Комментарий (Получаем разрешения и представляем уведомления, необходимые для целей валютного регулирования). Получение разрешений национального банка на совершение валютных операций и открытие счетов в банках-нерезидентах Что нужно сделать, чтобы открыть

Перечень операций, которые относятся к валютным операциям, определен в ст. 4 Закона о валюте. Можно сказать, что любое использование иностранной валюты (сделки, ввоз, вывоз, банковские переводы и т.д.) является валютной операцией.

Внимание!

Валютными операциями также признаются сделки между резидентами и нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей.

Классификация валютных операций, проводимых между резидентами и нерезидентами, на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала, установлена ст. 4 Закона о валюте. К текущим валютным операциям относятся расчеты в рамках экспортно-импортных сделок, аренды (лизинга), перевод и получение дивидендов и иных доходов по инвестициям, а также операции неторгового характера (перечень операций неторгового характера установлен в ст. 6 Закона о валюте). Перечень текущих валютных операций на сегодняшний день закрытый, т.е. все они перечислены в ст. 5 и 6 Закона о валюте. Валютными операциями, связанными с движением капитала, являются проводимые между резидентами и нерезидентами валютные операции, не относимые к текущим (ст. 7 Закона о валюте).

Документ:

Закон Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон о валюте).

Для чего же так подробно описывать приведенную в Законе о валюте классификацию валютных операций? Ответ следующий: данная классификация имеет самое прямое отношение к проведению валютной операции без ограничений либо с разрешения Нацбанка. Если юридическое лицо - резидент совершает валютную операцию с юридическим лицом - нерезидентом, то необходимо четко установить, подпадает ли совершаемая валютная операция под понятие текущей валютной операции. Иными словами, находим ли мы совершаемую валютную операцию среди операций, перечисленных в ст. 5 или 6 Закона о валюте. Если находим, то имеет место текущая валютная операция. Если не находим - имеет место валютная операция, связанная с движением капитала.

Важное правило!

Текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Нацбанка, без ограничений (ст. 10 Закона о валюте). Текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами без ограничений (п. 15 Правил № 72). Это означает, что если совершаемая валютная операция является текущей валютной операцией, то по общему правилу она проводится без ограничений.

Документ:

Правила проведения валютных операций, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72 (далее - Правила № 72).

Однако необходимо учитывать нормы Указа № 240, который в целях оперативного регулирования отношений на внутреннем валютном рынке, обеспечения стабильности курса национальной валюты, ограничения оттока капитала из страны предоставил право Нацбанку устанавливать для резидентов в соответствии с Законом о валюте ограничения по осуществлению отдельных текущих валютных операций. Используя это право, Нацбанк в п. 15 Правил № 72 определил, что для проведения текущих валютных операций разрешений (лицензий) Нацбанка не требуется, за исключением валютных операций, предусматривающих перевод субъектом валютных операций - резидентом (кроме банка) нерезиденту денежных средств по договорам дарения (в т.ч. в виде пожертвований), которые проводятся на основании разрешения Нацбанка.

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 12.05.2009 № 240 «О некоторых вопросах в области валютного регулирования» (далее - Указ № 240).

Если совершаемую нами валютную операцию мы не нашли в ст. 5 и 6 Закона о валюте, т.е. если она относится к операциям, связанным с движением капитала, то мы опять должны обратиться к нормам этого Закона. Резиденты осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала, на основании разрешений Нацбанка, если иное не установлено Законом о валюте или Президентом Республики Беларусь (ст. 10 Закона о валюте). Не требуется получения разрешения Нацбанка на проведение юридическими лицами - резидентами и индивидуальными предпринимателями - резидентами валютных операций, связанных с движением капитала, которые перечислены в части пятой ст. 10 Закона о валюте.

Субъекты валютных операций (кроме банков) осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала (п. 17 Правил № 72):

1) на основании разрешений Нацбанка - валютные операции, указанные в п. 18 Правил № 72;

2) без разрешений Нацбанка - валютные операции, указанные в ст. 10 Закона о валюте;

3) в уведомительном порядке - валютные операции, указанные в п. 20 Правил № 72 (в данном порядке осуществляются валютные операции, связанные с движением капитала, не указанные в п. 18 Правил № 72 и ст. 10 Закона о валюте).

Итак, мы вплотную подошли к валютным операциям, связанным с движением капитала, осуществляемым на основании разрешений Нацбанка.

Субъекты валютных операций - резиденты (кроме банков) осуществляют на основании разрешений Нацбанка следующие валютные операции, связанные с движением капитала (п. 18 Правил № 72):

Приобретение акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента;

Приобретение у нерезидента ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей;

Приобретение в собственность имущества, находящегося за пределами страны и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу;

Размещение денежных средств в банках-нерезидентах либо передачу денежных средств нерезидентам (кроме банков-нерезиден-
тов) на условиях доверительного управления;

Предоставление займов;

Расчеты по обязательствам, возникшим у субъекта валютных операций - резидента (кроме банка), являющегося поручителем, гарантом, перед нерезидентом на основании заключенного между ними договора поручительства, гарантии;

Получение кредитов и (или) займов при наличии хотя бы одного из следующих условий:

процентная ставка за пользование кредитом и (или) займом превышает следующие уровни: при проведении операций в долларах США, евро - 14 % годовых; при проведении операций в иных иностранных валютах, белорусских рублях - увеличенный на 5 процентных пунктов размер ставки рефинансирования соответствующего центрального (национального) банка, действующей на дату получения кредита и (или) займа субъектом валютной операции - резидентом;

процентная ставка за пользование кредитом и (или) займом в случае просрочки возврата кредита и (или) займа (в сумме увеличения размера процентов в связи с просрочкой возврата кредита и (или) займа) и размер неустойки (штрафа, пени) в совокупности превышают 0,01 % за каждый день просрочки (3,65 % годовых). Для расчета данного уровня в случае, если в договоре размер неустойки (штрафа, пени) выражен фиксированной суммой, осуществляется ее пересчет в процентное выражение;

в договоре между субъектом валютных операций - резидентом (кроме банка) и нерезидентом (кроме банка-нерезидента) наряду с процентной ставкой за пользование кредитом и (или) займом установлена обязанность осуществлять иные дополнительные платежи (кроме платежей за пользование кредитом и (или) займом в случае просрочки возврата кредита и (или) займа (в сумме увеличения размера процентов в связи с просрочкой возврата кредита и (или) займа), а также платежей по уплате неустойки (штрафа, пени));

сумма кредита и (или) займа направляется на оплату денежных обязательств резидента (кредитополучателя, заемщика), минуя его счет в банке;

исполнение обязательств по возврату кредита и (или) займа осуществляется не со счета кредитополучателя, заемщика;

кредитодатель или займодавец зарегистрирован в государстве (на территории), в котором действует льготный налоговый режим и (или) не предусматриваются раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях (оффшорные зоны);

Расчеты по обязательствам, возникшим у субъекта валютных операций - резидента (кроме банка) перед нерезидентом на основании заключенного между ними договора перевода долга или уступки требования.

