Модернизация ЖКХ: инновации и технологии сбережения. Модернизация ЖКХ: от слов к делу Жилищный фонд городской местности

1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы" (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком - координатором Программы Минрегион России.

3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 422 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет).

4. Минрегиону России обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации до 15 апреля 2010 г.

Председатель
Правительства Российской Федерации
В. Путин

Прим. ред: текст распоряжения опубликован в "Собрании законодательства РФ", 15.02.2010, N 7, ст. 769.

Концепция федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы"

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

Для выполнения приоритетных задач социально-экономического развития Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р необходимо добиться:

Обеспечения проведения соответствующих современным требованиям капитальных ремонтов жилых домов, включая требование энергоэффективности;

Снижения уровня износа объектов коммунальной инфраструктуры;
достижения финансовой устойчивости предприятий коммунальной сферы.

В целях выявления проблем, препятствующих развитию жилищно-коммунального хозяйства, проведен анализ преобразований в жилищно-коммунальном комплексе, на основании которого определены основные направления развития жилищно-коммунальной отрасли.

Одним из направлений развития жилищно-коммунального хозяйства является развитие конкурентных отношений в сфере управления и обслуживания жилищного фонда. На сегодняшний день 81,3 процента жилья находится в частной собственности, что способствует более ответственному отношению к управлению жилищным фондом. Форму управления этим фондом уже выбрали собственники более чем 1 миллиона многоквартирных домов. Созданы и заработали необходимая рыночная инфраструктура и институты функционирования жилищно-коммунального хозяйства, в частности Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, Федеральный фонд содействия развитию жилищного строительства и открытое акционерное общество "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию".

Вторым направлением является развитие системы управления имущественным комплексом коммунальной сферы с использованием концессионных соглашений и иных механизмов государственно-частного партнерства. Доля имущества, переданного в управление, аренду, концессию и на иных правовых основаниях организациям коммунального комплекса частной формы собственности государственного (муниципального) имущества, в общем объеме государственного (муниципального) имущества коммунального хозяйства по итогам 2008 года в целом по Российской Федерации составила 12,8 процента.

Третьим направлением является завершение перевода льгот и субсидий по оплате жилья и коммунальных услуг в денежную форму, составляющего основу реформы жилищно-коммунального хозяйства. Эти меры направлены на внедрение механизмов рыночной экономики в этой отрасли и повышение ответственности перед населением предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги.

Четвертым направлением является развитие системы ресурсо- и энергосбережения. Контроль над объемами фактически использованного ресурса обеспечивается путем организации общедомового и индивидуального приборного учета. По итогам 2008 года было отпущено потребителям в соответствии с приборами учета 96,2 процента электрической энергии, 82,7 процента газа, 48,7 процента холодной и горячей воды.


II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Учитывая сложность проблем и необходимость выработки комплексного и системного решения, обеспечивающего кардинальное улучшение качества жизни населения и эффективности отрасли жилищно-коммунального хозяйства, представляется наиболее эффективным решать существующие проблемы в рамках федеральной целевой программы "Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства на 2010-2020 годы" (далее - Программа) с использованием программно-целевого метода. Подобное решение позволит объединить отдельные мероприятия и добиться мультипликативного эффекта, выраженного в развитии и модернизации жилищного фонда, эффективном использовании коммунальных ресурсов, создании благоприятного инвестиционного климата и совершенствовании институциональной среды жилищно-коммунального хозяйства.

Необходимость в достаточно короткий срок решить масштабные задачи Программы определяет целесообразность использования программно-целевого метода для решения указанных проблем, поскольку они:

Входят в число приоритетов для формирования федеральных целевых программ, а их решение позволяет обеспечить возможность улучшения жилищных условий и качества жизни населения, предотвратить чрезвычайные ситуации, связанные с функционированием систем жизнеобеспечения, а также создать условия для устойчивого и эффективного развития жилищно-коммунального хозяйства;

Носят межотраслевой и межведомственный характер и не могут быть решены без участия федеральных органов власти;

Не могут быть решены в пределах одного года и требуют значительных бюджетных расходов (на возвратной основе);

Носят комплексный характер, а их решение окажет существенное положительное влияние на социальное благополучие общества, общее экономическое развитие и рост производства.

III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

До недавнего времени имело место негативное изменение экономических условий функционирования организаций коммунального комплекса, связанное с резким падением уровня доходов населения. Такое положение не могло не отразиться на экономическом положении жилищно-коммунального хозяйства. Предприятия отрасли, не имея достаточных доходов от предоставленных жилищно-коммунальных услуг, не производили инвестиций в основные производственные фонды в объемах, необходимых не только для развития инфраструктуры, но и для ее поддержки. Все это привело к ряду проблем, основными из которых являются:

Недостаточное развитие коммунальных систем для обеспечения возрастающих потребностей общества, в том числе связанных с новым строительством;

Неравномерное распределение коммунальных мощностей, приводящее к неэффективному использованию ресурсов;

Высокий уровень морального и физического износа объектов и сооружений;

Неэффективное использование природных ресурсов в виде потерь ресурсов при транспортировке, а также тепловой и электрической энергии в процессе производства и транспортировки до потребителей;

Низкая эффективность системы управления в жилищно-коммунальном хозяйстве, преобладание административных методов хозяйствования над рыночными.

Объекты коммунальной инфраструктуры, несмотря на проводимую реформу, находятся в изношенном состоянии. Нормативный срок отслужили на 1 января 2009 г. около 60 процентов основных фондов коммунального хозяйства. По данным технической инвентаризации, в Российской Федерации по состоянию на 1 января 2009 г. физический износ основных фондов котельных составил 55 процентов, центральных тепловых пунктов - 50,1 процента, тепловых сетей - 62,8 процента, тепловых насосных станций - 52,3 процента, требуют немедленной перекладки около 16 процентов теплопроводов и 30 процентов сетей водоснабжения и канализации.

В результате этого износа расход энергетических ресурсов в российских коммунальных предприятиях на 25-30 процентов, а иногда и до 50 процентов выше, чем в европейских. Потери коммунальных ресурсов, которые оплачивают потребители, по воде составляют 20 процентов, по электроэнергии - 15 процентов, по теплу - до 40 процентов.


IV. Возможные варианты решения проблем, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

В случае инерционного сценария развитие коммунальной инфраструктуры будет осуществляться за счет тарифных источников и средств региональных бюджетов во многом в качестве ответных мероприятий на возникающие чрезвычайные ситуации эпидемиологического и техногенного характера. Исходя из этого сценария развития жилищно-коммунального хозяйства:

Средний износ производственного оборудования в малых городах и сельских поселениях достигнет 70 процентов;

Аварийность в системах коммунальной инфраструктуры возрастет;

Около 20 процентов населения страны будут пить воду, не отвечающую санитарным требованиям;

Зависимость от зарубежного оборудования, технологий, проектных решений в сфере коммунального хозяйства усилится;

Потери энергетических ресурсов и воды в процессе их доставки потребителям не снизятся;

Экологическое состояние водных объектов, особенно источников питьевого водоснабжения, значительно ухудшится;

Техническое перевооружение и реконструкция отрасли не будут обеспечены.

Для разработки настоящей Концепции были проанализированы и сравнивались с инерционным сценарием развития 2 варианта развития жилищно-коммунального хозяйства, отличающиеся по темпам реализации, механизмам государственной поддержки, объему, динамике и структуре финансирования.

Для решения задачи обеспечения устойчивого и эффективного функционирования в жилищно-коммунальном хозяйстве предполагается осуществление мероприятий в 2 направлениях - в жилищном хозяйстве и коммунальной инфраструктуре.

В жилищном хозяйстве в целях осуществления реконструкции жилищного фонда предполагается создать действенный механизм реконструкции соответственно для жилья, которое введено в эксплуатацию начиная с 1992 года или строительство которого началось с 1992 года, и жилья, которое введено в эксплуатацию до 1992 года или строительство которого началось до 1992 года. Необходимо предусмотреть финансовое обеспечение реализации мероприятий по реконструкции жилищного фонда каждой из указанных групп, в том числе путем кредитования.

В коммунальной инфраструктуре необходимо решение проблемы повышения эффективности и надежности работы коммунальной инфраструктуры путем ее масштабной модернизации и обновления при обеспечении доступности коммунальных ресурсов для потребителей. С этой целью предусматривается создать условия для эффективного инвестирования в коммунальную инфраструктуру в целях снижения издержек и повышения надежности при обеспечении доступности коммунальных услуг для потребителей и минимально необходимой нагрузки на бюджетную систему.

Ключевыми инструментами создания перечисленных условий являются программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры и единые муниципальные базы информационных ресурсов, а также переход к долгосрочным тарифам и заключению концессионных соглашений.

