Особенность организации мед помощи сельскому населению. Основные направления совершенствования мед помощи сельскому населению

Цель занятия.

Студенты должны знать:

1.Систему организации медицинской помощи сельскому населению.

2.Основное содержание и особенности работы лечебно-профилактических учреждений в сельской местности,

3.Современные проблемы сельского здравоохранения и пути их решения.

Основные вопросы темы:

    Структура медико-санитарной сети района и особенности организации медицинской помощи сельским жителям.

2. Сельский врачебный участок, его структура, принципы построения.

3. Участковая больница, её основные задачи и объём деятельности.

    Фельдшерско-акушерский пункт, нормативы его организации и основные задачи.

    Организация лечебно-профилактической помощи на сельском врачебном участке (диспансеризация, обслуживание тружеников села в период полевых работ, производственный принцип обслуживания сельскохозяйственных рабочих).

    Центральная районная больница, её основные функции.

    Управление здравоохранения района (медицинский совет, оргметодкабинет ЦРБ, районные специалисты, формы и методы их работы).

    Областная больница, её структура и основные функции.

Основной особенностью системы оказания медицинской помощи жителям села является её этапность. Лечебно-профилактическая помощь сельскому населению оказывается комплексом медицинских учреждений, начиная от ФАПов до областных (краевых, республиканских) учреждений.

Первый этап. Сельский врачебный участок включает в себя следующие медицинские учреждения: участковую больницу с амбулаторией (поликлиникой) или самостоятельную больницу (врачебную амбулаторию, ФАП, совхозные (колхозные) медицинские профилактории, аптечные пункты, молочные кухни. Все лечебно-профилактические учреждения, входящие в состав сельского врачебного участка, приближают первичную медико-санитарную помощь к сельскому населению и способствуют успешному решению задач по оказанию этой помощи в условиях значительной отдалённости населенных пунктов от районных и центральных районных больниц.

Второй этап . Районные медицинские учреждения : центральная районная и расположенные на территории района так называемые зональные районные больницы с поликлиниками и отделениями скорой и неотложной медицинской помощи, районные диспансеры и другие медицинские учреждения.

Третий этап. Областные медицинские учреждения : областная больница с консультативной поликлиникой и отделением санитарной авиации, диспансеры, стоматологическая поликлиника, психиатрическая больница и др.

Этапность в оказании медицинской помощи сельским жителям преследует цель наиболее полного удовлетворения потребностей населения не только в первичной медико-санитарной помощи, но и по основным видам её и по всем узким специальностям.

УРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ .

В настоящее время для 10 территорий области предложена определённая схема организации здравоохранения, в которой каждое лечебно-профилактическое учреждение или группа лечебно-профилактических учреждений представляет собой определённый уровень медицинской помощи (фельдшерско-акушерские пункты – один уровень, врачебные амбулатории – другой, участковые больницы – третий и т.д.).

Наличие тех или иных уровней медицинской помощи, а также их количество для каждого муниципального образования определены с учётом конкретных условий -материально-техническое оснащение лечебных учреждений, кадровый состав, удалённость населённых пунктов от основных лечебно-диагностических баз, потребность и обеспеченность населения амбулаторно-поликлиническими и стационарными видами медицинской помощи.

Конкретные объёмы лечебной и диагностической помощи, которая должна оказываться на ФАПе, в участковой больнице, ЦРБ, городской, областной больнице чётко обозначены в утверждённых Минздравом РФ соответствующих Положениях об этих лечебных учреждениях.

Предложенная уровневая система оказания медицинской помощи направлена на увеличение объёмов амбулаторно-поликлинической помощи, сокращение стационаров и более эффективное использование коечного фонда. Отличительная особенность указанной системы состоит в том, что она определяется индивидуально для каждой конкретной территории области и способствует эффективному контролю за выполнением Программы государственных гарантий по обеспечению населения Иркутской области медицинской помощью.

