§4. Инструменты экономической политики государства

Цель изучения темы

Усвоить особенности институциональных основ экономической политики государства.

Основные вопросы

1. Государственные институты экономической власти.

2. Институциональные факторы государственного управления экономикой.

3. Институционально-правовое обеспечение трансформации экономики Украины.

Программная аннотация

Институционализм как вызов времени. Возрастание роли институциональных факторов экономического развития. Трансформация значения и роли личностных факторов производства. Методологические аспекты институциональных факторов экономического развития. Институциональный подход к изучению экономики. Институциональные аспекты трансформации постсоциалистической экономики. Модификация функций государства под влиянием институциональных факторов. Механизм влияния институциональных факторов на экономическую политику. Взаимосвязь экономических отношений и юридических принципов. Институционально-правовое обеспечение трансформации украинской экономики. Экономическая стратегия и тактика. Выбор экономической модели развития Украины.

Государственные институты экономической власти

Переход от директивной экономики к рыночным основам хозяйствования и анализ основных направлений институциональных преобразований доказывает, что как в первом, так и во втором случаях крайне необходимо государственное регулирование этими процессами. Тем более, что речь идет о формировании новых институтов и изменения в самой государственной власти. их функционирование должно быть проанализированным при рыночных отношений, а влияние государства - через определенные институты: государственная собственность, государственное регулирование, социальные институты, контроль негосударственного сектора экономики, государственный бюджет, региональные бюджеты, внешнеэкономическая деятельность. Анализ предполагает выявление положительных и отрицательных признаков влияния на экономику, также оснований и условий формирования новых институтов власти - государственной или смешанной формы существования.

Исходя из принципиальной позиции о роли государства в современной экономике, следует считать, что государство имеет собственные институты, через которые осуществляет свою экономическую власть. К таким институтам можно отнести:

o институт государственной собственности, составляет государственный сектор экономики и обеспечивает гарантии собственного предпринимательства;

o институт государственного регулирования экономики, который распространяет свое влияние и на негосударственные структуры в едином механизме с рыночными рычагами регулирования;

o институт контроля, в том числе негосударственного сектора экономики;

o институт налоговой системы и фискальной политики, концентрирует государственный бюджет; муниципальные органы власти, которые осуществляют экономическую власть через структуру подчинения;

o институт муниципальной (региональной) власти;

o институт внешнеэкономической деятельности;

o институт социальной сферы;

o институт политической и идеологической власти, который обеспечивает как правовое поле экономической власти, так и идеологическое толкование политико-экономических действий государства;

o институт информации - по крайней мере то, что монополизирует определенную информацию.

Правомерность такого подхода следует признать хотя бы в том, что на самом деле власти этих институтов является довольно ощутимой. Во-первых, нельзя отрицать растущее влияние государства на современное экономическое жизни, чего не отрицают даже неоклассики. Во-вторых, наряду с признаками усиления регулирующей роли государства все углубляется предпринимательская деятельность государства, которая на сегодня не ограничивается только так называемыми общественными товарами. В-третьих, политическая власть в последнее время, в том числе в Украине, все настойчивее вмешивается в экономическую жизнь. В-четвертых, внешнеэкономические отношения все больше подчиняются государству как едва ли не единственному органу их регулирования и контролю.29 Каждый из указанных направлений экономической деятельности государства в современных условиях приобретает статус институциональных. Такую позицию можно представить схемой (рис. 4.1).

Рис. 4.1.

Из рисунка видно, что действия государства по различным направлениям осуществления ее власти может свидетельствовать о формировании определенных институтов, которые усиливают свою значимость на пути к постиндустриальному обществу. Попробуем рассмотреть подробнее указанные институты экономической власти государства.

Первая институциональная единица - государственный сектор экономики, на основе формационного подхода рассматривается историческая логика создания государственной собственности, расширение ее сферы, а на основе цивилизационного подхода раскрывается содержание современных концепций государственной собственности и дальнейшая ее эволюция в направлении формирования корпоративной собственности. Здесь же следует добавить, что государственная собственность реализует себя только в рамках государственного сектора экономики.

