Изменения в гк касательно капитального ремонта и государственной экспертизы проектной документации. Нужна ли гос

Здравствуйте!

В целях проведения капитального и текущего ремонта зданий бюджетного образовательного учреждения за счет внебюджетных средств была заказана и подготовлена проектно-сметная документация. Необходимо ли при заключении государственного контракта на капитальный ремонт за счет бюджетных средств проводить какую-либо экспертизу проектно-сметной документации, которая ляжет в основу формирования цены по государственному контракту?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемом случае обязательность проведения государственной или негосударственной экспертизы проектно-сметной документации, а также проверки достоверности сметных расчетов законодательством не предусмотрена.

Обоснование вывода:

Порядок определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) определен в ст. 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ).

Согласно указанной норме НМЦК на капитальный ремонт объекта капитального строительства определяется и обосновывается на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п. 1 ч. 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ).

В соответствии с ч. 20 ст. 22 Закона N 44-ФЗ приказом Министерства экономического развития РФ от 02.10.2013 N 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее - Методические рекомендации).

В п. 6.1 Методических рекомендаций также указывается, что основанием для определения НМЦК на капитальный ремонт объекта капитального строительства является проектная документация (включающая сметную стоимость работ), разработанная и утвержденная в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, федеральное государственное бюджетное учреждение должно определять НМЦК на капитальный ремонт здания на основании проектно-сметной документации, разработанной в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ.

В п. 6.2 Методических рекомендаций говорится о необходимости проверки достоверности сметных расчетов, если строительные работы выполняются полностью или частично за счет средств федерального бюджета. Порядок проведения такой проверки определен в постановлении Правительства РФ от 18.05.2009 N 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства, строительство которых финансируется с привлечением средств федерального бюджета" (далее - Постановление N 427).

Однако обязательность проведения проверки достоверности сметы предусмотрена только при строительстве, реконструкции или техническом перевооружении объекта капитального строительства. Необходимость проверки достоверности сметы при заключении контракта на капитальный ремонт объекта капитального строительства нормативными актами не предусмотрена. Однако она может быть введена подзаконными актами, в том числе в рамках административной и (или) бюджетной дисциплины*(1).

Проверка достоверности сметной стоимости строительства объекта капитального строительства, о которой сказано выше, не подменяет собой экспертизу проектной документации, порядок проведения которой регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ).

Согласно п. 11 ч. 12 ст. 48 ГрК РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, наряду с другими документами в состав проектной документации входит смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов (п. 11 ч. 12 ст. 48 ГрК РФ). В случаях, предусмотренных ст. 49 ГрК РФ, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации обязан направить ее на экспертизу.

Однако ч. 3 ст. 49 ГрК РФ предусмотрено, что экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.

Таким образом, в приведенной ситуации проектная документация (включающая в себя и смету работ) на капитальный ремонт объекта капитального строительства не подлежит обязательной экспертизе, однако это не мешает заказчику по собственной инициативе направить проектную документацию на государственную или негосударственную экспертизу, на что прямо указано в п. 3.3 ст. 49 ГрК РФ.

Ответ подготовил:

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Карасевич Любовь

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Александров Алексей

*(1) Письмо Минфина РФ от 02.07.2012 N 02-11-08/2467; Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), для обеспечения нужд города Москвы, утвержденные распоряжением Правительства Москвы от 16.05.2014 N 242-РП.

Анастасия Логинова

По общему правилу, государственная экспертиза проектно-сметной документации законодательством не предусмотрена.

Вместе с тем, если капитальный ремонт будет проводиться посредством электронного аукциона (иным видом закупки), РНМЦ осуществляется проектно-сметным способом (то есть РНМЦ является проектно-сметная документация).

В большинстве случаев (в большинстве субъектов)при размещении аукциона, уполномоченный орган согласовывает РНМЦ и техническое задание.

В целях установления достоверности сведений, содержащихся в документации, субъекты вправе устанавливать обязательность проведения не ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКПЕРТИЗЫ, а экспертизы проектно-сметной документации (в рамках 44-ФЗ).

Указанное зависит от размера начальной максимальной цены контракта (например, до 200 тыс. руб. - экспертиза не обязательна, свыше - обязательна)

О необходимости проведения такой экспертизы Вы можете узнать у уполномоченного органа, осуществляющего контроль за проведением закупок Вашим учреждением.

Здравствуйте! Ознакомтесь пожалуйста:

В соответствии с частью 3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ государственная экспертиза проектной документации не проводится, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не надо получать разрешение на строительство. В части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ определены случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется, – в частности, при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Таким образом в случае проведения торгов на выполнение работ по капитальному ремонту зданий государственная экспертиза составленной проектно-сметной документации не требуется.

