Статья 356 налогового кодекса российской федерации льготы. Транспортный налог для пенсионеров

Налоговый кодекс, N 117-ФЗ | ст. 356 НК РФ

Статья 356 НК РФ. Общие положения (действующая редакция)

Транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать ]

Комментарий к ст. 356 НК РФ

1. Законом РФ от 18 октября 1991 г. N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (в ред. от 25 июля 2002 г., с изм. от 23 декабря 2003 г.) (далее - Закон о дорожных фондах в РФ) предусмотрено образование финансовых ресурсов для содержания и устойчивого развития сети автомобильных дорог общего пользования (внегородских автомобильных дорог) в Российской Федерации. Финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования, осуществляется за счет целевых бюджетных средств, концентрируемых в Федеральном дорожном фонде РФ и в дорожных фондах субъектов Российской Федерации (далее - территориальные дорожные фонды).

Следует отметить, что с 1 января 2001 г. Федеральным законом от 27 декабря 2000 г. N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2001 год" Федеральный дорожный фонд РФ был упразднен. Затем Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" действие Закона о дорожных фондах в части создания и деятельности Федерального дорожного фонда РФ было приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г., а Федеральным законом от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" - с 1 января по 31 декабря 2003 г.

До 1 января 2003 г. основными источниками образования целевых внебюджетных средств территориальных дорожных фондов были налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств.

Плательщиками налога на пользователей автомобильных дорог являлись юридические лица, индивидуальные предприниматели, предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность через постоянные представительства, иностранные юридические лица, филиалы и другие аналогичные подразделения предприятий, организаций и учреждений, имеющие отдельный баланс и расчетный счет. Объектом налогообложения была выручка от реализации товаров (работ, услуг) либо сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

Налог с владельцев транспортных средств уплачивали предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане Российской Федерации, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, имеющие транспортные средства (автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы) и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу.

Также к источникам образования средств дорожных фондов относились поступления от акцизов с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан, средства от проведения займов, лотерей, продажи акций, штрафных санкций, добровольных взносов и другие источники (включая ассигнования из бюджета Российской Федерации).

2. В рамках реформирования налоговой системы Российской Федерации первоначально планировалось с 1 января 2003 г. отменить Закон о дорожных фондах в РФ (ст. 5 Федерального закона от 5 августа 2000 г. N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах") (далее - Закон N 118-ФЗ).

Однако затем Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ) были внесены существенные изменения в налоговое законодательство, связанные с формированием системы финансирования затрат по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству автомобильных дорог общего пользования.

Во-первых, была исключена ст. 5 Закона N 118-ФЗ, предусматривавшая отмену Закона о дорожных фондах, а в сам Закон о дорожных фондах в РФ были внесены изменения, касающиеся отмены с 1 января 2003 г. налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств, а также уточнены источники образования территориальных дорожных фондов.

Во-вторых, часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) была дополнена новой гл. 28 "Транспортный налог" (п. 30 ст. 1 Закона N 110-ФЗ).

Понятие "транспортный налог" не является новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2270 "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" (далее - Указ Президента РФ N 2270). Налог взимался с предприятий. При этом его объектом не были транспортные средства. В подпункте "б" п. 25 данного Указа было установлено, что транспортный налог взимается со всех предприятий и организаций, кроме бюджетных, в размере 1% от фонда оплаты труда. Средства от взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Транспортный налог взимался наряду с налогами, поступающими в дорожные фонды, до 15 ноября 1997 г. и был отменен в связи с приведением указов Президента РФ в соответствие с законодательством (Указ Президента РФ от 15 ноября 1997 г. N 1233 "О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации").

В отличие от транспортного налога, введенного Указом Президента РФ N 2270, объектом транспортного налога, предусмотренного гл. 28 НК РФ, являются транспортные средства, зарегистрированные за гражданами и организациями, то есть указанный налог относится к прямым поимущественным налогам.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды трех инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства руководствуясь положениями статей 45, 46, 69, 356 , 357, 363 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в пункте 52 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», пришли к выводу о законности оспариваемых действий инспекции и инкассового поручения...

  • Решение Верховного суда: Определение N 38-АПГ15-1, Судебная коллегия по гражданским делам, апелляция

    Льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются Кодексом и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах. Транспортный налог в силу статьи 14 Налогового кодекса является региональным налогом. В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса транспортный налог устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации...

