Инструменты денежно-кредитной политики банка россии. Денежно-кредитное регулирование экономики банком россии Методы денежно-кредитной политики цб рф

Набор инструментов денежно-кредитного регулирования, находящихся в арсенале центральных национальных банков, достаточно обширен и разнообразен. Есть смысл классифицировать их по ряду признаков. Так, по форме воздействия принято различать прямые (административные) и косвенные (экономические) методы.

К административным требованиям, которые центральный банк предъявляет к коммерческим банкам, относятся:

  • требования к банковской ликвидности;
  • установление верхних и нижних пределов процентных ставок;
  • нормирование кредитного портфеля банков;
  • ограничения на открытие филиалов и отделений;
  • определение номенклатуры операций, видов обеспечения;
  • перечень банков, допущенных к отдельным видам операций.

Первые два инструмента прямого действия (обязательные резервы

и требования к ликвидности) являются регулирующими требованиями, которые могут как сдержать, так и усилить кредитно-денежную эмиссию. Остальные относятся к методам, сдерживающим развитие операций банковского сектора.

Косвенные (экономические) инструменты денежно-кредитного регулирования, в свою очередь, делятся на инструменты постоянного действия (кредиты рефинансирования, депозиты центрального банка, переучет ценных бумаг, коридор процентных ставок) и дискреционные инструменты (операции па открытом рынке, кредитные и депозитные аукционы, валютные интервенции), применяемые по мере надобности. Следует отметить, что инструменты постоянного действия применяют более 80% центральных банков.

По характеру регулируемых параметров инструменты регулирования делятся на общие и селективные. Общие инструменты влияют на рынок ссудных капиталов в целом. Это меры учетной (дисконтной) политики, операции на открытом рынке, изменение норм обязательных резервов. Селективные (выборочные) методы предназначены для регулирования кредитования отдельных отраслей и сфер. Ими являются установление количественных параметров на кредиты приоритетным отраслям, поощрение создания специальных кредитно-финансовых учреждений, кредитующих приоритетные отрасли по более низким процентным ставкам и пользующихся льготами при рефинансировании в центральном банке, распространение льгот на банки, кредитующие приоритетные сферы экономики.

В соответствии со ст. 35 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банкс России)» основными инструментами и методами денежно-кредитной политики являются:

  • процентные ставки по операциям Банка России;
  • обязательные резервные требования;
  • операции на открытом рынке;
  • рефинансирование кредитных организаций;
  • валютные интервенции;
  • установление ориентиров роста денежной массы;
  • прямые количественные ограничения;
  • эмиссия облигаций от своего имени;
  • другие инструменты.

Рассмотрим наиболее важные из инструментов монетарной политики.

Депонирование обязательных резервов в Банке России. Как известно, банки обязаны хранить определенную долю от привлеченных ресурсов в виде обязательных резервов в Банке России. Официально изменяя резервные требования, Центральный банк не затрагивает денежную базу, но изменяет денежный мультипликатор и, следовательно, воздействует на скорость изменения денежной массы.

Снижение нормативов обязательных резервов является элементом стимулирующей денежно-кредитной политики, приводит к увеличению мультипликатора и денежной массы. Соответственно, расширяются кредитные возможности банков. Повышение нормы резервирования снижает значение мультипликатора и уменьшает денежную массу, ограничивает возможности банков в кредитовании экономики. Повышение нормативов обязательных резервов является одной из общепринятых мер борьбы с инфляцией и перегревом экономики. Около 70% развитых стран продолжают использовать резервные требования. От них отказались Австралия, Канада, Дания, Новая Зеландия, Норвегия и Швеция.

Для банков обязательные резервы являются своеобразным квазиналогом, ведь, привлекая определенные суммы, они могут выдавать кредиты в меньшем размере. Это обстоятельство банки учитывают в своей процентной политике. Депонирование обязательных резервов в Банке России осуществляют все кредитные организации, за исключением небанковских - организаций инкассации. На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются. Резервируемыми обязательствами являются обязательства банка в валюте РФ и иностранной валюте. В состав резервируемых обязательств включены обязательства перед физическими и юридическими лицами, в том числе обязательства кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте РФ и иностранной валюте.

Вместе с тем из обременения резервами есть исключения. Так, в России не включаются в состав резервируемых обязательств долгосрочные обязательства - денежные средства, привлеченные от юридических лиц (резидентов и нерезидентов) на срок не менее трех лет, и облигации, выпущенные кредитными организациями, со сроками погашения не менее трех лет. Это стимулирует банки к привлечению длинных ресурсов, необходимых для инвестиционного кредитования.

Кроме того, не резервируются обязательства в неденежной форме (в драгоценных металлах и природных драгоценных камнях, в форме займа ценных бумаг); обязательства перед другими кредитными организациями, Внешэкономбанком, Агентством по страхованию вкладов, а также Банком России; обязательства, возникающие между обособленными подразделениями кредитной организации.

Банк России требует неукоснительного соблюдения внесения обязательных резервов. Выполнение кредитной организацией обязательных резервных требований является одним из критериев допуска кредитной организации к рефинансированию в Центральном банке. При невыполнении нормативов Банк России применяет штрафные санкции.

Как известно, обязательное резервирование означает, что суммы на этих счетах недоступны банкам в качестве ресурсов для кредитования и прочих активных операций, т.е. этим суммы как бы арестованы Центральным банком. Встает вопрос: а можно ли банку их вообще когда-либо использовать? Эго происходит после отзыва (аннулирования) лицензии Банка России на осуществление банковских операций, когда средства обязательных резервов перечисляются на корреспондентский счет банка и далее используются в установленном порядке.

В зависимости от изменения макроэкономической ситуации и состояния ресурсов банков центральные банки могут изменять нормативы обязательных резервов и дифференцировать их.

Так, в Великобритании норма обязательных резервов составляет 0,45%, в Японии - от 0,125 до 2,5, в Швейцарии - 2,5, в Германии - от 4,14 до 12,1, во Франции - от 3 до 5,5, в Испании - 17, в Италии - 25%. В США нормативы резервных требований ФРС по трансакционным счетам (счетам до востребования) колеблются в зависимости от размера счета от 0 до 10%. Срочные счета предприятий и обязательства перед нерезидентами резервированию не подлежат. Во многих странах законодательно ограничены верхние уровни резервов.

В России норматив обязательных резервов в разные годы устанавливался на различном уровне (максимальный уровень - 22% по счетам до востребования был установлен в 1995 г.). Далее он последовательно снижался, колеблясь по различным счетам. В период кризиса 2008 г. Банк России резко снизил нормативы, дабы обеспечить банки ликвидностью, а в 2009-2011 гг. вновь стал их увеличивать. В настоящее время норма резервов по обязательствам перед юридическими лицами - нерезидентами, физическими лицами и иным обязательствам в валюте РФ составляет 5%; по обязательствам перед юридическими лицами - нерезидентами и иным обязательствам в иностранной валюте - 7%; по обязательствам перед физическими лицами в иностранной валюте - 6%.

В ряде стран введены штрафы за невыполнение банками норм обязательных резервов (Германия, Франция, Япония, РФ). В некоторых странах введена плата центральных банков за резервы банков - в Швеции в начале 1990-х гг. центральный банк за избыточные резервы платил банкам доход в размере 6% годовых (аналогично - в Испании, Италии, Финляндии).