Разработка программы комплексного развития позволяет существенно повысить эффективность расходования средств на модернизацию и реконструкцию коммунальной инфраструктуры за счет определения оптимальных масштабов строительства и координации развития различных систем инфраструктуры.

По экспертным расчетам, для муниципальных образований, состоящих из жителей в количестве от 40 до 400 тыс. человек (их количество - 361), разработка программы комплексного развития оценивается в среднем в 27,3 млн. рублей. Для муниципальных образований, состоящих из жителей в количестве от 400 до 900 тыс. человек (их количество - 31), разработка программы комплексного развития оценивается в среднем в 49,4 млн. рублей. Для муниципальных образований, состоящих из жителей в количестве свыше 900 тыс. человек (их количество - 14), разработка программы комплексного развития оценивается в среднем в 80 млн. рублей.

Значительной проблемой при обеспечении прозрачной и взаимопонятной системы расчетов между ресурсоснабжающими организациями и собственниками многоквартирных домов является недостаточное обеспечение потребления коммунальных ресурсов приборами учета, отсутствие систем сбора и анализа этой информации и сведений текущих балансов коммунальных ресурсов, а также отсутствие единой базы данных о проживающих гражданах. Для решения указанной проблемы необходимо реализовать жесткие нормативные требования к наличию приборов учета, установленные законодательством Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности, и создавать единые муниципальные базы информационных ресурсов, включающие в себя автоматизированный сбор информации, расчетно-сервисное обслуживание потребителей услуг по принципу "одного окна", контроль за несанкционированным потреблением ресурсов, обмен данными с отраслевыми государственными автоматизированными системами и другие мероприятия.

Важнейшими инструментами стимулирования частных инвестиций в коммунальную инфраструктуру являются переход к установлению долгосрочных тарифов и стимулирование заключения концессионных соглашений. Применение долгосрочных тарифов создаст мотивацию для организаций коммунального комплекса к сокращению затрат, в том числе за счет снижения потерь ресурсов, а также снизит риски инвестирования. Переход от договоров аренды систем коммунальной инфраструктуры к концессионным соглашениям, с одной стороны, позволит в максимальной степени защитить вложения инвесторов, а с другой - сохранить в государственной и муниципальной собственности системы жизнеобеспечения.

Учитывая высокую степень изношенности основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве и в ряде случаев необходимость проведения ускоренной модернизации объектов инфраструктуры, предусматривается предоставление средств на софинансирование из федерального бюджета отдельных проектов модернизации коммунальной инфраструктуры. Предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации будет предусмотрено для отдельных наиболее важных с точки зрения обеспечения безопасности и надежности функционирования систем коммунальной инфраструктуры проектов, расположенных преимущественно в малых городах, в которых сложнее привлечь частные инвестиции.

Первый вариант решения проблемы предполагает, что на сегодняшний день разработка программы комплексного развития и единой муниципальной базы информационных ресурсов осуществляется за счет местных бюджетов. Такой вариант финансирования малоэффективен, поскольку в настоящий момент в Российской Федерации ни одно муниципальное образование не имеет полностью сформированной комплексной программы, а возможности муниципальных бюджетов в подавляющем большинстве случаев недостаточны для финансирования работ по разработке и реализации программ комплексного развития. Риски при реализации этого варианта связаны с длительностью реализации мероприятий, предусмотренных в настоящей Концепции, отсутствием средств для начальных инвестиций, снижением предполагаемого синергического эффекта и в конечном итоге приведут к невыполнению мероприятий Программы из-за недостаточного бюджетного финансирования. Следствием такого подхода будет потеря возможности привлечения достаточного объема средств внебюджетных источников на развитие жилищно-коммунального комплекса.

Второй вариант решения проблемы предполагает, что оптимальным способом финансирования расходов на разработку программы комплексного развития, создание единой муниципальной базы информационных ресурсов и подготовку конкурсов на заключение концессионных соглашений является предоставление кредитов на реализацию указанных мероприятий с включением понесенных затрат в стоимость пакета правоустанавливающих документов, выставляемых на конкурс инвестиционных проектов (либо на конкурс на заключение концессионного соглашения), либо софинансирование указанных расходов за счет ассигнований федерального бюджета. Для реализации подобных проектов необходимо разработать типовые механизмы банковского кредитования.

Основное финансирование проектов в коммунальном комплексе будет связано с реализацией инвестиционных программ, разработанных на основе программ комплексного развития, концессионных соглашений и анализа данных, поступающих в единые муниципальные базы информационных ресурсов. Главной задачей в этой сфере является привлечение в коммунальное хозяйство недорогих долгосрочных заемных ресурсов. Реализация этой задачи должна осуществляться с привлечением широкого круга кредитных организаций, а также с использованием механизма выпуска специальных долгосрочных инфраструктурных облигаций субъектов Российской Федерации, хозяйствующих субъектов - инициаторов инвестиционных проектов. При этом институты развития могут быть использованы с целью предоставления кредитным организациям долгосрочных источников финансирования.

С этой целью целесообразно предусмотреть субсидирование из региональных бюджетов и федерального бюджета расходов на уплату процентов по кредитам. В целях повышения заинтересованности коммерческих банков в предоставлении долгосрочных кредитов необходимо предусмотреть предоставление коммерческим банкам гарантий бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов с возможным подкреплением субгарантиями из федерального бюджета. Реализация проектов, которые не могут быть осуществлены исключительно за счет кредитных ресурсов, осуществляется за счет средств хозяйствующих субъектов и муниципальных бюджетов с возможностью субсидирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Такие проекты характерны для малых городов и сельских населенных пунктов.

Указанные направления государственной поддержки окажут значительное стимулирующее влияние на развитие коммунальной инфраструктуры и позволят задействовать внебюджетные источники финансирования. Активизация модернизации коммунальной инфраструктуры в рамках разработки программ комплексного развития позволит преодолеть критическое отставание российских технологий в отрасли от зарубежных конкурентов.

Анализ вариантов решения проблемы показывает, что наиболее эффективным является 2-й вариант, который позволяет при приемлемых затратах обеспечить решение проблемы.

При такой комплексной реализации модернизации коммунальной инфраструктуры ускорится процесс предоставления качественных коммунальных услуг в жилищном фонде.


V. Сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом

Ввиду длительности сроков реализации и необходимости решения проблем повышения уровня благоустройства жилищного фонда, эффективности и надежности работы коммунальной инфраструктуры выполнение Программы осуществляется в 3 этапа.

На первом этапе (2010-2011 годы) предусматривается разработка нормативной базы для реализации Программы и запуск нескольких пилотных проектов:

По разработке программ комплексного развития;

По разработке единых муниципальных баз информационных ресурсов;

По переходу к установлению долгосрочных тарифов и заключению концессионных соглашений;

По отработке механизма кредитования развития инфраструктуры муниципальных образований на базе системы банков государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".

На основе накопленного на первом этапе опыта уточняются механизмы Программы, в том числе банковские продукты и процедуры кредитования развития коммунальной инфраструктуры.

На втором этапе (2012-2015 годы) предусматривается широкомасштабное применение механизмов Программы, в том числе отработка механизмов кредитования, прежде всего проектов в средних городах, применение новых методов тарифного регулирования, анализ нормативной базы и доработка ее в случае необходимости (с участием коммерческих банков на базе документации, разработанной государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)").

На третьем этапе (2016-2020 годы) предусматривается переход к системе финансирования реконструкции жилищного фонда за счет собственников жилья при значительном сокращении субсидий со стороны бюджетов всех уровней на проведение реконструкции многоквартирных домов, а также осуществление крупномасштабных инвестиций в коммунальную инфраструктуру и масштабное привлечение инвесторов.


VI. Цели и задачи Программы, целевые индикаторы и показатели, позволяющие оценивать ход реализации Программы

Целями Программы являются обеспечение к 2020 году собственников помещений многоквартирных домов всеми коммунальными услугами нормативного качества и доступная стоимость коммунальных услуг при надежной и эффективной работе коммунальной инфраструктуры.

Для реализации целей Программы к 2020 году предполагается решение следующих задач:

Достижение к 2020 году уровня полного благоустройства (обеспеченности всеми видами коммунальных услуг) многоквартирных домов;

Обеспечение надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов за счет масштабной реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры, в том числе реализация государственной программы "Чистая вода", предусмотренной Водной стратегией Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 августа 2009 г. N 1235-р;

Обеспечение доступности для населения стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Для достижения к 2020 году уровня полного благоустройства (обеспеченности всеми видами коммунальных услуг) многоквартирных домов необходимо проведение следующих мероприятий:

Создание системы требований к реконструкции многоквартирных домов, нацеленной на их полное благоустройство и обеспечение современного технического состояния и эффективности использования коммунальных ресурсов;

Разработка системы финансирования реконструкции многоквартирных домов;

Создание системы льготного кредитования собственников помещений многоквартирных домов на проведение работ, связанных с повышением благоустроенности многоквартирных домов;

Преобразование системы государственной поддержки путем перехода от бюджетного софинансирования реконструкции многоквартирных домов к возмещению собственникам помещений многоквартирных домов расходов по уплате процентов по кредитам на проведение реконструкции многоквартирных домов.