Таким образом, если мы, проанализировав совершаемую валютную операцию, приходим к выводу, что эта валютная операция связана с движением капитала, то следующее, что мы должны сделать, - обратиться к п. 18 Правил № 72: если совершаемая валютная операция содержится в этом пункте, то имеет место валютная операция, осуществляемая на основании разрешения Нацбанка.

Важное правило!

Основной документ, регламентирующий порядок получения разрешения Нацбанка, - Инструкция № 15, которая предусматривает порядок выдачи разрешений Нацбанка на проведение физическими лицами - резидентами и юридическими лицами - резидентами валютных операций, связанных с движением капитала, в частности, документы, которые необходимо представить в Нацбанк для получения разрешения, срок их рассмотрения, основания для отказа.

Документ:

Инструкция о порядке выдачи разрешений на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.01.2008 № 15 (далее - Инструкция № 15).

На проведение валютных операций, перечисленных в п. 18 Правил № 72, Нацбанк выдает разрешения до момента проведения резидентом расчетов с нерезидентом по данным валютным операциям (п. 30 Инструкции № 15). Момент проведения резидентом расчетов с нерезидентом, исходя из п. 2 Правил № 72, это момент осуществления платежа через банк нерезиденту. Это означает, что резидент может, например, получить заем от нерезидента, который требует разрешения Нацбанка, фактически без разрешения на момент получения. Но до совершения платежа нерезиденту, т.е. до возврата займа и процентов (до проведения расчетов с нерезидентом), разрешение Нацбанка должно быть получено.

При этом необходимо учитывать убедительную просьбу Нацбанка, содержащуюся в письме № 31-14/12: обращаться за разрешением следует до момента исполнения нерезидентом своих обязательств перед резидентом (поскольку обязанности выдать разрешение любому обратившемуся у Нацбанка нет, может последовать и отказ в выдаче разрешения).

Документ:

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 11.01.2010 № 31-14/12 «О применении норм Правил проведения валютных операций» (далее - письмо № 31-14/12).

Разрешение Нацбанка также потребуется юридическому лицу - резиденту для расчетов в иностранной валюте на территории Республики Беларусь:

С юридическим лицом - резидентом в случаях, прямо не разрешенных валютным законодательством;

Физическим лицом при проведении расчетов, связанных:

с реализацией товаров в розницу и (или) оказанием услуг на автомобильных дорогах с нумерацией «М», «М/Е» и на пограничных переходах;

осуществлением страховой деятельности;

осуществлением туристической деятельности;

реализацией топлива, нефтепродуктов, сжиженного газа.

Разрешение Нацбанка юридическому лицу - резиденту потребуется и при внесении наличной иностранной валюты на счет и снятии ее со счета юридического лица - резидента в случаях, не предусмотренных Инструкцией № 1.

Документ:

Инструкция о порядке проведения валютных операций с использованием наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 17.01.2007 № 1 (далее - Инструкция № 1).

Разрешение Нацбанка юридическому лицу - резиденту потребуется для приобретения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, если цель покупки не соответствует ни одной из целей, указанных в Инструкции № 112.

Документ:

Инструкция о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.07.2005 № 112 (далее - Инструкция № 112).

В рамках расчетов по внешнеторговым договорам разрешение Нацбанка потребуется в следующих случаях:

На проведение импортером авансовых платежей (см. постановление № 165);

Проведение расчетов в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего импорт товаров без их поступления на территорию Республики Беларусь (Указ № 178);

Продление сроков завершения внешнеторговых операций (Указ № 178).

Документ:

постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 11.11.2008 № 165 «О порядке осуществления расчетов по внешнеторговым договорам, предусматривающим импорт» (далее - постановление № 165).

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее - Указ № 178).

Банк как агент валютного контроля, исходя из пп. 6 и 8 Инструкции № 46, обязан осуществлять контроль за представлением клиентами документов по валютным операциям и, в частности, за наличием разрешения Нацбанка на проведение валютной операции, связанной с движением капитала (если необходимость оформления разрешения предусмотрена валютным законодательством), и иных разрешений Нацбанка, предусмотренных Инструкцией № 46. При отсутствии данных разрешений (при необходимости их оформления) банк обязан отказать в проведении валютной операции.

Документ:

Инструкция о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46 (далее - Инструкция № 46).

Валютные операции, осуществляемые без разрешения Нацбанка

Использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории Республики Беларусь по обязательствам допускается в случаях, порядке и на условиях, определенных законодательством (п. 2 ст. 298 ГК) (аналогичная по смыслу норма продублирована в ст. 11 БК).

Документ:

Документ:

Законом о валюте установлено следующее правило в сфере валютного регулирования: запрещено все, что прямо не разрешено. Так, запрещается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и (или) платежных документов в иностранной валюте при проведении валютных операций между резидентами, за исключением случаев, установленных Законом о валюте и иными актами валютного законодательства (ст. 11 Закона о валюте).

Важное правило!

Случаи использования иностранной валюты между субъектами валютных операций - резидентами установлены:

1) в ст. 11 Закона о валюте: в отношениях между юридическими лицами - резидентами при осуществлении валютных операций разрешается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте в случаях:

Привлечения на временной основе средств в бюджет, возврата этих средств и процентов за пользование ими в соответствии с законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями областных и Минского городского Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год;

Осуществления платежей из бюджета на цели, определенные законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями областных и Минского городского Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год;

2) в гл. 5 Правил № 72, где определены 14 разрешенных Нацбанком случаев использования иностранной валюты (исходя из объема данного материала нет возможности их процитировать);

3) разрешениями Нацбанка. Так, юридические лица - резиденты вправе использовать иностранную валюту при расчетах, осуществляемых между ними на основании разрешений (лицензий) Нацбанка (подп. 25.13 п. 25 Правил № 72).

