Налоговая задолженность понятие. Теоретические аспекты налоговой задолженности и методы борьбы с ней

Одной из немногочисленных обязанностей, прямо закрепленных в Конституции РФ, является обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст.57). Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в Постановлении от 15.07.99 № 11-П, в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплате налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания). При этом в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права.

Законодательство о налогах и сборах, состоящее из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним законодательных и иных нормативных правовых актов, устанавливает различные обязанности как налогоплательщиков и плательщиков сборов, так и иных лиц - налоговых агентов, банков как агентов по перечислению налогов и сборов, организаций и физических лиц.

С принятием части первой Налогового кодекса многие проблемы в области налоговой ответственности были решены. Однако, можно с уверенностью сказать, что актуальность изучения этой темы не прошла. Это касается как самого термина «налоговая ответственность», который как вызывал, так и продолжает вызывать научные споры. Кроме того, есть очень много чисто процедурных моментов, которые вызывают на практике множество вопросов.

При этом надо отметить, что, несмотря на то в российской правовой системе отсутствует такой источник права как, судебный прецедент. В то же время можно с большей долей уверенностью сказать, что на сегодняшний момент, по крайней мере, в налоговых правоотношениях судебная практика играет очень важную роль. Например, это касается постановлений ВАС РФ, постановлений Федеральных окружных арбитражных судов. Изучение и применение на практике данных источников наряду с законодательством о налогах и сборах позволяет выявить некоторые проблемные моменты применения такого института налогового права, как институт ответственности за налоговые правонарушения.

Причины недоимок по налогам и сборам в России всегда были одни и те же, а если и менялись, то незначительно. Все эти причины можно разделить на три условных категории:

правовые;

экономические;

моральные. Староверова О.В. Налоговое право. М., 2014. С.154.

Российское налоговое законодательство, слишком объёмно, его нормы распылены по большому количеству законодательных актов. Более того, в эти нормативные акты постоянно вносятся изменения и дополнения. Эти нестабильность и сложность налогового законодательства и являются теми причинами правового характера.

Экономические причины обусловлены действием довольно высоких налоговых ставок и невозможностью некоторых налогоплательщиков своевременно и полно платить налоги. Причина в том, что, по моему мнению, законодатель, вводя такие высокие налоговые ставки, не учитывает сложившуюся в стране экономическую ситуацию, законодатель, видимо, рассчитывает на предприятия, занимающиеся торгово-закупочной деятельностью и имеющие постоянный и достаточно высокий доход. Да, такие предприятия могут своевременно и полно платить налоги, но ведь есть и другие предприятия, предприятия - производители, зачастую использующие устаревшее оборудование, не имеющие оборотных средств и не могущие реализовать свою продукцию из-за её не конкурентоспособности.

Следствием этого становится неплатёжеспособность предприятия и невозможность оплаты им налоговых платежей.

Моральными причинами являются низкая правовая культура, неприязненное отношение к имеющейся налоговой системе и, не в последнюю очередь, корысть налогоплательщиков. Низкая правовая культура обусловлена историческим фактором - существование института налогового права, в более не менее цивилизованном виде, насчитывает в России не многим более ста лет. За это время не смогла сформироваться в стране культура, подобная налоговой культуре западноевропейских государств, где история сбора налогов насчитывает много веков. Ведь это на фоне борьбы с единоличной властью монарха на ввод и сбор налогов, в странах западной Европы сформировался институт парламента. Староверова О.В. Налоговое право. М., 2014. С.158.

Неприязненное отношение к имеющейся налоговой системе основывается на предыдущих причинах, налогоплательщик не может уважать систему, которая не уважает его, как налогоплательщика, не учитывает его возможность оплаты налогов.

Корысть, умысел при уклонении от уплаты налогов играют не последнюю роль в причинах существования налоговых правонарушений. Однако не все правонарушения подобного характера имеют личную мотивацию.

Руководители, могут использовать сокрытые от налогообложения средства на развитие своего предприятия. И у них существует заинтересованность иного рода, выражающаяся в стремлении улучшить финансовое состояние своего предприятия.

Как видно из вышеописанного, на возникновение недоимок по налогам и сборам влияют причины не только субъективного, но и объективного характера, что следует учитывать в сложившейся в стране экономической обстановке. Козлов В. Налоговые преступления: трудности правоприменения. // Законность. - 2014. - №7. - С.55.

Наиболее часто встречающаяся группа налоговых правонарушений - уклонение от уплаты налогов. Данное правонарушение заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении налогоплательщиком своей обязанности уплатить налог в бюджет. В западной литературе, посвящённой данной теме, можно встретить классификацию причин, побуждающих плательщика уклоняться от уплаты налогов.

Политические причины связаны с тем, что государство использует налоги не только как средство для обеспечения доходов казны, но и как регулирующий инструмент: посредством этого инструмента государство регулирует те или иные общественные отношения.

Экономические причины оказывают наибольшее влияние на налогоплательщика. Если санкция за налоговое правонарушение предусматривает экономические последствия для него в размере меньшем, нежели сокрытая им сумма налога, то, естественно, налогоплательщик заинтересован в уклонении от уплаты налога.

Моральные причины уклонения от уплаты налога состоят в несоответствии, иногда, налоговых законов общим принципам законодательства: равенства, постоянности и беспристрастности, что снижает престиж и авторитет этих законов. Виды налоговых правонарушений: теория и практика применения. / Под ред. А.В. Брызгалина. - М., 2014. С.76.

Технические причины уклонения от налогообложения связаны с несовершенством форм и методов контроля. Налоговые органы не в состоянии контролировать все хозяйственные операции и проверять достоверность всех бухгалтерских документов. Однако, никакие причины не смогут оправдать совершение налоговых правонарушений за которые действующим законодательством предусмотрена ответственность.

Налоговая система не может функционировать без института ответственности. В соответствии с действующим законодательством исполнение обязанностей налогоплательщиков обеспечивается мерами административной и уголовной ответственности, а так же финансовыми санкциями.

Вопрос о правовой природе "налоговой ответственности" сводится к проблеме соотношения этого вида ответственности с административно-правовой ответственностью. Теоретически "налоговая ответственность" является разновидностью административно-правовой - хотя бы потому, что налоговые правоотношения входят в число административных. Но на практике, если формально руководствоваться содержанием Налогового кодекса, легализующим анализируемое понятие, мы должны исходить из того, что налоговая ответственность есть нечто вполне самостоятельное, и ее отождествление с административной ответственностью может породить определенные затруднения в правоприменительной практике.

В современном налоговом законодательстве, где основополагающим нормативным актом является Налоговый кодекс РФ, отсутствует нормативное определение налоговой ответственности. Термин "налоговая ответственность" был применен законодателем в п.2 ст.108 НК РФ как синоним понятия "ответственность за совершение налогового правонарушения". Это стало причиной того, что среди правоведов нет единого мнения по вопросу о том, можно ли выделить ответственность за совершение налоговых правонарушений в качестве самостоятельного вида юридической ответственности. Налоговый кодекс российской Федерации. / Под ред. А.Т. Гаврилова. - М., 2014. С.121.