Для обеспечения надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов за счет масштабной реконструкции и модернизации систем коммунальной инфраструктуры необходимо проведение следующих мероприятий:

Повышение эффективности муниципального коммунального хозяйства за счет ускоренного замещения унитарных предприятий частными операторами либо перевода в установленном порядке в частную собственность объектов коммунальной инфраструктуры;

Создание системы планирования развития и модернизации систем коммунальной инфраструктуры посредством реализации программ комплексного развития, направленных на обеспечение надежности и качества снабжения коммунальными ресурсами при соблюдении доступности их для населения;

Формирование системы тарифного регулирования, нацеленной на повышение надежности и эффективности поставки коммунальных ресурсов, стимулирующей инвестиции в коммунальную инфраструктуру, в том числе предусматривающее формирование долгосрочных экономически обоснованных тарифов, наличие инвестиционных надбавок, а также использование двухставочных тарифов и метода доходности на инвестированный капитал;

Обеспечение регламентации взаимоотношений ресурсоснабжающих организаций и собственников помещений в многоквартирном доме в целях повышения ответственности сторон за обеспечение совокупной надежности, эффективности и качества коммунальных ресурсов и услуг;

Минимизация потерь, в том числе коммерческих потерь коммунальных ресурсов за счет введения обязательности расчетов за коммунальные ресурсы по данным приборов учета и использования единых муниципальных баз информационных ресурсов;

Формирование системы государственной поддержки (путем компенсации расходов по уплате процентов по кредитам и предоставления бюджетных субсидий) для развития и модернизации коммунальной инфраструктуры в малых городах и сельских поселениях;

Создание системы существенного повышения финансовой устойчивости управляющих компаний и товариществ собственников жилья, а также повышения ответственности собственников многоквартирных домов за своевременную оплату коммунальных ресурсов.

С целью обеспечения доступности для населения стоимости жилищно-коммунальных услуг необходимо проведение следующих мероприятий:

Регламентация взаимоотношений собственников помещений в многоквартирных домах, товариществ собственников жилья и управляющих организаций при предоставлении жилищно-коммунальных услуг и их оплате;

Регламентация взаимоотношений собственников помещений в многоквартирных домах, товариществ собственников жилья и управляющих организаций, ресурсоснабжающих организаций по заключению договора ресурсоснабжения при различных формах организации управления многоквартирным домом в целях обеспечения нормативных показателей качества коммунальных услуг;

Стимулирование конкуренции управляющих организаций;

Законодательное определение особенностей энергосервисных контрактов в отношении многоквартирных домов.

Целевые индикаторы и показатели, позволяющие контролировать ход реализации Программы по годам ее реализации, представлены в приложении N 1 к настоящей Концепции.


VII. Объемы и источники финансирования Программы

Финансирование Программы осуществляется с 2010 года за счет средств внебюджетных источников, которые будут направлены на реализацию пилотных проектов в рамках первого этапа Программы за счет средств государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" и начиная с 2011 года за счет средств федерального бюджета, средств субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, частных инвесторов и собственников многоквартирных домов. Предельный объем финансирования Программы на 2010-2020 годы составит 4098,75 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе за счет средств федерального бюджета - 422 млрд. рублей. Начиная с 2013 года осуществляется предоставление субгарантий федерального бюджета в размере до 117 млрд. рублей ежегодно при условии предоставления гарантий бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Финансовое обеспечение Программы предусматривает систему инвестирования с привлечением средств федерального бюджета и внебюджетных источников. При принятии Программы объемы финансирования могут быть уточнены.

Предельные (прогнозные) объемы финансирования Программы по основным направлениям и источникам финансирования приведены в приложении N 2.


VIII. Оценка ожидаемой эффективности и результативности 2-го варианта решения проблемы

Планируется, что реализация Программы к 2020 году приведет к значительному социально-экономическому эффекту. Обеспечение многоквартирных домов всеми видами благоустройства жилья и предоставление коммунальных услуг нормативного качества позволит повысить качество жизни граждан, проживающих в многоквартирных домах.

Стабилизация финансового положения предприятий жилищно-коммунального хозяйства обеспечит повышение надежности и качества предоставляемых услуг, эффективность расходов организаций коммунального комплекса, стабильность занятости и доходов для работников этой сферы.

Экономический эффект от реализации Программы выражается:

Для собственников многоквартирных домов - в повышении рыночной стоимости жилья за счет повышения его благоустройства и эффективности использования коммунальных ресурсов (не менее чем на 1,6 трлн. рублей);

Для бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов - в ликвидации просроченной задолженности по уплате налогов и сборов предприятий коммунального комплекса перед бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами (16 млрд. рублей);

Для федерального бюджета - в прозрачных механизмах расходования средств из федерального бюджета и ликвидация просроченной задолженности по уплате налогов и сборов организаций коммунального комплекса перед федеральным бюджетом (25 млрд. рублей);

Для отечественной промышленности - в росте объемов производств в машиностроении, металлургии и промышленности строительных материалов (не менее чем на 2,2 трлн. рублей за 10-летний период, в том числе продукции машиностроения - не менее чем на 1,6 трлн. рублей).

Реализация мероприятий Программы обеспечит рост занятости населения и позволит создать новые рабочие места.

IX. Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти и организаций, ответственных за формирование и реализацию Программы

Ответственным за формирование и реализацию Программы является Министерство регионального развития Российской Федерации.

В формировании и реализации мероприятий Программы помимо Министерства регионального развития Российской Федерации предполагается участие заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и других организаций.


X. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы

Министерство регионального развития Российской Федерации является государственным заказчиком и разработчиком Программы, осуществляет ее реализацию, а также контроль за ходом исполнения Программы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.


XI. Предложения по механизмам формирования и реализации мероприятий Программы

Для решения задачи повышения надежности и эффективности работы коммунальной инфраструктуры путем ее масштабной оптимизации и обновления при обеспечении доступности коммунальных ресурсов для потребителей предполагается использование следующих механизмов:

Обеспечение обязательности проведения реконструкции многоквартирного дома с обеспечением минимального уровня требований к его результатам;

Финансирование реконструкции многоквартирных домов;

Разработка программ комплексного развития;

Разработка и создание единых муниципальных баз информационных ресурсов;

Заключение концессионных соглашений;

Финансирование реконструкции жилищного фонда и модернизации коммунальной инфраструктуры через кредитно-финансовые организации;

Создание системы методического, юридического и кадрового обеспечения жилищно-коммунального комплекса;

Проведение мониторинга и аудита финансово-хозяйственной деятельности организаций жилищно-коммунального хозяйства;

Проведение аудита технологического процесса;

Тарифное регулирование, основанное на долгосрочных планах развития и переходе к стимулирующему регулированию;

Формирование долгосрочных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом региональных различий и на основе экономической целесообразности;

Формирование договорных отношений между собственниками помещений многоквартирных домов, управляющими компаниями и ресурсоснабжающими организациями.

Основой механизмов формирования и реализации мероприятий Программы являются следующие принципы:

Расширение практики проектного управления;

Консолидация средств для реализации приоритетных направлений модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства;

Создание основы для развития сектора исследований и научно-исследовательских разработок технологий для жилищно-коммунального хозяйства;

Формирование информационно-аналитической и экспертной систем;

Обеспечение эффективного и целевого использования бюджетных средств и внебюджетных источников.


XII. Предложения по возможным вариантам форм и методов управления реализацией Программы

Государственным заказчиком - координатором Программы является Министерство регионального развития Российской Федерации, которое осуществляет управление реализацией Программы и несет ответственность за результаты ее выполнения.

Руководителем Программы является Министр регионального развития Российской Федерации.

Формы и методы управления реализацией Программы определяются государственным заказчиком - координатором в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансирование управления Программой осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на финансирование Программы.

Контроль и организация комплексных проверок хода реализации Программы возлагаются на государственного заказчика - координатора Программы. Промежуточные отчеты и годовые доклады о ходе реализации Программы должны являться доступными для населения.

Отбор исполнителей (поставщиков, подрядчиков) мероприятий Программы осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".