Формирование института государственного сектора в Украине можно отслеживать по следующим причинам. Во-первых, генетической причиной, поскольку предыдущая экономическая структура была сформирована на принципах почти полного ее огосударствления. Во-вторых, обратным процессом отвержения экономической роли государства на начальном этапе перехода к рыночным отношениям хозяйствования. В-третьих, одновременным разрушением даже тех государственных институтов, которые по определению должны быть государственными.

Однако современное развитие экономических систем требует все большей централизации ресурсов и управления ими, по крайней мере по потребностям национальной и экономической безопасности страны, ее обороноспособности, устойчивой социальной сферы, повышением эффективности хозяйствования. Именно эти процессы проявляются в необходимости обеспечения действия рычагов предсказания и ослабление экономических кризисов, сглаживание циклического характера экономического развития, ликвидации так называемых «провалов рынка». Главной целью существования и функционирования государственного сектора экономики должны быть социально-экономическая эффективность и повышение благосостояния населения.

Таким образом, существование государственного сектора экономики может быть признано объективным процессом современности, поскольку, во-первых, влияние рыночной среды на государственный сектор неизбежно, во-вторых, развитие государственного сектора должно происходить в направлении формирования системы образования, здравоохранения, культуры и искусства, социального страхования и т.п., в-третьих, денежно-кредитная и налоговая системы, бюджетная и фискальная политика в основном являются прерогативой государства, однако, рыночные отношения накладывают свой отпечаток и на них. Таким образом, особенности функционирования государственного сектора в рыночной среде обусловлено как наличием двухсекторной структуры национальной экономики, так и общемировым опытом деятельности государственных предприятий и других государственных институтов.

Институт государственной власти как регулирование экономики рассматривается исходя из того, что факт объединения в едином механизме регулирования экономики государственных и рыночных рычагов является доказанным. Главной задачей регулирования является установление пропорциональности, сбалансированности экономического развития. Поскольку в современных условиях такого сбалансирования можно достичь только сосуществованием рынка и государственной экономической политики, то следует отметить, что при этом должна председательствовать государство, поскольку именно государству принадлежит создавать такой институт власти, который был бы в состоянии быстро реагировать на проблемы, что непременно происходят в экономике и находить способы их преодоления.

Если институт по принятому определению совокупности формальных, фиксированных в праве, так и неформальных, фиксированных в обычаях, традициях, границ (рамок), которые структурируют взаимоотношения индивидов в экономическом социальном и политической среде, то именно совокупность методов и рычагов регулирования действий экономических субъектов со стороны государства можно считать определенным институтом. И поскольку речь идет, с одной стороны, об экономике (объект регулирования), а с другой - о государстве (субъект регулирования) в определенном их составлении, то это и есть государственный институт экономической власти.

Осуществление государственного контроля как в государственном, так и в негосударственном секторах экономики является доказанным фактом. Об этом может свидетельствовать даже не наличие органов контроля во всех странах мира, а объективность их функционирования и в рыночных условиях хозяйствования. В Украине сложилась определенная система государственного контроля деятельности различных сфер экономики, которую осуществляют несколько специально созданных органов с собственными полномочиями.

Государственный институт социальной сферы может быть рассмотрен под тем углом зрения, что каждое общество требует так называемого социального регулирования, под которым обычно понимают обеспечения социальной справедливости и социальной безопасности населения страны. В круг направлений государственной деятельности в этой сфере следует включить такие главные, как обеспечение каждому трудоспособному члену общества места работы и достойной оплаты труда, заботу о неработоспособное населения.