1. Градостроительный кодекс РФ Статья 49. Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий 1. Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 3 и 3.1 настоящей статьи.*

Экспертиза проектной документации и (или) экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся в форме государственной экспертизы или негосударственной экспертизы. Застройщик или технический заказчик по своему выбору направляет проектную документацию и результаты инженерных изысканий на государственную экспертизу или негосударственную экспертизу, за исключением случаев, если в соответствии с настоящей статьей в отношении проектной документации объектов капитального строительства и результатов инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, предусмотрено проведение государственной экспертизы. 3. Экспертиза проектной документации не проводится в случае, если для строительства, реконструкции не требуется получение разрешения на строительство,* а также в случае проведения такой экспертизы в отношении проектной документации объектов капитального строительства, получившей положительное заключение государственной экспертизы или негосударственной экспертизы и применяемой повторно (далее - типовая проектная документация), или модификации такой проектной документации, не затрагивающей конструктивных и других характеристик надежности и безопасности объектов капитального строительства, либо в случае, если при строительстве или реконструкции линейных объектов применяется модификация получившей положительное заключение экспертизы проектной документации (в том числе отдельных разделов проектной документации), не снижающая конструктивных и других характеристик надежности и безопасности линейных объектов и не изменяющая их качественных и функциональных характеристик, при условии, что указанная модификация проектной документации не приводит к увеличению сметы на строительство, реконструкцию линейных объектов.

Экспертиза проектной документации не проводится в отношении разделов проектной документации, подготовленных для проведения капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением проектной документации, подготовленной для проведения капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования.*

Статья 51. Разрешение на строительство 17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае: 4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; 4_1) капитального ремонта объектов капитального строительства;*

2.Статья:Госэкспертиза по проектно-сметной документации В составе документации для проведения торгов на выполнение работ по капитальному ремонту зданий необходимо представлять проектно-сметную документацию. Требуется ли до проведения торгов получение заказчиком заключения государственной экспертизы по составленной документации? В случае проведения торгов на выполнение работ по капитальному ремонту зданий государственная экспертиза составленной проектно-сметной документации не требуется.* В соответствии с частью 3 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ государственная экспертиза проектной документации не проводится, если для строительства, реконструкции, капитального ремонта не надо получать разрешение на строительство. В части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ определены случаи, когда выдача разрешения на строительство не требуется, – в частности, при капитальном ремонте объектов капитального строительства.*

О.А. Киселева, юрисконсульт Института госзакупок РГТЭУ ЖУРНАЛ «УЧЕТ В БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ»,

Чтобы определить качество дорожно-строительных работ и обследовать состояние дорожного покрытия производится экспертиза дорог, которой можно определить, какие отступления от норм и правил строительства были допущены в ходе строительных работ. Помимо этого, комплексной экспертизой дорожного покрытия определяется необходимость для той или иной дороги проведение ремонта и вид его: поверхностный – ямочный или капитальный ремонт дорожного полотна. Впоследствии проведения соответствующего исследования можно планировать те или другие работы по ремонту, составлению проектно-сметной документации.

Строительно-техническая экспертиза дорог является комплексом экспертных работ (исследование и анализ), которые проводят независимые специалисты в сфере дорожного строительства, целенаправленно определять соответствие объектов экспертизы заявленным требованиям и выявлять нарушения и недостатки при проведении строительных работ на объекте.

В объект экспертизы входит дорога, тротуар, внутрихозяйственная дорога, проезд, придомовая площадка, городская площадь, автомобильные парковки.

Целью проведения подобной строительной экспертизы является:

  • определить достоверность стоимости фактически произведенных работ;
  • установить завышенную стоимость работ, в случае его обнаружения;
  • подтвердить объемы использованных строительных материалов на строительство дорог;
  • оценить степень качества проведенных строительно-монтажных работ, чтобы установить, соответствуют ли проведенные работы проектно-сметной документации.

В ходе экспертизы прорабатываются следующие вопросы:

  1. Выявляется степень нарушения конструкции дорожного покрытия заявленным данным исполнительной документации проекта и сметы:
  • в определении толщины слоев дорожного покрытия;
  • в определении уплотнения песчаной основы;
  • в определении геометрических показателей.
  • Проверяется качество используемых строительных материалов и степень их соответствия требованиям проекта.
  • Оцениваются водоотводные устройства.
  • Оцениваются основные параметры поперечного профиля дорог.
  • Оценивается степень качества строительно-монтажных работ при наложении слоев дорожного покрытия.
  • Анализируется смета на достоверное определение стоимости работ по проекту.
  • Анализируются акты приемки произведенных работ, которые прилагаются к сметам, соответствие перечня, объема и стоимости проведенных строительных и монтажных работ проекту, смете, договорам и исполнительной документации, необходимым государственным требованиям, итогам натурных исследований.
  • На сегодняшний день имеется много методов, как определить качество дорожного полотна и обследовать состояние дорожных одежд. Хотя главным методом и эталоном по-прежнему считается высверливание кернов, который представляется самым трудоемким, но при этом отличается самыми достоверными результатами. Но в последнее годы все чаще определяют толщину слоев неразрушающим методом. Среди таких методов первенство отдают методу радиолокационного зондирования, который имеет широкую известность применение в России. Георадары справятся с определением не только толщины слоя, но и с выявлением участка разуплотнения или повышения влажности в подстилающих слоях грунта, найдут дефекты в слоях твердого покрытия, а также обследуют иные строительные конструкции.

