В чем заключается необходимость классификации расходов. Понятие затрат и необходимость их классификации

Бюджетная классификация РФ

По своей природе классификация операций сектора государственного управления – это группировка операций, осуществляемых в секторе государственного правления, исходя из их экономического содержания.

КЛАССИФИКАЦИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ

Структура 20-значного кода классификации доходов бюджетов представлена в виде четырех составных частей:

1) главный администратор доходов бюджета (разряды 1–3);

2) вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент) (разряды 4 –13);

3) подвид доходов (разряды 14–17);

4) классификация операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов (разряды 18–20).

Структура кода классификации доходов бюджетов

Код главного администратора доходов бюджета состоит из трех разрядов. Он устанавливается законом (решением) о бюджете. Закрепление за главными администраторами доходов бюджета кодов классификации доходов бюджетов производится исходя из осуществляемых ими полномочий по предъявлению требований о передаче публично-правовому образованию имущества, в том числе денежных средств.

Код вида доходов (разряды 4–13 кода классификации доходов бюджетов) состоит из 10 знаков и включает:

· группу (разряд 4);

· подгруппу (разряды 5, 6);

· статью (разряды 7, 8);

· подстатью (разряды 9–11);

· элемент (разряды 12, 13).

Группа доходов имеет следующие значения:

· 100 – налоговые и неналоговые доходы;

· 200 – безвозмездные поступления.

Дальнейшая детализация кода вида доходов бюджетов осуществляется в разрезе соответствующих статей и подстатей согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным приказом Минфина России от 01 июля 2013 г. № 65н.

В разрядах 18–20 кода классификации доходов бюджетов применяется КОСГУ (приложение 4 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ). Данная группировка отображает экономическое содержание операций, проводимых в секторе государственного управления.

КЛАССИФИКАЦИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ

Группировка расходов бюджетов всех уровней представляет собой классификацию расходов бюджета.

Главный распорядитель бюджетных средств Раздел Подраздел Целевая статья Вид расходов Статья (подстатья) классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов
программа подпрограмма

Главные распорядители (разряды 1–3). Перечень приведен в приложении 9 к приказу №65н и устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете в составе ведомственной структуры расходов.

Разделы, подразделы (разряды 4–7). В классификации расходов бюджетов 14 разделов.

Они отражают направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Разделы детализированы подразделами, конкретизирующими направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Пример классификации расходов бюджетов

Раздел 0700 «Образование» состоит из девяти подразделов. Он аккумулирует расходы на целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Так, по подразделу 0702 «Общее образование» отражаются расходы на начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Здесь же указаны затраты на содержание и обеспечение учебного процесса общеобразовательных учреждений, учреждений по внешкольной работе с детьми, специальных (коррекционных) учреждений.

Целевые статьи. Код целевой статьи состоит из семи знаков – разряды 8–14 20-значного кода классификации расходов бюджетов. При этом разряды 11 и 12 предназначены для кодировки программы соответствующей целевой статьи, а разряды 13 и 14 – для кодировки подпрограммы, конкретизирующей (при необходимости) направления расходования средств в рамках программы.

Виды расходов (разряды 15– 17) детализируют направления финансирования расходов бюджетов как по целевым статьям, так и по целевым программам расходов бюджетов.

Перечни видов расходов, применяемых в бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах, формирует соответствующий финансовый орган исходя из расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств соответствующих бюджетов.

В разрядах 18–20 кода классификации расходов бюджетов приводятся статьи и подстатьи КОСГУ (содержатся в приложении 4 к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ).

КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЕФИЦИТОВ БЮДЖЕТОВ

Код классификации источников финансирования дефицитов бюджетов состоит из 20 разрядов и включает:

· код главного администратора источников финансирования дефицитов бюджетов (разряды 1–3);

· коды группы, подгруппы, статьи и вида источника финансирования дефицитов бюджетов (разряды 4 –17);

· код классификации операций сектора государственного управления, относящихся к источникам финансирования дефицитов бюджетов (разряды 18–20).

Перечень главных администраторов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете.

Группы и подгруппы (разряды 4– 7) установлены бюджетным законодательством Российской Федерации и являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, например 4600 – «Прочие кредиты (бюджетные ссуды)».

Дальнейшая детализация подгрупп кода источников финансирования дефицитов бюджетов производится посредством статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов.

При этом шестизначный код статьи источников финансирования дефицитов бюджетов детализирован подстатьей и элементом – соответственно разряды 3, 4 и 5, 6 ее шестизначного кода.

Элемент источников финансирования дефицитов бюджетов отражает принадлежность источника финансирования дефицита бюджета к соответствующему бюджету бюджетной системы, например код элемента источников финансирования дефицитов бюджетов:

· 01 – федеральный бюджет;

· 10 – бюджет поселения.

