Финансовая система ее институты и инструменты. Финансы рф

Лекция:

Деньги, их функции

Финансовые институты – это учреждения, участвующие в финансово - кредитной системе страны. Их деятельность связана с деньгами – специфическим товаром, мерилом стоимости других товаров и услуг.

До появления денег существовал бартер (натуральный обмен товара на товар). Он ограничивал товарообмен, потому что для бартера нужно, чтобы обе стороны сделки имели необходимый друг для друга товар. Поэтому возникла потребность в выделении из всех товаров некоего эквивалента, который мог бы использоваться в обмене на любой товар. Поначалу таким эквивалентом были шкуры животных, соль, зерно, а затем драгоценные металлы. Таким образом, можно сделать вывод о том, что основной предпосылкой возникновения денег стал переход от натурального хозяйства к торговле. А причина появления денег кроется в общественном разделении труда. Специализация производства привела к появлению излишка продукции, который производитель хотел продать.

Деньги обладают двумя важными свойствами – ликвидностью и покупательной способностью. Ликвидность – это способность свободно обмениваться на любой актив (имущество), а покупательная способность – это то количество товаров и услуг, которое человек может приобрести за конкретную сумму денег. Покупательная "сила" денег, согласно амер. экономисту Ирвингу Фишеру, зависит от количества денег в обращении, а также скорости их обращения. Среди законов рынка есть и Закон денежного обращения , открытый Карлом Марксом. Денежное обращение – это наличное или безналичное движение денежной массы в экономическом обороте страны, направленное на реализацию товаров и услуг. Указанный закон определяет количество денег, необходимое для обращения и платежа. Среди причин замедления темпов денежного обращения рост инфляции, неразвитость инфраструктуры рынка, низкий уровень правового регулирования безналичного обращения. Одной из главных проблем денежного обращения России является влияние теневой экономики - не зарегистрированной предпринимательской деятельности, имеющее целью сокрытие дохода от налоговых органов.

Видами и формами денег являются монеты, бумажные деньги, кредитные деньги (вексель, чек, банкноты, кредитные карточки), электронные деньги и многие другие.

Как важный социальный институт экономической сферы общества деньги выполняют следующие функции:

Функции денег

1.

Мера стоимости

Прежде чем купить товар мы интересуемся его стоимостью, то есть ценой, которая имеет денежную форму.

2.

Средство обращения

Деньги обращаются в товар, а товар в деньги на фазе обмена.

3.

Средство платежа

За купленный товар мы платим деньги, даже если приобрели его в долг возвращать будем деньгами, а не количеством купленного товара.

4.

Средство накопления

Деньги можно копить для того, чтобы приобрести дорогостоящий товар в будущем.

5.

Мировые деньги

Деньги, то есть национальные валюты (к примеру, доллар США, швейцарский франк, евро, английский фунт, японская иена) участвуют и на мировом рынке. Ещё одним важным свойством денег является конвертируемость , т. е. способность валюты одной страны обмениваться на валюту другой.


Финансовые институты. Банковская система РФ


Финансовые институты РФ делятся на две группы: банковские и небанковские.


Банковская система включает в себя все виды национальных банков и другие кредитные учреждения, участвующие в осуществлении денежно-кредитной политики.

В её задачи входит обеспечение экономического роста, регулирование инфляции, регулирование платежного баланса (движения денег из одной страны в другую в виде платежей). Самым главным среди банков РФ является Центральный банк , по законам РФ он формально независим от законодательной и исполнительной властей. Центробанк является главным звеном в реализации денежно - кредитной и валютной политики.

Перечислим его основные функции:

  • Эмиссия денег (банкнот и монет) – выпуск в обращение новых денежных единиц.
  • Ведение счетов Правительства РФ.
  • Хранение и управление государственными золотовалютными резервами.
  • Резервирование средств других финансово-кредитных учреждений.
  • Кредитование коммерческих банков.
  • Установление учётной ставки процента по кредиту (ставка рефинансирования).
  • Лицензирование финансовых организаций.

Коммерческий банк – это кредитное учреждение, осуществляющее активные и пассивные операции для физических и юридических лиц.


К активным операциям коммерческих банков относятся выдача кредитов (потребительских, ипотечных, автокредитование), сделки с недвижимостью, купля – продажа иностранной валюты и др. А к пассивным операциям относятся приём депозитов – вкладов граждан, получение кредитов от других банков, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц и др. Помимо перечисленных операций коммерческие банки выполняют такие функции, как обмен испорченных денег на новые, расчётные операции, кассовое обслуживание и др.

Деятельность коммерческих банков лицензируется Центробанком. Обязательным требованием для коммерческих банков является хранение в Центробанке резерва денежных средств на случай банкротства. Каждый коммерческий банк, отталкиваясь от учётной ставки Центробанка, самостоятельно устанавливает размер процентной ставки по депозитам и по кредитам. Как правило, по депозитам она ниже учётной ставки, а по кредитам выше. Эта разница и составляет прибыль коммерческого банка.

По закону РФ банкам запрещено заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью.

Финансовый рынок – организованная или неформальная система торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщикам. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги. Как и любой рынок, финансовый рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов. Принято выделять несколько основных видов финансового рынка: валютный рынок, рынок золота и рынок капиталов.

На валютном рынке (foreign exchange market) совершаются валютные сделки. Основой этого рынка являются банки и другие кредитно-финансовые учреждения.

На рынке золота (gold market) совершаются наличные, оптовые и другие сделки с золотом, в том числе со стандартными золотыми слитками. Основной объем операций с физическим золотом осуществляется между банками и специализированными фирмами; фьючерсная и опционная торговля золотом сконцентрирована на срочных биржах.

На рынке капиталов (capital market) аккумулируются и обращаются долгосрочные капиталы и долговые обязательства. Он является основным видом финансового рынка в условиях рыночной экономики, с помощью которого компании изыскивают источники финансирования своей деятельности (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Денежные потоки, связывающие фирму и рынок капитала


Логика приведенных на рис. 1.1 денежных потоков фирмы заключается в следующем:

1 – начало работы, размещение на рынке ценных бумаг и получение средств инвесторов;

2 – инвестирование полученных финансовых ресурсов в основные средства и текущие активы;

3 – генерирование денежного потока как результата успешной деятельности;

4 – уплата предусмотренных законом налогов;

5 – выплата инвесторам и кредиторам части оставшейся прибыли;

6 – реинвестирование в активы фирмы части прибыли;

Приведенная схема относится к акционерным обществам, предприятия других форм собственности также могут взаимодействовать с рынками капиталов, выступая на них в роли инвесторов.

Рынок капиталов иногда подразделяется на рынок ценных бумаг и рынок ссудных капиталов. Рынок ценных бумаг, в свою очередь, подразделяется на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой.

Первичный рынок ценных бумаг (primary market) представляет собой рынок, обслуживающий выпуск (эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг. Именно на этом рынке компании получают необходимые финансовые ресурсы путем продажи своих ценных бумаг.

Вторичный рынок (secondary market) предназначен для обращения ранее выпущенных ценных бумаг. На вторичном рынке компании не получают финансовых ресурсов непосредственно, однако этот рынок является исключительно важным, поскольку дает возможность инвесторам при необходимости получить обратно денежные средства, вложенные в ценные бумаги, а также получить доход от операций с ними. Возможность перепродажи ценных бумаг основана на том, что первоначальный инвестор свободен в своем праве владеть и распоряжаться ценными бумагами и может перепродать их другому инвестору. Существование вторичного рынка само по себе стимулирует деятельность первичного рынка.

Биржевой рынок представляет собой рынок ценных бумаг, осуществляемый фондовыми биржами. Порядок участия в торгах для эмитентов, инвесторов и посредников определяется биржами. Внебиржевой рынок предназначен для обращения ценных бумаг, не получивших допуска на фондовые биржи.

На биржевом рынке обращаются ценные бумаги, прошедшие листинг, т. е. получившие допуск к официальной торговле на бирже. Поскольку условия получения биржевой котировки устанавливаются биржей и могут быть достаточно сложными для некоторых эмитентов, существует внебиржевой рынок (over-the-counter stock market), на котором обращаются ценные бумаги, не котируемые на фондовых биржах. Внебиржевой рынок может быть довольно объемным – до 2/3 всего оборота рынка ценных бумаг. Например, в Великобритании функционируют свыше сорока внебиржевых рынков, на которых продаются ценные бумаги более 150 компаний. В США на внебиржевом рынке продаются: а) большинство облигаций американских компаний; б) большинство облигаций государственных и местных органов управления; в) ценные бумаги «открытых» инвестиционных трастов (компаний, которые могут постоянно выпускать в обращение дополнительные акции); г) новые выпуски ценных бумаг; д) крупные блоки ценных бумаг при их повторном размещении.