Юридические лица должны учитывать, что покупка и использование иностранной валюты для расчетов по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенным между юридическими лицами - резидентами, по общему правилу запрещены. Однако в данной сфере правоотношений необходимо учитывать целый ряд правовых норм, содержащихся в постановлениях и письмах Правления Нацбанка. Не будем подробно на них останавливаться, лишь перечислим, на какие из них необходимо обратить внимание:

Подп. 25.2 п. 25 Правил № 72 (банки вправе использовать между собой иностранную валюту по договорам финансовой аренды (лизинга));

П. 2 постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 25.08.2009 № 138 «О внесении изменений и дополнения в Правила проведения валютных операций»;

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 04.05.2012 № 31-15/112 «Разрешение на проведение расчетов в иностранной валюте»;

П. 2 постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 18.11.2009 № 186 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 21.06.2012 № 31-12/164 «Разрешение на приобретение иностранной валюты»;

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 21.06.2012 № 31-12/165 «Разрешение на проведение валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)»;

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 09.12.2013 № 31-15/322 «О проведении валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)»;

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 06.06.2013 № 31-12/136 «Разрешение на проведение валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)»;

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 17 июля 2013 № 31-15/177 «О проведении валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)»;

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 30.12.2013 № 31-15/339 «Разрешение на проведение валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)».

Разрешено использование иностранной валюты между субъектами валютных операций - резидентами, являющимися подрядчиками и субподрядчиками, при расчетах по договорам на выполнение строительных работ (услуг) за пределами Республики Беларусь (см. письмо № 53-14/13972).

Документ:

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 21.12.2011 № 53-14/13972 «Разрешение на проведение валютных операций» (далее - письмо № 53-14/13972).

Разрешено использование иностранной валюты при расчетах, осуществляемых между страховыми организациями - резидентами, между страховыми организациями - резидентами и Белорусским бюро по транспортному страхованию по исполнению ими обязательств по возврату сумм страхового возмещения, выплаченного потерпевшему - нерезиденту Республики Беларусь в иностранной валюте, в рамках договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (см. письмо № 31-12/33).

Документ:

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 03.02.2012 № 31-12/33 «Разрешение на проведение расчетов в иностранной валюте» (далее - письмо № 31-12/33).

Существуют еще 2 разрешения Нацбанка. Одно из них касается экспорта услуг и расчетов с физическими лицами - нерезидентами (см. письмо № 31-13/608), а второе разрешает получение иностранной валюты безналичным переводом из-за пределов Республики Беларусь по ряду сделок, в частности, между субъектами валютных операций - резидентами и физическими лицами - нерезидентами (см. письмо № 31-13/803).

Документ:

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 13.09.2011 № 31-13/608 «Разрешение на проведение расчетов в иностранной валюте с физическими лицами-нерезидентами при экспорте услуг» (далее - письмо № 31-13/608).

Документ:

Письмо Национального банка Республики Беларусь от 28.12.2011 № 31-13/803 «Разрешение на получение иностранной валюты при проведении валютных операций» (далее - письмо № 31-13/803).

4) в иных случаях, установленных актами валютного законодательства. Такими случаями, например, являются:

Разрешение Белорусской нефтяной компании производить расчеты в иностранной валюте с юридическими лицами - резидентами Республики Беларусь в соответствии с Законом о валюте за нефтепродукты, произведенные из нефти, добытой на территории Республики Беларусь (п. 3 Указа № 681);

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 28.12.2007 № 681 «О некоторых вопросах торговли нефтепродуктами» (далее - Указ № 681).

Разрешение производить расчеты между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями - резидентами Республики Беларусь в иностранной валюте за природный газ, нефть, другое углеводородное сырье, нефтепродукты, уголь, сжиженный газ, электрическую энергию, импортируемые в Республику Беларусь, а также за нефтепродукты и сжиженный газ, произведенные (в т.ч. на белорусских предприятиях из давальческого сырья) из импортируемых в Республику Беларусь нефти и другого углеводородного сырья, за электрическую и тепловую энергию, выработанную с использованием природного газа и топочного мазута, за калийные удобрения (п. 8 Порядка расчетов);

Документ:

Порядок расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 № 359 (далее - Порядок расчетов).

Разрешение юридическим лицам - резидентам и индивидуальным предпринимателям - резидентам оказывать организациям, индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам республики безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде денежных средств, в т.ч. в иностранной валюте, товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, на условиях, определяемых Указом № 300 (п. 1 Указа № 300).

Документ:

Указ Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи» (далее - Указ № 300).

Таким образом, юридическому лицу - резиденту для совершения валютной операции с юридическим лицом - резидентом при определении, необходимо ли получать разрешение Нацбанка на проводимую валютную операцию или нет, всегда нужно обращаться к ст. 11 Закона о валюте, гл. 5 Правил № 72, а также к перечисленным актам Нацбанка. Если среди них нет анализируемой валютной операции, значит, ее проведение без отдельного разрешения Нацбанка запрещено.

Денис Сафаревич , юрист

25 августа 2016 9713

После выхода статьи, в которой мы сравнивали открытие карточек в белорусском и российском банках, к нам стали поступать замечания читателей — для открытия счета в банке другой страны необходимо разрешение Национального банка Беларуси. Представители белорусского регулятора прокомментировали ситуацию.

Официальный комментарий Национального банка Республики Беларусь

23 августа 2016 г. на сайте размещена статья , где проводился сравнительный анализ алгоритма оформления банковской карточки в банке - нерезиденте (Альфа - Банк, Москва, Россия ) и банках Республики Беларусь. Стоит отметить, что процедура оформления банковской карточки предполагает открытие текущего банковского счета в банке - нерезиденте.

Главное управление валютного регулирования и валютного контроля обращает внимание, что п орядок открытия физическим лицом - резидентом Республики Беларусь счетов в банках — нерезидентах регламентируется нормами статьи 19 Закона Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле» и главы 8 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72.

В соответствии с вышеназванными нормативными правовыми актами, физические лица - резиденты открывают счета в банках - нерезидентах на основании разрешения Национального банка Республики Беларусь.

