Статья 105.14 нк рф приложение 1. Контролируемая сделка - это что и кто ее сдает? Варианты определения прибыли

Контролируемые сделки 2017: критерии (таблица)

  • совокупность некоторых сделок по реализации товаров между взаимозависимыми лицами через посредников, не являющихся взаимозависимыми с продавцом или покупателем;
  • сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли (к примеру, нефтью, цветными металлами или минеральными удобрениями) на сумму свыше 60 млн. рублей за календарный год с одним и тем же лицом;
  • сделки, одной из сторон которых является лицо, чьим местом регистрации, жительства или местом налогового резидентства является оффшорная зона, и сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей.

Контролируемые сделки: критерии

Приведем критерии контролируемости сделки между взаимозависимыми лицами, когда местом регистрации, местом жительства или местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по такой сделке является Российская Федерация (п. 2 , 3 ст. 105.14 НК РФ). При этом важно учитывать, что для признания таких сделок контролируемыми достаточно соблюдения хотя бы одного обстоятельства:

Обстоятельство, при котором сделка между российскими взаимозависимыми лицами признается контролируемыми Дополнительное условие для признания сделки контролируемой
Сумма доходов по сделкам (сумма цен сделок) за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей
Одна из сторон сделки является налогоплательщиком НДПИ, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в %, и предметом сделки является облагаемое по установленной в % ставке НДПИ добытое полезное ископаемое
Хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком ЕСХН или ЕНВД (если сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других сторон сделки есть лицо, не применяющее эти спецрежимы Сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов рублей
Хотя бы одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет ставку налога на прибыль 0% в соответствии с п. 5.1 ст. 284 НК РФ («сколковцы»), при этом другая сторона (или стороны) таких льгот не имеют Сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей
Хотя бы одна из сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны, налоговый режим в которых предусматривает спецльготы по налогу на прибыль в соответствующем субъекте РФ, при этом другая сторона (или стороны) сделки не является резидентом таких зон
Сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:
— одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ (к примеру, оператором нового морского месторождения углеводородного сырья), и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при расчете налога на прибыль в соответствии со ст. 275.2 НК РФ;
— любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в п. 1 ст. 275.2 НК РФ, либо является таковым, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке в соответствии со ст. 275.2 НК РФ
Хотя бы одна из сторон сделки является участником регионального инвестиционного проекта и применяет в соответствии со ст. 284.3 , 284.3-1 НК РФ любую из указанных ниже налоговых ставок по налогу на прибыль:
— зачисляемому в федеральный бюджет — 0%;
— зачисляемому в бюджет субъекта РФ — любую пониженную ставку
Хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, который указан в Федеральном законе от 28.09.2010 № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» и который применяет освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в соответствии со ст. 145.1 НК РФ

Важно иметь в виду, что ФНС в судебном порядке может признать сделку контролируемой и без соответствия сделки указанным выше критериям. Для этого у налогового ведомства должны быть достаточные основания полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, которые совершаются так, чтобы намеренно скрыть признаки контролируемости (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

Необходимо также учитывать, что если в сделке участвует нерезидент, то для признания взаимозависимой сделки контролируемой соблюдение иных критериев не требуется, т. е. все такие сделки будут считаться контролируемыми (Письмо Минфина от 10.05.16 № 03-01-18/28673).

Контролируемые сделки: исключения из правил

Даже при соответствии сделок критериям контролируемости, в отдельных случаях признаваться таковыми они не будут. Сюда можно отнести, в частности, такие случаи (п. 4 ст. 105.14 НК РФ):

  • стороны сделки являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с НК РФ (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, облагаемой НДПИ по налоговой ставке, установленной в %);
  • стороны сделки удовлетворяют одновременно следующим требованиям:

а) зарегистрированы в одном субъекте РФ;

б) не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов РФ, а также за пределами РФ;

в) не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов РФ;

г) не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль;

д) отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с пп. 2 — 7 п. 2 ст. 105.14 НК РФ ;

  • сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является РФ.

1. В целях настоящего Кодекса контролируемыми сделками признаются сделки между взаимозависимыми лицами (с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей). К сделкам между взаимозависимыми лицами в целях настоящего Кодекса приравниваются следующие сделки:

1) совокупность сделок по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг), совершаемых с участием (при посредничестве) лиц, не являющихся взаимозависимыми (с учетом особенностей, предусмотренных настоящим подпунктом). Указанная в настоящем подпункте совокупность сделок приравнивается к сделке между взаимозависимыми лицами, не принимая во внимание наличие третьих лиц, с участием (при посредничестве) которых совершается такая совокупность сделок, при условии, что такие третьи лица, не признаваемые взаимозависимыми и принимающие участие в указанной совокупности сделок:

не выполняют в этой совокупности сделок никаких дополнительных функций, за исключением организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации (перепродажи) товаров (выполнения работ, оказания услуг) одним лицом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом;

2) сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли;

3) сделки, одной из сторон которых является лицо, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства которого являются государство или территория, включенные в перечень государств и территорий, утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 настоящего Кодекса. В целях настоящего подпункта, если деятельность российской организации образует постоянное представительство в государстве или на территории, включенных в перечень, указанный в настоящем подпункте, и анализируемая сделка связана с этой деятельностью, то в части этой анализируемой сделки такая организация рассматривается как лицо, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в указанный перечень.

2. Сделка между взаимозависимыми лицами, местом регистрации, либо местом жительства, либо местом налогового резидентства всех сторон и выгодоприобретателей по которой является Российская Федерация, признается контролируемой (если иное не предусмотрено пунктами , и настоящей статьи) при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) стороны сделки применяют разные ставки по налогу на прибыль организаций (за исключением ставок, предусмотренных пунктами 2 - 4 настоящего Кодекса) к прибыли от деятельности, в рамках которой заключена указанная сделка;

2) одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах, и предметом сделки является добытое полезное ископаемое, признаваемое для указанной стороны сделки объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах;

3) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком, применяющим один из следующих специальных налоговых режимов: систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности), при этом в числе других лиц, являющихся сторонами указанной сделки, есть лицо, не применяющее указанные специальные налоговые режимы;

4) одна из сторон сделки освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций;

5) утратил силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ;

6) сделка удовлетворяет одновременно следующим условиям:

