Контрольная работа: Социально-экономические последствия инфляции и антиинфляционная политика государства. Последствия инфляции

Последствия инфляции многообразны, противоречивы и зависят от вида инфляционного процесса. Анализ последствий инфляции начнём с полностью предсказуемой инфляции.

Инфляция, даже являясь полностью ожидаемой, представляет собой несанкционированный налог государства, уплачиваемый частным сектором. Он уплачивается автоматически, поскольку денежный капитал обесценивается во время инфляции. Средства перераспределяются от частного сектора (фирмы, домохозяйства) к государству. Более бедные люди несут большую тяжесть инфляционного налога, чем более богатые. Другой канал перераспределения доходов в пользу государства возникает из монопольного права печатать деньги. Разница между суммой номиналов дополнительно выпущенных банкнот и затратами на их печатание называется сенъоражем . Он определяется количеством реальных ресурсов, которые может получить государство взамен напечатанных денег. Сеньораж равен инфляционному налогу, когда население поддерживает постоянной реальную стоимость своих денежных остатков. Кроме инфляционного налога, государство может получать дополнительные доходы от частного сектора из-за влияния инфляции на налогообложение. При прогрессивной системе налогообложения номинальных доходов инфляция способствует повышенному изъятию средств у домохозяйств. Рост цен обычно приводит к росту номинального дохода индивидов. Они попадают и в группу с более высокой налоговой ставкой. В результате при неизменном или уменьшающемся реальном доходе налоговые платежи возрастают. Располагаемый доход домохозяйств уменьшается из-за взаимодействия инфляции и налоговой системы.

Прогнозируемая инфляция ухудшает экономическое состояние индивидов. Хранение наличных денег приводит к упущенной выгоде в виде процента, который может быть начислен в банке. Ожидание высоких темпов роста цен приводит к повышению номинальной процентной ставки и альтернативных издержек держания денег. В результате падает спрос на деньги – население чаще посещает банки и стремится быстрее потратить наличные деньги на товары и услуги, вложить их в необесцениваемые активы.

Непредвиденная инфляция перераспределяет не только банковский капитал, но и все другие финансовые активы и доходы. Активы, доходы от которых рассчитываются в номинальных ценах (акции, облигации, в том числе и государственные, с фиксированной денежной стоимостью и доходом) будут обесцениваться в результате роста цен. Лица, имеющие фиксированные доходы, несут потери от инфляции в результате снижения реальных доходов.

Неожиданные высокие темпы инфляции и резкие изменения структуры цен усложняют планирование (особенно долгосрочное) фирм и домохозяйств. В результате увеличиваются неопределенность и риск ведения бизнеса.



Инфляция оказывает влияние на конкурентоспособность отечественных товаров. С одной стороны, относительно более высокие темпы роста цен в «открытом» секторе экономики приводят к снижению конкурентоспособности национальных товаров. Результатом будет увеличение импорта и уменьшение экспорта, рост безработицы и разорение товаропроизводителей. С другой стороны, рост цен вызывает снижение обменного курса национальной валюты. При фиксированных ценах на некоторые товары внутри страны их становится выгоднее экспортировать за рубеж, что ведет к дефициту данной продукции.

Как уже отмечалось, зависимость между инфляцией и безработицей вывел А.Филлипс, обосновавший принцип: чем выше уровень безработицы, тем ниже темпы роста заработной платы и инфляции. До 70-х гг. кривая Филлипса показывала обратную зависимость между ежегодным темпом изменения уровня номинальной заработной платы и уровнем безработицы. Это набор альтернативных вариантов проведения в жизнь экономической политики: если правительство считало нужным снизить уровень безработицы, то оно будет стимулировать совокупный спрос, увеличит государственные расходы и т.д. В результате возрастёт производство, число рабочих мест увеличится, безработица снизится, а инфляция возрастёт (рис.27).

Рис. 27. Кривая Филлипса

Кривая Филлипса и кривая совокупного спроса выражают одну и ту же зависимость. Изменение ожидаемого уровня инфляции и шоки предложения служат причиной сдвига кривой Филлипса. Если в 60-х гг. рассматриваемая кривая не подвергалась сомнению, то в 70-х гг. она утрачивает своё значение, так как в эти годы высокий темп инфляции сопровождался высоким уровнем безработицы (стагфляцией). Традиционная кривая Филлипса справедлива только для краткосрочного периода, она - вертикальна и соответствует естественному уровню безработицы. Чем выше ожидаемый темп инфляции, тем дальше кривая удаляется от начала координат. Естественный уровень безработицы достигается, если циклическая безработица равна нулю.

Современная кривая Филипса (рис.28) определяется тремя показателями:

¨ ожидаемым темпом инфляции;

¨ отклонением фактического уровня безработицы от естественного уровня;

¨ шоками изменения предложения, обусловленного ростом цен на сырьё. Если эти факты свести в уравнение, то получим

π = π е – β * (u - u x) + ε,

где π - уровень инфляции; β - параметр больше нуля; u - фактический уровень безработицы; u x - естественный уровень безработицы; (u - u x) - циклическая безработица (знак «-» перед показателем циклической безработицы показывает, что при высокой безработице темп инфляции снижается); ε - коэффициент, характеризующий инфляцию издержек.


Рис.28. Модифицированная кривая Филлипса

Монетаристы утверждают, что движение вдоль кривой отражает только инфляцию спроса и игнорирует инфляцию издержек. Согласно идее естественного уровня безработицы, когда фактическая безработица находится на естественном уровне u - u x , рынок труда приходит к равновесию, считая фактический темп роста цен равным ожидаемому: π = π е.

Мы видим, что инфляция зависит от уровня занятости и от инфляции в предыдущий период. Такой характер кривой подходит для описания экономик большинства западных стран в последние двадцать пять лет. Уровень занятости теперь воздействует не на сам уровень инфляции, а на изменения в её уровне. При высоком уровне занятости инфляция увеличивается, а при низком - падает. Она создаёт зазор между ожидаемой и реально предлагаемой заработной платой. Если за длительный период высокой инфляции работники привыкают к крупным ежегодным повышениям заработной платы, то они вполне могут счесть недостаточной новую заработную плату, предложенную работодателями, после того как темп инфляции начнёт уменьшаться и безработица возрастёт.

Инфляция порождает не только экономические, но и социально-политические проблемы. Во времена высоких темпов роста цен, особенно в период галопирующей инфляции и гиперинфляции, подрывается политическая стабильность общества, возрастает социальная напряжённость. Высокая инфляция содействует переходу к новой структуре общества.

Поскольку современная инфляция - многофакторный про­цесс, то многофакторной должна быть и антиинфляционная поли­тика , которую проводит государство. Она основана на двух прин­ципах: адаптации и активного сдерживания.

Комплекс адаптационных государственных мер включает ин­дексирование доходов, контроль над ростом цен и заработной пла­той и др. Адаптационная политика имеет свои издержки, посколь­ку средства на компенсационные меры изымаются из госбюдже­та, т. е. в конечном счете, через налоги из доходов населения и про­изводителей.