Реформа ЖКХ подразумевает модернизацию жилищно-коммунального хозяйства страны. Основные задачи реформы: модернизация мощностей ЖКХ и жилищного фонда; перевод ЖКХ на рыночные правила работы (упразднение государственной монополии, привлечение частного бизнеса); достижение высокого уровня качества коммунальных услуг и соблюдение социальных гарантий.


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ФОНДЕ СОДЕЙСТВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА 6 июля 2007 г. Госдума приняла Федеральный закон Российской Федерации 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно- коммунального хозяйства». Его цель – установление правовых и организационных основ предоставления финансовой поддержки субъектам РФ. Основное направление расходования средств – проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилфонда. 1


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О ФОНДЕ СОДЕЙСТВИЯ РЕФОРМИРОВАНИЮ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА» Для реализации Закона была создана некоммерческая организация, регулирующая взаимоотношения с органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления – Фонд содействия реформированию ЖКХ. Организация базируется в Москве, действует до 1 января 2012 г. и в дальнейшем подлежит ликвидации. 1


Деятельность Фонда Принимает и рассматривает предоставленные субъектами РФ заявки на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда. Принимает решение о соответствии заявок и прилагаемых документов установленным требованиям, осуществляет методическое обеспечение подготовки заявок и прилагаемых документов. 1


Деятельность Фонда Принимает решение о предоставлении финансовой поддержки за счет средств Фонда на основании заявок. Осуществляет мониторинг реализации региональных адресных программ по проведению капремонта и переселению граждан из аварийного жилфонда, а также выполнения условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда. Все указанные функции Фонд осуществляет безвозмездно. 1


Распределение средств Фонда 1 Средства Фонда (240 млрд рублей) 46 млрд.руб. (19%) 50 млрд.руб. (21%) 144 млрд.руб. (60%) проведение капитального ремонта МКД переселение из аварийного жилищного фонда переселение из аварийного жилищного фонда с учетом стимулирования развития рынка жилья ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, в том числе с установкой приборов учета потребления ресурсов и узлов управления утепление и ремонт фасадов ремонт крыш ремонт подвалов ремонт или замена лифтового оборудования, лифтовых шахт


1 Лимиты Фонда Средства Фонда для каждого региона лимитированы и утверждены по состоянию на 1 января 2008 г. Лимиты рассчитаны в зависимости от доли общей площади жилфонда субъекта в общей площади РФ на основании данных службы государственной статистики. Лимиты могут уточняться с учетом оставшихся нераспределенными средствами Фонда, но не могут превышать 8 млрд и быть менее 500 млн рублей.


Обязательным условием предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является долевое финансирование программ. Доля софинансирования за счет средств бюджета субъекта РФ определяется в зависимости от уровня фактической бюджетной обеспеченности субъекта РФ. Участие собственников жилых помещений в софинансировании программных мероприятий должно быть не менее 5% от их стоимости. 1 Лимиты Фонда


1 Условия предоставления финансовой помощи регионам: Доля коммерческих предприятий ЖКХ от общего числа в 2008 г. должна быть не менее 25% с увеличением к 2011 г. до 80%; Частные управляющие компании должны обслуживать не менее 50% МКД. Их число должно составлять не менее 50% от общего числа таких организаций, к гг. это число должно вырасти до 80%; Активизация создания ТСЖ: в 2008 г. должны быть организованы в 5% МКД, до 2011 г. - в 20%.


1 Условия предоставления финансовой помощи регионам: Должны быть утверждены графики проведения до 2011 г. работ по кадастровому учету земельных участков под МКД; Должен быть обеспечен переход на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме; До 2011 г. должно быть постепенно отменено перекрестное субсидирование при формировании тарифов на коммунальные услуги;


1 Условия предоставления финансовой помощи регионам: До 2010 г. необходимо прекратить возмещать убытки коммунальных предприятий из местных бюджетов; Наличие адресных программ по проведению капремонта с включением средств в бюджет. Важно: этим условиям в регионе должно соответствовать не менее двух муниципальных образований, где живут не менее 20% населения.


1 Приостановление финансирования Финансирование может быть приостановлено на основании нарушения требований 185-ФЗ, в частности, из-за несоблюдения (занижения) доли софинансирования адресных программ в ряде субъектов РФ по отношению к предусмотренной нормативами. Нарушения выявляются в ходе рассмотрения отчетов субъектов. В случае устранения нарушений и предоставлении отчетов об их устранении правление фонда возобновляет финансирование в течение 10 дней. В случае неустранения нарушений в течение 3-х месяцев средства данного субъекта могут быть распределены между другими субъектами РФ.


2 ФИНАНСОВЫЙ ЛИЗИНГ Финансовый лизинг достаточно давно и успешно применяется в мире развивающегося производства как средство наиболее рационального, выгодного и экономически целесообразного обновления производственных фондов, прежде всего основных. Договор финансовой аренды (лизинга) - договор, в соответствии с которым лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество у определенного им продавца и предоставить лизингополучателю это имущество за плату во временное владение и пользование.


2 При лизинге собственность на предмет аренды сохраняется за лизинговой компанией, а клиент приобретает его лишь во временное пользование, т.е. право пользования имуществом отделяется от права владения им. По окончанию сделки лизинговое имущество передается лизингополучателю в собственность по акту (в случае полной амортизации имущества за срок договора лизинга) или подлежит выкупу лизингополучателем по остаточной стоимости.


2 Приобретение имущества в лизинг позволяет долгосрочно планировать затраты, а также оптимизировать налоговые выплаты таким образом, что суммарные расходы по сделке составляют величину, сопоставимую с расходами при прямой покупке и существенно меньшую, чем при покупке с помощью кредита.


2 Особенности налогообложения при лизинге Действующим законодательством предусмотрены особенности налогообложения при лизинге, позволяющие оптимизировать налоговые выплаты. Важнейшим преимуществом является право сторон лизингового договора применять механизм ускоренной амортизации с коэффициентом не выше 3 для целей налогообложения. Применение этого механизма позволяет существенно уменьшить выплаты по налогу на прибыль в первые годы после приобретения основных средств.


2 Особенности налогообложения при лизинге Учитывая налоговые льготы, предоставленные законодательством по лизинговым операциям, ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПОКУПКИ ИМУЩЕСТВА С ПОМОЩЬЮ ЛИЗИНГА ЗНАЧИТЕЛЬНО ВЫШЕ В СРАВНЕНИИ С КРЕДИТОМ, а зачастую является единственно возможным официальным источником финансирования для предприятий.


2 реальная экономия оборотных средств, оплата в рассрочку; полная амортизация имущества за короткий срок (договор); включение лизинговых платежей в себестоимость продукции, что снижает стоимость имущества за счет уменьшения налога на прибыль; инвестиции за счет лизинга значительно меньше, чем при кредите и практически равны «потерям» при инвестициях за счет собственных средств; Преимущества приобретения имущества в лизинг


2 снижение стартовой финансовой нагрузки (лизинг не требует немедленного и значительного объема платежей); гибкость расчетов за счет выбора способа, периодичности уплаты лизинговых платежей, т.к. график лизинговых платежей формируется для каждой сделки индивидуально и может быть пересмотрен; вопросы организации финансирования приобретения необходимого лизингополучателю имущества берет на себя лизинговая компания; гибкие требования к обеспечению и гарантиям. Преимущества приобретения имущества в лизинг


2 Преимущества реализации лизинговых проектов в партнерстве с компанией «Теплоком» Компания «Теплоком», обладая значительным опытом в части внедрения комплексных программ в сфере энергосбережения, реализует свои проекты в том числе и на основе договоров лизинга. Реализация лизинговых проектов в партнерстве с компанией «Теплоком» позволяет использовать следующие преимущества:


2 Преимущества реализации лизинговых проектов в партнерстве с компанией «Теплоком» формировать предмет лизинга на приборной базе одного из ведущих российских производителей современного оборудования для учета ресурсов и передовых технических решений для реализации программ энергосбережения; осуществлять работу по реализации проекта напрямую с производителем; базы для гарантийного обслуживания (широкая сеть региональных представительств и сервис- центров).


2 Преимущества реализации лизинговых проектов в партнерстве с компанией «Теплоком» Компания «Теплоком» обладает возможностями реализации на основе договора лизинга полного цикла мероприятий по документально- информационному и техническому проектированию, обновлению, реконструкции, модернизации объектов сферы ЖКХ.


3 Комплексные программы энергосбережения на основе проектного финансирования Преимущества строительства новых или модернизации существующих систем теплоснабжения (выработка, передача, распределение по потребителям, мониторинг и диспетчеризация) с применением проектного финансирования:


3 Комплексные программы энергосбережения на основе проектного финансирования Комплексный подход в решении вопроса. Разработка технического решения, выбор и производство оборудования, поставка, строительство, монтаж, ПНР и организация финансирования проектов. Наличие у компании «Теплоком» компетенций в части разработки комплексных решений.