одна из сторон сделки является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 настоящего Кодекса, и учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со настоящего Кодекса;

любая другая сторона сделки не является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 настоящего Кодекса, либо является налогоплательщиком, указанным в пункте 1 настоящего Кодекса, но не учитывает доходы (расходы) по такой сделке при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии со настоящего Кодекса;

7) утратил силу. - Федеральный закон от 03.08.2018 N 302-ФЗ;

8) хотя бы одна из сторон сделки является исследовательским корпоративным центром, указанным в Федеральном законе "Об инновационном центре "Сколково" (далее в настоящем Кодексе - исследовательский корпоративный центр), либо участником проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 2017 года N 216-ФЗ "Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", применяющими освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость в соответствии со части второй настоящего Кодекса;

9) хотя бы одна из сторон сделки применяет в течение налогового периода инвестиционный налоговый вычет по налогу на прибыль организаций, предусмотренный настоящего Кодекса;

10) хотя бы одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и доходы (расходы) по такой сделке учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья.

3. Сделки, предусмотренные пунктом настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов рублей.

Сделки, предусмотренные пунктом настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 1 миллиард рублей.

4. Вне зависимости от того, удовлетворяют ли сделки условиям, предусмотренным пунктами - настоящей статьи, не признаются контролируемыми следующие сделки:

1) сторонами которых являются участники одной и той же консолидированной группы налогоплательщиков, образованной в соответствии с настоящим Кодексом (за исключением сделок, предметом которых является добытое полезное ископаемое, признаваемое объектом налогообложения налогом на добычу полезных ископаемых, при добыче которого налогообложение производится по налоговой ставке, установленной в процентах, а также сделок, доходы (расходы) по которым учитываются при определении налоговой базы по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья);

2) сторонами которых являются лица, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

указанные лица зарегистрированы в одном субъекте Российской Федерации;

указанные лица не имеют обособленных подразделений на территориях других субъектов Российской Федерации, а также за пределами Российской Федерации;

указанные лица не уплачивают налог на прибыль организаций в бюджеты других субъектов Российской Федерации;

указанные лица не имеют убытков (включая убытки прошлых периодов, переносимые на будущие налоговые периоды), принимаемых при исчислении налога на прибыль организаций;

отсутствуют обстоятельства для признания совершаемых такими лицами сделок контролируемыми в соответствии с подпунктами 2 - 7 пункта настоящей статьи;

3) сделки между налогоплательщиками, указанными в пункте 1 настоящего Кодекса, совершаемые ими при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, в отношении одного и того же месторождения (участка недр - до выделения на соответствующем участке недр первого нового морского месторождения углеводородного сырья);

4) межбанковские кредиты (депозиты) со сроком до семи календарных дней (включительно);

5) в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, осуществляемого в соответствии с Федеральным законом от 19 июля 1998 года N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами";

6) сделки по предоставлению поручительств (гарантий) в случае, если все стороны такой сделки являются российскими организациями, не являющимися банками;

7) сделки по предоставлению беспроцентных займов между взаимозависимыми лицами, местом регистрации либо местом жительства всех сторон и выгодоприобретателей по которым является Российская Федерация;

8) сделки по уступке налогоплательщиком-банком прав (требований) в случае, если такая уступка прав (требований) осуществляется в рамках реализации мероприятий, предусмотренных планом участия Банка России в осуществлении мер по предупреждению банкротства банка, или в случае, если уступка прав (требований) осуществляется в соответствии с порядком, определенным частью 1 статьи 5 Федерального закона от 29 июля 2018 года N 263-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

5. Сделки, предусмотренные подпунктом 2 пункта настоящей статьи, признаются контролируемыми, если предметом таких сделок являются товары, входящие в состав одной или нескольких из следующих товарных групп:

1) нефть и товары, выработанные из нефти;

2) черные металлы;

3) цветные металлы;

4) минеральные удобрения;

5) драгоценные металлы и драгоценные камни.

6. Коды товаров, перечисленных в пункте настоящей статьи, в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внешней торговли.

7. Сделки, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта настоящей статьи, признаются контролируемыми, если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей.

8. В целях настоящего Кодекса понятие "внешняя торговля товарами" используется в значении, определяемом законодательством Российской Федерации о внешнеторговой деятельности.

9. Для целей настоящей статьи сумма доходов по сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов по таким сделкам с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов, установленных главой 25 настоящего Кодекса. При определении суммы доходов по сделкам федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, для целей настоящей статьи вправе проверить соответствие сумм полученных доходов по сделкам рыночному уровню с учетом положений главы 14.2 и главы 14.3 настоящего Кодекса.

10. По заявлению федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, суд может признать сделку контролируемой при наличии достаточных оснований полагать, что указанная сделка является частью группы однородных сделок, совершенных в целях создания условий, при которых такая сделка не отвечала бы признакам контролируемой сделки, установленным настоящей статьей.

Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы

55) в виде безвозмездно полученных услуг, являющихся предметом сделок, указанных в подпункте 6 пункта 4 статьи 105.14 НК РФ;
  • Особенности учета процентов по долговым обязательствам в целях налогообложения
    по долговому обязательству, оформленному в рублях и возникшему в результате сделки, признаваемой контролируемой в соответствии с пунктом 2 статьи 105.14 НК РФ, - от 0 до 180 процентов (на период с 1 января по 31 декабря 2015 года), от 75 до 125 процентов (начиная с 1 января 2016 года) ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации;
  • Налогоплательщики освоили еще одну форму о собственных доходах, которая называется отчетностью по контролируемым сделкам. Чтобы сделка была названа контролируемой, необходимо проверить ее на критерии соответствия данной категории, а также сопоставить порядок формирования данных документов с основными правилами.

    Взаимозависимые лица

    В Налоговом кодексе четко прописаны основные определения, касающиеся понятия "контролируемая сделка". как физических, так и юридических лиц взаимозависимыми, что влияет на результаты налогообложения. Данное определение присваивается только для тех когда отношения между двумя сторонами оказывают непосредственное влияние на условия и конечные результаты переговоров. Данный аспект очень важен для так как от результатов договоренностей зависит финансовая составляющая сделок, часть из которой всегда направляется в государственную казну.