Очевидно и уникальным Институтом экономической власти государства является государственный бюджет. Он представляет собой комплекс, впитывает соотношение интересов различных социальных слоев населения страны, поскольку расходы государственного бюджета выполняют функции экономического, социального и политического регулирования общественных отношений. Главной целью бюджетной политики по определению является стабилизация, закрепления и приспособления экономической политики к меняющимся условиям. Исходя из этого, конкретными целями расходной части бюджета должны быть обеспечение социальных статей бюджета, которые призваны смягчить значительную дифференциацию социальных слоев населения по доходам; дотации отдельным сферам экономики; расходы на обороноспособность страны; оптимальное обеспечение административно-управленческого аппарата; расходы, связанные с возмещением внутреннего и внешнего государственного долга. Важное значение имеет и доходная часть бюджета, главным инструментом наполнения которой являются налоги. Фискальная политика государства, которая должна, с одной стороны, обеспечить финансирование государственных расходов, с другой - служить инструментом регулирования экономики, то есть она является одновременно таким механизмом, который существенно влияет на поведение всех субъектов хозяйственной деятельности. Любое государство уделяет тщательное внимание именно налоговой системе страны. Значительную роль играет механизм соотношения фискальной и трансфертной политики, строится на основании бюджета, в перераспределении ВВП с целью повышения эффективности всей национальной экономики.

Дальнейший анализ государственных институтов экономической власти обнаруживает еще один из них - власть муниципальную (местную, региональную). Тот вопрос, можно ли ее считать, должно решаться в зависимости от того, как построена система ее подчинения центральным органам власти и как построена система местного самоуправления. Если местные власти довольно широкий диапазон собственных действий по поводу регулирования экономики региона, то действительно она превращается в определенный институт экономической власти.

Одним из главных факторов, влияющих на статус муниципальной власти, являются финансовые ресурсы, которыми она может распоряжаться в регионе. На сегодняшний день не прекращаются споры по поводу того, какую часть аккумулированных регионом ресурсов следует перечислять в государственный бюджет, а какую оставлять в регионе. Они ведутся именно за то, имеет местная власть стать институтом экономической власти. В основу расчетов должно быть положено место и роль того или иного региона в экономике страны. Таким образом, если рассматривать государственные институты экономической власти в комплексе, то не следует исключать и такой из них, как муниципальные власти, даже тогда, когда она еще не представляет собой институт, а он только формируется.

Внешнеэкономическая политика государства может рассматриваться как институт ее экономической власти при любых условиях - существование государственной монополии на нее или замены ее только государственным контролем. Дело в том, что практически все государственные рычаги влияния на экономический процесс страны существенно влияют и на внешнеэкономические ее связи, в частности налоговая система, изменения учетной ставки, льготы по инвестированию и тому подобное. Во-первых, от них зависит инвестиционный климат в стране; во-вторых, экспортно-импортные операции должны способствовать производству отечественных товаров и услуг, движения национального капитала, эффективному использованию научно-технической продукции; в-третьих, таможенная политика, которая должна быть направлена на социально-экономическую целесообразность внешнеэкономических звьязкив.30

Возникает вопрос об информационных ресурсах. Исследователи этой проблемы считают, что уже сейчас те, кто владеет информационными и телекоммуникационными технологиями, приобретают возможностей контроля над всем обществом. Поэтому роль государства значительно возрастает, по крайней мере по таким основным направлениям, как привлечение материальных, финансовых и кадровых ресурсов в информационное производство; законодательное регулирование всех вопросов, связанных с информацией; развитие международного информационного обмена и сотрудничества. Так что можно предположить, что и в данном направлении может сформироваться отдельный институт экономической власти.

Последняя составляющая предлагаемой схемы государственных институтов экономической власти - политическая власть и государственная идеология. Напомним, что вопрос соотношения экономики и политики является таким, которое дискутировался до сих пор дискутируется в экономической теории, по крайней мере по поводу того, что здесь является приоритетом. Можно эти связи представить такой схеме (рис. 4.2)?

Рис. 4.2.

Доказано, что экономическая жизнь страны невозможно без определенной политической организации общества, которую воплощает в себе именно государство. Однако действие объективных экономических законов не может быть отменена никакими правовыми актами того или иного государства - последняя способна или способствовать созданию условий их действия, или же сдерживать этот процесс.

Таким образом, рассмотрены проблемы государственных институтов экономической власти предоставляют основания для следующих выводов. В современных условиях развития национальной экономики рыночного (смешанного) типа актуальна проблема экономической власти. В структуре ее институтов главное значение приобретает власть государства, имеет собственные институты осуществления (реализации) экономической власти, соответствует процессу формирования институциональной экономики и ее социализации. Этот подход к анализу экономической власти государства выявил следующие ее институты, как государственный сектор экономики, ее государственное регулирование, государственный контроль, социальная сфера, государственный бюджет, муниципальные власти, внешнеэкономическая деятельность и таможенный контроль, информатизация общества, политическая власть.