Процентные ставки. Процентные ставки - следующий, чрезвычайно важный инструмент денежно-кредитного регулирования. Процентные ставки являются предметом регулирования со стороны центральных банков. Устанавливая ставки по своим операциям, центральный банк задает ориентир всем остальным ставкам в экономике (кредитным, депозитным, ставкам доходность государственных и корпоративных ценных бумаг и пр.). Изменяя ставки, монетарная власть тем самым воздействует на экономическую активность. Через процентный канал возможно косвенно влиять на решения экономических субъектов о потреблении, сбережении и инвестировании и таким образом воздействовать на уровень совокупного спроса, экономическую активность и инфляцию. Повышение процентных ставок приводит к снижению деловой активности, снижению инфляции и удорожанию национальной валюты. Понижение процентных ставок приводит к прямо противоположным последствиям.

В мировой экономике общепризнанную роль играют так называемые ключевые процентные ставки - это ставки центральных банков ведущих стран и ставки мирового денежного рынка. В условиях финансовой глобализации они имеют важное значение, не только в ареале их происхождения, но и для всех участников трансграничных финансово-кредитных потоков.

Для стабилизации денежного рынка центральными банками ряда стран используется система коридора процентных ставок (interest rates conidor system ), или «система канала» (channel system). Процентный коридор образуют максимальная по рефинансированию и минимальная по абсорбированию ликвидности процентные ставки. В рамках коридора находятся все остальные ставки. Центральные банки, используя коридор ставок, могут ужесточать или смягчать денежно-кредитную политику, сдвигая коридор вверх или вниз, сохраняя его ширину неизменным. Для эффективного управления ценой ресурсов на межбанковском рынке процентный коридор должен быть достаточно узким. Удерживание ставок внутри процентного коридора, избежание избыточной волатильности процентных ставок на денежном рынке именуется механизмом тонкой настройки. В настоящее время в Российской Федерации верхней границей коридора является ставка кредита овернайт 10,25%, а нижней границей - депозитная ставка овернайт 8,25%.

Среди развитых стран система процентного коридора действует в Австралии, Канаде, Исландии, Швеции, Норвегии, Новой Зеландии и еврозоне. Некоторые центральные банки развивающихся стран и государств с переходной экономикой также поддерживают коридор процентных ставок. Среди этих стран Чехия, Венгрия, Словакия, Индия, Бразилия, Египет, Катар, Таиланд, Шри-Ланка, Нигерия.

В систему процентных ставок Банка России входят ставки по кредитным и депозитным операциям Банка России, осуществляемым с кредитными организациями. В последнее время центральный банк упростил линейку процентных ставок за счет отказа от некоторых видов и унификации срочности ставок. В сентябре 2013 г. введена ключевая ставка - индикатор направленности денежно-кредитной политики. Ею стала единая ставка по основным рыночным операциям (ставка аукционов недельного РЕПО и депозитных аукционов) на срок - 1 неделя. Естественно, она является плавающей. Проводя операции по регулированию ликвидности банковского сектора, Банк России стремится к поддержанию однодневных ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки, составляющей в первой половине 2017 г. 9,25%.

Процентная политика зависит от соотношения рисков усиления инфляционного давления и замедления экономического роста. После кризиса в 2009-2010 гг. несколько раз произошло снижение процентных ставок, дабы обеспечить доступность кредита для реального сектора экономики и восстановления внутреннего спроса. В 2011-2014 гг. процентные ставки по операциям Банка России стали повышаться. Причины - повышение уровня инфляции, девальвация рубля, усиление оттока капитала. В 2015- 2017 гг. ставки стали медленно снижаться, реагируя на снижение инфляции. В 2018-2019 гг. по достижении цели по инфляции в 4% Центральный банк предполагает удержание ключевой ставки 7-8%.

Именно управление процентными ставками становится для России важнейшим инструментом денежно-кредитного регулирования. Это обусловлено переходом к инфляционному таргетированию и режиму свободного плавания национальной валюты.

Помимо обязательного резервирования и процентных ставок, Центральный банк использует и другие инструменты воздействия на денежное предложение. Их можно разделить на две группы - инструменты предоставления ликвидности, т.е. рефинансирование банков, и инструменты абсорбирования (стерилизации) ликвидности. Очевидно, что первая группа методов применяется при мягкой политике, вторая - при более жесткой. Представим их в более конкретном виде (табл. 13.2).

Рефинансирование кредитных организаций. Рассмотрим более подробно механизм рефинансирования (кредитования) Банком России кредитных организаций. При рефинансировании Центральный банк выступает как кредитор последней инстанции (creditor of last resort). При предоставлении кредита коммерческому банку пассивная часть баланса Центрального банка увеличивается, и суммарные резервы в банковской системе возрастают. Одновременно увеличиваются активы Центрального банка на сумму ссуды. Таким образом, рост объемов рефинансирования увеличивает объем заимствованных резервов в банковской системе, денежную базу и предложение денег, а его сокращение - уменьшает.

Таблица 13.2

Инструменты денежного регулирования

Предоставление ликвидности

Абсорбирование ликвидности

Кредиты overnight

Депозиты кредитных организаций в Банке России:

  • на аукционной основе;
  • по фиксированной ставке

Операции прямого РЕПО:

  • на аукционной основе;
  • по фиксированным ставкам

Продажа государственных ценных бумаг без обязательства обратного выкупа

Ломбардные кредиты по фиксированной ставке

Продажа долговых бумаг (облигаций) Банка России

Сделки «валютный своп» с Банком России

Кредиты, обеспеченные золотом

Кредиты, обеспеченные нерыночными активами или поручительствами, в том числе на аукционной основе

Действенным рефинансирование может быть только при соблюдении следующих принципов. Заимствования со стороны Центрального банка должны быть доступны только платежеспособным кредитным организациям. Обеспечение кредитов должно быть реальным и ликвидным, ставки по кредитам должны быть выше рыночных, чтоб не возникало стремления использовать их для финансирования текущей деятельности. Наконец, Центральный банк должен четко обозначить доступность своих ресурсов для банков, отвечающих критериям и имеющих требуемое обеспечение. После финансового кризиса концепция кредитора последней инстанции несколько модифицируется - экстренное кредитование должно предоставляться в первую очередь системно важным финансовым институтам и не по самым высоким ставкам. Требования к качеству обеспечения должны учитывать, помимо системной значимости заемщиков, и глубину стресса всей национальной финансовой системы.

Механизм рефинансирования банков включает две группы кредитных сделок в зависимости от используемого обеспечения и механизма заключения:

  • кредитование под залог (блокировку) ценных бумаг из Ломбардного списка Банка России;
  • кредитование под залог векселей, прав требования по кредитным договорам организаций сферы материального производства или поручительства кредитных организаций.

Активы, обеспечивающие ломбардные кредиты, указаны в Ломбардном списке Банка России. В структуре обеспечения наибольшая доля приходится на государственные облигации, что подтверждает их статус как наиболее надежных активов. Ломбардный список постоянно корректируется. Так, после кризиса Банк России расширил список активов, включив в него облигации с ипотечным покрытием, обязательства эмитента, обеспеченные солидарным поручительством ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» и облигации эмитентов - системообразующих организаций (список, утвержденный Правительством РФ), включенные в котировальный список по крайней мере одной фондовой биржи в Российской Федерации, независимо от наличия у эмитентов международного рейтинга. Залогом может служить и золото в стандартных или мерных слитках.