В экономической литературе часто употребляются понятия «затраты на производство», «издержки производства», «расходы на производство». При этом зачастую определения данных понятий значительно отличаются, иногда под ними подразумевается одно содержание.

Затраты – это стоимостное выражение использованных организацией за определенный период материальных, финансовых, трудовых и других ресурсов. Издержки - обобщающий показатель, который отражает совокупность затрат, связанных с определенным процессом. При этом главным отличием понятий «издержки » и «затраты » является то, что затраты охватывают все израсходованные в организации ресурсы, а издержки относятся только непосредственно к выпуску продукции.

Затраты приводят к уменьшению одних активов и к равновеликому увеличению других активов, т.е. не уменьшают капитал предприятия и не оказывают непосредственного влияния на прибыль. Затраты могут быть отнесены либо в активы, либо в расходы организации.

Расходы представляют собой отток экономических выгод в течение отчетного периода в форме уменьшения или использования активов организации или увеличения ее обязательств, приводящий к уменьшению капитала, отличный от распределения капитала между участниками организации. Значит, расходы оказывают непосредственное влияние на прибыль и уменьшают капитал хозяйствующего субъекта.

Затраты в период их возникновения могут совпадать с расходами, если выполняется одно из следующих условий:

Получены доходы в результате их осуществления;

Имеется достаточная степень уверенности в отсутствии доходов как в данном, так и в будущих отчетных периодах.

Совокупность затрат, не признанных в качестве расходов на конец отчетного периода, признается не в отчете о прибылях и убытках, а в балансе в качестве активов.

В общем случае стоимостная оценка потребленных ресурсов продолжает числиться в составе затрат до тех пор, пока не наступит момент признания дохода, на извлечение которого было направлено потребление этих ресурсов. В момент признания дохода затраты признаются в качестве расходов.

Таким образом, термины «затраты» и «издержки» близки по содержанию и взаимозаменяемы, а к употреблению термина «расходы» следует относиться внимательно.

Для эффективного управления затратами необходимо использовать классификацию, предполагающую группировку затрат по определенным признакам.

Классификация затрат необходима для рациональной организации их учета, определе­ния места и роли их в формировании себестоимости продукции, даль­нейшего совершенствования планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции.

В соответствии с международными стандартами и практикой учета в странах с развитой рыночной экономикой все затраты целесообразно обобщать и группировать по трем направлениям деятельности:

1) для калькулирования себестоимости, оценки запасов и незавершенного производства, определения прибыли;

2) для принятия управленческих решений, планирования и прогнозирования;

3) для осуществления контроля и регулирования.

В рамках этих направлений деятельности можно использовать различные варианты классификации затрат в зависимости от конкретных задач.

В практике производственного учета российских предприятий исторически превалировало первое направление деятельности – калькулирование себестоимости продукции. Существовал определенный круг классификаций, которые были направлены на расчет себестоимости продукции для последующего ценообразования. Калькулирование себестоимости продукции являлось основной целью группировки затрат.

Классификация расходов бюджетов представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций, решение социально-экономических задач.

1. Код классификации расходов бюджетов состоит:
1) из кода главного распорядителя бюджетных средств;
2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;
3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Перечень разделов, подразделов, целевых статей (государственных (муниципальных) программ и непрограммных направлений деятельности), групп (групп и подгрупп), видов расходов бюджета утверждается в составе ведомственной структуры расходов бюджета законом (решением) о бюджете.

Классификация расходов бюджетов содержит 14 разделов, отражающих направление финансовых ресурсов на выполнение основных функций государства. Разделы детализированы по подразделам, конкретизирующим направление бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов.

Разделы классификации расходов бюджетов представлены следующими позициями:
0100 - Общегосударственные вопросы;
0200 - Национальная оборона;
0300 - Национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
0400 - Национальная экономика;
0500 - Жилищно-коммунальное хозяйство; 0600 - Охрана окружающей среды; 0700 - Образование; 0800 - Культура, кинематография; 0900 - Здравоохранение; 1000 - Социальная политика; 1100 - Физическая культура и спорт; 1200 - Средства массовой информации; 1300 - Обслуживание государственного и муниципального долга;
1400 - Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований.

Федеральным бюджетом на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 гг. предусмотрена структура расходов федерального бюджета на 2014 г. по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета.

Основную часть расходов федерального бюджета на 2014 г. по разделам классификации расходов бюджетов составляют расходы по разделу «Социальная политика», далее следуют расходы по разделу «Национальная экономика».

Разделы и подразделы классификации расходов являются едиными и используются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Так, например, раздел 0700 «Образование» представлен следующими подразделами:
0701 - Дошкольное образование;
0702 - Общее образование;
0703 - Начальное профессиональное образование;
0704 - Среднее профессиональное образование;
0705 - Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации;
0706 - Высшее и послевузовское профессиональное образование;
0707 - Молодежная политика и оздоровление детей;
0708 - Прикладные научные исследования в области образования;
0709 - Другие вопросы в области образования.