    Признание лиц взаимозависимыми

    Чтобы лица были официально признанными взаимозависимыми, анализируется степень реального участия в капитале и возможность его изменения. На обычно влияют условия ранее заключенного соглашения, а также возможность определенного лица иным способом влиять на решения, принимаемые важными для осуществления сделки людьми.

    К взаимозависимым лицам относятся:

    1. Организации, если хотя бы одна фирма из участвующих в сделке принимает участие в работе другой компании. Данный аспект учитывается только в том случае, если доля суммарных материальных вложений в стороннюю компанию составляет более 25%. Имеет значение как прямое, так и косвенное участие.
    2. Организация и физическое лицо, если кто-то из данных участников сделки имеет долю в другой фирме. От общего числа активов она должна составлять не менее 25%.
    3. Организации, при условии участия любого стороннего лица в их деятельности, при наличии более 25% активов. Важно, чтобы доля участия в обоих фирмах превышала эту отметку.
    4. Организации, если в их структуре есть исполнительные органы, которые были назначены или утверждены на свои должности одним и тем же лицом. Имеют значение только единоличные исполнительные органы, избранные одним лицом или их группы, при том условии, что конкретный человек курировал их формирование во всех фирмах, участвующих в сделке, на не менее 50% от общего состава.
    5. Организация и ее исполнительный орган, которые по какой-либо юридической причине организовали сделку.

    Стороны любой сделки могут признать себя взаимозависимыми, если посчитают, что принятый для таких случаев порядок налогообложения для них наиболее оптимален. При этом они обязаны доказать, что их взаимоотношения имеют прямое или косвенное влияние на сумму и итоги сделки.

    Многие фирмы довольно часто проводят контролируемые сделки. Критерии их идентификации различаются, но для обеспечения правомерности каждого договора следует их учитывать. То, где зафиксированы все предлоги, по которым может быть проведена контролируемая сделка, - это статья 105 НК РФ.

    Порядок признания сделки контролируемой

    Контроль цен обеспечивается не всегда, даже при том, что участниками сделки выступают взаимозависимые лица. Однако чаще всего именно между такими фигурантами они проводятся. Существуют исключения из правил, по которым сделка точно не признается контролируемой.

    Назначен наиболее высокий предел суммы, при превышении которого невозможно сказать, что это контролируемая сделка. Это возможно только в том случае, если все аспекты сделки проходят на территории РФ и стороны проводят все операции по приобретению и извлечению выгоды также в России, а при этом сумма дохода всех сторон не превышает 1 млрд рублей. Не является выгодным, чтобы кто-то из участников был официально освобожден от выплат налогов на прибыль или не являлся плательщиком НДПИ. В этом случае сделка может потерять резонность, так как суммарный доход всех лиц не должен превышать 60 млн рублей.

    Порядок признания сделок контролируемыми

    Минфин РФ утвердил порядок, в котором говорится о том, какое правоотношение называется "контролируемая сделка". Это понятие обычно оговаривается на основе суммового критерия, который часто является наиболее важным для государства в целом, а также для органов налогообложения. Чтобы высчитать общую сумму доходов за один год, необходимо складывать все полученные материальные средства от каждого контрагента, который вносил деньги за указанный период.

    Иногда при проведении подсчетов общих доходов за календарный год берутся во внимание не только одиночные сделки, но и суммируется доход по контролируемой сделке от соглашений с разными лицами. Суд, руководствуясь статьей 105 НК РФ, может подтвердить, что сделка действительно является контролируемой, если юридическому или физическому лицу удастся доказать, что конкретная сделка является частью определенной группы соглашений, хотя считается самостоятельной.

    Если лица признаны взаимосвязанными, а один из участников сделки не считается налоговым то любые соглашения, заключенные между лицами, в которых такой человек принимает участие, признаются контролируемыми. Для этого не будет учитываться сумма доходов от сделки, она может быть любой. Данный факт подтверждает информация, которую предоставляет Минфин РФ.

    Статья 105 НК РФ четко повествует о том, что фиксированная сумма, регулирующая возможность признания сделки контролируемой, относится только к тем участникам, где все являются налоговыми резидентами РФ. В юридической практике данный аспект решает наличие среди участников сделки хотя бы одного лица, которое не является официальным резидентом. Если такой человек присутствует, значит размер доходов от сделки может быть неограниченным.

    Возможность провести сделку между невзаимозависимыми лицами как контролируемую

    Приравнивание сделки, заключенной между лицами, не признанными взаимозависимыми, к тем, которые проводятся среди взаимозависимых людей или организаций возможно, если она проводится с непосредственным участием посредников. Остальные участники, предпринимающие контролируемые сделки, взаимозависимые лица обязательно.

    НК РФ предусматривает, что при проведении сделки с участием посредников лица могут быть признанными взаимозависимыми, если аспекты участия в них посредников соответствуют установленным правилам.

    1. Имеют ограниченный спектр полномочий. Могут производить только организацию процессов реализации товаров, не претендуя на другие функции.
    2. Самостоятельно не используют активы, не имеют к ним прямого доступа, не несут никаких рисков в сделке.

    Нельзя совершать любые действия с невзаимозависимыми лицами в рамках понятий, где проводятся примеры контролируемых сделок. Это очень важное правило, поэтому посредник всегда должен его придерживаться.

    В НК РФ не рассматривается сумма доходов, которая допускается для признания сделки контролируемой при участии посредника. В юридической практике не много случаев споров по этому поводу, поэтому при возникновении неоднозначных ситуаций и отказе государственных органов в признании сделки контролируемой требуется обращение в суд для дальнейшего принятия решения. Спрогнозировать исход подобного судебного разбирательства на данным момент невозможно.

    Минфин постановил, что ограничения на сумму при заключении данной сделки через посредника отсутствуют. Если сделка заключена по всем правилам, то возникновение придирок от государственных органов или отказа в присвоении статуса, который регламентируют примеры контролируемых сделок, встречается очень редко.

    Некоторые вопросы все же возникают и суду редко, но регулярно приходится сталкиваться с недоуменными вопросами лиц, принимающих участие в сделке, так как при очень больших суммах доходов не всегда удается придать соглашению статус контролируемого.

    Данная сложность возникает по причине выхода более позднего официального письма Минфина, в котором указывается, что ведомство имеет финансовый критерий, но применяет его только к сделкам крупного масштаба. В зависимости от характера сделки, а также направления деятельности предприятия, которое влияет на проставляемые и покупаемые товары, высчитывается свой предел доходов каждой стороны.