Предлагаемая схема уровневой организации медицинской помощи, обеспечивает сочетание с одной стороны объёмов лечебной и диагностической помощи для каждого типа лечебно-профилактического учреждения, определённых в соответствующих Положениях Минздрава РФ, с другой – наиболее рациональную для каждого города или района области сеть и структуру учреждений здравоохранения, которые эти объёмы выполняют.

Например,

Усть-Кутский район:

I уровень : ФАП (фельдшерско-акушерские пункты) – 11.

II уровень : Врачебные амбулатории – 5, в том числе пчт. Янталь, пчт.Звездный, с.Ния, с.Ручей, с. Подымахино.

III уровень : Участковая больница на 35 коек.

IV уровень : Центральная районная больница на 265 коек, в том числе отделения: терапия – 30 коек, инфекционное – 30 коек, хирургическое – 27 коек, травматологическое – 27 коек, стоматологическое – 6 коек, родильное и патологии беременности – 45 коек, гинекологическое – 30 коек, неврологическое – 10 коек, дерматологическое – 30 коек, педиатрическое – 30 коек.

Поликлиника. Противотуберкулёзный диспансер на 35 коек.

V уровень : ОКБ.

Братский район:

I уровень : ФАП – 33

II уровень : Врачебные амбулатории – 7, в том числе: пчт. Преображенный;

с. Б-Ока, с.Шумилово, с.Тынкобь, с.Нарагай, с.Турма, с.Чмир.

III уровень : Участковые больницы – 4, в том числе: с.Калтук – 30 коек,

с. Покосное – 25 коек, с. Тангуй – 50 коек, с. Ключи – Булок – 15 коек.

IV уровень : Вихоревская городская больница на 90 коек, в том числе отделения: терапия – 30 коек, инфекционное – 15 коек, родильное – 10 коек, гинекологическое – 15 коек, педиатрическое – 20 коек.

Поликлиника.

Братская Центральная районная больница на 180 коек (терапия – 55 коек, хирургия – 35 коек, травматология – 25 коек, урология – 10 коек, стоматология – 5 коек, гинекология – 25 коек, неврология – 25 коек.).

Поликлиника.

V уровень : ОКБ.

Основными задачами СВУ являются:

    оказание лечебно-профилактической помощи населению,

    внедрение в практику современных методов профилактики, диагностики и лечения больных на основе достижений медицинской науки и техники и передового опыта работы;

    развитие и совершенствование организационных форм и методов медицинского обслуживания населения, повышение качества и эффективности лечебно-профилактической помощи;

    организация и проведение комплекса профилактических мероприятий среди населения участка, направленных на снижение заболеваемости, инвалидности и смертности;

    проведение лечебно-профилактических мероприятий по охране здоровья матери и ребёнка;

    изучение причин общей заболеваемости населения и заболеваемости с временной утратой трудоспособности рабочих и служащих с разработкой мер по её снижению;

    организация и осуществление диспансеризации населения (здоровых и больных), прежде всего детей, подростков, женщин и лиц с повышенным риском заболевания сердечно-сосудистыми, онкологическими и другими заболеваниями;

    осуществление противоэпидемических мероприятий (прививки, выявление инфекционных больных, динамическое наблюдение за лицами, бывшими в контакте с ними и др.);

    осуществление текущего санитарного надзора за состоянием производственных и коммунально-бытовых помещений, источников водоснабжения, детских учреждений, учреждений общественного питания и др.;

    проведение лечебно-профилактических мероприятий по борьбе с туберкулёзом, кожно-венерическими болезнями, злокачественными новообразованиями;

    организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни, в том числе рационального питания, усилению двигательной активности, борьба с употреблением алкоголя, курением и другими вредными привычками;

    широкое привлечение общественности к разработке и проведению мероприятий по охране здоровья населения.

Основным лечебно-профилактическим учреждением СВУ является участковая больница . Мощность её зависит от численности и агропромышленных предприятий, радиуса обслуживания, расстояния до районной больницы, ЦРБ, а так же от географических и других местных условий.