В качестве наглядного примера приведем структуру расходов федерального бюджета на 2014 г. по соответствующим подразделам раздела 0700 «Образование».

На основе представленных данных можно сделать вывод, что ключевым направлением расходов федерального бюджета на 2014 г. по подразделам раздела «Образование» является «Высшее и послевузовское профессиональное образование» (около 80%).

Целевые статьи обеспечивают привязку бюджетных ассигнований к конкретным направлениям деятельности субъектов бюджетного планирования и участников бюджетного процесса, в пределах подразделов классификации расходов бюджетов.

Код целевой статьи состоит из семи знаков - с 8 по 14 разряды 20-значного кода классификации расходов. При этом разряды 8-10 определяют код самой целевой статьи, разряды с 11-12 - код программы, при помощи которого осуществлена детализация целевых статей, разряды с 13 по 14 - код подпрограммы, конкретизирующий при необходимости направления расходования средств в рамках соответствующей программы. Например, код целевой статьи 02 1 0000 означает принадлежность расходов федерального бюджета к государственной программе Российской Федерации 02 «Развитие образования» на 2013-2020 гг., подпрограмме 1 «Развитие профессионального образования 1.

Перечни целевых статей, применяемых в бюджетах субъектов РФ и местных бюджетах, формирует соответствующий финансовый орган в соответствии с расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств соответствующих бюджетов. Например, перечень целевых статей, установленных для федерального бюджета, включает код целевой статьи 100 00 00 «Федеральные целевые программы».

По данной целевой статье отражаются расходы федерального бюджета на реализацию федеральных целевых программ (подпрограмм) в соответствии с утвержденным в установленном порядке перечнем, включая научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, бюджетные инвестиции и иные мероприятия. Код указанной целевой статьи включает программный срез - 4 знака, в том числе 4 и 5 знаки - код федеральной целевой программы. Например:
1000200 - Федеральная целевая программа «Культура России {2012-2018 годы)»
1000600 - Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2011-2015 годы
1001200 - Федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012- 2020 годах».

Программный срез целевых статей, предназначенных для отражения расходов на обеспечение публичных нормативных обязательств, применяется следующим образом:
- код программы (4, 5 знаки семизначного кода целевой статьи) отражает принадлежность расходов к соответствующему закону, иному нормативно-правовому акту, устанавливающему выплату;
- код подпрограммы (6, 7 знаки семизначного кода целевой статьи) конкретизирует виды выплат в рамках закодированного на уровне программы закона, иных нормативно-правовых актов.

Публичными нормативными обязательствами являются, например, ежемесячные доплаты к пенсиям отдельным категориям пенсионеров, государственные научные стипендии молодым ученым России, премии Правительства РФ в области культуры и образования и др.

Последние три знака кода бюджетной классификации расходов бюджета состоят из кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ статьями операций сектора государственного управления по группе 200 «Расходы» являются:
210 - оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;
220 - оплата работ, услуг;
230 - обслуживание государственного (муниципального) долга;
240 - безвозмездные перечисления организациям;
250 - безвозмездные перечисления бюджетам;
260 - социальное обеспечение;
290 - прочие расходы.

Классификация расходов бюджета - группировка расходов бюджетов всех уровней отражающая направление бюджетных средств на выполнение единицами сектора государственного управления и местного самоуправления основных функций и решение социально-экономических задач.

Классификация расходов состоит из следующих элементов:

1) кода главного распорядителя бюджетных средств;

2) кода раздела, подраздела, целевой статьи и вида расходов;

3) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к расходам бюджетов.

гл.распорядитель бюджетных средств раздел подраздел целевая статья программа подпрограма вид расходов код ОСГУ относящийся к расходам

Главный распорядители бюджетных средств - орган государственной власти или местного самоуправления имеющий право распределять бюджетные средства между подведомственными(подчиненными) ему распорядителями или получателями.

Классификация расходов бюджета содержит 11 разделов отражающих направление денежных средств на выполнение основных функций государства. Разделы делятся на 95 подразделов.

Выделяют разделы:

01 общегосударственные вопросы

02 национальная оборона

03 национальная безопасность и правоохранительная деятельность

04 национальная экономика

06 охрана окружающей среды

07 образование

08 культура, кинематография, СМИ

09 здравоохранение, физкультура и спорт

10 социальная политика

11 межбюджетные трансферты.

Целевая статья обеспечивает привязку бюджетных расходов к конкретным направлениям деятельности внутри подраздела. Дальнейшая детализация расходов идет по программам и подпрограммам.

Вид расходов расшифровывает направление денежных средств в рамках каждой целевой статьи.

Код ОСГУ по операциям относящимся к расходам состоит из группы, статьи и подстатьи.

Основные расходы бюджетной организации.

Выполняя возложенные на них функции, бюджетные органи­зации расходуют выделяемые им бюджетные ассигнования и по­ступающие внебюджетные средства согласно разрабатываемым сме­там, которые, в свою очередь, составляются в соответствии с дейст­вующими бюджетными классификациями.