Каждый из этих институтов экономической власти государства по-разному влияет на социально-экономическое положение страны, но все они находятся во взаимодействии. Государственный сектор и государственная экономическая политика оказывают на нее более существенное влияние, чем местные власти.

Самым весомым институтом экономической власти государства следует считать государственный бюджет, поскольку именно он выступает действенным механизмом перераспределения ВВП в интересах развития всей национальной экономики и роста жизненного уровня населения страны. Основой этого механизма является оптимальное соотношение фискальной и трансфертной политики государства. Существенное влияние на национальную экономику, ее структуру и тенденции осуществляет политическая власть. Политическая власть государства основана на взаимосвязи ДЕЙСТВИЯ экономических законов и субъективных действий правительства, так и выступает в системе экономической власти государства как отдельный ее институт.

2. Инструменты государственной экономической политики

Инструменты экономической политики государства выбираются в зависимости от ее целей. Макроэкономические цели современных государств многогранны, поэтому и воздействие государства на экономику осуществляется с помощью разных инструментов. Причем такое воздействие государства может быть как прямым, так и косвенным. Прямое воздействие подразумевает участие государства в производственном процессе, а косвенное – предполагает использование финансовой системы. Таким образом, ключевыми инструментами государственной экономической политики являются бюджетно-налоговая и кредитно-денежная политика.

В фискальной политике основным инструментом воздействия государства на экономику является государственный бюджет. Его действенность в данном ключе основана на таких категориях, как доходы и поступления. Рассмотрим подробнее структуру бюджета как инструмента государственного управления экономикой. К бюджету относят:

1) налоги, акцизы, таможенные пошлины и т. п. (как правило, эта категория составляет около 80–85 % от всех доходов бюджета);

2) доходы от государственной собственности (удельный вес составляет обычно 7-10 %);

3) прирост поступлений из фондов социального страхования и пенсионного фонда (или создание общественного долга – около 7 %);

4) другие доходы.

Расходы бюджета включают в себя:

1) трансферты (выплаты на здравоохранение, образование и т. п.) и субсидии. Причем, как правило, эта категория составляет около 50 % всех расходов;

2) развитие конъюнктуры рынка и стимулирование экономического роста. Данная статья расходов составляет около 12 % и включает в себя инвестиции в аграрный сектор и целевые программы, дотации предприятиям и т. п.;

4) другие расходы.

Итак, из рассмотренной структуры видно, что государственный бюджет как инструмент регулирования экономики может участвовать в управлении социально-экономическими процессами перераспределения и централизации финансовых ресурсов, стимулирования производства и контроля финансового состояния государства.

В целом же бюджетно-налоговые инструменты экономической политики государства помогают обеспечивать полную занятость и производство неинфляционного ВВП. Это делается посредством изменения государственных расходов и налогов.

Налогообложение, являясь инструментом фискальной политики государства, влияет как на получателя средств – государство, так и на граждан, предприятия и учреждения страны, т. е. налогоплательщиков. Поэтому действие налогообложения в системе государственного регулирования основано на следующих принципах.

1. Принцип получения благ. Экономические агенты, такие как предприниматели, могут приобрести товары и услуги, предоставляемые им государством, так же как и остальные товары. То есть когда предприниматель получает доход от предоставленных государством товаров или услуг, он обязывается уплачивать налоги, обеспечивающие финансирование производства данных товаров и услуг.

Такими товарами или услугами могут быть сырье, принадлежащее государству, энергия и т. д. Кроме того, речь здесь может идти о юридических услугах или услугах правоохранительных органов, ведь, пользуясь ими, экономические агенты должны посредством уплаты налогов поддерживать их содержание.