Ценные бумаги (кроме государственных бумаг и еврооблигаций) должны быть допущены к обращению на Московской бирже, еврооблигации - котироваться на биржах развитых стран. Банк России облегчает банкам доступ к ликвидности, снизив рейтинговые требования к ценным бумагам из ломбардного списка. Минимальный рейтинг бумаг должен быть не ниже ВВ/Ва2 (по классификации «Standard & Poor’s», «Fitch Ratings» или «Moody’s Investors Service»).

Упрощен режим рефинансирования под обеспечение в виде кредитов с государственными гарантиями стратегическим предприятиям (таких 226), даже без наличия соответствующих рейтингов. Новые (точечные) инструменты рефинансирования включают кредиты банкам с капиталом не ниже 100 млрд руб. сроком до трех лет по ключевой ставке -1,5 процентных пункта иод залог инвестиционных проектов для развития импортозамещения. Реализуются специализированные программы рефинансирования для стимулирования кредитования малого и среднего предпринимательства, проектного финансирования, несырьевого экспорта, военной ипотеки.

Популярной формой рефинансирования являются операции прямого РЕПО. Это наиболее востребованный банками рыночный инструмент тонкой настройки. Сделка РЕПО в общем виде (от англ, repurchase agreement) - это сделка покупки (продажи) ценной бумаги с обязательством обратной продажи (покупки) через определенный срок по заранее определенной цене. Соглашение прямого РЕПО представляет собой продажу банком Банку России бумаг с обязательством обратной покупки. По сути, это краткосрочный кредит банку от Банка России под залог ценных бумаг. Операции прямого РЕПО проводятся на аукционной основе и по фиксированной ставке. Участники аукционов РЕПО с Банком России могут подавать только конкурентные заявки (с указанием ставки). Банк России устанавливает максимальный объем предоставляемых на аукционе средств, а также минимальную процентную ставку.

По фиксированной ставке можно получить прямой кредит на срок 1 день по ставке, превышающей минимальную процентную ставку, установленную для аукционных операций РЕПО. По этим операциям Банк России лимитов не устанавливает.

Антиподом операций прямого РЕПО являются операции обратного модифицированного РЕПО, являющиеся инструментом абсорбирования ликвидности. Это продажа ценных бумаг, находящихся в портфеле центрального банка, коммерческим банкам с правом обратного выкупа. В России эти операции не применяются с 2004 г.

В качестве примера гибкой политики центрального банка следует упомянуть о нетипичном, разовом, дискреционном инструменте - кредитах без обеспечения, применяемых в ходе кризиса. В России в 2008 г. 192 банка с установленными рейтингами ведущих международных и российских агентств получили беззалоговые кредиты на 6,58 трлн руб. После стабилизации обстановки с 2011 г. Банк России приостановил институт беззалогового кредитования на все сроки вследствие резкого сокращения спроса, что не исключает возобновления выдачи таких ссуд в случае необходимости.

Каналом рефинансирования являются также операции «валютный свои» и «своп с золотом». В России они используются с сентября 2002 г. Суть их заключается в том, что центральный банк осуществляет покупку иностранной валюты за российские рубли сроком «сегодня» по действующему официальному курсу иностранной валюты к российскому рублю (базовому курсу) с ее последующей продажей сроком «завтра» по курсу, равному указанному базовому курсу, увеличенному на своп-разницу. В сущности, это однодневный кредит под залог валюты (золота). Сделки «валютный своп» заключаются Банком России на Единой торговой сессии Московской биржи либо на внебиржевом рынке с банками - контрагентами Банка России на внутреннем валютном рынке.

Так устроена система рефинансирования. Сейчас кредиты ЦБ РФ банковской системе составляют менее 2% ее суммарных активов. Система рефинансирования должна строиться на принципах равного и максимально широкого доступа банков к инструментам Банка России. При этом кредитование должно обладать достаточной гибкостью, позволяющей получить кредит по четким критериям в короткие сроки под адекватное обеспечение, с предоставлением минимальной информации от банка.

Имеет смысл расширение использования Генеральных кредитных договоров между Главными территориальными управлениями ЦБ РФ и банками для оперативного получения кредитов без дополнительного оформления разовых сделок. Важно также расширение перечня активов, принимаемых в обеспечение, а в перспективе - создание единого пула обеспечения (ценные бумаги из Ломбардного списка Банка России, векселя, права требования по кредитным договорам, драгоценные металлы и иные виды активов).

В России также действует дополнительный, помимо рефинансирования, канал предоставления ликвидности банкам - операции по размещению на тендерной основе временно свободных средств федерального бюджета на депозиты в кредитных организациях. Депозитные аукционы проводятся через валютные биржи, и доступ к ним имеют несколько десятков банков, среди которых ВТБ, РСХБ, ВТБ24, Газпромбанк. Предоставление банкам залогового финансирования снижает риски бюджета при размещении средств в банках и, как следствие, существенно расширяет круг банков, которые могут получить такое финансирование.

Противоположностью рефинансирования является абсорбирование ликвидности (стерилизация), г.с. механизм се изъятия. К абсорбированию Банк России прибегает в ситуации устойчивого профицита ликвидности, которую банки не в состоянии транслировать в реальный сектор экономики. Как правило, механизм стерилизации используется в случае необходимости охлаждения экономики в рамках жесткой монетарной политики. В этих условиях используются следующие инструменты: эмиссия и размещение облигаций Банка России, депозитные операции, депозиты банков в Центральном банке на постоянной и аукционной основе.

Наиболее популярным инструментом являются депозиты Банка России. В отличие от продажи бумаг на открытом рынке, они не уменьшают денежную базу. Депозиты связывают избыточные резервы банков, сдерживая рост денежной массы. При этом выдвигаются конкретные требования к кредитным организациям - контрагентам ЦБ РФ. Банк должен входить в первую или вторую классификационную группу (банки без нарушений или с отдельными недостатками), выполнять обязательные резервные требования Банка России, не иметь просроченных денежных обязательств перед ЦБ РФ.

Банки могут использовать депозиты как инструмент постоянного действия, когда средства размещаются по фиксированным процентным ставкам, и на рыночной основе как инструмент тонкой настройки - при проведении депозитных аукционов по процентным ставкам, определенным на тендерной основе.

Следующий трансмиссионный механизм - хорошо известные в практике центральных банков многих стран операции на открытом рынке (OOP). Они являются гибким, мобильным, оперативным инструментом регулирования денежного предложения и кредита через влияние на резервную базу банковской системы. На открытом рынке происходят сделки между центральным банком и кредитными институтами по покупке и продаже ценных бумаг. Бумаги из собственного портфеля центральный банк продает при избыточном денежном предложении, т.е. в рамках рест- крикционной денежно-кредитной политики, а покупает - при недостатке денежного предложения, т.е. при экспансионистской политике.

В операциях на открытом рынке центральный банк выступает как равноправный контрагент кредитных институтов, в отличие от его более жесткой регулирующей позиции в других ситуациях, например при рефинансировании, применении обязательных резервов.

Согласно ст. 39 Федерального закона № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», под операциями Банка России на открытом рынке понимаются:

  • купля-продажа казначейских векселей, государственных облигаций, прочих государственных ценных бумаг, облигаций Банка России, а также заключение договоров РЕПО с указанными ценными бумагами;
  • купля-продажа иных ценных бумаг, определенных решением совета директоров, при условии их допуска к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, а также заключение договоров РЕПО с указанными ценными бумагами.