Различают четыре категории участковых больниц. Больницы I категории имеют мощность 75-100 коек. В них предусматриваются специализированные койки по терапии, хирургии, акушерству, педиатрии, инфекционным болезням. Такие больницы должны быть хорошо оснащены клинико-диагностическим оборудованием. Больницы II категории (50-70 коек) должны иметь койки по терапии, хирургии, педиатрии, акушерству, инфекционным болезням. В больницах III категории (на 35-50 коек) предусматриваются койки по терапии для взрослых и детей, хирургии, акушерству и инфекционным болезням. В больницах IV категории (на 25-35 коек) должны быть койки по терапии, хирургии и акушерству.

Фельдшерско-акушерский пункт. Это доврачебное медицинское учреждение, оказывающее медико-санитарную помощь сельскому населению. Медицинский персонал ФАПа осуществляет на закреплённой им территории комплекс лечебно-профилактических и санитарно-противоэпидемических мероприятий, оказывает больным первую доврачебную помощь на амбулаторном приёме и на дому. Медицинская помощь больным оказывается в пределах компетенции и прав фельдшера и акушерки, под руководством участкового врача.

Основными его задачами являются:

Оказание населению доврачебной медицинской помощи;

Своевременное и в полном объёме выполнение назначений врача, организация патронажа детей и беременных, систематическое наблюдение за состоянием здоровья инвалидов Великой Отечественной войны и ведущих специалистов сельского хозяйства (механизаторов, животноводов и др.);

Проведение мероприятий по снижению смертности, в том числе детской и материнской;

Участие в текущем санитарном надзоре за учреждениями для детей и подростков, коммунальными, пищевыми, промышленными и другими объектами, водоснабжением и очисткой населённых пунктов;

Проведение подворных обходов по эпидемическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактировавших с ними, и лиц с подозрением на инфекционные заболевания;

ФАП находится в ведении сельского Совета народных депутатов, имеет самостоятельную смету, предназначенную для оказания медицинской помощи и проведения профилактической работы на закреплённой территории. Заведующий ФАПом обязан ежегодно (в августе-сентябре) представлять сельскому Совету обоснованную смету по статьям на необходимые для пункта денежные средства на будущий год и добиваться её утверждения. Руководство деятельностью ФАПа осуществляет больничное или амбулаторно-поликлиническое учреждение, которому он подчинён.

Главная особенность оказания медицинской помощи сельскому населению заключается в ее этапности. Условно выделяют три этапа к организации медицинской помощи сельскому населению.

Таб. 3. Этапы оказания медицинской помощи сельскому населению

Первый этап - учреждения здравоохранения сельского поселения, которые входят в состав комплексного терапевтического участка. На этом этапе сельские жители получают доврачебную, а также основные виды врачебной медицинской помощи (терапевтическую, педиатрическую, хирургическую, акушерскую, гинекологическую, стоматологическую).

Первым медицинским учреждением, в которое, как правило, обращается сельский житель, является фельдшерско-акушерский пункт (ФАП). Он функционирует как структурное подразделение участковой или центральной районной больницы. ФАП целесообразно организовывать в населенных пунктах с числом жителей от 700 и более при расстоянии до ближайшего медицинского учреждения свыше 2 км, а если расстояние превышает 7 км, то и в населенных пунктах с числом жителей до 700 человек.

На фельдшерско-акушерский пункт возлагается решение большого комплекса медико-санитарных задач:

Проведение мероприятий, направленных на профилактику и снижение заболеваемости, травматизма и отравлений среди сельского населении

Снижение смертности, прежде всего младенческой, материнской, в трудоспособном возрасте;

Оказание населению доврачебной медицинской помощи;

Участие в текущем санитарном надзоре за детскими дошкольными и школьными образовательными учреждениями, коммунальными, пищевыми, промышленными и другими объектами, водоснабжением и очисткой населенных мест;

Проведение подворных обходов по эпидемиологическим показаниям с целью выявления инфекционных больных, контактных с ними лиц и лиц с подозрениями на инфекционные заболевания;

Повышение санитарно-гигиенической культуры населения.