    Выполняют экспертизы дорог только компании, которые владеют соответствующей лицензией и всем необходимым оборудованием. На данный момент они с целью оперативной работы по проведению обследования дорожного покрытия широко пользуются передвижными дорожными лабораториями, которые имеют в своем распоряжении современное диагностическое оборудование, предназначенное для проведения на месте экспертизы конструктивного слоя дорожного покрытия, определения ровности дорожной одежды, коэффициента сцепления и иных показателей. Такая лаборатория имеет гироскопическую систему измерения геометрических параметров дороги, обеспечена установкой динамического нагружения, георадаром, установкой по отбору образцов керна, выталкивателем образцов асфальтобетона, бортовым компьютером с программным обеспечением, чтобы обрабатывать полученные результаты, и другим оборудованием.

    Опытом доказано, что оперативность технического надзора за строительством и ремонтом дорог, а также проведение своевременной строительной экспертизы дорожного покрытия продлевается гарантийные сроки службы трассы на многие годы.

    Сроками проведения экспертизы дорог управляют объемы обследуемого объекта, а также количество обязательных испытаний и расчетов, обычно определяют сроки факты изучения технического задания.

    Вопросы стоимости экспертизы дорог определяет характер объекта и его объемы, количество обязательных испытаний, расчеты и анализы проекта и исполнительной документации. Стоимость в каждом случае будет исчисляться в индивидуальном порядке.

    Проведение экспертизы дорог связано с изучением и анализом:

    1. Всей проектно-сметной документации.
    2. Всей исполнительной документации.
    3. Всех отчетных документов (актов приемки, КС2, КС3, КС6, журналов и прочих подтверждающих объемы документов).
    4. Инструментальным обследованием объекта.
    5. Исследованием материалов-образцов и фрагментов конструкций.
    6. И по итогам анализа составляется экспертное заключение.

    Вы можете заказать проведение экспертизы в НП «Федерация Судебных Экспертов». Независимыми экспертами высочайшей квалификации экспертиза дорог будет проведена в оптимальные сроки, будет в работе применено современное лабораторное оборудование, которое позволит провести исследовательские работы вовремя и качественно.

    МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    (МИНТРАНС РОССИИ)

    РАСПОРЯЖЕНИЕ

    22.05.2003 № ИС-454-р

    г. Москва

    О порядке разработки, проведения экспертизы и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт и ремонт федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них

    В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года № 1008 в целях введения единых требований по разработке, проведению экспертизы и утверждению проектно-сметной документации на капитальный ремонт и ремонт федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них:


    1. Утвердить Рекомендации о порядке разработки, проведения экспертизы и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт и ремонт федеральных автомобильных дороги искусственных сооружений на них (далее - Рекомендации).

    2. Департаменту эксплуатации и сохранности автомобильных дорог (Урманов И.А.) организовать контроль соблюдения положений Рекомендаций.

    3. ГУ «Росдорэкспертиза» (Берлев В.С.) обеспечить проведение выборочных проверок проектно-сметной документации на капитальный ремонт федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них согласно перечню, определенному решением контрольной комиссии Росавтодора, по предложениям Департамента эксплуатации и сохранности автомобильных дорог.

    4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Министра транспорта Российской Федерации Скворцова О.В.

    Первый заместитель Министра И.Н. Слюняев

    Приложение

    к распоряжению

    Минтранса России

    Рекомендации
    о порядке разработки, проведения экспертизы и утверждения проектно-сметной документации на капитальный ремонт и ремонт федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них

    1 . Общие положения

    1. Проектно-сметная документация на капитальный ремонт и ремонт федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них разрабатывается на основании перечней (уточняются ежегодно на очередной год) объектов капитального ремонта и ремонта на перспективный период, составленных на основе данных диагностики, обследований дорог и искусственных сооружений на них.


    Предложения для включения в указанный перечень объектов капитального ремонта и ремонта подготавливаются федеральными управлениями автомобильных дорог, управлениями автомобильных магистралей, территориальными органами управления дорожного хозяйства субъектов Российской Федерации и представляются в Департамент эксплуатации и сохранности автомобильных дорог на рассмотрение, согласование и дальнейшее утверждение Государственной службой дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации (Росавтодором).

    2. Разработка проектно-сметной документации на капитальный ремонт и ремонт федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них осуществляется в соответствии с «Порядком разработки, согласования и утверждения проектной документации для дорожных работ», утвержденным приказом ФДС России от 13.07.99 № 237.

    3. При выполнении капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, подвергшихся разрушению в результате обстоятельств непреодолимой силы (чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера), разрешается выполнять работы по ведомостям дефектов и исполнительным сметам в установленном порядке.

    4. Проектно-сметная документация на капитальный ремонт и ремонт федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них представляется на рассмотрение в Росавтодор не позднее 1 октября текущего года по объектам следующего финансового года.