В то время как ответственность за налоговые правонарушения, носящие характер уголовных преступлений, имеет уголовно-правовой характер, то спорной остается ответственность, предусмотренная Налоговым кодексом за налоговые правонарушения. Существуют две различные точки зрения. Согласно одной из них, эту ответственность следует считать разновидностью административной ответственности. А согласно другой - налоговая (финансово-правовая) ответственность является самостоятельным видом юридической ответственности.

Ближайшим историческим предшественником "налоговой ответственности" являлась так называемая "финансовая ответственность", предусмотренная прежде всего ст.13 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Сам термин "финансовая ответственность" в этом законе не фигурирует. Однако в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ» от 28.02.2001 №5 в п.34 указано: «Налоговая ответственность является самостоятельным видом правовой ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах наряду с уголовно-правовой и административно-правовой». Налоговый кодекс российской Федерации. / Под ред. А.Т. Гаврилова. - М., 2014. С.16.

Налоговая ответственность, если ее рассматривать как самостоятельный вид ответственности, имеет ряд отличительных признаков:

  • 1) данная ответственность установлена непосредственно налоговым законодательством (Налоговым кодексом устанавливаются условия привлечения к ответственности, понятие налогового правонарушения, налоговые санкции, права участников налоговых правоотношений);
  • 2) к ответственности привлекается субъект или участник налогового правоотношения, а также иные лица, на которых налоговым законодательством возложены определенные обязанности в сфере налогообложения;
  • 3) в основе ответственности лежит налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом;
  • 4) налоговая ответственность состоит в применении налоговых санкций, которые устанавливаются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных Налоговым кодексом;
  • 5) привлечение к налоговой ответственности производится налоговым органом в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом, применение мер налоговой ответственности производит суд. Бачурин Д.Г. Правовые проблемы налогового контроля в российской Федерации. Тюмень, 2014. С.13.

Следует заметить, что ответственность не за все налоговые правонарушения, предусмотренные НК РФ, носит административный (карательный) характер, ведь целью карательной ответственности является предупреждение совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, а ее объем и характер мер карательной ответственности полностью зависит от степени общественной опасности противоправного деяния, за совершение которого лицо привлекается к юридической ответственности. Совершение ряда налоговых правонарушений, объектом которых являются бюджетные доходы, влечет не взыскание штрафа, а уплату пени, что свидетельствует о правовосстановительном (финансовом) характере юридической ответственности, установленной за совершение таких правонарушений.

Еще одним доводом в пользу выделения налоговой ответственности как самостоятельного вида юридической ответственности является то, что налоговая ответственность выполняет не только превентивную, но и восстановительную функцию, то есть ее нельзя отождествлять с административным штрафом.

Соотношение налоговой и административной ответственности урегулировано в Налоговом кодексе РФ следующим образом.

В пункте 4 ст.10 НК РФ установлено, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации. Положения о том, что привлечение физических лиц к ответственности за налоговые правонарушения освобождает их от административной ответственности, в НК РФ нет. Зато есть норма, согласно которой никто не может быть привлечен повторно к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения (п.2 ст.108 НК РФ). Но если налоговая и административная ответственность - это разные виды ответственности, то ничто не препятствует привлекать физических лиц к ответственности и в соответствии с налоговым, и в соответствии с административным законодательством. Именно по такому пути шла правоприменительная практика до принятия Налогового кодекса РФ. Очевидно, с этого пути она не свернет и впредь. Налоговый кодекс российской Федерации. / Под ред. А.Т. Гаврилова.- М., 2014. С.123.

Итак, налоговую ответственность можно определить как применение к лицу, виновному в совершении налогового правонарушения, предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых санкций в виде денежных взысканий (штрафов).

Юридическая ответственность за налоговые правонарушения - это комплекс принудительных мер воздействия карательного характера, применяемых к нарушителям в качестве наказания в установленных законодательством случаях и порядке.

Правовая наука и практика традиционно выделяют несколько видов юридической ответственности: гражданскую, дисциплинарную, материальную, административную и уголовную.

Гражданско-правовая ответственность характерна для отношений юридически равных сторон. Налоговые отношения имеют государственно-властный характер: сторона, представляющая государство, вправе давать указания, обязательные для другой стороны.

Первоочередное и принципиально важное значение для выяснения сущности понятия задолженности по налогам имеет определение понятий налога, недоимки, задолженности по налогам, а также вытекающий из их содержания порядок взыскания, включающий обращение его на имущество организаций-должников.

В Конституции РФ установлено, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Обязанность платить налоги, закрепленная в Конституции РФ, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Обязанность по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии условий, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора, и должна быть выполнена в срок, установленный налоговым законодательством для каждого конкретного налога или при наличии такого желания досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, ведет к образованию у налогоплательщика задолженности перед бюджетами различных уровней и государственными внебюджетными фондами.

Если придерживаться позиции, в которой задолженность приравнивается к недоимке, то непонятно, куда в таком случае отнести отсроченные и рассроченные платежи, а также платежи, приостановленные к взысканию. Ведь отсроченные и рассроченные платежи, а также платежи, по которым взыскание временно приостановлено, так же как и недоимка, являются задолженностью с единственным отличием, подразумевающим возможность взыскания их в более поздние сроки. Под отсроченными и рассроченными платежами в данном случае понимается, прежде всего, задолженность по налогам прошлых лет, в отношении которых применена процедура реструктуризации, а под приостановленными к взысканию платежами - сумма налогов, доначисленных в ходе налоговых проверок и временно приостановленных к взысканию по решениям судебных органов.

Отдельные исследователи вводят в состав понятия задолженности помимо недоимки пени, начисленные за несвоевременную уплату налога, а также суммы неуплаченных штрафов (рис. 1 (в)). Эта точка зрения достаточно широко распространена, поэтому заслуживает подробного анализа.

Под штрафом подразумевается налоговая санкция за нарушение законодательства о налогах и сборах. По своей экономической сути штраф выступает не как задолженность по уплате налога, а как мера наказания за его неуплату. Ярким примером этого могут служить штрафы, наложенные на должностных лиц организации (руководителя, главного бухгалтера). Эти санкции имеют персональное отношение к работникам организации, виновным в совершении.

Относительно включения пени в задолженность по налогам можно сделать схожий вывод, что и по штрафам. Пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщик или плательщик сборов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеню нужно рассматривать как дополнительный платеж, призванный компенсировать потери государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Значимым моментом здесь выступает определение пени как дополнительного платежа и указание на ее компенсационные свойства.

В статистическом ежегоднике за 2004 г. в части, сформированной по оперативным данным Федеральной налоговой службы России и описывающей задолженность по налоговым платежам в бюджетную систему РФ, налоговая задолженность представлена как сумма недоимки, отсроченных (рассроченных) платежей и платежей, приостановленных к взысканию. Исходя из этих же статистических данных, нельзя не отметить важное экономическое значение показателей отсроченных (рассроченных) платежей и платежей, приостановленных к взысканию, в общей структуре налоговой задолженности.

Из приведенной диаграммы видно, что приостановленные к взысканию платежи в процентном отношении (42%) к общей сумме задолженности по налогам сопоставимы с показателем недоимки по налогам (43%). Немаловажную часть в общем объеме налоговой задолженности составляют и отсроченные (рассроченные) платежи (15%).

Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что задолженностью по налогам является недоимка, увеличенная на сумму отсроченных и рассроченных платежей и платежей, по которым взыскание временно приостановлено. Таким образом, с одной стороны, понятие задолженности значительно шире понятия недоимки, а с другой - тесно связанные с задолженностью суммы пени и штрафов по налогам и другим обязательным платежам не могут рассматриваться как ее составные элементы.

