Налоги и теоретические основы налогообложения. Налогообложение строительных предприятий

Введение

1. Теоретические основы налогообложения в Российской Федерации

1.2 Функции налогов и принципы налогообложения

2. Элементы налогов и способы их взимания

Заключение

Список использованных источников

Введение

Различные страны строят свою налоговую систему на базе общепринятых принципов экономической теории о справедливости и эффективности налогообложения с учетом новейших научных достижений.

Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе и, чаще всего, основной формой доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Налоговую систему конкретной страны характеризуют применяемые типы налогообложения. Так, для налоговой системы Российской Федерации характерно пропорциональное (налог на доходы физических лиц, НДС, акцизы), прогрессивное (налог на имущество физических лиц), регрессивное налогообложение (единый социальный налог).

В настоящее время одним из препятствий на пути развития экономики и предпринимательства является несовершенство налоговой системы России, так как она имеет ярко выраженный фискальный интерес и роль регулирующей функции в ней принижена.

Главной проблемой, учитывая все вышеизложенное, является продолжающееся реформирование налогообложения: сделать его простым, эффективным; найти способы снятия всех налоговых преград на пути экономического роста.

Именно в существовании этой проблемы и в поиске путей ее решения заключена актуальность темы дипломной работы "Современная система налогообложения предприятия".

Таким образом, предметом нашего исследования и является современная система налогообложения предприятий.

Целью исследования в работе, исходя из определенной проблемы, таким образом, является изучение, анализ действующей системы налогообложения и поиск ее оптимальной модели.

Задачи исследования - возможности достижения цели. Из возможностей достижения этой цели изучена действующая система налогообложения в Российской Федерации, проведен анализ системы налогообложения в исследуемом предприятии; на основе собранных в процессе исследования данных изложен процесс создания оптимальной модели налогообложения с практическими выкладками.

1. Теория и основы налогообложения в РФ

1.1 Сущность налога и его экономическое содержание

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политико-экономическую, социальную, экономическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.

Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной функции государства. Важной "кровеносной артерией" финансово-бюджетной системы являются налоги.

Под понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

В России в понятие "налог" заложены различные моменты юридического характера, важные для понимания сути налогообложения, а именно:

    прерогатива законодательной власти утверждать налоги;

    главная черта налога – односторонний характер его установления;

    налог является индивидуально безвозмездным;

    уплата налога – обязанность налогоплательщика, она не порождает вторичной обязанности государства;

    налог взыскивается в условиях безвозвратности;

    целью взимания налога является обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.

В области налогообложения выработаны два подхода к решению проблемы юридической трактовки налога:

1) к налогам относят любое изъятие средств для формирования доходной части бюджета;

2) налог есть одна из форм фискальных платежей, отвечающая определенным требованиям.

Выбор одного из указанных способов зависит от особенностей национального законодательства. В нашей стране в качестве юридического критерия отличия налога от неналогового платежа предложен признак нормативно-отраслевого регулирования, согласно которому налоговые отношения регламентируются нормами налогового законодательства, а неналоговые обязательные платежи – нормами других отраслей права.

В России в период ее социалистического развития не было ни значительных теоретических разработок, ни практических приложений в данном направлении. Поэтому многие проблемы и трудности в налоговой сфере сегодняшнего дня обусловлены недооценкой их в предыдущие годы. Так, российское законодательство до внедрения в 1999 г. первой части Налогового кодекса различий между понятиями "налог", "сбор", "пошлина" не признавало. Невозможно было понять, каковы отличия налогового платежа от неналогового платежа, а также связанные с этим обстоятельством юридические последствия для налогоплательщика. Разграничения этих понятий следующие. Обязанность по уплате налога возникает всегда при наличии объекта налогообложения. При этом налог устанавливается и вводится законом, его уплата носит принудительный характер, он уплачивается на основе безвозмездности; налог является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого назначения.

При уплате пошлины или сбора всегда присутствует специальная цель и специальные интересы. Взимаются пошлины и сборы только с тех, кто обращается в соответствующие органы по поводу оказания нужных им услуг.

В теоретическом плане цель взыскания пошлины (сбора) – лишь покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они уплачиваются: без убытка, но и без чистого дохода. Например, таможенная пошлина, налогоплательщик формирует цель – ввоз тех или иных товаров на территорию страны. Именно налогоплательщик в первую очередь заинтересован во ввозе товара, государство же выдвигает условия ввоза – оформление документов и уплату таможенного сбора.

В настоящее время российское законодательство предусматривает различие между налогами и сборами. Так, в первой части Налогового кодекса, ст. 8, дается следующее определение:

"Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)".

Понятие пошлины Налоговый кодекс РФ их не выделяет как самостоятельное. Факт наличия в названии налога или обязательного платежа слов "налог", "сбор", "пошлина" еще не определяет существо данного платежа.

Что же такое налог с учетом экономического содержания возникающих при этом отношений?

Социально-экономическая сущность и роль налогов проявляется в их функциях, т.е. в основных направлениях воздействия налогов на развитие общества и государства.

    1. Функции налогов и принципы налогообложения

Функции налогов являются способом выражения их различных свойств. Функции показывают, каким путем реализуется общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения.