    Другие сделки между невзаимозависимыми лицами, признанные контролируемыми

    1. товарами, которые входят в основной перечень самых влиятельных на мировом биржевом рынке. Это нефть и нефтепродукты, любые металлы, полезные ископаемые, которые можно причислить к классу минеральных удобрений, драгоценные камни и металлы.
    2. Осуществление сделки между лицами, хотя бы одним из которых является постоянный житель или налоговый резидент той страны, которая включена в список, составленный Минфином, по предоставлению льгот при налогообложении предприятий.

    Сделка легко причисляется к контролируемым, если один из ее участников является жителем или резидентом территории, принадлежащей к офшорным зонам. Поэтому в отчетности должны присутствовать уведомления по контролируемым сделкам. И это обязательно. Необходимо отдельно взять образец уведомления о контролируемых сделках и правильно его заполнить. Это дает право не раскрывать и не опубликовать информацию, касающуюся финансовых операций. Данный аспект относится и к представительствам компаний, зарегистрированных в России, которые расположены на территории таких зон.

    Если сделка становится контролируемой по причине причастия какого-либо ее участника к офшорной зоне, то хотя бы одна организация должна относиться к зарегистрированным на такой территории. Чтобы сделка призналась законной, обязательно правильно заполняется уведомление о контролируемых сделках. Образец заполнения нельзя менять или пропускать любые пункты.

    Какая информация предоставляется налоговым органам?

    Чтобы понять, причисляется ли сделка к контролируемым, нужно проверить ее концепцию и обстоятельства, при которых она проводится, на соответствие статье 105 НК РФ. Также следует просмотреть уведомления по контролируемым сделкам. Если их можно легко причислить к таковым, то при формировании налоговой отчетности особое внимание нужно уделить цене договора.

    Особенно важны отличия стоимости, по сравнению с договорами с другими контрагентами, а также степень соответствия общепринятой за конкретный период, о которых повествуют документы на конкретные контролируемые сделки. Заполнение бумаг обязательно проходит тщательно, учитываются все детали.

    Компании, которые осуществляют проведение сделок со взаимозависимыми лицами, то есть при соответствии суммового критерия автоматически подпадают под понятие, отвечающее определению того, какие сделки контролируемые, обязаны отправить в налоговый орган, к которому причислены по местонахождению, специальные уведомления о контролируемых сделках. Кто сдает документацию, тот и должен всегда прикреплять данную бумагу к общей папке. О необходимости придерживаться этого правила свидетельствует приказ ФНС России. Нужно всегда помнить о концепции, которой обладает уведомление о контролируемых сделках, что это общий отчет о проведенной работе.

    Если сотрудники ФНС захотят проверить дополнительные детали сделки, то по их требованию организации обязаны предоставить всю необходимую документацию. Статья 105 НК РФ регулирует данный аспект и называет необходимость предоставления по запросу конкретного перечная документов, который должен содержать основные сведения по сделке.

    Деятельность налогоплательщика, имеющего причастность к конкретной сделке

    Указывается перечень методов, которые использовались для получения и систематизации сведений о разовом и суммарном доходе. Дополнительно следует представить пояснения, которые аргументируют выбор конкретного метода, данные об из которых были взяты использованные сведения, указать точную сумму всех полученных доходов по конкретной сделке, перечислить исчерпывающий список расходов.

    Правила подготовки отчетов

    Чтобы сразу предоставить максимально правильную, систематизированную и подлинную информацию, необходимо заранее провести мониторинг цен во время проведения контролируемой сделки. Желательно подготавливать документацию в то время, когда непосредственно заключаются какие-либо соглашения, происходит назначение цены на продукцию, услуги или происходит оплата конкретной партии товаров.

    Если составлять всю необходимую документацию вовремя, налогоплательщики смогут сразу самостоятельно оценивать правильность контролируемой сделки. Кто сдает отчеты, тот высчитывает сумму, которую стороны обязаны будут выплатить в налоговой. Своевременное проведение подсчетов позволит вносить корректировки в документы при возникновении каких-либо изменений, а не искать сведения по прошествии некоторого количества времени. Нельзя забывать прикладывать к списку документов уведомления о контролируемых сделках. Кто сдает основную документацию, тот несет ответственность за соблюдение этого правила.

    Этапы подготовки информации

    1. Аналитические работы по расходам на контролируемые сделки. Кто сдает, тот должен организовать заполнение бумаг о проведении анализов, составление графиков.
    2. Планирование и расчет необходимого объема всей документации, которая необходима для предоставления отчетов в налоговую инспекцию. Заранее определяется нужное время на подготовку всех бумаг, чтобы сдать отчет по контролируемым сделкам вовремя, распределить время на их неспешную подготовку, проверку.
    3. Описание всех сфер деятельности лица, который является одним из сторон при заключении сделки.
    4. Проверка и сопоставление финансовых условий сделки, проведение анализа всех аспектов деятельности участников соглашения.
    5. Составление полных описаний всех взаимозависимых лиц, которые принимают участие в сделке. Также нужно выбрать тестируемую сторону, если сделка официально признана контролируемой или подходит под стандарты для присваивания данного статуса.
    6. Заранее выбираются методы и основные принципы ценообразования.
    7. Производится полный экономический анализ с учетом всех аспектов сделки, понимания ее выгоды и рентабельности для конкретного участника.
    8. Создается документальная база, которая проверяется несколькими специалистами и укомплектовывается для составления документа с названием "отчет по контролируемым сделкам".

    В документации могут указываться только те сведения, которые подтверждены данными, находящимися у фирмы. По требованию ФНС организация должна предоставить все официальные подтверждения предъявленной информации. Такой запрос сотрудники данной службы могут направить для подтверждения полноты информации и проверки выплаты налогов.

    Когда оценивается уровень детализации, степень подробности информации в документации, нужно руководствоваться пунктом 6 статьи 105 НК РФ. Количество предоставленной информации должно быть соразмерно со степенью важности сделки, ее масштабами, а также размером выгоды для каждого ее участника.