Для выявления места и значения взыскания задолженности, включая обращение ее на имущество, в системе сбора налогов целесообразно проанализировать динамику их роста в абсолютном значении, а также изменение соотношения между ними. На наш взгляд, наиболее адекватно это можно оценить по показателям 2001-2004 гг., которые отличались относительной стабильностью в отличие от кризисных периодов, которые переживала Россия в конце прошлого столетия.

В последние годы в стране происходит постоянное повышение собираемости налогов и перевыполнение показателей запланированных доходов бюджетов. Так, со слов руководителя ФНС РФ А.Э. Сердюкова, «только за 11 месяцев 2005 г. в бюджетную систему РФ поступило 5,2 трлн. рублей, что на 31% превысило поступления за аналогичный период 2004 г.».

Среди основных факторов этого роста можно выделить, прежде всего, повышение мировых цен на энергоносители и объемов их добычи, инфляцию усиление налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков. При этом рост налоговых поступлений сопровождался не повышением налогового бремени на каждого налогоплательщика, а расширением налоговой базы (увеличением выручки и налогооблагаемой прибыли) по всем основным категориям хозяйствующих субъектов. В свою очередь, объемы налоговой задолженности в последние годы стабилизировались на определенном уровне и не прогрессируют так, как в период 90-х гг. имела стабильную тенденцию к росту.

При сравнении размеров задолженности по налоговым платежам и налоговых поступлений в бюджетную систему РФ следует выделить наметившийся в последнее время процесс снижения доли налоговой задолженности в общем объеме собираемых налогов. Так, с 2001 по 2004 г. этот показатель последовательно уменьшился почти на 7 % процентов. В то же время из рис. 4 следует, что это уменьшение носит относительный характер, обусловлено, прежде всего, ростом налоговых поступлений в бюджет и не связано с абсолютным уменьшением налоговой задолженности.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что долги организации, связанные со штрафными санкциями и начисленными пенями, необходимо рассматривать не как элементы задолженности по налогам, а как собственно задолженности по штрафам и пеням соответственно. По результатам произведенного анализа можно сделать вывод, что структура задолженности по налогам, включающая в себя недоимку и увеличенная на сумму отсроченных и рассроченных платежей, а также сумму платежей, временно приостановленных к взысканию, в полной мере отражает экономическое содержание налоговой задолженности.

Мороз Виктор Владимирович

Жалогоёое адми/нштрироёа/ние Задолженности организаций по налогам и сборам: проблемы ¿змска/ния

Понятие налоговой задолженности отличается от понятия налоговых неплатежей и, следовательно, нуждается в разработке собственных признаков и классификации. Многообразие причин возникновения налоговой задолженности требует комплексного подхода к их устранению с учетом совершенствования всей налоговой системы. Наиболее эффективной мерой по взысканию налоговой задолженности может служить только лишь изменение налогового законодательства в части принудительного ее взыскания с учредителей, а при их отсутствии - с директоров предприятий за счет имущества (в том числе личного), принадлежащего им на праве собственности и их ближайших родственников.

Налог, администрирование, налоговая задолженность, бюджетные поступления, налогоплательщик, налоговый орган, собираемость, банкротство, принуждение.

Среди источников, формирующих доходы бюджета любого уровня, преобладающую долю занимают налоги и сборы, а их собираемость является одним из основных показателей эффективности налоговой системы. Налоги являются системным элементом экономики, определяющим финансовое благополучие общества, а в настоящее время могут быть также определены как фактор, оказывающий влияние на экономическую ситуацию в России. Таким образом, одной из основных задач налоговых органов на современном этапе становится обеспечение полноты и своевременности внесения в бюджет законодательно установленных налогов и сборов. На практике большой проблемой является существование у хозяйствующих субъектов налоговой задолженности, которая может быть названа одним из существенных дестабилизирующих социально-экономических факторов, поскольку ее значительная сумма существенно ограничивает объем финансовых ресурсов государства.

С позиций налогового администрирования налоговая задолженность имеет довольно сложную структуру. В табл. 1, приведены основные понятия, возникающие в связи с налоговой задолженностью. Данные определения одновременно являются основными факторами, определяющими структуру налоговой задолженности. Приведенная классификация является достаточно подробной. Однако она касается только налоговых неплатежей. Понятие же налоговой задолженности отличается от понятия налоговых неплатежей и, следовательно, нуждается в разработке собственных признаков и классификации.

Таблица 1

Основные факторы, определяющие структуру налоговой задолженности

Основные понятия Содержание

1. Задолженность по налоговым платежам Сумма недоимки, отсроченных (рассроченных) платежей и приостановленных к взысканию платежей

2. Отсроченные (рассроченные) платежи Платежи (суммарный объем невыполненных обязательств по уплате законодательно установленных налогов и сборов), по которым срок уплаты изменен, т.е. перенесен на более поздний срок на основании нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, решений финансовых органов и судов

3. Недоимка Сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок

4. Приостановленные к взысканию платежи Платежи (суммарный объем невыполненных обязательств по уплате законодательно установленных налогов и сборов), по которым взыскание приостановлено на определенный срок, в соответствии с законодательством РФ или судебным решением

5. Задолженность перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям Невыполненные обязательства налогоплательщика по уплате в бюджет начисленных пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов и присужденных (в судебном порядке) штрафных санкций за нарушение налогового законодательства

Окончание таблицы 1

Основные понятия Содержание

6. Отсроченные налоговые санкции и пени Обязательства по уплате начисленных пеней и присужденных налоговых санкций, по которым срок уплаты изменен, т.е. перенесен на более поздний срок на основании нормативных правовых актов РФ и субъектов РФ, решения финансовых органов и судов

7. Приостановленные к взысканию налоговые санкции и пени Обязательства по уплате начисленных пеней и присужденных налоговых санкций, по которым взыскание приостановлено на определенный срок, в соответствии с законодательством РФ или судебным решением

8. Задолженность ликвидированных организаций Суммарный объем невыполненных обязательств по уплате законодательно установленных налогов и сборов, начисленных пени за несвоевременную уплату налогов и сборов и присужденных штрафных санкций за нарушение налогового законодательства, числящийся за ликвидированными организациями

Приведенная классификация является достаточно подробной. Однако она касается только налоговых неплатежей. Понятие же налоговой задолженности отличается от понятия налоговых неплатежей и, следовательно, нуждается в разработке собственных признаков и классификации.

Налоговую задолженность следует трактовать как суммарный объем невыполненных обязательств по уплате законодательно установленных налогов и сборов, начисленных пеней за несвоевременную уплату налогов и сборов, и присужденных штрафных санкций за нарушение налогового законодательства, выраженный в денежной форме. В аналитическом учете налоговых органов налоговая задолженность выступает как сумма задолженности по налоговым платежам в бюджет и задолженности перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям.

Налоговую задолженность можно классифицировать по следующим признакам:

Характер налоговой задолженности;

Вид налоговой задолженности с выделением налоговых платежей.

Указанные классификационные признаки и классификация налоговой задолженности в соответствии с этими признаками приведены в табл. 2.