  • +Еще...

    Официальный текст :

    Статья 356. Общие положения

    Транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки его уплаты налогоплательщиками-организациями.

    При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

    Комментарий юриста :

    Транспортный налог заменил два налога, уплачивавшихся до 1 января 2003 года, на основании Закона о дорожных фондах в территориальные дорожные фонды субъектов РФ: налог на пользователей автомобильных дорог и налог с владельцев транспортных средств. Транспортный налог во многом схож с налогом с владельцев транспортных средств (те же объект налогообложения и налоговая база), однако имеет и ряд отличий, направленных в основном на снижение административных барьеров как для граждан, так и для предпринимателей. Статья 356 повторяет положения части первой Налогового Кодекса о порядке установления региональных налогов ().

    В данном случае законодатель следует принципу законного установления налогов и сборов, закрепленному статьей 57 Конституции РФ. Налог или сбор может считаться законно установленным только в том случае, если законом зафиксированы существенные элементы налогового обязательства, т.е. установить налог можно только путем прямого перечисления в законе о налоге существенных элементов налогового обязательства. Ранее некоторые существенные элементы налога на пользователей автомобильных дорог, а также налога с владельцев транспортных средств устанавливались не законом, а Инструкцией МНС России от 4 апреля 2000 года № 59 (например, сроки уплаты налога на пользователей автодорог).

    Часть 2 статьи 356 предусматривает ограничение для субъектов РФ на определение ставки налога пределами, установленными Кодексом. Ранее в Законе о дорожных фондах субъектам РФ было предоставлено право увеличения или уменьшения размера налоговой ставки по налогу с владельцев транспортных средств, причем без ограничения какими-либо пределами. Конституционный Суд указал, что независимо от того, каким являлся налог - федеральным или региональным, федеральный законодатель обязан при его установлении определить максимальную налоговую ставку. Такой вывод прямо вытекает из правовых позиций Конституционного Суда и, в частности, из выраженной им в постановлении от 30 января 2001 года № 2-П, согласно которой применительно к налогам субъектов Российской Федерации "законно установленными" могут считаться только такие налоги, которые вводятся законодательными органами субъектов Федерации в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральным законом, существенные элементы каждого регионального налога, в том числе предельная ставка, должны регулироваться федеральным законом.

    Определение налоговых льгот дается в статье 56 Налогового Кодекса РФ : льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут иметь индивидуальный характер. Таким образом, можно заключить, что льготы по транспортному налогу должны устанавливаться региональными представительными органами для широкого, неограниченного круга налогоплательщиков. В противном случае такие льготы будут иметь индивидуальный характер, а значит, соответствующие нормы законов субъектов РФ не должны применяться, как несоответствующие Налоговому кодексу.

    За каждую транспортную единицу имущества требуется производить налоговые отчисления. Вносить их полагается собственнику средства передвижения. Некоторым группам населения, обладающим особым статусом, как на общероссийском, так и на уровне местной власти предоставляются скидки по налогу на транспорт. Для регистрации и предоставления льготы достаточно оставить в любом отделении налоговой инспекции заявление и приложить к нему доказательство льготного права в виде специального документа.

    Транспортный налог – сбор средств в бюджет местной власти, производимый с обладателей транспорта. Взятые с плательщиков налоговые суммы поступают на ремонт, эксплуатацию и реконструкцию автодорог. Несмотря на то, что деньги перечисляются в местные бюджетные органы, федеральная власть также принимают участие в некоторых направлениях, связанных с транспортным налогообложением:

    • определяются объекты, с которых производятся отчисления в казну бюджета;
    • указывается методика определения налоговой базы;
    • устанавливается периодичность взимания налога;
    • указываются предельные значения налоговых ставок.

    К юрисдикции властей местного уровня относятся следующие функции:

    • установление времени оплаты и
    • определение скидок по транспортному налогу.

    Предметами транспортного сбора по 358 статье НК РФ являются:

    • автобусы;
    • катера и моторные лодки;
    • автомобили;
    • теплоходы;
    • мотоциклы;
    • мотороллеры;
    • тракторы;
    • мотосани;
    • самолеты;
    • вертолеты;
    • парусные суда, в том числе яхты;
    • снегоходы.