Одной из характерных особенностей российского рынка ценных бумаг является его дробление на региональные замкнутые анклавы. По данным Федерации фондовых бирж России (ФФБР), более 90 % видов ценных бумаг, по которым совершались биржевые сделки в июне 1994 г., котировалось только на одной бирже; более 97 % – на двух. Межрегионального перемещения ценных бумаг практически нет, т. е. они являются продуктом местных эмиссий и не выходят за пределы своих регионов.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг. Государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется с помощью различных структур.

Приведем краткое описание их функций.

1. В Государственной Думе создан ряд комитетов, ответственных за разработку законопроектов в области рынка ценных бумаг. В их числе:

Комитет по собственности, приватизации и хозяйственной деятельности (законопроекты об акционерных обществах, о трасте и др.);

Подкомитет по законодательству о финансовых институтах, фондовом рынке и страховании (законопроекты о ценных бумагах и фондовом рынке);

Подкомитет по банкам (законопроекты о банках и банковской деятельности, регламентирующие операции банков с ценными бумагами).

В работе комитетов Думы принимают участие и некоторые общественные организации; в частности, при Подкомитете по банкам создан Экспертный совет, в состав которого входят авторитетные специалисты – представители различных государственных органов, инвестиционных институтов, бирж, прессы.

2. Правительство РФ осуществляет общее руководство развитием и функционированием рынка ценных бумаг с помощью федеральных органов исполнительной власти, а также участвует в подготовке законопроектов.

3. Федеральная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации (ФКЦБ), созданная в ноябре 1994 г. на базе Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации, объединяет ведущих специалистов Администраци президента, Центрального банка РФ, Министерства финансов РФ, Госкомимущества, Государственного комитета РФ по антимонопольной политике, Российского фонда федерального имущества и др. Комиссия имеет следующие полномочия:

– разработка основных направлений развития рынка ценных бумаг;

– утверждение стандартов эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг эмитентов и порядка осуществления регистрации эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;

– установление обязательных требований и иных условий допуска ценных бумаг к их публичному размещению и обращению, котированию и листингу;

– государственная регистрация фондовых бирж (фондовых отделов товарных бирж), их объединений и ассоциаций, а также лицензирование их деятельности;

– обеспечение создания единого информационного пространства на фондовом и финансовом рынке Российской Федерации.

4. Министерство финансов РФ является основным исполнительным органом, регулирующим фондовый рынок. В его компетенцию входят:

регламентирование правил совершения операций с ценными бумагами; регулирование учета и отчетности;

лицензирование финансовых брокеров, инвестиционных консультантов, фондовых бирж и фондовых отделов товарных бирж;

регистрация выпусков ценных бумаг; ведение Единого государственного реестра зарегистрированных в РФ ценных бумаг; контроль приобретения крупных пакетов акций и др.

5. Центральный банк России устанавливает для банков правила совершения операций на фондовом рынке, в том числе: лицензирование, регулирование и контроль операций банков с ценными бумагами; регистрация выпусков ценных бумаг банков и ведение их реестра; регулирование учета и отчетности в банках;

аттестация специалистов банков на право ведения операций с ценными бумагами и др.

6. Российский фонд федерального имущества занимается продажей акций в процессе приватизации, управляет портфелем акций, находящихся в собственности государства, а также имеет право выполнять методические и регулирующие функции в отношении подобных операций.

7. Госкомимущество РФ совместно с другими органами регулирует порядок создания депозитариев, порядок применения доверительной собственности (траста), создание холдинговых компаний, а также контролирует деятельность чековых инвестиционных фондов.

8. Антимонопольный комитет РФ согласовывает: а) крупнейшие выпуски ценных бумаг; б) приобретение 35 % и более акций одного эмитента или акций, обеспечивающих более 50 % голосов акционеров; в) создание холдинговых компаний при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества и др. Кроме того, комитет контролирует рекламную деятельность в области ценных бумаг, а также регулирует обращение товарных фьючерсных и опционных контрактов посредством созданной при комитете Комиссии по товарным биржам.

9. Министерство экономики РФ участвует в разработке политики формирования рынка ценных бумаг, подготовке соответствующих законопроектов, занимается экспертизой создания промышленно-финансовых групп.

В той или иной степени в регулировании рынка ценных бумаг участвует и ряд других государственных органов, отвечающих за некоторые специфические вопросы.

Субъектами рынка ценных бумаг являются:

– эмитенты ценных бумаг – хозяйствующие субъекты, стремящиеся получить дополнительные источники финансирования, а также органы государственной власти, выпускающие займы для покрытия части государственных расходов; они несут полную ответственность по обязательствам перед владельцами ценных бумаг;

– инвесторы – физические и юридические лица, имеющие временно свободные денежные средства и желающие инвестировать их для получения дополнительных доходов (различают институциональных инвесторов: страховые компании, пенсионные фонды, заемно-сберегательные фонды и другие – и прочих инвесторов население, предприятия и организации); инвесторы приобретают ценные бумаги от своего имени и за свой счет;

– инвестиционные институты. Инвестиционный институт – юридическое лицо, созданное в любой допускаемой законодательством организационно-правовой форме. Инвестиционный институт осуществляет свою деятельность на рынке ценных бумаг в качестве посредника (финансового брокера), инвестиционного консультанта, инвестиционной компании, инвестиционного фонда, инвестиционного банка…

Фондовая биржа. Организация взаимодействия между данными субъектами, т. е. функционирование рынка ценных бумаг, осуществляется с помощью фондовых бирж, занимающих ведущее место на рынке ценных бумаг. Фондовая биржа является основным организованным финансовым рынком, т. е. местом, где осуществляются операции с ценными бумагами, а процесс ценообразования происходит стихийно. В настоящее время в мире насчитывается около 150 фондовых бирж. Наиболее крупные из них – Токийская, Нью-Йоркская, Лондонская.

Согласно российскому законодательству биржа создается в форме некоммерческого партнерства и должна иметь не менее 20 членов, в качестве которых могут выступать профессиональные участники рынка ценных бумаг, в основные задачи которых входит осуществление операций с ценными бумагами.

Финансирование деятельности фондовой биржи может осуществляться за счет:

– продажи собственных акций, дающих право вступить в ее члены;

– регулярных (как правило, ежегодных) членских взносов членов фондовой биржи;

– биржевых сборов со сделок, осуществляемых на бирже;

– иных доходов. Минимальный размер собственного капитала биржи – 600 тыс. экю. Она

является некоммерческой организацией и не преследует цели получения собственной прибыли. Биржа предоставляет своим участникам помещение для операций с ценными бумагами, оказывает расчетные и информационные услуги, получая за это комиссионные. Таким образом, ее работа основана на принципах самоокупаемости, причем члены биржи не получают доходов от ее деятельности.

Исключительным предметом деятельности биржи являются обеспечение необходимых условий нормального обращения ценных бумаг, определение их рыночной цены и надлежащее распространение информации о них. В ее основные функции входят:

организация операций по продаже и покупке ценных бумаг, перераспределение финансовых ресурсов, предоставление эмитентам ценных бумаг дополнительных финансовых ресурсов, предоставление сберегателям возможности сохранения и выгодного использования накопленных ими денежных средств, информационное обеспечение агентов биржевого рынка, выявление рыночной стоимости ценных бумаг и др.

Фондовая биржа не вправе заниматься деятельностью в качестве инвестиционного института, а также выпускать ценные бумаги, за исключением собственных акций. Обязательным условием деятельности биржи является наличие лицензии Министерства финансов России.

В мировой практике различают два основных вида бирж:

– замкнутая биржа, в торгах на которой могут принимать участие лишь члены биржи;

– биржа со свободным доступом посетителей. Российским законодательством предусмотрено существование только

замкнутых бирж, при этом сдача брокерских мест в аренду нечленам фондовой биржи не допускается.

Фондовая биржа вправе устанавливать минимальные обязательные требования к инвестиционным институтам, необходимые для вступления в члены биржи, а также квалификационные требования к представителям членов на биржевых торгах.