Налоги используются всеми государствами с рыночной экономикой как метод прямого влияния на бюджетные отношения и опосредованного (через систему льгот и санкций) воздействия на производителей товаров, работ и услуг. Через налоги достигается относительное равновесие общественных потребностей и ресурсов, необходимых для их удовлетворения, через налоги обеспечивается рациональное использование природных богатств, в частности путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств. Посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

С этих же позиций налогообложение выполняет четыре важнейшие функции, каждая из которых реализует то или иное практическое назначение налогов.

Фискальная функция обеспечивает перераспределение части финансовых ресурсов общества в пользу государства. Данная функция проявляется через формирование доходов посредством аккумулирования средств в бюджете и внебюджетных фондах. Бюджетные средства расходуются на социальные услуги и хозяйственные нужды, поддержку внешней политики и безопасности, на административно-управленческие расходы и платежи по государственному дому.

Перераспределение средств с помощью фискальной функции, с одной стороны, должно обеспечить реализацию государственных программ, с другой – не нарушить нормальный ход воспроизводства.

Социальная функция реализует через неравное налогообложение разных сумм доходов. С помощью данной функции перераспределяются доходы между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной (социальной) функции являются: прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.

Распределительная функция нацелена на решение тех или иных задач налоговой политики государства посредством использования налоговых механизмов. Данная функция предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также его структуру.

Суть регулирующей функции заключается в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от обложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов. Поэтому для этой функции выделяют три составляющие:

    стимулирующая подфункция проявляется через систему льгот и освобождений, например, для сельскохозяйственных производителей;

    дестимулирующая подфункция имеет цель – через повышение ставок налогов ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т.д.;


Налоги и налогообложение

Джурбина Елена Михайловна

Теоретические основы налогообложения

1. Понятие налога, сбора пошлины

2. Функции налогов

3. Виды налогов и их характеристика

4. Налоговая система и принципы ее функционирования

5. Элементы налогов и их характеристика.

В истории, взимая налоги в натуральной форме, государство несло денежные затраты. Из-за чего налоги стали взиматься в денежной форме, что было удобнее.

Налоги являются основным источником дохода государственного бюджета.

Первые упоминания о налогах выходят из Древней Греции. Причем никаких народных возмущений в связи с налогами там небыло. Был налог на вино, табак, проституток, бани и т. д.

Также упоминания о налогах были и в Древней византии. Там были налоги на рекрутов (чтобы не ходить в армию), на воздух (на объем строительства зданий превышающих объем по проекту), на окна (поэтому в Европе фасады домов с маленьким кол-вом окон).

В России известно упоминание о соляных бунтах, связанных с налогами на соль.

При Петре была разумно построена налоговая система. Один из самых известных налогов Петра был налог на бороду.

До революции налоговая система развивалась как и во всем мире. А после, все налоги кроме подоходного были отменены, т. к. вся прирбыль изымалась государством и перераспределялась.

При НЭПе было введено некоторое количество налогов, но когда НЭП исчес, исчезли и налоги. Так было до 1992 года (кроме налога на холостяков).

1991 году, в декабре, был принят закон о налогах. И с 1 января 1992 года снова возродилась налоговая система в России. Было 43 налога, народ не был приучен платить, способы уплаты были сложными, поэтому налоговые органы являлись карательными.

В 1994 году, когда началось реформирование налоговой системе и появилась децентрализация власти, была дана самостоятельность регионам. Регионам было дано право и налоготворческой инициативы. Вводилось очень много противоречивых налогов и в 1996 году инициатива у регионов прекратилась. Теперь можно было вводить только налоги в соответствии с налоговым кодексом.

К вопросам науки о налогах приложил руку и Адам Смитт.

Первое определение налогов было дано в законах о налоговой системе, а затем в налоговом кодексе.

Сейчас налог - это обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с юр. и физ. лиц в денежной форме, в порядке отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения оперативного управления денежных средств, с целью финансирования задач и функций государства.

Признаки налогов:

1. Обязательность - налогами являются только те платежи, которые устанволены законом. Если налог не заплатить то будут применяться пени, штрафные санкции и т. п.

2. Индивидуальная безвозмездность - государство не гарантирует лично каждому налогоплательщику предоставления каких-либо услуг за уплату налогов.

3. Использование во благо всего государства.

4. Взимаются в денежной форме.

5. Индивидуальность - никто не может заплатить налог за кого-то другого (кроме недееспособных и несовершеннолетних).

6. Являются основным источником дохода бюджетов РФ.

Сбор - это платеж юр. и физ. лиц за обладаение специальным правом или за осуществление определенного вида деятельности (лицензионные сборы).

Пошлина - это платеж юр. и физ. лиц за осуществление в их пользу органами гос. власти юридичесви значимых действий (регистрационная - за регистрацию изобретений, таможенная, государственная - только она регламентируется налоговым кодексом).

Функция налогов - это проявление его сущности в действие; способ выражение его свойств. Функция показывает каким образом реализуется обществненое назначение налога, как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

1. Фискальная - заключается в обеспечении государства и муниципальных образований финансовыми средствами, путем изъятия части доходов физических и юридических лиц. Инструментом являются налоги, а изымаемые с их помощью доходы используются для финансирования государственных задач и функций (оборона, государственный заказ и т. д.).

2. Распределительная - означает, что посредством налогов государство концентрирует в бюджете финансовые ресурсы, которые впоследствии перераспределяются между отраслями экономики, предприятиями и группами населения.