Таким образом, ФАП представляет собой учреждение здравоохранения в большей степени профилактической направленности. На него могут возлагаться функции аптечного пункта по продаже населению готовых лекарственных форм и других аптечных товаров.
Работу ФАПа непосредственно возглавляет заведующий. Кроме него в ФАПе работают акушерка и патронажная медицинская сестра.

Несмотря на важную роль ФАПов, ведущим медицинским учреждением на первом этапе оказания медицинской помощи жителям села служит участковая больница, которая в своем составе может иметь стационар и врачебную амбулаторию. Виды и объем медицинской помощи в участковой больнице, ее мощность, оснащение, укомплектованность медицинскими кадрами во многом зависят от профиля и мощности других медицинских учреждений, входящих в систему здравоохранения муниципального района (сельского поселения). Основная задача участковой больницы - оказание населению первичной медико-санитарной помощи.



Амбулаторно-поликлиническая помощь населению представляет важнейший раздел работы участковой больницы. Она может оказываться амбулаторией как входящей в структуру больницы, так и самостоятельной. Основная задача амбулатории - проведение профилактических мероприятий по предупреждению и снижению заболеваемости, инвалидности, смертности среди населения, раннему выявлению заболеваний, диспансеризации больных.

Врачи амбулатории ведут прием взрослых и детей, осуществляют вызовы на дом и неотложную помощь. В приеме больных могут принимать участие и фельдшера, однако медицинская помощь в амбулатории преимущественно должна оказываться врачами. В участковой больнице проводится экспертиза временной нетрудоспособности а в случае необходимости больные направляются на МСЭ.

С целью приближения специализированной медицинской помощи жителям села врачи центральной районной больницы по определенному графику выезжают в амбулаторию для приема больных и отбора их в случае необходимости на госпитализацию в специализированные учреждения. В последнее время во многих субъектах РФ происходит процесс реорганизации участковых больниц и амбулаторий в центры общей врачебной (семейной) практики.

ЛЕКЦИЯ: ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ СЕЛЬСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ Составитель: старший преподаватель, к. м. н. Бадоева Заира Асланбековна Владикавказ 2013

План 1. Единство принципов оказания лечебно- 2. профилактической помощи городскому и 3. сельскому населению. 2. Особенности организации сельской 3. медицинской помощи. 3. Этапы оказания лечебно-профилактической помощи сельскому населению и основные организации.

Охрана здоровья жителей села является частью всего здравоохранения. Поэтому основные принципы, присущие здравоохранению в целом, характерны и для сельского здравоохранения.

Однако в сельских условиях понятие доступности медицинской помощи не следует отождествлять с территориальным приближением, поскольку осуществить это не всегда представляется возможным. В связи с чем речь идет о такой системе, при которой было бы возможным оказание или организация оказания своевременной, адекватной и в полном объеме медицинской помощи.

Единство принципов оказания лечебно-профилактической помощи городскому и сельскому населению: профилактический характер участковость массовость специализация медицинской помощи общедоступность.

В настоящее время уровень стационарной медицинской помощи жителям села практически достиг уровня горожан. Одновременно уровень амбулаторнополиклинической врачебной помощи у сельского и городского населения значительно отличается. Это же относится и к качеству медицинских услуг.