В международной практике биржевого дела является обычным, когда биржи предъявляют требования, порой весьма жесткие, к компаниям, желающим быть зарегистрированными на бирже. Эти требования носят специфический характер. В качестве примера можно привести Нью-Йоркскую фондовую биржу, выдвигающую пять необходимых требований:

а) налогооблагаемая годовая прибыль в большинстве предшествующих лет должна быть не менее 2,5 млн долл., а в последние два года – 2,0 млн долл. либо суммарная прибыль за последние три года должна составлять не менее 6,5 млн долл.;

б) материальные активы (в оценке нетто) должны быть не менее 18 млн долл.;

в) рыночная цена акций составляет не менее 18 млн долл.;

г) среди акционеров должно быть распространено не менее чем 1,1 млн акций;

д) не менее 2000 акционеров должны владеть 100 и более акциями каждый. Инвестиционные институты. Основной объем операций на бирже

осуществляется посредниками – инвестиционными институтами. Инвестиционный институт – юридическое лицо, созданное в любой допускаемой законодательством организационно-правовой форме. Он может осуществлять свою деятельность на рынке ценных бумаг в качестве посредника (финансового брокера), инвестиционного консультанта, инвестиционной компании, инвестиционного фонда, инвестиционного банка.

Брокер – это физическое или юридическое лицо, выполняющее посреднические функции с валютой, ценными бумагами, товарами и недвижимостью и заключающее сделки от своего имени, но за счет клиента. Операции с ценными бумагами осуществляются брокером на основании договора комиссии или поручения. Доходом брокера являются главным образом комиссионные, т. е. вознаграждение в виде договорного процента от суммы сделки. На фондовых биржах экономически развитых стран помимо брокеров работают также дилеры. Дилер выполняет те же посреднические функции, но за собственный счет, т. е. на свой страх и риск.

Деятельность инвестиционной компании осуществляется по двум основным направлениям: а) организация выпуска ценных бумаг и выдача гарантий по их размещению в пользу третьих лиц; б) операции с ценными бумагами от своего имени и за свой счет, в том числе путем котировки ценных бумаг, т. е. объявления «цены продавца» и «цены покупателя», по которым компания обязуется продавать и покупать определенные ценные бумаги. Инвестиционные компании формируют свои ресурсы только за счет средств учредителей и эмиссии собственных ценных бумаг, реализуемых юридическим лицам, и не имеют права привлекать средства населения.

Инвестиционный банк (investment banker) – финансовый институт, который специализируется на эмиссии ценных бумаг и их гарантированном размещении.

Инвестиционные банки занимаются продажей корпоративных акций и облигаций. Когда фирма решает привлечь средства, инвестиционный банк обычно скупает все ценные бумаги выпуска, а затем перепродает их инвесторам. Поскольку банки постоянно занимаются соединением предложения и спроса капитала, они размещают выпуски ценных бумаг более эффективно, чем это сделали бы эмитенты. Плата за услуги составляет разницу между суммой, уплаченной компании, выпустившей ценные бумаги, и полученной за них от покупателей.

Инвестиционный фонд представляет собой акционерное общество открытого типа, аккумулирующее средства мелких инвесторов путем продажи собственных ценных бумаг. Фонд обеспечивает инвестирование собранных средств в ценные бумаги других эмитентов, а также выполняет другие операции на финансовом рынке. Инвестиционные фонды бывают трех типов: открытые, закрытые и чековые. Открытый фонд эмитирует ценные бумаги с обязательством их обратного выкупа; закрытый фонд такого обязательства не дает.

Исключительным видом деятельности инвестиционного фонда является выпуск акций с целью мобилизации денежных средств инвесторов и их вложения от имени фонда в ценные бумаги и на банковские счета. Приобретая акции фонда, инвесторы становятся его совладельцами и разделяют в полном объеме весь риск от финансовых операций, осуществляемых фондом. Успешность таких операций отражается в изменении текущей цены акций фонда. Инвестиционный фонд не вправе направлять более 5 % своего капитала на приобретение ценных бумаг одного эмитента, а также приобретать более 10 % ценных бумаг одного эмитента. Обязательным условием деятельности инвестиционного фонда является наличие в его штате специалиста по работе с ценными бумагами, имеющего квалификационный аттестат Министерства финансов России на право совершения операций с привлечением средств населения.

Инвестиционный институт вправе начать свою деятельность на рынке ценных бумаг только после получения специальной лицензии Министерства финансов России, которая может выдаваться как на отдельный вид деятельности, так и на два или три из следующих видов деятельности: посредника, инвестиционного консультанта, инвестиционной компании.

В последние годы стали создаваться инвестиционные институты других организационных форм, в частности финансовые компании и финансово-промышленные группы. Финансовая компания – это компания, занимающаяся организацией выпуска ценных бумаг, фондовыми операциями и другими финансовыми сделками, например, кредитованием физических и юридических лиц.

Финансово-промышленной группой является группа предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, объединение капиталов которых произведено ее участниками в добровольном порядке либо путем консолидации одним из участников группы приобретаемых им пакетов акций других участников. Формирование финансово-промышленной группы может осуществляться путем:

– учреждения участниками группы акционерного общества открытого типа;

– передачи участниками группы находящихся в их собственности пакетов акций, входящих в группу предприятий и учреждений, в доверительное управление одному из участников группы;

– приобретения одним из участников группы пакетов акций других предприятий, учреждений и организаций, становящихся участниками группы.

Процесс формирования финансово-промышленных групп регулируется государством, в частности, путем проведения предварительной экспертизы проекта создания группы, декларирования некоторых ограничений по составу группы, формам собственности участников и др. Создание группы подтверждается записью в Реестре финансово-промышленных групп Российской Федерации.

Одним из важнейших видов финансовых институтов являются депозитарии ценных бумаг. Хранение ценных бумаг может быть организовано либо самим их владельцем, либо с помощью специализированного хранилища ценных бумаг – депозитария. Депозитарная деятельность заключается в предоставлении услуг по хранению ценных бумаг и/или учету прав на эти бумаги.

Депозитарную деятельность могут осуществлять только следующие юридические лица:

– инвестиционные институты (кроме инвестиционных консультантов, инвестиционных фондов и чековых инвестиционных фондов);

– фондовые биржи;

– специализированные депозитарии, занимающиеся исключительно депозитарной деятельностью;

– расчетно-депозитарные организации, осуществляющие как исключительные совместно депозитарную деятельность и деятельность по организации денежных расчетов и клиринга денежных обязательств и требований, возникающих из сделок с ценными бумагами.

Лицо, которое на договорных условиях пользуется услугами депозитария, называется депонентом. В этом случае между депонентом и депозитарием заключается специальный договор, регулирующий их отношения по поводу депозитарной деятельности, называемой договором счета «депо». Счет «депо» представляет собой совокупность записей в учетных регистрах депозитария, необходимых для исполнения последним договора счета «депо» с депонентом.

Хранение ценных бумаг в депозитарии может осуществляться двумя способами: закрытым и открытым. В первом случае депозитарий обязуется принимать и исполнять поручения депонента в отношении любой конкретной ценной бумаги, учтенной на его счете «депо», при наличии у такой бумаги индивидуальных признаков (номер, серия, разряд). Открытый способ хранения ценных бумаг представляет собой способ регистрации прав на взаимозаменяемые ценные бумаги в депозитарии, при котором депонент может давать поручения депозитарию только по отношению к определенному количеству ценных бумаг, учтенных на его счете «депо», без указания их индивидуальных признаков.

Помимо хранения ценных бумаг депозитарий может выполнять следующие функции:

– организация обмена информацией, связанной с владением ценной бумагой, между эмитентом (держателем реестра) и депонентами (клиентами);

– получение доходов по ценным бумагам, хранящимся в депозитарии, с последующим их переводом на счета депонентов;

– учет обременения ценных бумаг депонентов (клиентов) обязательствами, а также их прекращения;

– ведение по договору с эмитентом реестров собственников ценных бумаг, за исключением ценных бумаг, по которым депозитарий выступает номинальным держателем;

– передача сертификатов ценных бумаг по поручению депонентов (клиентов) третьим лицам;

– проверка сертификатов ценных бумаг на подлинность и платежеспособность;

– клиринг по ценным бумагам (вычисление взаимных обязательств и требований по поставке (переводу) ценных бумаг участников операций с ценными бумагами);

– инкассация и перевозка ценных бумаг;

– изъятие из обращения сертификатов ценных бумаг в соответствии с условиями их обращения;

– регистрация сделок с ценными бумагами. Депозитарная и сопутствующая ей деятельность осуществляется только при

наличии лицензии на осуществление такой деятельности, полученной в Комиссии по ценным бумагам и фондовым биржам при Президенте Российской Федерации или уполномоченном ею органе (лицензирующем органе).