3. Регулирующая - проявляется в диференциации условий налогообложения и воздействии с их помощью на экономические процессы (на процесс инвестирования, на создание благоприятных конкурентных условий, на социальную политику).

4. Контрольная (спорная - нет единого мнения среди ученых) - предполагает, что используя налоги в качестве инструмента, госдарство контролирует пропорции экономического и социального развития, а также своевременность и полноту поступления доходов в бюджеты и сопостовляет их величину с потребностями в финансовых ресурсах.

Виды налогов:

1. По уровням налоговой системы / в зависимости от органов власти вводящего налоги:

a. Федеральные - налоги, установленные налоговым кодексом (т. е. федеральным законодательством) и взимаемые на всей территории РФ. Их больше всего. К ним относят акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль, вводный налог и т. д. Изменять эти налоги не имеют ни регионы ни муниципалитет.

b. Регионаьные - это налоги установленные налоговым кодексом (транспортный, налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес). По этим налогам налоговый кодекс определяет основные налоговые элементы: плательщиков, налоговую базу, ставки, льготы, примерные сроки уплаты. Региональным органам власти дано право вводить или не вводить эти налоги на подведомственные им территории, а также конкретизировать ставки этих налогов, дополнять льготы, устанавливать сроки уплаты и формы налоговй отчетности.

c. Местные - то же самое, что региональные, только на местном уровне. Их исчерпывающий перечень дан в налоговом кодексе. Таких налогов 2: налог на имущество физических лиц и земельный налог.

2. По назначению:

a. Общие - которые поступают в бюджет и расходуются на любые цели государством (большинство налогов).

b. Целевые - цель использования таких налогов определяется при их введении. Сейчас их нет.

3. По способу взимания:

a. Прямые - взимуются непосредственно с доходов или с имущества налогоплательщика (налог на прибыль организации, на доходы физических лиц, на имущество)

b. Косвенные - налоги включающиеся в цену товара, тариф или цену услуги. Плательщиком является последний кто приобрел товар или услугу (НДС, акцизы).

i. универсальные - все товары и услуги им облагаются (НДС).

ii. Индивидуальные - ими облагаются отдельные виды товаров (акцизы).

4. По порядку зачисления в бюджет и порядку использования:

a. Собственные - это налоги, которые закреплены за бюджетом определенного уровня на постоянной основе (налог на имущество организации и транспортный налог для регионального бюджета является собственным, а для федерции все являются собственными).

b. Регулирующие - налоги, кторые в определенных пропорциях распределяются между бюджетами разных уровней с целью финансового/бюджетного регулировани. Пропорции распределения установлены бюджетным кодексом (50% акцизов на алкоголь поступает в фед. бюджет, 30% в региональный и 20% в местный).

5. По методу взимания:

a. Пропорциональные - это налоги, у которых ставка не изсеняется при изменении налоговой базы, меняется только сумма налога (налог на доходы физических лиц).

b. Прогрессивные - налоги у которых ставка возрастает с ростом налоговой базы (налог на имущество физических лиц).

c. Регрессивные - налоги у которых ставка уменьшается с ростом налоговой базы (их сейчас нет).

Наловая система - это совокупность существенных условий налогообложения, установленных в конкретном государстве, в определенный период времени.

К таким существенным условиям налогообложения относятся:

● Налоговое законодательство, определяющее порядок уплаты налогов.

● Перечень налогов, применяемых в конкретном государстве.

● Налоговые органы, осуществляющие контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов.

● Совокупнсоть санкций за нарушение налогового законодательства.

● Основные элементы налогов, обеспечивающие своевременность и полноту их выплат.

Принципы налоговой системы в РФ:

● Принцип однократности налогообложения.

● Принцип справедливости. Означает, что условия налогообложения должны учитывать возможности налогоплательщиков по уплате налогов. Т. е. для малообеспеченных категорий населения, для организаций или отраслей, имеющих важное значение для экономики государства, могут устанавливаться льготные условия налогообложения. Но по законадательству запрещено устанавливать льготы для конкретных физических лиц и предприятий налогоплательщиков.

● Удобство уплаты налога. Означает, что условия и сроки уплаты налогов должны быть точно заранее известны налогоплательщику, а процедура уплаты должна быть простой и понятной.

● Не дискриминационный характер. Означает, что условия налогообложения одинаковы для всех налогоплательщиков, независимо от национальности, рассовой принадлежности, пола, источника происхождения капитала и т. д.

● Все неустранимые сомнения, противоречия, неясности актов законадательства о налогах и сборах, толкуются в пользу налогоплательщика.

● Принцип обязательности.

Законадательно установленные характеристики налога, позволяющие исчислить его и уплатить в бюджет, называются элементами налогов или элементами налогообложения.

Налог считается установленным, если налоговым кодексом определены следующие обязательные его элементы:

● Субъект (налогоплательщик) - это организации, предприниматели, физические лица, на которых, в соответствии с законодательством, возложена обязанность уплаты налогов. Налоговые агенты - это организации и предприниматели, которые в соостветствии с налоговым кодексом (НК) исчисляют и перечисляют в бюджет отдельные виды налогов за физические лица (например организации работодатели, банки и т. д.).

● Объект - это то, что облагается налогом. К объектам налогообложения отностятся:

○ Реализация товаров.

○ Имущество.

○ Прибыль.

○ Расход.