3 Комплексные программы энергосбережения на основе проектного финансирования Создание реальных экономических стимулов к снижению издержек и расходов субъектов теплоэнергетики, повышению эффективности работы районных энергетических предприятий. Обеспечение потребителей надежным, энергоэффективным, ресурсосберегающим, бесперебойным теплоснабжением.


3 Особенности решений, предлагаемых компанией «Теплоком» Надежность выбранного решения, применение современных технологий. При реализации проекта от потребителя не требуется значительных инвестиций, так как привлечение финансирования организует компания «Теплоком». Не требуется кредитования и привлечения оборотных средств предприятия заказчика (конечного потребителя). Стабильность и прогнозируемость отношений (плани- руется заключение долгосрочного контракта при реали- зации комплексных проектов на срок около 5-и лет).


3 Особенности решений, предлагаемых компанией «Теплоком» Дополнительный экономический эффект (возможность совместной реализации программ повышения энергоэффективности в формате EPC). Высокий уровень гарантии качества работ в ходе реализации проекта. Возможность расширения взаимовыгодного сотрудничества в рамках Киотского соглашения.


3 Строительство, модернизация, реконструкция теплоэнергетических комплексов Проектирование и строительство от автономного теплоснабжения зданий и промышленных площадок до обеспечения технологическим паром предприятий и объектов ЖКХ. Строительство паровых и водогрейных котельных. Строительство мини-теплоэлектростанций на базе ДГУ, ГПУ и ГТУ.


3 Строительство, модернизация, реконструкция теплоэнергетических комплексов Реконструкция существующих котельных с заменой устаревшего оборудования на современное экономичное с автоматизацией процессов. Проектирование и внедрение систем диспетчеризации, автоматизации и управления инженерными системами, внедрение систем контроля и учета энергоносителей.


3 Строительство. Технологические процессы Автоматизация технологических и производственных линий пищевой, химической, газо- и нефтеперерабатывающей промышленности. Автоматизация систем газораспределения и газопотребления. Автоматизация энергетических объектов (АСУТП, АСКУЭ, АСТУЭ и пр.). Автоматизация систем жизнеобеспечения зданий («умный дом») и сооружений. Создание систем мониторинга и диспетчеризации процессов промышленных предприятий.


3 Порядок реализации комплексных проектов Получение технического задания. Формирование технического решения. Выбор и обоснование комплектации. Определение капитальных затрат по проекту. Выбор схемы финансирования. Выполнение предварительного ТЭО. Формирование инвестиционного предложения. Согласование структурно-договорной схемы с планом реализации проекта.


3 Порядок реализации комплексных проектов Подписание основных договорных документов. Формирование структуры. Финансирование проекта, проектирование, поставка оборудования, СМР, ПНР. Выработка тепловой (комбинированной) энергии, ее передача и распределение, мониторинг, контроль и управление.


Весь спектр указанных работ, а именно: выработку технического решения, проектирование, поставку оборудования, СМР, ПНР, организацию финансирования комплексного проекта 3 компания «Теплоком» может осуществлять за счет привлеченных инвестиционных средств.


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ. О БЮДЖЕТНОМ ФИНАНСИРОВАНИИ 4 Минэнерго России разработало проект Государственной программы энергосбережения и повышения энергоэффективности РФ на период до 2020 г., который находится на согласовании в заинтересованных министерствах. На реализацию Госпрограммы энергосбережения и повышения энергоэффективности до 2020 г. планируется привлечь до 10,46 трлн рублей.


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ. О БЮДЖЕТНОМ ФИНАНСИРОВАНИИ 4 Финансирование программы будет осуществляться на основе государственно- частного партнерства. При этом из внебюджетных источников планируется привлечь порядка 9 трлн рублей. Из федерального бюджета предлагается потратить на реализацию программы до 2020 года 840 млрд рублей.


4 Объем внебюджетных средств будет определяться исходя из конкретных проектов, реализуемых в рамках программы. Проекты будут отбираться в рамках типовых направлений в энергоэффективности по секторам, в том числе, на конкурсной основе. В первую очередь программу повышения энергоэффективности планируется реализовывать в бюджетной сфере, а также в наиболее энергоемких секторах, таких как металлургия, нефтехимическая отрасль, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ Несомненно, в последнее время внимание со стороны государства к проблеме энергосбережения и повышения энергоэффективности значительно усилилось. Однако сегодня государственные программы энергосбережения, реализуемые за счет бюджетных средств, не могут охватить все объекты. Но есть другие возможности для решения этой проблемы. Компания «Теплоком» предлагает реализацию программ энергосбережения с использованием различных финансовых схем, которые позволят привести объекты в полное соответствие требованиям энергосбережения и энергоэффективности.

Модернизация отрасли ЖКХ требует внедрения инновационных технологических и управленческих решений, повышения инвестиционной привлекательности и эффективности. Об этом на заседании президиума Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России заявил Председатель Правительства Дмитрий Медведев. Мероприятие прошло 1 октября на подмосковном Климовском трубном заводе.

Глава Правительства указал на огромный инновационный потенциал отрасли, основные фонды которой изношены на 60%. Так, в процессе транспортировки теряется до 27% воды, тепла - не менее 15%. Объем инвестиций в отрасль оценивается в 9 трлн рублей.

Государственная поддержка в виде финансирования инновационных проектов в ЖКХ через институты развития – фонд «Сколково», «Роснано», Внешэкономбанк, Российскую венчурную компанию и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере – составила не менее 53 млрд рублей.

Государство участвует в обновлении жилищно-коммунального сектора через федеральные целевые программы, через Фонд содействия реформированию ЖКХ. Но даже несмотря на то, что мы все понимаем, этих средств, как и всегда, не хватает. Надо, тем не менее, чтобы они работали эффективно, стимулировали внедрение самых современных технологий, долговечных и энергосберегающих материалов», – дал поручение Дмитрий Медведев.

Удельный вес инноваций, товаров, работ и услуг в сфере ЖКХ составляет примерно 0,4%, по сравнению с 2009 годом показатель сократился в 4 раза, сообщил министр регионального развития Игорь Слюняев.

Выстраивание эффективной системы управления является главным условием масштабного внедрения инноваций в жилищно-коммунальную сферу», – отметил он.

Потенциал повышения эффективности отрасли составляет не менее 40%, указал руководитель рабочей группы Экспертного совета при Правительстве, исполнительный директор некоммерческого партнерства «ЖКХ Развитие» Андрей Чибис.

Если брать только по группе «население», то в деньгах это можно оценить как ежегодную экономию порядка 360 млрд рублей», – отметил эксперт.

У предприятий ЖКХ нет мотивации для внедрения новых технологий, посетовал Андрей Чибис. Система стимулирования должна заработать с 2014 года.

Модернизация сферы ЖКХ, повышение прозрачности отрасли, контроль за госрасходами и госинвестициями – приоритеты работы Открытого правительства. В Экспертном совете при Правительстве РФ создана рабочая группа по развитию ЖКХ, которая занимается разработкой и экспертным сопровождением процесса законотворчества и правоприменения. В частности, речь идет о законодательстве, о долгосрочном тарифном регулировании и концессионных соглашениях, которые призваны привлечь частные инвестиции для модернизации отрасли. Совместно с Минрегионом подготовлен законопроект, регулирующий отношения между потребителями, поставщиками услуг ЖКХ и управляющими компаниями.

Важный аспект модернизации отрасли – сокращение потерь и потребления ресурсов. «Наши эксперты подготовили соответствующий законопроект, устраняющий препятствия по заключению сервисных договоров об обслуживании жилья», – указал Андрей Чибис. За счет фиксации платежей у компаний появится возможность финансировать внедрение энергосберегающих технологий. Андрей Чибис предложил под эгидой Экспертного совета выбрать пилотные регионы для реализации проектов по внедрению инноваций в сферу ЖКХ.

Рабочая группа по развитию ЖКХ также проводит методологическое сопровождение новой системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов и участвует в развитии государственной информационной системы ЖКХ (ГИС ЖКХ).

ГИС ЖКХ позволит анализировать бюджетно-тарифные решения, контролировать качество и объемы инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций, наладить учет коммунального ресурса и коммунальных услуг на всех этапах (производство, распределение, транспортировка, потребление) и объемов коммунальных платежей, а также обеспечит учет жилого фонда», – рассказал на заседании президиума Совета по модернизации глава Минрегиона Игорь Слюняев.