Пенсионные и другие подобные фонды создаются для обеспечения доходов людям, прекратившим свою трудовую деятельность, в течение которой они вносили туда деньги так же, как и их работодатели. Фонд куда-либо инвестирует эти средства, а потом или периодически выплачивает накопленные средства уволившемуся работнику, или предоставляет аннуитет. В период накопления поступающие средства налогами не облагаются, вкладчик платит налоги, когда деньги ему возвращаются. Коммерческие банки через свои трастовые отделы, страховые фирмы, а также федеральное правительство, местные администрации и некоторые другие нестраховые организации предлагают свои средства пенсионным фондам. Ввиду того что пассивы пенсионных организаций имеют долгосрочный характер, у фондов есть возможность инвестировать средства в долгосрочные ценные бумаги. Поэтому основная часть инвестиций приходится на корпоративные акции и облигации. Пенсионные фонды на самом деле являются крупнейшими среди институциональных инвесторов держателями корпоративных финансовых инструментов. Хотя наибольшей частью корпоративных ценных бумаг владеют физические лица, в последние годы наблюдалась чистая реализация таких ценных бумаг физическими лицами. А пенсионные и тому подобные фонды на настоящий момент являются основными покупателями ценных бумаг данного вида.

Фонды взаимного кредита тоже вкладывают значительные средства в корпоративные акции и облигации. Они принимают деньги от физических лиц и помещают их в активы специфических видов. Обычно подобный фонд связан с компанией, которая за некоторую плату управляет инвестициями. Каждое физическое лицо владеет определенной долей фонда, зависящей от размера его вклада. В любое время граждане могут продать свои акции, поскольку фонды обязаны их приобретать. Одни фонды помещают свои деньги в обыкновенные акции, другие специализируются на корпоративных облигациях, рыночных, денежных обязательствах, например, краткосрочных коммерческих векселях, выпускаемых корпорациями, или муниципальных ценных бумагах. Инвестиционная политика различных фондов значительно варьируется от политики получения стабильного дохода и обеспечения безопасности вкладчиков до крайне агрессивной погони за прибылью. В любом случае частное лицо получает диверсифицированный портфель инвестиций, управляемый профессионалами.

1.3. Финансовые инструменты

Существуют различные подходы к трактовке понятия «финансовый инструмент». В наиболее общем виде под финансовым инструментом понимается любой контракт, по которому происходит одновременное увеличение финансовых активов одного предприятия и финансовых обязательств другого предприятия.

Под термином «финансовые инструменты» понимаются различные формы краткосрочного и долгосрочного инвестирования, торговля которыми осуществляется на финансовых рынках. К ним относятся денежные средства, ценные бумаги, опционы, форвардные контракты, фьючерсы и свопы.

Финансовые инструменты подразделяются на первичные (денежные средства, ценные бумаги, кредиторская и дебиторская задолженность по текущим операциям) и вторичные, или производные (финансовые опционы, фьючерсы, форвардные контракты, процентные свопы, валютные свопы).

Ценные бумаги – это денежные документы, удостоверяющие права собственности или займа владельца документа по отношению к лицу, выпустившему такой документ (эмитенту) и несущему по нему обязательства. Из имеющих хождение на территории России ценных бумаг выделим следующие: акции, долговые ценные бумаги, финансовые фьючерсы, коммерческие бумаги (чеки, коносаменты, закладные, залоговые свидетельства и др.). Специфическим видом ценных бумаг, предназначенных для начального этапа процесса приватизации в России (чековой приватизации), были приватизационные чеки (ваучеры).

В соответствии с законодательством на территории России обращаются следующие виды ценных бумаг:

акции акционерных обществ – любые ценные бумаги, удостоверяющие право их владельца на долю в собственных средствах общества и получение дохода от его деятельности. Акции – финансовые вложения в собственный капитал предприятия с целью получения дополнительного дохода, складывающегося из суммы дивиденда и прироста капитала, вложенного в акции, вследствие роста их цены;

облигации – любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа между их владельцем (кредитором) и лицом, выпустившим документ (должником);

государственные долговые обязательства – любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, органы государственной власти или управления;

производные ценные бумаги – любые ценные бумаги, удостоверяющие право их владельца на покупку или продажу указанных выше ценных бумаг.

Долговые ценные бумаги представляют собой обязательства, размещенные эмитентами на фондовом рынке для заимствования денежных средств, необходимых для решения текущих и перспективных задач. К ним относятся облигации, депозитные и сберегательные сертификаты банков, государственные краткосрочные обязательства, краткосрочные банковские векселя, казначейские векселя и ноты, векселя, акцептованные банком, долговые сертификаты и др.

Наиболее распространенной формой долговых обязательств является облигация. Это ценная бумага, удостоверяющая внесение ее владельцем денежных средств и подтверждающая обязательство возместить ему номинальную стоимость этой ценной бумаги в предусмотренный в ней срок с уплатой фиксированного процента, если иное не предусмотрено условиями выпуска.

Различают облигации внутренних государственных и местных займов и облигации хозяйствующего субъекта (акционерное общество, коммерческий банк и др.); первые выпускаются только на предъявителя, вторые могут эмитироваться как именные, так и на предъявителя.

Облигации внутреннего валютного займа Внешэкономбанка (вэбовки) появились 14 мая 1993, когда ВЭБ выдал их предприятиям, имевшим корреспондентские счета, сроком на 1, 3, 6, 10 и 15 лет. Номинал облигации – 1, 10, 100 тыс. долл. Ежегодный доход выплачивается в размере 3 % годовых. Вторичный рынок этих бумаг развит относительно слабо ввиду их невысокой доходности. Однако у этих бумаг есть одно выгодное отличие – они котируются на мировых фондовых рынках.

Жилищные сертификаты – одна из разновидностей облигаций с индексируемой номинальной стоимостью, удостоверяющая право их собственника на приобретение квартиры при условии приобретения пакета жилищных сертификатов или получение от эмитента по первому требованию индексированной номинальной стоимости жилищного сертификата. Номинал сертификата устанавливается в единицах от общей площади жилья (не менее 0,1 кв. м), а также в его денежном эквиваленте. В качестве эмитентов могут выступать банки, кредитные учреждения, товарные и фондовые биржи.

Депозитный сертификат представляет собой письменное свидетельство кредитного учреждения (банка-эмитента) о депонировании денежных средств, удостоверяющих право владельца на получение по истечении установленного срока суммы депозита и процентов по нему. Существуют различные виды сертификатов: на именные и на предъявителя; до востребования и срочные. Привлекательность ДС состоит в том, что он может быть передан другому лицу.

Сберегательный сертификат банка имеет тот же механизм действия, как и депозитный сертификат, но предназначен для физических лиц. Сертификат может выдаваться на определенный срок или до востребования. В случае досрочного возврата средств по срочному сертификату по инициативе его владельца выплачивается пониженный процент, величина которого указывается в договоре, заключаемом при взносе денег на хранение.

Вексель представляет собой безусловное письменное долговое обязательство векселедателя уплатить при наступлении срока обозначенную в векселе денежную сумму владельцу векселя (векселедержателю). Как долговое денежное обязательство вексель имеет четыре существенные особенности:

абстрактность, заключающуюся в том, что, возникнув как результат определенной сделки, вексель от нее обособляется и существует как самостоятельный документ;

бесспорность, состоящую в том, что векселедержатель свободен от возражений, которые могут быть выдвинуты по отношению к другим участникам вексельного договора;

право протеста, позволяющее векселедержателю в случае, если должник не оплачивает вексель, совершить протест, т. е. на следующий день после истечения даты платежа официально удостоверить факт отказа от оплаты в нотариальной конторе по месту нахождения плательщика;

солидарную ответственность, состоящую в том, что при своевременном совершении протеста векселедержатель имеет право предъявить иск ко всем лицам, связанным с обращением этого векселя, и к каждому из них в отдельности, не будучи принужденным при этом соблюдать последовательность, в которой они обязались.

Векселя могут быть по предъявлению (срок платежа не указан, платеж совершается в момент предъявления векселя) и срочные (с указанием либо точной даты платежа, либо периода от момента составления векселя, по истечении которого он должен быть оплачен, либо периода от момента предъявления векселя, в течение которого он должен быть оплачен).