○ Иные обстоятельства, имеющие стоимостную, количественную, физическую характеристики, наличием которых у налогоплательщика возникает обязанность уплаты налогов.

● Налоговая база - это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Единица налогообложения - это физическая, стоимостная или другая количественная единица, в которой выражается налоговая база (в транспортном налоге объект - транспортное средство, а налоговая база - это мощность, выраженная в лошадиных силах; по налогу на доход налоговой базой является сумма дохода выраженная в рублях).

● Налоговая ставка - это величина налогового начисления на единицу измерения налоговой базы.

● Налоговый период - это календарный год или иной период, применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

● Порядок исчисления - по каждому виду налога установлен налоговым кодексом и зависит от категории налогоплательщика, налоговой базы, налоговой ставки, налоговых льгот и продолжительности налогового периода.

● Сроки уплаты налога - устанавливаются по каждому налогу. Они определяются календарной датой или истечением периода вречени (года, квартала, месяца, дня) а также указанием на событие, которое должно произойти или наступить, либо указанием на действие, которое должно быть совершено.

● Порядок уплаты налога - уплата производится разово всей суммы налога, либо по частям (если предусмотренно налоговым кодексом) (авансовые платежи), причем уплата должна быть проихведена в установленный срок. Может производиться как в наличном, так и в безналичном виде.

К факультативным элементам отностятся:

● Налоговые льготы - это предоставленные отдельным налогоплательщикам (отдельным категориям) преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками. Включают возможность неуплачивать налог, уплачивать его в меньшем размере или перенести срок уплаты на более поздний.

○ Налоговый вычет - это уменьшение налоговой базы на определенные видв расходов, произведенные налогоплательщиком.

○ Налоговая скидка - это уменьшение налоговой базы на величину отдельных ее элементов.

○ Отсрочка - перенесение срока уплаты на более поздний. Предоставляется на период от 1 до 6 месяцев. Является платной.

○ Рассрочка - предоставляется на срок до 1 года и тоже является платной.

○ Инвестиционный налоговый кредит. На срок до 5-ти лет предприятия не платят какой-либо из налогов. После надо платить текущие налоговые платежи и выплачивать сумму инвестиционного налогового кредита (с проценатми).

Налогообложение строительных организаций

1. Налоги и сборы – обязательные платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставкам, установленным в законодательном порядке (13%). За счет налогов формируется доход госбюджета. Правовая основа налога и сбора различна. Сущность налогов заключается в прямом изъятии государством в свою пользу определенной части валового общественного продукта для формирования бюджета. Сбор – плата государству за право пользования или осуществление деятельности (например, лицензионный сбор). Уплата сборов – одно из условий совершения государством определенных юридически значимых действий в пользу плательщика. Налоги – форма финансовых отношений хозяйствующих субъектов и государства. По каждому налогу в законодательном порядке определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Элементами налогообложения являются: объект налогообложения; налоговая база; налоговая ставка; налоговый период; порядок исчисления налога; налоговые льготы и вычеты; порядок и сроки уплаты налога. В отдельных случаях НК РФ устанавливает специальный налоговый режим, такой как: упрощенная система налогообложения, единый с/х режим, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Объектами налогообложения являются: имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных строительных работ. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговая база, порядок ее определения, а также налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК РФ, а по региональным и местным налогам устанавливается НК РФ только налоговая база и порядок ее определения. Налоговые ставки по этим налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления. Налоговым периодом является календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Порядок исчисления налога состоит в том, что строительные организации самостоятельно исчисляют сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Уплата налога производится разовым платежом всей суммы налога, либо в ином порядке, предусмотренным НК РФ.

В НК РФ предусмотрено условия при которых сроки уплаты налогов могут быть изменены, т.е. перенесены на более поздний срок: отсрочка, рассрочка, налоговый кредит, инвестиционный налоговый кредит. Под отсрочкой и рассрочкой понимается изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных ст. 64 НК РФ на срок от 1 до 6 месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. За отсрочку или рассрочку необходимо заплатить ½ ставки рефинансирование ЦБ РФ.

Ставка рефинансирования – размер % в годовом исчислении, подлежащий уплате ЦБ страны за кредиты, предоставленные кредитным организациям. Эти кредиты являются рефинансированием временной нехватки финансовых ресурсов. Сегодня ставка рефинансирования составляет 7,75 %.

Налоговый кредит предоставляется на срок от 3 месяцев до 1 года при наличии хотя бы одного из следующих оснований: причинение ущерба в результате стихийного бедствия; задержки финансирования из бюджета или оплаты выполненного госзаказа, угрозе банкротства в случае единовременной выплаты налога.

Основаниями для предоставления организациям инвестиционного налогового кредита являются: проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ, либо техническое перевооружение собственного производства; осуществление внедренческой или инновационной деятельности, выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона. Срок предоставления инвестиционного кредита от 1 года до 5 лет. Размер ставки за пользование отсрочкой от ½ до ¾ ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Упрощенная система налогообложения (УСН)

Одним из условий применения УСН является соблюдение предельного размера дохода по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на указанный спец.режим. УСН для организаций и индивидуальный предпринимателей применяется на ряду с иными режимами налогообложения, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах. Применение УСН предусматривает освобождение организаций от уплаты налога на прибыль (с учетом п.3 и 4 статьи 284 НК РФ), налога на имущество организации, НДС.