Стратегия сдерживания инфляции предусматривает всемерное укрепление механизмов рыночной системы, которые способны увеличить количество и качество товаров, снизить себестоимость продукции. Благодаря ним возможно проведение долгосрочной денежной политики, введе­ние жестких лимитов на прирост денежной массы; сокращение бюджетного дефицита посредством увеличения доходов и уменьшения расходов государства; уменьшение числа занятых, увеличе­ние безработицы; разработка и внедрение государственной поли­тики доходов и др.

Различают прямые и косвенные методы государственного урегулирования инфляции.

Прямые методы регулирования получили название политики доходов: установление ориентиров для роста заработной платы и цен и прямой контроль над ними. Эти меры, с одной стороны, должны способствовать уничтожению адаптивных инфляционных ожиданий и инфляционной инерции, с другой -

гасить инфляционный им­пульс, вызываемый монополиями и сильными профсоюзами.

Ориентиры представляют собой набор правил, разрабатываемых правительством. Фирмам и лицам наемного труда следует соблю­дать их добровольно. В качестве ориентиров применяются макси­мальные пределы роста цен и ставок заработной платы. Изменение заработной платы обычно привязано к темпам роста средней про­изводительности труда во всей экономике. Цены же возрастают на­столько, чтобы компенсировать изменение затрат на оплату труда. Сущность данного подхода заключается в том, что доходы работ­ников по найму регулируются непосредственно, а прибыль - кос­венно, через цены.

Контроль обычно осуществлялся путем принятия законов об одновременном "замораживании" цен и заработной платы на оп­ределенный срок. По отношению к наемным работникам политика доходов носит дискриминационный характер, поскольку го­сударственные органы и производители охотнее контролировали зарплату, нежели цены. Практически осуществить контроль над ценами гораздо труднее, чем над зарплатой, так как существует множество товарных групп. Кроме того, увеличение средней произ­водительности труда в экономике автоматически ведет к относи­тельному и абсолютному сокращению доли рабочих в националь­ном доходе.

Одним из вариантов политики доходов является социальный кон­тракт . Пытаясь достигнуть устойчивого компромисса между рос­том цен и заработной платы, правительство организует переговоры между администрацией крупных предприятий и профсоюзами.

Политика доходов использовалась во многих странах - в Вели­кобритании, США и др. Эффективность реально проводимой поли­тики доходов без применения косвенных методов воздействия ока­залась не очень высокой. В результате в середине 70-х годов практи­чески все развитые страны отказались от ее применения. В 80-е годы ее использовали в некоторых странах с высокой инфляцией: Ар­гентине, Бразилии, Перу, Израиле, Мексике. Только в двух после­дних государствах ее использование было эффективным. В СССР политика доходов активно применялась в 30-е годы, затем она ста­ла проводиться менее жестко. Политика доходов была составной частью государственного регулирования в условиях административ­но-командной системы. Ее эффективность снижалась по мере нара­стания диспропорций в экономике, усиления подавленной инфля­ции и превращения дефицита в деструктурный.

К косвенным методам воздействия на цены относятся "дефля­ционные" мероприятия монетарной и фискальной политики. Перво­начально они применялись в рамках антициклической политики - метод точной настройки конъюнктуры. Впериод спада государство проводило экспансионистскую монетарную и/или фискальную по­литику. Рост спроса в экономике помогал преодолеть повышение безработицы. По мере экономического подъема наблюдался рост темпов инфляции. Устранению "перегрева" экономики помогал "дефляционный топор". Поскольку изменение направления моне­тарной политики возможно без временного лага, то основная ра­бота падает на Центральный банк. Для замедления темпов инфля­ции он может ввести ограничения на рост денежной массы, объем предоставляемых кредитов, повысить учетную ставку и норму обя­зательных резервов, продать государственные ценные бумаги на открытом рынке.

Для снижения темпов прироста денежной массы в ряде разви­тых стран использовалась политика "тагетирования". Центральным банком устанавливались ориентиры для роста различных денежных агрегатов - М0, Ml. Эти ориентиры достаточно часто превыша­лись. Слабый контроль за предложением денег маскировался уста­новлением новых ориентиров, для более широких показателей де­нежной базы - М2, МЗ. С одной стороны, уменьшение предложе­ния денег приводит к сокращению производства, банкротству предприятий, кризису неплатежей и росту безработицы. С другой стороны, уменьшение темпа прироста денег может компенсиро­ваться ростом скорости их обращения.

Кроме ограничения количества денег в обращении государство может уменьшить объем совокупного спроса фискальными метода­ми: снизить государственные расходы, повысить ставки прямых и косвенных налогов, отменить налоговые льготы, ужесточить пра­вила, регулирующие порядок и нормы амортизационных отчисле­ний. Применение многих инструментов фискальной политики тре­бует одобрения законодательных органов власти. Поэтому их весь­ма сложно использовать для краткосрочной настройки конъюнктуры (в том числе инфляции). Финансовая стабилизация и снижение консолидированного дефицита государственного бюджета рассмат­риваются в качестве общей предпосылки уничтожения инфляции.

Для замедления роста цен могут применяться и инструменты ва­лютной политики : ограничение притока денег из-за грани­цы, повышение курса национальной валюты. Рост и фиксация курса национальной валюты понижают общий уровень цен посредством снижения цен на готовые и промежуточные импортируемые това­ры, внутренние экспортируемые товары, инфляционных ожиданий.

Это будет эффективным при наличии следующих условий. Во-первых, курс близок к паритету покупательной способности. Во-вторых, цены практически на все товары связаны с обменным кур­сом. В-третьих, ограничен инерционный рост номинальной зара­ботной платы. В-четвертых, существуют положительное сальдо платежного баланса, солидные золотовалютные резервы или воз­можность получения внешних стабилизационных займов под низ­кий процент.

Во временном аспекте у правительства существует две аль­тернативы проведения антиинфляционной политики. Она может осу­ществляться постепенно в течение длительного периода - полити­ка градуирования или резко - шоковая терапия . В экономической теории нет ответа на вопрос, какая тактика эффективнее и несет меньшие социальные издержки. Все зависит от размеров страны, темпов инфляции и уровня безработицы, степени и условий вхож­дения в мировой рынок, поддержки преобразований международ­ными финансовыми организациями, социально политической об­становки в стране и т.п.

В настоящее время основными инструментами в борьбе с инфляцией являются стабилизация доходов и расходов бюджета, снижение его дефицита, контроль за денежным обращением и валютным курсом.

Для снижения уровня инфляции возможно проведение дефля­ции. Дефляция - это изъятие из обращения части избыточ­ной массы бумажных денег, выпущенной в период инфляции.Она осуществляется путем увеличения налогов, повышения учет­ной ставки и обязательных резервов коммерческих банков в Цен­тральном банке, продажи государственных ценных бумаг на "открытом рынке", сокращения бюджетных расходов государства и т.д.