На открытом рынке обращаются правительственные ценные бумаги, бумаги, гарантированные правительством, реже - корпоративные бумаги. В частности, в России на рынке обращаются рублевые государственные бумаги - облигации федерального займа (ОФЗ), государственные сберегательные облигации (ГСО), а также бумаги, номинированные в иностранной валюте, - еврооблигации, облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ). Важно подчеркнуть, что покупка государственных ценных бумаг Банком России может осуществляться только на вторичном рынке. Это необходимо с целью ограничения возможностей прямого эмиссионного финансирования бюджета, могущего спровоцировать инфляцию.

Возможны два варианта проведения операций. Первый - фиксация курса, при достижении которого центральный банк предлагает любое количество бумаг (либо предлагает определенное количество ценных бумаг). Второй вариант - фиксация курса, при достижении которого центральный банк скупает любой предлагаемый объем бумаг (либо определяет количество бумаг, которое покупает независимо от курса предложения). Таким образом, либо центральный банк, желая изъять (увеличить) объем ликвидности, продает (покупает) определенное количество ценных бумаг и оставляет за банками право предлагать процентную ставку, либо он устанавливает процентную ставку и позволяет банкам определять объем.

Операции на открытом рынке используются в практике большинства центральных банков. Банки Англии, Японии, ФРС США применяют их как антикризисный инструмент для пополнения банковской ликвидности и (или) воздействия на долгосрочную доходность государственных и корпоративных облигаций. В России операции на открытом рынке используются в относительно небольших масштабах и нерегулярно как дополнительный инструмент регулирования банковской ликвидности. Причиной тому является относительная узость и низкая ликвидность национального фондового рынка.

Альтернативным каналом стерилизации ликвидности являются операции с собственными бумагами Центрального банка, т.е. эмиссия облигаций Банка России (ОВР) и их продажа коммерческим банкам. Как и в случае с депозитными операциями, выпуск ОВР, в отличие от продажи бумаг на открытом рынке или операций обратного РЕПО, не уменьшает денежную базу, а связывает избыточные средства кредитных организаций, сдерживая рост денежной массы.

Банк России имеет право выпускать облигации, однако с 2010 г. это не практикуется.

Эмиссия облигаций Банка России по сути является частным случаем операций на открытом рынке. Выпуская собственные ценные бумаги, центральный банк решает проблемы нехватки объектов операций на открытом рынке. Облигации Банка России выпускаются в форме бескупопных дисконтных облигаций. Они включены в Ломбардный список Банка России и принимаются в качестве обеспечения по кредитам Банка России, обеспеченным залогом (блокировкой) ценных бумаг, и операциям прямого РЕПО Банка России. В отличие от депозитных операций, облигации Банка России имеют более длительные сроки погашения и более высокие процентные ставки. Облигации Банка России могут свободно обращаться на вторичном рынке и использоваться в качестве залога при получении кредитов Банка России.

Разные центральные банки выпускают различные типы долговых обязательств - долговые сертификаты (Европейский центральный банк, Банк Нидерландов, Национальный банк Дании, Банк Испании), финансовые векселя (Банк Англии, шведский Риксбанк, немецкий Бундесбанк, Банк Японии), облигации (Банк Кореи, Центральный банк Чили). Однако большинство центральных банков отказываются от выпуска собственных ценных бумаг. Это происходит из-за стремления избежать рыночной фрагментации, поддержать правительственные ценные бумаги как базовый ориентир для участников финансовых рынков. Центральные банки стараются излишне не вмешиваться в сферу финансового посредничества. Избирая как объект операций на открытом рынке не собственные, а правительственные бумаги, Центробанки сохраняют свою независимость, избегают обвинений в нелояльности и протекционизме по отношению к отдельным эмитентам.

Завершают список основных инструментов денежно-кредитного регулирования валютные интервенции. В соответствии со ст. 41 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа ЦБ РФ иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Фактически валютные интервенции являются аналогом операций Центрального банка на открытом рынке, только здесь объектом выступают нс ценные бумаги, а иностранная валюта. Механизм валютных интервенций практически не отличается от операций открытого рынка: продажа валюты Центральным банком уменьшает банковские резервы, покупка - увеличивает.

Валютные интервенции проводятся по мере надобности, т.е. они являются инструментом не постоянного, а дискреционного действия. Объемы целевых интервенций определяются исходя из состояния внешнеторгового баланса страны, динамики мировых цен на энергоресурсы, движения капиталов и кредитов. Как правило, цель интервенции - нейтрализовать негативные курсовые ожидания участников валютного рынка. Зачастую валютные интервенции совершаются Банком России как бы с запасом, сверх установленного целевого объема, что позволяет сглаживать резкие колебания обменного курса рубля, не зависящие от фундаментальных экономических факторов и вредные для экономики. Банк России проводит также операции по покупке (продаже) иностранной валюты, связанные с пополнением (расходованием) средств суверенных фондов Федеральным казначейством.

В настоящее время в условиях свободного курсообразования Банк России не проводит валютных интервенций. Но при этом не исключается проведение точечных операций. Интервенции не противоречат концепции режима плавающего валютного курса и успешно применяются развитыми странами в случае необходимости.

Денежно-кредитное регулирование экономики - основная функция Центрального банка. Как орган денежно-кредитного регулирования Центральный Банк регулирует состояние денежно-кредитной сферы, управляет совокупным денежным оборотом, спросом на кредит и его предложением, проводит денежно-кредитную политику.

Характер проводимой денежно-кредитной политики зависит от степени независимости Центрального Банка. Например, целевые ориентиры изменения агрегатов денежной массы обычно определяются непосредствен центральным банком, в то же время Центральный Банк не может независимо от правительства установить тот или иной валютный режим.

Разработка и проведение денежно-кредитной политики включает в себя:

  • 1) проведение исследований по проблемам экономики и состоянию денежно-кредитной сферы, образующих основу денежно-кредитной политики;
  • 2) определение направлений денежно-кредитной политики;
  • 3) выбор основных инструментов денежно-кредитного регулирования: рефинансирование банков, нормативы обязательных резервов, депозитные операции, процентная политика, операции на открытом рынке;
  • 4) создание и ведение базы статистических данных по объему денежной массы, кредитам и сбережениям;
  • 5) составление денежных программ и контроль за их выполнением.

Единая государственная денежно-кредитная политика направлена на достижение стабильности уровня цен и создание условий для долгосрочного экономического роста и повышения уровня жизни населения.

Для реализации денежно-кредитной политики используются определённые инструменты и методы:

  • 1) процентные ставки по операциям Банка России;
  • 2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России;
  • 3) операции на открытом рынке;
  • 4) рефинансирование кредитных организаций;
  • 5) валютные интервенции;
  • 6) установление ориентиров роста денежной массы;
  • 7) прямые количественные ограничения;
  • 8) эмиссия облигаций от своего имени.

В среднесрочной перспективе система инструментов денежно-кредитной политики Банка России будет ориентирована на создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики. По мере снижения темпов инфляции и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию на снижение уровня ставки рефинансирования и процентных ставок по операциям предоставления ликвидности.

Процентные ставки рефинансирования за последние полгода

Срок, с которого установлена ставка

Размер ставки рефинансирования (%, годовых)

Документ, в котором сообщена ставка

Указание ЦБ РФ от 29.10.2009 N 2313-У

Указание ЦБ РФ от 29.09.2009 N 2299-У

Указание ЦБ РФ от 14.09.2009 N 2287-У

Указание ЦБ РФ от 07.08.2009 N 2270-У

Указание ЦБ РФ от 10.07.2009 N 2259-У

Указание ЦБ РФ от 04.06.2009 N 2247-У

Дальнейшие шаги Банка России по снижению (изменению) процентных ставок будут определяться развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей производственной и кредитной активности, состоянием финансовых рынков.