2. Принцип платежеспособности. Налоги должны взиматься с тех, в чьем распоряжении есть определенный доход и благосостояние. К тому же граждане или предприниматели, обладающие высокими доходами, должны платить более высокие налоги, чем экономические агенты с более низким благосостоянием. Таким образом, тяжесть налогов распределяется. Это необходимо, так как для граждан с небольшим доходом каждый рубль дороже, чем для более обеспеченных, т. е. с помощью данного принципа соблюдается определенный морально-этический баланс в налогообложении и отчасти в перераспределении доходов.

Итак, используя рассмотренные инструменты, фискальная политика может быть стимулирующей, когда увеличение расходов государства и снижение налогов способствует преодолению циклического спада в экономике, или ограничительной, если снижение государственных расходов и повышение налогов определяет снижение циклического подъема.

Действие же инструментов кредитно-денежной политики помогает регулировать совокупный объем производства, занятость и уровень цен посредством изменения денежного предложения. Здесь главными инструментами Центрального банка в регулировании предложения денег являются :

1) ставка рефинансирования – это учетная ставка процента, при повышении которой объем займов у Центрального банка снижается, уменьшаются операции остальных (коммерческих) банков, они получают кредит дороже и из-за этого повышают собственные ставки по ссудам. Таким образом, общее предложение денег в экономике страны снижается;

2) норма обязательных резервов. Состояние экономики регулируется посредством ее изменения;

3) операции на открытом рынке. Купля-продажа Центробанком государственных ценных бумаг также обусловливает изменение денежной массы в стране. Например, если Центральный банк купит ценные бумаги у коммерческого банка, сумма на его резервном счете возрастет, и тогда начинает действовать мультипликатор расширения денежной массы. Здесь важно помнить, что объем расширения денежной массы зависит от того, как ее прирост распределится по депозитам и на наличные. Соответственно при продаже Центробанком ценных бумаг произойдет обратный процесс.

Таким образом, с помощью данных инструментов кредитно-денежной политики государство может контролировать поток денежной массы, регулировать инфляцию и управлять спросом.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Деньги. Кредит. Банки [Ответы на экзаменационные билеты] автора Варламова Татьяна Петровна

23. Современные инструменты и методы денежно-кредитной политики Обычно выделяют три основных инструмента.1. Операции на открытом рынке, т. е. на рынке казначейских ценных бумаг.2. Политику учетной ставки, т. е. регулирование процента по займам коммерческих банков у

Из книги Банковское право автора Кузнецова Инна Александровна

23. Организация и осуществление Банком России единой государственной денежно-кредитной политики Денежно-кредитная политика– это комплекс мер государственного воздействия, приемов и инструментов, направленных и использующихся для повышения эффективности

Из книги Банковское дело. Шпаргалки автора Кановская Мария Борисовна

12. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики Основные инструменты и методы денежно-кредитной политики ЦБ РФ: Процентные ставки по операциям ЦБ РФ. ЦБ РФ может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций

Из книги Деньги. Кредит. Банки: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

45. Инструменты и методы денежно-кредитной политики Под инструментами денежно-кредитной политики экономисты понимают операции и способы, при помощи которых ЦБ может изменять банковские резервы, денежную массу и объемы кредитования экономики.Инструменты:1) Операции на

Из книги Инновационный менеджмент: учебное пособие автора Мухамедьяров А. М.

7.1. Формирование государственной инновационной политики и ее основные направления Государственная инновационная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое

Из книги Ценообразование автора Якорева А С

50. Основные направления государственной ценовой политики в России Основные направления государственной ценовой политики в России на ближайший период установлены Указом Президента РФ «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» и

Из книги Невоенные рычаги внешней политики России. Региональные и глобальные механизмы автора Коллектив авторов

Глава 4 Экономические инструменты внешней политики 4.1. достижение политических целей экономическими методамиСтратегическое лидерство, реализуемое государством в таких областях, как валютно-финансовая система и внешняя торговля, позволяют ему не только обогащаться, но

Из книги Экономическая теория. автора Маховикова Галина Афанасьевна

Лекция 13 Тема: ЦЕЛИ И ИНСТРУМЕНТЫ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ. НАЦИОНАЛЬНОЕ СЧЕТОВОДСТВО Изучению макроэкономических проблем посвящено 9 лекций (с 13-й по 21-ю).В лекции 13 рассматриваются: роль и значение макроанализа; система макроэкономических

Из книги Механизмы и методы регулирования в условиях перехода к инновационному развитию автора Автор неизвестен

2.5. Направления государственной политики поддержки инновационной деятельности Опыт наиболее развитых стран показывает, что в деле успешного перехода на инновационный путь развития важнейшую роль играет активная государственная инновационная политика.