Инфляция имеет серьезные социально-экономические последствия. Прежде всего, она приводит к перераспределению доходов, причем в наибольшей мере страдают слои населения, имеющие фиксированные трудовые доходы (твёрдые почасовые оклады, пенсии, стипендии и т.п.). В первую очередь это касается работников бюджетной сферы и тех, кто получает доходы за счёт бюджета (пенсионеры, студенты и др.).

Усиливается эксплуатация работников, имеющих сдельную и другие поощрительные системы оплаты труда. Теоретически, они в какой-то степени могут компенсировать снижение реальной зарплаты повышением нагрузки и производительности. Однако при высоких темпах инфляции рост интенсивности их труда не успевает за обесцениванием денег. Кроме того, загрузка мощностей падает и работы не хватает, производительность снижается .

Марксистская экономическая теория небезосновательно характеризовала инфляцию как классовое явление, как механизм усиления эксплуатации труда. На инфляции наживаются ростовщики и спекулянты. Большинство крупных капиталов начало сколачиваться в годы гиперинфляции в результате теневого перераспределения. Поэтому борьба с ней даже встречала определённое сопротивление.

Инфляция приводит к перераспределению капиталов между предприятиями (предпринимателями). От инфляции могут терять кредиторы, и тем больше, чем долгосрочнее кредит (возвращаются обесцененные деньги). Хотя, если инфляция прогнозируется, то кредиторы учитывают её в размере процентной ставки и продолжительности предоставления ссуд. Рост спроса на деньги повышает банковский процент.

Банк должен получать процент на вложенный капитал и одновременно компенсировать ожидаемые потери от обесценивания ссуженных денег. Поэтому в периоды инфляции соответственно возрастают ссудные проценты и сокращаются сроки кредитов.

Предприятия могут выигрывать, задерживая платежи, в том числе по зарплате (отсюда резкое нарастание задолженностей). Но теряют за счёт продолжительности хозяйственного цикла, не успевая поднять свои цены за повышением цен на покупные средства производства.

Выигрывает также государство за счёт обесценения займов и вкладов в государственные банки, отставание бюджетного финансирования от роста цен и т.п. Ещё одним негативным последствием инфляции является ухудшение платёжного баланса страны и чистого экспорта, который представляет разницу между импортом и экспортом.

Предположим, что существует ряд стран, торгующих друг с другом и у которых объём экспорта равняется объёму импорта (чистый экспорт = 0). Если у какой-то из этих стран начнётся постепенный постоянный рост цен, то экспорт из этой странный станет сокращаться, а импорт расти. Платёжный баланс становится отрицательным. Если такая ситуация будет развиваться дальше, то эта страна для покрытия дефицита должна либо использовать свои золотовалютные резервы, либо девальвировать свою национальную валюту. Использование золотовалютных резервов не может продолжаться достаточно долго из-за их ограниченной величины.

Девальвация национальной валюты на первом этапе позволит сохранить экспортно-импортный пропорции платёжного баланса и даже несколько усилит конкурентоспособность отечественных товаров за рубежом. Однако снижение курса национальной валюты приведёт через некоторое время к диспропорциям в экономике, так как преимущество получат отрасли, ориентированные на производство экспортной продукции, а отрасли, потребляющие импортные товары, окажутся в упадке. Кроме того, девальвация национальной валюты создаст проблему погашения иностранных кредитов, так как для возврата единицы иностранной валюты будет требоваться большее количество единиц национальной валюты .

Тормозом производства, вызванным инфляцией, является низкая покупательская способность населения. Рост цен долго и значительно опережает рост зарплаты и других доходов населения. Повышаются цены, в том числе на такие жизненно важные вещи, как продукты питания, жильё и коммунальные услуги, окончательно подрывает покупательскую способность. Самым болезненным социальным последствием упадка и депрессии, вызванных высокой инфляцией, является безработица.

Инфляция усложняет заключение долгосрочных соглашений, планирование производства, финансовых результатов и инвестиций. К тому же сильно растёт цена кредитов (процент). Поэтому, как правило, во время гиперинфляции гаснет инвестиционная активность.

Инфляция может иметь также позитивные последствия для экономики.

Следует иметь в виду, что увеличение предложения денег, даже вызывающее инфляцию, не возникает без спроса. Теоретически, предложение всегда равно спросу. В этом случае, если масса денег превышает предложение товаров, то это вызвано объективной необходимостью. Это реакция экономического организма на травму, которая обеспечивает сохранение жизнеспособности экономики, подобно повышению температуры теплокровного биологического организма. Если этой защитной реакции не будет, организм гибнет. Поэтому, как известно, нельзя сильно понижать температуру. Точно так же нельзя экономику лишать возможности удовлетворять повышающийся спрос на деньги при спаде производства, т.е. нельзя полностью задавить инфляцию. Иначе начнут умирать от голода работники и их семьи, выходить из строя коммуникации, разрушаться здания, машины, сложное оборудование. Это разложение и смерть социально-экономического организма. Рекомендации монетаристов преодолевать инфляцию только торможением предложения денег подобны попыткам лечить больного с высокой температурой опусканием в ледяную воду. Так что инфляция в какой-то мере выполняет защитную функцию путем перераспределения ресурсов.

Теории известна циклическая инфляция подъема. Активизация инвестиционной деятельности и оживление производства увеличивают спрос на деньги, причем предложение дополнительной товарной массы происходит с отставанием. Цены повышаются. В дальнейшем это повышение тормозится увеличением массы товаров. Если этот процесс задавить, не позволив увеличить денежную массу, подъем производства не осуществится, хотя при развитии инфляции приходится оказывать тормозящее влияние, чтобы инфляция не вышла из-под контроля. В этом случае оправдывает себя некоторое торможение роста денежной массы. Но умеренная инфляция подъема объективна.

Для преодоления негативных социально-экономических последствий инфляции государством проводится антиинфляционное регулирование. Основными методами стабилизации денежного обращения являются антиинфляционная политика и денежная реформа. Антиинфляционная политика представляет собой комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленному на ограничение инфляции. Эти меры можно подразделить на стратегические, включающие цели и методы долговременного характера, и тактические, сориентированные на получение краткосрочных результатов.

Антиинфляционная стратегия включает в себя:

уменьшение инфляционных ожиданий путем укрепления рыночных механизмов (комплекс институциональных преобразований) и искоренения неуправляемой инфляции за счет повышения компетенции органов управления;

долгосрочную монетарную политику, предусматривающую регулирование спроса на деньги (регулирование прироста денежной массы) путем введения жестких лимитов на ежегодный прирост денежной массы;

бюджетную политику, направленную па сокращение дефицита бюджета, защиту национальной экономики от внешних инфляционных воздействий (политика ограничения импорта инфляции).

Антиинфляционная тактика направлена не столько на устранение причин инфляции, сколько на использование краткосрочных, но сильных мер воздействия, т е. направленных на уменьшение текущего инфляционного давления и подготавливающих почву для применения долгосрочных стратегических мер.

Основой антиинфляционных мер является ликвидация долгосрочного неравновесия денежного рынка, а, в конечном счете, - достижение относительно долгосрочного равновесия на всех рынках. При этом наиболее эффективной является борьба с инфляцией, если она носит открытые формы.