В случае образования существенного дефицита ликвидности банковского сектора Банк России продолжит использование всего спектра инструментов рефинансирования, что предполагает сочетание как операций по предоставлению ликвидности под обеспечение (прежде всего операции прямого РЕПО на аукционной основе и по фиксированной ставке), так и операций по предоставлению кредитов без обеспечения, которые были введены Банком России в рамках реализации антикризисных мер в октябре 2008 года.

Расширение спектра сроков предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года) позволит Банку России более гибко управлять текущей ликвидностью и оказывать стимулирующее воздействие на кредитную активность банковского сектора и формирование долгосрочных процентных ставок денежного рынка. В качестве операционного ориентира при проведении курсовой политики на стадии перехода к режиму плавающего валютного курса Банк России продолжит использование бивалютной корзины, состоящей из евро и доллара США. При этом сохранится действующий механизм ограничения волатильности валютного курса, включающий правило автоматического изменения границ плавающего интервала допустимых значений стоимости бивалютной корзины в зависимости от объема интервенций, осуществленных Банком России. В течение переходного периода подобный подход позволит постепенно повышать степень зависимости курса рубля от изменений рыночной конъюнктуры, что даст возможность участникам рынка адаптироваться к плавающему валютному курсу. На протяжении переходного периода порядок проведения интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке будет включать совершение операций как на границах, так и внутри плавающего интервала значений стоимости бивалютной корзины. Направление и объем интервенций внутри плавающего интервала стоимости бивалютной корзины будут определяться с учетом факторов формирования платежного баланса, проводимой бюджетной политики и состояния внешних и внутренних финансовых рынков. Применение указанного механизма будет направлено на сглаживание воздействия внешних конъюнктурных шоков и возникающих диспропорций платежного баланса на динамику курса рубля.

Таким образом, долгосрочные тенденции изменения курса рубля будут определяться балансом внешнеторговых операций, а также динамикой трансграничных потоков капитала. При этом в среднесрочной перспективе существенную роль в формировании указанных составляющих продолжит играть конъюнктура мировых рынков энергоносителей - основных товаров российского экспорта, изменение которой будет определять величину притока иностранной валюты от экспортных операций и ожидания внешних инвесторов. В то же время высокая волатильность потоков капитала и их зависимость. При этом в среднесрочной перспективе политика Банка России будет направлена на дальнейшее повышение потенциала обеспеченных залогами инструментов рефинансирования в рамках реализации перехода к механизму рефинансирования кредитных организаций с использованием единого пула обеспечения. Банк России продолжит работу, направленную на повышение доступности инструментов рефинансирования (кредитования) для кредитных организаций, в частности за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения по операциям рефинансирования.

При формировании избыточного денежного предложения Банк России будет использовать в качестве инструментов его стерилизации операции с ОБР и операции по продаже государственных облигаций из собственного портфеля. Банк России также продолжит проведение депозитных операций в качестве инструмента краткосрочного «связывания» свободной ликвидности кредитных организаций. При этом будут применяться рыночные инструменты изъятия свободной ликвидности - депозитные аукционы, а также инструменты постоянного действия - депозитные операции по фиксированным процентным ставкам.

В 2010?2012 годах Банк России продолжит осуществлять взаимодействие с Правительством Российской Федерации как в области развития финансового рынка, так и в области реализации курсовой политики. В частности, введенный в 2008 году Минфином России совместно с Банком России механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях может быть использован в качестве дополнительного канала предоставления ликвидности. В то же время потенциал данного инструмента существенно ограничивается параметрами федерального бюджета. Кроме того, Банком России совместно с Минфином России будет осуществляться разработка мер по совершенствованию рынка государственных облигаций, что должно способствовать повышению эффективности использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях регулирования денежного предложения.

Банк России в 2010 году и в период 2011 и 2012 годов продолжит использование обязательных резервных требований в качестве инструмента регулирования ликвидности банковского сектора. В зависимости от изменения макроэкономической ситуации, ресурсной базы российских кредитных организаций и с учетом других факторов Банк России при необходимости может принять решение относительно изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем Банк России не исключает дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных резервов, позволяющего компенсировать ликвидность кредитным организациям при выполнении ими обязательных резервных требований.

Косвенные экономические методы и инструментыденежно-кредитного регулирования подразделяются цен­тральными банками исходя из двух основных признаков. При первой классификации в зависимости от сущности операции выделяются следующие группы.

1. Инструменты эмиссионной политики, оп­ределяющие объем денежного предложения, включают как инструменты денежной эмиссии, так и антиэмиссионного характера (по «стерилизации» денежной массы).

К основным эмиссионным инстру­ментам центрального банка относятся:

Рефинансирование банков в целях регулирования текущей ликвидности банковской системы под залог ценных бумаг, а также их переучет в портфелях банков (как правило, век­селя);

- покупка иностранной валюты для поддержания текущей ликвидности банков и воздействия на валютный курс;

Кредитование дефицита бюд­жета;

Участие в уставных фондах банков;

Финансирование банков в чрезвычайных ситуациях.

Центральными банками используются следующие антиэмиссионные инструменты:

Привлечение ресурсов банков в фонд обязательных резервов;

Продажа иностранной валюты;

Привлечение ресурсов банков в платные депозиты центрального банка;

Эмиссия краткосрочных ценных бумаг центрального банка и др.

2. Инструменты процентной политики, влияющие на стоимость предоставляемых банкам кредитных ресурсов, объем и структуру денежной массы, уровень ликвидности банков и др.Среди основных инструментов процентной политики центральных банков следует отметить:

Ставки рефинансирования, уровень которых учитывает динамику ин­фляции и направленность денежно-кредитной поли­тики (на кредитную рестрикцию или экспансию) и является таким образом ориентиром для участников рынка;

Учетные ставки, используе­мые при осуществлении операций по переучету векселей юридических лиц (оп­ределяются исходя из базовой ставки рефинансирования);

Ставки по основным (стандартным) операциям центрального банка (в частности, по операциям регулирования ликвидности банков);

Ставки по нестандартным операциям (по льготным кредитам и др.).

3. Политика минимальных резервных требований, воздействующая на банковский и денежный мультипликаторы, уровень ликвидности.

В основу второй классификации методов и инструментов денежно-кредитного регулирования положена их группировка исходя из роли центрального банка (его инициативы) при проведении операций по поддержанию или изъятию ликвидности.

Операции на открытом рынке проводятся центральным банком по собственной инициативе и являются основными в части оперативного управления денежным рынком (стабилизация краткосрочных процентных ставок и ликвидности банков), а также краткосрочной и среднесрочной денежно-кредитной политики.


Данные операции могут проводиться в соответствии с предварительно объявленными торговыми сессиями (включая аукционы) или по усмотрению центрального банка. Выделяют следующие виды операций на открытом рынке:

Регулярные плановые операции, о проведении которых заранее объявляется (кредитный или депозитный аукцион);

Нерегулярные операции, осуществляемые при возникновении необходимости, на­пример, неожиданных краткосрочных наруше­ниях экономического равновесия. При этом выделяют не­регулярные плановые операции (время проведения заранее неизвестно) и двусторонние операции (другие банки вообще не ставятся в известность).