    Добровольное изменение налоговых баз

    Пункт 6 статьи 105 НК РФ предусматривает невозможность применять при заключении сделок цен, которые не соответствуют рыночным, если они являются намного ниже их. Если компания была уличена в намеренном сокращении официальной суммы выплат ради уменьшения налогового вычета, то у ее владельцев есть возможность самостоятельно исправить стоимость и сделать отчисления в пользу государства в рамках стандартных.

    Все корректировки вносятся с обязательным предоставлением налоговой декларации, в которой уже обозначены налоги на прибыль, предназначенные для оплаты за конкретный период. Если компания не считается плательщиком по налогам, то предоставляется декларация, которая должна быть оплачена в установленные сроки для сдачи всех подобных документов.

    До тех пор, пока все изменения не будут прописаны в декларации, в налоговые органы ее следует подавать вместе с пояснительной запиской, в которой подробно указывается вся сумма, которую конкретное лицо обязано прибавить к первоначальным расчетам.

    В пояснительной записке обязательно прописываются сведения о контролируемых сделках, по отношению к которым были сделаны корректировки. Указывается новая сумма налога, порядковый номер договора, дата его заключения. Следует отдельно написать первоначальную сумму, а затем в точности привести количество материальных средств, которые будут прибавлены к первоначальной сумме, предназначенной для погашения налогового платежа.

    Необходимые пункты в документах

    Прописываются полные сведения о всех лицах, имеющих отношение к контролируемой сделке. Указывается личный ИНН, а также полное название организации или имя ИП. Разрешается добавлять любую другую информацию, которая поможет, по мнению налогоплательщика, быстрее урегулировать ситуацию с оплатой и облегчить работу сотрудников налоговой инспекции.

    Чтобы внести любые изменения в налоговую базу НДС, необходимо предъявить все декларации, которые были оплачены за истекший период. При корректировке любых данных требуется обязательное внесение значимой информации в книгу продаж. Основанием для формирования записи служит документ, в котором указана точная сумма корректировки. Представленная информация должна в точности соответствовать сумме взятого налога с продажи товаров.

    При проведении контролируемой сделки необходимо правильно заполнять все документы и ставить условия, которые соответствуют правилам проведения данных соглашений. Соблюдение порядка ведения документации и соответствие минимально допустимым ценам поможет организовать сделку наиболее успешно.

    Контролируемые сделки - это те, которые происходят между лицами, считающимися взаимозависимыми. По ним налоговые органы имеют право проверять соответствие стоимости рыночной, а, кроме того, отслеживают полный объем исчислений наряду с уплатой ряда налогов. Ниже рассмотрим ст. №105.14 из НК РФ с комментариями.

    Виды сделок между участниками, которые являются взаимозависимыми

    Согласно целям Налогового кодекса, такими сделками считаются те из них, которые происходят между участниками, которые являются взаимозависимыми:

    • Контролируемая сделка - это совокупность операций по перепродаже товаров, либо выполнению заказов и предоставлению услуг, которые совершаются с участием лиц, которые не считаются взаимозависимыми. Подобную совокупность приравнивают к сделкам между участниками, которые являются взаимозависимыми, правда при этом не принимается во внимание присутствие третьих лиц, которые не осуществляют в этой совокупности никаких дополнительных функций. Исключение составляет организация ими перепродажи товаров, оказания услуг и так далее. Третьи лица не принимают на себя риски и не используют активы для организации реализации товаров.
    • Крупные сделки в области внешней экономики и торговли.
    • Сделки при условии, что одной из сторон является участник, чьим местом жительства является государство либо территория, включенная в список, утвержденный Министерством финансов согласно статье №284 Налогового кодекса. В том случае, если деятельность российского учреждения образует постоянное представительство в стране, включенной в список, указанный в статье №284, то данную организацию рассматривают как лицо, чьим местом проживания выступает территория, входящая в данный перечень.

    Обстоятельства, согласно которым сделки считаются контролируемыми

    Контролируемые сделки - это сделки между участниками, чьим местом регистрации и жительства является Россия. Они являются таковыми в том случае, если имеется хотя бы одно из следующих нижеприведенных обстоятельств:

    • Максимальная сумма сделок между участниками за календарный год превосходит один миллиард рублей.
    • Одна из сторон выступает налогоплательщиком за добывание полезных ископаемых. При этом налог исчисляется по ставке, которая установлена в процентах, а непосредственно предметом сделки считается добытое ископаемое. Данное ископаемое признают для указанного лица объектом налогообложения.
    • В сделке участвуют взаимозависимые лица, и по меньшей мере одна из сторон выступает налогоплательщиком, который применяет один из специальных режимов. Одним из них считается система налогообложения производителей сельскохозяйственной продукции. Еще один режим предполагает систему в форме единого налога на вмененную прибыль для некоторых видов деятельности. При всем этом в числе других лиц, которые являются сторонами сделки, есть те, которые не применяют вышеприведенные налоговые режимы.

    • Одна из сторон не обязана платить налог за прибыль предприятия. Но при этом другая сторона не освобождена от подобных обязанностей. Что еще предполагают контролируемые сделки НК РФ?
    • По меньшей мере одна из сторон выступает резидентом специальной экономической зоны либо является ее участником, а государственный режим на этой территории предусматривает специальные льготы по налогам на прибыль учреждений.
    • Крупная сделка должна удовлетворять параллельно нескольким условиям. Во-первых, одна из сторон должна выступать налогоплательщиком и учитывать прибыль и убытки по сделкам. Любая другая сторона может не считаться налогоплательщиком. Либо она может являться налогоплательщиком, но при этом имеет право не учитывать прибыль и убытки по сделкам при определении налоговой базы.
    • Хотя бы одна из сторон выступает членом инвестиционного проекта, который применяет ставку по налогу на прибыль учреждений, который подлежит зачислению в федеральный бюджет.
    • Минимум одна сторона сделки выступает исследовательским корпоративным учреждением, который пользуется освобождением от выполнения обязанностей налогоплательщика на добавленную стоимость.

