешелев, Ф. Гурвич ).

Например, Й. Шумпетер подразумевает под инновациями новые продукты, новые технологии, новые формы организации промышленного производства, открытие новых рынков .

По нашему мнению, инновация – внедренное в производство новшество, выступающее фактором интенсивного экономического роста, с целью получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

Мы поддерживаем точку зрения о том, что необходимо разграничить понятие «новшество» и «инновация». Новшество – оформленный результат НИОКР. Новшества могут оформляться в виде: открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, документации на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс. Однако, главное – внедрить новшество, превратить его в инновацию и получить положительный результат.

Инновации в экономическом анализе делятся на главные, решающие, т.е. на те, которые принципиальным образом изменяют характер производственного процесса или предоставляют возможность выпустить ранее неизвестный на рынке продукт, и, второстепенные, которые видоизменяют только форму продукта или какого либо процесса.

Таким образом, инновационная деятельность состоит из двух этапов: первый включает приобретение (или создание) новшества, а второй – его внедрение. Поэтому инновационной можно назвать только такую деятельность промышленного предприятия (и общества в целом), которая включает реализацию этих двух этапов и приносит экономический и другие виды эффектов.

Совокупность ресурсов (трудовых, материальных, финансовых, научно-технических), используемых для инновационной деятельности в промышленности составляет инновационный потенциал отрасли. Инновационная деятельность не цель, а средство расширенного воспроизводства экономики страны и повышения её эффективности.

Изучение теоретических подходов к пониманию инноваций дает возможность дать комплексную их классификацию (рис. 1).

Классификационный признак «уровень использования инноваций» показывает возможности использования последних. Например, разработка новой системы оплаты труда работников бюджетной сферы, тесно связанной с конечными результатами труда, является инновацией народнохозяйственного уровня, а новые прогрессивные формы организации труда в промышленности – инновации отраслевого уровня.

Классификационный признак инновации

Уровень использования инновации

– народнохозяйственный;

– отрасль;

– территориальный;

– первичного звена управления

Степень радикальности

– радикальные;

– системные;

– модифицирующие

Сфера деятельности

– экономическая;

– технологическая;

– производственная;

– социальная;

– экологическая;

– маркетинговая

Эффект от инноваций

– экономический;

– финансовый;

– научно-технический;

– социальный;

– экологический;

– интегральный

Рисунок 1 – Классификация видов инноваций

Классификационный признак «степень радикальности» показывает, что инновации необходимо подразделять в зависимости от использования в них научных знаний и влияния на развитие экономики. Так, например, радикальные инновации связаны с фундаментальными открытиями, результаты которых находят применение в различных сферах общественной деятельности. В свою очередь системные инновации также опираются на научные исследования, но имеющие ограниченную область применения. Что касается модифицирующих инноваций, то здесь речь идет лишь о совершенствовании техники, технологии и организации труда.

Классификационный признак «сфера деятельности инноваций» характеризует внедрение инноваций в экономическую, технологическую, техническую, производственную, маркетинговую сферы.

Классификационный признак «эффект от инноваций» отображает влияние внедрения инноваций на результаты деятельности предприятия, отрасли и экономики страны в целом. Эффект от внедрения инноваций может быть технологическим, финансовым, научно-техническим, социальным, экологическим, маркетинговым или интегральным.

Можно выделить следующие основные виды инноваций в промышленности:

– инновация продукции (работ, услуг);

– инновация технологических процессов, или технологическая инновация;

– организационная инновация;

– социальная инновация.

1. Инновация продукции (услуг) представляет собой создание нового продукта или услуги, что повышает конкурентоспособность предприятия и всего общества.

2. Инновация технологических процессов или технологическая инновация – это процесс обновления производственного потенциала субъекта инновационной деятельности, направленный на рост производительности и экономию ресурсов, что, в свою очередь, дает возможность увеличивать прибыль, усовершенствовать технику безопасности, проводить экологические мероприятия, внедрять новые информационные технологии.

3. Организационная инновация представляет процесс совершенствования организации производства и управления на предприятии, в отрасли, в российской экономике в целом.промышленной собственности. Кадровое обеспечение инноваций. ... устойчивое экономическое развитие России в XXI в. Главным инструментом технологического прорыва является поворот инвестиций к инновациям, инновационному ...

  • Современное состояние и перспективы развития ТЭК России

    Дипломная работа >> Экономика

    ... факторов Факторы подразделяются на основные и развитые , общие и спе­циализированные. К основным факторам ... развития российской экономики (инновационный путь развития ... области обеспечения устойчивого развития и... направленных в промышленность России . На...

  • Промышленная политика (1)

    Реферат >> Астрономия

    ... промышленной политики 2.1 Экспортоориентированная модель 2.2 Модель импортозамещения 2.3 Инновационная модель III. Долгосрочные структурные проблемы развития промышленности России ... фактора устойчивого экономического... сдерживающими факторами обеспечения их...