Различают векселя простые и переводные. В операции с простым векселем участвуют два лица: векселедатель, обязанный уплатить по векселю, и векселедержатель, имеющий право на получение платежа. Переводной вексель (тратта) выписывается и подписывается кредитором (трассантом) и представляет собой приказ должнику (трассату) об уплате в указанный срок обозначенной в векселе суммы третьему лицу – первому держателю (ремитенту). Переводные векселя получили большее распространение на практике. Переводной вексель может быть передан одним держателем другому посредством специальной передаточной надписи – индоссамента, выполненной индоссантом на оборотной стороне векселя или при нехватке места для передаточных записей на дополнительном листе – аллонже. Посредством индоссамента вексель может циркулировать среди неограниченного круга лиц, превращаясь в средство погашения долговых требований.

Чтобы приказ трассанта имел силу, трассат должен подтвердить свое согласие произвести платеж в указанный в векселе срок. Такое согласие называется акцептом, оформляется надписью на лицевой стороне векселя («акцептован», «обязуюсь заплатить» и т. п.) и сопровождается подписью трассата. Наиболее ликвидными являются векселя, снабженные гарантией крупных банков в виде специальной надписи на векселе – аваля. Аваль может оформляться либо на лицевой стороне векселя, либо на дополнительном листе, либо в виде отдельного документа. Лицо, совершившее аваль, несет вместе с должником солидарную ответственность за оплату векселя.

Различают казначейские, банковские и коммерческие векселя. Казначейский вексель выпускается государством и представляет собой краткосрочное обязательство государства со сроком погашения три, шесть или двенадцать месяцев. Банковский вексель выпускается банком или объединением банков (эмиссионный синдикат). Доход владельца банковского векселя рассчитывается как разница между ценой погашения, равной номиналу, и ценой продажи, осуществляемой на условиях дисконта. Коммерческий вексель применяется для кредитования торговых операций. В сделке, как правило, используется переводной вексель, а в роли ремитента выступает банк. Процедура обращения трассанта в банк-ремитент с акцептованным векселем с целью получения взамен него денег называется учетом векселя. Сумма кредита, выдаваемая в этом случае банком трассанту, меньше суммы, указанной в векселе; эта разница и составляет доход банка.

Особую роль в социально-экономическом и политическом развитии страны играют государственные и муниципальные финансы .

Государственные и муниципальные финансы выполняют следующие функции:

  • мобилизационную (посредством функционирования государственных денежных фондов формируется национальный доход страны);
  • распределительную (финансовые отношения имеют своей целью стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов и, в первую очередь, государственных средств);
  • регулирующую (через государственные фонды осуществляется регулирование темпов и пропорций развития экономики);
  • контрольную (через фонды осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов).

За последние годы внутренняя структура финансовой системы РФ претерпела существенные изменения, связанные с развитием рыночных отношений, бюджетного федерализма и децентрализации бюджетной системы.

В настоящее время в России действуют три уровня органов власти и управления , два из которых — государственные (федеральный и региональный), финансовой основой их деятельности являются федеральный и региональные бюджеты , и один уровень — муниципального управления, финансовой основой деятельности которого являются местные бюджеты .

По уровню управления государственные финансы подразделяется на общегосударственные финансы и региональные (территориальные) финансы.

Общегосударственные финансы объединяют федеральный бюджет, государственный кредит и внебюджетные фонды.

Общегосударственные финансы составляют часть финансовой системы страны. По экономической сущности общегосударственные финансы — это денежные отношения по поводу распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства , необходимых ему для выполнения экономических, социальных и политических функций.

В процессе осуществления финансовой деятельности государство решает в данной сфере следующие три задачи:

1. Обеспечение планового собирания и распределения денежных фондов в соответствии с целями государства.

2. Распределение фондов денежных средств таким образом, чтобы стимулировать развитие процесса производства.

3. Контроль — означает необходимость осуществления финансового контроля за законностью и целесообразностью собирания и использования денежных ресурсов (рис. 2.1).

В зависимости от двух сторон финансовой деятельности методы ее осуществления делятся на две группы:

  • методы собирания фондов денежных средств;
  • методы их распределения и использования.

Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на следующие виды:

а) налоговый метод — используется государством для изъятия части доходов граждан , государственных и негосударственных предприятий , организаций и учреждений в бюджет;
б) метод обязательных взносов (платежей) юридическими и физическими лицами в Пенсионный фонд, юридическими лицами — в фонды занятости населения, социального страхования , обязательного медицинского страхования;
в) метод добровольного привлечения денежных средств в форме вкладов населения в банках, приобретение облигаций и других ценных бумаг;
г) метод взимания сборов и пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина);
д) метод страхования образует страховые фонды;
е) эмиссия денег — дополнительный выпуск денежных средств в обращение.

Ко второй группе — методам распределения фондов денежных средств относятся:

а) финансирование — плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;
б) кредитование — плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;
в) выплаты страховых возмещений, пенсий , пособий, выигрышей, осуществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;
г) осуществление расчетов между различными субъектами. Принципы финансовой деятельности.

Принцип законности в финансовой деятельности выражается в том, что весь процесс создания, распределения и использования фондов денежных средств детально регламентируется нормами финансового права , соблюдение которых обеспечивается возможностью применения к правонарушителям мер государственного принуждения.

Принцип гласности при осуществлении финансовой деятельности проявляется в процедуре доведения до сведения граждан, в том числе и с помощью средств массовой информации, содержания проектов различных финансовоплановых актов, выполнения принятых отчетов, результатов проверок и ревизий финансовой деятельности.

Принцип федерализма в финансовой деятельности проявляется в установлении Конституцией РФ разграничения компетенции Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области финансов.

Принцип плановости в осуществлении финансовой деятельности означает, что вся финансовая деятельность государства базируется на основе целой системы финансово-плановых актов, структура которых, порядок составления, утверждения, исполнения закрепляются в соответствующих нормативных правовых актах .

Федеральные и муниципальные финансовые институты. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления

Институт в наиболее общем представлении — это совокупность ролей и статусов, предназначенный для удовлетворения определенной потребности и закрепленный в виде закона или учреждения.

Понятие «финансовые институты» рассматриваются в экономическом и правовом аспекте.

В свою очередь, совокупность и взаимосвязь всех финансовых институтов (конкретных учреждений, организаций) в некоторой степени соответствует структуре финансовой системы (рис. 2.2).

Институт кредитования образует отношения, возникающие между вкладчиками и банками, иными кредитными организациями по поводу привлечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд.

  • Министерство финансов Российской Федерации;
  • Федеральное казначейство Российской Федерации;
  • Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти , обеспечивающим проведение единой финансово-экономической политики в Российской Федерации.

Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются:

  • совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;
  • концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;
  • разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его исполнения;
  • осуществление государственного финансового контроля .

Федеральное казначейство Российской Федерации представляет собой единую централизованную систему органов федерального казначейства. Главные задачи казначейства:

  • организация, осуществление и контроль за исполнением федерального бюджета; ведение счетов исходя из принципа единства кассы;
  • регулирование финансовых отношений между федеральным бюджетом и государственными (федеральными) внебюджетными фондами;
  • сбор, обработка, анализ информации и краткосрочное прогнозирование потребности в государственных финансовых ресурсах;
  • ведение операций по учету государственной казны РФ.

Центральный банк РФ (Банк России) занимает особое положение среди федеральных органов исполнительной власти , осуществляющих финансовую деятельность. Он, являясь юридическим лицом , одновременно осуществляет функции органа государственного управления , наделенного властными полномочиями, и функции банка.

Основными целями деятельности Банка России как органа государственного управления являются:

  • защита и обеспечение устойчивости национальной валюты;
  • обеспечение эффективности и бесперебойности системы расчетов;
  • развитие и укрепление российской банковской системы.

Как банковское учреждение Центральный Банк осуществляет: пассивные банковские операции по привлечению источников финансовых ресурсов; активные операции по размещению имеющихся финансовых ресурсов.

Регулирующая финансовая политика основана на теории Дж. Кейнса (1883-1946 гг.). Теория исходит из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики.

Для целей управления формируются самостоятельные специализированные органы: службы по планированию бюджета и бюджетных расходов , службы финансового контроля за поступлением налогов и управлением государственным долгом. В 70-х годах в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия. Эта разновидность финансовой политики ограничивала вмешательство государства в экономику и социальную область.

Планово-директивная финансовая политика применяется в странах, использующих административно-командную систему управления экономикой. Основоположники — В. Ленин и Н. Бухарин. Эта политика позволяет осуществлять прямое, директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.

Управление финансами осуществляется из единого центра — министерства финансов, которое занимается всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало.