В соответствии с Классификацией ОСГУ основные расходы бюджетных организаций входят главным образом группы 200, 300.

I Группа. 200 Расходы. Данная группа детализирована статьями 210-260, 290, в рамках которых группируются операции, относя­щиеся к расходам бюджетов.

Ст. 210 Оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда. Статья включает подстатьи 211-213.

211 Заработная плата. На данную подстатью от­носятся расходы по оплате труда на основе договоров (контрактов) и соответствии с законодательством РФ о госу­дарственной (муниципальной) службе, трудовым законодательст­вом.

212 Прочие выплаты. На данную подстатью от­носятся расходы по оплате дополнительных выплат и компенсаций, обусловленных условиями трудового договора, статусом военнослу­жащих и приравненных к ним лиц, а также статусом прокуроров, судей, депутатов, иных должностных лиц в соответствии с законо­дательством РФ (компенсационные выплаты, компенсации на частичную оплату коммунальных услуг, книги, оплата суточных).

213 Начисления на выплаты по оплате труда. Расходы по уплате страховых взносов в государственные социальные фонды, взносы по страхо­вым тарифам на обязательное социальное страхование от несчаст­ных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (выплаты за счет внебюджетных фондов)

Ст. 220 Приобретение работ, услуг. Данная статья детализирована нодстатьями 221-226.

221 Услуги связи. Расходы по оплате договоров на приобретение услуг связи для государственных (муниципальных) нужд.

222 Транспортные услуги. Расходы по оплате договоров на приобретение транс­портных услуг для государственных (муниципальных) нужд.

223 Коммунальные услуги.

224 Арендная плата за пользование имуществом.

225 Работы, услуги по содержанию имущества (ремонт мебели, помещений, капитальный)

226 Прочие работы, услуги (оплата проживания в командировке, стирка, сан.обработка, программные продукты)

II Группа. 300 Поступление нефинансовых активов. Данная груп­па детализирована статьями 310-340, в рамках которых группиру­ются операции, связанные с приобретением, созданием объектов нефинансовых активов.

Ст. 310 Увеличение стоимости основных средств. На дан­ную статью относятся расходы по оплате договоров на строительст­во, приобретение (изготовление) в государственную, муниципаль­ную собственность объектов, относящихся к основным средствам, а также на реконструкцию, техническое перевооружение, расширение и модернизацию основных средств, находящихся в государствен­ной, муниципальной собственности, полученных в аренду или без­возмездное пользование.

Ст. 320 Увеличение стоимости нематериальных активов. На данную статью относятся расходы по оплате договоров на при­обретение в государственную, муниципальную собственность ис­ключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, в том числе на:

Произведения науки, литературы и искусства;

Научные разработки и изобретения, промышленные образцы и полезные модели, селекционные достижения;

Товарные знаки и знаки обслуживания;

Ноу-хау и объекты смежных прав;

Программное обеспечение и базы данных для ЭВМ;

Прочие нематериальные активы.

Ст. 330 Увеличение стоимости непроизведенных активов. На данную статью относятся расходы на увеличение стоимости не­произведенных активов в государственной, муниципальной собст­венности, не являющихся продуктами производства (земли, ресур­сов, недр и пр.), права собственности на которые должны быть ус­тановлены и законодательно закреплены.

Ст. 340 Увеличение стоимости материальных запасов. На данную статью относятся расходы по оплате договоров на приобре­тение (изготовление) в государственную, муниципальную собствен­ность объектов материальных запасов, не относящихся к основным средствам (продовольственных пайков военнослужащим и приравнен­ным к ним лицам, строительных материалов, лесных материалов, запасных и составных частей к объектам основных средств, возвратной и обменной тары, книг, брошюр, каталогов, не предназначенных для комплек­тования библиотечного фонда, иной печатной продукции (кроме бланочной продукции и периодических изданий (га­зет, журналов)).

Планирование расходов в бюджетной организации.

Главной целью планирования расходов в бюджетных учрежде­ниях является финансовое обеспечение эффективной деятельности учреждения и его структурных подразделений Для достижения этой цели необходимы:

Организация среднесрочного и годового планирования дея­тельности учреждения;

Координация работ различных подразделений учреждения по предоставлению услуг, привлечению и использованию бюд­жетных и внебюджетных источников финансирования;

Оценка эффективности отдельных видов деятельности, оказы­ваемых учреждением;

Контроль за поступлением и расходованием бюджетных и внебюджетных средств со стороны учредителя и учреждения.

Финансовое планирование в бюджетных учреждениях основано на следующих принципах :

Полноте отражения доходов и расходов;

Целевом характере расходов;

Разграничении расходов;

Персональной ответственности.