По цели проведения операции на открытом рынке состоят из:

Корректирующих (защитных) операций по компенсированию краткосрочных нежелательных измене­ний в структуре банковских резервов;

Структурных операций, направленных на дол­говременное качественное воздействие на денежно-кре­дитную сферу.

Постоянные механизмы регулирования ликвидности банковской системы (постоянно доступные инструменты) используются банка­ми без получения согласия центрального банка. При возникновении необходимости существует автоматический доступ банков к ликвидности центрального банка без согласия последнего или его инициативы. Таким образом данный ме­тод денежно-кредитного регулирования применяется по инициативе банков при проведении соответствующих операций.

В свою очередь получение требуемого результата является критерием эффективности используемых центральным банком методов и инстру­ментов денежно-кредитного регулирования.

Вопросы для самоконтроля

1. По каким признакам классифицируются цели денежно-кредитной политики?

2. Назовите иерархию монетарных целей.

3. Какие аспекты могут выступать в качестве тактических целей?

4. Охарактеризуйте этапы процесса формирования целей денежно-кредитной политики.

5. Виды денежно-кредитного регулирования, их характеристика.

6. Назовите основные преимущества и недостатки применения административных инструментов денежно-кредитного регулирования.

7. Классификация инструментов денежно-кредитного регулирования.

8. Какие инструменты денежно-кредитного регулирования, применяемые в Республике Беларусь, можно отнести к экономическим инструментам монетарного регулирования?

9. Какие изменения в политике минимальных резервных требований Национального банка Республики Беларусь отмечены в последнее время?

10. Назовите структуру операций на открытых рынках в Республике Беларусь.

11. Сущность политики валютных интервенций.

12. Инструменты интервенционистской политики.

13. Принципы осуществления валютных интервенций.

14. Сущность учетной политики центрального банка.

15. Зависимость выбора видов денежно-кредитного регулирования от приоритетов воздействия.

16. Характеристика используемых Национальным банком монетарных методов.

Регулирование денежного кредитного обращения в РФ возложено на Банк России. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 12 апреля 1995 г. основными инструментами и методами являются:

· процентные ставки по операциям Банка России;

· нормативы обязательных резервов;

· операции на открытом рынке;

· рефинансирование банков;

· депозитные операции;

· валютное регулирование;

· установление ориентиров роста денежной массы;

· прямые количественные ограничения.

Процентные ставки по операциям Банка России . Последний может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций. Процентные ставки Банка России – это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции. Это ставки рефинансирования, ставки по депозитным операциям, ломбардные ставки, ставки «репо» и др. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки. Банк России ежедневно объявляет рынку процентные ставки по привлечению средств в депозиты и заключает депозитные сделки.

Данный метод предполагает регулирование рынка ссудных капиталов путем установления и пересмотра официальной (базовой) процентной ставки. В зарубежной банковской практике она существует в двух формах:

1) ставка учетного процента: условия на которых ЦБ покупает (переучитывает) коммерческие векселя у других банков. Переучет векселей носит характер кредита для коммерческих банков, поскольку векселя выкупаются со скидкой от вексельной суммы – эти кредиты называют дисконтными, а операцию по переучету – редисконтированием;

2) процентная ставка по ломбардным операциям – кредитам под залог ценных бумаг. Данный кредит, как правило является краткосрочным (3-6 месяцев); объектом регулирования в данном случае является не только уровень процента, но и перечень ценных бумаг, которые могут стать предметом залога, а также минимальный размер покрытия предоставленного кредита (в процентах от стоимости ценных бумаг).

Значение данного инструмента состоит в следующем:

Регулируя уровень процентных ставок по своим операциям центральный банк влияет на величину денежной массы через управление депозитной базой коммерческих банков, их спросом на кредит;

Официальная процентная ставка оказывает косвенное влияние на рыночные процентные ставки, устанавливаемые коммерческими банками самостоятельно в соответствии с рынком кредитных ресурсов. При этом официальная процентная ставка может отклонятся от рыночных в ту или иную сторону.

· Нормативы обязательных резервов – это беспроцентные обязательные вклады кредитных организаций в Банке России. Размер обязательных резервов устанавливается Советом директоров Банка России в процентах к обязательствам кредитных организаций. Нормативы не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и не могут быть единовременно изменены более чем на 5 пунктов.

Эти резервы используются при отзыве лицензии для погашения обязательств кредитной организации перед вкладчиками и кредиторами. Однако основное назначение нормативов обязательных резервов – регулирование денежного обращения. Рассмотрим механизм этого регулирования. Фактические резервы банка равны сумме обязательных резервов и избыточных резервов. Банк выдает кредит только в размере избыточных резервов. Банковская система, как известно, создает деньги. Количество новых кредитных денег определяется с помощью банковского мультипликатора, который представляет собой процесс увеличения объема денег на депозитных счетах коммерческих банков в период их движения от одного коммерческого банка к другому:

где М – банковский мультипликатор;

R – норма обязательных резервов.

Максимальное количество новых денег (Д), которое может быть создано банковской системой, составляет:

где Е – избыточные резервы.

Зная норму обязательных резервов, легко можно определить, сколько новых денег будет создано банковской системой.

Банк России изменяет нормы обязательных резервов. Увеличение норм означает изъятие денег у коммерческих банков, при уменьшении норм увеличиваются избыточные резервы коммерческих банков, которые они предоставляют в кредит.

Рост денежной массы происходит не только за счет выпуска денег в обращение, но и за счет создания новых денег банковской системой.

Операции на открытом рынке – это купля-продажа Банком России государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением затем обратной сделки. Лимит операций на открытом рынке утверждается Советом директоров. Купля ценных бумаг означает выпуск денег в обращение, продажа ценных бумаг – изъятие денег из обращения. Это наиболее мощный и эффективный метод, регулирования денежного обращения, который чаще других методов используется в мировой практике.

В зарубежной практике данные операции проводятся с краткосрочными и долгосрочными обязательствами казначейства и государственных корпораций, облигациями торгово-промышленных фирм и банков, коммерческими векселями, учитываемыми ЦБ.

Если ценные бумаги продаются ЦБ по заранее обусловленному курсу, то этот курс, как правило, несколько ниже рыночного. Целью является привлечение банков, как покупателей и соответствующий отток кредитных ресурсов с ссудного рынка. Разница между курсом продажи и рыночным курсом зависит от того, какую цель преследует ЦБ.

ЦБ покупает ценные бумаги, если необходимо поддержать ликвидность коммерческих банков, увеличить свободные резервы для кредитования.

При проведении операций на открытом рынке в зарубежной практике широко используются перекупочные изменения или сделки РЕПО.

Сделка РЕПО – это соглашения о продаже ценных бумаг с совершением через некоторое время обратной сделки. Данные сделки возникли на базе рынка государственных бумаг. По этим соглашениям ЦБ занимает позицию покупателя ценных бумаг у коммерческих банков. Последние обязуются через определенное время осуществить обратную сделку.

Определяющими в сделках РЕПО являются следующие характеристики:

Цена покупки;

Цена обратной продажи;

Временной лаг между прямой и обратной сделками.