Современная финансовая политика Российской Федерации основана:

  • на признании свободы предпринимательской деятельности ,
  • на введении разнообразных форм хозяйствования,
  • на переходе к смешанной экономике, базирующейся на сочетании частных и государственных предприятий .

Важнейшими инструментами финансовой политики выступают инструменты налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики.

Налогово-бюджетная политика — это воздействие государства на уровень деловой активности посредством изменения государственных расходов и налогообложения. Она направлена на уровень национального дохода , объем производства и уровень занятости.

Налогово-бюджетную политику подразделяют на два типа: дискреционную (гибкую) и недискреционную (автоматическую).

Дискреционная налогово-бюджетная политика — это деятельность органов власти по управлению налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономической активности. В частности, законодательные органы действуют целенаправленно, принимая соответствующие законы , касающиеся объема государственных расходов, ставок налогообложения, введения новых налогов.

Автоматическая налогово-бюджетная политика — это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений государством. Автоматическая налогово-бюджетная политика является результатом действия автоматических, или встроенных, стабилизаторов, то есть механизмов в экономике, которые уменьшают реакцию реального валового внутреннего продукта (ВВП) на изменения совокупного спроса. Главные стабилизаторы — пособия по безработице и прогрессивное налогообложение.

Кредитно-денежная (монетарная) политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Важнейшими инструментами кредитно-денежной политики Центрального банка являются: операции на открытом рынке ; учетно-процентная (дисконтная) политика; регулирование обязательной нормы банковского резервирования.

Операции на открытом рынке — покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг (облигаций). Посредством операций на открытом рынке Центральный банк регулирует величину денежной массы: покупая ценные бумаги, он тем самым увеличивает резервы коммерческих банков, повышает их кредитные возможности, расширяя денежное предложение.

Изменение норм обязательных резервов — метод воздействия на величину банковских резервов, ключевое понятие в обязательных резервных требованиях.

Норма обязательных резервов устанавливается Центральным банком в процентах от величины депозитов. Ее величина зависит от вида вкладов и размеров банков.

В результате увеличения нормы обязательных резервов увеличиваются обязательные резервы, сокращается кредитная активность коммерческих банков, поскольку уменьшается денежное предложение.

Уменьшение нормы обязательных резервов, наоборот, увеличивает средства для расширения кредита, увеличивает денежное предложение, стимулируя тем самым кредитную активность коммерческих банков.

Изменение учетной ставки — это изменение процентной ставки, по которой коммерческие банки могут брать в долг резервы у Центрального банка; осуществляется в форме повышения или понижения учетной ставки.

В результате повышения учетной ставки растет процентная ставка, сокращается объем заимствования у Центрального банка, вызывая тем самым сокращение операций коммерческих банков по предоставлению ссуд. Снижение учетной ставки, наоборот, облегчает получение банковских кредитов: понижается процентная ставка, расширяются кредитные операции, увеличивается денежное предложение.

Следует выделить две разновидности кредитно-денежной политики.

Во-первых, мягкая кредитно-денежная политика (политика «дешевых денег »), когда Центральный банк:

а) покупает государственные ценные бумаги на открытом рынке, переводя деньги в оплату за них на счета населения и в резервы банков, обеспечивает расширение возможностей кредитования коммерческими банками и увеличивает денежную массу;
б) снижает учетную ставку процента, что позволяет коммерческим банкам увеличить объем заимствований и расширить объем кредитования их клиентов по пониженным процентным ставкам;
в) снижает обязательную норму банковского резервирования.

Во-вторых, жесткая кредитно-денежная политика (политика «дорогих денег»), когда Центральный банк:

а) продает государственные ценные бумаги на открытом рынке, что вызывает сокращение резервов коммерческих банков и текущих счетов населения;
б) повышает учетную ставку процента, что вынуждает коммерческие банки прекратить объем заимствований у Центрального банка и повысить процентные ставки по своим кредитам. Это сдерживает рост денежной массы;
в) повышает обязательную норму банковского резервирования, что снижает денежный мультипликатор и ограничивает рост денежной массы.

Следовательно, жесткая кредитно-денежная политика носит рестриктивный (ограничительный) характер, сдерживает рост денежной массы и может использоваться для противодействия

Функции и роль финансов реализуются через финансовую систему, с помощью которой осуществляется распределение и перераспределение денежных средств в экономике страны.

Необходимо отметить, что содержание и структура финансовой системы по-разному трактуются в отечественной и зарубежной литературе. В западной литературе понятие "финансовая система" обычно определяется как совокупность финансовых институтов, финансовых рынков и финансовых инструментов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками. Однако следует обратить внимание па ограниченность этого определения, так как оно связывает финансовую систему только с ее институциональными элементами. Такой односторонний подход не отражает функциональной основы и, соответственно, функциональной структуры финансовой системы как национальной системы, обеспечивающей аккумуляцию и распределение денежных средств различными субъектами экономики (государством, организациями, домохозяйствами), цели функционирования которых, а следовательно, и методы аккумуляции, распределения и использования ограниченных денежных средств принципиально различны.

Напротив, в отечественной литературе превалирует функциональный подход к раскрытию содержания финансовой системы, которая определяется как совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, обладающих особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств. Таким образом, в основу трактовки финансовой системы положен принцип наличия различных функциональных звеньев и сфер специфических финансовых отношений. Необходимость выделения ее отдельных сфер (звеньев) обусловливается различным участием субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении ВВП, формировании и использовании денежных фондов и доходов.

Каждому звену финансовой системы присущи специфические цели функционирования и, следовательно, формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов. Например, финансы организаций в основном обслуживают материальное производство и услуги, создание ВВП, его распределение внутри организаций и перераспределение части созданного дохода в бюджет и внебюджетные фонды. Через бюджетную систему страны мобилизуются ресурсы в централизованный фонд государства с дальнейшим перераспределением его средств между регионами, отраслями, социальными группами населения.

Следует иметь в виду, что первичные денежные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан создают основу финансовой системы любого государства.

В соответствии с рассматриваемой точкой зрения отечественных экономистов финансовая система России в целом состоит из трех укрупненных подсистем:

  • 1) государственных и муниципальных финансов (централизованных финансов);
  • 2) финансов хозяйствующих субъектов и финансов домашних хозяйств (децентрализованные финансы);
  • 3) финансовых посредников, обеспечивающих функционирование финансовых рынков.

В зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов они, в свою очередь, делятся на звенья:

  • 1) государственные и муниципальные финансы:
    • бюджетная система (включая государственные внебюджетные фонды);
    • суверенные фонды;
    • государственный кредит;
  • 2) финансы хозяйствующих субъектов:
    • коммерческих предприятий и организаций;
    • некоммерческих организаций;
  • 3) финансы домашних хозяйств;
  • 4) финансовые посредники (кредитные организации, частные пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды, страховые организации и другие финансовые институты), обеспечивающие функционирование финансовых рынков.

Рассмотрим каждое из названных звеньев. В настоящее время бюджетная система России представлена следующими уровнями:

  • федеральный бюджет;
  • бюджеты субъектов РФ (бюджеты республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов и городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга);
  • бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты).

Современная бюджетная система России трех уровней определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеративное устройство (подробно см. параграф 4.1).

Государственные внебюджетные фонды входят в состав бюджетной системы, но обладают определенной автономией (подробно см. 6.1). Их формирование связано с необходимостью иметь независимые от бюджета целевые источники средств. В первую очередь это касается удовлетворения таких важнейших общественных благ, как пенсии, социальное страхование и здравоохранение. Для аккумуляции и использования средств этих фондов государство применяет специфические формы и методы, в том числе - обязательное страхование. В связи с этим правомерно их выделение в самостоятельное звено государственных финансов.

Суверенные фонды (Резервный фонд и Фонд национального благосостояния), несмотря па их тесную взаимосвязь с федеральным бюджетом, правомерно относить к самостоятельному звену финансовой системы в связи с их высокой значимостью, особым порядком распределения нефтегазовых доходов государства, специальным режимом сохранения и использования.

Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено государственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами. В данном случае государство выступает в качестве заемщика средств, а также кредитора и гаранта (подробно см. гл. 9). В этом звене наиболее широко представлена деятельность государства как заемщика средств. Необходимость государственного кредита связана с опережающим темпом роста государственных расходов над возможностями расширения собственной доходной базы, что позволяет обеспечить финансирование запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита. Государственные заимствования необходимы и для преодоления временного разрыва в формировании доходов и расходов бюджетов всех уровней. Операции государства в качестве кредитора, предоставляющего кредиты и гарантии юридическим лицам, другим бюджетам значительно уже. Тем не менее в последнее время финансирование из бюджета на условиях возвратности и платности получило существенное развитие.