Единый с/х налог (ЕСХН) – система налогообложения для с/х товаропроизводителей. Применяется наряду с общим режимом налогообложения.

Единый налог на вмененный доход – режим, при котором налогоплательщику устанавливается (вменяется) фиксированная базовая доходность исходя из которой рассчитывается вмененный доход и налог на него. Это налог, вводимый законами субъектов РФ. Также заменяет уплату ряда налогов и сборов.

Функции налога

Проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.

1. Распределительная функция – позволяет осуществлять формирование финансовых ресурсов в бюджетной системе и внебюджетных фондах.

2. Контрольная функция – обеспечивает контроль за движениями финансовых ресурсов, оценивает эффективность налогового механизма и выявляет необходимость внесения изменений в налоговую политику и в бюджетную систему.

3. Регулирующая функция:

а) стимулирующая подфункция - реализуется через систему льгот;

б) дестимулирующая подфункция – заключается в сдерживании развития отдельных сфер предпринимательства;

в) воспроизводственная подфункция – предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов.

Налоговая система - взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в государстве условий налогообложения; которую образуют налоги, сборы, пошлины и другие налоговые платежи.

Классификация налогов

1. По способу взимания:

а). прямые налоги – взимаются непосредственно с доходов, прибыли и имущества строительных организаций.

Налог на прибыль;

Налог на доходы физических лиц;

Земельный, транспортный налоги

б) косвенные налоги – относятся к товарообороту (услугам), устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу.

Таможенные пошлины;

2. По объектам налогообложения

Стоимость реализованных СМР (НДС);

Налогооблагаемая прибыль (налог на прибыль);

Имущество строительных организаций (налог на имущество);
- ФОТ (до 2010г. – единый социальный налог (ЕСН), после – страховые взносы в: ФСС, ПФР, ФФОМС, ТФОМС)

Где ФСС – фонд социального страхования;

ПФР – пенсионный фонд России;

ФФОМС – федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

ТФОМС – территориальный фонд обязательного медицинского страхования;

Участие строительных организаций в уставных капиталах других организаций, доходы от операций на рынке ценных бумаг (налог на доходы от капиталов);

Доходы работников строительных организаций (налог на доходы физических лиц).

3. По срокам уплаты:

а) срочные налоги – уплачиваются к определенному сроку;

б) периодично-календарные налоги – декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

4. По характеру отражения в бух.учете:

Относимые на себестоимость СМР (земельный налог, страховые взносы)

Уменьшающие финансовые результат (валовую прибыль) до уплаты налога на прибыль (налог на имущество).

Уплачиваемый за счет налогооблагаемой прибыли (налог на прибыль);

Включаемые в цену строительной продукции (НДС, таможенные пошлины).

Удерживаемые из доходов работников (подоходный налог).

5. По иерархическим уровням утверждения:

а) федеральные налоги – единые на всей территории страны – зачисляются в бюджеты различных уровней (НДС, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы от капитала, налог от доходы физических лиц, страховые взносы, таможенные и государственные пошлины, водный и экологический налоги, налог на добычу полезных ископаемых, сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов, федеральные лицензионные сборы и др.)

Основные термины и понятия

В основе изучения налоговой системы и механизмов налогообложения должно лежать полное и точное понимание налоговой терминологии и понятий, раскрывающих суть налогообложения. Рассмотрим основные элементы, характеризующие налоговую систему и налоговый механизм.

Налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет. Они возникли одновременно с образованием государства. По экономическому содержанию налоги - это финансовые отношения между государством и налогоплательщиками по поводу принудительного отчуждения части вновь созданной стоимости в целях формирования централизованных фондов денежных средств, необходимых для выполнения государством его функций.

Налоговая система страны - совокупность установленных в законодательном порядке налогов, взимаемых в бюджеты различных уровней, принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, начисления, уплаты и взыскания, включая организацию налогового контроля.

Структура налогов - это соотношение различных видов налогов и сборов, которые образуют налоговую систему и определяются налоговой политикой государства.

Объекты налогообложения - доходы, прибыль, добавленная стоимость, имущество, используемые природные ресурсы, определенные юридические действия (например, нотариальные, передача прав собственности на имущество) и др.

База налогообложения - стоимостное, физическое или иное характерное выражение объекта налогообложения.

Субъектами налоговой системы являются налогоплательщики и государственные налоговые органы.

Налогоплательщики - юридические и физические лица, которые, в соответствии с действующим законодательством, обязаны платить налоги и сборы (обязательные платежи).

Государственные налоговые органы - службы, созданные государством для контроля за полной и своевременной уплатой налогоплательщиками установленных законодательством налогов.

Носитель налога - это лицо (юридическое или физическое), которое фактически несет налоговое бремя. Плательщик налога не является его носителем, если перекладывает налог на другого.

Источники уплаты налогов - средства плательщика; доходы, полученные в различных формах (выручка от реализации продукции, прибыль предприятия, заработная плата и др.). Иногда источник может совпадать с объектом (например, по налогу на прибыль предприятий).

Единица налогообложения - это единица измерения базы налогообложения (например, денежная единица для подоходного налога, единица измерения площади (га, м 2) для земельного налога, единица измерения объема двигателя (куб. см) для налога с владельцев транспортных средств).

Налоговая ставка - это величина налога в абсолютном (денежном) или относительном (процентном) выражении, которая устанавливается на единицу налогообложения. Различают номинальную и эффективную налоговые ставки.