    Тарифы по определению величины налогового сбора на транспорт зависят от двух составляющих:

    1.Мощность или количество лошадиных сил используется для легкого и грузового видов транспорта:

    • реактивная тяга – для воздушного транспорта, имеющего реактивный двигатель;
    • единица транспорта – для всех водных и воздушных средств;
    • тоннаж – для буксиров на воде.

    Кто оплачивает транспортный налог

    По статье 357 НК РФ к плательщикам транспортного налогового сбора причисляются все граждане, имеющие в своем распоряжении какой-либо вид транспорта. Даже если автомобиль длительное время находится в ремонте или разобран на запчасти, но при этом он стоит на учете в ГИБДД, его владельцу придется ежегодно вносить за него плату.

    При сдаче автомобиля в аренду обязанность по внесению налогового отчисления лежит также на его хозяине. При передаче транспорта в лизинг ситуация по внесению налога будет зависеть от условий, прописанных в заключенном договоре.

    Если собственник автомобиля за год менялся несколько раз, то оплачивать налоговый сбор на транспортное средство должен каждый из владельцев. При этом в расчет идет полное количество месяцев, когда собственник владел автомобилем. При смене хотя бы 2-х владельцев за 1 средство транспорта начисляется налог за 13 месяцев.

    Не оплачивают налог на транспорт FIFA, а также национальные футбольные ассоциации.

    Как оформить льготу по транспортному налогу

    Некоторые категории населения имеют право на скидку при расчете налоговых отчислений за транспорт. Для обретения льготы следует подать заявление с указанием причины, по которой конкретному гражданину должна быть предоставлена скидка. Бланк заявления имеется в отделении любой налоговой. Его также можно скачать на официальном сайте ФНС https://www.nalog.ru/rn77/taxation/taxes/tr_ul/transport_fl/5686398/. Или скачать пройдя по данной .

    Заявительная форма предоставляется на 4-х страницах. 1-ая заполняется в обязательном порядке. Далее для оформления льготы по налоговому отчислению за транспортное средство требуется внести записи во 2-ой лист, 3-ий и 4-ый листы оформляются только, если потребуется получить скидку по налогу на землю или имуществу.

    Важно! Льгота предоставляется только на один автомобиль тому гражданину, который обладает правом на преференции.

    При заполнении заявления требуется указать:

    • основные сведения владельца автомобиля;
    • вид, марку и госномер машины;
    • срок действия льготы;
    • льготный документ и его основные данные: дата выдачи, серия и номер.

    Каждая льгота имеет свой код, который утвержден в Приказе МНС № БГ-3-21/724 от 29/12/2003 года (пункт 6.2).

    Код льготы Наименование льготы Основание
    20200 Льготы, прописанные в законах субъектов РФ, в т.ч. Статья 356 НК РФ
    20210 В виде полной отмены оплаты налогового отчисления
    Статья 356 НК РФ
    20220 В виде понижения суммы отчислений
    Статья 356 НК РФ
    20230 В виде снижения ставки
    Статья 356 НК РФ
    30200 Льготы, предлагаемые по международному договору Статья 7 НК РФ

    Заявить на предоставление льготы можно в течение 3-х лет с момента получения такого права. Все переплаченные суммы за предыдущие периоды будут возвращены или направлены в зачет погашения последующих платежей.

    Помимо заявления для получения льготы по налоговым отчислениям на машину требуется приложить копии установленных законодательством бумаг:

    • ИНН владельца;
    • ПТС автомобиля;
    • документ или справка, свидетельствующие о праве владения автомобилем;
    • документ, подтверждающий льготу: пенсионное удостоверение, справка об инвалидности.

    Федеральная льгота

    Согласно 358 статье НК РФ не выплачивают полностью налог следующие категории владельцев транспорта:

    • хозяева лодок, движение которых осуществляется с помощью весел;
    • владельцы судов, занимающихся промысловой деятельностью;
    • собственники сельхозтехники;
    • владельцы транспорта, который был угнан;
    • лица с инвалидностью, чье транспортное средство переоборудовано под их нужды;
    • бизнесмены, занимающиеся пассажирскими перевозками.

    Если гражданин считается хозяином нескольких средств транспорта, то налоговая скидка распространяется только на те отчисления в бюджет, которые имеют документальное подтверждение этого.