Финансы хозяйствующих субъектов, или финансы организаций и предприятий различных форм собственности - самостоятельное звено финансов. Именно здесь формируется основная часть доходов, которая в результате перераспределения по установленным государством правилам образует доходы бюджетов всех уровней, а также государственных внебюджетных фондов. В то же время определенная часть бюджетных (финансовых) средств в форме бюджетных субсидий, гарантий государства направляется на финансирование как текущей, так и инвестиционной деятельности предприятий (прежде всего - государственных и муниципальных), в соответствии с действующим законодательством.

В сфере финансов хозяйствующих субъектов выделяются следующие звенья:

  • финансы коммерческих организаций;
  • финансы некоммерческих организаций.

Финансы каждого из этих звеньев имеют специфику, связанную с формами организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств (подробно см. параграф 11.1).

Финансы домашних хозяйств как самостоятельное звено национальной финансовой системы в учебной литературе стали выделять сравнительно недавно, так как в условиях командно-административной системы их рассмотрение в качестве самостоятельного звена не имело смысла, поскольку практически отсутствовала частная собственность, а большинство населения жило "от зарплаты до зарплаты", не имея легальных накоплений, приносящих ощутимый доход. Это звено финансовой системы имеет огромное значение в развитых капиталистических странах, так как в этом секторе сосредоточивается до 80% национального богатства. Формирование среднего класса в России, рост семейных доходов, развитие фондового рынка и финансовых инструментов, способствующих сохранению и преумножению средств (денежных накоплений) населения создают условия для формирования этого звена в национальной финансовой системе России. Так, в 2012 г. расходы домашних хозяйств в России составили 39,6 трлн руб. Для сравнения - расходы консолидированного бюджета и внебюджетных фондов в Российской Федерации за тот же период составили 23,4 трлн руб.

Появление термина "финансы домашних хозяйств" обусловлено также внедрением Системы национальных счетов (СНС) в России и является развитием понятия "финансовая система" в широком смысле. Финансы домашних хозяйств представляют собой обособленную сферу денежных отношений, в процессе которых формируются и используются денежные фонды, необходимые для обеспечения жизнедеятельности домашних хозяйств, понимаемых как группу лиц или отдельное лицо, совместно принимающих экономические решения и ведущих совместный бюджет.

Характерными чертами финансов домашних хозяйств России, в отличие от индустриальных стран, являются:

  • низкая степень организованности (по сравнению с другими звеньями финансов);
  • почти полное отсутствие контроля и регламентации со стороны государства (контроль в основном имеет место лишь при уплате налогов и иных обязательных платежей);
  • отсутствие "старых, семейных" капиталов;
  • отсутствие общей финансовой культуры, традиций (например, в области страхования, накопления, сбережения)
  • низкий уровень знаний в области финансов вообще и личных финансов в частности;
  • преобладание субъективных, иногда иррациональных, факторов при принятии тех или иных финансовых решений.

Следует отметить, что степень организованности финансов домашних хозяйств, а значит и правильность принятия решений в этой сфере, напрямую зависит от уровня финансовой грамотности населения. Этот вопрос рассматривается в параграфе 2.3.

Финансовые посредники - это финансовые институты, основной функцией которых является аккумулирование свободных денежных средств экономических субъектов и предоставление их от своего имени на определенных условиях другим субъектам, нуждающимся в этих средствах. Финансовые посредники являются необходимым звеном современной финансовой системы. Деятельность финансовых посредников подробно будет рассмотрена в разделе IV настоящего учебника. Важно заметить, что финансовые посредники одновременно являются и хозяйствующими субъектами, создающими ВВП, уплачивающими налоги и т.д.

Таким образом, в отечественной трактовке финансовой системы, как уже отмечалось, преобладает функциональный подход. При этом в рамках финансовой системы, как правило, не рассматриваются институты, инструменты и информационные системы, обеспечивающие распределение и перераспределение денежных ресурсов в экономике. Необходимо отметить, что такое одностороннее определение является отражением действовавшей ранее командно-административной системы, при которой все перераспределительные функции выполняло государство, и фактически не существовало финансовых рынков.

Обобщая рассмотренные подходы к трактовке финансовой системы, следует исходить из того, что в странах с рыночной экономикой она представляет собой сложно структурированную систему, которой имманентно присущи как функциональная, так и институциональная основы. Согласно этому можно дать следующее определение финансовой системы в институциональном аспекте.

Финансовая система представляет собой совокупность финансовых организаций (учреждений) и финансовых рынков, обеспечивающих с помощью различных финансовых инструментов формирование и использование денежных средств государства, организаций и населения.

Таким образом, финансовая система как структурированный объект состоит из трех взаимосвязанных подсистем (рис. 1.2.1), каждая из которых в свою очередь включает несколько подсистем более низкого уровня.

Институциональная подсистема представляет собой инфраструктуру финансовой системы. Институциональная подсистема как совокупность финансовых рынков, организаций (учреждений) - посредников, финансовых инструментов и информационных технологий обеспечивает перераспределение (переток) ограниченных финансовых ресурсов от экономических субъектов с избытком этих ресурсов в определенный период времени к экономическим субъектам, имеющим недостаток этих ресурсов. Перераспределение средств с помощью различных финансовых инструментов и институтов принято называть движением финансовых потоков (рис. 1.2.2).

Рис. 12.1.

Рис. 1.2.2.

Таким образом, если исследовать финансовую систему с позиции движения денежных потоков, то она представляет собой встроенный элемент экономической системы, обслуживающий субъекты экономики, обладающие избытком или недостатком денежных средств.

Финансовые организации и учреждения, как коммерческие, так и некоммерческие (финансовый сектор экономики), являются активными посредниками в реализации финансов как отношений, обеспечивающих движения финансовых потоков, а следовательно, и в обеспечении реализации финансовой политики всех субъектов системы. Их основная деятельность заключается в предоставлении финансовых услуг и продуктов. К таким финансовым институтам относятся фондовые и валютные биржи, коммерческие банки, страховые и инвестиционные компании, государственные и частные пенсионные фонды, использующие для оказания услуг различные финансовые инструменты.

Финансовая система является динамичной, что обусловливает ее относительное равновесие в условиях развития и изменения структурных компонентов системы, финансовых институтов, инструментов и технологий, обслуживающих эти компоненты. Финансовая система, постоянно развиваясь, предлагает новые финансовые инструменты и услуги, обеспечивающие бесперебойное движение финансовых потоков в пространстве и времени.

Современная финансовая система приобретает глобальный характер, поскольку финансовые рынки и финансовые посредники взаимосвязаны через всеобъемлющую международную телекоммуникационную сеть и систему контрактов, обеспечивающую бесперебойное движение капитала и финансовых потоков. Глобальный характер развития финансовых систем наряду с созданием благоприятных условий для трансграничного движения денежных потоков и капитала, тем не менее, несет в себе дополнительные глобальные риски для национальных финансовых систем.

Это проявилось в мировом финансовом кризисе, возникшем в 2008 г. в США и охватившем практически все страны мира. Одним из путей преодоления его последствий и последствий долгового кризиса 2009-2012 гг. в странах Европы эксперты считают необходимость коренной модификации как глобальных, так и национальных финансовых систем, их институтов. Ряд таких мер институционального характера (изменения законодательства в бюджетной и налоговой сфере) уже проведены в Российской Федерации для обеспечения устойчивости национальной финансовой системы.

Под устойчивостью финансовой системы мы будем понимать готовность и способность ее институтов, инструментов и информационных технологий обеспечивать эффективное функционирование всех каналов аккумуляции, распределения и перераспределения ограниченных денежных и финансовых ресурсов между всеми секторами экономики в пропорциях, необходимых для достижения стратегических, социальных и экономических целей при наличии отрицательных внутренних и внешних шоков.

Развитие финансовой системы необходимо исследовать в совокупности с развитием всей экономики, однако есть и частные факторы. В современной финансовой системе России действует целый ряд отрицательных факторов, угрожающих ее устойчивости, в том числе:

  • возрастающая коррупционная составляющая экономики, что ведет к крайне неэффективному финансированию государственных расходов, особенно в системе размещения госзаказов и приватизации государственного имущества;
  • ограниченные возможности в получении финансирования, долгосрочного кредитования инвестиций;
  • высокие процентные издержки по краткосрочным и долгосрочным кредитам;
  • неразвитость фондового рынка и финансовых инструментов;
  • высокие транзакционные затраты в экономике, особенно в распределительной сфере;
  • административное давление на бизнес и усиление политических рисков;
  • усиление зависимости доходов бюджета от экспорта энергоносителей, возможного их сокращения в силу низких темпов экономического роста неустойчивости мирового развития.