Таблица 2

Классификация налоговой задолженности организаций

Признак, лежащий в основе классификации Вид налоговой задолженности

1. Характер задолженности - нормальная (институциональная); - неоправданная; - отсроченная (рассроченная); - приостановленная к взысканию; - просроченная; - безнадежная к взысканию

2. Вид задолженности - подтвержденная (или зафиксированная); - скрытая

Налоговая задолженность может возникать по различным причинам, как зависящим, так и не зависящим от налогоплательщика.

Опишем подробнее указанные виды налоговой задолженности в соответствии с предложенными классификационными признаками .

Нормальная (институциональная или временная) задолженность возникает вследствие недостатков используемой системы расчетов за товары и услуги между хозяйствующими субъектами, при которой денежные средства поступают на счета организаций-поставщиков с определенным интервалом. В результате этого наступают временные трудности с погашением налоговой задолженности. Данный вид задолженности обычно погашается добровольно самими налогоплательщиками или легко взыскивается налоговыми органами.

Неоправданная задолженность является следствием длительного нарушения платежной дисциплины налогоплательщиками и их контрагентами.

Отсроченная налоговая задолженность представляет собой задолженность по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам, срок уплаты которых изменен в соответствии с НК РФ, нормативными актами Правительства РФ и субъектов Федерации, а также по решениям финансовых органов различных уровней, т.е. в тех случаях, когда хозяйствующему субъекту официально разрешен перенос уплаты налоговых платежей на более поздний срок.

Приостановленная к взысканию налоговая задолженность возникает согласно действующему законодательству РФ в связи с введением внешнего управления, открытием кон-

курсного производства, наложением ареста налоговыми органами или судебными приставами, а также по другим решениям.

Просроченная налоговая задолженность возникает вследствие намеренного неисполнения налогоплательщиком налоговых обязательств и уклонения от погашения налоговой задолженности в течение длительного времени, в том числе путем осуществления расчетов через счета третьих лиц, несоблюдения кассовой дисциплины и непредставления в обслуживающее кредитное учреждение платежных поручений на уплату налоговых платежей. Данная задолженность возникает также вследствие действий или бездействия со стороны налоговых органов, т.е. непринятия или несвоевременного принятия необходимых мер для взыскания возникшей налоговой задолженности у налогоплательщика.

Безнадежная к взысканию налоговая задолженность - задолженность, которую невозможно взыскать в силу определенных обстоятельств (смерть налогоплательщика, невозможность установления его фактического местонахождения, регистрация налогоплательщика по подложным документам, ликвидация в порядке банкротства и др.). Следует отметить, что задолженность имеет сложную структуру, в связи с чем целесообразно дополнительно подразделять ее на два вида: «подтвержденная (или зафиксированная) задолженность» и «скрытая задолженность».

Подтвержденная (зафиксированная) задолженность по уплате налогов и сборов, начисленных пени и штрафных санкции прошлых лет документально зафиксирована и подтверждена как самим налогоплательщиком, так и налоговыми органами.

Скрытая задолженность возникает в случае ее неотражения в налоговой отчетности и неуплаты налогоплательщиком налогов. Одной из причин возникновения скрытой задолженности является то, что многие налогоплательщики используют финансовые средства, подлежащие перечислению в бюджет в счет уплаты налогов, как источник временного дополнительного кредитования и пополнения оборотных средств. Эта задолженность со временем может быть возмещена.

Вопросам классификации причин возникновения налоговой задолженности посвящено относительно немного публикаций. Изначальные предпосылки для образования налоговой задолженности зародились с момента либерализации цен в России, которая и явилась одной из основных причин накопления налоговой задолженности хозяйствующих субъектов в бюджеты различных уровней в 1992-1993 гг. Именно в этот период обесценились оборотные средства и резко ухудшилось финансовое состояние предприятий и организаций, в результате чего значительное их количество перешло в группу низко рентабельных и убыточных. По мнению специалистов, именно низко рентабельные и убыточные предприятия «стояли у истоков» проблемы взаимных платежей. Их удельный вес в общем объеме зарегистрированных предприятий составлял в 1992 г. 15,3% и достиг к 1998 г. 53,2% .

В этой ситуации только две отрасли работали с увеличением объемов производства - электроэнергетика и топливная промышленность, тем самым играя роль стимулятора увеличения инфляции издержек за счет высокой материалоемкости производимой продукции. В сложившихся неблагоприятных условиях многие хозяйствующие субъекты были вынуждены компенсировать рост издержек за счет неплатежей поставщикам, своим работникам, в бюджет и во внебюджетные фонды, т.е. «неплатежи становились средством приспособления к инфляции» .

До внесения существенных поправок в налоговое законодательство в 2007-2010 гг. имел место высокий уровень налоговой нагрузки на юридические и физические лица, который также способствовал возникновению и увеличению налоговой задолженности. По мнению российских экономистов, до начала налоговой реформы налоговая нагрузка составляла около 45-60% доходов, в зависимости от отраслевой принадлежности хозяйствующего субъекта. Это далеко превышало ту границу, за пределами которой теряется всякий смысл предпринимательской деятельности. Подобная ситуация сдерживает расширенное воспроизводство, в условиях низкой эффективности деятельности затрудняет погашение всех возникающих налоговых обязательств предприятий.

Росту неплатежей способствовала низкая эффективность судебной системы. Следует констатировать, что большинство дел по налоговым спорам и правонарушениям, рассматриваемых судами, ждут своего окончательного решения годами (при том, что по таким делам в редких случаях принимается только одно судебное решение), что объясняется, во-первых,

большой загруженностью арбитражных судов; во-вторых, относительно низкой квалификацией работников судов или узкой их специализацией в какой-либо области, так как решение налоговых споров требует знаний не только арбитражного и гражданского, но и налогового, таможенного, валютного, банковского законодательства, а также бухгалтерского и налогового учета; в-третьих, наличием элементов коррупции в работе судебной власти, при том, что судебная власть является последней инстанцией, осуществляющей надзор за исполнением законодательства Российской Федерации.

Еще одной причиной роста налоговой задолженности является несовершенство института банкротства. Этот институт должен играть роль механизма рыночного отбора, т.е.исключать из товарно-хозяйственного оборота неплатежеспособные, нерентабельные предприятия и организации, делая тем самым рыночные взаимоотношения более здоровыми и эффективными. Однако реальность отличается от теории.

Большинство хозяйствующих субъектов, проходящих процедуру банкротства, имеют значительную задолженность перед государством, и данная процедура теоретически является последней возможностью налоговых органов для взыскания неуплаченных или частично неуплаченных платежей в государственный бюджет и социальные внебюджетные фонды. Однако на практике процедура банкротства оказывается наименее эффективной мерой взыскания (погашения) налоговой задолженности.

Т.А. Аушев приводит классификацию причин образования налоговой задолженности, которые показаны на рис. 1. Причины налоговой задолженности разделены на внутренние и внешние.

Внутренние причины разделены, в свою очередь, на субъективно- психологические и организационные. Внешние - на экономические, политические, правовые, институциональные, общесоциальные и криминальные.

На рис. 2 приведена классификация причин образования налоговой задолженности по С.Б. Пронину. В частности, он выделяет следующие причины.

Теперь рассмотрим более подробно .