Из книги Механизмы и методы регулирования в условиях преодоления кризиса автора Автор неизвестен

6.9. Направления государственной антикризисной политики Вторая половина 2008 года ознаменовалась глобальными потрясениями мировой экономической системы. Экономический кризис, зародившийся в США в сфере ипотечного кредитования, охватил затем в целом американскую

Из книги АГОНИЯ ЛИБЕРАЛИЗМА автора Городников Сергей

1. КРИЗИС ЛИБЕРАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ Чтобы увидеть главные противоречия текущего положения вещей в России, надо ясно понимать сущность нынешней власти, власти режима диктатуры крупных коммерческих интересов. Она зародилась в 90-е годы ХХ века, при президенте

автора Диксон Питер Р.

Положительные стороны государственной политики В то время как законы и объем подлежащей обработке документации могут подорвать инициативу, правительственная политика в целом положительно влияет на деловые отношения. Пример на стр. 193 содержит общее описание

Из книги Управление маркетингом автора Диксон Питер Р.

Примеры государственной политики по поддержке предпринимательства 1. Защитные тарифы, субсидии и налоговые льготы. Американцы гордятся тем, что живут в условиях свободной рыночной системы, хотя около 30% рынков-™ в США находятся под защитой тарифов и импортных квот. Еще

Из книги Налоговый менеджмент автора Барулин С В

3. Виды государственной налоговой политики и приоритеты ее развития в России Эффективность государственного налогового менеджмента во многом зависит от типа принятой налоговой политики. Отсюда – важность вопроса типизации или видовой классификации налоговой

Из книги Международные экономические отношения: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Общество: государственность и семья автора СССР Внутренний Предиктор

4. О принципах государственной политики поддержки и социальной защищённости личности и семьи С началом формирования систем социального обеспечения в первой половине ХХ века во многих странах они превратились в фактор опасности для самого общества, поскольку в

Экономическая политика - это совокупность определенных мер, принимаемых государственными властями, которые способствуют реализации разнообразных экономических решений на уровне макроэкономики. Проведение экономической политики государством направлено на достижение определенных целей, которые играют важную роль для общества. Основные направления экономической политики зависят от экономического состояния государства на данный момент. Эти экономические направления должны быть основами для принятия решений. При любом способе государственного воздействия на экономику страны прослеживается стремление реализации экономических целей в быстрые сроки и при наименьших затратах.

Проведение экономической политики удается только при реализации согласованных и правильных мер и действий, которые создают систему влияния государства на экономику страны. Влияние государства на экономику является противоречивым. Это воздействие может положительно повлиять на рыночный механизм, например, разрешить экономические споры и защищать права собственности, так и отрицательно. Отрицательное воздействие прослеживается в нарушении баланса в рыночном механизме и возникновение противоречий. Многие страны предпочитают смешанный тип экономики, при котором возможно небольшое влияние государства (например, проведение налоговой и денежно-кредитной политики, антимонопольные меры) при малом вмешательстве в рыночный механизм.

Методы прямого и косвенного воздействия

Обычно специалисты выделяют несколько типов классификации способов проведение экономической политики государством. Эти классификации зависят от характеристик, по которым идет определение. Способы реализации экономической политики делятся на меры косвенного и прямого воздействия на экономику государства.

Методы прямого влияния - это способ государственного воздействия, при котором экономические решения должны быть основаны на постановлениях законодательных органов или правительства. К таким методам относятся закон о налогах, операции, связанные с государственным бюджетом и другие. Главным достоинством методов прямого воздействия является скорость и точность при достижении результата. Недостатком таких методов считается нарушение свободной работы механизма рынка, что в результате может привести к нарушению пропорций в макроэкономике.