С целью сделать данную сделку привлекательной для коммерческих банков, ЦБ покупает ценные бумаги по более высоким ценам, чем цена обратной продажи. Такая скидка может быть фиксированной или плавающей. Соглашения РЕПО заключаются на краткосрочный период, сроки сделок стандартизированы (1-3 недели; 2-6 месяцев). Перекупочные соглашения широко используются Федеральной Резервной Системой США. Сделки, как правило, проводятся регулярно в определенные дни недели. В этом случае механизм воздействия данных сделок на свободные резервы коммерческих банков состоит в следующем. Если объем обратной продажи больше, чем объем покупки новых партий ценных бумаг – происходит ограничение кредитных резервов банковской системы, так как возрастают вложения в ценные бумаги и наоборот.

Особое значение в данном случае имеет развитие практики выпуска государственных облигаций, казначейских векселей. Стабильно развивается на сегодняшний день рынок государственных ценных бумаг является базой для применения Банком России операции на открытом рынке как наиболее гибкого инструмента денежно-кредитного регулирования.

Рефинансирование банков – это кредитование Банком России коммерческих банков, в том числе и переучет векселей. Банк России устанавливает процентную ставку рефинансирования. Увеличение этой ставки приводит к удорожанию кредитов и уменьшению массы денег в обращении, снижение ставки – к удешевлению кредитов и росту массы денег. Ставка рефинансирования устанавливается на уровне ставок финансового рынка.

До середины июня 1998 г. Банк России выдавал коммерческим банкам три вида кредитов:

· ломбардные – под залог государственных ценных бумаг, включенных в Ломбардный список Банка России;

· внутридневные кредиты – предоставлялись банкам в течение операционного дня при наличии неисполненных платежных поручений;

· однодневные расчетные кредиты (кредиты «овернайт») – предоставлялись для завершения расчетов в конце операционного дня путем зачисления кредита на корреспондентский счет банка в расчетном подразделении Банка России.

Кредиты выдавались в пределах лимитов, определенных Банком России. С марта 1998 г. коммерческим банкам стали выдаваться только обеспеченные кредиты – под залог государственных ценных бумаг. Условием их предоставления являлось предварительное блокирование государственных ценных бумаг на счете «депо» банка в уполномоченном депозитарии. Рыночная стоимость этих ценных бумаг, скорректированная на соответствующий поправочный коэффициент Банка России, являлась максимально возможной величиной для получения кредита.

Банк России начал проводить ломбардные операции с марта 1996 г. сначала в форме ломбардных кредитных аукционов, а затем – по заявлениям банков в любой рабочий день по фиксированным процентным ставкам, дифференцированным в зависимости от срока кредитов (от 3 до 30 календарных дней). Со 2 февраля 1998 г. ломбардные кредиты по фиксированной процентной ставке выдавались под 42% годовых независимо от сроков их предоставления. Кредит зачислялся на корреспондентский счет коммерческого банка в Банке России. В связи с финансовым кризисом с 8 июля 1998 г. ломбардные кредиты предоставлялись на срок до 7 календарных дней включительно посредством кредитных аукционов.

Принятые к аукциону заявки банков ранжировались по уровню предложенной банками процентной ставки, начиная с максимальной. Окончательное решение о ставке отсечения и объеме ломбардных кредитов принимал Кредитный комитет Банка России после получения и анализа заявок банков на получение кредита. Ломбардные кредитные аукционы проводились двумя способами:

а) «американским», при котором удовлетворенные заявки удовлетворялись по процентным ставкам, предлагаемым банками в заявках (они были равны или превышали ставку отсечения);

б) «голландским», при котором все удовлетворенные заявки удовлетворялись по ставке отсечения, устанавливаемой Банком России по результатам аукциона.

При неисполнении банком обязательств по возврату кредита Банка России и уплате процентов по нему отсрочка платежа не производилась и Банк России начинал процедуру реализации заложенных ценных бумаг. Кроме того, банки уплачивали пени за каждый календарный день просрочки в размере 0,3 ставки рефинансирования Банка России на установленную дату исполнения обязательства, деленной на число дней в текущем году (365 или 366). За счет выручки от реализации заложенных, ценных бумаг возмещались в первую очередь расходы Банка России по реализации этих бумаг, затем – задолженность банков по кредиту и процентам и в последнюю очередь – суммы пеней за неисполнение обязательств.

Депозитные операции. Это операции по привлечению в депозиты (вклады) средств банков. Они позволяют Банку России привлекать временно свободные денежные средства банков и тем самым нейтрализовать их возможное давление на валютный рынок.

В 1999 г. Банк России начал привлекать денежные средства банков РФ на более длительные сроки – на 1 – 3 месяца. С августа 1999 г. Банк России начал проводить депозитные операции «спот» с датой привлечения депозита: «спот – некст», «спот – 1 неделя», «спот - 2 недели». С ноября 1999 г. Банк России приступил к проведению депозитных аукционов со сроками депозитов 1 неделя, 2 недели и 1 месяц.

Валютное регулирование осуществлялось с помощью валютной интервенции, под которой понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля, суммарной спрос и предложение валюты. Если спрос на валюту был больше предложения, то Банк России продавал валюту из своих золотовалютных резервов.

Если предложение валюты превышало спрос, то Банк России покупал валюту. Эти операции стали возможны благодаря значительным накоплениям валютных ресурсов у Банка России. Валютные резервы должны соответствовать мировому уровню, равному финансированию трехмесячных объемов импорта.

Новым методом регулирования валютного курса стало введение с мая 1995г. фиксированного валютного коридора. Основная его цель - дедолларизация экономики, стабилизация курса рубля, поддержка отечественных производителей-экспортеров. На начало 1997 г. валютный коридор составлял 5500 – 6100 руб., на конец года – 5750 - 6350 руб. за один доллар, с августа 1998 г. валютный коридор был расширен до 9,5 руб., однако в связи с обострением финансового кризиса удержать курс рубля в рамках валютного коридора не удалось. Отток иностранного капитала с рынка государственных ценных бумаг привел к резкому сокращению золотовалютных резервов Банка России и, как следствие, к отказу от валютных интервенций. Был совершен переход к режиму плавающего валютного курса.

Установление ориентиров роста денежной массы. Банк России устанавливал минимальные и максимальные границы прироста денежной массы на контрольный срок (таргетирование). Начиная с 1995 г., Банк России устанавливал ежегодно две промежуточные цели - предельные темпы прироста М2 и предельные границы девальвации обменного курса рубля на доллары США.

Прямые количественные ограничения – установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. В качестве примера можно привести выдачу ломбардных, внутридневных и однодневных расчетных кредитов Банком России коммерческим банкам в пределах установленного лимита. Другим примером могут служить ограничения на проведение валютных операций. Валютные операции могут производить только уполномоченные банки, получившие от Банка России лицензию на проведение таких операций. При этом различают три типа лицензий: генеральные, расширенные и внутренние. Генеральная лицензия дает право проводить валютные операции на внутреннем и мировом рынках, открывать корреспондентские счета в иностранных банках без ограничения их количества. Расширенная лицензия дает право иметь корреспондентские отношения с шестью иностранными банками и бывшими заграничными банками СССР (Московским народным банком в Лондоне, Эйробанком в Париже и др.). Внутренняя лицензия дает право работать на внутреннем валютном рынке и выходить на внешний рынок при условии открытия корреспондентских счетов в любом другом банке, имеющем генеральную лицензию.

Помимо основных методов регулирования существуютвторостепенные методы.