1. Макроэкономические причины. Безусловно, основная среди них - продолжающийся уже длительное время спад производства в стране, вызванный, прежде всего, несоответствием складывающейся под воздействием мировых цен конкуренции импортных товаров, с одной стороны, и системы относительных цен в российской экономике - с другой. Все еще господствуют ресурсорасточительные технологии, которые сокращают платежеспособный спрос на отечественную продукцию. В настоящее время многие предприятия, даже если хотят заплатить налоги, не могут сделать этого из-за огромной дебиторской задолженности. Основной предпосылкой этого является невыполнение множеством финансово-кредитных учреждений правил, установленных законами о банковской деятельности.

2. Психолого-экономические причины. Прежде всего, речь идет об отсутствии у многих руководителей современного экономического мышления либо о крайне низком уровне налогового правосознания в обществе. Руководители многих крупных предприятий, привыкшие работать на государственный заказ, оказались просто не готовы трудиться в новых условиях, когда необходимо руководствоваться экономическим расчетом и ориентироваться на потребителя.

3. Важную роль в возникновении кризиса налоговых платежей сыграли и играют причины экономико-правового характера. В настоящее время собираемые налоги составляют примерно треть от валового внутреннего продукта (далее - ВВП). В то же время, как показывают экспертные расчеты, в других странах с переходной экономикой этот показатель равен приблизительно 26-27% от ВВП. Если же учесть, что эта треть приходится в основном на добросовестных налогоплательщиков, то давление на предприятия, аккуратно уплачивающие налоги, оказывается просто огромным. С другой стороны, в России очень много субъектов рынка, уходящих от налогов в теневой сектор с помощью различных способов укрытия финансовых средств. При этом существующее законодательство не дает органам контроля и взыскания действенных рычагов для обеспечения более полного сбора налогов, а предусмотренная законом ответственность за уклонение от их уплаты далеко не соответствует социальной опасности таких преступлений.

4. Следует выделить и группу причин организационно-управленческого характера. Не-

обходимо признать, что органы государственной власти и управления всех уровней не смогли своевременно и адекватно отреагировать на стремительный рост налоговых неплатежей и принять эффективные меры по его пресечению. И только тогда, когда задолженность по налогам и другим обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды приняла угрожающий размах и начала оказывать ощутимое негативное влияние практически на все сферы жизни нашего общества, стали постепенно формироваться элементы механизма ликвидации недоимок, налаживаться межведомственные связи, совершенствоваться нормативная база, накапливаться и анализироваться опыт этой работы.

правовые -»»

Причины образования налоговой задолженности

политические

Политическая нестабильность обещания различных пол»тгических партий о будущей амнистии должников (налоговая амнистия) и тд

Несовершенство и несгаоильность налогового законодательства,

Несовершенство института банкротства и т д

институциональные

Недостаточная эффективность работы налоговых правоохранительных и судебных органов

Низкая эффективность взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов в работе с проблемными налогоплательщиками -структурные недостатки налоговых органов по взысканию налоговой задолженности

Отсутствие тггроля со стороны банковских учреждений за соблюдением кассовой дисциплины их клиентами

Неэффективные действия и бездействие органов власти субъектов РФ и местного самоуправления в решении проблемы налоговой задолженности и тд

общесоциальные

Низкии уровень благосостояния населения

Низкий уровень прожиточного минимума

Низкий уровень оплаты труда, безработица -недостаточный уровень социальной поддержки населения

икриминальные

криминализация определенных отраслей экономики

Наличие значительного количества юридических и физических лиц, зарегистрированных с нарушением законодательства РФ (в том числе по подложным документам) или без регистрации занимающихся предпринимательской

деятельностью и т д

Внутренние

субъективно-психологические

Низкая налоговая культура предрасположение значительной части плательщиков к уклонению от уплаты налогов в бюджет и платежей во внебюджетные фонды

организационные *

Ошибочная собственная финансовая политика предприятия преднамеренно недобросовестная финансовая политика предприятия связанная с утаиванием предприятием либо его

руководителями (собственниками) части фактических доходов от налоговых органов кредиторов (включая работников предприятия) либо собственников - использование налоговой

задолженности в качестве наиболее доступного и дешевого источника кредитных ресурсов для пополнения оборотных средств и т д

Рис. 1. Классификация причин образования налоговой задолженности по Т.А. Аушеву

Причины образования налоговой задолженности

Макроэкономические

Психолого-эко]

Экономико-правового характера

органы государственной власти и управления всех уровней не смогли своевременно и адекватно отреагировать на стремительный рост налоговых неплатежей и принять эффективные меры

Организационно-управленческого характера

Рис. 2. Классификация причин образования налоговой задолженности по С.Б. Пронину

Рассмотрев классификации образования налоговой задолженности, можно отметить, что налоговая задолженность оказывает негативное воздействие на финансово-хозяйственные результаты деятельности предприятий и организаций.

Для решения проблемы налоговой задолженности некоторые предприятия привлекают подставные (фирмы-однодневки) и посреднические организации для проведения расчетов, минуя расчетные счета и избегая налогообложения, многократно переадресовывая платежи через фирмы, расположенные в разных регионах, с целью придания данным операциям легитимной формы, законности и затруднения проверки данных сделок; проводят расторжение заведомо фиктивных договоров на поставку продукции, ложное страхование и др., что способствует перераспределению национального дохода в посреднический, а чаще в теневой сектор.

В результате теневой оборот приводит к следующим негативным последствиям для экономики:

Занижение выручки и соответствующей налоговой базы;

Нелегальный наличный оборот;

Лжеэкспорт и утечка капиталов;

Недополучение бюджетом налоговых платежей, в результате чего требуется дополнительная эмиссия государственных денежных знаков, что, в свою очередь, приводит к новому скачку инфляции, заставляет государство увеличивать налоговое бремя, сокращать расходы на малоприбыльные, но необходимые национальному хозяйству отрасли экономики, что в конечном итоге приводит к дестабилизации экономики;

Сокращение расходов на социальные нужды общества, что, в свою очередь, приводит к общему недовольству населения. Нарушается принцип социальной справедливости, поскольку неплательщики налогов переносят добавочное налоговое бремя на всех тех, кто исправно выполняет свои налоговые обязательства.

Наиболее болезненными для всего общества в целом являются социальные последствия налоговых неплатежей, так как они затрагивают интересы практически каждого гражданина. Работники предприятий-недоимщиков, имеющих налоговую задолженность, становятся заложниками сложившейся ситуации, своего рода кредиторами промышленности. При наличии задолженности по платежам в бюджет налогоплательщику становится все труднее выплачивать своевременно и в полном объеме заработную плату своим работникам. При этом налоговыми органами может быть инициировано исполнительное производство через службу су-

дебных приставов, что влечет к взысканию налогов и сборов за счет имеющихся денежных средств в кассе, на расчетном счете и за счет имущества юридического лица в соответствии с порядком, предусмотренным российским законодательством.

Подводя итоги, следует отметить, что с момента появления налогов в том или ином их проявлении, несмотря на различия в экономическом укладе общества, всегда имели место неуплаты налогов и сборов, в результате чего образовывалась недоимка. В последующем неуплата или несвоевременная уплата налога в срок стала компенсироваться погашением задолженности по налоговому обязательству в виде полного возмещения ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога, а также в виде дополнительного платежа - пени как компенсации потерь государственной казны за задержку платежей. Многообразие причин налоговой задолженности требует комплексного подхода к их устранению с учетом совершенствования всей налоговой системы. Наиболее эффективной мерой по взысканию налоговой задолженности может служить изменение налогового законодательства в части принудительного ее взыскания с учредителей, а при их отсутствии - с директоров предприятий за счет имущества (в том числе личного), принадлежащего им на праве собственности и их ближайших родственников.