Номинальная ставка - установленная законом величина налога, подлежащая уплате с каждой единицы налогообложения.

Эффективная ставка - отношение суммы выплаченного налога к фактической сумме доходов; характеризует фактический уровень налогообложения.

Налоговый оклад - это сумма налога, уплачиваемого налогоплательщиком с одного объекта.

Налоговая льгота - это полное или частичное освобождение от уплаты налога; закрепляется законодательно в различных формах: посредством установления необлагаемого минимума объекта налога, понижения налоговых ставок, вычета из налогового оклада (налогового кредита), возврата ранее уплаченных налогов и др.

Налоговая квота - установленная доля налога в доходе плательщика в абсолютном и относительном выражении; ее величина характеризует допустимый уровень налогообложения. Установить налоговую квоту законодательно - значит установить предельную величину изъятия дохода плательщика. В Украине в настоящее время не применяется.

Двойное налогообложение - это обложение одного и того же объекта налогом одного вида не менее двух раз в течение одного отчетного периода; может проявляться в следующих формах:

один и тот же объект облагается налогом одного вида разными уровнями государственной власти одной страны (например, на уровне федерации в целом, субъектов федерации, органов местного самоуправления);

один и тот же объект облагается налогом одного вида властями разных государств;

облагается прибыль юридических лиц, а затем эта же прибыль облагается как дивиденды, выплаченные акционерам предприятий.

Налоговая реформа - это совокупность изменений налогового законодательства, затрагивающих структуру налогов, объекты налогообложения, налоговые ставки и льготы с целью оптимизации налогообложения, достижения баланса интересов развития экономики и социальной справедливости.

Налоговая политика - составная часть экономической политики государства, которая базируется на совокупности юридических законодательных актов, устанавливающих виды налогов, порядок их взимания и регулирования.

Либерализация системы налогообложения - это уменьшение регулирующей роли налогов, создание одинаковых условий для всех налогоплательщиков; достигается обычно путем снижения налоговых ставок, с одной стороны, и расширения базы налогообложения (уменьшения или ликвидации налоговых льгот, увеличения количества объектов налогообложения) - с другой.

Налоговое право - совокупность правовых норм, с помощью которых государство регулирует возникающие при сборе налогов отношения: между государством и налоговыми органами; налоговыми органами и плательщиками; государством, налоговыми органами и финансово-кредитными учреждениями по аккумуляции налоговых платежей. Налоговое право является частью финансового права.

Налоговое обязательство - обязательство налогоплательщика уплатить в бюджеты соответствующую сумму в порядке и в сроки, установленные законодательством.

Налоговый кредит представляет собой сумму, на которую плательщик имеет право уменьшить налоговое обязательство отчетного периода в соответствии с нормами, предусмотренными в налоговом законодательстве (например, исключить из суммы начисленного внутри страны налога на прибыль сумму налога на прибыль, уплаченную за границей; уменьшить сумму налога на добавленную стоимость (НДС), подлежащую перечислению в бюджет, на сумму НДС, уплаченную плательщиком этого налога в отчетном периоде в связи с приобретением товаров, работ, услуг и пр.).

Налоговые каникулы - определенный период, в течение которого плательщику предоставляется льгота в виде освобождения от уплаты налога.

1.1. СУЩНОСТЬ, ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГОВ

Налог как основная форма доходов государства присущ всем государственным системам, как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. Доходы государства безотносительно к конкретно-историческим системам представляют собой совокупность средств, находящихся в собственности государства и создающих материальную базу для выполнения его функций. Иначе говоря, функционирование государства предполагает объективную необходимость существования налогов.

В связи с этим о налоге можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, неотъемлемой ее части. Социально-экономическая сущность, функции и роль налогов определяются природой и задачами государства, развитием товарно-денежных отношений и условиями воспроизводства.

Причины возникновения налогов, их общественное назначение впервые исследованы А. Смитом и Д. Рикардо. Основоположник научной теории налогообложения А. Смит определял налог как один из способов, посредством которого народ частью собственных доходов участвует в создании государственных доходов, необходимых для покрытия издержек, обусловленных задачами государства. Смит считал, что существуют три источника богатства: земля, труд и капитал, отсюда и разные формы обложения в зависимости от разнообразия источников дохода. Он признавал, что налог есть необходимость, обусловленная существованием государства.

Д. Рикардо отстаивал те же взгляды на налог и его источники. Он трактовал налоги как ту долю продукта земли и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства: они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны.

Теория налогообложения Ж.Б. Сэя во многом повторяет основные положения Смита и Рикардо, раскрывая и дополняя их. Сэй сформулировал положение, ставшее аксиомой, - налог черпается из двух источников: дохода и капитала. Если налогообложение принимает слишком большие размеры, оно влечет за собой печальные последствия. С одной стороны, ограничивает производительные возможности предпринимателей, что сокращает производство, с другой стороны, уменьшает способность каждого человека потреблять.

Принимая позицию Сэя, С. Сисмонди мотивировал умеренность налогообложения тем, что если государство присваивает большую долю части прибыли промышленности, земледелия, торговли, то экономическая жизнь приходит в упадок. Поэтому главное в налогообложении - не причинять препятствия воспроизводству богатства. В то же время для достижения социальной справедливости каждый должен содействовать поддержке общества в соответствии со своим доходом. Согласно теории Сисмонди налог есть цена, уплачиваемая гражданами за полученные от общества блага: обеспечение прав собственности, общественного правопорядка, правосудия и др.