Предписываемая законом маржа – минимальный процент первоначального взноса за ценные бумаги за счет собственных средств инвестора. Покупка ценных бумаг в кредит опасна, так как в нее вовлекаются банки. Поэтому во всех странах сделки с ценными бумагами в кредит строго регулируются. В России минимальная маржа установлена Инструкцией Министерства финансов РФ «О правилах совершения и регистрации сделок с ценными бумагами» от 6 июня 1992 г. № 53. Она составляет 50% общей стоимости приобретенных ценных бумаг.

Потребительский кредит – продажа товаров в кредит. Если она ограничивается, то уменьшается количество денег в обращении. Если продажа растет, то увеличивается масса денег в обращении.

Вследствие низких доходов населения развитие потребитель­ского кредита в России возможно только при определенном подъеме уровня доходов. В настоящее время развитие такого кредита является перспективным направлением в деятельности банков, которые ищут новые сферы приложения капитала. Использование этого метода ограничивается отсутствием инфраструктуры, законодательной базы, высоким уровнем кредитного риска. Несмотря на это, потребительский кредит является стимулом экономического роста, активизации совокупного спроса.

Увещевание. Это когда Банк России дает рекомендации юридическим и физическим лицам, банкам.

Когда и какие из вышеназванных мер используются? Если необходимо увеличить количество денег в обращении, то Банк России скупает ценные бумаги, снижает нормы обязательных резервов, уменьшает ставку рефинансирования и т. д. Такая политика получила название политики дешевых денег. В условиях же инфляции, когда необходимо уменьшить количество денег в обращении. Банк России продает ценные бумаги, увеличивает нормы обязательных резервов, повышает ставку рефинансирования и т. д. Такая политика называется политикой дорогих денег.

Согласно закону, Центральный банк разрабатывает и проводит во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единую государственную денежно-кредитную политику. При этом он задает основное направление экономической политики Правительства РФ и использует экономические рычаги для регулирования денежной массы в обращении и направления е в соответствующие сферы экономики О.Г. Семенюта Основы банковского дела - с. 72.

Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Центрального банка являются:

  • - процентные ставки по операциям Банка России;
  • - нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования). Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% обязательств кредитной организации и могут быть дифференцированными для различных кредитных организаций. Нормативы обязательных резервов не могут быть единовременно изменены боле чем на пять пунктов;
  • - операции на открытом рынке (купля-продажа Банком России казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг, краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением поздне обратной сделки);
  • - рефинансирование банков (кредитование Банком России банков, в том числе учет и переучет векселей);
  • - валютное регулирование (купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег);
  • - установление ориентиров роста денежной массы;
  • - прямые количественные ограничения (установление лимитов на рефинансирование банков и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций).

Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое Центральным банком, является одним из элементов экономической политики государства и представляет собой совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов. Оно нацелено на достижение стабильного экономического роста, низкого уровня инфляции и безработицы. В законах о Центральных банках особо подчеркивается их ответственность за стабильность денежного обращения и курса национальной валюты.

Осуществляя денежно-кредитную политику, Центральный Банк, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь боле глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом.

В основе денежно-кредитной политики лежит теория денег, изучающая, в частности, процесс воздействия денег и денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом. В современных условиях государства с рыночными моделями экономики используют одну из двух концепций денежно-кредитной политики:

  • - политика кредитной экспансии, или «дешевых» денег;
  • - политика кредитной рестрикции, или «дорогих» денег.

Кредитная экспансия Центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдаваемых кредитов повышают общую массу денег в обращении. Кредитная рестрикция влечет за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым по насыщению экономики деньгами.

Разработка денежно-кредитной политики Банком России проводится в соответствии со ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России ежегодно не поздне 26 августа представляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не поздне 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект представляется Президенту и Правительству России.

Государственная дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и выносит соответствующе решение не поздне принятия Государственной думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Тем самым достигается единство целей проведения денежно-кредитной и финансовой политики.

Денежно-кредитная политика осуществляется с помощью определенных методов и инструментов.

Методы денежно-кредитной политики - это совокупность приемов и операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики - Центральный банк как государственной орган денежно-кредитного регулирования и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики - воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.

Современная система методов денежно-кредитной политики столь же разнообразна, как и сама денежно-кредитная политика. Классификацию методов денежно-кредитной политики можно проводить по различным признакам.

Прямое и косвенное регулирование денежно-кредитной сферы.

В рамках денежно-кредитной политики применяются методы прямого и косвенного регулирования денежно-кредитной сферы. Прямые методы имеют характер административных мер в форме различных директив Центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке. Реализация этих мер дает наиболе быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за ценой или максимальным объемом депозитов и кредитов, особенно в условиях экономического кризиса. Однако со временем прямые методы воздействия в случае «неблагоприятного» с точки зрения хозяйствующих субъектов воздействия на их деятельность могут вызвать перелив, отток финансовых ресурсов в «теневую экономику» или за рубеж.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной сферы воздействуют на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов с помощью рыночных механизмов. Естественно, что эффективность использования косвенных методов регулирования тесно связана со степенью развития денежного рынка. В переходных экономиках, особенно на первых этапах преобразований, используются как прямые, так и косвенные инструменты с постепенным вытеснением первых вторыми.

Общие и селективные методы денежно-кредитного регулирования

Помимо деления методов денежно-кредитного регулирования на прямые и косвенные различают также общие и селективные методы осуществления денежно-кредитной политики Центрального банка.

Общие методы являются преимущественно косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и имеют в основном директивный характер. Их назначение связано с решением частных задач, таких, например, как ограничение выдачи ссуд некоторыми банками или ограничение выдачи отдельных видов ссуд, рефинансирование на льготных условиях отдельных коммерческих банков и т.д. Используя селективные методы, Центральный банк сохраняет за собой функции централизованного перераспределения кредитных ресурсов. Подобные функции несвойственны Центральным банкам стран с рыночной экономикой. Применение в практике Центральных банков селективных методов воздействия на деятельность коммерческих банков типично для экономической политики, проводимой на стадии циклического спада, в условиях резкого нарушения пропорций воспроизводства.

Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.

Таким образом, негативные последствия прямых методов денежно-кредитной политики зачастую превалируют над преимуществом их применения в условиях рынка, поскольку деформируют рыночный механизм.

Поэтому Центральные банки стран с развитой рыночной экономикой практически отказались от прямых методов денежно-кредитной политики и прибегают к ним в исключительных случаях, когда необходимо принять «быстрые меры реагирования», например, в условиях резкого развития экономического кризиса.

Практика формирования рыночной экономики и е развития доказали низкую эффективность прямых методов денежно-кредитной политики. Как следствие, происходит повсеместное вытеснение прямых методов денежно-кредитной политики косвенными.

Выбор типа проводимой денежно-кредитной политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и проявлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой мере дестабилизация денежного оборота вызвана «чисто» денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами.

Воздействие субъектов денежно-кредитной политики на е объекты осуществляется с помощью набора специфических инструментов. Под инструментами денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия Центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

В Федеральном законе «О Центральном Банке Российской Федерации» (ст. 35) определены основные инструменты денежно-кредитной политики:

  • 1. Операции на открытом рынке.
  • 2. Нормативы обязательных резервов депонируемых в ЦБ (резервные требования).
  • 3. Процентные ставки по операциям Центрального Банка.
  • 4. Рефинансирование кредитных организаций.
  • 5. Валютные интервенции.
  • 6. Установление ориентиров роста денежной массы.
  • 7. Прямые количественные ограничения.
Loading...Loading...