Литература

Олигов К.М. Налоговая задолженность: повышение эффективности администрирования.

Романенко Л.М. Еще раз о неплатежах // Финансы. - 1997. - №4. - С 17-25.

Зубов В.М. От неплатежей к развитию. - М: Экономика, 1999. - С 13-23.

Аушев Т.А. Организационно-экономические предпосылки возникновения налоговой задолженности и пути ее сокращения Автореферат диссертации. - М: РАГС, 2008.

Частные лица, а также организации и предприниматели платят немало налогов, сумма которых исчисляется тысячами и десятками тысяч. Виды налогов, которые необходимо уплачивать, зависят от того, какой деятельностью занимается то или иное предприятие.

Бухгалтеры организации и частные предприниматели должны внимательно следить за тем, чтобы все пошлины и сборы были заплачены вовремя и в полном объёме. Поскольку в случае несвоевременной уплаты будут применены штрафные санкции в виде пеней. Также за просрочку плательщику грозит штраф, который может иметь достаточно внушительные размеры.

В некоторых случаях налогоплательщикам может грозить не только привлечение к административной ответственности, но и к уголовной. Такая суровая мера грозит за неуплату налогов в больших размерах. Это может угрожать крупным фирмам и предпринимателям, чья деятельность приносит большой доход, соответственно и размер налоговых платежей может иметь немалые размеры.

Чтобы избежать начисления штрафов и пеней необходимо своевременно и в полном объёме производит уплату пошлин и сборов. Но если по какой-либо причине в установленные законом сроки оплатить налоги не удалось, то их размер, а также сумму пени можно с лёгкостью узнать несколькими способами.

Причины возникновения задолженности

Даже у ответственных налогоплательщиков могут возникнуть ситуации, после которых они попадут в число должников. Произойти это может по ряду причин:

Несвоевременная уплата всех полагающихся пошлин

Поэтому нужно чётко знать сроки перечисления денежных средств по каждому виду налогов.

Расчёт налогов с ошибками

Это может быть из-за того, что организация или предприниматель осуществляют несколько видов деятельности и имеют несколько видов и систем налогообложения. Чтобы избежать возникновения подобного рода ситуаций, необходимо иметь грамотного и ответственного бухгалтера, который будет чётко следить за сроками и порядком уплаты всех видов пошлин и сборов.

Ошибка в заполнении платёжных ведомостей

Наличие ошибок в платёжках говорит о том, что уплаченная сумма не дойдёт до адресата, которым является налоговая служба. Именно из-за этого платёж не будет считаться перечисленным и возникнет задолженность, за которую придётся заплатить все штрафы и пени.

Для того, чтобы избежать возникновения проблем, связанных с просрочкой платежа по налогам и исключить вероятность начисления пеней, необходимо иметь опытного бухгалтера или самостоятельно понимать все тонкости налогового законодательства. Иными словами, нужно понимать, как, когда и в каком количестве необходимо уплачивать налоги и соблюдать все эти правила.

Способы проверки налоговой задолженности

Налоговая служба производит рассылку писем с уведомлениями частным лицам и предпринимателям, в них содержится информация о сумме, которую необходимо уплатить и о сроках оплаты. Также к письму приложены платёжные квитанции. Но часто возникают ситуации, когда нужно узнать сумму задолженности и начисленных пеней.

Для оплаты каждого налога установлены свои сроки. Поэтому н0еобходимость проверить свои долги возникает не только когда уже имеется неоплаченная сумма и нужно узнать её размер. В том случае, если плательщик осуществил перевод средств по уплате налогов, то после истечения обязательного срока уплаты необходимо удостовериться в том, что платёж дошёл до адресата и нет задолженности.

Осуществить проверку можно несколькими способами. Ниже мы рассмотрим их в отдельности подробнее.

Личное обращение в отделение налоговой инспекции

Придя в налоговую службу необходимо обратиться к инспектору с просьбой выдать платёжные ведомости. После предъявления паспорта плательщик получит квитанции по оплате налога. Осуществить перевод средств можно в любом отделении банка через кассу, а также через банкомат наличными или при помощи карты.

На официальном сайте налоговой службы

Зайти на сайт надзорного органа в свой личный кабинет может каждый налогоплательщик по этой ссылке . Там можно увидеть всю информацию, касающуюся размеров пошлин, которые необходимо уплатить, сроков оплаты, а также данные о сумме штрафов и пеней, если таковые имеются.

Логин и пароль для входа в личный кабинет можно получить обратившись в отделение налоговой службы. Сотрудник выдаст бланк, на котором будет указана вся необходимая информация для посещения личного кабинета. Но стоит запомнить, что если в течение одного месяца с момента выдачи данных вход не был осуществлён, то придётся опять обращаться в налоговую для новой регистрации и выдачи других данных.

Зайдя на сайт налоговой службы и перейдя на вкладку «Личный кабинет», после ввода данных налогоплательщику в электронном виде откроется вся интересующая его информация, которая касается размеров налоговой задолженности и штрафных санкций. Также можно будет сменить пароль, который был выдан в налоговой на более лёгкий и запоминающийся.

Через онлайн-приложения банков

Ряд банков, например, Сбербанк и ВТБ-24 являются партнёрами налоговой службы. При помощи их онлайн-сервисов можно не только узнать сумму задолженности, но и произвести оплату не выходя из дома.

Перейдя в раздел «Платежи» и выбрав вкладку с налогами, откроется окно, в которое необходимо ввести свой ИНН, и через несколько секунд откроется вся необходимая информация, которая будет содержать конкретный размер задолженности, оплату которой необходимо произвести.

Узнать свой ИНН налогоплательщик может двумя способами:

  1. обратившись в налоговую инспекцию;
  2. зайдя на сайт налоговой службы .

Через сайт Госуслуг

Осуществить вход на сайт Госуслуги можно с компьютера, планшета или мобильного телефона. Стоит учесть, что получить услугу на этом сайте можно только после регистрации. Далее выбрав вкладку с налоговой задолженностью и заполнив соответствующую заявку, плательщик получит всю информацию по имеющимся у него задолженностям. Для получения этих данных необходимо знать свой ИНН. И вообще, для получения любого рода информации, которая касается налогов, пошлин и сборов, нужно знать свой налоговый номер.

На сайте государственных услуг можно не только узнать о налогах и размерах задолженностей, но и произвести оплату при помощи банковской карты.

Через Яндекс деньги

Для начала нужно зарегистрировать виртуальный кошелёк . Пополнить его можно с банковской карты или с другого электронного кошелька. Следует выбрать вкладку «Товары и услуги», а далее перейти в раздел «Налоги». После этого откроется строка, в которую необходимо ввести ИНН. Выполнив эти несложные манипуляции плательщик сможет не только узнать размер задолженности, но и оплатить её при помощи средств, находящихся на Яндекс кошельке.

ВАЖНО: Из всех перечисленных средств, личное обращение в налоговую – это самый долгий способ узнать свои налоги. Все остальные позволят узнать сумму задолженности буквально за пару минут. Воспользовавшись интернет-сервисами можно не только получить информацию по долгам, но и быстро оплатить их.