Существующие различия в организации медицинского обслуживания сельского населения обусловлены: своеобразной системой расселения населения; малая плотность населения; сезонность сельскохозяйственного труда; значительная удаленность населенных пунктов друг от друга; снижение доли лиц трудоспособного возраста; увеличение удельного веса пожилых и старых в сельской местности; недостаточное развитие транспортных связей;

На уровень и качество медицинской помощи сельскому населению также влияет: изношенность материально технической базы сельского здравоохранения; высокая текучесть медицинских кадров; низкий уровень обеспечения сельских организаций здравоохранения современным медицинским оборудованием;

Одной из основных особенностей оказания медицинской помощи сельскому населению является ее этапность. На первом этапе медицинская помощь оказывается сельским врачебным участком. Второй этап-это районные медицинские учреждения: центральная районная больница, санитарно-эпидемиологическая станция и другие медицинские учреждения.

I этап - ранее - сельский врачебный участок (СВУ), включающий комплекс медицинских учреждений: а) сельскую участковую больницу (СУБ, оказывает как амбулаторную, так и стационарную помощь) или сельскую врачебную амбулаторию (СВА, оказывает только амбулаторную помощь)

б) фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) в) здравпункты (при наличии промышленного предприятия на обслуживаемой территории). В настоящее время СВУ нет, СВА и участковые больницы - филиалы ЦРБ, ФАП-ы - филиалы СВА.

Основная функция этапа: оказание первой доврачебной помощи, первой квалифицированной врачебной помощи с возможными элементами специализированной медицинской помощи.

ФАПы - создаются для медицинского обслуживания 400 человек и более при расстоянии 2 км и более от медицинского учреждения. При обслуживании более 400 чел. в штатах ФАПа положены: 1 должность фельдшера или акушерки или медицинской сестры и 0, 5 должности санитарки. Затраты на ФАПы - 1, 5 -2, 0% от бюджета района.

Функции ФАПа: - оказание доврачебной медицинской помощи и своевременное выполнение назначений врача; - проведение профилактической и противоэпидемической работы; - организация патронажа беременных женщин, детей, - проведение мероприятий по снижению младенческой и материнской смертности; - гигиеническое обучение и воспитание населения.

Сельский врачебный участок (СВУ) обслуживал 7 -9 тысяч населения в радиусе 7 -9 км. Участковая больница – это основное учреждение на СВУ, состоит из стационара и амбулатории.

В зависимости от числа коек может быть I категории – на 75 -100 коек, II – 50 -75 коек, III – 35 -50, IV – 25 -35 коек. В участковой больнице оказываются все виды квалифицированной лечебно-профилактической помощи.

Все виды лечебно-профилактической помощи беременным женщинам, матерям и детям оказывает врач участковой больницы. Если врачей несколько, то один из них отвечает за состояние здоровья детей и женщин на данном участке.

При нерентабельной деятельности участковых больниц, они закрываются или перепрофилируются в отделения реабилитации районных больниц, а для медицинского обслуживания населения открываются самостоятельные сельские врачебные амбулатории(СВА), в штате которых должны быть: врач-терапевт, стоматолог, акушер-гинеколог, педиатр.

Из штатных нормативов медицинского персонала участковых больниц: 1. Должности врачей для оказания амбулаторно поликлинической помощи населению устанавливаются из расчета на 10 000 населения: Взрослое Детское население Врач-терапевт 4, 0 Врач-педиатр - Акушер-гинеколог 0, 6 Хирург 0, 4 - 8, 0 - 0, 3 2, 5 Стоматолог

2. Должности врачей отделений стационара устанавливаются из расчета 1 должность: - врач-терапевт – на 25 коек; - врач-педиатр – на 20 коек; - хирург – на 25 коек; - стоматолог – на 20 коек. Коечная емкость сельской участковой больницы - 27 -29 коек.

Организация работы СУБ: - оказание лечебно-профилактической помощи населению; - внедрение в практику современных методов профилактики, диагностики и лечения больных; - развитие и совершенствование организационных форм и методов медицинского обслуживания населения, повышение качества и эффективности лечебно-профилактической помощи.