Порядок выдачи разрешений Национального банка установлен нормами «Инструкции о порядке выдачи разрешений и предоставления уведомлений , необходимых для целей валютного регулирования» , утвержденной постановлением Правления Национального банка от 26.08.2015 № 514 (далее - Инструкция № 514) (расположена на сайте Национального банка по адресу http://www.nbrb.by).

Так, в соответствии с пунктами 1 и 2 приложения 1 к Инструкции № 514 физические лица для получения разрешения на открытие счета в банке-нерезиденте представляют в Национальный банк заявление произвольной формы, копию документа, удостоверяющего личность.

Физические лица представляют иные документы, способствующие рассмотрению заявления по существу и подтверждающие необходимость открытия счета.

Отдельно следует отметить, что в соответствии с пунктом 38 означенных Правил физическим лицам - резидентам не требуется получения разрешения Национального банка Республики Беларусь на открытие счета в банке-нерезиденте в период их проживания (нахождения ) за пределами Республики Беларусь.

Под периодом проживания физического лица за пределами Республики Беларусь понимается период времени, в течение которого физическое лицо - резидент проживает (находится) за границей и имеет вид на жительство, визу, разрешение на временное пребывание в стране либо иной документ , подтверждающий факт нахождения за пределами Республики Беларусь на законных основаниях.

В соответствии с частью четвертой пункта 38 вышеуказанных Правил физическое лицо - резидент может не закрывать счет в банке-нерезиденте в случае , если в течение срока, указанного в документе, разрешающем его проживание (нахождение) за границей, в том числе в визе, оно приезжает в Республику Беларусь, а затем возвращается в страну временного проживания (нахождения).

По окончании срока проживания (нахождения) , указанного в документе, разрешающем пребывания за границей, физическое лицо обязано закрыть счет и перевести остаток средств по счету в Республику Беларусь, либо ввезти с соблюдением таможенных правил все полученные за границей валютные ценности в Республику Беларусь, либо получить разрешение Национального банка на открытие счета в банке-нерезиденте. Infobank . by благодарит Национальный банк за предоставленный комментарий.

До момента открытия счета, регистрации (учреждения) или покупки компании (доли) за границей, граждане Беларуси обязаны получить разрешение Национального Банка Республики Беларусь Рассмотрим в каких случаях необходимо получать разрешение НацБанка РБ при регистрации или покупке новой компании. Насколько его сложно получить. И какие последствия, если данное разрешение не получить, зарегистрировать организацию, и об этом узнает НацБанк.

Как получить разрешение НБРБ на регистрацию (учреждение) зарубежной компании?

Инструкция о порядке выдаче разрешения утверждена постановлением правления Нацбанка от 26.08.2015 №?514.

Требуется предоставить в нацбанк следующие документы:

  1. Ксерокопию паспорта учредителя заявителя
  2. Проект учредительного договора (устава) с переводом на русский язык;
  3. Ходатайство обоснование в произвольной форме

Оформление разрешения Национального Банка Республики Беларусь на покупку (доли) фирмы в иностранном государстве?

Документы немного отличаются:

  1. Ксерокопию паспорта покупателя заявителя;
  2. Оригинал или н/у копия учредительных документов (устав, учредительный договор) фирмы нерезидента + перевод на русский язык, заверенный печатью бюро переводов;
  3. Оригинал или н/у копия выписки из коммерческого регистра компании нерезидента (не старше 3-х месяцев) + перевод на русский язык, заверенный печатью бюро переводов.
  4. Договор купли продажи с продавцом юридического лица;
  5. Ходатайство обоснование в произвольной форме.

Копии документов должны быть заверены подписью заявителей. Заявление можно подать лично бросив документы в почтовый ящике в головном отделении Национального Банка, или отправить по почте заказным письмом на адрес: пр-т Независимости, 20, 220008, г.Минск, Республика Беларусь. Заявление рассматривается 15 дней. После чего получаете ответ на указанный обратный адрес.

В каких случаях могут отказать в получении разрешения НБРБ на открытие или приобретение компании?

Например, вы не предоставили договор купли продажи, или выписке из коммерческого регистра иностранной компании больше 3-х месяцев, или копии документов заверены не надлежащим образом. На второго учредителя пакет документов оказался неполным, и т.п. В письме НацБанка, направленного на ваш адрес, будут указаны причины отказа. На исправление ошибок вам дадут время, срок рассмотрения заявления продлят.

  • Некорректное ходатайство

В ходатайстве нет достаточного обоснования для выдачи разрешения НБРБ. Причины указанные не соответствуют действительности.

  • На заявителя наложено законодательно ограничение

Если заявитель находятся под следствием, ведутся судебные процессы, правоохранительными органами наложены ограничения, и НацБанку стало об этом известно, то могут выдать отказ в получении разрешения на регистрацию или покупку активов за рубежом.

Если вам нужна помощь в получении разрешения НацБанка РБ, то непременно обращайтесь в компанию сайт

Получение разрешения НацБанка РБ на регистрацию или покупку иностранной компании – 200 бел руб.

В каких случаях можно не оформлять разрешение национального банка на учреждение нерезидентной организации?

  • Если уставной фонд регистрируемой компании формируется нематериальными активами (ноутбук, телефон, автомобиль). В данном случае нет движения денежных средств за границу. И соответственно получать разрешение НБРБ не нужно.
  • Компания регистрируется без формирования уставного фонда. Некоторые формы собственности, например, частный предприниматель, могут регистрируются без формирования уставного фонда.
  • Компания имеет право не вносить денежные средства при формировании уставного фонда. Тогда у учредителя перед фирмой образуется кредиторская задолженность в размере невнесенных средств. Не все формы собственности и не во всех странах позволяют таким образом формировать УФ.
  • Если проживаете более 183 дней за пределами страны, и не являетесь налоговым резидентом Республики Беларусь. У вас должна быть долгосрочная виза или вид на жительство иностранного государства на момент покупки или регистрации компании.

А что если не получать разрешение и открыть компанию? Как НацБанк РБ узнает об этом?

Вероятно, если вы не засветитесь с вашей компанией в Беларуси – не узнает. Но если планируете вести деятельность в резидентами Беларуси, то информация может дойти до нацбанка. Национальный банк проверит вас и сообщит о данном нарушении в Налоговую Инспекцию, которая в с указом президента от 09.02.2015 №?49 «Об обеспечении порядка при осуществлении валютных операций» может наложить на вас штраф в размере 50-100 базовых величин.