    Сделки, которые не считаются контролируемыми

    Контролируемыми не признаются нижеприведенные варианты сделок:

    • Сторонами сделки служат лица из одной и той же объединенной группы налогоплательщиков, которая была образована согласно Налоговому кодексу. Исключение составляют те операции, чьим предметом служит добытое полезное ископаемое, которое считается объектом налогообложения. При этом в рамках добычи налогообложение должно происходить по специальной ставке, которая устанавливается в процентах.
    • Сторонами сделки служат участники, которые удовлетворяют одновременно нескольким требованиям. Одним из таких требований выступает регистрация в одном субъекте государства. Кроме того, взаимозависимые лица не должны иметь обособленных подразделений на территории прочих субъектов страны, а также и за ее пределами. Еще одним требованием можно назвать то, что участники не должны оплачивать налог на прибыль учреждений в бюджеты других субъектов страны. Помимо всего прочего, участники сделки не должны иметь убытки, принимаемые при исчислении налогов на прибыль учреждений. Также еще одним требованием является то, что должны отсутствовать обстоятельства для признания совершаемых сделок контролируемыми.
    • Сделки между налогоплательщиками, которые происходят при осуществлении какой-либо деятельности, которая связана с добыванием углеводородного сырья на одном из морских месторождений.

    • Межбанковские кредиты с общим сроком до семи дней включительно.
    • В сфере военного и технического сотрудничества России с зарубежными государствами.
    • Сделки по предоставлению гарантий в ситуациях, когда все стороны выступают российскими учреждениями, которые не являются банками.
    • Сделки, связанные с предоставлением беспроцентных займов, которые происходят между участниками, являющимися взаимозависимыми, местом регистрации или проживания которых является Россия.

    Товары контролируемых сделок

    Контролируемая сделка - это сделка, которая считается таковой в том случае, если их предметом служат товары, которые входят в состав одной и более следующих категорий:

    • Драгоценные камни.
    • Нефть и подобное. В данной ситуации подразумеваются товары, выработанные из нефтепродуктов.
    • Черные металлы.
    • Цветные металлы.
    • Драгоценные металлы.
    • Минеральные удобрения.

    Коды товаров, которые были перечислены выше, согласно номенклатуре экономической деятельности, устанавливаются органом власти, который выполняет функции по разработке государственной политики, а, кроме того, по нормативному и правовому регулированию в сфере внешней экономики.

    Сделки также считаются контролируемыми в тех ситуациях, когда сумма прибыли по ним больше шестидесяти миллионов рублей. При этом учитывает доход от сделок, которые были совершены одним лицом за полный календарный год.

    Сумму прибыли по совокупности сделок определяют путем сложения полученных доходов за полный календарный год. В рамках определения суммы прибыли по сделкам исполнительный орган власти, который уполномочен по контролю в сфере налогов, вправе осуществлять проверку соответствия полученных доходов рыночному объему.

    На основании заявления органа власти, который уполномочен по контролю в сфере налогов, суд может признать операцию контролируемой в том случае, если имеется достаточно оснований полагать, что она выступает частью группы однородных операций.

    Основные критерии

    Итак, Налоговый кодекс предполагает, в частности, следующие критерии сделок, которые считаются контролируемыми:

    • Сделки происходят между участниками, являющимися взаимозависимыми, а также выступающими резидентами страны.
    • Внешнеторговые сделки с резидентом из оффшорной зоны на сумму более шестидесяти миллионов рублей.
    • Внешнеторговые операции между участниками, являющимися взаимозависимыми. При этом сумма прибыли значения не имеет.

    Критерии контролируемых сделок обязательно должны соблюдаться. При этом в законодательстве перечисляются сделки, которых не признают контролируемыми не зависимо от того, удовлетворяют они вышеприведенным критериям или нет.

    К подобным операциям в особенности относят сделки между учреждениями, которые одновременно отвечают следующим требованиям:

    • Учреждения зарегистрированы в одном субъекте страны. При этом у них нет обособленных подразделений на территориях прочих субъектов и за границей в том числе.
    • Предприятия не осуществляют выплату налогов на доходы в бюджеты прочих субъектов государства.
    • Отсутствуют убытки, которые учитываются при исчислении налогов на доходы. При этом во внимание принимаются убытки из предыдущих периодов, которые переносятся на будущие этапы.

    Варианты определения прибыли

    Согласно Налоговому кодексу в рамках проведения контроля сделок, которые происходят между участниками, используются следующие методы определения прибыли:

    • Методика сопоставления рыночных цен.
    • Стоимость последующих реализаций.
    • Затратный способ.
    • Вариант сопоставимой рентабельности.
    • Приемы в распределении прибыли.

    При этом возможно применение комбинации двух и более способов. Стоит отметить, что методика сопоставления рыночных цен считается приоритетной в большинстве ситуаций.

    Примеры контролируемых сделок представлены ниже.

    Сделки и штрафы

    Согласно законодательству, неуплата налогоплательщиками сумм в рамках использования в контролируемых сделках коммерческих условий, которые не сопоставимы с требованиями между лицами, предполагает взыскание следующих штрафов:

    • В общем объеме от двадцати процентов неуплаченного размера налога. Этот штраф имеет отношение к периодам, начиная с 2014 по 2016 года.
    • В размере сорока процентов от неуплаченной суммы, но не меньше тридцати тысяч рублей. Этот штраф имеет отношение к налоговым периодам, начиная с 2017 года.

    Самостоятельная корректировка обязательств по налогам в рамках осуществления контролируемых сделок

    Налогоплательщики имеют право самостоятельно корректировать свои обязательства по налогам, в связи с использованием цен в сделках между участниками, которые не соответствуют рыночному уровню, в целях избегания привлечения к ответственности за налоговые правонарушения.

    Корректирование баз, а также соответствующих сумм необходимо производить по завершении календарного года, который включает налоговые периоды, суммы которых требуется урегулировать:

    • В отношении физических лиц это происходит одновременно с подачей декларации не позже 30 апреля года, который следует за завершенным налоговым периодом.
    • Для организаций корректировка должна происходить одновременно с подачей декларации по налогам на доходы не позже 28 марта того года, который следует за завершенным периодом.

    Согласно ст. 105. 14 НК РФ периодом по налогу на добавленную стоимость считается квартал. А для налогов на добычу ископаемых таким периодом является один месяц. Корректировки по налогам отражают в уточненных декларациях по каждому из периодов, в котором было зафиксировано отклонение цен. Данные декларации представляются одновременно с документами по налогам на прибыль учреждений.

    Суммы недоимок, выявленных налогоплательщиком в результате самостоятельно произведенной корректировки, должны быть погашены в срок не позже момента уплаты налога на прибыль учреждений за соответствующий период. То есть это должно быть сделано не позже 28 марта того года, который следует за завершенным налоговым периодом. Важно учитывать, что за период с момента возникновения недоимок до истечения установленного отрезка погашения пеня на их сумму не начисляется.