Вступление России в ВТО в 2012 г. создало дополнительные риски для финансовой системы России в силу возможного сокращения доходов и необходимости государственной поддержки предприятий целого ряда отраслей.

Финансовая система России в современных условиях нестабильного мирового развития требует активной настройки и проведения финансовой политики, соответствующей стратегическим целям России с учетом внутренних и внешних вызовов.

Введение

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.

Прошедший год показал всю сложность развития экономических событий, хода бюджетного процесса в Российской Федерации. Так, нереальность бюджета на 2008 г., принятого под давлением ряда отраслевых министерств, некоторых департаментов Минфина, а также под влиянием отдельных комитетов и фракций Государственной Думы и Федерального Собрания, во многом руководствовавшихся политическими соображениями, негативно сказалась на его исполнении. Осуществляя сдержанную финансовую политику, Министерство финансов и финансовые институты на местах покрывали расходы лишь в пределах поступления средств, а также кредитов Центрального банка. Несмотря на приложенные усилия, получателям бюджетных средств приходилось работать в условиях сильного дефицита бюджетных ресурсов.

В этом году, т. е. не должны повториться старые ошибки. В связи с этим правительству необходимо разработать четкую финансовую стратегию, то есть долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства. Важно выделить основные тенденции развития финансов, сформировать основные концепции их использования, наметить принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных концепций и целевых программ необходим для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития, а не распыления их по второстепенным целям. Большое внимание следует уделить гибкой финансовой тактике, направленной на решение конкретных развития общества путем своевременного изменения способов организации задач финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Однако для правильного осуществления поставленных перед финансовыми институтами, а, следовательно, и перед финансовой политикой, задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. Для России определенный интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.

Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.

ГЛАВА I

Общая характеристика финансовых институтов

Институциональная структура финансовых отношений включает многочисленные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.

Финансовые организации условно можно назвать финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель – развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого хозяйства. К организациям, имеющим к этому значение, относятся, прежде всего, организации, выражающие денежные отношения по созданию, распределению и использованию денежных средств, предназначенных для:

Выполнения обязательств перед финансово - банковской сферой;

Финансирования затрат по расширенному воспроизводству, социальному обслуживанию, материальному стимулированию работающих.

Денежные отношения, составляющие основу финансовым институтам, можно классифицировать по следующим видам:

Таблица 1

В отраслях материального производства

В отраслях нематериального производства

1. связанные с формированием первичных доходов, образованием и использованием в хозяйственных подразделениях материального производства целевых фондов внутрихозяйственного назначения - уставного ---фонда, фонда развития производства, поощрительных фондов и пр. Одни из них используются на удовлетворение производственных потребностей, а другие - потребительских.

1. отрасли или самого учреждения (организации) с бюджетом. На их основе за счет бюджетных средств формируются отраслевые денежные фонды здравоохранения, культуры, просвещения и пр.

2. возникающие между предприятиями, если они носят распределительный характер, а не обслуживающий обмен; здесь движение финансовых ресурсов осуществляется в не фондовой форме (уплата и получение штрафов, внесение паевых взносов, инвестирование средств в акции и облигации других предприятий и т.д.).

2. между отраслевыми организациями управления, подведомственными организациями и внутри организации. Они сопровождаются использованием отраслевых денежных фондов целевого назначения (зарплаты, капитального ремонта и др.) в распоряжении субъектов хозяйствования. Внутри учреждений и организаций финансовые отношения возникают по поводу формирования и использования фондов заработной платы и экономического стимулирования; в связи с перераспределением денежных средств целевого назначения.

3. складывающиеся у предприятий со страховыми организациями в связи с формированием и использованием различных страховых фондов.

3. между субъектами хозяйствования разных отраслей, в том числе денежные отношения, связанные с формированием и использованием внебюджетных фондов социального страхования, пенсионных и пр.

4. образующиеся между предприятием и банком в связи с получением ссуд, их погашением, уплатой процентов по ним, предоставлением банкам временно свободных денежных средств за определенную плату.

4. денежные отношения субъектов хозяйствования с потребителями услуг и спонсорами. На их основе формируются финансовые источники учреждений и организаций непроизводственной сферы.

5. у предприятия с государством по поводу образования и использования внебюджетных и бюджетных фондов (платежи в бюджет, бюджетное финансирование, платежи во внебюджетные фонды и др.)

6. между предприятием и вышестоящими структурами управления (“вертикальная” взаимосвязь) в границах внутри-отраслевого перераспределения финансовых ресурсов.

Финансовые институты как сфера финансовой системы формирует фундамент экономики общества, так как здесь создаются материальные и нематериальные блага.

В рамках сферы финансовых институтов концентрируются преобладающая часть материальных, трудовых и финансовых ресурсов, обеспечивая тем самым процесс расширенного воспроизводства в обществе.

В состав финансовых институтов входят:

I. ФКП (финансы коммерческих предприятий) - все предприятия материального производства и часть непроизводственной сферы, в условиях рыночной экономики осуществляющих свою деятельность на началах коммерческого расчета.

Коммерческий расчет - метод ведения хозяйства, целью которого является получение максимальной прибыли при минимальных затратах. Он предполагает обязательное получение прибыли и достаточного для продолжения хозяйствования уровня рентабельности.

Специфика коммерческого расчета:

Субъекты хозяйствования обладают финансовой независимостью;

Финансовые отношения предприятия свободны от мелочной регламентации со стороны государства;

Субъекты финансовых отношений несут реальную экономическую ответственность за фактические результаты работы и своевременное выполнение обязательств;

В условиях коммерческого расчета у предприятия складываются различного рода взаимоотношения с банками, страховыми организациями и государством.

II. ФНУ (финансы некоммерческих учреждений). Некоммерческая деятельность не преследует цель получения определенных доходов. Но эти доходы используются на развитие самого учреждения.

Источники финансовых ресурсов:

бюджетные средства;

внебюджетные государственные фонды;

средства населения;

денежные отчисления различных коммерческих структур, поступления средств за работы и услуги, выполненные в соответствии с договорами;

выручка от реализации продукции, включая средства от продажи билетов на массовые мероприятия;

выручка от сдачи имущества в аренду;

доходы от подготовки кадров (переподготовку, повышение квалификации и т.п.).

III. ФОО (финансы общественных организаций) включают в себя:

а). финансы общественных, в том числе профорганизаций;

б). финансы политических и общественных движений;

в). финансы специальных целевых фондов;

г). финансы благотворительных фондов.

Общественное объединение - добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, объединенных на основе общности их интересов.

Экономическое содержание ФОО включает в себя следующие виды и группы денежных отношений:

– денежные отношения между общественными организациями и их членами, связанные с уплатой различного рода взносов, оказанием материальной помощи и пр.;

– денежные отношения общественных организаций с предприятиями и учреждениями, связанные с добровольными пожертвованиями, которые могут перечисляться в фонды общественных организаций;

– денежные отношения общественных организаций по формированию и использованию целевых денежных фондов;

– денежные отношения между вышестоящими о нижестоящими структурами общественных организаций;

– денежные отношения между общественными организациями и подведомственными им производственно - хозяйственными структурами.

Финансово - хозяйственная деятельность общественных организаций сочетает 2 способа использования финансовых ресурсов:

– самоокупаемость;

– сметное финансирование.

Эволюция, развитие финансовых институтов в России

Не будет преувеличением сказать, что финансовые институты в постсоветской России в силу специфики их деятельности оказались наиболее динамичным и рыночным сегментом экономики. В тоже время и именно в силу этого обстоятельства финансовый сектор страны за менее чем двадцатилетний период пережил ряд крупных кризисов и несколько раз поменял свою конфигурацию.

Эволюция российской банковской системы может служить наглядной иллюстрацией формирования и развития новых институтов в результате взаимодействия множества сторон, интересы и нормы которых не имели устойчивого характера, менялись в зависимости от позиций и состава участников. Общим вектором происходящих трансформация является упрощение общей структуры рынка при увеличении сложности отдельных его участников, концентрация рыночной власти при сокращении числа участников.

Loading...Loading...