В белорусском законодательстве постоянно происходят либерализации: отменили ограничение на предоплату, уменьшают лимиты требования обязательной продажи валютной выручки, счета перевели на формат IBAN, и вполне вероятно, что в ближайшем будущем можно будет открыть или учредить компанию без получения разрешения НацБанка РБ.

Напоминаем, в течение 5 рабочих дней после регистрации компании за рубежом в соответствии с п.п. 1.9.2. п. 1 ст. 22 Налогового кодекса Республики Беларусь необходимо уведомить налоговый орган по месту прописки. Подается заявление в произвольной форме.

Если вам нужно получить разрешение Национального банка Республики Беларусь на открытие или покупку компании (акций, паев, доли) в Литве, Латвии, Эстонии, Польше или любой другой стране, или получить консультацию по данному вопросу, то непременно обращайтесь к нашим специалистам.

Получение разрешения НацБанка РБ на регистрацию или покупку нерезидентной компании – 200 бел руб.

Материал подготовлен
с использованием нормативных
правовых актов по состоянию
на 27 октября 2017 г.

Совершая платежи в иностранной валюте, юридические лица–резиденты должны четко представлять, в каких случаях данные платежи разрешены, а в каких потребуют разрешения Национального банка Республики Беларусь (далее – Национальный банк) на их проведение. Несоблюдение норм валютного законодательства влечет применение к нарушителю довольно существенных административных санкций. Итак, рассмотрим, в каких случаях для осуществления валютной операции необходимо получать разрешение Национального банка, а в каких платежи в иностранной валюте разрешены.

Валютные операции, для проведения которых требуется получение разрешения Национального банка

В ст.4 Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон) определен перечень операций, которые относятся к валютным операциям. Можно сказать, что любое использование иностранной валюты (сделки, ввоз, вывоз, банковские переводы и т.д.) является валютной операцией. Обращаю внимание: валютными операциями также признаются сделки между резидентами и нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей. Данной статьей Закона установлена классификация валютных операций, проводимых между резидентами и нерезидентами, на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала. К текущим валютным операциям Закон относит расчеты в рамках экспортно-импортных сделок, аренды (лизинга), перевод и получение дивидендов и иных доходов по инвестициям, а также операции неторгового характера (перечень операций неторгового характера установлен в ст. 6 Закона). Перечень текущих валютных операций на сегодняшний день закрытый, т.е. все они перечислены в ст.ст.5 и 6 Закона. Согласно ст.7 Закона валютными операциями, связанными с движением капитала, являются проводимые между резидентами и нерезидентами валютные операции, не относимые к текущим.

Может возникнуть вопрос: для чего так подробно описывать приведенную в Законе классификацию валютных операций? Ответ следующий: данная классификация имеет самое прямое отношение к проведению валютной операции без ограничений либо с разрешения Национального банка. Если юридическое лицо–резидент совершает валютную операцию с юридическим лицом–нерезидентом, то необходимо проанализировать, подпадает ли совершаемая валютная операция под понятие текущей валютной операции. Иными словами, находим ли мы совершаемую валютную операцию среди операций, перечисленных в ст.ст.5 или 6 Закона. Если находим, то имеет место текущая валютная операция. В случае отсутствия совершаемой валютной операции в ст.ст.5 и 6 Закона имеет место валютная операция, связанная с движением капитала. В соответствии со ст.10 Закона текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь и (или) нормативными правовыми актами Национального банка, без ограничений, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь. В п.15 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72 (далее – Правила №72), установлено, что текущие валютные операции осуществляются между резидентами и нерезидентами без ограничений. Это означает, что если совершаемая валютная операция является текущей валютной операцией, то по общему правилу она проводится без ограничений. Однако необходимо иметь в виду Указ Президента Республики Беларусь от 12.05.2009 № 240 «О некоторых вопросах в области валютного регулирования» (далее – Указ № 240). Указом № 240 в целях оперативного регулирования отношений на внутреннем валютном рынке, обеспечения стабильности курса национальной валюты, ограничения оттока капитала из страны предоставлено право Национальному банку устанавливать для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся резидентами Республики Беларусь в соответствии с Законом, ограничения по осуществлению отдельных текущих валютных операций. Используя предоставленное право, Национальный банк в п. 15 Правил № 72 установил, что для проведения текущих валютных операций разрешений (лицензий) Национального банка не требуется, за исключением валютных операций, предусматривающих перевод субъектом валютных операций – резидентом (кроме банка) нерезиденту денежных средств по договорам дарения (в том числе в виде пожертвований), которые проводятся на основании разрешения Национального банка.

Если совершаемая валютная операция является валютной операцией, связанной с движением капитала, опять обращаемся к Закону. В соответствии со ст. 10 Закона резиденты осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала, на основании разрешений Национального банка, если иное не установлено Законом или Президентом Республики Беларусь. Не требуется получения разрешения Национального банка на проведение юридическими лицами – резидентами и индивидуальными предпринимателями – резидентами валютных операций, связанных с движением капитала, которые перечислены в ч.5 ст.10 Закона. В соответствии с п.17 Правил № 72 субъекты валютных операций (кроме банков) осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала:

  1. на основании разрешений Национального банка – валютные операции, указанные в п.18 Правил № 72;
  2. без разрешений Национального банка – валютные операции, указанные в ст.10 Закона;
  3. в уведомительном порядке – валютные операции, указанные в п.20 Правил № 72 (в данном порядке осуществляются валютные операции, связанные с движением капитала, не указанные в п.18 Правил № 72 и ст. 10 Закона).