В то же время от, собственно, антиинфляционных мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции (социальную защиту населения, компенсации, индексацию доходов) и псевдоантиинфляционные меры (меры государственного воздействия - тотальный государственный контроль за ценами, прямое административное регулирование спроса и предложения и т. п.), которые не ликвидируют причины инфляции, а лишь переводят ее из открытой формы в скрытую.

Мировая практика накопила богатый опыт форм и методов антиинфляционной политики. Она включает в себя широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых мероприятий, политику доходов и программы стабилизации вплоть до проведения радикальных денежных реформ. Борьба с монополизмом также должна рассматриваться как одно из важных направлений антиинфляционной политики.

В качестве ключевого момента в деле стабилизации денежного обращения выступает установление контроля над изменением денежной массы со стороны центрального банка. Центральный банк, воздействуя на денежную массу, имеет возможность влиять на ее размеры. Непосредственный контроль центрального банка возможен лишь за эмиссией банкнот, которая осуществляется под государственные ценные бумаги. В то же время их выпуск под частные, коммерческие векселя, иностранную валюту, а также депозитно-чековая эмиссия коммерческих банков могут находиться лишь под косвенным воздействием.

Расстройство денежного обращения, инфляционные процессы ведут к весьма серьезным для экономики последствиям, и практически нет государства, которое в той или иной степени, в тот или иной период своей истории не сталкивалось с этими проблемами. Вместе с тем уровень инфляции, ее контролируемость значительно отличаются в разных странах .

Наряду с общеэкономической долгосрочной стратегией необходимы неотложные меры по сдерживанию инфляции и превращению ее в регулируемую инфляцию, так как преодолеть инфляцию сразу, в одночасье, невозможно, для этого потребуются годы. В этой связи современный опыт подсказывает два варианта регулирования инфляции в зависимости от состояния экономики:

* дефляционная политика, связанная с ограничением роста денежной массы, кредитов, зарплаты, а, в конечном счете, платежеспособного спроса.

Однако дефляционная политика применима в условиях экономического роста с целью сдерживания так называемого "перегрева" экономики, что не всегда бывает. Вследствие этого дефляционные меры вызывают справедливую негативную реакцию со стороны трудящихся, банкиров, предпринимателей;

* политика доходов, применяемая при стагфляции (сочетание инфляции со спадом производства) и представляющая собой согласование и увязку темпов роста зарплаты и цен под наблюдением и при посредничестве государства.

Второй вариант является более приемлемым и надежным путем для постепенного выхода из инфляции и экономического спада.

На стабилизацию денежного обращения и ограничение инфляции направлены также денежные реформы, которые могут осуществляться в различных режимах. В настоящее время получило распространение проведение денежных реформ в виде "шоковой терапии". Характерно, что в зависимости от конкретной антиинфляционной стратегии и тактики денежная реформа может быть начальным или конечным этапом стабилизации денежного обращения. Однако без взаимосвязи с другими антиинфляционными мерами денежная реформа не решает в стратегическом плане проблему обуздания инфляции .

В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений антиинфляционной политики является инфляционное таргетирование. Инфляционное таргетирование - комплекс мер, принимаемых государственными органами власти в целях контроля за уровнем инфляции в стране.

Таргетирование инфляции состоит из нескольких стадий:

  • 1. Установление планового показателя инфляции на некоторый период (обычно год);
  • 2. Подборка подходящего монетарного инструментария для контроля над уровнем инфляции;
  • 3. Применение этого монетарного инструментария в зависимости от текущей необходимости;
  • 4. Сравнение уровня инфляции на конец отчетного периода с запланированным и анализ эффективности проведенной монетарной политики.

Основной инструмент проведения денежно-кредитной политики по поддержанию запланированного уровня инфляции - манипулирование учетной процентной ставкой (ставкой рефинансирования). Так, повышение учетной ставки повышает депозитные ставки в коммерческих банках и увеличивает привлекательность сбережения денег, нежели траты.

Кроме того, повышение учетной ставки повышает уровень процентной ставки кредитования в банках и снижает уровень спроса на кредитование. Понижение учетной ставки позволяет кредитным организациям снизить уровень процентной ставки кредитования. Таким образом, снижение учетной ставки повышает уровень инфляции. Повышение учетной ставки снижает уровень инфляции.

Необходимо признать, что любое отнесение экономических программ к определенному виду обладает большой долей условности, поскольку на практике правительства используют весь арсенал мер экономической политики. В то же время исследователи классифицируют программы, основываясь на том, что, по их мнению, являлось принципиальным, ключевым элементом стабилизационной программы.

Инфляция вызывает множество последствий, как в экономи­ке, так и в социальной сфере.

1. В условиях инфляции реальные доходы населения сокра­щаются. Здесь необходимо ввести два понятия - номинальный и реальный доход. Номинальный доход - фактически получен­ный доход, а реальный доход - сумма товаров и услуг, которую могут приобрести потребители в рамках своего номинального дохода. Это означает, что при неизменной величине номиналь­ного дохода по мере развития инфляционных процессов объемы покупок из-за роста цен будут сокращаться, т. е. реальный доход будет падать. Реальный доход можно рассчитать следующим об­разом:

Изменение реального дохода можно приблизительно выра­зить следующей формулой:

где ? - уровень инфляции.

Во время инфляции несут потери люди, получающие фикси­рованные доходы. Эти люди со временем обнаруживают, что по­лучают деньги, имеющие меньшую покупательную способность, чем ранее.

2. При инфляции уменьшаются реальные накопления, осу­ществляемые в форме бумажных денег, кроме того, уровень ин­фляции чаще всего гораздо выше, чем номинальная ставка про­цента в кредитных учреждениях. Таким образом, личные сбере­жения населения обесцениваются.

3. Особенно быстро идет социальное расслоение. Большая часть населения нищает, переходя черту бедности.

4. «Бегство» от денег - ускоренная материализация денеж­ных средств населения и бизнеса. В условиях обесценивания де­нег субъекты рыночных отношений стараются как можно быст­рее избавиться от них, переводя деньги в товары и услуги. В пе­риод устойчивой инфляции люди, чтобы не обесценились их сбережения и текущие доходы, вынуждены тратить деньги сей­час. Предприятия поступают точно также - вместо того чтобы вкладывать капитал в инвестиционные товары, производители, защищаясь от инфляции, приобретают непроизводительные ма­териальные ценности (золото, драгоценные металлы, недвижи­мость).

5. Отставание процентной ставки, выплачиваемой банками и другими кредитными учреждениями, от уровня инфляции вплоть до отрицательных значений реальной процентной ставки. Здесь следует различать номинальную и реальную процентную ставку. Номинальная процентная ставка - ставка процента по кредитам, существующая в данный момент времени в данной стране. Реальная процентная ставка - номинальная процентная ставка за вычетом уровня инфляции.