    Видео – Закон об освобождении от транспортно налога электромобилей

    Региональные льготы

    • Герои РФ и Советского Союза;
    • все, кто принимал участие в боевых действий, в том числе в Великой Отечественной войне;
    • узники концлагерей;
    • лица с инвалидностью, подтвержденной справками I и II групп;
    • отец или мать из семьи, где воспитываются 3 и более детей;
    • собственники транспорта с мощностью, имеющей ограничение до 70 л.с.;
    • ликвидаторы Чернобыльской аварии;
    • участники испытаний ядерного и термоядерного оружия.

    Важно! Льготы не предполагаются для воздушного и водного транспорта, мотосаней и снегоходов.

    Порядок и сроки оплаты налога на автомобиль

    Временным интервалом для транспортного сбора в налоговую инспекцию является календарный год. С 2016 года определены новые сроки его оплаты. Теперь обязанностью каждого хозяина машины является внесение отчисления в местный бюджет до 1 декабря года, идущего за истекшим налоговым сроком. Например, за 2017 год налог на автомобиль следует заплатить до 01/12/2018 года

    Ежегодно на каждое зарегистрированное средство в ГИБДД его хозяину присылается уведомление с рассчитанной суммой транспортного налога. Оно должно поступить не менее, чем за месяц до срока оплаты. При наличии такого документа владелец автомобиля в установленный законом временной интервал должен внести требуемую сумму по указанным в уведомлении реквизитам. Провести операцию оплаты можно:

    • в любом отделении банка;
    • в банкомате;
    • через интернет на сайте ФНС в разделе «Заплати налоги».

    После внесения платежа квитанцию следует сохранять.

    Льготы по транспортному налогу для юридических лиц

    Юридические лица, имеющие на своем балансе транспорт, обязаны выплачивать за каждое из них налоговый сбор. В отличии от физических лиц пересылка уведомлений для организаций с готовой расчетной цифрой к оплате не предусмотрена. Расчет налогового сбора производится непосредственно на предприятии. Разнятся и сроки оплаты транспортного налога юридических лиц от физических. Организация должна оплатить транспортный сбор до 1 февраля того года, который идет за отчетным. Например, налог за 2017 год предприятие должно самостоятельно рассчитать и оплатить до 1 февраля 2018 года.

    Не только граждане имеют налоговые скидки на транспортное средство. Для некоторых организаций также установлены преференции, если они занимаются следующими видами деятельности:

    • перевозка пассажиров городским транспортом;
    • представители особых экономических зон;
    • предприятия дорожного хозяйства;
    • детские дома;
    • организации, предлагающие ритуальные услуги;
    • медицинские учреждения;
    • образовательные учреждения;
    • автомобили, используемые в организации, с мощностью менее 70 л.с.

    Организация имеет право оформить вычет для уменьшения налогового сбора на автомобиль массой свыше 12 тонн. Сумма уменьшения берется из размера платы за возмещение вреда автодорогам.

    Важно! В отличии от физических лиц организации обязаны ежегодно указывать в предоставляемых в налоговую инспекцию расчетах, которые они производят самостоятельно, основания для предоставления льготы.

    Льготы для пенсионеров

    Власти в каждом регионе принимают решение о предоставлении или нет льгот на транспортный налог для пенсионеров. Имеются разные условия получения льготной скидки:

    • полное освобождение от налога, но только на 1 автомобиль;
    • частичная скидка в виде 20%-50%;
    • скидка для автомобилей отечественного производства;
    • льгота для транспортных средств до определенной мощности.

    Для московских пенсионеров, если они не являются ветеранами боевых действий или инвалидами, льгота не предусматривается. Для пожилых людей Санкт-Петербурга имеется полное освобождение от налога, если автомобиль отечественного производства и его мощность менее 150 л.с. Пенсионеры Кировской области платят только 50% за транспорт с мощностью до 150 л.с. Красноярский край освободил от полной оплаты налога своих граждан пенсионного возраста, если мощность автомобиля менее 100 л.с.

    Отказ от предоставления льготы

    Отказ от предоставления скидки на автомобиль в налоговом органе происходит в следующих ситуациях:

    1. Льготы предоставляются в том ГИБДД, где проходил регистрацию автомобиль. Если гражданин проживает в другой местности, где он подходит под категорию льготника, а там, где автомобиль поставлен на учет, такой льготы нет, то он не имеет право на нее претендовать.
    2. Если хозяин машины предоставил не полный пакет требуемых документов;
    3. Количество лошадиных сил не соответствует заявленным в списке льгот.