  • Опыт инновационного использования инвестиций в условиях рынка

    Курсовая работа >> Экономическая теория

    Технический прогресс становится важнейшим фактором обеспечения устойчивого развития , поскольку он повышает динамизм... решений аппаратом Министерства промышленности и энергетики России в направлении наращивания инновационного потенциала высокотехнологичных...

  • Сущность и цели инновационной экономики

    Определение 1

    Инновационная экономика или новая экономика (экономика знаний) – это отрасли с высокой долей нематериального, человеческого капитала (информационно-коммуникационные технологии, наука, образование и консалтинговые услуги). Это экономика новых информационных технологий, качественных процессов, которые способствуют лидерству субъекта и конкурентоспособность производимой продукции.

    Инновационная экономика эффектино использует любые полезные для общества инновации: патенты; ноу-хау; лицензии; заимствованные технологии или собственной разработки.

    Инновационная экономика содержит шесть основных элементов:

    1. наука;
    2. образование;
    3. человеческий капитал (высокое качество жизни и высококвалиифицированные специалисты);
    4. благоприятная среда функционирования инновационной системы, труда и жизни инноваторов;
    5. инновационная система (законодательная основа и материальные составляющие: бизнес-инкубаторы, кластеры, технопарки, технополисы, венчурный бизнес и др.);
    6. инновационная промышленность, которая реализует новшества.

    Целью инновационной экономики как науки является изучение взаимовыгодных отношений людей в рамках их хозяйственной деятельности, которая связана с созданием и внедрением инноваций.

    Замечание 1

    Конечная цель инновационной экономики – это рост экономического потенциала страны на основе повышения эффективности применения имеющихся ресурсов путем создания и внедрения инноваций. Это формирование условий для активного экономического роста, который обеспечит эффективное экономическое развитие общества, что в результате будет способствовать росту благосостояния населения страны.

    Основой создания инновационной экономики считается регулярное обновление знаний, увеличение потребности в творчестве, культуре. Это позволяет сформировать инновационные технологии производства для максимального удовлетворения возрастающих потребностей людей, повышения качества их жизни и достижение личного и общественного благосостояния.

    Условия становления инновационной экономики

    Развитие инновационной экономики позволяет проводить коренные изменения не только в сфере производства, но и в общественной среде, способствует повышению гуманизации сфер жизни людей, минимизирует негативное влияние на окружающую среду и содействует совершенствованию других секторов экономики.

    Выбор оптимального варианта проведения инновационных преобразований и их внедрения необходимо изучить условия становления инновационной экономики.

    Замечание 2

    Особенностью инновационного развития экономики является повышение важности новых технологий и способов распространения знаний. Главная движущая сила этого процесса – технология генерирования знаний, анализ информации, ее передача и эффективное применение.

    Промышленный сектор экономики начинает уступать технологической и коммуникационной составлявшей. Отмечается динамичный рост виртуальной сферы экономики.

    Главным условием формирования инновационной экономики является последовательное внедрение инноваций, наличие спроса на них и высокотехнологичную продукцию. Методологическая роль отводится компьютеризации. Появляются новые отрасли, сферой деятельности которых являются поставка и обработка данных (информационно-коммуникационные). Инновации активно применяются медицине, ядерной энергетике, аэрокосмическом производстве.

    Формируют инновационную экономику и такие технологии, как: биотехнологии; нанотехнологии и новые материалы; военные технологии; технологии рационального природопользования и энергосбережения.

    Ядром инновационной экономики являются люди как носители идей и знаний. Человек воспринимается как ценный капитал. Растет значение и потребителей благодаря развитию интернет-технологий. Компании становятся клиенто-ориентированными, стремиться удовлетворить дифференцированные индивидуальные потребности конкретных потребителей. Активно применяется персонализация в работе с клиентами. Потребители имеют возможность вовлекаться в процесс создания блага для самого себя, формировать конфигурации товара и отслеживать весь производственный и сбытовой процесс.

    Еще одним условием развития инновационной экономики является не столько использование имеющихся ресурсов, сколько обеспечение возможности их воспроизводства в будущем и энергосбережения.

    Рост социальных расходов – это условие, которое отличает инновационную экономику большинства стран. Затраты на здравоохранение должны составлять 5-10% ВВП (по требованиям Всемирной организации здравоохранения), на науку – 1,5-3% ВВП, образование – 5-7% ВВП. Особенно высокие показатели по социальным расходам в развитых странах, что говорит об активном развитии инновационной экономики.

    Факторы развития и формирования инновационной экономики

    Формирование инновационной экономики зависит от ряда факторов. Они подразделяются на две группы. Первая группа – это факторы, которые определяют существование любой экономической системы.

    К таким факторам относят следующие:

    • Природно-климатические (ресурсно-сырьевой потенциал страны);
    • Производственно-экономические (средства производства, формы организации производства и труда, технологии, уровень образования и квалификации персонала);
    • Социо-культурные (приоритетные жизненные ценности, установки, культурные традиции, определяющие духовно-созидательную деятельность человека).

    Факторы второй группы определяют качественные характеристики экономической системы. Именно они способствуют формированию и эффективному функционированию инновационной экономики.