    5. Сметная стоимость капитального ремонта и ремонта федеральных дорог и искусственных сооружений на них в проектно-сметной документации должна быть определена ресурсным методом в текущих ценах.


    6. Финансирование проектно-изыскательских работ по капитальному ремонту и ремонту федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них предусматривается из средств федерального бюджета, выделяемых на капитальный ремонт и ремонт федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них, утверждаемых на предшествующий финансовый год.

    2 . Задание на разработку проектно-сметной документации

    2.1. Основанием для разработки проектно-сметной документации является утвержденное техническое задание.

    2.2. Задание на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт и ремонт федеральных дорог и искусственных сооружений на них утверждается федеральными управлениями автомобильных дорог, управлениями автомобильных магистралей, территориальными органами управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации.

    Органы, уполномоченные осуществлять функции управления федеральными автомобильными дорогами (далее органы управления дорожным хозяйством), выполняют функцию заказчика проектно-сметной документации.


    2.3. Разработка задания на производство изысканий и составление рабочего проекта капитального ремонта и ремонта искусственных сооружений выполняется с обязательной подготовкой материалов предпроектного обследования.

    2.4. В техническом задании на капитальный ремонт и ремонт искусственных сооружений должен предусматриваться комплекс работ, охватывающий все сооружение в целом, при котором устраняются все дефекты, отраженные в материалах предпроектного обследования.

    2.5. В случае необходимости в задании могут предусматриваться законченные комплексы работ по капитальному ремонту отдельных конструктивных элементов и сооружений.

    3 . Экспертиза проектно-сметной документации

    3.1. До представления проектно-сметной документации на любую экспертизу она должна быть рассмотрена органом управления дорожным хозяйством и оформлена в установленном порядке протоколом технического совещания или другим распорядительным документом, предусмотренным единой государственной системой делопроизводства. Срок рассмотрения заказчиком проектно-сметной документации должен составлять не более 30 суток с момента ее получения от проектной организации.


    3.2. Проектно-сметная документация на капитальный ремонт и ремонт федеральных дорог и искусственных сооружений на них до ее утверждения подлежит экспертизе в следующем порядке:

    Мостов и тоннелей длиной более 500 метров при капитальном ремонте;

    Государственной службой дорожного хозяйства (Росавтодором);

    При сметной стоимости более 30 млн рублей до 60 млн рублей (в текущих ценах) - органами экспертизы при администрациях субъектов Российской Федерации, работу которых организуют органы управления дорожным хозяйством;


    При сметной стоимости до 30 млн рублей (в текущих ценах) - органами управления дорожным хозяйством субъектов Российской Федерации, при необходимости с привлечением независимых экспертов;

    Департамент эксплуатации и сохранности автомобильных дорог (Урманов И.А.) совместно с подразделениями Росавтодора имеет право осуществлять выборочный контроль качества проектно-сметной документации включенных в программу объектов капитального ремонта и ремонта федеральных автомобильных дорог и искусственных сооружений на них с привлечением на договорной основе независимых экспертов.

    Оплата услуг независимых экспертов производится за счет сметной стоимости объекта капитального ремонта и ремонта.

    4 . Утверждение проектно-сметной документации

    4.1. Утверждение проектно-сметной документации по согласованной с Росавтодором стоимости на капитальный ремонт и ремонт федеральных дорог и искусственных сооружений осуществляется в следующем порядке:


    При сметной стоимости объекта более 60 млн рублей (в текущих ценах) и выше - Государственной службой дорожного хозяйства (Росавтодором);

    Мостов и тоннелей длиной более 500 метров при капитальном ремонте Государственной службой дорожного хозяйства (Росавтодором);

    При сметной стоимости до 60 млн рублей (в текущих ценах) - органами управления дорожным хозяйством.

    4.2. Переутверждение проектно-сметной документации на капитальный ремонт и ремонт федеральных дорог и искусственных сооружений на них производится органом, утвердившим ее. При этом изменение основных показателей и технических решений, а также изменение сметной стоимости, может разрешаться только в виде исключений при соответствующем обосновании, заключении экспертизы и согласовании с Департаментом эксплуатации и сохранности автомобильных дорог и Управлением методологии ценообразования и конкурсов в дорожном хозяйстве независимо от стоимости объекта.

    МИНИСТЕРСТВО АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ РСФСР

    Составлены отделом
    проектного обеспечения и экспертизы
    Главдорупра

    Москва 1990

    Приказом Минавтодора РСФСР от 5.04.89 № 4 утверждение проектно-сметной документации на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общегосударственного и республиканского значения стоимостью до 4 млн. рублей возложено на автодоры и автомобильные дороги. В связи с этим экспертиза этих объектов должна производиться создаваемой в автодорах и автомобильных дорогах экспертной службой.

    В целях оказания методической помощи этой службе Министерство направляет разработанные Отделом проектного обеспечения и экспертизы Рекомендации по проведению экспертизы TЭP проектов, рабочих проектов на строительство реконструкцию автомобильных дорог.