Система финансового планирования включает объекты и субъ­екты планирования. Объектами планирования являются денежные потоки. Субъекты планирования - руководитель учреждения, планово-финансовая служба, центры ответственности учреждения. Центром ответственности является подразделение учреждения, на­правление его деятельности или отдельное лицо, по которым ведут­ся планирование и контроль.

Финансовое планирование в бюджетной организации состоит из ряда этапов:

1) согласование с учредителем направлений деятельности по предоставлению услуг;

2) оценка использования имеющихся трудовых, материальных и финансовых ресурсов на предоставление бюджетных услуг и выявление резервов ресурсов, которые могут быть направлены на осуществление внебюджетной деятельности учреждения;

3) выбор направлений, по которым учреждению предоставляет­ся право осуществлять деятельность, связанную с привлече­нием и расходованием внебюджетных средств;

4) составление перечня платных услуг, которые имеет право оказывать учреждение;

5) определение перечня имущества, которое учреждение имеет право сдавать в аренду;

6) установление контрольных объемов деятельности по предостав­лению бюджетных услуг в натуральном и денежном выражении;

7) установление контрольных объемов деятельности, связанных с привлечением и расходованием внебюджетных средств в на­туральном и денежном выражении;

8) согласование планов бюджетной и внебюджетной деятельно­сти учреждения.

В ходе финансового планирования выполняются следующие процедуры:

– анализ контрольных показателей среднесрочного плана на предстоящий год и оценка возможности их достижения;

– составление плана деятельности по оказанию бюджетных услуг;

– составление плана деятельности, связанной с получением и расходованием внебюджетных средств;

– составление сметы внебюджетных доходов и расходов;

– рассмотрения и утверждения плана деятельности и сметы внебюджетных доходов и расходов;

– внесение изменений в среднесрочный план деятельности;

– корректировка плана деятельности и сметы в процессе ис­полнения;

– контроль и анализ исполнения плана деятельности и сметы;

– подготовка среднесрочного плана на следующий плановый период.

Финансовое планирование в учреждениях, состоящих на бюд­жете, основано на составлении различных смет. На основе нату­ральных показателей (численность обслуживаемых лиц, площадь помещения и т.д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов. Бюджетные сметы могут быть нескольких видов.

Индивидуальные сметы составляются для отдельного учреждения или для проведения отдельного мероприятия.

Общие сметы составляются для группы однотипных учреждений или мероприятий.

Сметы расходов на централизованные мероприятия разрабатываются ведомствами для финансирования и мероприятий, осуществляемых в централизованном порядке (закупка оборудования, строительство, ремонт и т.д.).

Сводные сметы объединяют индивидуальные сметы и сметы на централизованные мероприятия, т.е. это сметы в целом по ве­домству.

Смета составляется учреждением по форме, разработанной и ут­вержденной главным распорядителем средств бюджета, содержащей следующие обязательные реквизиты:

1) гриф утверждения, содержащий подпись (и ее расшифровку) руководителя, уполномоченного утверждать смету учрежде­ния, и дату утверждения;

2) наименование формы документа;

3) финансовый год, на который предоставлены содержащие в документе сведения;

4) наименование учреждения, составившего документ, и его код по Общероссийскому классификатору предприятий и органи­заций (ОКПО), наименование главного распорядителя средств бюджета, составившего документ (свод смет учреждений);

5) код по Сводному реестру главных распорядителей, распоря­дителей и получателей средств федерального бюджета по главному распорядителю средств федерального бюджета (код по СРРПБС) (для федеральных учреждений);

6) наименование единиц измерения показателей, включаемых в смету, и их код по Общероссийскому классификатору единиц измерения (ОКЕИ);

Смета составляется учреждением на основании разработанных и установленных главным распорядителем (распорядителем) средств бюджета на финансовый год расчетных показателей, характери­зующих деятельность учреждения и доведенных объемов лимитов бюджетных обязательств.

К представленной на утверждение смете прилагаются обоснова­ния (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы. Утвержденные сметы бюджетных учреждений являются их фи­нансовыми планами на определенный период времени.

С составлением смет бюджетных учреждений решаются следую­щие задачи:

– обеспечение бюджетных учреждений государственным фи­нансированием;

– анализ предполагаемых проектов расходов и отчетов об ис­пользовании средств;

– контроль за эффективным и экономным расходованием средств.

Основными методами планирования бюд­жетных расходов являются программно-целевой и нормативный.

Программно-целевой метод бюджетного планирования заключается в системном планировании выделения бюджетных средств в соответ­ствии с утвержденными целевыми программами, составляемыми для осуществления экономических и социальных задач. Этот метод планирования финансовых ресурсов способствует соблюдению еди­ного подхода к формированию и рациональному распределению фондов финансовых ресурсов по конкретным программам и проек­там, их концентрации и целевому использованию, улучшению кон­троля. В свою очередь, все это повышает уровень эффективности освоения средств.