    Кроме того, владелец транспортного средства может сам отказаться от предоставления ему налоговой скидки. Для этого в ФНС передается заявление с указанием периода, на который скидка отменятся. Если срок в заявлении указан не будет, то льгота отменяется навсегда.

    Видео – О льготах по транспортному налогу

    Расчет налоговой льготы

    Способ определения налоговой суммы прописан в 362 статье НК РФ. Вычисление осуществляется по формуле:

    Снал = Сн * Мтс * Км/12 * Кп,

    где Снал – транспортный налог;

    Сн – налоговая ставка;

    Мтс – величина мощности средства передвижения;

    Км – месяцы владения машиной;

    Кп – показатель повышения налога, который для дешевых машин с ценой до 3 млн. рублей считается равным 1.

    Налоговая ставка применяется в соответствии с и принятыми показателями на местном уровне, которые отклоняются от федеральных не более 10-кратного размера. Мощность берется из ПТС и измеряется в л.с. Коэффициент повышения берется из данных . Его составляющими являются цена и год выпуска машины.

    Повышающий коэффициент представлен в таблице.

    Пример 1 . Мощность автомобиля, взятая из ПТС, равна 140 л.с. Его собственник владеет им около 8 месяцев. Покупная цена транспортного средства не превышает 3 млн. рублей.

    Снал = 140 л.с. * 3,5₽ * (8 мес./12 мес.) = 326,67₽

    При рассмотрении данного примера с учетом, что его место регистрации находится в Москве, применяются ставки данного региона. Налоговый сбор равен:

    Снал = 140 л.с. * 35₽ * (8 мес./12 мес.) = 3266,67₽

    Пример 2 . Автомобильная мощность составляет 210 л.с. Стоимость равна 4500000₽. Хозяин транспортного средства приобрел его год назад.

    Снал = 210 л.с. * 7,5₽ * 1,1 = 1732,5 ₽

    Любой собственник автомобиля в соответствии с НК РФ обязан вносить налоговый сбор за транспорт, который идет на развитие и ремонт автомобильных трасс. Зачисляется такой налог в бюджет региона. Некоторым слоям населения, а также организациям даются определенные скидки при оплате налога. Они могут быть частичными, когда устанавливается процентное отношение к полному сбору. Льготы могут начисляться от уменьшенной налоговой ставки. Также регионы могут полностью освободить некоторые категории от внесения налогового сбора за транспорт в местный бюджет.

    В Российской Федерации большое число налогов и сборов, которые обязаны платить как граждане, так и организации. К ним относятся, например, такие как налог на имущество, земельный налог, НДФЛ, налог на транспорт. Данная статья посвящена как раз последнему из перечисленных, а именно тому, как должен уплачиваться транспортный налог на автомобиль пенсионерами и на какие при этом льготы они могут рассчитывать. Здесь вы найдете ответы на часто задаваемые вопросы, а также получите исчерпывающие знания касательно уплаты налога на транспорт:

    Законодательство о транспортном налоге

    Налоговый Кодекс говорит о том, что такой вид налога как транспортный имеет полностью местный характер. Это означает, что любой владелец транспортного средства оплачивает налог в местное отделение налоговой службы, и средства от уплаты налога идут исключительно в местный бюджет.

    При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

    Платят ли пенсионеры транспортный налог и как рассчитывается транспортный налог для пенсионеров

    Налоговый кодекс Российской Федерации не освобождает пенсионеров от уплаты транспортного налога, а также не предоставляет им каких-либо льгот по его оплате. Но это не значит, что пенсионеры будут оплачивать его в полной мере. Исходя из законодательства, данный налог является местным, то есть власти субъекта самостоятельно определяют ставку налога, поэтому после принятия специальных актов местными властями вы можете получить льготу по уплате налога. Для каждой отдельной области или региона льготы будут разными. Вы можете проживать, к примеру, в Самаре и иметь льготу на транспортный налог, а можете переехать в Нижний Новгород и потерять льготу.

    После принятия местными властями соответствующих актов, регламентирующих категории граждан, которым будет предоставлена льгота по уплате налога, также устанавливается определенный порядок, по которому вы сможете ее получить. Причем важно помнить, что процесс законодательства не прекращается, а это значит, что если в текущем году вам льгота не положена, то в следующем, принятые ранее акты могут быть пересмотрены, а категория граждан, имеющих право на льготу, расширена. С полным перечнем льгот по уплате транспортного налога можно прочитать в статье "Льготы по уплате транспортного налога ".