Как погасить задолженность?

Соберём воедино все варианты оплаты налоговой задолженности:

  • оплата в отделениях банков через кассу или банкомат, имея на руках соответствующие квитанции, получить которые можно в территориальном отделении налоговой службы;
  • оплата через онлайн-приложения банков, которые являются партнёрами налогового органа. Узнать полный список таких банков можно на официальном сайте налоговиков;
  • через сайт государственных услуг, при помощи онлайн-платежа банковской картой;
  • с помощью средств, которые находятся на Яндекс кошельке.

Оплата данными способами позволит значительно сэкономить время и осуществить перевод средств по уплате задолженности не выходя из дома.

Ответственность за неуплату налогов

Вопрос привлечения к ответственности за несвоевременную уплату или за отклонение от уплаты налогов регулирует налоговое и уголовное законодательство. За правонарушения в экономической сфере для физических лиц и организаций предусмотрены следующие виды привлечения к ответственности:

Налоговая

Имеет финансовый характер. Направлено на полное погашение убытков, которые государство понесло из-за недоимок по налогам. Данного рода ответственность регулирует статья 122 налогового кодекса. За несвоевременную уплату налогоплательщиков ждёт наказание в виде штрафов и пени, которые начисляются исходя из размеров задолженности.

Уголовная

Компенсируется перед государством не только размер недоплаченных налогов, но и общественный вред. Предусмотрена административная ответственность, которая выражается в виде больших штрафов. Также предусмотрено уголовное наказание, вплоть до лишения свободы за налоговые преступления, которые связаны с задолженностью по налогам в крупном и особо крупном размерах. Этот вопрос регламентируют статьи 198 и 199 уголовного кодекса.

Крупным размер задолженности считается в том случае, если недоплаченная сумма превышает 10% от общей суммы налога, который был насчитан за прошедшие три года. Этот размер должен превышать 600 000 рублей или 1 800 000 рублей без учёта времени и процентного соотношения.

Особо крупным размером задолженности признаётся сумма, которая превышает 20% от общего размера налогового платежа за предыдущие три года. Она должна составлять не менее 3 000 000 рублей или 9 000 000 рублей без учёта процентного соотношения и времени.

Стоит запомнить, что привлечение к ответственности за несвоевременную уплату или отказ от уплаты налогов не является основанием для освобождения от возмещения имеющейся задолженности. В трёхлетний срок государство, в лице налоговой службы, имеет право привлечь физическое лицо или организацию к ответственности за неуплату пошлин.

Размер штрафов

Штраф за несвоевременное перечисление средств в счёт уплаты налогов составляет:

  • 20% от суммы сбора в случае непредумышленного возникновения задолженности;
  • 40% от суммы в том случае, если частное лицо или организация умышленно уклоняется от уплаты налогов.

Если налог имеет внушительный размер, то и размер штрафа будет весьма солидным. Он может исчисляться десятками и сотнями тысяч.

Заключение

Надзорные органы в нашей стране внимательно следят за соблюдением налогового законодательства. Оно обязывает вовремя и в полном объёме производить уплату всех полагающихся пошлин и сборов. Налогоплательщики, будь то частные лица или организации, должны неукоснительно следовать законодательству, которое регламентирует вопросы налогообложения.

При несвоевременной уплате налогов возникает задолженность, размер которой легко узнать зайдя в интернет и перейдя на сайт налоговой службы. Кроме этого существует несколько способов, которые позволяют ознакомиться с суммой пошлин, которые необходимо оплатить, а также узнать размер начисленных штрафов за просрочку платежа.

Для удобства плательщиков на данный момент существует немало способов оплаты налоговой задолженности, потратив на это пару минут своего времени. Это возможно сделать на сайте налоговой службе, на сайте государственных услуг или при помощи онлайн-сервисов.

Чтобы не попасть в число должников и не испортить свою репутацию, физические лица, предприниматели и организации должны внимательно следить за налоговыми отчислениями, за их размером и сроками уплаты. Если частные лица и предприниматели сами несут ответственность за вопросы, связанные с налоговой политикой, то в организации за это отвечает бухгалтер. Именно от его грамотности и компетенции зависит налоговая репутация. Поскольку именно бухгалтер занимается вопросами взыскания налогов с сотрудников и перечислением в налоговую службу всех пошлин, которые соответствуют виду деятельности, осуществляемой организацией.

Чтобы не возникала необходимость узнавать размер своей задолженности нужно вовремя и в полном объёме производить уплату налогов и следит за тем, чтобы платёж был доставлен адресату, которым является налоговая служба.

По итогам 2017 г. задолженность российских налогоплательщиков перед бюджетом существенно сократилась. Однако основной механизм ее сокращения – ужесточение процедур взыскания, что нередко приводит к потере бизнеса компании-должника. Вместе с тем, задачи развития бизнеса требуют иной работы с налоговой задолженностью, включая упрощение процедур ее реструктуризации, а также ее списания для ряда категорий налогоплательщиков.

ФНС подвело итоги своей работы в 2017 г., и в качестве одного из важнейших результатов обозначило увеличение поступлений в бюджет за счет налогового администрирования. По словам М. Мишустина, в 2017 г. изменения в налоговом администрирова­нии (прежде всего применение цифровых технологий – АСК НДС, онлайн-касс, систем маркировки продукции) обеспечили дополнительные поступления на сумму около 400 млрд. руб. Это составляет около 25% прироста налоговых поступлений, не относящихся к нефтегазовым доходам. ФНС указывает, что новые процедуры налогового администрирования устанавливают более прозрачную налоговую среду, а также сокращают теневой сектор экономики. Однако имеющиеся данные о налоговой задолженности указывают на ужесточение практики изъятий средств налогоплательщиков, допустивших возникновение задолженности по налогам и взносам, а также на то, что сохранению бизнеса налогоплательщиков и развитию налоговой базы, как и ранее, уделяется слишком мало внимания.

Сокращение налоговой задолженности в 2017 г.

По состоянию на начало 2017 г. суммарная налоговая задолженность (включая недоимку по налогам, а также пени и штрафные санкции) достигла 1379,7 млрд. руб., что на 22,7% превышало аналогичный показатель на начало 2016 г. Однако в течение 2017 г. эта задолженность резко сократилась. Данные ФНС на 1 января 2018 г. показывают, что суммарная задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям составила только 789,3 млрд. руб., что означает падение объема задолженности на 42,8%. (см. рис. 1).

Аналогичная ситуация наблюдалась и с задолженностью по страховым взносам, администрирование которых с начала 2017 г. было передано ФНС. В начале 2017 г. суммарная задолженность по страховым взносам и связанными с ними пеням и санкциям составляла 564,6 млрд. руб., а в начале 2018 г. – уже 289,5 млрд. руб., что эквивалентно снижению на 48,7%.

Следует отметить, что открытые данные ФНС о налоговой задолженности содержат лишь обобщенные сведения о ней, и не позволяют получить подробной информации ни о сроках задолженности, ни о категориях налогоплательщиков-должников. Более того, время от времени ФНС пересматривает состав и структуру этих данных, что затрудняет сопоставление сведений о налоговой задолженности разных лет. Вместе с тем, имеющиеся данные об урегулировании задолженности указывают на то, что основным механизмом урегулирования является принудительное изъятие средств.