6. Потери обычно несут кредиторы (кредитодатели), а выиг­рывают дебиторы (кредитополучатели), в случае если в договоре кредита не предусматривается изменение ставки процента в со­ответствии с изменением уровня цен в экономике. Из-за инфля­ции получателю кредита дают «дорогие» деньги, а он возвращает его «дешевыми» деньгами. Становится невыгодным давать день­ги в долг, что приводит к кризису кредитной системы. Практи­чески исключено получение долгосрочных кредитов, следова­тельно, отсутствуют инвестиционные вложения- в экономику.

7. Цены в период открытой инфляции растут быстрее номи­нальных доходов. У предпринимателей издержки на заработную плату растут медленнее затрат на приобретение средств произ­водства, что делает более выгодным сохранение устаревшего и Сравнительно дешевого оборудования, чем замена его новым и более дорогим. Из-за опережающего роста цен самая трудоемкая технология может приносить больше прибыли, чем новая. Это обстоятельство отрицательно влияет на техническое состояние производства, тормозит освоение новых технологий.

8. Нестабильность экономической ситуации и экономиче­ской информации. В условиях рыночной экономики основную информацию о ситуации на рынке несут иены. Именно на пены ориентируются производители и потребители, принимая реше­ние о продаже или о покупке того или иного товара. Если же цены подвержены постоянным изменениям, производители ока­зываются дезориентированными: В инфляционной экономике цены перестают давать точные сигналы инвесторам относитель­но эффективности вложений в ту или иную отрасль или сферу экономики. В результате возникают неизбежные отраслевые и региональные диспропорции. Поскольку предугадать движение цен и издержек практически невозможно, предприниматели предпочитают воздерживаться от крупных капитальных затрат с длительными сроками окупаемости.

Неуправляемая инфляция разрушает систему регулирования рыночной экономики, делает плохо управляемым все нацио­нальное хозяйство. Дестабилизируя экономику, инфляция авто­матически снижает эффективность рыночных экономических регуляторов, что подталкивает государство к использованию ад­министративных способов воздействия.

Обычно выделяют два основных направления антиинфляци­онной политики государства: адаптивную политику , предпола­гающую приспособление к инфляции, смягчение ее последствий, и активную политику , направленную на ликвидацию причин ин­фляции. Суть адаптивной политики сводится к тому, что прави­тельство с определенной периодичностью индексирует основные виды фиксированных доходов населения (минимальная заработ­ная плата, пенсии, стипендии и т.п.). Обычно индексация со­ставляет 60-70 % от уровня инфляции. Делается это для того, чтобы, с одной стороны, поддерживать минимально достаточный уровень доходов населения, а с другой стороны, за счет разницы в 30-40 % постепенно, за полтора-два года, снизить спрос на на­циональном рынке и тем самым погасить инфляцию. Этот метод борьбы с инфляцией имеет как достоинства, так и недостатки. Явное его преимущество - социальная стабильность в обществе. 6 качестве недостатка можно упомянуть длительность сроков реализации данного подхода к борьбе с инфляционными явле­ниями. Активная политика борьбы с инфляцией осуществляется на основе значительного сокращения количества денег, находя­щихся в обращении. Это предполагает, проведение денежной ре­формы конфискационного типа; контроль за денежной эмисси­ей; недопущение эмиссионного финансирования государствен­ного бюджета; текущий контроль за состоянием денежной массы в рамках осуществления кредитно-денежной политики.

Кроме указанных мероприятий предпринимается ряд других шагов, направленных против инфляции спроса и инфляции предложения: увеличение налогов и сокращение государственных расходов; сокращение дефицита госбюджета; стабилизация валютного курса; сдерживание роста факторных доходов (доходы владельцев факторов производства - плата за экономические ресурсы); борьба с монополизмом в экономике и прочие меры.

Реализация политики активной борьбы с инфляцией позво­ляет свести инфляцию почти к нулю за достаточно короткий промежуток времени. Однако осуществление описанных выше мер сопровождается массовым разорением неконкурентоспособ­ных и низкорентабельных фирм, приводит к росту безработицы, Порождая социальную напряженность в обществе. В реальной действительности правительство чаще всего проводит политику, сочетающую оба направления борьбы с инфляцией с преоблада­нием какого-либо из них.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Сущность, причины и виды инфляции, ее социально-экономические последствия. Основные черты антиинфляционной государственной политики государства, причины инфляции в Республике Беларусь. Антиинфляционная политика, проводимая в Республике Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2010

    Определение инфляции и ее сущностные характеристики. Условия и причины возникновения инфляции, ее социально-экономические последствия. Монетарные и немонетарные концепции современной инфляции. Антиинфляционная политика РФ на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 30.09.2010

    Сущность, виды и причины инфляции. Способы измерения инфляции. Социально-экономические последствия инфляции. Кривая Филипса. Антиинфляционная политика. Особенности Российской инфляции на современном этапе, ее причины. Антиинфляционная политика в России.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2008

    Сущность, причины и типы инфляции. Измерение и виды инфляции. Социально-экономические последствия инфляции. Антиинфляционная политика. Сущность и инструменты антиинфляционной политики. Программа борьбы с инфляцией в Украине.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2002

    Инфляция как социально-экономическое явление. Понятие инфляции, ее виды и измерение. Причины и формы проявления инфляции. Социальные и экономические последствия инфляции в Российской Федерации. Антиинфляционная политика в РФ.

    курсовая работа , добавлен 12.04.2008

    Роль государства в поддержании макроэкономического равновесия. Социально-экономические последствия инфляции. Определение индексов инфляции. Монетаристские и кейнсианские методы антиинфляционной политики. Кредитно-денежная политика Центрального банка РФ.

    контрольная работа , добавлен 30.09.2009

    Инфляция как форма проявления макроэкономической нестабильности. "Уравнение обмена" Фишера, основные идеи кейнсианской теории. Современные теоретические модели инфляции, ее причины, виды и последствия. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2011

Вопрос№37 «Инфляция:сущность,причины,виды,измерение»

Инфляция - это переполнение каналов денежного обращения избыточной денежной массой, проявляемое в росте товарных цен.

Реально, как экономический феномен, инфляция возникла в XX в., хотя периоды заметного роста цен бывали и ранее, например, в периоды войн. Сам термин «инфляция» возник в связи с массовым переходом национальных денежных систем к обращению неразменных бумажных денег. Первоначально в экономический смысл инфляции был вложен феномен избыточности бумажных денег и в связи с этим их обесценение . Обесценение денег ведет к росту товарных цен. В этом и проявляется инфляция (это слово переводится с латыни как «разбухание»).

В современной экономике инфляция возникает как следствие целого комплекса причин (факторов), что подтверждает, что инфляция - не чисто денежное явление, а также экономический и социально-политический феномен. Инфляция зависит также от социальной психологии и общественных настроений. В этой связи справедлив термин «инфляционные ожидания» : если общество ожидает инфляцию, она неизбежно возникнет. В CC в. инфляция стала постоянным элементом рыночной экономики. Этому способствовал целый ряд факторов глобального порядка: быстрый рост товарного производства, усложнение его структуры; системы цен и социальных трансфертов стали универсальными; изменилась практика ценообразования под влиянием монополистических предприятий, резко снизилась сфера ценовой конкуренции. Повышение эффективности производства проявляется, как правило, не в снижении цен, а в росте массы прибыли и доходов участников производства.