Методы косвенного влияния заключаются в том, что государство не может прямо вмешиваться в экономическую систему. Государство может установить границы экономических решений и создать предписания, которые будут напоминать о том, что при принятии решений, которые касаются экономики, лучше всего соответствовать направлениям экономической политики.

Главным достоинством косвенного влияния считается отсутствие вмешательства в механизм рынка, что не создает нарушения пропорций в макроэкономике. К недостаткам можно отнести долгое время восприятия и реализации решений правительства и результатов политики.

Административные, экономические, институциональные методы

Одной из важных классификаций способов государственного воздействия считается классификация по организационно-институциональному критерию. К основным типам классификации относят административные, институциональные и экономические способы политики государства.

Административные меры основываются на правовой инфраструктуре. Административные методы направлены на обеспечение и поддержание стабильной правовой общественной среды, защиту среды конкуренции, защиту прав собственности, поддержание возможности свободного экономического выбора и так далее.

Административные меры делятся на запретительные, разрешительные и принудительные меры.

Экономические меры представляют собой воздействие государства на экономику с помощью определенных рычагов. К этим мерам относят влияние на формирование спроса и предложения, уровень централизации бюджета, формирование экономических структур и основ.

К экономическим мерам можно отнести денежную (финансовую) политику (особенно бюджетно-налоговую политику), планирование макроэкономики и экономические прогнозы, денежно-кредитную политику (монетарную).

К институциональным методам влияния относят такое государственное воздействие, при котором обеспечивается развитие, поддержание и появление основных институтов общества. К таким институтам относят институт права, институт собственности и другие.

Сущность экономической политики государства

Определение 1

Экономическая политика представляет собой комплекс мер и действий правительства по выбору и осуществлению различных экономических решений на макроуровне. Реализация государственной экономической политики (в идеале) всегда направлена на достижение социально значимых целей. Сами же цели экономической политики государства определяются состоянием экономики страны на тот или иной момент.

Реализация государственной экономической политики возможна лишь при использовании согласованных и рациональных инструментов, мер, которые, в своей совокупности образуют механизм государственного воздействия на национальную экономику.

Методы прямого и косвенного воздействия

Существуют различные варианты классификации методов государственной экономической политики (в зависимости от выбранных критериев). Так, в частности, методы экономической политики государства часто разделяют на меры прямого и косвенного влияния на экономическую систему.

Методы прямого влияния подразумевают такое государственное регулирование, при котором субъекты хозяйствования вынуждены прибегать к решениям, которые основываются не на самостоятельном выборе, а на предписаниях правительства и законодательных органов (например, налоговое законодательство, правила начисления амортизации, бюджетные процедуры, связанные с государственными заказами и инвестициям и т. д.). Неоспоримым преимуществом прямых методов воздействия на экономику можно назвать высокую оперативность достижения результата. Тем не менее, у подобного рода методов есть довольно существенный недостаток – вмешательство в естественную работу рыночного механизма, что впоследствии часто становится причиной макроэкономических диспропорций.

Суть методов косвенного влияния состоит в том, что государство прямым образом не оказывает влияния на решения, принимаемые экономическими агентами, а лишь создает основы, предпосылки для того, чтобы субъекты хозяйствования, осуществляя вполне самостоятельный, свободный выбор, отдавали предпочтение вариантам, наиболее соответствующим целям экономической политики.

Основное преимущество косвенных методов состоит в том, что они кардинально не влияют на работу рыночного механизма и, таким образом, не создают резких дисбалансов и нарушений макроэкономического равновесия. Существенным недостатком методов косвенного воздействия можно считать определенный временной лаг, который наблюдается между принятием правительством тех или иных мер, восприятием их экономической системой и полученными конечными результатами.

Административные, экономические, институциональные методы

Существует и другая, не менее популярная классификация методов государственного регулирования. Итак, по организационно-институциональному критерию, меры государственного воздействия на экономику подразделяются на:

  • административные
  • экономические
  • институциональные.

В основе всей совокупности административных мер государственного регулирования экономики лежит правовая инфраструктура. Основная функция административных мер заключается в обеспечении стабильной, основанной на праве, социальной среды. В частности, административные меры направлены на:

  • защиту конкурентной среды
  • сохранение и защиту прав собственности
  • обеспечение гражданам возможностей свободного принятия экономических решений и т. д.