Планирование средств на финансирование бюджетных меро­приятий, составление смет бюджетных учреждений в значитель­ной мере основаны на использовании нормативного метода пла­нирования расходов и выплат. Нормы устанавливаются законо­дательными или подзаконными актами. Такими нормами явля­ются либо денежное выражение натуральных показателей удовле­творения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.), либо нормы индиви­дуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т.д.), либо нормы, в основе которых лежат средние статистические значения расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т.д.).

14. Бюджетное нормирование как основа планирования бюджетных расходов.

Бюджетное нормирование – установление размера (норм) расходов бюджетных учреждений по отдельным видам затрат: таковы, напр., нормы затрат на учебные пособия в школе; на медикаменты, бельё, питание больных в лечебных учреждениях; на канцелярские расходы, отопление, освещение учреждений и т. д.

Нормативный метод планирования расходов и выплат используется в основном при планировании средств на финансирование бюджетных мероприятий и составлении смет бюджетных учреждений. Нормы устанавливаются законодательными или подзаконными актами. Такими нормами могут быть:

- денежное выражение натуральных показателей удовлетворения социальных потребностей (например, нормы расходов на питание населения в бюджетных учреждениях, обеспечение их медикаментами, мягким инвентарем и др.);

- нормы индивидуальных выплат (например, ставка заработной платы, размеры пособий, стипендий и т. д.);

- нормы, в основе которых лежат средние статистические величины расходов за ряд лет, а также материально-финансовые возможности общества в конкретном периоде (например, нормы на содержание помещений, учебных расходов и т. д.).

Нормы могут быть обязательными (устанавливаются правительством или территориальными органами власти) или факультативными (устанавливаются ведомствами).
Бюджетные нормы могут быть простыми (для отдельных видов расходов) и укрупненными (для совокупности расходов или для учреждения в целом).

Нормы расхода лечебных учреждений на медикаменты и питание больных устанавливаются на одного больного, и соответственно контингенту (числу) больных определяется сумма ассигнования больнице на указанные расходы. Расходы на питание в детских садах определяются из расчёта нормы (рациона) питания, установленной на одного ребёнка. Норма расхода учреждений на канцелярские принадлежности устанавливается исходя из потребности в них одного сотрудника, на отопление дровами – на одну печь или на кубометр здания, на освещение – на квадратный метр площади и т. п.

В основу исчисления бюджетных расходов кладутся материальные нормы: комплект белья на одно место в детском саду, на койку в больнице; рацион питания (состав и количество продуктов) на ребёнка или на больного в день; количество дров на 1 куб. м в течение отопительного сезона и т. д. Материальная норма, выраженная в деньгах (по гос. ценам), называется финансовой нормой . Расходы в сметах бюджетных учреждений на отдельные потребности определяются по финансовым нормам.

В теории отечественного учета и анализа разработана классификация затрат по различным основаниям.

Таблица 2

Классификация затрат

Подразделение затрат

    По элементам

    материальные затраты;

    затраты на оплату труда;

    отчисления на социальные нужды;

    амортизация;

    прочие расходы

    По статьям

Калькуляционные статьи затрат различны в разных отраслях

    По способу отнесения на себестоимость

  • косвенные

    По отношению к уровню деловой активности

    переменные;

    постоянные

    По методу признания в качестве расходов

    затраты на продукт;

    затраты на период

    По отношению к технологическому процессу

    основные;

    накладные

    По составу

    одноэлементные;

    комплексные

    По целесообразности расходования

    производительные;

    непроизводительные

    По возможности охвата плана

    планируемые;

    не планируемые

    По периодичности возникновения

  • единовременные

    По отношению к готовой продукции

    затраты на незавершенное производство;

    затраты на готовую продукцию

    По возможности регулирования

    регулируемые;

    нерегулируемые

Классификация по элементам .

Под экономическим элементом затрат принято понимать экономически однородный вид ресурсов, используемый для производства и продажи продукции (работ, услуг). Например, элемент «затраты на оплату труда» отражает использование трудовых ресурсов независимо от того, какие именно функции (производства, организации, обслуживания или управления) работники выполняют.

Группировка затрат по экономическим элементам позволяет определять и анализировать структуру затрат организации. Для проведения такого рода анализа необходимо рассчитать удельный вес того или иного элемента в общей сумме затрат. В зависимости от этого соотношения отрасли экономики можно разделить на материалоемкие, трудоемкие, фондоемкие.

Классификация затрат по экономическим элементам определена нормативно. Она приведена в п. 8 ПБУ 10/99 «Расходы организации».

В настоящее время учет затрат по экономическим элементам в организациях не ведется, но формы отчетности по ним составляются. В форме № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» есть таблица «Затраты, произведенные организацией». План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по его применению предполагают возможность ведения системного учета затрат по экономическим элементам с использованием счетов 30-39 Плана счетов. Выбранный вариант учета затрат должен быть закреплен в учетной политике организации.

Классификация по статьям .