Внедрению инновационных решений в отрасли должно способствовать и изменение системы государственного заказа, с вступлением в силу Федерального закона 44-ФЗ о контрактной системе заказчики при планировании и осуществлении закупок должны исходить из приоритета обеспечения государственных и муниципальных нужд путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

Одним из факторов модернизации отрасли является также повышение ее прозрачности. В Указе Президента Владимира Путина от 7 мая 2012 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству и регионам поручено обеспечить условия для создания сети общественных организаций по контролю за предприятиями сферы ЖКХ. Эта работа ведется рабочей группой Экспертного совета, НП «ЖКХ Развитие», Фондом содействия реформированию ЖКХ, Счетной палатой и Общественной палатой.

Кроме того, на площадке Открытого правительства подготовлена Концепция создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий. Документ утвержден 19 сентября распоряжением Председателя Правительства Дмитрия Медведева. Предполагается, что на региональном уровне будут создаваться межотраслевые советы потребителей . В частности, приоритет отдается контролю над инвестпрограммами монополий, работающих в сфере услуг по передаче электро- и тепловой энергии, а также водоснабжения и водоотведения. Потребители смогут участвовать в планировании строительства тех или иных объектов, а также участвовать в процедуре технологического и ценового аудита, где приоритет должен отдаваться наилучшим технологическим решениям.

В практике управления важным инструментом является мониторинг. Его организация немыслима без значительного объема сведений, накапливаемых длительное время в нужных аналитических разрезах.

Ю.Ф. Федоров,

эксперт журнала

В этой статье вы прочитаете:

  • Какие новые технологии будут использованы в ходе модернизации ЖКХ
  • Каким функционалом обладает современное программное обеспечение для водоканалов и теплосетей

С внедрением на предприятии программного обеспечения увеличивается скорость (оперативность) обработки и анализа множественных потоков данных, поскольку появляется возможность в режиме реального времени получать и обрабатывать информацию о функционировании предприятия, включая материалы аварийно-диспетчерских служб, а также отслеживать происходящие изменения в работе оборудования. Программные комплексы позволяют анализировать массивы получаемой информации, составлять более точные планы на предстоящий год, квартал или иной временной период, экономить денежные средства путем минимизации издержек.

Сферы применения программного обеспечения достаточно разнообразны.

Новые технологии в ЖКХ

Новейшие модернизированные информационно-графические системы (ИГС) позволяют более эффективно и результативно:

  • осуществлять наглядно в оперативном режиме комфортную для пользователя визуализацию схем водопроводного хозяйства или теплосетей . Графика современных систем отличается высоким качеством, для удобства можно, например, выводить на экран монитора одновременно сразу несколько фрагментов инженерной инфраструктуры в разных графических окнах, настраивать графическое изображение путем масштабирования, подбора цветовой палитры, условных обозначений и т. п.;
  • отслеживать и контролировать посредством применения особого графического редактора и определенного набора критериев в автоматическом режиме детализированную специализацию объектов водоканалов и сетей . При этом удобно в графическом цветном «оконном» интерфейсе проводить классификацию, идентификацию и даже особое кодирование элементов (составляющих частей), указанных объектов (например, задвижек, насосных агрегатов и т. п.). Кроме этого, ИГС предоставляет пользователю возможность по определенному, заданному им критерию (алгоритму) формировать различные отчеты-справки в виде табличек, содержащих практически все необходимые данные для детализированной паспортизации объектов водоканалов и сетей;
  • осуществлять посредством определенного алгоритма описания паспортизацию различных объектов водоканалов и теплосетей, адекватно отражающую все изменения, происходящие с ними. При этом состав паспортизируемых объектов может регулироваться (т. е. какие-то параметры могут удаляться либо включаться в соответствующий паспорт объекта) в зависимости от тех настроек, которые удобны и нужны пользователю ИГС. Важно отметить, что технологическая информация, содержащаяся в базе данных паспортизации сети, в т. ч. полученная в результате выполнения различных прикладных задач (например, мониторинга параметров работы гидравлического режима, изучения архива повреждений объектов или оборудования водоканалов и теплосетей и т. п.), а также комбинация разнообразных данных о функционировании указанных объектов или оборудования могут служить основой для изменения графического изображения сети (в виде, например, соответствующей раскраски или выделения шрифтом или иным способом части таких объектов либо оборудования). Такие функциональные возможности ИГС существенно облегчают ее пользователю процесс наглядного изучения и визуального анализа работы объектов или наиболее значимого оборудования водоканалов и теплосетей.

Пример

Можно выделить цветом все участки трубопроводов системы водоканала, изготовленные из определенного материала, с каким-либо одним (либо несколькими) видом (видами) прокладки, с заданным сроком службы и иными параметрами.

  • Преимущества модернизации оборудования за счет энергосервисных компаний

Либо, например, можно выделить цветом (т. е. раскрасить) сеть водоканала или теплосеть по определенным зонам давлений, скорости потока, степени износа и скорости этого процесса, по диаметрам или материалам труб или по иным нужным пользователю данной системы параметрам.

Такая графическая визуализация существенно облегчает пользователю анализ причин и закономерностей возникновения аварийных ситуаций, рисков их возникновения, поиск мест повышенной потенциально аварийной уязвимости и т. п.

  • проводить моделирование, включая информационно-математическое, различного состояния и специфики функционирования оборудования и агрегатов систем водоканалов и теплосетей , максимально приближенное к существующим или возможным, в т. ч. форс-мажорным, экстремальным особенностям функционирования таких систем.

Отметим, что у системы ИГС имеется возможность с помощью графического ввода информации об объектах либо оборудовании водоканалов или теплосетей автоматически запускать формирование базовых основ для информационно-математической модели указанных сетей, обеспечивающей в дальнейшем возможность постановки и нахождения оптимальных решений прикладных инженерных задач, связанных с особенностями их функционирования;

  • создавать точное схематическое изображение разнообразных технологических составляющих инженерных коммуникаций (например, камер, насосных станций, трансформаторных подстанций и т. п.);
  • формировать единую и максимально удобную в работе с ней базу данных технологических параметров как непосредственно в режиме онлайн, так и опосредованно - путем соблюдения отдельной особой процедуры;
  • осуществлять особый гидравлический расчет характеристик , например, сетей, водозабора, теплоисточника или газораспределительной станции. Важно отметить, что система ИГС обладает обширным и многофункциональным инструментарием для осуществления анализа результатов такого гидравлического расчета: от наглядных, заданных определенными параметрами ярко выделенных графических изображений до подробных высокоточных табличных описаний особенностей функционирования систем водоканалов и теплосетей, в т. ч., например, процесса с обозначением конкретных проблемных мест и характера выявленных либо прогнозируемых нарушений. При этом в отличие от традиционных технологий в ИГС практически полностью отсутствуют какие-либо ограничения на размерность и степень закольцованности сети;
  • вести диспетчерские журналы с помощью специальной подсистемы с возможностью оперативной фиксации и обработки как нормальных стандартизированных плановых, так и форс-мажорных, экстренных аварийных заявок различных профилактических либо ремонтно-восстановительных работ. Также система ИГС обладает возможностью локализации, в т. ч. в графическом формате сети, месторасположения объектов заявок как на карте сети, так и на реальной местности. Применение указанной подсистемы позволяет также наблюдать и комплексно отслеживать каждую заявку - от ее получения и регистрации до стадии полного завершения и помещения в архив, где она не уничтожается, а особым образом классифицируется и хранится до востребования и может найти свое применение как объект какой-либо операции по обработке и анализу данных по критерию (или совокупности критериев), задаваемому пользователем ИГС.

Пример

Такие операции могут быть осуществлены по разным причинам: мониторинг процесса эксплуатации сети, выявление потенциально аварийных мест в системах водоканалов и теплосетей, сбор статистической информации и т. п.

  • Современный подход к наладке и модернизации систем централизованного водоснабжения

К числу критериев, например, можно отнести определенную периодизацию поступления заявок, тип аварии или иного повреждения объектов водоканалов или теплосетей, неисполненные должным образом или просроченные заявки и т. п.

  • осуществлять профилактику , а также локализацию и устранение аварийных ситуаций. Система ИГС способна не только оперативно выявить и подать сигнал соответствующим службам о возникновении аварийной ситуации, о чем уже упоминалось ранее, но и на основе анализа полученной информации (например, о текущем состоянии и функционировании запорной арматуры в соответствующих узлах) выдать действенные рекомендации по предотвращению, локализации и полному устранению аварий. При этом важным преимуществом данной системы по сравнению с традиционными технологиями является ее способность максимально эффективно локализовать место аварийной ситуации и тем самым минимизировать неблагоприятные последствия для абонентов таких сетей, чтобы как можно меньшее их количество пострадало от аварийного отключения соответствующей аппаратуры.