организация и проведение комплекса профилактических мероприятий среди населения участка - проведение лечебно-профилактических мероприятий по охране здоровья матери и ребенка - изучение причин общей заболеваемости и заболеваемости с временной утратой трудоспособности и разработка мер по ее снижению -

- организация и осуществление диспансеризации населения, прежде всего детей, подростков - осуществление противоэпидемических мероприятий (прививки, выявление инфекционных больных, динамическое наблюдение за лицами, бывшими в контакте с ними, и др.)

- осуществление текущего санитарного надзора за состоянием производственных и коммунально-бытовых помещений, источников водоснабжения, детских учреждений, учреждений общественного питания; - проведение лечебно-профилактических мероприятий по борьбе с туберкулезом, кожно-венерическими болезнями, злокачественными новообразованиями

- организация и проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому воспитанию населения, пропаганде здорового образа жизни, в том числе рационального питания, усилению двигательной активности; борьба с употреблением алкоголя, курением и другими вредными привычками.

II этап – территориальное медицинское объединение (ТМО). Руководят ТМО Главный врач ТМО (он же является главным врачом ЦРБ) и его заместители: - заместитель по медицинскому обслуживанию населения (он же заведующий организационно-методическим кабинетом); - заместитель по медицинской части (при числе коек 100 и более);

- заместитель по медико-социальной экспертизе и реабилитации (при числе обслуживаемого населения не менее 30000 человек); - заместитель по родовспоможению и детству (при числе обслуживаемого населения не менее 70000 человек); - заместитель по экономическим вопросам; - заместитель по административно хозяйственной части.

ТМО – это комплекс ЛПУ, функционально и организационно связанных между собой. В состав ТМО могут входить: поликлиники (взрослые, детские, стоматологические); женские консультации, диспансеры, стационары, родильные дома; станции скорой медицинской помощи; детские санатории и другие учреждения.

Принципы формирования ТМО: 1. Определенная численность населения – 2. оптимальный размер ТМО – 100 -150 тыс. населения. 2. Организационное и финансовое разделение амбулаторных и стационарных учреждений. 3. Совпадение границ района обслуживания ТМО с административными границами района (города). 4. Рациональное объединение учреждений – объединение учреждений, оказывающих медицинскую помощь взрослому и детскому населению.

Функции ТМО: 1. Организация лечебно профилактической помощи прикрепленному населению, а также любому гражданину, который обращается за медицинской помощью. 2. Проведение профилактических мероприятий. 3. Оказание скорой помощи больным.

4. Своевременное оказание медицинской помощи на приеме, на дому. 5. Своевременная госпитализация. 6. Диспансеризация населения. 7. Проведение медико-социальной экспертизы. 8. Проведение гигиенического обучения и воспитания. 9. Анализ деятельности ЛПУ.

За организацию лечебно-профилактической помощи женщинам и детям на данном этапе несет ответственность районный педиатр и районный акушер-гинеколог. При численности населения района более 70 000 человек назначается должность заместителя главного врача по детству и родовспоможению – опытный педиатр или акушер-гинеколог.

III этап – областная больница и медицинские учреждения области. Областная больница – это крупное многопрофильное лечебно-профилактическое учреждение, оказывающее в полном объеме высококвалифицированную узкоспециализированную помощь жителям области. Это центр организационно-методического руководства медицинскими учреждениями, размещенными на территории области, база специализации и повышения квалификации врачей и среднего медицинского персонала.

Структура областной больницы: 1. Стационар. 2. Консультативная поликлиника. 3. Прочие подразделения (кухня, аптека, морг). 4. Организационно-методический отдел с отделением медицинской статистики. 5. Отделение экстренной и планово консультативной помощи и др. Коечная емкость областной больницы взрослой - 1000 -1100 коек, детской - 400 коек.

Детское и женское население области получает в консультативной поликлинике все виды квалифицированной специализированной врачебной помощи. Стационарная помощь женщинам оказывается в областных родильных домах, областных диспансерах и других медицинских учреждениях области.

Цель: Студенты должны знать систему организации медицинской помощи сельскому населению; структуру и функции сельских медицинских учреждений.