Итак, мы вплотную подошли к валютным операциям, связанным с движением капитала, осуществляемым на основании разрешений Национального банка. В соответствии с п.18 Правил № 72 субъекты валютных операций – резиденты (кроме банков) осуществляют на основании разрешений Национального банка на проведение валютных операций, связанных с движением капитала, валютные операции, предусматривающие:

  • приобретение акций при их распределении среди учредителей, доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента, а также внесение дополнительного вклада в уставный фонд нерезидента в случае его увеличения;
  • приобретение у нерезидента ценных бумаг, эмитированных (выданных) нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей;
  • приобретение в собственность имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу, в том числе на основании договоров, предусматривающих создание объектов долевого строительства;
  • размещение денежных средств в банках-нерезидентах либо передача денежных средств нерезидентам (кроме банков-нерезидентов) на условиях доверительного управления;
  • предоставление займов;
  • расчеты по обязательствам, возникшим у субъекта валютных операций – резидента (кроме банка), являющегося поручителем, гарантом, перед нерезидентом на основании заключенного между ними договора поручительства, гарантии;
  • получение кредитов и (или) займов при наличии хотя бы одного из следующих условий: – процентная ставка за пользование кредитом и (или) займом превышает следующие уровни: при проведении операций в долларах США, евро – 14 процентов годовых; при проведении операций в иных иностранных валютах, белорусских рублях – увеличенный на 5 процентных пунктов размер ставки рефинансирования соответствующего центрального (национального) банка, действующей на дату получения кредита и (или) займа субъектом валютной операции – резидентом;
    – процентная ставка за пользование кредитом и (или) займом в случае просрочки возврата кредита и (или) займа (в сумме увеличения размера процентов в связи с просрочкой возврата кредита и (или) займа) и размер неустойки (штрафа, пени) в совокупности превышают 0,01 процента за каждый день просрочки (3,65 процента годовых). Для расчета данного уровня в случае, если в договоре размер неустойки (штрафа, пени) выражен фиксированной суммой, осуществляется ее пересчет в процентное выражение;
    – в договоре между субъектом валютных операций – резидентом (кроме банка) и нерезидентом (кроме банка-нерезидента) наряду с процентной ставкой за пользование кредитом и (или) займом установлена обязанность осуществлять иные дополнительные платежи (кроме платежей за пользование кредитом и (или) займом в случае просрочки возврата кредита и (или) займа (в сумме увеличения размера процентов в связи с просрочкой возврата кредита и (или) займа), а также платежей по уплате неустойки (штрафа, пени));
    – сумма кредита и (или) займа направляется на оплату денежных обязательств резидента (кредитополучателя, заемщика), минуя его счет в банке;
    – исполнение обязательств по возврату кредита и (или) займа осуществляется не со счета кредитополучателя, заемщика;
    – кредитодатель или заимодавец зарегистрирован в государстве (на территории), в котором действует льготный налоговый режим и (или) не предусматриваются раскрытие и предоставление информации о финансовых операциях (оффшорные зоны);
  • расчеты по обязательствам, возникшим у субъекта валютных операций – резидента (кроме банка) перед нерезидентом на основании договора, предусматривающего перевод долга или уступку права (требования), по условиям которого субъект валютных операций – резидент принимает на себя долг нерезидента перед другим нерезидентом либо осуществляет платеж за уступленное нерезидентом право (требование).

Таким образом, если юридическое лицо – резидент, а по терминологии Правил № 72 субъект валютных операций – резидент, проанализировав совершаемую валютную операцию, придет к выводу, что имеет место валютная операция, связанная с движением капитала, следующее, что он должен сделать – проанализировать п.18 Правил № 72. В случае если совершаемая валютная операция содержится в п.18 Правил № 72, то имеет место валютная операция, связанная с движением капитала, осуществляемая на основании разрешения Национального банка.

Основной документ, регламентирующий порядок получения разрешения Национального банка, – Инструкция о порядке выдачи разрешений и представления уведомлений, необходимых для целей валютного регулирования, утвержденная постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.08.2015 № 514 (далее – Инструкция № 514).

Инструкция № 514 регламентирует порядок выдачи разрешений Национального банка на проведение физическими лицами – резидентами и юридическими лицами – резидентами валютных операций, связанных с движением капитала: документы, которые необходимо представить в Национальный банк для получения разрешения, срок их рассмотрения, основания для отказа. В Инструкции № 514 определен порядок выдачи Национальным банком разрешений на использование иностранной валюты на территории Республики Беларусь, порядок выдачи разрешений на открытие резидентами счетов за пределами Республики Беларусь, регламентирован уведомительный порядок проведения валютных операций, связанных с движением капитала.

В п.13 Инструкции № 514 установлено, что на проведение рассматриваемой валютной операции Национальный банк выдает разрешения до момента проведения резидентом расчетов с нерезидентом по данным валютным операциям. Момент проведения резидентом расчетов с нерезидентом, исходя из п.2 Правил № 72, – момент осуществления платежа через банк нерезиденту. Это означает, что резидент может получить заем от нерезидента, который требует разрешения Национального банка, фактически без разрешения на момент получения. Тем не менее до совершения платежа нерезиденту, то есть до возврата займа и процентов, иными словами, до проведения расчетов с нерезидентом разрешение Национального банка должно быть получено. При этом необходимо учитывать убедительную просьбу Национального банка, содержащуюся в письме от 11.01.2010 № 31-14/12 «О применении норм Правил проведения валютных операций», обращаться за разрешением до момента исполнения нерезидентом своих обязательств перед резидентом (поскольку обязанности выдать разрешение любому обратившемуся у Национального банка нет, может последовать и отказ в выдаче разрешения).

Разрешение Национального банка также потребуется юридическому лицу – резиденту для расчетов в иностранной валюте на территории Республики Беларусь:

– с юридическим лицом – резидентом в случаях, прямо не разрешенных валютным законодательством;
– с физическим лицом в случаях, прямо не разрешенных валютным законодательством.

Разрешение Национального банка юридическому лицу – резиденту потребуется при внесении наличной иностранной валюты на счет и снятии ее со счета юридического лица – резидента в случаях, не предусмотренных Инструкцией о порядке проведения валютных операций с использованием наличной иностранной валюты и наличных белорусских рублей, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 17.01.2007 № 1.

Разрешение Национального банка юридическому лицу – резиденту потребуется для приобретения иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, если цель покупки не соответствует ни одной из целей, указанных в Инструкции о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.07.2005 № 112.

В рамках внешнеторговых договоров необходимо иметь в виду, что разрешение Национального банка потребуется:

  • на проведение расчетов в рамках внешнеторгового договора, предусматривающего импорт товаров без их поступления на территорию Республики Беларусь (Указ Президента Республики Беларусь от 27.03.2008 № 178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций» (далее – Указ № 178));
  • на продление сроков завершения внешнеторговых операций (Указ № 178).