    Заместитель министраГ.И. Лонцов

    Общие положения

    Главными задачами экспертных работников является:

    Обеспечение проведения в установленном порядке экспертизы технико-экономических расчетов, проектов, рабочих проектов и смет (в дальнейшем именуется проектно-сметная документация) на строительство, реконструкцию автомобильных дорог, титульных мостовых переходов, зданий и сооружений на высоком научно-технической уровне с учетов применения в проектировании достижений научно-технического прогресса, рационального и экономного использования материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов, достоверного определения сметной стоимости строительства;

    Осуществление контроля за соблюдением в технико-экономических расчетах, проектах и сметах государственной инвестиционной политики, за комплексным решением вопросов строительства и охраны окружающей среды.

    1 Порядок проведения экспертизы в утверждения документации

    В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 17.03.89 № 90, постановлением Совета Министров РСФСР от 07.05.88 № 174, приказами Минавтодора РСФСР от 05.04.89 № 4, от 06.06.88 № 3, от 19.12.89 № 167-ор установлен следующий порядок экспертизы и утверждения проектно-сметной документации:

    5.2. Заключение подписывается лицом, проводившим экспертизу и руководителем экспертного подразделения и является основанием для утверждения проектно-сметной документация.

    5.3. Утверждение проектно-сметной документации оформляется приказом, решением, протоколом, подписанными руководителям организаций согласно настоящих Рекомендаций.

    5.4. Распорядительные документ об утверждении документации и заключение экспертизы направляются проектной организации и представляются в финансирующий Промстройбанк для открытия финансирования.

    6 Корректировка проектов по замечаниям экспертизы

    6.1. Корректировка проектно-сметной документация по замечаниям экспертизы производится в месячный срок в соответствии с порядком, изложенным в письме Минавтодора РСФСР от 22.10.84 № НА-4/607 и методическими рекомендациями, утвержденными Госстроем СССР и Стройбанком СССР (приложение ).

    6.2. В случае некачественной и несвоевременной корректировки проектной документации к проектным организациям по представлению органов экспертизы применяются санкции со стороны Промстройбанка (письмо Госстроя РСФСР, Роспромстройбанка, Росжилсоцбанка см. приложение ).

    Приложение:


    Указания о порядке разработки и утверждения технико-экономических обоснований (ТЭО) строительства и технико-экономических расчетов (ТЭР), обосновывающих хозяйственную необходимость и экономическую целесообразность строительства автомобильных дорог общего пользования
    (утв. Минтрансстроем СССР 31.07.87).

    Приложение № 3

    Председатель совещания-_______________________________

    (Ф.И.О)

    Секретарь совещания-_______________________________

    (Ф.И.О)

    Присутствовали-_______________________________

    (т.т.)

    Повестка дня: рассмотрение технико-экономического расчета

    строительства (реконструкции)

    _______________________________________________________

    (наименование объекта)

    Постановили: утвердить технико-экономический расчет

    строительства (реконструкции) _______________________________________

    (объект)

    рассмотренный по заключению от ____________________________________

    со следующими основными показателями:

    протяженность (км)__________

    ширина земляного полотна (м)__________

    тип покрытия__________

    габарит моста__________

    схема моста__________

    расчетная стоимость (тыс. руб.)__________

    в том числе строительно-монтажных работ__________

    Председатель совещания ____________________

    (подпись)

    Секретарь совещания____________________

    (подпись)

    Заключение №

    по технико-экономическому расчету

    строительства (реконструкции)

    автомобильной дороги (мостового перехода)

    ____________________________________________

    (наименование объекта)

    1. Заказчик документации

    2. Генеральная проектная и строительная организации

    __________________________________________________________________________

    (наименование организаций, их ведомственная принадлежность)

    3. Основание для проектирования

    __________________________________________________________________________

    (постановление, решение, план работ по ТЭР, задание, утвержденное…)

    4. Характеристика существующих условий

    __________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________

    состояние рассматриваемого участка дороги, моста,

    __________________________________________________________________________

    условия безопасности движения и т.п., экономические связи

    __________________________________________________________________________

    на расчетную перспективу, расчетная интенсивность движения)

    __________________________________________________________________________

    (краткое описание основных проектных решений, в том числе:

    __________________________________________________________________________

    протяженность, ширина земляного полотна, габарит моста, конструкция дорожной

    одежды, схема моста, конструкции опор и пролетных строений, методы организации

    строительства, транспортная схема, продолжительность строительства)

    6. Мероприятия по охране окружавшей среды

    __________________________________________________________________________

    (краткая характеристика предусмотренных мероприятий)

    7. Экономическая целесообразность запроектированного объекта

    __________________________________________________________________________

    (указываются определённые в ТЭР коэффициент экономической эффективности,

    __________________________________________________________________________

    срок окупаемости капиталовложений и сравниваются с нормативными показателями)

    8. Экономия и рациональное использование материальных ресурсов

    __________________________________________________________________________

    (указывается потребности по ТЭ P в основ ax строительных материалах:

    __________________________________________________________________________

    цементе, металле, битуме, а также размер экономии

    по сравнению с базовыми показателями)