Динамика цен в сторону их увеличения - предпосылка, а зачастую уже и сама инфляция.

Рост госрасходов и, как следствие, дефицит госбюджета - также причина инфляции.

Решающая характеристика инфляции - ее величина. Историческая практика показывает, что чем выше инфляция, тем хуже для общества. Ползучая («нормальная») инфляция характеризуется ростом цен на 3-5% в год; галопирующая - на 30-100% в год; гиперинфляция - на тысячи и десятки тысяч процентов в год.

Определение, измерение и виды инфляции

Инфляция - это долговременный процесс снижения покупательной способности денег (повышение общего уровня цен).

Инфляция - это повышение общего уровня цен, сопровождаемое соответствующим снижением покупательной способности денег (обесцениванием денег) и ведущее к перераспределению национального дохода.

Дефляция - это снижение общего уровня цен.

Инфляция является основным дестабилизирующим фактором рыночной экономики. Чем выше ее уровень тем, она опаснее.

Инфляция оказывает сильное влияние на экономических агентов, кто-то из-за неё выигрывает, кто-то проигрывает, но большинство считают инфляцию серьезнейшей проблемой.

Если сравнивать характер инфляционных процессов в условиях металлической денежной системы и в современных условиях, когда функционирую бумажные и электронные деньги, то в период золотого стандарта инфляция возникала периодически: при резком возрастании спроса, связанном, прежде всего, с войнами. В современных условиях процесс инфляции стал постоянными и периоды снижения цен наблюдаются теперь все реже и реже.

Индекс цен

Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Существуют различные методы расчета данного индекса: индекс потребительских цен, индекс цен производителей, индекс-дефлятор ВВП. Эти индексы различаются составом благ, входящих в оцениваемый набор, или корзину. Для того чтобы рассчитать индекс цен, необходимо знать стоимость рыночной корзины в данном (текущем) году и ее же стоимость в базовом году (году, принятом за точку отсчета). Общая формула индекса цен выглядит следующим образом:

Предположим, что за базовый принят 1991 г. В этом случае нам необходимо рассчитать стоимость рыночного набора в текущих ценах, т.е. в ценах данного года (числитель формулы) и стоимость рыночного набора в базовых ценах, т.е. в ценах 1991 г. (знаменатель формулы).

Поскольку уровень (или темп) инфляции показывает, на сколько цены выросли за год, то его можно рассчитать следующим образом:

В экономической науке широко применяется понятие номинального и реального дохода. Под номинальным доходом понимают фактический доход полученный экономическим агентом в виде заработной платы, прибыли, процентов, ренты и т.д. Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые можно приобрести на сумму номинального дохода. Таким образом, чтобы получить значение реального дохода необходимо номинальный доход разделить на индекс цен:

Реальный доход = Номинальный доход / Индекс цен

В зависимости от темпов (скорости протекания) выделяют следующие виды инфляции:

· Ползучая (умеренная) - рост цен не более 10% в год. Сохраняется стоимость денег, контракты подписываются в номинальных ценах.
Экономическая теория такую инфляцию рассматривает как наилучшую, поскольку она идет за счет обновляемости ассортимента, она дает возможность корректировать цены, сменяющиеся условями спроса и предложения. Эта инфляция управляемая, поскольку ее можно регулировать.

· Галопирующая (скачкообразная) - рост цен от 10-20 до 50-200% в год. В контрактах начинают учитывать рост цен, население вкладывает деньги в материальные ценности. Инфляция трудно управляемая, часто проводятся денежные реформы. Данные изменения свидетельствуют о больной экономике, ведущей к стагнации, то есть к экономическому кризису.

· Гиперинфляция - рост цен более 50% в месяц. Годовая норма более 100%. Благосостояние даже обеспеченных слоев общества и нормальные экономические отношения разрушаются. Неуправляемая и требует чрезвычайных мер. В результате гиперинфляции производство и обмен останавливаются, снижается реальный объем национального производства, растет безработица, закрываются предприятия и происходит банкротство.

Гиперинфляция означает крах денежной системы, паралич всего денежного механизма. Наиболее высокий из всех известных уровень гиперинфляции наблюдался в Венгрии (август 1945 - июль 1946 г.), когда уровень цен за год вырос в 3,8*1027 раз при среднемесячном росте в 198 раз.

В зависимости от характера проявления различают следующие виды инфляции:

· Открытая - положительный рост уровня цен в условиях свободных, нерегулируемых государством цен.

· Подавленная (закрытая) - усиление товарного дефицита, в условиях жесткого государственного контроля за ценами.

В зависимости от причин вызывающих инфляцию выделяют:

· Инфляцию спроса

· Инфляцию издержек

· Структурную и институциональную инфляцию

Прочие виды инфляции:

· Сбалансированная - цены разных товаров меняются в одинаковой степени и одновременно.

· Несбалансированная - цены на товары растут неодинаково, что может привести к нарушению ценовых пропорций.

· Ожидаемая - позволяет предпринять меры защиты. Обыноч рассчитывается государсвенными органами статистики.

· Неожидаемая

· Импортируемая - развивается под воздействием внешних факторов.

Причины инфляции

Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:

· монетарные : несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета; чрезмерное инвестирование - объем инвестиций превышает возможность экономики; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;

· структурные причины: деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора; снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой;

· внешние причины - сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового платежного баланса.

Структурную инфляцию вызывает макроэкономическая межотраслевая несбалансированность. Среди институциональных причин инфляции можно выделить причины, связанные с денежным сектором, и причины, связанные с организационной структурой рынков. В целом данная совокупность причин выглядит следующим образом:

1. Монетарные факторы :

· неоправданная эмиссия денег для краткосрочных нужд государства;

· финансирование бюджетного дефицита (может осуществляться за счет денежной эмиссии или за счет займов в центральном банке).

2. Высокий уровень монополизации экономики . Поскольку монополия обладает рыночной властью, она в состоянии влиять на цены. Монополизация может усилить инфляцию, начавшуюся вследствие других причин.

3. Милитаризированность экономики . Производство вооружений, увеличивая ВВП, не повышает производственный потенциал страны. С экономической точки зрения высокие военные расходы сдерживают развитие страны. Последствиями милитаризации являются бюджетный дефицит, диспропорции в структуре экономики, недопроизводство потребительских товаров при повышенном спросе, т.е. товарный дефицит и инфляция.

Вопрос№38 «Социально-экономические последствия инфляции.Антиинфляционная политика государства»

Социально-экономические последствия инфляции проявляются в следующем:

1. Инфляция приводит к тому, что все денежные доходы (как населения, так и предприятий, государства) фактически уменьшаются. Это определяется различиями между номинальным и реальным доходом. Номинальный (денежный) доход – это количество денежных средств, которые получает человек в виде зарплаты, процента, ренты и прибыли. Реальный доход определяется количеством товаров и услуг, которые он может купить на сумму номинального дохода. Если номинальный доход остается стабильным или растет медленнее темпов инфляции, то реальный доход падает. Именно поэтому в период инфляции в наибольшей степени страдают люди с фиксированными доходами. Издержки «стоптанных башмаков».