    Контролируемые сделки: срок, обязанность и адрес уведомления

    Кто подает уведомление о контролируемых сделках?

    Информация о совершенных налогоплательщиком в текущем календарном году сделках указывается в уведомлении. Данное уведомление лица направляют в налоговый орган по месту своего нахождения в срок не позже 20 мая того года, который следует за периодом, в котором была осуществлена контролируемая сделка. Лица, которые отнесены к категории крупных налогоплательщиков, предъявляют указанные уведомления в налоговые органы по месту учета.

    В том случае, если налогоплательщик в установленный срок не предоставит уведомление в соответствующий орган о контролируемых сделках, которые были осуществлены им в календарном году, то его ждет штраф в размере пяти тысяч рублей. В том случае, если лицо предоставит недостоверные сведения, его также ожидает штраф в объеме пяти тысяч рублей.

    В зависимости от выбора налогоплательщиков, уведомление о совершенных сделках можно предоставлять, как по установленной схеме - на бумажном носителе, так и по утвержденному формату в электронном виде.

    Форму уведомления о выполненных контролируемых операциях наряду с порядком ее заполнения и представления в электронном виде утверждает федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен по контролю, а, кроме того, надзору в сфере налогов по согласованию с Министерством финансов. Форма уведомления обязательно должна быть утверждена Федеральной налоговой службой.

    В том случае, если будут обнаружены неполнота сведений наряду с неточностями либо ошибками в заполнении представленного документа о контролируемых сделках, то налогоплательщик имеет право направить уточненный вариант уведомления.

    Какую информацию должен указывать налогоплательщик в уведомлении?

    Итак, информация о проведенных контролируемых сделках должна содержать следующие сведения:

    • Календарный год. В этом разделе указывают год, за который представляют информацию о проведенных налогоплательщиками контролируемых сделках.
    • Предмет осуществленных сделок и их краткое описание.
    • Информация обо всех участниках сделок. В этом разделе требуется указать полное наименование учреждения, а также ИНН в том случае, если предприятие состоит на учете в налоговом органе в России. Кроме того, если речь идет об индивидуальном предпринимателе, то требуется сообщить его фамилию, имя и отчество, а также ИНН. Гражданские лица предоставляют абсолютно те же сведения.

    • В одном из разделов уведомления требуется указать сумму полученной прибыли. Помимо этого, нужно будет сообщить и о сумме понесенных убытков в результате контролируемых сделок.

    Таким образом, непосредственно суть контролируемых сделок применяется в отечественном законодательстве касательно контроля трансфертной стоимости сделок между участниками, которые выступают взаимозависимыми.

    Ст. 105.14 НК РФ определяет круг сделок, осуществляемых между взаимозависимыми лицами, в отношении которых обязателен налоговый контроль, и приводит перечень операций, не подлежащих такому контролю. Рассмотрим их подробнее.

    Статья 105.14 НК РФ: значение и структура

    Ст. 105.14 НК РФ описывает те условия, при которых сделки, осуществленные между взаимозависимыми лицами, становятся подлежащими обязательному налоговому контролю. Взаимная зависимость возникает в ситуациях (п. 2 ст. 105.1 НК РФ), когда:

    • юр- или физлицо прямо или косвенно участвует в одной или одновременно в нескольких организациях в доле, превышающей 25% (подп. 1-3);
    • юр- или физлицо может определять до 50% состава исполнительных органов юрлица (подп. 4-6);
    • физлицо занимает должность единоличного исполнительного органа в организации или одновременно в нескольких юрлицах (подп. 7, 8);
    • имеет место преемственность участия юр- или физлица в цепочке организаций, и общая доля этого участия составляет больше 50 % (подп. 9);
    • между физлицами существуют служебные отношения с должностной подчиненностью или близкородственные связи (подп. 10, 11).

    О том, как родственные взаимоотношения влияют на освобождение от НДФЛ подаренного и унаследованного имущества, читайте в статье .

    Однако ст. 105.14 НК РФ к сделкам, подлежащим контролю, относит не только операции между взаимозависимыми участниками, являющимися таковыми в соответствии с критериями, перечисленными в п. 2 ст. 105.1 НК РФ, но и сделки, приравниваемые к совершаемым зависимыми лицами.

    Цель такого контроля заключается в выявлении ситуаций занижения доходов (выручки и прибыли) и, соответственно, налогов, зависящих от этих параметров (п. 4 ст. 105.3 НК РФ):

    • на прибыль;
    • НДФЛ;
    • НДПИ;

    Текст ст. 105.14 НК РФ разбивается на 4 части, содержащие:

    • критерии отнесения сделок к операциям, приравниваемым к совершаемым с зависимыми лицами (п. 1);
    • признаки, по которым сделки признают подлежащими обязательному контролю (пп. 2, 3, 5-9, 11);
    • критерии, позволяющие считать сделку неконтролируемой (п. 4);
    • условия отнесения сделок, не отвечающих обязательным критериям подконтрольности, к контролируемым (п. 10).

    Критерии оценки сделок

    Оценка сделок для целей отнесения их к контролируемым производится по ряду признаков, причем понятие этих признаков при необходимости поясняется в тексте ст. 105.14 НК РФ :

    • Существование между лицами зависимости или признаков приравнивания к ней (п. 1).
    • Территория осуществления сделок (подп. 3 п. 1; п. 2).
    • Величина полученных продавцом по сделкам с каждым из зависимых лиц за год доходов (подп. 1 п. 2; пп. 3, 7). Определяется по правилам гл. 25 НК РФ (п. 9).
    • Вид осуществляемой деятельности (подп. 2 п. 1; подп. 2 и 6 п. 2; пп. 5, 11). Источники получения информации о некоторых применяемых по ним кодах и принятых понятиях об определенной деятельности указаны, соответственно, в п. 6 и п. 8.
    • Применение спецрежимов или льгот по налогу на прибыль (подп. 3-7 п. 2).

    Эти признаки по-разному сочетаются в конкретных основаниях отнесения сделок к контролируемым. Ряд из них имеет значение для определения неподконтрольности операций.