    В состав этих факторов входят:

    1. ориентированный на инновации человеческий капитал;
    2. венчурное инвестирование;
    3. научно-исследовательский потенциал;
    4. система трансфера инноваций;
    5. развитие сотрудничества науки и бизнеса;
    6. формирование инновационного предпринимательства;
    7. инновационная инфраструктура;
    8. государственная политика по формированию инновационной среды;
    9. международные условия.

    Самое развитие инновационной деятельности является ключевым фактором экономического роста страны. Инновационная экономика должна основываться на интеллектуальной и творческой составляющей человеческого капитала, применении высоких технологий, расширении роли науки и образования в промышленности, использовании инноваций во всех сферах жизни человека.

    Белякова Галина Яковлевна , доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления бизнес процессами, Сибирский федеральный университет, г. Красноярск, Россия

    Чайран Юлия Александровна , аспирантка, Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М.Ф. Решетнёва, г. Красноярск, Россия

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    Москва + 7 495 648 6241

    Источники:

    1. Белякова Г.Я. Система показателей для прогнозирования региональных кластеров [Электронный ресурс] / Г.Я. Белякова, Г.И. Краснов // Современные проблемы науки и образования, 2013. – № 4.
    2. Белякова Г.Я. Conception of social and economic systems modernization: essence and basic models / Л.Р. Батукова, Г.Я. Белякова // Креативная экономика, 2011. – № 10.
    3. Индикаторы инновационной деятельности: 2012: Сборник статей. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2012. – 472 с.
    4. Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации / Под ред. Л.М. Гохберга, А.Е. Шадрина. – М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2013.
    5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р / Правовой сервер «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru.
    6. Тодосийчук А. Наука, образование и инновации – основные факторы экономического роста и социального прогресса // Проблемы теории и практики управления: международный журнал: официальное издание Международного НИИ проблем управления. – М.: Международная Медиа Группа, 2010. – № 2.

    В настоящее время цели инновационного развития и научно-технического прогресса стали доминировать и подчиняют себе государственную политику и экономику. Инновация сегодня представляется как условие экономического роста и развития общества.

    Экономический рост любой страны определяется шестью основными факторами, четыре из которых связанны с физической способностью экономики к росту. Перечислим их: 1) количество и качество природных ресурсов; 2) количество и качество трудовых ресурсов; 3) объем основного капитала; 4) технология.

    Эти четыре фактора экономического роста можно объединить под названием факторов предложения. Именно они делают рост производства физически возможным. Только доступность большего количества лучших по качеству ресурсов, включая технологический потенциал, позволяет увеличить производство реального продукта. В данном аспекте, ввиду ограниченности ресурсов, развитие технологии и технологического потенциала начинает занимать приоритетное место среди всех факторов экономического роста.

    Особенно актуально применение инноваций как стратегического фактора экономического роста для регионов России, обладающих достаточно высокими интеллектуальными и промышленными потенциалами. Их развитие связано не только с использованием передовых технологий, но и с возможностью их создания и освоения.

    Исследование особенностей инновационной деятельности регионов требует, прежде всего, изучения таких основных понятий, как инновация и их классификация, инновационный процесс и его составляющие, инновационная деятельность.

    Понятию инновация присущи следующие свойства: комплексность; последовательность; новизна; эффективность.

    Таким образом, наиболее полным и всеобъемлющим представляется следующее определение:

    Инновация - это комплексная деятельность, с участием различных взаимосвязанных друг с другом субъектов, конечным результатом которой является практическое внедрение новшества, научных исследований, новой техники, технологии с целью получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта.

    Инновации можно классифицировать по следующим признакам:

    • 1) по уровню новизны - базисные, улучшающие, псевдоинновации;
    • 2) по характеру - продуктовые, технологические, организационно-управленческие;
    • 3) по результативности - высоко средне -, низкорезультативные;
    • 4) по степени риска - высоко -, средне низкорисковые;
    • 5) масштаб внедрения - трансконтинентальные, транснациональные региональные, местные, отраслевые, новые для предприятия;
    • 6) по области внедрения - в сфере науки, образования, социальной сфере, в производстве;
    • 7) вид получаемого эффекта - научно-технический, социальный, экономический, комплексный.

    С понятием инновации тесно связаны категории инновационной деятельности и инновационного процесса.

    Сущность инновационного процесса, заключается в том, что его следует рассматривать как цепь событий, в ходе которых новшество вызревает от идеи до конкретного продукта, технологии или услуги и распространяется в хозяйственной практике, либо удовлетворяет потребности человека.

    Основные этапы и характеристики инновационного процесса представлены следующим образом:

    На первом этапе проводятся фундаментальные исследования (в академических институтах, высших учебных заведениях и отраслевых специализированных институтах, лабораториях). Финансирование осуществляется в основном из государственного бюджета на безвозвратной основе.