    9. Сметная стоимость

    __________________________________________________________________________

    (заявленная сметная стоимость по представленному ТЭР,

    __________________________________________________________________________

    сравнение с нормативами удельных капвложений стоимость 1 км дороги,

    1 кв.м. моста, сравнение с аналогами)

    10. Соответствие проектных решений заданию, СНиП,
    достижениям научно-технического прогресса в отрасли

    __________________________________________________________________________

    (указать соответствие или несоответствие при отступлении от СНиП

    указать причины и соответствующее обоснование)

    11. Изменения, внесенные по замечаниям экспертизы

    __________________________________________________________________________

    (краткое изложение замечаний и внесённых изменений или уточнений)

    12. Выводы

    (для автомобильной дороги)

    протяжение (км)______________

    ширина земляного полотна

    и проезжай части (м)______________

    покрытие______________

    (для титульного мостового перехода)

    длина мостового перехода (км)______________

    в том числе длина моста (м)______________

    габарит моста______________

    ширина земляного полотна подходов (м)______________

    тип покрытия на подходах______________

    схема моста______________

    пролетные строения опоры ____________________________________

    (материал, № типового проекта)

    расчетная стоимость (тыс. руб.)______________

    в том числе строительно-монтажных работ______________

    продолжительность строительства (мес.)______________

    подпись исполнителя и руководителя отдела______________

    дата______________

    Приложение № 4

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМИТЕТ СССР
    (Госстрой СССР)

    Госстрой СССР рассмотрел письмо Минавтодора РСФСР и считает возможным, в порядке исключения, разрешить разработку рабочей документации (без выполнения проектов) на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования Сибири и Дальнего Востока, Поволжского, Центрально-Черноземного и Северо-Кавказского районов, Курганской, Оренбургской и Челябинской областей, а также Башкирской АССР по утвержденным технико-экономическим расчетам (обоснованиям) при наличии договорных цен, установленных на основании расчетных стоимостей строительства, и согласия генеральных подрядных организаций (при подрядном способе строительства).

    Объемы указанной документации и сроки ее передачи в производство, учитывающие технологическую последовательность г конкретные условия строительства, определяются в договорах на выполнение проектно-изыскательских работ.

    Заместитель Председателя

    Госстроя СССРА.В. Чернышев

    Приложение № 5

    В связи с поступающими запросами Минавтодор РСФСР разъясняет, что действие письма Госстроя СССР от 06.06.88 г. № 22-Д "О проектировании объектов стройиндустрии и предприятий промышленности и строительных материалов" распространяется на подведомственные организации Министерства.

    В целях ускорения развития строительной индустрии и промышленности строительных материалов, увеличения выпуска прогрессивных материалов и конструкций заказчик по согласованию с генеральными подрядными и проектными организациями осуществляет разработку рабочей документации на строительство объектов собственной производственной базы и предприятий по выпуску строительных материалов, изделий и конструкций непосредственно на основе утвержденных технико-экономических обоснований (технико-экономических расчетов) и установленной договорное цены. Необходимость составления смет в составе рабочей документации определяется в договоре.

    Заказчик и генподрядчик принимает решение о составе и содержании проектной документации и сроках ее разработки в зависимости от конкретных условий сооружения объектов и технологической последовательности строительства.

    Приложение № 6

    Практика применения в 1988 году Прейскурантов на потребительскую единицу строительной продукции на сооружение автомобильных дорог в Нечерноземной зоне РСФСР для определения стоимости строительства показала резкое увеличение ее по сравнение с нормативами удельных капитальных вложений.

    Минавтодор РСФСР предупреждает, что пределом оценки стоимости строительства объектов является нормативы удельных капитальных вложений.

    Если стоимость строительства, рассчитанная по прейскуранту, выше чем стоимость объекта по нормативам удельных капитальных вложений, то за основу принимается последняя.

    Заместитель МинистраА.А. Надежко

    Приложение № 7

    Минавтодор РСФСР доводит для сведения и руководства письмо Российской республиканской конторы Стройбанка СССР и Госстроя РСФСР от 01.10.84 № 15-123/4 "О порядке корректировки проектов по замечаниям экспертизы", которым сообщается, что Госстрой РСФСР указания от 10.01.84 № 15-10/4 в целях повышения качества проектов и материалов их экспертизы установил порядок корректировки проектов по заключениям экспертизы, обеспечивающий постоянный контроль за проведением этой работы и более полное отражение в ежегодной отчетности показателей эффективности капитальных вложений, снижения материалоемкости и энергоемкости и достоверности сметной стоимости строительства.

    Несмотря на эти указания Госстроя РСФСР, данные по результатам корректировки проектов по замечаниям органов экспертизы поступают не в полном объеме, в большинстве случаев с нарушением установленных сроков, без необходимых технико-экономических показателей и откорректированной сметной документации, что не дает возможности экспертным подразделения установить качество доработанных проектов и обеспечить должный контроль за этой работой учреждениями Стройбанка СССР.