Банк как агент валютного контроля, исходя из пп.6 и 8 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46 (далее – Инструкция № 46), обязан осуществлять контроль за представлением клиентами документов по валютным операциям и, в частности, за наличием разрешения Национального банка на проведение валютной операции, связанной с движением капитала (если необходимость оформления разрешения предусмотрена валютным законодательством), и иных разрешений Национального банка, предусмотренных Инструкцией № 46. В случае отсутствия данных разрешений (при необходимости их оформления) банк обязан отказать в проведении валютной операции.

Валютные операции, осуществляемые без разрешения Национального банка

В соответствии с п.2 ст. 298 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК) использование иностранной валюты, а также платежных документов в иностранной валюте при осуществлении расчетов на территории Республики Беларусь по обязательствам допускается в случаях, порядке и на условиях, определенных законодательством (аналогичная по смыслу норма продублирована в ст.11 Банковского кодекса Республики Беларусь).

Законом установлено следующее правило в сфере валютного регулирования: запрещено все, что прямо не разрешено. Так, в соответствии со ст.11 Закона запрещается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и (или) платежных документов в иностранной валюте при проведении валютных операций между резидентами, за исключением случаев, установленных данным Законом и иными актами валютного законодательства.

Случаи использования иностранной валюты между субъектами валютных операций – резидентами установлены:

1)В ст.11 Закона: в отношениях между юридическими лицами – резидентами при осуществлении валютных операций разрешается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте в случаях:

  • привлечения на временной основе средств в бюджет, возврата этих средств и процентов за пользование ими в соответствии с законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями областных и Минского городского Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год;
  • осуществления платежей из бюджета на цели, определенные законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями областных и Минского городского Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.

2) В Правилах № 72 в главе 5, которая так и называется: «Использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и платежных документов в иностранной валюте при проведении валютных операций между субъектами валютных операций – резидентами». В данной главе установлены 14 разрешенных Национальным банком случаев использования иностранной валюты (исходя из объема данного материала нет возможности их процитировать).

3) Разрешениями Национального банка. В соответствии с подп.25.15 п.25 Правил № 72 юридические лица–резиденты вправе использовать иностранную валюту при расчетах, осуществляемых между ними на основании разрешений Национального банка.

3.1.Юридические лица–резиденты должны учитывать, что покупка и использование иностранной валюты для расчетов по договорам финансовой аренды (лизинга), заключенных между юридическими лицами–резидентами, по общему правилу запрещены. Однако в данной сфере правоотношений необходимо учитывать целый ряд правовых норм, содержащихся в постановлениях Правления и письмах Национального банка. Не будем подробно на них останавливаться, лишь перечислим, на какие из них необходимо обратить внимание:

  • подп.25.2 п.25 Правил № 72 (банки вправе использовать в расчетах между собой иностранную валюту по договорам финансовой аренды (лизинга));
  • п.2 постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 25.08.2009 № 138 «О внесении изменений и дополнения в Правила проведения валютных операций»;
  • письмо Национального банка Республики Беларусь от 04.05.2012 № 31-15/112 «Разрешение на проведение расчетов в иностранной валюте»;
  • п.2 постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 18.11.2009 № 186 «О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке совершения валютно-обменных операций с участием юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»;
  • письмо Национального банка Республики Беларусь от 21.06.2012 № 31-12/164 «Разрешение на приобретение иностранной валюты»;
  • письмо Национального банка Республики Беларусь от 21.06.2012 № 31-12/165 «Разрешение на проведение валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)»;
  • письмо Национального банка Республики Беларусь от 09.12.2013 № 31-15/322 «О проведении валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)»;
  • письмо Национального банка Республики Беларусь от 06.06.2013 № 31-12/136 «Разрешение на проведение валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)»;
  • письмо Национального банка Республики Беларусь от 17.07.2013 № 31-15/177 «О проведении валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)»;
  • письмо Национального банка Республики Беларусь от 30.12.2013 № 31-15/339 «Разрешение на проведение валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)»;
  • письмо Национального банка Республики Беларусь от 06.05.2014 № 31-15/177 «Разрешение на проведение валютных операций по договорам финансовой аренды (лизинга)».

3.2. Национальный банк письмом от 03.02.2012 № 31-12/33 «Разрешение на проведение расчетов в иностранной валюте» разрешил использование иностранной валюты при расчетах, осуществляемых между страховыми организациями–резидентами, между страховыми организациями–резидентами и Белорусским бюро по транспортному страхованию по исполнению ими обязательств по возврату сумм страхового возмещения, выплаченного потерпевшему–нерезиденту Республики Беларусь в иностранной валюте, в рамках договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

3.3. Существуют еще два разрешения Национального банка. Одно из них разрешает использовать иностранную валюту между банком и клиентами (субъектами валютных операций – резидентами, физическими лицами) по сделкам, предусматривающим оказание банком услуг от своего имени и за счет клиентов по покупке, продаже облигаций, эмитированных резидентами, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте, и совершаемым в торговой системе ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» (письмо Национального банка Республики Беларусь от 28.04.2014 № 31-15/166 «Разрешение на использование иностранной валюты»), а второе разрешает субъектам валютных операций – резидентам получение иностранной валюты безналичным переводом из-за пределов Республики Беларусь по ряду сделок, в частности между субъектами валютных операций – резидентами и физическими лицами–нерезидентами (письмо Национального банка Республики Беларусь от 12.03.2015 № 31-12/273 «Разрешение на расчеты в иностранной валюте»).

4) В иных случаях, установленных актами валютного законодательства. Такими случаями, например, являются:

4.1. Указ Президента Республики Беларусь от 28.12.2007 № 681 «О некоторых вопросах торговли нефтепродуктами». В соответствии с п.3 данного Указа Белорусская нефтяная компания вправе производить расчеты в иностранной валюте с юридическими лицами – резидентами Республики Беларусь в соответствии с Законом за нефтепродукты, произведенные из нефти, добытой на территории Республики Беларусь.

4.2. Порядок расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь (далее – Порядок), утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 № 359. В соответствии с п.8 Порядка разрешено производить расчеты между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями–резидентами Республики Беларусь в иностранной валюте за природный газ, нефть, другое углеводородное сырье, нефтепродукты, уголь, сжиженный газ, электрическую энергию, импортируемые в Республику Беларусь, а также за нефтепродукты и сжиженный газ, произведенные (в том числе на белорусских предприятиях из давальческого сырья) из импортируемых в Республику Беларусь нефти и другого углеводородного сырья, за электрическую и тепловую энергию, выработанную с использованием природного газа и топочного мазута, за калийные удобрения.