Дж. Милль выступал за облегчение налогообложения средств, идущих на сбережения, которые, как правило, инвестируются, увеличивая первоначальный капитал и будущие доходы правительства.

Таким образом, воззрения на налоги постепенно выстраивались в логическую систему налогообложения, определяя не только общественное назначение налогов как необходимое условие функционирования государства, но и как обязанность граждан перед государством, что предопределило его не только экономическое, но и правовое содержание. Уже в указанных работах появляются отдельные аспекты влияния налогов на экономические процессы.

Классические взгляды на налогообложение практически без изменений нашли отражение в разработках российских ученых. Основоположник финансовой науки России Н.И. Тургенев также тесно связывал возникновение налогов с появлением государства, считая, что налоги вне государства не существуют. Он сделал вывод, что первоначально потребности государственные или, лучше сказать, потребности самих государей были удовлетворены или из удельных имений, принадлежащих государю, или посредством единовременного сбора подданных. Он считал, что форма государственных доходов меняется во времени, зависит от образованности.

А. Тривус давал следующее определение налога: налог представляет собой принудительное изъятие от плательщика некоторого количества материальных благ без соответствующего эквивалента. А. Соколов утверждал, что под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия ею расходов или для достижения какихлибо задач экономической политики, без предоставления плательщикам его специального эквивалента.

В конце XIX - начале XX вв. И.И. Янжул и И.Х. Озеров занимались исследованием влияния косвенных налогов на экономическое развитие общества и их роли в реализации налоговой политики государства, отмечая необходимость снижения удельного веса налогов, взимаемых через цену товаров. К сожалению, аналогичная ситуация сохраняется и сегодня.

В работах отечественных ученых периода первой половины XX в. фундаментальные исследования проблем налогообложения не находят адекватного отражения в экономической литературе в силу изменения экономической ситуации. Однако отдельные вопросы по налогообложению рассматривались в контексте истории финансов России в работах: Д.П. Боголепова, П.П. Гензеля, А.А. Соколова, А.А. Тривуса и других.

В первой части Налогового кодекса Российской Федерации дано определение налога, согласно которому «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Можно дать следующее определение налога.

Теоретическое определение налогов позволяет выделить следующие особенности:

тесная связь с государством, для которого налоги являются основным источником доходов;

принудительный характер платежей;

безэквивалентное изъятие;

денежная форма;

законодательное оформление.

Отличительные признаки налога позволяют рассматривать его как конкретное явление на поверхности экономической жизни, не раскрывая сущности налога. Сущность налога - это реально существующие отношения перераспределения национального дохода для выполнения государственных функций.

Каждый этап исторического развития характеризуется изменением роли и функций государства, специфическими экономическими и социальными условиями, что предопределяет изменение качественного содержания налогов в процессе воспроизводства.

Более полно сущность налогов раскрывается в их функциях. Наиболее дискуссионным вопросом в теории налогов является вопрос о названии и количестве функций.

Из основного назначения налога как инструмента обеспечения государства денежными средствами для выполнения своих задач вытекает главная функция налогов - фискальная. Эта функция основная, характерная для всех государств во все периоды существования. Именно она отражает причины возникновения налогов, с ее помощью реализуется качественная определенность налогов, их общественное назначение как источника средств, обеспечивающих функционирование государства, и единственная функция, которая не ставится под сомнение в экономической литературе. Практически все экономисты считают, что основной функцией налогов является фискальная.

Фискальная функция долгое время считалась самодостаточной для выражения сути и назначения налога. Однако поскольку взимание налога является прерогативой государства, оно получает возможность воздействовать на социально-экономические процессы с помощью механизма налогообложения, что предопределило разнообразие классификаций функций налогов.

Фискальная функция, будучи основной для всех экономических систем, в процессе естественного развития закономерно порождает объективную возможность для вмешательства государства в перераспределительные процессы, влияющие на экономические отношения в обществе. Объективный характер существования фискальной функции создает условия и возможности ее реализации в налоговой политике, т.е. воздействие налога на воспроизводственный процесс. В этом качестве ее можно выделить как регулирующую функцию, которую можно встретить в экономической литературе под разными названиями.

Регулирующая функция налогов означает, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают влияние на процессы, протекающие в хозяйственной жизни страны, в том числе уровень и динамику потребления, сбережения, накопления, инвестиции и структурные изменения.

Еще в период первоначального накопления капитала значение налогов не ограничивалось фискальной функцией. Если вспомнить классиков политической экономии и отечественных ученых, то уже в их работах обосновывается не только фискальное назначение налогов, но и регулирующее воздействие налогов на процессы накопления капитала и становления нового технологического уклада. В то же время регулирование производства, направленное на ускорение темпов экономического роста, повышает его доходность, расширяет базу фискальной функции. Из этого объективно и логично следует взаимосвязь и внутреннее единство функций, которое не исключает и противоречие между ними. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений. Фискальная отражает отношения налогоплательщика к государству, а регулирующая - государства к налогоплательщику. Результативность налоговых функций определяется ролью налогов, которая может быть как негативной, так и позитивной. Позитивной роль налогов будет тогда, когда потенциал налога как экономической категории реализован на практике и достигается относительное равенство между налоговыми функциями.