В результате локализованная область, как правило, выделяется особым ярким цветом, и система ИГС в оперативном порядке формирует и предоставляет своему пользователю полный отчет, содержащий искомый перечень переключаемых агрегатов (например, задвижек), исчерпывающую информацию о зоне локализации, а также рапорт о пострадавших от аварии и временно отключенных от сети абонентах.

  • создавать с помощью специального графического редактора качественные и высокоинформативные технологические схемы объектов сети, отражающие как их внутреннюю структуру, так и другую необходимую полезную информацию. Указанный редактор имеет не только обширный набор необходимых графических инструментов, позволяющий значительно облегчить и упростить работу по вводу схем узлов и участков, а также иных агрегатов сети, но и при необходимости может быть дополнен новыми эффективными инструментами для реализации его функций;
  • осуществлять комплексную, автоматизированную уникальную идентификацию и последующую регистрацию в базах данных паспортизируемых объектов (оборудования) систем водоканалов и теплосетей. Существенной особенностью указанного специального графического редактора, отличающей его от традиционных технологий, является его способность производить комплексную уникальную идентификацию и регистрацию в соответствующих базах данных каждой единицы паспортизируемого оборудования в автоматическом режиме непосредственно в процессе формирования и изменения схем объектов водоканалов и теплосетей. Необходимо отметить, что идентификация происходит системно, комплексно, в автоматизированной взаимоувязке в единое целое различных агрегатов и оборудования. При этом выдаваемые системой ИГС изображения могут быть как векторными (в виде соответствующих схем), так и растровыми (в виде фотографий либо отсканированных чертежей), а также комбинированными, сочетающими элементы этих двух разновидностей изображений. Обращаем внимание, что для отражения более полной и объемной информации о паспортизированном объекте (оборудовании) систем водоканалов и теплосетей система ИГС обладает функциональной возможностью закрепить за каждым из таких объектов несколько разновидностей изображений;
  • проводить оптимизированное и эффективное введение и корректировку графической информации об объектах (либо оборудовании) систем водоканалов и теплосетей с помощью новейших IT-инструментов.

Пример

В частности, процедуры введения и последующей корректировки графической информации могут быть осуществлены как с помощью экранной оцифровки по векторной или растровой подложке, так и с бумажных материалов посредством дигитайзера, представляющего собой особое высокотехнологичное инновационное устройство для ввода рисунков от руки непосредственно в компьютер.

Векторно-растровые объекты представляют собой векторные границы фрагментов изображений указанных планшетов и особые растровые файлы, отображаемые в этих границах. Таким образом, растровые подложки могут быть отображены в единых координатах пространственных данных территории и в виде непрерывного (не ограниченного рамками планшетов) изображения (причем в память компьютера загружаются только нужные в данный момент пользователю растровые файлы).

  • Оценка эффективности инвестиций в модернизацию городских систем теплоснабжения

К сведению

Дигитайзер (digitizer ) - это кодирующее устройство, обеспечивающее ввод двумерного (в т. ч. и полутонового) или трехмерного (3D дигитайзеры) изображения в компьютер в виде растровой таблицы.

Необходимо отметить, что в ИГС заложены функциональные возможности ввода и корректировки графического изображения (представления) не только систем водоканалов и теплосетей, но сети и (или) плана целого города с помощью специальной растровой подложки, как правило, полученной в результате сканирования или иным способом. Для этого данная система оснащена специальным режимом так называемой привязки растрового изображения к узлам координатной сетки нужного фрагмента по имеющимся на растре «крестам».

Указанное растровое изображение представляет собой, как правило, сетку пикселей или цветных точек (обычно прямоугольных) на мониторе компьютера, бумаге и других отображающих устройствах и домах (растр). При этом к числу его важнейших и наиболее значимых характеристик относятся количество пикселей, используемых цветов цветовой гаммы (либо качество цвета в виде, например, его глубины), характеристики цветового пространства и разрешение, представляющее собой определенную справочную величину, характеризующую рекомендуемый (например, на экране монитора компьютера) размер изображения. При этом процесс создания растровой графики не только в системе ИГС, но и в ином подобном ей современном инновационном оборудовании происходит с помощью фотоаппаратов, сканеров, а также непосредственно в растровом редакторе, либо путем экспорта из векторного редактора или в виде снимков экрана. После осуществления процесса привязки растровое изображение «подкладывается» под поле векторных слоев вводимой графической информации. Это позволяет осуществлять последующее введение и идентифицирование различных объектов и определять местоположение таким образом прорисовываемых и обозначаемых на схеме города объектов по растровой подложке.

По завершении процесса оцифровки изображение, выполнившее свою полезную функцию, может быть впоследствии удалено пользователем системы ИГС за ненадобностью.

К числу преимуществ ИГС по сравнению с традиционными технологиями можно отнести ее способность поддерживать не только достаточно простые монохромные, но и более усовершенствованные цветные растры в наиболее распространенных в настоящее время графических форматах. Кроме этого, система ИГС позволяет ее пользователю осуществлять процедуру графического ввода информации об объектах либо оборудовании (включая подробное описание с детализированным графическим изображением структуры, основных характеристик и некоторых иных аспектов) с помощью специального стандартизированного алгоритма с применением различных встроенных справочников и классификаторов . Такой порядок введения значительно повышает степень корректности информации и системно-комплексной взаимосвязанности и взаимозависимости.

Также к числу новейших IT-инструментов системы ИГС, применяемой в отношении объектов и оборудования водоканалов и теплосетей, можно отнести входящую в ее состав специальную утилиту , позволяющую добавлять, изменять и иным способом осуществлять настройку практически всех обширнейших характеристик графического изображения (представления) указанных сетей и так называемых топооснов. Данная утилита позволяет пользователю системы ИГС применять специально созданные шаблоны в отношении практически каждого типа объектов и наиболее значимого оборудования водоканалов и теплосетей. Эти шаблоны определяют конкретный вид и способ осуществления различных надписей и текстовых обозначений применительно к указанным объектам и оборудованию.

Пример

Для динамических элементов схем узлов водоканалов и теплосетей (таких, например, как всевозможные задвижки, коммутаторы, насосы и т. п.) определяется способ их графического представления, отражающий функциональное состояние этих устройств (открыто/закрыто, включено/выключено и т. д.).

Модернизированные основные (базовые) версии компьютерных программ в сфере автоматизации теплосетей и водоканалов, работающих на платформе 1С. Данная технология в целом представляет собой, как правило, так называемую однопользовательскую программу (т. е. разработанную специально для решения конкретных задач индивидуализированного пользователя, который только один может работать в определенный промежуток времени с информационной базой, а не многопользовательскую сетевую, предназначенную для одновременного удовлетворения запросов и команд, в т. ч. в отношении соответствующей информационной базы программы, нескольких или многих пользователей).

К числу преимуществ этой технологии по сравнению с традиционными можно отнести:

  • сравнительно низкую стоимость (зачастую примерно втрое меньше, чем у полной версии программы), возникающую благодаря отсутствию дополнительных финансовых затрат на приобретение и легализацию (путем покупки соответствующей лицензии) работы базы 1С. При этом функциональный инструментарий у такой «усеченной» однопользовательской программы, как правило, такой же, как и у ее полной версии;
  • оперативную готовность к работе . Указанное преимущество тесно связано с предыдущим, поскольку у данной технологии отсутствует необходимость осуществления дополнительных финансовых затрат по приобретению и легализации (путем покупки соответствующей лицензии) работы базы 1С. Тем самым однопользовательская программа данной технологии уже готова к работе без указанных финансовых и, как правило, сопутствующих им временных издержек;
  • удобную компактность , позволяющую осуществлять эффективное управление работой небольших теплосетей и водоканалов, находящихся на территории малых и средних муниципальных образований.