    Учитывая изложенное, Российская республиканская контора Стройбанка СССР и Госстрой РСФСР считают необходимый повысить контроль за своевременной корректировкой проектов и требовать от заказчиков представления материалов корректировки в необходимом объеме в установленные сроки. В случаях нарушения этих требований применять к заказчикам я проектным организациям санкции, предусмотренные совместным письмом Госстроя СССР и Стройбанка СССР от 29.09.82 № АБ-5423-20/14 и от 24.09.82 № 255.

    Сведения о непредставлении материалов корректировки или представлении их с нарушением установленных объемов и сроков должны сообщаться экспертными подразделениями Финансирующим учреждениям Стройбанка СССР.

    Заместитель МинистраА.А. Надежко

    Краткие методические рекомендации по составление корректирующей записки к проекту после доработки по замечаниям экспертизы

    1. Заказчик проекта после получения заключения местного органа экспертизы или Главгосэкспертизы Госстроя РСФСР по проектам, рассмотренным в порядке выборочного контроля, поручает проектной организации в установленные сроки внести изменения в. проектную документации по технический решениям и сметам, а также дополнить необходимыми документами (копиями), отсутствие которых отмечено в экспертных заключениях.

    2. В отдельных случаях, когда заказчик и проектная организация считают возможным доказать правильность принятых проектных решений, необходимо по каждому из них привести соответствующие обоснования со ссылкой только на нормативные документы или на дополнительные расчеты с приложением копий этих расчетов.

    3. Если при доработке проекта возникает необходимость выпуска дополнительных чертежей или внесения изменений в ранее выпушенные, то они должны входить в состав корректирующей записки. Изменения, внесенные в ранее выпущенные чертежи, представляются вместе с соответствующими чертежами утвержденного проекта.

    4. После внесения изменений в графическую часть проекта (выпуск дополнительных чертежей или исправленных ранее выпущенных) составляются или корректируются локальные и объектные сметы, соответственно сводный сметный расчет (сводная смета) и пересчитываются основные технико-экономические показатели (удельные капитальные вложения, расход основных строительных материалов: цемент, металлопрокат, лесоматериалы, расход энергетических ресурсов - тепловой и электрической энергии- и другие показатели, предусмотренные эталоном экспертного заключения). Все показатели должны сопоставляться с ранее утвержденными, что позволит выявить экономический эффект после корректировки проекта. Необходимо также приложить краткую пояснительную записку с описанием выполненной работы по корректировке проекта по отдельным разделай и пунктам сводного экспертного заключения.

    5. Корректирующая записка выпускается как дополнительный том к проекту и должна иметь тот же индекс, что и основной проект и после согласования ее с органами экспертизы включается в состав проекта и представляется финансирующей конторе Стройбанка СССР, а также направляется заказчику в количестве экземпляров, предусмотренном п. 4.29 СН 202-81 (теперь СНиП 1.02.01-85 п. 2.1).

    6. Примерный состав корректирующей записки:

    а) краткая пояснительная записка, в которой приводится описание всех дополнений и изменений, внесенных в проект по замечаниям экспертного органа;

    б) копии документов, отсутствие которых было отмечено в экспертном заключении;

    в) дополнительные расчеты (при необходимости), а также ссылки на СНиП и другие нормативные документы;

    г) дополнительно выпущенные или исправленные чертежи, а также соответствующие чертежи утвержденного до внесения изменений проекта;

    д) локальные или объектные сметы (вновь составленные или откорректированные в связи с выпуском или исправлением ранее выпущенных чертежей);

    е) сопоставительная таблица технико-экономических показателей.

    7. Корректирующая записка, не отвечающая по объему и содержанию указанным выше кратким методическим рекомендациям, Госстроем РСФСР к рассмотрению не принимается, а к заказчику и проектной организации будут приниматься санкции, предусмотренные письмом Госстроя и Стройбанка СССР от 29.09.82 № АБ-5423-20/14 и от 28.09.82 № 255.

    8. Корректирующая записка подписывается заказчиком и проектной организацией и направляется заказчиком в органы экспертизы после согласования в соответствии с СН 202-81 (СНиП 1.02.01-85 п. 5.1).

    Приложение № 8

    О мерах по повышению качества

    предпроектной и проектно-сметной документации

    Анализ результатов экспертизы предпроектной и проектно-сметной документации свидетельствует., что проектные организации допускают передачу заказчикам недоброкачественной проектной продукции, содержащей грубые нарушения нормативных требований по составу и содержанию, с низкий техническим и экономический уровней.

    Так, из-за некачественной разработки Главгосэкспертизой РСФСР было возвращено заказчикам на доработку в 1988 году - 58% документации, больше чем в 1987 году на 10 процентов.

    Высокая доля возвращаемых на доработку проектов свидетельствует о формальной подходе проектных организаций к внедрению через проекты научно-технических достижений. При проектировании не проводится глубокий анализ на основе данных по передовому зарубежному и отечественному опыту, технико-экономических показателей предприятий и отдельных производств, качества намечаемой к выпуску продукции, специализации и кооперирования производства, целесообразности создания дополнительных мощностей за счет реконструкции и технического перевооружения вместо нового строительства и расширения предприятия. При разработке технологической части проектов практически не привлекаются специализированные проектные и научно-исследовательские организации. Недостоверно определяется стоимость строительства.