Условием оптимального использования функций налогов являются принципы налогообложения. Принципы налогообложения - это сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Финансовая наука долгое время была не в состоянии ответить на вопросы, что облагать налогом и каковы принципы обложения, хотя данная проблема привлекала внимание практиков и теоретиков с момента возникновения налогов. Разработка их опиралась на индивидуалистические теории государства и налогов как рекомендации государству учитывать интересы плательщиков.

Родоначальник классической политической экономии У. Петти сформулировал принцип равновесия, согласно которому, с одной стороны, не следует допускать «излишнего» потребления и взимать все сверх необходимого, а с другой - не вызывать возмущение населения чрезмерными налогами.

В XVII в. меркантилисты разработали ряд интересных положений по защите косвенного обложения как самого справедливого и равномерного. В XVIII в. Ф. Кенэ, О. Мирабо дали основные положения физиократов.

А. Смит, сформулировал основные принципы налогообложения, завоевавшие абсолютное признание и ставшие фундаментальными. И хотя его принципы трактуются по-разному, никто не опровергает их теоретические основы.

Принцип равномерности, утверждающий всеобщность обложения и равномерность распределения между гражданами соразмерно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства.

Принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время уплаты были точны и определенны. (В комментарии к этому принципу можно привести слова известного итальянского финансиста Ф. Нитти, считавшего, что неопределенность - худшее из всех зол, какое только можно вообразить для податного законодательства.)

Принцип удобности, предполагающий, что налог должен взиматься наиболее удобным способом для налогоплательщика.

Принцип дешевизны, заключающийся в том, что сбор налогов должен обходиться государству как можно дешевле.

Дальнейшее развитие теории принципов нашло отражение в трудах А. Вагнера, который к классическим принципам А. Смита добавил следующие: достаточность и подвижность; выбор надлежащего источника и объекта; всеобщность и равнонапряженность.

Принцип достаточности Вагнер поставил на первое место, мотивируя тем, что государству для выполнения своих функций необходимо иметь финансовые ресурсы. В отличие от него, А. Тривус оценивал этот принцип с точки зрения народнохозяйственного значения. Он предложил принцип распределения налогового бремени между отдельными отраслями с их значением для экономического преуспевания страны.

Русский экономист Н.И. Тургенев разделял и пропагандировал в России принципы А. Смита, ставя вопрос о сбалансировании фискальных интересов государства и рядовых плательщиков. Интересным представляется позиция профессора В. Твердохлебова, считавшего, что основным принципом обложения должен быть принцип развития производительных сил. Ф. Нитти преобразил эту идею, выдвигая требование, что «налоги не должны мешать развитию производства».

Вопрос о ставках налога, его границах был поставлен в 20-х годах XX в. Решение вопроса о высоте налогообложения было найдено американским экономистом А. Лаффером в рамках теории предложения. Он установил математическую зависимость дохода бюджета от налоговых ставок.

Широкое распространение получила идея справедливости налогообложения, ставшая доминантой в работах А. Пигу, А. Вальраса, К. Линдаля, П. Самуэльсона и других. Принцип справедливости в их теориях означает, что налог, изъятый у населения, возвращается ему в виде государственных услуг. С этих позиций обосновывает два принципа П. Самуэльсон:

выгоды, предполагающие, что разные люди должны облагаться налогами пропорционально той выгоде, которую они могут ожидать от государства;

пожертвования, согласно которым население должно облагаться налогами таким образом, чтобы размер налога не выходил за рамки приемлемого.

Современные исследователи выдвигают ряд новых принципов налогообложения, способствующих достижению общих задач, стоящих перед обществом.

Нобелевский лауреат Дж. Стиглиц предлагает пять принципов налогообложения, желательных для любой налоговой системы:

экономическая эффективность;

административная простота;

гибкость;

политическая ответственность;

справедливость.

Таким образом, разработанные в XVII-XIX вв. и уточненные в XX в. с учетом экономических реалий принципы налогообложения в настоящее время могут быть классифицированы по определенным направлениям (рис. 1.1).

Принципы налогообложения

Экономические

Организационные Юридические

Рис. 1.1. Современная классификация принципов налогообложения

К экономическим можно отнести принципы:

■ эффективности налогообложения с точки зрения производительных сил, воспроизводственных процессов и социальной направленности;

прогнозирования налогообложения. В настоящее время возрастает многовариантность применения различных видов налогов;

нейтральности, предполагающей, что налог не должен препятствовать формированию рыночных отношений, а должен способствовать созданию конкурентной среды как основы этих отношений.

К организационным принципам относятся:

универсализация налогообложения, обеспечивающая одинаковые требования для всех плательщиков;

удобство уплаты налогов;

стабильность. Нестабильность налоговой системы, перманентный характер ее изменений является одним из факторов, сдерживающих экономический рост;

гармонизация. Принцип основан на необходимости построения такой налоговой системы, которая учитывала бы международные нормы и правила, что имеет существенное значение в условиях глобализации экономики.

К правовым относятся принципы:

отрицания обратной силы закона, ухудшающего положение граждан;

законности;

приоритетности налогового законодательства, заключающейся в том, что акты, регулирующие отношения, не связанные с вопросами налогообложения, не должны содержать нормы, устанавливающие особый порядок налогообложения.

Loading...Loading...