Вместе с тем необходимо отметить, что у данной технологии имеются и определенные уязвимости (ограничения) в сравнении с полными версиями соответствующих программ в виде отсутствия возможности:

  • ведения учета с одновременным анализом работы в отношении двух и более организаций в пределах одной информационной базы . При этом обращаем внимание на имеющуюся у данной технологии возможность ведения такого учета применительно к нескольким организациям, но не в одной, а в нескольких отдельных информационных базах, размещенных на одном компьютере. Таким образом, при необходимости указанную уязвимость можно преодолеть созданием нескольких отдельных информационных баз на одном компьютере, что, конечно, представляет некоторое неудобство, но тем не менее является пусть и трудоемким и менее комфортабельным, но все же выходом из этой затруднительной ситуации;
  • осуществления одновременной работы с информационной базой программы указанной технологии кем-либо еще, кроме одного пользователя (из-за чего она, собственно говоря, и называется однопользовательской);
  • внесения новейших технологических изменений(т. е. обновления, актуализации, соответствующего конфигурирования) в такую программу. Подобно описанной уязвимости, связанной с отсутствием возможности у программ данной технологии по ведению учета в отношении двух и более организаций в пределах одной информационной базы, для преодоления данного ограничения также имеется «противоядие» в виде, как правило, выпускаемых производителем программ этой технологии периодических обновлений, разработанных с учетом соответствующих изменений в законодательстве. А поскольку российское законодательство меняется довольно часто, то это, конечно же, создает определенные неудобства, в т. ч. временные и финансовые;
  • осуществления поддержки работы указанной программы в технологии «клиент - сервер» (представляющей собою специальную вычислительную или сетевую IT-архитектуру, в которой пользовательские команды (задания) или сетевая нагрузка особым образом распределены между поставщиками услуг, называемыми серверами, и заказчиками услуг, называемыми клиентами), а также функционирования так называемых распределенных информационных баз , представляющих собой, как правило, определенную IT-структуру, включающую отдельные информационные базы, сформированные в иерархическом порядке на базе определенной IT-платформы (например, 1С), между которыми происходит обмен информацией (в виде различных данных, сведений и т. п.) с целью синхронизации процесса конфигурации таких баз, а также обрабатываемой информации.

К сведению

База данных - совместно используемый набор логически связанных данных. Это единое хранилище данных, которое однократно определяется, а затем используется одновременно многими пользователями.

Электронно-математическое моделирование работы системы теплоснабжения . В качестве нормативно- методологической основы работы данной технологии выступает постановление Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения». Необходимо отметить, что указанные Требования включают также требования к Электронной модели системы теплоснабжения поселения, городского округа, в т. ч. по графическому представлению объектов системы теплоснабжения с привязкой к топографической основе муниципальных образований, паспортизации указанных объектов, осуществлению гидравлических расчетов проектирования и работы тепловых сетей, моделированию их функций и по некоторым иным аспектам (характеристикам) функционирования и возможных сценариев перспективного развития объектов системы теплоснабжения.

Указанная технология представляет собой разработанную одним из отечественных производителей программного обеспечения (ПО) для водоканалов и теплосетей так называемую электронную модель системы теплоснабжения, состоящую из геоинформационной системы (ГИС) и модуля гидравлических расчетов тепловой сети.

Необходимо отметить, что при создании и в процессе работы указанной электронной модели используется различный IT-инструментарий, позволяющий не только с помощью графики комплексно (системно) описать (паспортизировать) все технологические объекты, составляющие систему теплоснабжения, но и на основе специальных алгоритмов и программ осуществить необходимые математико-аналитические расчеты особенностей проектирования и работы трубопроводных сетей (в т. ч. расчеты тепловых потерь, балансов тепловой энергии и др.) в целях создания адекватной расчетно-аналитической модели таких сетей, многоаспектного и поливариантного моделирования возможных ситуаций, в т. ч. аварийных, форс-мажорных.

При этом особую значимость приобретает процесс информационного наполнения, т. е. формирования баз данных. Вводимая информация должна максимально полно, конкретно и в исчерпывающем объеме раскрывать электронный план местности, где расположены сети, и характеризовать каждый значимый составляющий элемент (объект).

В свою очередь, ГИС представляет собой многофункциональную систему в виде особого IT-программного продукта, предназначенного для сбора, обработки, анализа, моделирования, графического отображения пространственно-географических данных и иной информации об объектах и значимых элементах системы теплоснабжения, необходимой для решения поставленных расчетно-аналитических задач. При этом ГИС может включать как пространственные базы данных (БД), включая БД, находящиеся под управлением универсальных СУБД, так и различные графические редакторы (например, редакторы растровой и векторной графики), а также некоторые иные средства и инструментарии пространственно-графического анализа данных.

К сведению

Система управления базами данных (СУБД) - это совокупность программных и лингвистических средств общего или специального назначения, с помощью которого пользователи могут определять, создавать и поддерживать базу данных, а также осуществлять контролируемый доступ к ней.

Классифицировать СУБД можно по различным признакам:

По модели данных:

Иерархические;

Сетевые;

Реляционные;

Объектно-ориентированные;

Объектно-реляционные;

По степени распределенности:

Локальные - все части СУБД размещаются на одном компьютере;

Распределенные - части СУБД могут размещаться на двух компьютерах и более;

По способу доступа к БД:

Файл-серверные;

Клиент-серверные;

Встраиваемые.

Применение данной технологии с использованием ГИС и указанного модуля гидравлических расчетов имеет по сравнению с традиционными технологиями следующие преимущества:

  • экономичность, выражающуюся в существенном уменьшении расходов на материальные ресурсы при применении данной технологии;
  • энергоэффективность, проявляющуюся в значительном снижении уровня потребления коммунальных ресурсов (электроэнергии, тепла, ГВС, ХВС, газа);
  • эффективность осуществления работ по проектированию, содержанию и ремонту тепловых сетей (включая проведение необходимых гидравлических расчетов, в т. ч. тупиковых и кольцевых тепловых сетей), формированию соответствующей отчетной документации по объектам сети и проводимым плановым и внеплановым ремонтно-профилактическим работам (например, отчетов о функциональном состоянии сети и ее объектов, о проведенных ремонтных, профилактических и аварийных работах, и т. п.).

Особый программно-расчетный комплекс , разработанный одним из отечественных производителей. Применение указанного комплекса позволяет эффективно осуществлять гидравлический и тепловой расчет, а также анализ инженерных коммуникаций с помощью графического редактора, расчетного модуля. В рамках данной технологии делается акцент на комплексное и комфортное, с использованием новейших достижений компьютерной графики, решение задач ресурсоснабжающей организации.

  • Содержание инженерных сетей: распределение обязанностей и ответственности

Пример

Благодаря компьютерной графике достигается более удобная и наглядная визуализация, например, объектов теплосети на схеме, введение, вычленение и редактирование их изображения, автоматизация необходимых расчетов и др.

При этом отличительной особенностью графического редактора данной технологии является простота его применения и многофункциональность.

К числу преимуществ данной технологии по сравнению с традиционными можно отнести:

  • быстродействие модуля гидравлического и теплового расчета , практически не зависящее от особенностей топологии сети и типа решаемой задачи;
  • сокращение времени необходимых вычислений и минимизация накопления ошибок таких вычислений - во многом благодаря применению алгоритма оптимизации ширины ленты;
  • увеличение количества нужной и полезной информации , полученной в результате проведения соответствующих расчетов;
  • повышение качества управления составом графической и цифровой информации, выводимой на экран монитора компьютера;
  • облегчение процесса поиска допущенных ошибок ввода и анализа работы сети, ставшее возможным с применением особого модуля этой технологии;
  • повышение эффективности и наглядности в восприятии графической информации и некоторые другие преимущества.

Усовершенствование работы модуля паспортизации , позволяющее вводить, обрабатывать и хранить всю необходимую для работы информацию - включая не только паспорта каждого объекта теплосети, но и сопутствующую нужную информацию в виде соответствующих таблиц.

Следует отметить, что современное программное обеспечение для теплоснабжающих организаций и предприятий водоснабжения и водоотведения далеко не исчерпывается перечисленными технологиями. Индустрия создания программных продуктов характеризуется их быстрым развитием и совершенствованием.

Тенденции модернизации в ЖКХ

К числу тенденций модернизации программного обеспечения для водоканалов и теплосетей можно отнести:

  • повышение оперативности, эффективности и результативности процесса обработки информации (в первую очередь заявок на осуществление профилактических и ремонтно-аварийных работ на объектах и (или) наиболее значимом оборудовании систем водоканалов и теплосетей);
  • снижение затрат на внедрение, поддержку, функционирование и модернизацию новейших технологий в данной сфере;
  • сокращение времени вычислений, касающихся особенностей проектирования, функционирования, модернизации теплосетей и водоканалов, а также минимизации накопления ошибок таких вычислений;
  • улучшение оперативной готовности к работе, в т. ч. благодаря отсутствию дополнительных финансовых затрат на приобретение и легализацию (путем покупки соответствующей лицензии) работы соответствующей IT-платформы;
  • развитие комплексно-системной идентификации указанных объектов или оборудования;
  • неуклонное увеличение мощности систем;
  • стремление к стандартизации отдельных элементов интерфейса программ, форматов данных и т. д.

Производители ПО постоянно работают над оптимизацией соотношения цены и качества выпускаемого продукта.

Немало внимания уделяется автоматизации работы ПО; совершенствованию качества, комфортности и удобства в эксплуатации данного ПО, качества и корректности осуществления моделирования и схематического изображения функционирования объектов или оборудования водоканалов и теплоснабжающих (теплосетевых) организаций.

Loading...Loading...