2. Инфляция перераспределяет доходы и богатство. Так, должники богатеют за счет своих кредиторов. Причем выигрывают дебиторы на всех уровнях, т.к. ссуда берется при одной покупательной способности денег, а возвращается, когда на эту сумму можно купить гораздо меньше. Выигрывает и правительство, которое накопило большой государственный долг. Инфляция перераспределяет доход и богатство за счет тех, кто дает деньги, в пользу тех, кто откладывает платежи. Инфляция увеличивает стоимость недвижимого имущества.

3. В период инфляции растут цены на товарно-материальные ценности, пользующиеся спросом на рынке. Поэтому население и предприятия стремятся как можно быстрее материализовать свои быстро обесценивающиеся денежные средства в запасы. Это приводит к недостатку денежных средств у хозяйственных агентов. Результатом ажиотажной закупки товаров является усиление инфляции спроса.

4. Инфляция делает невыгодным долгосрочное инвестирование.

5. Инфляция приводит к обесцениванию амортизационного фонда фирм, что затрудняет процесс нормального воспроизводства. Инфляция уменьшает и реальную ценность всех других сбережений (вклады, облигации, страховки). Люди стараются не делать сбережения, а фирмы значительную часть прибыли направляют на текущее потребление, что ведет к сокращению финансовых ресурсов общества, сворачиванию производства.

6. Инфляция приводит к скрытой конфискации денежных средств у населения и предприятий через налоги. Это имеет место вследствие того, что налогоплательщики из-за роста номинального дохода автоматически попадают в более высокую группу налогообложения.

Основой антиинфляционных мер является ликвидация существующих экономических диспропорций и особенно долгосрочного неравновесия денежного рынка. Исходя из этого, к методам антиинфляционного воздействия корректно относить лишь ту деятельность государства, которая направлена именно на устранение названных явлений. Отметим также, что эффективную борьбу с инфляцией легче вести в том случае, если инфляция принимает открытые формы.

От собственно антиинфляционных мер следует отличать меры по смягчению последствий инфляции, т.е. социальной защите населения путём компенсации и индексации его доходов.

Антиинфляционная политика означает комплекс мер и механизмов по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией.

Этот комплекс можно подразделить на две группы. Первая - антиинфляционная стратегия, включающая цели и методы долговременного характера. Вторая - антиинфляционная тактика, охватывающая набор мер и механизмов, ориентированных на краткосрочные результаты.

Антиинфляционную стратегию образуют механизмы долгосрочного действия. Их эффект экономика ощутит не сразу, а лишь по истечении продолжительного времени.

Первостепенное значение здесь отводится уменьшению инфляционных ожиданий , в частности, адаптивных ценовых. Это достигается двумя наборами методов: во-первых, всемерным укреплением механизмов рыночной системы; во-вторых, формированием и реализацией курса на постепенное искоренение неуправляемой инфляции и повышение доверия большинства населения.

Второй компонент антиинфляционной стратегии – долгосрочная денежная политика . Целью последней является регулирование прироста денежной массы, а методами – введение жестких лимитов на ежегодные приросты денежной массы.

Третьим важнейшим компонентом антиинфляционной стратегии является бюджетная политика . Основной ее целью служит принятие и исполнение сбалансированного, бездефицитного бюджета. Методы сокращения бюджетного дефицита с перспективой его полной ликвидации опять же двояки. Во–первых, увеличение доходов бюджета. Во–вторых, уменьшение расходов государства.

Еще одним блоком антиинфляционной стратегии является защита национальной экономики от внешних инфляционных воздействий (политика ограничения импорта инфляции). Основными методами решения этих стратегических задач являются методы регулирования платежного баланса, а также регулирование валютного курса.

Антиинфляционная тактика выступает как совокупность методов краткосрочной антиинфляционной политики, рассчитанных не на устранение глубинных причин инфляции и демонтаж ее основных механизмов, а на сильные, но краткосрочные эффекты. Эти методы носят, как правило, чрезвычайный характер и направлены на уменьшение текущего инфляционного давления. Они могут подготовить почву для применения долгосрочных, стратегических мер.

Методы антиинфляционной тактики: а) позволяют резко нарастить предложение без адекватного повышения спроса либо б) способствуют резкому снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения.

В зависимости от теоретических основ проводимой правительством антиинфляционной политики принято различать три относительно различные блока в пакете антиинфляционных мер: дефляционная политика, политика доходов и политика валютного курса.

Дефляционная политика сводится к ограничению денежного спроса через денежно-кредитный и налоговой механизм. Особенность действия дефляционной политики заключается в том, что, она, как правило, вызывает краткосрочное замедление экономического роста.

Ограничение денежной массы представляет собой важнейший элемент этой политики. Данное ограничение наиболее выпукло проявляется в установлении лимитов ежегодного прироста денежной массы. Предел денежной экспансии – это барьер, ограничивающий любую деятельность правительства вне зависимости от состояния бюджета, интенсивности капиталовложений, уровня безработицы и т.п.

Введение режима денежных ограничений обычно осуществляется комплексом мер , находящихся в распоряжении Центрального банка. Первая из них – регулирование ставки межбанковского кредита . Под ней понимается процент за кредит, который центральный банк предоставляет всем прочим банкам. Рост ставки вызывает, по крайней мере, три эффекта. Уменьшается нарастание денежной массы в обращении. Вместе с тем рост ставки межбанковского кредита всегда сопровождается взлетом процентных ставок коммерческих банков, а это значит, что с ростом стоимости денег усиливаются негативные эффекты в производстве, стимулируется его спад, что способно породить волну банкротств. В конечном итоге подавляется инвестиционная активность.

Вторым важным инструментом антиинфляционной политики центрального банка по ограничению прироста денежной массы является норма обязательных резервов . В соответствии с ней рассчитывается денежная сумма, которую коммерческий банк не имеет права давать взаймы, и обязан временно держать на своем счете в центральном банке. Этим самым регулируется объем кредитов, которые могут выдавать своим клиентам коммерческие банки.

Третий антиинфляционный инструмент – операции центрального банка на открытых финансовых рынках (продажа и покупка государственных ценных бумаг) с целью регулирования денежной массы. Продавая государственные долговые обязательства, центральный банк сокращает денежную массу, а, покупая – увеличивает. Отметим, что первые два регулятора, используемые центральным банком (ставка процента и норма резервирования) задают всей банковской системе неинфляционную линию поведения и относятся к механизмам косвенного действия. Используя операции с государственными долговыми обязательствами, центральный банк непосредственного влияет на состояние денежного обращения.

В рамках дефляционной политики важную роль играет также балансирование и бездефицитность государственного бюджета за счёт роста его доходов и снижения расходов.