    Проведенные проверки показали, что проектные организации не несут экономической ответственности за выпуск недоброкачественной проектной продукции.

    При этом ее доработка по требованиям экспертных органов осуществляется также неудовлетворительно и несвоевременно, что крайне отрицательно сказывается на обеспечении строек качественной проектно-сметной документацией, а зачастую приводит к срыву сроков строительства и ввода в эксплуатацию важнейших объектов, предусмотренных планами капитального строительства.

    В то же время, проектные институты и организации заказчики неоправданно завышают стойкость проектных работ при определении договорных цен на них, в частности устанавливаются повышающие коэффициенты на вариантные проработки проектных решений, надбавки за качество и эффективность разрабатываемой документации, что в последующем не подтверждается при рассмотрении документации экспертными органами.

    В целях повышения экономической ответственности проектных институтов, заказчиков за качество проектов, их комплектностью и полнотой разработки, а также своевременной доработкой по замечаниям и рекомендациям экспертизы, Госстрой РСФСР, Российский республиканский банк Промстройбанка СССР, Российский республиканский банк жилсоцбанка СССР сообщают, что в соответствии с постановлениями Совета Министров СССР от 23 июля 1987 г. № 841 и Совета Министров РСФСР от 29 сентября 1987 г. № 386 в случаях некачественной разработки проектов или их разделов, а также при несвоевременной их корректировке к проектным организациям по представлениям органов экспертизы будут применяться санкции (наложение штрафа, списание стоимости оплаченного проекта с расчетного счета проектной организации и восстановление ее лишь после устранения всех замечаний), предусмотренные ст. 17 п. 3 Закона о государственном предприятии (объединении), п. 2 постановления Совета Министров СССР от 16.09.85 № 911, п. 20 инструкции Стройбанка СССР от 4.05.82 № 27.

    В соответствии с просьбой Минавтодора РСФСР и с целью сокращения сроков прохождения проектно-сметной документации на строительство (реконструкции) автомобильных дорог общегосударственного значения от разработки до утверждения руководством МВД СССР принято решение о передаче функций по согласованию проектов сметной стоимостью менее 4 млн. рублей управлениям (отделам) ГАИ МВД автономных республик, УВД крайоблисполкомов Российской Федерации (письмо МВД СССР от 19.12.89 № 27/г-606к).

    Одновременно сообщаем, что проектно-сметная документация на строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общегосударственного значения сметной стоимостью 4 млн. рублей я более будет согласовываться Управлением Госавтоинспекции МВД РСФСР.

    Начальникп/пЭ.М. Ваулин

    Экспертиза автомобильной дороги позволяет определить категорию технического состояния сооружения дорожного полотна в соответствии с требованиями нормативных документов. Наша экспертная компания оказывает услуги по контролю качества выполненных работ устройства асфальтобетонных покрытия и оснований.

    Что собой представляет экспертиза автомобильной дороги. Рассмотрим на конкретном примере

    К нам обратился начальник дорожного хозяйства Администрации городского поселения г. Ступино, Ступинского муниципального района Московской области с техническим заданием провести экспертизу автомобильной дороги на соответствие условиям Муниципального контракта, заключенного с подрядчиком. В контракте было прописано, что ремонт автомобильной дороги должен быть выполнен в соответствии с требованиями СП к СНиП 3.06.03-85, ГОСТ 9128-2013, площадь ремонтируемого участка дороги S=10192м². Контроль качества асфальтобетона осуществляется по показателям физико-механических свойств вырубок (кернов).

    Как определяется количество вырубок (кернов) на участке дороги?

    В соответствии с требованиями СНиП 3.06.03-85 п.10.40. при строительстве основания или покрытия автомобильной дороги нужно контролировать качество асфальтобетонного слоя по показателям вырубок (кернов) покрытия на 3000 м² в 3 (трех) местах.

    Договор на экспертизу

    Перед выполнением мы заключаем договор. В наши обязанности входит:

    1. Выезд на объект специалистов, взятие образцов (вырубок, кернов) покрытия;
    1. В лабораторных условиях определение физико-механических свойств отобранных образцов;
    1. По результатам лабораторных испытаний определение физико-механических свойств покрытия и выдача технического заключения на соответствие качества уплотнения асфальтобетона и качества асфальтобетонной смеси требованиям ГОСТ;

    Результаты экспертизы ремонта автомобильной дороги

    На объект выехал наш специалист, произвел отбор проб (кернов) асфальтобетона, доставил в испытательную лабораторию. Результаты лабораторных испытаний показали, что выполненные ремонтные работы по устройству дорожного покрытия и качество используемой асфальтобетонной смеси, соответствуют условиям Муниципального контракта, в том числе требованиям нормативных документов (ГОСТ, СНиП). Объект был принят.

    Loading...Loading...