Механизмы урегулирования налоговой задолженности

Несмотря на то, что в российском законодательстве существует целый ряд инструментов, потенциально направленных на постепенный выход организации-должника из «долговой ямы» без закрытия его бизнеса (таких как предоставление отсрочек и рассрочек, инвестиционный налоговый кредит, реструктуризация задолженности), в реальности их применение остается скорее исключением, чем правилом. Например, по состоянию на 1 января 2018 г. объем реструктурированной задолженности по налогам, сборам, пеням и санкциям (без учета страховых взносов) составил только 2,5 млрд. руб., объем мировых соглашений – 2,8 млрд. руб., отсроченных или рассроченных платежей – 17,9 млрд. руб. В общей сложности это соответствует 3,9% объема недоимки по налогам и сборам на ту же дату.

Можно выделить две причины, по которым эти механизмы урегулирования задолженности используются достаточно редко. Во-первых, они сложны в применении. Например, процедуры введения отсрочки или рассрочки налоговых платежей могут быть применены лишь в особых случаях (форс-мажорные обстоятельства, задержка получения бюджетных средств и т.д.). В результате добросовестные налогоплательщики не могут оперативно задействовать эти механизмы в условиях ухудшения финансового положения, приводящего, например, к невозможности выплат авансовых платежей по налогам. Во-вторых, в условиях дефицита бюджета и установления жестких планов по обеспечению собираемости налогов и сборов, возможности по получению отсрочек и рассрочек по уплате налогов еще более сократились. Об этом свидетельствуют, в частности, сообщения о том, что предоставление отсрочки или рассрочки по налоговой задолженности – это вопрос, решаемый фактически на уровне руководителя соответствующей налоговой инспекции.

В результате, работа налоговых органов с компаниями, имеющими налоговую задолженность, сведена к принудительному изъятию – взысканию задолженности судебными приставами, а в случае невозможности такого взыскания – к введению процедуры банкротства в отношении должника. В последние годы в структуре урегулированной задолженности по налогам, сборам, пеням и санкциям более 60-70% приходится на суммы, приостановленные к взысканию в связи с введением процедур банкротства, а еще 20-30% – на суммы, взыскиваемые судебными приставами (см. рис. 2).

Следует отметить, что в 2017 г. процедуры принудительного взыскания задолженности ужесточились. Так, в отчетности ФНС указывается, что в процедурах банкротства работа ведомства направлена на оспаривание имущественных сделок должника, а также привлечение к ответственности «контролирующих и аффилированных лиц». Тем самым проблемы погашения накопленной налоговой задолженности переходят на иные организации или физические лица, связанные с организацией-должником.

Налоговая задолженность становится проблемой не только самих должников

В сложившейся ситуации организация, допустившая появление налоговой задолженности, имеет высокие риски попасть в «замкнутый круг», не позволяющий ей восстановить свое финансовое положение. Так, для организаций с налоговой задолженностью существенно затруднен доступ к заемным средствам, и без того малодоступным для компаний. Наличие налоговой задолженности закрывает возможности по участию в конкурсах и торгах, проводимых на государственном и муниципальном уровне. Кроме того, действующая практика налогового администрирования побуждает организации отказываться от работы с контрагентами, имеющими налоговую задолженность. Например, расходы компании на закупку продукции у контрагента, имеющего налоговую задолженность, могут быть признаны «необоснованными», что повлечет за собой увеличение налога на прибыль, невозможность принятия к вычету части НДС и др. В результате, компании-должники практически не имеют возможности погасить налоговую задолженность за счет повышения своей деловой активности.

При этом проблема налоговой задолженности компаний затрагивает не только самих должников. Для компаний, не имеющих налоговой задолженности, все чаще возникает необходимость проверки контрагентов на наличие задолженности. Кроме того, выбор партнера по принципу отсутствия задолженности перед бюджетом в ряде случаев может означать неоптимальный выбор поставщика (с более высокими ценами по сравнению с организацией, допустившей возникновение задолженности). В ряде случаев отказ от взаимодействия с компаниями, имеющими налоговую задолженность, приводит к искажению конкурентной ситуации на рынке (в том числе и в рамках открытых конкурсов и торгов, допускающих участие только компаний без задолженности перед бюджетом). Более того, ограничение возможностей для ведения бизнеса для компаний-должников побуждает их к переходу в теневой сектор экономики. Негативные последствия этого отражаются как на бюджетной системе, которая лишается части поступлений новых налогов и должна нести дополнительные расходы на обеспечение принудительного изъятия задолженности, так и на компаниях, не имеющих налоговой задолженности, которые вынужденно вступают в ценовую конкуренцию с представителями теневого сектора.

Направления работы с налоговой задолженностью

Задачи развития бизнеса требуют пересмотра сложившегося подхода к работе с налоговой задолженностью.

В первую очередь необходимо упрощение и расширение практики применения инструментов, направленных на постепенное погашение налоговой задолженности организаций, ИП и физических лиц, таких как реструктуризация налоговой задолженности, предоставление отсрочки или рассрочки погашения задолженности, предоставление инвестиционного налогового кредита. Изменения в этих механизмах должны быть направлены на то, чтобы налогоплательщики получили возможность применять их оперативно, не подвергаясь ограничениям на ведение бизнеса.

Наряду с этим, необходимо продолжить работу по списанию части налоговой задолженности, запланированную на 2018 г., распространив ее не только на физические лица, но и на организации. В текущей ситуации списание части налоговой задолженности организаций, добросовестно исполнявших свои налоговые обязанности в благоприятных макроэкономических условиях, но не сумевших выполнить их в кризисном периоде, окажет положительное влияние на конкурентную ситуацию на многих рынках и будет одним из факторов поддержки бизнеса.

При этом, во избежание стимулирования недобросовестных налогоплательщиков, а также «дестимулирующего эффекта» для компаний, не имеющих задолженности по налогам и сборам, необходимо установить четкие критерии как видов задолженности, так и налогоплательщиков, которые могут претендовать на частичное или полное списание задолженности. Для определенных таким образом категорий и видов задолженности необходимо обеспечить «автоматическое» списание (включая как саму неурегулированную задолженность по налогам и сборам, так и по пеням и налоговым санкциям), а также «автоматическое» прекращение процедур принудительного взыскания и конкурсных процедур, связанных с взысканием такой задолженности. Требуется также проработка вопроса о формировании «режима благоприятствования» для компаний, не имеющих налоговой задолженности. Такой режим, в частности, может включать возможности применения заявительного порядка возмещения НДС для организаций с различным объемом операций, упрощение получения налоговых отсрочек, рассрочек и инвестиционного налогового кредита, уменьшения штрафов для компаний в зависимости от ранее уплаченной ими суммы налогов и взносов и т.д.

Кроме того, необходимо обеспечить регулярную открытую публикацию данных, отражающих структуру налоговой задолженности организаций, физических лиц и индивидуальных предпринимателей по срокам возникновения данной задолженности, а также данные о ее накоплении и погашении в разрезе основных видов налогов, сборов, страховых взносов. Открытый доступ к таким данным позволит провести независимую оценку того, какие организации получат наибольшие стимулы к развитию в случае списания их налоговой задолженности, и какой вклад это внесет в развитие компаний, экономики регионов и страны в целом.

Loading...Loading...