Политика доходов как метод антиинфляционной тактики делает акцент на контроле над ценами и заработной платой. Данная политика используется тогда, когда инфляция в стране инициируется необоснованно высокими и быстро растущими производственными издержками. Главной целью этой политики является достижение стабильности цен. Среди антиинфляционных мер, в рамках этой политики, обычно используются следующие:

1. Длительное и целенаправленное регулирование государством цен на отдельные (важнейшие) товары и услуги, зачастую производимые в условиях монополии или олигополии. Это регулирование может быть прямым (в США до 1974 г., в Великобритании до 1979 г., во Франции до 1987 г.) или косвенным, т.е. через государственные закупки, займы, субсидии, калькулирование производственных затрат, недопущение ценовых сговоров, количественные ограничения на импорт, экспортные премии и импортные пошлины. В том или ином виде косвенное регулирование сегодня действует практически во всех странах мира.

2. Добровольное регулирование доходов. Здесь государство направляет свои усилия на успешное завершение ежегодных переговоров между трудящимися и работодателями, т.е. на установление реальных границ роста цен и зарплаты в зависимости от ожидаемого повышения производительности труда и общего состояния экономики страны. Оно активно воздействует на обоих партнеров по переговорам, подталкивает их к достижению взаимоприемлемых трудовых соглашений или коллективных договоров на всех уровнях (национальном, отраслевом, в рамках предприятия).

Политика валютного курса представляет собой комплекс мер, направленный на стабилизацию обменного курса национальной валюты. Она применяется в странах, открытых внешнему миру и сильно зависящих от внешней торговли. Фиксация обменного курса становится здесь фактически основным заслоном на пути инфляционной волны. Такая антиинфляционная политика представляется оправданной, особенно если процесс долларизации экономики зашел слишком далеко, а доверие к национальной валюте сильно подорвано.

Основными антиинфляционными мероприятиями здесь являются:

1) гласное и широкое разъяснение через средства массовой информации намеченной антиинфляционной стратегии с целью завоевания общественного доверия и поддержки;

2) создание специального стабилизационного фонда (золотовалютных резервов) путем внутреннего и внешнего заимствования;

3) ужесточение бюджетной политики, направленное на значительное сокращение или ликвидацию существующего бюджетного дефицита;

4) введение фиксированного обменного курса и ряда сопутствующих ограничений во внешнеэкономической и валютной сфере;

5) стимулирование экспорта и торможение импорта различными средствами;

6) по мере подавления инфляции и роста золотовалютных резервов снятие введенных ограничений и либерализация соответствующих сфер экономической деятельности.

Фиксацию валютного курса, как основную антиинфляционную меру, применяли (с различным успехом) многие страны: 1980 г. – Чили; 1986 г. – Боливия и Бразилия; 1991 г. – Аргентина. Это весьма показательно в том плане, что иной – плавающий курс национальной валюты в экономических условиях конкретной страны может подхлестывать инфляционные ожидания и от него приходится временно отказываться.

Несколько особняком стоят институциональные методы антиинфляционной политики и денежная реформа . К институциональным относятся методы, формирующие общие условия и предпосылки для эффективного осуществления антиинфляционной политики. Иными словами, это процедуры создания и укрепления институтов рыночной системы. Эффективно функционирующие рыночные механизмы создают стимулы для расширения предложения товаров и услуг, замедляя или останавливая рост цен и формируя ту среду, в которой возможно эффективное применение иных антиинфляционных мер. Основным направлением институциональных преобразований в экономике является либерализация государственного регулирования рыночной деятельности, и в частности ослабление контроля над ценами и экспортно-импортными операциями. Эти меры нацелены на более эффективное распределение местных ресурсов, в том числе их перелив в экспортный сектор экономики.

Денежная реформа . Её суть состоит в попытке изъятия из обращения и замены обесцененных инфляцией денег. Вместо них вводятся новые, устойчивость которых гарантируется на самом высоком государственном уровне.

В зависимости от конкретной антиинфляционной стратегии и тактики правительства денежная реформа может быть начальным или конечным шагом в антиинфляционной борьбе. Без других антиинфляционных мер, любая денежная реформа самостоятельного значения в обуздании инфляции не имеет. Денежные реформы могут осуществляться в различных режимах. Наибольшее звучание приобрело в последние годы проведение денежных реформ в режиме «шоковой терапии».

Резюмируя, подчеркнём, что возможные направления, меры и механизмы антиинфляционного воздействия на экономику могут существенно различаться между собой. Однако сегодня существуют некоторые общие политико-экономические условия или предпосылки как временного (краткосрочного), так и длительного (долгосрочного) успеха любых антиинфляционных действий.

Временному или первоначальному успеху антиинфляционных действий помогают следующие условия: 1) приход к власти в стране нового руководства, которое не связано с прежним экономическим курсом популистскими обещаниями обществу, ни своим собственным материальным благополучием; 2) потенциальная способность сильной и самостоятельной исполнительной власти противостоять любым социально-экономическим или лоббистским группам как жирующим на инфляции, так и не желающим идти на экономические жертвы во имя ее подавления; 3) помощь международных финансовых организаций или наличие договорённости о реструктуризации существующего долга с кредиторами; 4) относительно равномерное распределение среди всех общественных слоев социально-экономических издержек, связанных с проводимой антиинфляционной политикой; 5) доверие большинства населения к правительству и готовность поддерживать его антиинфляционные меры; 6) обеспечение частичной компенсации потерь наиболее низкооплачиваемым слоям населения, дабы не допустить крупных социально-политических потрясений; 7) использование набора конкретных антиинфляционных мер в такой последовательности, чтобы не ущемить интересы слишком многих важных социально-профессиональных групп одновременно; 8) умение исполнительной власти «договориться» со всеми наиболее влиятельными силами в стране: с профсоюзами, политическими партиями, армией, предпринимательскими союзами и другими общественными организациями о поддержке его экономической политики; 9) психологический перелом в настроении большей части экономически активного населения страны, связанный с желанием покончить с высокой инфляцией. Если такой перелом еще не наступил и большинство экономических субъектов и граждан готово мириться с инфляцией, то начинать решительную атаку на нее преждевременно. Как преждевременно начинать ее и в том случае, если у правительства нет заранее выработанной послеинфляционной стабилизационной экономической программы или она не обеспечена необходимыми ресурсами. Ибо в этом случае первоначальный успех может легко обернуться консервацией (с последующим нарастанием) экономических перекосов, а затем новым приступом кризиса и очередным витком инфляции.

Экономическим же условием, не только закрепляющим победу над инфляцией, но и гарантирующим длительное, стабильное и поступательное развитие всей национальной экономики является оптимизация структуры фактически используемой в стране денежной массы (т.е. оптимизация соотношения наличных денег, кратко- , средне- и долгосрочных депозитов) как в национальной, так и в иностранной валюте.

Необходимо подчеркнуть, что искоренить инфляцию, «одержать окончательную победу над ней» в современных условиях едва ли возможно. Современная рыночная экономика инфляционная по своей сути. Поэтому роль государственной антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень достаточно умеренным.

Loading...Loading...