    После достижения пенсионного возраста вам следует обратиться в местную администрацию, либо в отделение налоговой службы по месту вашего проживания для ознакомления с перечнем льгот, которые действуют в вашем регионе. Кроме того, данная информация носит исключительно ознакомительный характер, а это значит, что до момента личного обращения с заявлением в установленной форме льгота вам предоставлена не будет.

    Мы упоминали о том, что транспортный налог начисляется на все транспортные средства, которым владеет пенсионер, будь то две три или четыре единицы техники. Но налоговая льгота не имеет такой закономерности, она будет распространяться только на одно транспортное средство. Единственный «плюс» тут в том, что выбрать единственное транспортное средство, на которое будет действовать льгота по транспортному налогу, вы можете самостоятельно. Здесь имеет смысл выбирать то ТС, на которое начислен самый большой налог.

    Примеры региональных льгот для пенсионеров по уплате транспортного налога

    В каких регионах России пенсионеры освобождены от уплаты транспортного налога

    В ряде областях пенсионеры по предъявлении пенсионного удостоверения освобождаются от уплаты налога полностью. Однако законодательством предусмотрено освобождение от уплаты налога только в отношении определенных транспортных средств, как правило, небольшой мощности. О всех особенностях предоставления льгот в разных областях и районах России смотрите в статье соответствующего субъекта (по ссылке).

    Примеры регионов:

    В соответствии с субъектовыми нормативными актами льготы по уплате транспортного налога пенсионерам предоставлены в субъектах РФ:

    • Астраханская область (только в отношении автомобилей до 100 л.с., мотоциклов - до 40 л.с.);
    • Белгородская область (в отношении одного легкового автомобиля (на усмотрение владельца) с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно);
    • Новосибирской области;
    • Красноярском крае. Пенсионеры Красноярского края имеют льготы по транспортному налогу только в отношении транспортных средств мощностью до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно. Данная льгота распространяется на одно транспортное средство. При этом налогоплательщики, имеющие транспортное средство с мощностью двигателя свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт), уплачивают сумму налога, исчисляемую как разница между суммой налога на данное транспортное средство и суммой налога на транспортное средство с мощностью двигателя 100 л.с. Для пенсионеров-владельцев автомобилей мощностью до 150 л.с. предусмотрена возможность уплаты налога в размере 10 % ставки;
    • Курская область . (Пенсионеры имеют льготы по транспортному налогу только в отношении легковых автомобилей отечественного производства , а также автомобилей марок "ЗАЗ", "Таврия" и "ЛуАЗ" для автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с.). При мощность двигателя автомобиля от 100 л.с. до 150 л.с. ставка транспортного налога установлена в размере 10 рублей с каждой лошадиной силы.

    Регионы России, в которых пенсионерам предоставлена льгота в виде 50 % оплаты транспортного налога

    Пенсионеры Краснодарского края, Костромской области , Республики Адыгея имеют скидку в 50 % по уплате налога.

    Некоторые регионы России устанавливают налоговую ставку в размере 70 % от стандартной ставки.

    Примером такого региона является Курганская область . Здесь пенсионерам предоставлена такая льгота только на одно транспортное средство с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно.

    Регионы РФ, не предоставляющие льготы для пенсионеров по уплате транспортного налога

    Пенсионеры транспортный налог уплачивают в полном размере в Крыму , Волгоградской , Ростовской, Смоленской, Тверской, Псковской, Кировской областях, Республике Калмыкия и других регионах России.

    СТ 356 НК РФ .

    Транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом
    и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с
    настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на
    территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

    При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также
    предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

    Комментарий к Ст. 356 Налогового кодекса

    Транспортный налог (далее - налог) устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Внимание!

    Транспортный налог заменил налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан и налог на имущество с физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств, предусмотренные Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и утратившим силу Законом от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в РФ".

    Транспортный налог является региональным налогом, обязательным к уплате на территории того субъекта Российской Федерации, на территории которого он введен законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Как предусмотрено пунктом 3 статьи 12 НК РФ, региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ, при этом законодательными органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов. Иные элементы налогообложения по региональным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.