    На втором этапе проводятся исследования прикладного характера. Они осуществляются во всех научных учреждениях и финансируются как за счет бюджета, так и за счет заказчиков. Поскольку результат прикладных исследований далеко не всегда предсказуем, сопряжен с большей долей неопределенности, на этом этапе и далее велика вероятность получения отрицательного результата. Именно с этого этапа возникает возможность риска потери вложенных средств, поэтому инвестиции в инновацию носят рисковый характер и называются рискоинвестициями, а коммерческие организации, занимающиеся рискоинвестициями, - рискофирмами (венчурными).

    На третьем этапе осуществляются опытно-конструкторские и экспериментальные разработки. Они проводятся как в специализированных лабораториях, КБ, опытных производствах, так и в научно-производственных подразделениях крупных промышленных предприятий. Источники финансирования те же, что и на втором этапе, а также собственные средства организаций.

    На четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации от запуска в производство и выхода на рынок и далее по основным этапам жизненного цикла продукта.

    Развивая на своей территории инновационную деятельность и всемерно содействуя в масштабах имеющихся сил и средств ее осуществлению, регионы, даже обладающие относительно скромным по количественным параметрам и техническим потенциалом, реально смогут решать две принципиально важные задачи. Во-первых, эта деятельность будет создавать региону возможности для решения имеющихся в нем проблем социально-экономического развития на современном передовом уровне с наименьшими затратами времени и средств. Во-вторых, она сама станет источником сохранения, а в дальнейшем и возникновения новых рабочих мест в сфере науки и техники, снижения социальной напряженности, даст возможность поддержки существовавших прежде научных традиций и школ через участие в этом процессе талантливой молодежи, т.е. послужит решению целого ряда острых социальных и экономических проблем, связанных с трудностями и особенностями современного периода.

    Следовательно, можно сделать вывод, что инновационное развитие региона, осуществляемое через активизацию в нем инновационной деятельности, является одновременно и инструментом для решения задач его социально- экономического развития и составной неотъемлемой частью самого этого развития.

    Для развития региона на инновационной основе развития необходимы четыре исходных условия:

    • - технологический и интеллектуальный потенциал, достаточный для запуска инновационного процесса;
    • - постоянный рост числа участников инновационной «цепочки», в том числе в результате вовлечения в нее новых социальных групп;
    • - институциональная система (включающая как формальные, так и неформальные элементы), ориентированная на инновационное развитие;
    • - востребованность инноваций хозяйствующих субъектов, физических лиц, национальной инновационной системы в целом.

    К перечисленным условиям можно добавить следующие факторы регионализации инновационного развития: кадровое обеспечение; социальные и экологические проблемы инноваций; формирование инновационной инфраструктуры; преимущественно региональный характер малого инновационного предпринимательства; социально-правовые вопросы регулирования инновационной активности; защита интеллектуальной собственности; влияние внешнеэкономических связей на инновационную активность и т.д.

    Меры воздействия государства в области инноваций можно разделить на прямые и косвенные. Их соотношение определяется экономической ситуацией в стране и с избранной в связи с этим концепцией государственного регулирования - с упором на рынок или на централизованное воздействие. Как правило, в период экономического спада характерно преобладание «кейнсианского» подхода к государственной экономической политике, предполагающего чрезвычайно активное вмешательство государства в экономическую жизнь общества. В период подъема экономики берет вверх философия консерватизма, отдающего предпочтение игре рыночных сил. Как отмечают большинство современных исследователей в области инновационного развития, рынок не способен обеспечить адекватное вложение ресурсов в науку, тем самым, указывая необходимость государственного регулирования инноваций.

    Принципиальные особенности государственного стимулирования коммерциализации в высокотехнологичной сфере:

    • 1. Поддержка инновационной деятельности должна осуществляется на всех ее стадиях (от выполнения научно-исследовательской работы до реализации технологической продукции (услуг)). Государством должен предлагаться целый спектр программ в зависимости от стадии развития технологии.
    • 2. Многокомпонентная поддержка инновационной деятельности должна осуществляться с учетом региональных особенностей и государственных приоритетов. Каждая из стадий развития и преобразования знаний нуждается в финансовой, консультационной, информационной и других видах поддержки.
    • 3. Большое внимание необходимо уделять программам, переводящим результаты исследований и разработок в стадию коммерческого приложения, а также комплексным программам поддержки начинающих технологических компаний. Государство, участвуя в гарантировании рисков и финансируя высокорисковые проекты, тем самым не подменяет собой бизнес, а компенсирует «провалы рынка».
    • 4. Государству необходимо активно поддерживать развитие связей науки с промышленностью через финансирование кооперативных НИОКР на доконкурентных стадиях. При этом сотрудничество выгодно как научным организациям, так и бизнес-сектору. Существенным стимулом в таких программах является передача прав на исследования и разработки, созданные за счет бюджетных средств, в промышленность для ее последующей коммерциализации.
    • 5. При создании инновационной инфраструктуры важно строить не только те элементы, которые непосредственно относятся к сфере науки и технологического производства. «Внешняя» инфраструктура - состояние дорог, аэропортов, других коммуникаций - должны быть привлекательными для потенциальных инвесторов, а не служить препятствием инновационному развитию.