Статья затрат – совокупность затрат, отражающая их однородное целевое использование. Совокупность используемых статей затрат принято называть номенклатурой статей затрат. Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» для целей управления бухгалтерский учет расходов организуется по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.

В качестве примера можно привести типовую номенклатуру затрат:

    Сырье и материалы;

    Возвратные отходы (вычитаются);

    Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги производственного характера сторонних организаций;

    Топливо и энергия на технологические цели;

    Заработная плата производственных рабочих;

    Отчисления на социальное страхование и обеспечение;

    Расходы на подготовку и освоение производства;

    Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования;

    Общепроизводственные расходы;

    Потери от брака;

    Прочие производственные расходы;

    Общехозяйственные расходы;

    Коммерческие расходы.

Классификация по способу отнесения на себестоимость.

Прямые – затраты, которые в момент их возникновения можно непосредственно отнести на носитель затрат (объект калькулирования) на основе первичных документов. Это затраты на материалы, оплату труда основных производственных рабочих и т.д.

Косвенные – затраты, которые не могут быть отнесены в момент возникновения прямо на носитель затрат. Для их отнесения необходим дополнительный расчет по распределению пропорционально той или иной выбранной базе. К ним относятся общепроизводственные (общецеховые) расходы – расходы на организацию, обслуживание и управление производством (цехом); общехозяйственные – на управление организацией.

Классификация по отношению к уровню деловой активности .

На западе существует хорошо разработанная классификация затрат на переменные и постоянные. Она нашла широкое практическое применение при организации управленческого учета на предприятии, работающим в рыночной среде. Эта классификация служит информационной базой для проведения анализа при обосновании разнообразных управленческих решений.

Переменные затраты не однородны. В зависимости от соотношения изменения затрат и объема производства их можно разделить на:

    пропорциональные;

    прогрессивные;

    дегрессивные;

    регрессивные.

Пропорциональными являются затраты относительное изменение которых равно относительному изменению объема выпущенной продукции или загрузки производственных мощностей. Примером является заработная плата производственных рабочих при прямой сдельной системе оплаты труда.

Прогрессивные – затраты, которые растут быстрее, чем увеличивается объем производства. Примером является оплата труда производственных рабочих при прогрессивной сдельной системе.

Дегрессивные затраты, которые растут медленнее, чем объем производства. Например, затраты на технологическую энергию и топливо, смазочные и обтирочные материалы.

Регрессивные – затраты, которые сокращаются в абсолютном выражении несмотря на рост объема производства. Примером является амортизация.

Динамику рассмотренных видов затрат можно изобразить на графике.

прогрессивные

пропорциональные

дегрессивные

регрессивные

Затраты

Объем производства

Рис. 1. Виды переменных затрат

Для описания поведения затрат можно использовать так называемый коэффициент реагирования затрат (К р.з.), введенный немецким ученым К. Меллеровичем.

Коэффициент реагирования пропорциональных затрат равен 1.

Коэффициент реагирования прогрессивных затрат равен значению больше 1.

Коэффициент реагирования дегрессивных затрат равен значению от 0 до 1.

Коэффициент реагирования регрессивных затрат равен значению от 1 до 0.

Коэффициент реагирования постоянных затрат равен 0.

Постоянными являются затраты, величина которых относительно не меняется с изменением объема производства. Например, затраты на охрану организации, оплата труда управленческого персонала и др.

Постоянные затраты принято делить на полезные и бесполезные (холостые).

Бесполезные затраты возникают, если производственный фактор используется не на полную мощность. Возникновение подобных затрат может быть связанно с неделимостью производственного фактора, например, средств труда или рабочей силы.

Такая классификация особенно актуальна при анализе использования дорогостоящего оборудования, поскольку при его неполном использовании все равно начисляется амортизация, и уплачиваются проценты на вложенный капитал, который в данном случае только частично является полезным.

Если обозначить оптимальное использование мощности оборудования (т. е. выпуск продукции в натуральных единицах) как М опт. , а плановый уровень использования оборудования как М план. , то полезные и бесполезные затраты можно рассчитать следующим образом:

Б
есполезные затраты являются прямыми убытками организации.

Особое практическое значение данная классификация имеет в случаях, когда задана некоторая делимость факторов, обуславливающих постоянство затрат. Например, если оборудование состоит из четырех одинаковых агрегатов, то при сокращении производства более чем на 25%, один из агрегатов может быть продан или сдан в аренду, что позволит избавиться от бесполезных затрат.

Величина большинства постоянных затрат не является абсолютно фиксированной, т. е. мы имеем дело с полупостоянными затратами, которые постоянны для конкретного объема производства, но в какой-то критический момент возрастают на определенную величину. Подобные затраты относятся к постоянным или переменным, в зависимости от частоты ступенчатых приращений и величины приращений в каждой точке.

На практике рассмотренная нами чистая классификация затрат на постоянные и переменные искажается из-за воздействия на их размер совокупности факторов, а не только объема производства. Поэтому одним из широко распространенных допусков при классификации затрат является линейность.