    Таким образом, законодательные органы государственной власти РФ в рамках своей компетенции при установлении региональных налогов ограничены нормами, установленными статьей 12 НК РФ.

    Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта Российской Федерации определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты.

    Главой 28 НК РФ определено, что сроки уплаты налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации. Таким образом, в законе субъекта Российской Федерации в обязательном порядке должны быть определены сроки (срок) уплаты авансовых платежей (при их введении), а также срок уплаты оставшейся суммы налога (по перерасчету с учетом уплаченных авансовых платежей) по окончании налогового периода.

    Как указано в Методических рекомендациях, законодательные (представительные) органы власти субъекта Российской Федерации в своих законодательных актах должны определить только те элементы транспортного налога, право на определение которых им прямо предоставлено НК РФ, а также могут предусмотреть налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

    Ставки транспортного налога в пределах, установленных главой 28 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

    Официальная позиция.

    По мнению МНС России, изложенному в письме от 06.11.2002 N НА-6-21/1704 "О транспортном налоге", уплату транспортного налога целесообразно производить в сроки, установленные для уплаты налога на имущество физических лиц и (или) земельного налога.

    Также, по мнению налогового органа, недопустимо определять сроки уплаты налога (авансовых платежей) с указанием на совершение действий (событий), которые могут не производиться в текущем календарном году или полностью зависеть от волеизъявления налогоплательщика.

    Например, установление сроков уплаты налога в зависимости от даты прохождения государственного технического осмотра приведет к уплате транспортного налога 1 раз в два года по новым автотранспортным средствам либо неуплате налога в случае уклонения от прохождения государственного технического осмотра.

    Судебная практика.

    Суть дела.

    Налоговый орган в феврале 2006 г. направил налогоплательщику требование об уплате числящейся у налогоплательщика задолженности по авансовым платежам транспортного налога за первое полугодие 2005 г. и пеней за нарушение срока уплаты этого налога.

    Налогоплательщик требование не исполнил, поэтому налоговый орган принял решение о взыскании авансового платежа по транспортному налогу и пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке. На основании этого решения налоговым органом представлены в банк инкассовые поручения о списании с расчетного счета налогоплательщика денежных средств.

    Денежные средства списаны со счета налогоплательщика.

    Налогоплательщик обжаловал решение налогового органа и его действия по бесспорному взысканию авансового платежа по транспортному налогу и пеней, обратившись в арбитражный суд и полагая, что норма действующего на территории субъекта РФ, в котором налогоплательщик осуществляет деятельность, закона субъекта РФ о транспортном налоге, возлагающая на налогоплательщиков обязанность по уплате авансовых платежей по транспортному налогу, противоречит НК РФ.

    Позиция суда.

    Согласно статье 356 НК РФ транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ о налоге, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Вводя налог, законодательные (представительные) органы субъекта РФ определяют ставку налога в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки его уплаты.

    На территории субъекта РФ транспортный налог введен соответствующим законом субъекта РФ. Пунктом 1 статьи 4 Закона субъекта РФ (в редакции, действующей в 2005 году), предусмотрена обязанность налогоплательщиков, являющихся организациями, по итогам отчетного периода представить в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию по форме, утвержденной МНС России, не позднее 1 сентября года текущего налогового периода. Этим же Законом субъекта РФ в пункте 2 статьи 3 (в редакции 2005 г.) определен отчетный период по транспортному налогу - полугодие.

    Законом субъекта РФ установлено, что по итогам отчетного периода налогоплательщики, являющиеся организациями, самостоятельно исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставок налога и количества транспортных средств, подлежащих налогообложению и зарегистрированных по состоянию на 1 июля текущего налогового периода. Авансовый платеж по итогам отчетного периода уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации за отчетный период, то есть с учетом положений пункта 1 статьи 4 Закона субъекта РФ не позднее 1 сентября текущего года.

    Между тем глава 28 НК РФ, в частности статья 360 НК РФ, в 2005 г. не предусматривала отчетных периодов по транспортному налогу. На налогоплательщиков не возлагалась обязанность платить авансовые платежи, представлять расчеты (декларации) авансовых платежей по транспортному налогу.

    Пунктом 1 статьи 363 НК РФ субъектам РФ предоставлено право устанавливать порядок и сроки уплаты транспортного налога.