    Основная роль по взвешенному регулированию инновационных процессов должна лечь на региональные органы управления. В этой связи, основная задача региональной политики - обеспечить концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, создать условия для межрегиональной кооперации и стратегического партнерства власти, бизнеса и общественных институтов в рамках инновационной модели развития. Поэтому, в рамках административно-правового обеспечения научно-технического и инновационного развития региона, главным является формирование институциональных и законодательных условий поддержки и стимулирования инвесторов, инновационных предприятий, в осуществлении институциональных преобразований. В данном случае инструментами реализации региональной политики должны выступать: административно-управленческие; средства сдерживания размещения новых предприятий в перенаселенных районах; пространственное распределение экономической деятельности государства; финансовое стимулирование компаний (в виде дотации на определенные суммы инвестиций, кредиты, финансовые льготы, субсидии в связи с созданием рабочих мест и т.п.); организация физических инфраструктур и «мягкие» меры стимулирования развития (создание благоприятной бизнес-среды, поддержка информационных сетей, консалтинговой деятельности, образования, научных исследований и технических разработок) .

    Важным элементом в обеспечении устойчивого развития инновационной среды является формирование разветвленной инновационной инфраструктуры. Под инновационной инфраструктурой понимается совокупность всех систем, обеспечивающих доступ к различным ресурсам и оказывающих различные услуги субъектам инновационной деятельности.

    Обычно выделяются следующие виды инновационной инфраструктуры:

    • - финансовая - различные типы фондов (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), а также другие финансовые институты, такие как, например, фондовый рынок, особенно в части высокотехнологичных компаний;
    • - производственно-технологическая (или материальная) - технопарки, иннованионно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т.п.;
    • - информационная - собственно базы данных и знаний и центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные и т.п. центры (т.е. организации, оказывающие услуги);
    • - кадровая - образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т.д.;
    • - экспертно-консалтинговая - организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга, как общего, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансов, инвестиций, маркетинга, управления и т.д.).

    Важной частью формирующейся национальной инновационной системы должен стать сектор малого инновационного предпринимательства, выполняющий ведущую роль в апробации и освоении новейших и наиболее рисковых технологий. Гибкость, способность при необходимости быстро перестроиться, вырасти или, наоборот, свернуться делает этот сектор более конкурентоспособным. Сектор малого инновационного предпринимательства является движущей силой инновационного развития высокотехнологичных отраслей промышленности.

    УДК 338.431.7

    Инновационный фактор стратегии экономического развития России

    Innovative factor of strategy of economic development of Russia

    Гончарова Елена Вячеславовна

    Goncharova Elena Vyacheslavovna

    кандидат экономических наук, доцент,

    доцент кафедры «Экономика и менеджмент»

    e-mail: [email protected]

    Старовойтов Михаил Карпович

    Starovoytov Mikhail Karpovich

    доктор экономических наук, профессор,

    профессор кафедры «Экономика и менеджмент»

    Волжский политехнический институт (филиал)

    Волгоградского государственного технического университета,

    Старовойтова Яна Михайловна

    Starovoytov Ya. M.

    кандидат химических наук, доцент

    Волгоградский государственный технический университет

    Аннотация

    В настоящей статье рассматриваются особенности стратегии инновационного развития в условиях осуществления политики импортозамещения и инновационной ориентированности российской экономики. Анализируются ключевые направления осуществления инновационных стратегий по отношению к субъектам малого предпринимательства. Авторы рассматривают функционирование малых предприятий на региональном уровне с позиции развития инновационного потенциала. Подчеркивается значимость формирования инновационных региональных модулей как элементов национальной инновационной системы России. В качестве практического примера дана характеристика развития Волгоградской области.

    Abstract

    In the present article features of strategy of innovative development in the conditions of implementation of policy of import substitution and innovative orientation of the Russian economy are considered. The key directions of implementation of innovative strategy in relation to small business entities are analyzed. Authors consider functioning of small enterprises at the regional level from a position of development of innovative potential. The znamichost of formation of innovative regional modules as elements of national innovative system of Russia is emphasized. As a practical example the characteristic of development of the Volgograd region is given.

    Ключевые слова: инновационное развитие, регион, инновационный потенциал, малое предприятие, стратегия

    Keywords: innovative development, region, innovative potential, small enterprise, strategy

    Введение

    Инновационное развитие региона может быть во многом обеспечено осуществлением инновационной стратегии. Перспективные изменения необходимо прогнозировать с учетом существующих тенденций, проводя ретроспективный анализ и на перспективу с предвидением возможных путей развития, согласованных с насущными потребностями бизнеса и населения, а также с осуществлением правильного выбора стратегии.

    Особенности стратегии инновационного развития России

    Национальная экономическая стратегия России содержит в своей основе задачи формирования мощного инвестиционного потенциала региона, учитывающего его специфику развития и особенности – территориальную протяженность и ресурсный потенциал. Следовательно, необходимо уделять достаточное внимание вопросам региональной инвестиционной политики, которая является важным фактором формирования национальной инновационной системы России.