Сеть медицинских организаций, оказывающих амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь сельскому населению включает все виды учреждений системы здравоохранения. Однако факторы, определяющие различия между городом и деревней, характер расселения жителей, радиус обслуживания, сезонность работ, воздействие погодных условий при полевых работах, специфические условия трудового процесса, неустроенность хозяйственно-бытовой деятельности и бытовых условий, регионально-нацио­нальные особенности и обычаи, образовательный и культурный уровень и др. влияют на организационные формы и методы работы сельских медицинских учреждений:

Организация медико-социальной помощи на селе, ее объем, и качество зависят от удаленности медицинских учреждений от места жительства пациентов, укомплектованности квалифицированными кадрами и оборудованием, возможности получения специализированной медицинской помощи, возможности реализации нормативов медико-социального обеспечения. Медицинская помощь сельскому населению строится на тех же основных организационных принципах общественного здравоохранения, что и городскому населению.

Условно выделяют 3 этапа оказания врачебной помощи сельским жителям.

Первый этап - сельский врачебный участок, куда относятся медицинский пункт (МП), врачебная амбулатория (ВА) и участковая больница (УБ). На этом этапе сельские жители получают медицинскую доврачебную и квалифицированную медицинскую помощь (терапевтическую, хирургическую, акушерскую и гинекологическую, стоматологическую и др.).

Второй этап - районные медицинские учреждения, где ведущим учреждением является районная больница (РБ) и центральная районная больница (ЦРБ). Сельские жители получают специализированную медицинскую помощь по основным ее видам. Могут быть межрайонные специализированные центры, диспансеры, центры здоровья и др. Руководителем службы здравоохранения является главный врач района (или районного медицинского объединения), который возглавляет и центральную районную больницу. Определяются главные районные специалисты, в обязанность которых входит лечебно-консультативная и организационно-методическая работа по специальности.

В каждом районном центре функционирует центр ГСЭН. Санитарно-противоэпидемической службой района руководит главный государственный санитарный врач района, являющийся главным врачом центра ГСЭН.

Третий этап - областная больница, диспансеры, стоматологическая поликлиника, областной центр ГСЭН и др. На этом этапе оказывается высококвалифицированная медицинская помощь по всем специальностям.



Структура деятельности первичного звена медицинской помощи сельскому населению.

Сельский врачебный участок является звеном первого контакта пациентов в системе медицинского обслуживания. Его основная задача - оказание населению участка доступной квалифицированной врачебной помощи и проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий. Численность населения на участке - от 5000 до 7000 человек. Ближайшим медицинским учреждением, куда обращается сельский житель, является медицинский пункт. МП организуется в населенных пунктах с числом жителей от 700 до 1000, а при удаленности более 7 км от населенного пункта - до 500 жителей.

Основными задачами МП являются оказание медицинской доврачебной помощи и проведение санитарно-оздоровительных и противоэпидемических мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, снижение заболеваемости и травматизма, повышение санитарно-гигиенической культуры населения. Фельдшер МП оказывает первую медицинскую помощь при острых заболеваниях и травмах, проводит прививки, физиотерапевтические мероприятия и др. Акушерка МП проводит амбулаторный прием и оказывает первую медицинскую помощи гинекологическим больным и беременным, проводит учет и акушерский патронаж беременных женщин и рожениц и социальный патронаж женщин, проводит контроль лечения, назначенный акушер-гинекологом, принимает роды у здоровых рожениц.

Основным медицинским учреждением на сельском врачебном участке является участковая больница врачебная амбулатория. Характер и объем медицинской помощи в ВА и УБ определяются их мощностью, оснащением, наличием врачей-специалистов. Оказание амбулаторной и стационарной помощи терапевтическим и инфекционным больным, помощь в родах, лечебно-профилактическая помощь детям, неотложная хирургическая и травматологическая помощь входят в круг прямых обязанностей врачей участковой больницы, независимо от ее мощности. В штате ВА и УБ в зависимости от ее мощности, численности населения и расстояния до центральной районной больницы могут быть врачи по основным специальностям (терапия, педиатрия, стоматология, акушерство, гинекология и хирургия).