    Приравнивание сделок к осуществленным зависимыми лицами

    Отнесению к числу приравниваемых к операциям между взаимозависимыми лицами подлежат (п. 1 ст. 105.14 НК РФ ) сделки:

    • По реализации товаров (работ, услуг), совершенные между зависимыми лицами через посредников, не связанных с продавцом и конечным покупателем зависимостью, если лица, выступающие посредниками, осуществляют в таких сделках только функции перепродажи, не вкладывая в них каких-либо существенных своих затрат (подп. 1). При этом в качестве реализованных будут учитываться и безвозмездно переданные товары, работы, услуги (п. 1 ст. 39 НК РФ).
    • Внешнеторговые (подп. 2), совершенные с нефтью и товарами, произведенными из нее, черными и цветными металлами, минеральными удобрениями, драгоценными металлами и камнями (п. 5) на сумму, составляющую по операциям с каждым из лиц более 60 млн руб. (п. 7).
    • С участием лиц-резидентов офшорных зон, в т. ч. имеющих там постоянные представительства (подп. 3), совершенные с каждым из лиц на сумму более 60 млн руб. (п. 7).

    Сделки, подлежащие обязательному контролю

    Обязательный контроль осуществляется при операциях между зарегистрированными в РФ лицами, взаимная зависимость между которыми установлена, если одновременно имеет место еще хотя бы один из следующих моментов (п. 2 ст. 105.14 НК РФ ):

    • Доход по операциям с зависимым лицом превысил 1 млрд руб. (подп. 1).
    • Сделки совершаются в отношении полезного ископаемого, и одна из сторон-участниц платит НДПИ (подп. 2). При этом объем сделок оказался больше 60 млн руб. (п. 3).
    • Одна из сторон применяет спецрежим ЕСХН или ЕНВД (подп. 3), и объем сделок с ней превысил 100 млн руб. (п. 3). При этом среди участников операций есть лица, не применяющие подобные режимы (подп. 3).
    • Одна из сторон имеет освобождение от платежей по налогу на прибыль или в связи с участием в проекте «Сколково» использует по нему ставку 0%, при этом другая сторона не применяет подобных льгот (подп. 4). Объем таких сделок должен быть больше 60 млн руб. (п. 3).
    • Одна из сторон пользуется льготой по налогу на прибыль как резидент (участник) особой (свободной) экономической зоны, при этом другая сторона не имеет права на подобную льготу (подп. 5). Объем таких сделок должен быть больше 60 млн руб. (п. 3).
    • Одна из сторон определяет базу по прибыли в особом порядке в связи с ведением деятельности по добыче углеводородного сырья на новом морском месторождении, при этом у другой стороны не имеется права на подобную льготу (подп. 6). Объем таких сделок должен быть больше 60 млн руб. (п. 3).
    • Одна из сторон (или обе) как участник инвестиционного проекта имеет право на ставку 0% по налогу на прибыль или применение пониженной региональной ставки по нему (подп. 7). При этом объем сделок должен быть больше 60 млн руб. (п. 3).

    Неподконтрольные сделки

    Не будут признаваться подлежащими контролю сделки, даже если они отвечают критериям отнесения к приравниваемым к осуществленным зависимыми лицами или к подлежащим обязательному контролю, если (п. 4 ст. 105.14 НК РФ ):

    • стороны представлены участниками одной консолидированной группы, но речь при этом не идет о продаже полезного ископаемого, облагаемого НДПИ (подп. 1);
    • стороны имеют регистрацию в одном и том же субъекте РФ, не располагают подразделениями за его пределами (и, соответственно, не платят в иных субъектах налог на прибыль), работают без убытков и сделки между ними не отвечают критериям, требующим обязательного контроля по основаниям, связанным с уплатой НДПИ, применением спецрежимов или льгот по налогу на прибыль (подп. 2);
    • стороны, совершающие сделки в отношении добытого углеводородного сырья, делают это в связи с одним и тем же месторождением (подп. 3);
    • сделки относятся к межбанковским кредитам со сроком погашения не более 7 дней (подп. 4);
    • сделки совершаются в определенных законодательством рамках сотрудничества РФ с иностранными государствами в военно-технической области (подп. 5).

    Контроль по сделкам, не соответствующим критериям обязательного контроля

    Возможно признание контролируемыми сделок, по формальным признакам не подлежащих обязательному контролю, если для этого возникнут соответствующие основания. Такими основаниями могут стать:

    • Привлечение к сделке больше чем 2 лиц, что происходит при участии, например, посредников в ней.
    • Признание сделки частью группы аналогичных сделок, осуществленных с целью исключения возможности отнесения ее к контролируемым (п. 9 ст. 105.14 НК РФ ). Эта процедура осуществляется в судебном порядке по представлению федерального органа, осуществляющего налоговый контроль.

    Процедура и последствия контроля

    За налогоплательщиками, составляющими стороны сделок, отвечающих критериям контролируемых, законодательно закреплена обязанность уведомления налоговых органов о совершенных ими за прошедший год сделках, подлежащих налоговому контролю (п. 1 ст. 105.16 НК РФ).

    Контроль над ценами, применяемыми при таких сделках, и, соответственно, за полнотой отражения доходов и исчисления налогов по ним осуществляет ФНС в специальном порядке, приведенном в гл. 14.5 НК РФ. Налогоплательщики по запросам ФНС обязаны предоставлять информацию, необходимую для проведения такого контроля (п. 1 ст. 105.15 НК РФ).

    Если занижение доходов и налогов в результате проверки не выявлено, то она не будет иметь последствий для налогоплательщика. В случае обнаружения занижения налоговых баз по контролируемым налогам или завышения убытка ФНС соответствующим образом откорректирует эти базы (п. 5 ст. 105.3 НК РФ). Допускается выполнение такой корректировки налогоплательщиком самостоятельно (п. 6 ст. 105.3 НК РФ) с подачей ее в ИФНС не позже срока, установленного для подачи деклараций за налоговый период.

    Итоги

    Критерии признания сделок контролируемыми или не подлежащими налоговому контролю имеют важное значение при осуществлении операций с зависимыми лицами. Если они оказываются контролируемыми, это налагает на налогоплательщика ряд дополнительных обязанностей, вызывает проведение процедуры специального налогового контроля над уровнем примененных при таких сделках цен и может иметь следствием доначисление налогов, зависящих от доходов.

    Loading...Loading...