    Мощный инновационный импульс, побуждающий разрабатывать и внедрять новые технологии, представляет собой ориентация на экспортные рынки, которая призывает постоянно совершенствовать процесс продвижения новых технологий на межрегиональные рынки страны, передавая тем самым инвестиционный и инновационный посыл другим регионам.

    Отдаленные от политического центра регионы – приграничные регионы, Сибирь, Дальний Восток и Север России – в большинстве случаев используют только собственные ресурсы и учитывают возможности, предоставляемые рынком . Авторы статьи подчеркивают, что в большей степени к инновационной деятельности готовы именно депрессивные регионы, поскольку они испытывают потребность преодоления кризиса за счет новых технологических решений, связанных со снижением затрат или созданием принципиально новых товаров параллельно с формированием новых компаний. Стремление к созданию инноваций значительно реже возникает в регионах, где существующая структура промышленности способна обеспечивать стабильный доход, создавая таким образом условия экономической и политической стабильности. С учетом целей и задач новой российской стратегии наиболее кризисные регионы могут выступить аккумуляторами инновационного процесса в целом по стране. Можно сделать вывод, что процесс формирования инновационной региональной экономики необходимо начинать именно в тех регионах, где существуют предпосылки для появления и развития малого и среднего инновационного предпринимательства, играющего роль опоры региональной экономики.

    В плане развития малого бизнеса, по мнению авторов, важно обеспечить решение следующих задач:

    Значительное увеличение численности трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;

    Совершенствование законодательной базы малого предпринимательства;

    Устранение административных барьеров в организации и развитии бизнеса;

    Введение налоговых льгот для предпринимателей.

    Решая проблемы развития малого бизнеса, не следует забывать о проблемах общего развития пирамиды бизнеса на региональном и федеральном уровнях, т.к. именно в результате конкуренции между предприятиями малого бизнеса вырастают средние предприятия, а на основе жесткой конкуренции между ними образуются крупные предприятия, которые становятся локомотивами развития регионов РФ и России в целом, для усиления конкурентных позиций России за рубежом.

    Можно сделать вывод, что важно обеспечить эффективную структуру функционирования бизнеса за счет увеличения малого и среднего бизнеса.

    Совокупность факторов формирования инновационной модели авторы статьи условно разделяют на три группы:

    Институциональные факторы – к ним относится адекватность законодательного обеспечения инновационных процессов и условий их реализации;

    Научно-технические факторы – степень информационного обеспечения всех процессов и эффективность функционирования национальных инновационных систем;

    Социально-образовательные факторы – уровень и качество образования населения, возрастная структура и социокультурные детерминанты.

    Уровень, структура и качество профессиональной подготовки обеспечивают возможность формирования и высокую эффективность инновационных процессов.

    Российская национальная инновационная система с позиции авторского подхода рассматривается как совокупность национальных государственных, частных и общественных организаций и механизмов их взаимодействия, в рамках которого осуществляется деятельность по созданию, хранению и распространению новых знаний и технологий.

    В качестве базовых задач государства с целью развития национальной инновационной системы можно выделить:

    Развитие научно-исследовательской сферы, обеспечение процессов расширенного воспроизводства знаний, создание условий и стимулов для сотрудничества с предпринимательской средой;

    Создание условий для технологической модернизации экономики и обеспечение функционирования предпринимательской конкурентной среды, субъекты которой должны обладать стратегическим мышлением, готовностью к обучению, усвоению и применению знаний;

    Формирование систем трансфера знаний с необходимыми обратными связями, их распределение и трансформацию в конкурентные технологии для предпринимательства, с ориентацией научно-исследовательской сферы на удовлетворение инновационных потребностей развития производства.

    Скорость перехода к инновационной модели развития во многом зависит от числа субъектов, способных воспринимать и инициировать инновации. Это касается не только работников производственной и научно-исследовательской сфер. Инновационным мышлением и поведением должны обладать те, кто принимает управленческие решения, а также те, кто разрабатывает для этого законодательную базу.

    Особую роль в развитии средних и малых региональных предприятий играет повышение конкурентоспособности и продвижение их продукции с регионального на всероссийский и международный рынки.
    С позиции комплексного подхода можно предложить ряд методов, которые могут использоваться администрацией регионов с целью содействия региональным предпринимателям по освоению новых типов рынков:

    Обеспечение защиты и продвижения интересов региональных компаний на российском и международном рынках;

    Поощрение и стимулирование процесса развития предприятий с помощью региональных и федеральных программ, государственных национальных проектов;

    Оказание субсидирования и предоставление налоговых льгот малым и средним предприятиям региона;

    Организация предоставления субъектам инновационной деятельности более дешевых кредитов и инвестиций;

    Использование финансового лизинга под региональные гарантии;

    Создание бизнес-инкубаторов для малого бизнеса и стимулирование интеграции и формирования объединений малого и среднего бизнеса с целью продвижения производимой ими продукции на межрегиональные, всероссийский и международный рынки.