Метод линейной аппроксимации позволяет превратить затраты с нелинейными зависимостями в затраты с линейными зависимостями. Этот метод использует понятие релевантных уровней.

Релевантный уровень – уровень предполагаемой деловой активности, внутри которого многие нелинейные затраты могут быть оценены как линейные. Релевантный уровень затрат представлен на графике.

З

Релевантный уровень

Линейная

аппроксимация

Действительное

поведение затрат

атраты

Объем производства

Рис. 2. Линейная аппроксимация и релевантный уровень

Затраты одного и того же вида могут вести себя по-разному. Существуют затраты, которые в одних ситуациях являются переменными, а в других постоянными. Классификация затрат на переменные и постоянные не может быть определена раз и навсегда даже для конкретной организации. Она должна пересматриваться, (уточняться) с учетом меняющихся условий деятельности. Строгая, законодательно закрепленная классификация в данном случае не возможна.

Решить проблему классификации затрат можно путем перехода к использованию классификации затрат на продукт и на период. В данном случае только отчасти присутствует основной признак классификации затрат на постоянные и переменные, а имеющее здесь место некоторое смешение признаков оправдано удобством практического применения.

При анализе смешанных затрат необходимо применять методы, позволяющие выделить из них постоянные и переменные части. Наиболее простыми являются:

    метод анализа счетов;

    графический метод;

    метод «высшей и низшей точек».

Для более тщательного изучения поведения затрат используются статистические и экономико-математические методы (метод наименьших квадратов, метод корреляции и т. д.). Следовательно, проблема разделения затрат на постоянные и переменные поддается решению, а современные средства вычислительной техники и программные продукты способны обеспечить не только оперативное и нетрудоемкое решение, но и хорошее качество информации для принятия управленческих решений.

Классификация по методу признания в качестве расходов .

В зависимости от метода признания затрат в отчете о прибылях и убытках их можно разделить на два вида:

    затраты на продукт;

    затраты на период.

Затраты на продукт непосредственно связаны с осуществлением производственной деятельности организации, они обусловлены технологией производства и процессом продажи продукции.

Затраты на период связаны с длительностью отчетного периода, а не с выпуском и продажей продукции. Например, расходы, связанные с управлением предприятием.

Классификация затрат по отношению к технологическому процессу или по экономической роли в процессе производства .

Основные – затраты, которые непосредственно связаны с процессом производства продукции.

Накладные – затраты по управлению и обслуживанию производственного процесса (общепроизводственные и общехозяйственные расходы).

Данная классификация важна в учете затрат при производстве продукции по индивидуальным проектам, при осуществлении которых большое количество разных видов затрат относится на накладные расходы. Для того чтобы их эффективно использовать при расчете себестоимости, необходимо применять нормы накладных расходов.

Классификация по целесообразности расходования.

Производительные затраты – затраты, в результате которых получен доход, относятся непосредственно к производству продукции установленного качества при наличии рациональной технологии и организации производства.

Непроизводительные затраты – затраты, в результате которых дохода нет. Такие затраты не планируются, они вызваны недостатками в технологии и организации производства, системе сохранности имущества и организации производства; внешними обстоятельствами.

Классификация по периодичности возникновения .

Текущие расходы осуществляются ежедневно или с определенной периодичностью, не реже одного раза в месяц.

Единовременные – расходы, которые производятся реже, чем один раз в месяц. Это расходы на подготовку и освоение выпуска новой продукции; расходы, связанные с пуском новых производств; ремонтные работы и т.п.

Классификация по возможности регулирования .

Регулируемые – затраты, зарегистрированные по центрам ответственности, величина которых зависит от степени их регулирования со стороны руководства центров ответственности. В целом в организации все затраты регулируются, но не все затраты могут регулироваться на нижних уровнях управления. Например, менеджер низшего звена управления не может регулировать приобретение производственных запасов, нанимать людей на работу. Это входит в компетенцию администрации организации.

Нерегулируемыми являются затраты, на которые не влияет менеджер данного центра ответственности.

Деление затрат на регулируемые и нерегулируемые предусматривается в планах (бюджетах, сметах) и в отчетах о выполнении планов по центрам ответственности. Данная классификация позволяет определить сферу ответственности каждого менеджера и оценить его работу в части контроля затрат подразделения.

Классификация по возможности охвата планом.

Планируемые – рассчитаны на определенный объем производства в соответствии с нормативами, лимитами и сметами, включаются в плановую себестоимость продукции.

Не планируемые – не включаются в план, отражаются только в фактической себестоимости продукции.

ЛЕКЦИЯ 3. ЦЕНТРЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И ИХ ТИПЫ

    Понятие центров ответственности.

    Характеристика центров затрат.

    Характеристика центров доходов.

    Характеристика центров прибыли.

    Характеристика центров инвестиций.

Loading...Loading...