4.3. Указ Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи». В соответствии с п. 1 данного Указа юридические лица и индивидуальные предприниматели Республики Беларусь вправе оказывать организациям, индивидуальным предпринимателям, иным физическим лицам республики безвозмездную (спонсорскую) помощь в виде денежных средств, в том числе в иностранной валюте, товаров (имущества), работ, услуг, имущественных прав, включая исключительные права на объекты интеллектуальной собственности, на условиях, определяемых данным Указом.

Таким образом, юридическому лицу–резиденту для совершения валютной операции с юридическим лицом–резидентом необходимо определить возможность использования иностранной валюты между ними. Для этого необходимо проанализировать ст.11 Закона, главу 5 Правил № 72, действующие разрешения Национального банка, а также иные акты валютного законодательства. Если среди всего вышеперечисленного не находим анализируемую валютную операцию, значит ее проведение без отдельного разрешения Национального банка запрещено.

Сафаревич Д.З.,
юрист

С иными материалами правоприменительной практики можно ознакомиться в системах «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE »

Материал предоставлен Национальным центром правовой информации Республики Беларусь
При использовании материала ссылка на Национальный центр правовой информации Республики Беларусь обязательна!

Публикация Журнал «Финансовый директор» октябрь 2008

Партнеры, аттестованные юристы
Юридической компании ДЕ ЮРЕ КОНСАЛТ
Валентина Завадская и Елена Плавинская

При приобретении акций, доли в уставном фонде либо пая в имуществе иностранной организации необходимо помнить, что в некоторых случаях требуется получить разрешение Национального банка Республики Беларусь (далее по тексту - Нацбанк) на проведение валютной операции, связанной с движением капитала.

Так, в соответствии со статьей 10 Закона Республики Беларусь от 22.07.2003 №226-З «О валютном регулировании и валютном контроле», подпунктами 18.1 и 18.2 пункта 18 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72, следующие валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются резидентами Республики Беларусь на основании разрешений Национального банка на проведение валютных операций:

  • приобретение акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента;
  • приобретение у нерезидента ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей.

Осуществление валютных операций без разрешения Нацбанка влечет административную ответственность согласно статье 11.53 Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» от 21 апреля 2003г. №194-З в виде штрафа от десяти до пятнадцати базовых величин, т.е. от 350 000 до 525 000 белорусских рублей.

Важно знать, что обязанность по получению разрешения Нацбанка при приобретении акций, доли в уставном фонде либо пая в имуществе иностранной организации возникает не всегда.

Во избежание ошибок рассмотрим следующие случаи.

Приобрести акции либо долю в уставном фонде иностранной организации возможно различными способами, например:

  1. создание (участие в) новой иностранной организации;
  2. покупка акций либо доли в уставном фонде иностранной организации;
  3. получение акций либо доли в уставном фонде иностранной организации на ином законном основании (дарение, наследование и т.п.).

При создании новой иностранной организации, внесении вклада в уставный фонд уже созданной иностранной организации разрешение Нацбанка требуется в случае, если резидент Республики Беларусь в качестве вклада в уставный фонд нерезидента вносит денежные средства (иностранную валюту, белорусский рубль).

Обращаем внимание, что разрешение Нацбанка необходимо получить до момента проведения резидентом Республики Беларусь расчетов с нерезидентом по данным валютным операциям 1 . Следовательно, если законодательство иностранного государства, на территории которого создается иностранная организация, допускает формирование уставного фонда в течение определенного срока после государственной регистрации такой организации и это определено в ее учредительных документах, разрешение Нацбанка можно получить после создания организации, но до внесения денежного вклада в уставный фонд.

Не требуется разрешение Нацбанка, если в качестве вклада в уставный фонд резидент Республики Беларусь вносит имущество либо имущественные права, поскольку в этом случае валютная операция в принципе отсутствует. Так, согласно статье 4 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» валютными операциями являются сделки, предусматривающие использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, платежных документов в иностранной валюте, а также сделки между резидентами и нерезидентами, предусматривающие использование белорусских рублей, ценных бумаг в белорусских рублях. Следовательно, разрешение Нацбанка не требуется, если, например, белорусский инвестор создает на территории Российской Федерации организацию и в качестве вклада в уставный фонд вносит имущество.

При покупке акций либо доли в уставном фонде иностранной организации у нерезидента разрешение Нацбанка необходимо получить, так как указанная сделка предусматривает использование денежных средств. Заключая договор купли-продажи, рекомендуем предусмотреть такие сроки расчетов, чтобы резидент Республики Беларусь имел возможность получить разрешение Нацбанка до проведения платежей по сделке. Поскольку и в этом случае разрешение Нацбанка должно быть получено до осуществления расчетов. Таким образом, факт заключения договора купли-продажи акций, доли в уставном фонде иностранной организации, расчеты по которому еще не произведены, и внесение изменений в учредительные документы этой организации, связанных со сменой состава ее участников, без получения разрешения Нацбанка не является нарушением белорусского валютного законодательства.

Основание для привлечения к административной ответственности за осуществление указанной валютной операции без разрешения Нацбанка возникнет только в том случае, если именно расчеты по приобретению акций, доли в уставном фонде иностранной организации будут осуществлены без разрешения Нацбанка.

Не требуется разрешение Нацбанка, если акции, доля в уставном фонде иностранной организации приобретаются резидентом у резидента и расчеты, соответственно, осуществляются в белорусских рублях, так как в данном случае отсутствует валютная операция согласно статье 4 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле».

Не требуется разрешение Нацбанка, если акции, доля в уставном фонде получены резидентом Республики Беларусь в результате дарения, наследования.

Таким образом, рекомендуем своевременно, то есть до момента проведения расчетов с нерезидентом по приобретению акций, доли в уставном фонде (акций) иностранной организации, получить разрешение Нацбанка на проведение валютной операции, связанной с движением капитала, если это необходимо.

Перечень документов, предоставляемых для получения разрешения Нацбанка, сроки и порядок выдачи разрешения установлен Инструкцией «О порядке выдачи разрешений, свидетельств о регистрации на проведение валютных операций и на открытие счетов за пределами Республики Беларусь, а также представления в банк уведомлений при совершении валютных операций, связанной с движением капитала», утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.01.2008 №15.

Loading...Loading...