    Налоговый период - год - установлен статьей 360 НК РФ. Отчетные периоды по транспортному налогу НК РФ в 2005 году не предусматривал. Право его установления не было делегировано и субъектам РФ. Однако законом субъекта РФ установлен отчетный период, обязанность и срок уплаты транспортного налога налогоплательщиков-организаций по итогам отчетного периода.

    Как указано в абзаце первом статьи 52 НК РФ, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

    В соответствии с пунктом 1 статьи 54 НК РФ, установившей общие вопросы исчисления налоговой базы, налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

    Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи (пункт 1 статьи 55 НК РФ).

    Статьей 360 НК РФ (в редакции, действующей в 2005 г.) установлено, что налоговым периодом для транспортного налога является календарный год.

    Таким образом, поскольку налоговая база определяется по окончании налогового периода, который по транспортному налогу в 2005 г. составляет календарный год, сумма налога может быть исчислена только по окончании года. Соответственно налог подлежит уплате в году, следующем за истекшим налоговым периодом, в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта РФ.

    В соответствии с частью 2 статьи 13 АПК РФ суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, принимает судебный акт в соответствии с нормативным актом, имеющим большую юридическую силу.

    Принимая во внимание изложенное, суд пришел к выводу об отсутствии у налогоплательщика обязанности по уплате авансового платежа по транспортному налогу за первое полугодие 2005 г. и о незаконности решения налогового органа, принятого на основании статьи 46 НК РФ, о взыскании спорной суммы авансового платежа и пеней за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке и выставлении в банк инкассовых поручений на списание соответствующей суммы с расчетного счета налогоплательщика.

    Постановление ФАС Северо-Западного округа от 05.06.2007 N А56-23828/2006.

    Внимание!

    В соответствии с пунктом 2 статьи 17 НК РФ в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

    Согласно пункту 1 статьи 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

    В соответствии с пунктом 3 статьи 56 НК РФ льготы по региональным налогам устанавливаются и отменяются НК РФ и (или) законами субъектов Российской Федерации о налогах. Данные положения находятся в системной связи с нормами пункта 3 статьи 12 НК РФ.

    Статьей 356 НК РФ предусмотрено, что при установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

    Официальная позиция.

    В отношении льгот по транспортному налогу письмом МНС России от 06.11.2002 N НА-6-21/1704 "О транспортном налоге" разъяснено следующее. Закон субъекта РФ может как устанавливать налоговые льготы, так и не устанавливать их. При установлении налоговых льгот должна быть четко определена категория тех налогоплательщиков, которые могут ими воспользоваться, основания для их использования, а также возможность контроля целевого использования соответствующей категории транспортных средств. При этом недопустимо установление индивидуальных налоговых льгот.

    Судебная практика.

    Суть дела.

    По результатам камеральной налоговой проверки декларации по транспортному налогу за 2003 г. налоговым органом принято решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности, установленной пунктом 1 статьи 122 НК РФ и пунктами 1, 2 статьи 119 НК РФ. Налогоплательщику также доначислены сумма налога и соответствующие пени.

    Спор между сторонами возник по вопросу уплаты налога по транспортным средствам, а именно только в части начисления транспортного налога, штрафа и пеней по автомобилям скорой медицинской помощи, оборудованных специальными световыми и звуковыми сигналами, по которым, по мнению налогового органа, названный налог не был полностью уплачен.

    Налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа.

    Позиция суда.

    Согласно статье 356 НК РФ, транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

    Абзацем 3 статьи 356 НК РФ определено, что законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

    В силу статьи 3 Закона субъекта РФ "О транспортном налоге" от уплаты налога освобождаются бюджетные учреждения по специальным транспортным средствам, принадлежащим им на праве оперативного управления, оснащенные в соответствии с законодательством спецсигналами, а также спецоборудованием, предназначенным для выполнения функциональных обязанностей бюджетных учреждений.

    Из материалов дела следует и не отрицается налоговым органом, что автомобили оснащены световыми и звуковыми сигналами. Отсутствие в свидетельствах о регистрации этих автомобилей отметок об оборудовании их спецсигналами не означает, что на данных автомобилях не было спецсигналов. Наличие световой и звуковой сигнализации на автомобилях скорой медицинской помощи с момента их регистрации подтверждено справкой ГИБДД.

    До вынесения решения налоговым органом необходимые отметки в свидетельства о регистрации автомобилей были внесены ГИБДД.

    Loading...Loading...