Главным звеном в здравоохранении сельского района является ЦРБ, которая осуществляет специализированную медицинскую помощь по основным ее видам и организационно-методическое руководство всеми медицинскими учреждениями района. В своем составе ЦРБ имеет следующие структурные подразделения: стационар с основными специализированными отделениями, поликлинику с консультативными приемами врачей-специалистов, лечебно-диагностические отделения, организационно-методический кабинет, отделение скорой и неотложной медицинской помощи и прочие структурные подразделения (морг, пищеблок, аптека и др.).

Организационно-методическое руководство лечебно-профилактическими учреждениями района осуществляет оргметодкабинет ЦРБ. В его функции входят: организация плановых выездов врачей-специалистов в сельские участковые больницы для консультаций и оказания практической помощи врачам этих учреждений по вопросам организации лечебно-диагностической и профилактической работы; изучение основных показателей работы медицинских учреждений района (уровень заболеваемости, летальности, детской и общей смертности, расхождение клинических и патологоанатомических диагнозов и т. д.); разработка и проведение необходимых мероприятий. Возглавляет оргметодкабинет заместитель главного врача ЦРБ по организационной работе.

Основными критериями оценки эффективности деятельности медицинских учреждений сельского района являются: показатели заболеваемости населения (общая, с временной утратой трудоспособности, детская), первичного выхода на инвалидность, смертности, детской смертности; число жалоб населения и др.

Областная больница оказывает специализированную и высокоспециализированную лечебную помощь, является научно-организационным, методическим и учебным центром здравоохранения. Основные ее функции: обеспечение высококвалифицированной, специализированной, консультативной и стационарной медицинской помощью; оказание организационно-методической помощи лечебно-профилактическим учреждениям и экстренной медицинской помощи средствами санитарной авиации; руководство и контроль за статистическим учетом и отчетностью лечебно-профилактических учреждений области; анализ качественных показателей деятельности лечебно-профилактических учреждений области на основе сводных годовых отчетов; изучение и анализ показателей заболеваемости, инвалидности, общей и детской смертности, разработка мероприятий, направленных на их снижение; проведение мероприятий по специализации и усовершенствованию врачей, среднего медицинского персонала.

Структурными подразделениями областной больницы являются: стационар, консультативная поликлиника, лечебно-диагностические отделения, кабинеты и лаборатории, организационно-методологический отдел с отделением медицинской статистики, отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи. В организационно-методической работе медицинских учреждений области принимают участие главные специалисты комитета по здравоохранению (главные хирург, терапевт, педиатр) и внештатные областные специалисты (чаще всего заведующие специализированными и узкоспециализированными отделениями).

Иллюстративный материал: 10 слайдов в программе «Power Point».

Литература:

1. Аканов А.А., Куракбаев К.К., Чен А.Н., Ахметов У.И. Организация здравоохранения Казахстана. – Астана.Алматы, 2006. – 232 с.

2. Конституция Республики Казахстан.1995.

4. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 512 с.

5. О здравоохранении в Республике Казахстан: Основные законодательные акты. – Алматы: ЮРИСТ, 2004. – 182 с.

6. Сагиндыкова А.Н. Конституционно-правовые проблемы охраны здоровья граждан в Республике Казахстан. – Алматы, 1997. – 167 с.

8. Статистический ежегодник.Казахстан в цифрах.2000-2009гг.

Контрольные вопросы:

1. Основные особенности организации медицинской помощи сельскому населению.

2. Организации, оказывающие медицинскую помощь сельским жителям.

3. Общая характеристика сельского врачебного участка.

4. Фельдшерско-акушерский пункт, его основные задачи.

5. Показатели организационно-методической работы областной больницы.

Loading...Loading...