Административные меры, в свою очередь, можно подразделить на запретительные меры, разрешительные, а также меры принуждения.

К экономическим мерам можно отнести те действия государства, которые воздействуют на рыночные отношения при помощи экономических рычагов. В целом, они включают различные методы воздействия на совокупные спрос и предложение, степень концентрации и централизации капитала, структурные и социальные аспекты экономики и т. д.

К экономическим мерам относят:

  • финансовую политику (в частности, бюджетную-налоговую или фискальную);
  • монетарную (денежно-кредитную) политику;
  • макроэкономическое планирование и прогнозирование и т.д.

Под институциональными мерами государственного воздействия на экономическую систему подразумевается создание, развитие и поддержание определённых общественных институтов (самыми основными из которых являются «институт права», «институт собственности» и др.).

Характеризуя методы государственного воздействия, можно также подчеркнуть их организационно-институциональную форму.

Понятие "институциональность" сравнительно мало используется в отечественном научном обороте.

Еще слабее воспринимается оно, к сожалению, экономическим мышлением населения. Между тем развитие экономики в ры-ночно-правовом варианте выдвигает необходимость гораздо более активного применения данного термина. Он отражает тот факт, что явления экономической жизни в развитом правовом государстве теряют свой случайный характер. На поверхность экономической действительности как бы наслаиваются определенные правовые, этические, психологические, организационные нормы и обычаи.

Сама экономическая политика представляет собой систему организационно оформленных мер, традиций. Такие действия, связанные с отно-

сительно длительно существующим явлением, создают понятие "институт". По словам американского экономиста У. Гамильтона, "институты -словесный символ для лучшего описания группы общественных обычаев. Они означают преобладающий и постоянный способ мышления или действия, который стал привычкой для какой-либо социальной группы или обычаем для народа".

В качестве примера назовем "институт права", "институт собственности". Использование термина в этом смысле несколько отличается, естественно, от вариантов, обозначенных, к примеру, как "научно-исследовательский институт" или "институт благородных девиц". Именно последние случаи употребления данного термина были более типичны в отечественной лексической практике.

Акцент на организационно-правовой характер позволяет вычленить некоторые дополнительные черты методов государственного регулирования:

* формирование исполнительных структур государственной власти, непосредственная задача которых - практическая реализация целей правительства;

* создание и поддержание объектов государственной собственности, т.е. государственного сектора;

* подготовка экономических программ и экономических прогнозов;

* поддержка исследовательских центров по экономике (имеющих разную форму собственности), институтов экономической информации, торгово-промышленных палат, различных экономических советов и союзов;

* обеспечение функционирования институтов советников, консультантов, экспертных советов по проблемам экономики;

* правовая, информационная поддержка предпринимательских и профессиональных союзов, рациональных форм их взаимодействия;

* соучастие в создании форм экономической интеграции, организация регулярных международных встреч по экономическим вопросам (например, представителей группы "семерки").

Наглядным примером проявления институциональной формы государственных мер является практика, существующая в ФРГ. Для этой страны характерна особая значимость правовых норм и традиций в сфере экономики. Типичным проявлением является, прежде всего, пунктуальная степень разработанности системы хозяйственного права.

Обращает на себя внимание поддержка государством системы четкого и разумного взаимодействия двух крупнейших общественных институтов: объединений предпринимателей и профессиональных союзов. Хорошо отработана и весьма эффективно действует система государственного управления - через совокупность небольшого количества министерств (в настоящее время 16 таких ведомств). Весьма удачен опыт опоры государства на систему, состоящую из 6 научно-исследовательских экономических институтов и Совета экспертов (называемого журналистами "советом пяти мудрецов").

Институциональный аспект государственного регулирования в России проявлялся всегда с известной спецификой. Он реализовывался в отечественной практике преимущественно в форме создания большого количества самих учреждений и в меньшей степени - правовых институтов. Достаточно вспомнить, что в условиях СССР действовало около 900 министерств, ведомств, управлений. В настоящий период происходят изменения в прежних акцентах институционального подхода.

Loading...Loading...