    Развитие и поддержка предпринимательства является одним из определяющих трендов развития большинства стран мира. Выработка стратегии развития предпринимательства является достаточно непростой по исполнению задачей.

    Основные принципы, которые способствуют осуществлению стратегического планирования предпринимательства в регионе, включают следующие:

    Способствующие достижению значимых целей в достаточно протяженном горизонте времени;

    Активизирующие действие организационных, ресурсных, инновационно-технологических факторов;

    Обеспечивающие выполнение плана в целом и отдельных его этапов в установленные сроки;

    Определяющие выработку алгоритма управленческих решений на основе научной методологии.

    Государственное регулирование региональной экономики может осуществляться на базе использования различных подходов: отраслевого, функционального, программного, комплексного.

    Являясь активными участниками международного рынка, российские предприятия и регионы постоянно адаптируются к требованиям международной конкуренции. При этом усилия регионов по продвижению на рынках и привлечению инвестиций часто страдают отсутствием сфокусированности на наиболее перспективных отраслях и направлениях. Инвестиционные потоки направляются не туда, где есть только необходимые общие условия – стимулирующее законодательство и благоприятствующая позиция власти, а в первую очередь туда, где есть уже реальные примеры успешного бизнеса в данной отрасли. Потенциал социально-экономического развития от региона к региону отличается и зависит от множества факторов.

    Одна из актуальных проблем стратегического развития предпринимательства в регионе – поиск рационального числа количественных показателей, т.к. до настоящего времени информация, находящаяся в органах статистики, не в полной мере удовлетворяет требованиям разработчиков программ.

    К числу стратегически значимых Проектов, способных повлиять на развитие Южного Федерального округа и предпринимательства в нем, можно отнести строительство в области крупнейшего транспортного узла в составе международных транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток», для привлечения на российские транспортные коммуникации грузопотоков из прикаспийских государств, Ирана и стран, расположенных на берегу Индийского океана.

    Малые и средние предприятия, функционирующие на территории Волгоградской области, имеют льготы по субсидированию затрат, связанных с банковскими кредитами, лизинговыми платежами, арендой недвижимого имущества, оплатой землеустроительных работ, осуществлением образовательных услуг, участием в выставочных мероприятиях и ярмарках, приобретением, созданием и внедрением инновационных технологий, материалов и оборудования по программам энергосбережения. Действующий в области Региональный гарантийный фонд дает возможность предпринимателям, не имеющим полного залогового обеспечения, получить кредит в банке на основе поручительства – оплата за поручительство, предоставляемое Фондом, составляет 2,5 процента .

    Волгоградская область находится на третьем месте по количеству малых предприятий среди регионов, входящих в ЮФО (без учета Крыма) . Несмотря на положительную динамику развития малого бизнеса, рост экономических показателей его состояния, их вклад в экономику Волгоградской области не отражает в полной мере уровня его потенциала. С целью развития малого предпринимательства в регионе, снижения издержек по привлечению ими кредитных средств на осуществление хозяйственной деятельности и реконструкцию производства, продолжается реализация уже действующих мероприятий и разрабатываются новые механизмы государственной поддержки предпринимателей. Расширение доступа к информации, использованию новых источников финансирования, развитие сетевого взаимодействия малого и среднего предпринимательства с другими элементами национальных систем – образовательными и научно-исследовательскими организациями и учреждениями общественного сектора – все эти процессы способствуют усилению роли малого предпринимательства в рамках региона.

    Органы региональной власти применяют программно-целевой подход к реализации полномочий на местном уровне, включая софинансирование из регионального и федерального бюджетов по муниципальным программам развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а также повышения прозрачности государственных и муниципальных услуг с помощью их перевода в электронный вид, развития системы многофункциональных центров, развития различных форм инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, в первую очередь, инновационной, а также способствующей расширению доступа предприятий к финансовой, имущественной, информационной, образовательной, консультационной поддержке, устранению административных барьеров, защите прав и законных интересов субъектов малого и среднего предпринимательства.

    В качестве информационного составляющей можно рассматривать запуск работы специализированного интернет-портала, посвященного инвестиционной деятельности в Волгоградском регионе (адрес: www.investvolga.com). Цель функционирования портала заключается в обеспечении представления инвестиционных возможностей Волгоградской области и наиболее полном информировании всех заинтересованных лиц по всем вопросах, касающимся сферы инвестиций.

    Форма совещательных и экспертных органов, призванных консолидировать мнение общества и власти для выработки общей позиции при решении актуальных вопросов в сфере малого предпринимательства динамично развивалась и трансформировалась. В настоящее время функционирует Координационный совет Волгоградской области по развитию малого и среднего предпринимательства, на заседаниях которого поднимаются вопросы имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, их кредитования, аренды и другие. В деятельности Координационного совета активно участвуют общественные организации малого бизнеса «Волгоградский Центр защиты и развития бизнеса «Дело», областной и районный комитеты профсоюзов работников малых инновационных предприятий, НП «Волгоградский актив предпринимателей», НП «Ассоциация предпринимателей Красноармейского района», Волгоградские областные отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» и «Деловая Россия», торгово-промышленные палаты.

    В Волгоградской области постоянно проводится планомерная политика по оказанию поддержки и развитию малого и среднего бизнеса, в том числе по созданию благоприятной внешней среды для развития малого и среднего предпринимательства .

    Осуществление данной политики происходит с помощью следующих мероприятий:

    Правовое обеспечение функционирования малого предпринимательства, сферы налогового регулирования, процесса предоставления государственных услуг, участия субъектов малого и среднего предпринимательства в государственном заказе;

    Выработка эффективных мер поддержки с учетом новых конкурентных вызовов по реализации стратегии импортозамещения и антисанкционной политики России;

    Формирование комплекса инфраструктуры, оказывающей поддержку малому и среднему предпринимательству Волгоградской области, особенно на уровне муниципалитета;

    Обеспечение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансово-кредитным ресурсам на региональном уровне;

    Осуществление комплекса мероприятий, связанных с созданием условий развития государственно-частного партнерства, например – проведение рабочих групп и круглых столов с Внешэкономбанком и другими структурами на тему государственного регулирования в сфере государственно-частного партнерства.

    Также можно отметить в комплексе средств поддержки малого и среднего бизнеса такое направление как проведение мероприятий по созданию, укреплению и развитию тесных контактов с российскими торговыми представительствами за рубежом.

    Эти мероприятия включают:

    Информационный блок: повышение информированности иностранных хозяйствующих субъектов о предприятиях Волгоградской области, осуществление поиска новых деловых партнеров;

    Координационный блок: заключение новых соглашений о сотрудничестве и партнерстве с зарубежными странами, координация мероприятий по уже заключенным соглашениям с иностранными государствами и субъектами Российской Федерации;

    Интеграционный блок: участие в зарубежных и российских мероприятиях, связанных с формированием и продвижение положительного имиджа региона в международном масштабе;

    Экспортный блок: создание регионального центра по координации поддержки экспортоориентированных малых и средних предприятий.

    Заключение

    Рассматривая интернационализацию инноваций с позиции функционального подхода, можно выделить три перспективных направления:

    Осуществление корпорациями международной коммерциализации инновационных технологий, разработанных на основе исключительно российских разработок;

    Укрепление международного сотрудничества государственных и частных организаций страны в научно-технической сфере, включая действующие на территории страны филиалы транснациональных корпораций;

    Разработка различных форм инноваций на базе транснациональных корпораций.

    Библиографический список

    1. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. 29.06.2015г.)
    «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // КонсультантПлюс. ВерсияПроф. – [Электронный ресурс] https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95688/ Дата доступа: 20.09.2017

    2. Федеральная служба государственной статистики. Малое и среднее предпринимательство в России. Стат. сб./ Росстат. – М., 2015. – 96 с.

    3. Областная целевая программа «Развитие и поддержка малого предпринимательства в Волгоградской области». – Режим доступа:

    4. Беков, Р. С. О роли Волгоградской области в Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года. // [Электронный ресурс] http://www.promvest.info Дата доступа: 28.05.2016

    5. Материалы Агентства инвестиций и развития Волгоградской области // [Электронный ресурс] http://www.airvo.ru Дата доступа: 28.05.2017

    6. Материалы Комитета экономики администрации Волгоградской области // [Электронный ресурс] http://economics.volganet.ru Дата доступа: 28.05.2017

    7. Гончарова Е. В. Малое и среднее предпринимательство (инновационно-производственный аспект): учеб. пособие / Е. В. Гончарова, Л. Н. Медведева, М. К. Старовойтов, Я.М. Старовойтова; ВПИ (филиал) ВолгГТУ. – Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2016. – 256 с.

    References

    1. Federal law from 7/24/2007 of No. 209-FZ (edition of 29.06.2015) "About development of small and average business in the Russian Federation"//ConsultantPlus. Versiyaprof. – https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_95688/Date of access: 9/20/2017 (in Russ.).

    2. Federal State Statistics Service. Small and average business in Russia. To become. сб. / Rosstat. – M, 2015. – 96 pages (in Russ.).

    3. Regional target program "Development and Support of Small Business in the Volgograd Region". – Access mode: http://urp.volganet.ru/export/sites/urp/programma.doc/ (in Russ.).

    4. Bekov, R. S.O of a role of the Volgograd region in the Strategy of social and economic development of the Southern Federal District until 2020.// http://www.promvest.info Date of access: 5/28/2016 (in Russ.).

    5. Materials of the Agency of investments and development of the Volgograd region// http://www.airvo.ru

    6. Materials of Committee of economy of administration of the Volgograd region// http://economics.volganet.ru Date of access: 5/28/2017 (in Russ.).

    7. Goncharova E. V. Small and average business (innovative and production aspect): studies. grant / E.V. Goncharov а , L.N. Medvedev, M.K. Starovoytov, Ya.M. Starovoytova; VPI (branch) of VOLGGTU. – Volgograd: IUNL VOLGGTA, 2016. – 256 pages. (in Russ.).

    Loading...Loading...